Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы экономических отношений




Экономическая основа конституционного строя Россий­ской Федерации включает совокупность конституционных принципов, устанавливающих базовые, основополагающие по­ложения в экономической сфере страны. В их числе — единое экономическое пространство; свобода экономической деятель­ности; признание и защита равным образом различных форм собственности; поддержка конкуренции (ст. 8 Конститу­ции РФ).

Основу функционирования единого экономического про­странства составляет объединение интересов собственников, направленное на реализацию их потребностей. Указанная инте­грация возможна только в условиях свободного движения това­ров, денежных средств, рабочей силы и информации, что га­рантируется: следующими положениями Конституции РФ:

— на территории Российской Федерации не допускается ус­тановление таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо иных препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств. Ограничения могут' вводиться в соответ­ствии с федеральным законом, если это необходимо для обес-

§ 6. Конституционные основы экономических отношений199

печения безопасности, защиты жизни и здоровья людей, охра­ны природы и культурных ценностей (ст. 74);

— денежной единицей в Российской Федерации является рубль. Денежная эмиссия осуществляется исключительно Бан­ком России. Введение и эмиссия других денег в Российской Федерации не допускаются (ч. 1 ст. 75); '

— система налогов, взимаемых в федеральный бюджет, и об­щие принципы налогообложения и сборов в Российской Феде­рации устанавливаются федеральным законом (ч. 3 ст. 75).

В интерпретации Конституционного Суда РФ принцип еди­ного экономического пространства гарантируется осуществле­нием находящейся в ведении Российской Федерации единой финансовой политики, включающей и единую налоговую по­литику; установлением правовых основ единого рынка; феде­ральным финансовым, в том числе бюджетным, регулировани­ем; принятием гражданского, гражданского процессуального и арбитражного процессуального законодательства; формирова­нием федеральных экономических служб (п. «а», «е», «ж», «о» ст. 71, ч. 3 ст. 75)1.

При этом единство экономического пространства не может быть достигнуто без создания единой информационной систе­мы рынка2. А конституционным критерием соотношения меж­ду обязанностью государства установить правовые основы еди­ного рынка и свободой экономической деятельности служат конституционные принципы, в силу которых Российская Феде­рация является правовым государством с социально ориентиро­ванной рыночной экономикой3.

С принципом свободы экономической деятельности связаны прежде всего положения Конституции РФ, содержащиеся в главе о правах и свободах человека и гражданина. Принципом экономической свободы предопределяются конституционно га­рантируемые правомочия, являющиеся составляющими консти­туционного права на свободное использование своих способно­стей и имущества для предпринимательской и иной не запре­щенной законом экономической деятельности (ч. 1 ст. 34).

1См., например, определение Конституционного Суда РФ от 25 декабря

2003г. № 455-0.

2См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 4 марта 1997 г. №4-П.

3См, например, поетан-ойлсние Конституционного Суда РФ от 24 февраля2004г. № 3-200

Глава 7, Основы конституционного строя Российской Федерации

Реализуя конституционное право, закрепленное в ч.1 ст. 34, граждане самостоятельно определяют сферу своей экономической деятельности, осуществляют ее в индивидуальном порядке или совместно с другими лицами, выбирают экономи­ческую стратегию развития бизнеса, используя свое имущество с учетом конституционных гарантий права собственности и поддержки государством добросовестной конкуренции1.

Раскрывая содержание конституционного права на свободное осуществление предпринимательской и иной не запрещенной за­коном экономической деятельности, Конституционный Суд РФ подчеркнул, что данное право не означает, что государство возла­гает на себя обязанность гарантировать каждому предпринимате­лю (или гражданину-вкладчику) получен ие дохода2.

Свобода предпринимательской и иной экономической дея­тельности, являясь необходимым условием формирования и функционирования рыночной экономики, относится к числу социально-экономических прав и является, по существу, одной из форм свободы труда.

В основе конституционного принципа свободы экономиче­ской деятельности лежат следующие нормы гл. 2 Конститу­ции РФ:

— право выбирать род деятельности и профессию, что озна­чает свободу экономического выбора (ст. 37);

— право свободно передвигаться, выбирать место пребыва­ния и жительства, что предполагает свободу рынка труда (ст. 27);

— право на объединение (ч. 1 ст. 30), что в совокупности с ч. 1 ст. 8, ч. 1 ст. 34, ч. I, 2 ст. 35 и составляет конституционно-правовую основу для участия каждого в совместном использова­нии своих способностей и имущества для предпринимательской и иной не запрещенной законом экономической деятельности путем создания коммерческих объединений, которые сами по себе также могут образовывать ассоциации, союзы, а равно и иные организационно-правовые формы коллективного взаимо­действия3;

1См., например, постановления Конституционного Суда РФ от 10 апреля2003 г. № 5-П, от 24 февраля 2004 г. № 3-П, от 15 марта 2005 г. № 3-П.

2См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 22-июля2002 г. №14-П.

3См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая2005 г. № 6-П.

§ 6. Конституционные основы экономических отношений 201

— право на свободу договора - свободу заключать граж- данско- правовые и иные сделки, которое может быть выделено из смысла положений ч. 1 ст. 22, ч. 2 ст. 35, ст. 37;

— право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться и распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами (ч. 1, 2 ст. 35); право иметь в частной собственности землю, владеть, пользоваться и распоряжаться землей и другими природными ресурсами (ч. I, 2 ст. 36); право использовать имущество для целей предпринимательской и иной же за­прещенной законом экономической деятельности (ч. 1 ет. 34)'.

Предназначение гарантируемого и охраняемого Конституцией РФ права собственности состоит в том, чтобы обеспечить его обладателям определенную степень свободы в экономиче­ской сфере. Таким образом, право иметь имущество в собственности означает свободу формирования имущественной фазы предпринимательства, использования имущества, свободу реа­лизации на рынке произведенного товара, включая право на свободу договора2.

Свобода экономической деятельности, права владения, поль- зования и распоряжения имуществом, а также свобода догово­ров могут быть ограничены федеральным законом, но только в той мере, в какой это необходимо в целях защиты основ, кон­ституционного строя, нравственности, здоровья, прав и закон­ных интересов других лиц, обеспечения обороны страны и безо- пасности государства (ч. 3 ст. 55). При этом возможные ограни- чения федеральным законом прав владения, пользования и распоряжения имуществом, а также свободы предпринимательской деятельности и свободы договоров, исходя из общих прин­ципов права, должны отвечать требованиям справедливости, быть адекватными, пропорциональными, соразмерными и необходимыми для защиты конституционно значимых ценностей, в том числе прав и законных интересов других лиц3.

Юридическая безопасность частных собственников и пред­принимателей непосредственно обеспечивается с помощью

1См.: ГаЬжиее Г. Л., Пепелят С. Г. Предприниматель -налогоплательщик-государство. Правовые позиции Конституционного.Суда Российской Федерации: уче.б. пособие. М., '1998. С. 21,_

2см., например, постановление Конституционного Суда РФ от 31 мая 2005 г. № 6-П

3См., например, постановления Конституционного Суда РФ ©т 21 апреля2003 р. № 6-П, от 18 июля 2003 г, № 14-П.

202 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

конституционного принципа признания и защиты равным обра­зом частной, государственной, муниципальной и иных форм соб­ственности (ч. 2 ст. 8).

Данная новелла российского конституционного права ис­ключила монопольное положение государственной собственно­сти, обеспечила простор для развития прежде всего частной собственности и тем самым коренным образом изменила эко­номическую основу общественного строя1.

В соответствии с принципом признания и защиты равным образом разных форм собственности государство должно созда­вать условия для их развития и обеспечивать им равную защиту2.

Гарантируя поддержку конкуренции для создания условий эффективного функционирования рыночных механизмов, госу­дарство контролирует монополии. Поэтому в Конституции РФ установлено, что не допускается использование свободы эконо­мической деятельности для монополизации и недобросовест­ной конкуренции (ч. 2 ст. 34).

Монополизация означает злоупотребление хозяйствующим субъектом своим доминирующим положением, соглашения или согласованные действия, запрещенные антимонопольным зако­нодательством.

Конкуренция считается недобросовестной, если любые дей­ствия хозяйствующих субъектов направлены на получение пре­имуществ при осуществлении предпринимательской деятельно­сти, противоречат законодательству Российской Федерации, обычаям делового оборота, требованиям добропорядочности, разумности и справедливости и причинили или могут причи­нить убытки другим хозяйствующим субъектам — конкурентам либо нанесли или могут нанести вред их деловой репутации (ст. 4 Федерального закона от 26 июля 2006 г. № 135-ФЗ «О за­щите конкуренции»).

Совокупность всех проанализированных конституционных положений о принципах экономической деятельности в их ин­терпретации Конституционным Судом РФ и образует основы функционирования рыночной экономики Российского госу­дарства.

' См.: Гаджиев Г. А. Конституционные принципы рыночной экономики (Развитие оспой гражданского права в решениях Конституционного Суда Рос­сийской Федерации). М., 2004. С. 170-17].

2 См., например, постановление Конституционного Суда РФ от 22 ноября 2000 г. № 14-П, определение Конституционного Суда РФ от 8 февраля 2001 г. №33-0.

§ 7. Конституционные основы социальных отношений203




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 5317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.