КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные нормы: структура, виды, формы реализации
Структура конституционных норм. Особенности конституционных норм связаны прежде всего с их структурой- Среди отечественных ученых распространено мнение, что обязательными элементами каждой правовой нормы, образующими в единстве ее структуру, являются гипотеза, диспозиция и санкция. Они выражают, соответственно, условия, при которых правовая норма подлежит применению, собственно правовой обязанности субъектов отношений и указание на последствия, наступающие в результате невыполнения или ненадлежащего выполнения предписаний диспозиции правовой нормы. С. С. Алексеев (и его последователи) делит нормы права по их структуре на регулятивные (гипотеза и диспозиция) и охранительные (нарушение диспозиции и санкция). Конституционные нормы наиболее близки по своей структуре к данной классификации. Существует мнение, что подавляющее число конституционных норм содержит только диспозиции. Но в этом случае вряд ли можно говорить о структуре конституционной нормы и вообще о норме как правиле поведения (здесь налицо дефиниция либо иное установление). § 3. Конституционные нормы: структура, виды, формы реализации 95 Как правило, конституционные нормы не содержат санкций. Но это не значит, что они остаются без государственного обеспечения в их действии и реализации. Отсутствие указания на конкретные санкции в тексте конституции говорит лишь о специфике использования конституционных установлений. Для конституции вообще характерен отсылочный способ определения ответственности за нарушение содержащихся в ней установлений. Классификация конституционных норм. Особенности конституционных норм дают основание для их классификации по различным критериям1. Конституционные нормы различаются по характеру содержания и основного назначения своих предписаний. По данному критерию конституционные нормы классифицируются на управомочивающие, обязывающие и запрещающие. В соответствии с ролью, выполняемой в механизме конституционного регулирования, следует выделить материальные и процессуальные конституционные нормы. Материальные нормы определяют права и обязанности, полномочия органов публичной власти и других субъектов конституционных отношений. Процессуальные нормы закрепляют процессуальные формы реализации материальных норм. Различный характер обязательности предписаний, содержащихся в конституционных нормах, служит основанием: для деления их на императивные, диспозитивные, альтернативные и поощрительные. Императивные нормы исключают какие-либо отступления от сформулированного в них правила. Диспозитивные нормы предусматривают права и обязанности, которые осуществляются по выбору участников отношений. Альтернативные нормы допускают различные варианты поведения в зависимости от конкретных условий. Поощрительные нормы устанавливают меры, стимулирующие достижение повышенных социальных результатов. Конституционные нормы можно классифицировать на общие, специальные и исключительные. Общие нормы регулируют родственные виды общественных отношений. Специальные нормы регулируют специфический вид отношений данного рода либо имеют специальное назначение. Исключительные нор- 1 См.: Кутафий О. Б. Предмет конституционного права. С. 83—94; Лучин В. О. Указ. соч. С. 45—58. 96Глава 3. Действие и реализация, конституций мы определяют некоторые изъятия из правил, содержащихся в общих или специальных нормах. По действию во времени следует различать конституционные нормы, которые действуют в течение неопределенного срока, и нормы с ограниченным сроком действия. Возможны и иные классификации конституционных норм. Формы реализации конституционных норм. Управомачивающие, обязывающие и запрещающие конституционные нормы имеют три формы реализации: использование, исполнение и соблюдение. Конституционные нормы, закрепляющие основные права и свободы индивидов, иных субъектов конституционных правоотношений реализуются в форме использования опосредуемых ими материальных интеллектуальных и иных благ. Злоупотребление конституционными правами и свободами является конституционным правонарушением. Формой реализации конституционных норм, закрепляющих обязанности субъектов конституционных правоотношений, служит их исполнение путем активных действий. Неисполнение конституционных обязанностей является конституционным нарушением. Конституционные нормы, устанавливающие запреты, реализуются в форме соблюдения путем воздержания от определенных действий субъектами конституционных правоотношений. Следует учитывать, что конкретная конституционная норма может быть реализована в той или иной форме при условии необходимых действий других участников соответствующих конституционных правоотношений. Так, использование конституционного права лицом зависит не только от желания самого лица, но и от обязанных субъектов конституционного правоотношения применительно к данному липу. Использование конституционной свободы лицом зависит от соблюдения и соответствующих запретов, направленных на обеспечение этой свободы. Исполнение конституционной обязанности зачастую требует дополнительных организационных действий других участников конституционного правоотношения. В связи с этим следует выделить еще одну форму реализации конституционных норм, а именно их применение. Значительное число конституционных норм, несмотря на то, что имеются вес фактические основания для их реализации, не может быть осуществлено без вынесения компетентными орга- § 3. Конституционные нормы: структура, виды, формы реализации 97 нами или должностными лицами соответствующих актов применения. Применение конституционных норм есть особая организационно-правовая форма, способ их реализации, который не связывается с осуществлением какого-либо одного вида конституционных норм — обязывающих, запрещающих или управомочивающих, а следовательно, и не совпадает ни с одной из основных форм реализации конституционных норм — исполнением обязанностей, соблюдением запретов или использованием права. По отношению к применяющему компетентному органу или должностному лицу, применение конституционных норм есть, конечно, их исполнение, соблюдение и использование. Но применение не исчерпывается этим- Оно имеет специфическое содержание, так как в конечном счете направлено на других субъектов, которые используют права (свободы) или полномочия (или исполняют обязанности). По своему содержанию применение конституционной нормы представляет собой правомерную активную деятельность управомоченных субъектов права, которая сопряжена с организацией осуществления этой нормы (требований диспозиции или санкции) в правоотношениях, т. е. с определенными организационно-правовыми формами воздействия на субъектов данных отношений для использования прав (свобод) и полномочий и выполнения обязанностей. Применение — фактор организации осуществления конституционных норм, претворения в жизнь требований диспозиции или санкции конституционной нормы. Без акта применения многие конституционные нормы просто невозможно осуществить на практике. Применение необходимо для того, чтобы наиболее полно обеспечить осуществление конституционных норм., а также для государственного контроля за правильностью и точностью их реализации. Правоприменительные акты являются юридическими фактами, с которыми государство связывает реализацию конституционных норм, их претворение их жизнь. Они, как и другие юридический факты, создают юридическую основу для реализации конституционных норм, обеспечивают перевод абстрактной социальной В03М05Ш0СТЙ в действительность. Акты применения означают, по-существу, официальное признание субъекта носителем соответствующего права или полно- 98Глава 3. Действие и реализации конституции мочия, форму (способ) последовательного перевода права из одной стадии проявления в другую в процессе их осуществления. Наряду с функциями организационного обеспечения и государственного контроля за правильностью реализации конституционных норм акты применения выполняют функцию индивидуального регулирования общественных отношений. Применительно к конституционным нормам это означает конкретизацию их содержания, оснований, порядка и пределов их реализации, индивидуализацию других юридических фактов, с которыми связано дальнейшее их осуществление и т. д. По содержанию и значению в механизме реализации конституционных норм правоприменительные акты можно классифицировать: 1) на конкретизирующие (регламентирующие); 2) регистрационные; 3) акты о признании; 4) разрешающие (разрешительные); 5) учреждающие (учредительные); 6) запрещающие (запретительные). Указанные виды актов применения диспозиций конституционных норм отражают особенности реализации предусмотренных ими прав и свобод субъектов. § 4. Конституционно-правовые отношения: виды, субъекты, содержание, объекты, юридические факты Конституционно-правовые отношения, обладая основными признаками, присущими правоотношениям в целом, имеют свою специфику. Конституционно-правовые отношения опосредуют наиболее важные, существенные, стабильные отношения, образующие устои общества (отношения собственности, власти, государственного устройства и др.). Они возникают на основе конституции и иных источников конституционного права и действуют в максимально широких временных и пространственных координатах, совпадающих с действием самой конституции. Конституционные установления реализуются в форме общих и конкретных конституционно-правовых отношений. Общие конституционно-правовые отношения выражают правовое состояние субъектов, их взаимоположение относительно друг друга, ответственность друг перед другом и государством. Конституционные нормы реализуются в форме конкретных конституционно-правовых отношений. Общие и конкретные конституционно-правовые отношения являются основой возникновения и развития иных отраслевых правоотношений. § 4. Конституционно-правовые отношения 99 Конституционно-правовые отношения бывают активного и пассивного типа. Конституционно-правовые отношения активного типа складываются на основе обязывающих и управомочивающих норм, требуют от субъектов права совершения положительных действий, без которых интересы управомоченного не могут быть удовлетворены. Конституционные правоотношения пассивного типа складываются на основе запрещающих норм. Главным субъектом конституционно-правовых отношений является народ. Как определенная историческая общность народ является источником и суверенным носителем власти во всех формах ее проявления. Право участвовать в свободных выборах, право выражать свою волю путем референдума принадлежат исключительно народу. Народ выступает преимущественно как участник общих конституционно-правовых отношений и в таком качестве связан со всеми основными видами субъектов конституционного права. Народ выступает и как участник конкретных конституционно-правовых отношений, возникающих, например, при формировании органов государственной и муниципальной власти, в процессе проведения всенародного обсуждения и референдума. Субъектами конституционно-правовых отношений выступают нации, народности, национальные меньшинства, в том числе коренные малочисленные народы. Российская Федерация, субъекты РФ, органы публичной власти как самостоятельные субъекты конституционно-правовых отношений реализуют специальные полномочия, соответствующие конституционным целям и задачам их деятельности. Они осуществляют функции законодательной, исполнительной и судебной власти. Другими субъектами конституционно-правовых отношений являются: Правительство РФ, иные органы, осуществляющие государственную класть в Российской Федерации и в ее субъектах; депутаты, выборные должностные лица, структурные образования законодательных органов государственной власти, избирательные комиссии; муниципальные образования, органы местного самоуправления; общественные объединения, их органы и должностные лица; юридические лица; территориальные и трудовые коллективы граждан; индивиды — граждане, иностранные граждане и лица без гражданства. 100Глава 3. Действие и реализация конституции Конституционные установления имеют своей целью общую, универсальную регламентацию статуса личности; они касаются не какой-либо одной его стороны, а всех наиболее важных сторон, однако не в полном объеме, не в деталях, а лишь обобщенно, предусматривая самые существенные черты правового положения личности в целом. Специфика конституционно-правовых отношений, участниками которых являются индивиды, состоит также в том, что принадлежащие им права и обязанности вытекают непосредственно из основного закона: будучи реализованными в конкретном правоотношении, не прекращаются, а существуют постоянно, имеют одинаковые объем и содержание для каждого индивида, особый механизм обеспечения, охраны и защиты. Содержание конституционно-правовых отношений специфично; оно включает связь прав (полномочий) и обязанностей субъектов отношений. Если право (полномочие) -~ мера возможного или дозволенного поведения самого управомоченного субъекта по пользованию определенным благом в целях удовлетворения его интересов, то обязанность является мерой должного поведения субъекта, которому предписано следовать в соответствии с требованиями у правомоченого. Конституционно-правовое отношение есть волевое отношение, в котором общая воля, выраженная в норме, проявляется в поведении его участников. Волевое содержание правоотношений связано прежде всего с государственной волей, выраженной в конституционных установлениях, и лишь затем с субъективной волей их субъектов. Объекты конституционно-правовых отношений — это их необходимый структурообразующий элемент. Конституционно-правовые отношения включают разнообразные материальные и нематериальные объекты, по поводу которых субъекты вступают в определенные правовые связи. По существу, это те явления, предметы окружающего мира, на которые направлены права (полномочия) и обязанности. Конституция содержит широкий перечень объектов общих и конкретных конституционно-правовых отношений: основы конституционного строя; человек, его права и свободы; полновластие и самоуправление народа; национальный и государственный суверенитет; федерализм; демократия, идеологическое и политическое многообразие, многопартийность; конституционность и законность; мир §4. Конституционно-право вые отношении 101 и международное сотрудничество и др. Объекты конституционно-правовых отношений играют важную роль в обеспечении связи между их участниками в реализации ими своих законных интересов. Возникновение, изменение и прекращение конституционно-правовых отношений связаны с юридическими фактами, т. е. жизненными явлениями и обстоятельствами, которые входят в предмет конституционного регулирования. Юридические факты вызывают предусмотренные конституционными установлениями правовые последствия в виде конституционно-правовых отношений. Основанием возникновения общих конституционно-правовых отношений служат, например, провозглашение Российской Федерации демократическим федеративным правовым государством с республиканской формой правления (ст. 1 Конституции РФ), установление ее светского характера и отделение религиозных объединений от государства (ст. 14). Конкретные конституционно-правовые отношения возникают, изменяются и прекращаются на основе таких юридических фактов, как юридические события и юридические действия. Наступление юридических событий не зависит от воли людей, однако указание на них в конституционных установлениях придает им юридическую значимость, связывает с ними меру возможного и должного поведения соответствующих субъектов. Среди юридических событий назовем достижение установленного возраста, наступление или истечение определенного срока. События не только выполняют свою служебную роль в конституционно-правовых отношениях самостоятельно, но и выступают наряду с действиями в качестве элементов сложного юридического состава. Юридические действия выражают волевое поведение субъектов. Они делятся на правомерные и неправомерные. Правомерные действия — это позитивная активность, поддерживаемая и стимулируемая конституционными установлениями. Неправомерные действия (конституционные деликты) — те, которые совершаются вопреки конституционным предписаниям и поэтому осуждаются обществом и государством. Конституционными правонарушениями считаются издание актов, противоречащих конституции либо нарушающих установленную иерархию между ними, несоблюдение конституционных запретов, а 102Глава 3. Действие и реализация конституции также многие другие действия, противоположные тем, которые признаны конституцией правомерными. В ряду правомерных действий выделяются правовые акты, в том числе правоприменительные акты, роль которых в системе конституционных правоотношений значительна- С изданием, например, правовых актов связано возникновение подавляющего большинства конституционно-правовых отношений, в которых участвуют органы публичной власти и должностные ж~ да. Реализация ими своей компетенции, как правило, требует принятия: соответствующих правовых актов.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |