КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционализм и его развитие в современных условиях
Конституция вызывает к жизни многие правовые явления, которые в их взаимосвязи и взаимовлиянии составляют единую конституционно-правовую систему, обозначаемую в науке общим понятием конституционализма1 Исследователи, раскрывающие содержание конституционализма (С.А. Авакьян, Н.А. Боброва, Н.А.Богданова, В.Т. Хабриева, В.Е.Чиркин и др.), отмечают такие основные его грани, формы проявления и элементы, как конституционные идеи и ценности; конституционно-правовую культуру, конституционную доктрину и идеологию (мировоззренческий и идейно-теоретический аспекты); наличие, бытие конституции и иных нормативных актов конституционного значения (нормативно-правовой аспект); соотношение конституции и реальной действительности (институционально- функциональный ас- 1- О развитии конституционализма СМ.: Кутафин О.Б. Российский конституционализм. М..,2008 г. § 3. Конституционализм и его развитие в современных условиях 153 пект); гарантирование, охрана и защита конституции (обеспечительно -защитный аспект). Конституционализм может выступать в качестве цели, процесса, средства, результата социально-экономического, политико-государственного развития и может иметь различную типологию (либеральную, патерналистскую, тоталитарную)1. Конституционализм — многоэлементный и многоуровневый феномен, являющийся широким и емким, как его понятие. Конституционализм имеет несколько срезов и означает, во-первых, конституционно-правовое мировоззрение, т. е. философско-правовое осмысление конституции; во-вторых, научную конституционно-правовую доктрину; в-третьих, конституционно-правовую систему; в-четвертых, конституционно-правовую политику; в-пятых, практику обеспечения, реализации, охраны и защиты конституции; в-шестых, конституционно-правовую культуру, конституционно-правовое сознание, просвещение, обучение и воспитание. Большой вклад в обогащение всех элементов конституционализма вносит Конституционный Суд РФ2. Все составляющие конституционализма развиваются под воздействием системы общественных отношений, разнообразных факторов, реальной жизни и находятся в постоянном взаимодействии между собой. Конституция РФ в общественном сознании играет мировоззренческую роль, воплощает передовые идеи конституционализма и определяет фундамент и основные направления развития всех элементов политической и правовой систем — норм и отношений, гарантий и механизмов реализации и т. п. Конституция РФ в процессе ее реализации формирует конституционно-правовое мировоззрение как ядро общественного, в том числе профессионального и индивидуального, правосознания. На базе Конституции РФ правовая жизнь России обогатилась новыми явлениями и процессами, нашедшими свое выражение в таких научных понятиях (категориях), как конституционность и конституционный порядок. Наряду с понятиями законности и правопорядка, которым в советской юридической науке уделялось значительное внимание, в современных условиях закономерным является утверж- 1См.: Боброва //. А. Конституционный строй и конституционализм в России. М, 2003. С. 24-26. 2См.: Витрук N. В. Конституционное правосудие в России (1991—2001 годы): очерки теории и практики. М., 2001. С. 154—181. 154Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни дение категорий конституционности и конституционного порядка, требующих своего содержательного раскрытия. По аналогии с понятием законности многие авторы, в том числе и автор данного текста, стали пользоваться термином «конституционная законность». Это менее удачный термин, он тавтологичен и не передает существа и особенностей конституционности, отличного от законности. Конституционность есть система реально действующего права, означающая наличие правовой конституции, ее верховенство, высшую юридическую силу, общеобязательность, прямое действие и реализацию на всей территории государства, а также ее обеспечение, охрану и защиту. Законность есть система реально действующего права, означающая наличие правовых законов, соответствующих конституции их верховенство по отношению к подзаконным актам и их реализацию всеми субъектами права на всей территории государства» а также их обеспечение, охрану и защиту. Обязательным условием и существенным признаком конституционности как правового режима является правовой характер самой конституции как основного (высшего) закона государства (отсюда конституционность точнее было бы определить как право конституционность), ее верховенство и высшая юридическая сила в правовой системе, прямое действие на всей территории государства. Конституционность включает такие обязательные элементы, как обеспечение, реализацию, охрану и защиту конституции, осуществляемые органами публичной власти, их должностными лицами. Конституционность означает, что требования обеспечения, реализации, охраны и защиты конституционных положений обращены непосредственно к органам публичной власти, а также к объединениям граждан и их должностным лицам, осуществляющим публичные функции на основе конституции и законов. Категория конституционности должна быть дополнена понятием конституционного порядка- Требование о реализации конституции, ее положений, обращенное к гражданам и юридическим лицам, действующим в частной сфере, есть требование соблюдения конституционного порядка. Отличие конституционности от конституционного порядка может быть проведено по такому критерию, как их правовая основа. Если реализация конституции составляет содержание конституци- §.3, Конституционализм и его развитие и современных условиях 155 онности, то реализация конституционного права в его полном объеме — содержание конституционного порядка. Нарушении конституции, совершенные гражданами и другими лицами, а также юридическими лицами в частной сфере, не выступают в качестве нарушений конституционности, они суть нарушения конституционного порядка в обществе. Это, разумеется, не освобождает граждан и юридических лиц от юридической ответственности за любое правонарушение, в том числе за нарушение конституции. Граждане и юридические лица в свою очередь могут участвовать в выявлении нарушений конституции органами государственной власти, органами местного самоуправления и их должностными лицами, способствуя, таким образом, обеспечению и упорядочению конституционности. Конституционность и конституционный порядок могут быть охарактеризованы в качестве правового режима функционирования публичной власти в контексте ее взаимоотношений с гражданским обществом, социальными общностями, индивидами, принципа организации и функционирования органов государственной и муниципальной власти; метода государственного руководства и управления гражданским обществом; условия прогрессивной модернизации общества и государства; гаранта устойчивого, стабильного развития общественной и государственной жизни. Конституционно-правовая политика в современный период состоит в последовательном, наиболее полном и эффективном действии и реализации конституционных установлений, в кон- ституциализации правовой системы российского общества, общественно-политической и государственной жизни в стране. Конституциализация есть нарастающий процесс реализации конституционных установлений (целей и задач, принципов и норм и др.) в законотворчестве, в сфере частного и публичного права, в судебной и иной правоприменительной практике, в контрольно-надзорной деятельности по обеспечению и защите прав и свобод человека и гражданина. Существенную роль в интенсификации прогресса конституциализации играют решения и правовые позиции Конституционного Суда РФ, конституционных и уставных судов субъектов РФ, суды общей и арбитражной юрисдикции, мировые суды. Основным ориентиром и приоритетом в конституционно-правовой политике служит человек, его потребности и интере- 156Глава 6. Ценность конституции в государственной жизни сы, достоинство личности, ее права и свободы. Конституционно-правовая политика направлена на реальное соблюдение обязанности государства по признанию, соблюдению и защите прав и свобод человека в единстве с его обязанностями и ответственностью. Приоритетному направлению конституционно-правовой политики в правой сфере подчинены все остальные ее направления, основными из которых являются следующие: — создание устойчивой нормативно-правовой базы развития законодательства в соответствии с основами конституционного строя и иными конституционными принципами; — формирование правовых основ и условий функционирования системы народовластия, институтов гражданского общества (референдум, выборы, политические партии, общественные объединения и др.); — создание правовых и иных условий по реализации конституционных принципов разделения властей, федерализацию, местного самоуправления, по проведению административной реформы; — продолжение судебной реформы (обеспечение доступа к правосудию, создание специализированных судов и форм судопроизводства, повышение профессионализма судей и др.); — обеспечение эффективности государственной охранно-защитной деятельности (возрождение системы профилактики правонарушений, совершенствование механизмов защиты от правонарушений и средств ответственности за совершение правонарушений); — формирование и развитие конституционно-правовой безопасности общества, государства и каждой личности (борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, работорговлей и др.); — преодоление правового нигилизма, формирование и развитие конституционно-правовой культуры в процессе правового просвещения, обучения и воспитания. В современный период особо актуальна подготовка кадров юристов новой формации с новым конституционно-правовым мировоззрением, которое в первую очередь связано с пониманием механизма действия всего комплекса конституционно-правовых принципов и институтов (прямого, опосредованного, комплексного и т. Д.)- Речь идет прежде всего о конституционном праве, а также о конституционных аспектах всех отраслей права, всего текущего законодательства, судебной и иной правоприменительной практики, надзорно-контрольной деятелятель- Вопросы для повторения и самостоятельной работы157 ности компетентных органов и должностных лиц, субъектов гражданского общества. С учетом сказанного исключительно важно поднять на новый уровень преподавание конституционного права в средних и высших юридических учебных заведениях. В любой отраслевой дисциплине необходимо глубокое осмысление конституционных основ данной отрасли права и законодательства, привитие навыков постоянно оценивать отраслевые правовые установления с позиций конституционных положений, что возможно лишь на основе развитого конституционного мышления. Необходимо преодоление консерватизма и «местечковости» в профессиональном обучении юристов. Важно изучение и практическое овладение механизмами действия институтов всего конституционно-правового комплекса через призму сравнительного правоведения, что развивает конституционно-правовое мышление, позволяет увидеть достижения, преимущества и недостатки отечественной нормативно-правовой системы, правоприменительной практики в контексте мирового опыта. , Современный подход включает еще один аспект обучения юристов новой модели, связанный с изучением и использованием в юридической деятельности международного права» права международных сообществ, с участием в работе международных судебных органов (Европейского Суда по правам человека, Экономического суда СНГ и др.). Юристы должны знать национальную правовую систему, органично включенную в международное и европейское правовое пространство, и умело пользоваться национальными и международными средствами разрешения правовых конфликтов, защиты основных прав и свобод человека и гражданина. Вопросы для повторения и самостоятельной работы 1. В чем состоит ценность Конституции РФ? 2. В чем состоит различие таких понятий, как «конституционность» и «конституционный порядок»? 3. Назовите и охарактеризуйте социальные функции Конституции РФ. 4. Раскройте понятие конституционализма и его элементов. 5. Чем обусловлено формирование юристов новой формации, с новым конституционно-правовым мышлением? ОСОБЕННАЯ ЧАСТЬ Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации § 1, Понятие основ конституционного строя Раздел первый Конституции РФ открывается гл. 1 «Основы конституционного строя». Понятие основ конституционного строя является новым как для Конституции РФ, так и для науки конституционного права. В конституциях советского периода использовали понятия общественного строя (общественного устройства, его основ) и государственного строя. Понятие «общественный строй» включало экономическую и политическую систему общества, его социальные основы. Под экономической системой общества понималась совокупность общественных отношений, выражающих главные устои производства, распределения и обмена в сфере экономической жизни общества. Под политической системой общества понимался механизм народовластия, имеющий целью обеспечить управление государственными и общественными делами в соответствии с волей народа. Политическая система состояла из государства, общественных объединений и политических партий. По Конституции РСФСР 1978 г. в состав политической системы входили трудовые коллективы, которые были наделены рядом полномочий по участию в политической жизни страны, в частности по участию в выборах представительных органов государственной власти. Социальную основу общества составляли отношения между социальными группами и слоями общества* Понятие государственного строя обозначало основные характеристики государства, его территориальную организацию, систему государственных органов, порядок их образования и взаимодействия как между собой, так и с гражданами и их объединениями. § 1. Понятие основ конституционного строя159 Понятие «конституционный строи» является более широким. Оно включает в себя характеристику как общественного, так и государственного строя. Конституционный строй возможен только в правовом конституционном государстве. Основным отличительным признаком правового (конституционного) государства является подчинение государства праву. Оно в своей деятельности, в осуществлении всех форм власти ограничено и связано правом- Конституционный строй — закрепленное в Конституции РФ устройство общества и государства, отличительным признаком которого является подчинение государства праву. Подчинение государства и общества праву должно быть обеспечено гарантиями, которые являются одновременно основами конституционного строя. Основы конституционного строя представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией, возникшие в период буржуазных революций и воспринятые конституциями современных демократических государств, в том числе Конституцией РФ 1993 г. Они имеют универсальный характер для мировой цивилизации, определяют взаимоотношения между личностью, обществом и государством. Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя представляют собой нормы-принципы, развиваемые нормами других глав Конституции РФ. Их особая юридическая природа, верховенство обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135 Конституции РФ-Основы конституционного строя Российской Федерации можно классифицировать на основы правового (конституционного) государства и основы гражданского общества. К основам конституционного государства относятся: уважение прав и свобод человека, народовластие, республиканская форма правления, суверенное государство, социальное государство, разделение властей, федеративное государство, светское государство, К основам гражданского общества относятся: экономическая основа общества, идеологический и политический плюрализм. Признание человека, его прав и свобод высшей ценностью является важнейшей гарантией подчинения государства праву и непременным условием признания государства правовым (конституционным). Признание человека высшей ценностью, признание, соблюдение и защита прав и свобод человека и гражданина — первейшая по своему значению основа конституционного строя Российской Федерации. 160' Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации В правовом (конституционном) государстве должно быть закреплено и обеспечено развитие гражданского общества, участие граждан в осуществлении власти как непосредственно, так и через представителей. С. А. Котляревский писал, что «в конституционном государстве всякий полноправный гражданин через своих представителей является участником в создании того акта государственной воли, который именуется законом; он не получает этого веления со стороны, как чего-то чуждого ему»1. Конституционное государство предполагает наличие непосредственной и представительной демократии. Оно сближает представителей и представляемых и стремится создать из тех и других единое гражданское общество. Гражданское общество является следствием длительного развития самого общества, социального прогресса, культуры, цивилизации. Гражданское общество — открытое, демократическое, саморазвивающееся общество. В гражданском обществе интеграция личности и государства происходит через такие независимые социальные институты, как политические партии, общественные объединения, церковь. Следовательно, демократия (народовластие) является важнейшим признаком правового (конституционного) государства, основой конституционного строя. Характеристика правового (конституционного) государства предполагает разделение государственной власти на законодательную, исполнительную и судебную. Источником власти остается народ. Однако полномочия по осуществлению власти распределяются между тремя ветвями власти, которые независимы друг от друга по своему положению и своей деятельностью одерживают друг друга. Суть разделения властей — в обеспечении защиты свободы граждан путем создания системы сдержек и противовесов между законодательной, исполнительной и судебной властями, нейтрализующей тенденции к захвату власти той или иной группой граждан или отдельным должностным лицом. Таким образом, принцип разделения властей составляет -следующую обязательную основу конституционного строя. Правовое (конституционное) государство должно создать условия, обеспечивающие достойную жизнь и свободное развитие- человека. Следовательно, оно должно быть социальным. Социальный характер конституционного государства является *' -Котляревский С. А. Конституционное государство. СПб., 1907. С. 9. § I. Понятие основ конституционного строя161 одной из основ конституционного строя Российской Федерации. Обязательным условием осуществления народовластия является наличие органов местного самоуправления в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных 'местных традиций, существующего вне системы государственной власти. Местное самоуправление как одна из форм публичной власти народа обеспечивает самостоятельное решение населением вопросов местного значения, владение, пользование и распоряжение муниципальной собственностью. Оно реализуется гражданами путем референдума, выборов, других форм прямого волеизъявления, через выборные и другие органы местного самоуправления. Местное самоуправление осуществляется в городских, сельских поселениях и на других территориях с учетом исторических и иных местных традиций. Это основа конституционного строя Российской Федерации. Конституционный строй предполагает наличие идеологического и политического многообразия. В правовом государстве никакая идеология не получает статус официальной, государственной или обязательной. Разнообразные политические идеи относительно путей развития России могут вырабатываться, развиваться и пропагандироваться многообразными и равными перед законом политическими партиями. Для выражения и защиты интересов различных групп граждан создаются общественные объединения. Политические партии и общественные объединения, представляющие различные мнения в качестве идеологических течений, — необходимое условие существования гражданского общества. Идеологический и политический плюрализм выступает неотъемлемой основой конституционного строя Российской Федерации. Правовое (конституционное) государство должно быть суверенным у обладать как верховенством и независимостью в осуществлении государственной власти внутри страны, так и самостоятельностью на международной арене. Суверенный характер Российского государства является существенной основой конституционного строя Российской Федерации. Важнейшими гарантиями правового (конституционного) характера государства являются признание и равная защита частной, государственной, муниципальной и иных форм собственности, единство экономического пространства, свободное перемещение товаров, услуг и финансовых средств, поддержка 162 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации конкуренции, свобода экономической деятельности, которые составляют экономическую основу конституционного строя Российской Федерации. Конституция РФ в гл. 1 называет и такие основы конституционного строя Российской Федерации, как республиканская форма правления, федеративное устройство, светский характер Российского государства. Закрепленные гл. 1 Конституции РФ основы конституционного строя представлены в ней в виде установлений (целей, задач, принципов), развиваемых в других ее положениях. Их особая юридическая природа, верховенство и высшая юридическая сила обеспечиваются особым порядком их пересмотра, предусмотренным ст. 135. По своему содержанию перечисленные основы конституционного строя Российской Федерации представляют собой общечеловеческие ценности, выработанные мировой цивилизацией. Они возникли еше в период буржуазных революций и восприняты конституционным законодательством современных демократических государств. Конституция РФ 1993 г. не является в этом плане исключением.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1117; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |