Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Конституционные основы духовно-культурных отношений




Идеологическое многообразие. Конституция РФ 1993 г. ввела в оборот новое для отечественной конституционно-правовой мысли понятие идеологического многообразия, закрепив его в качестве одной из основ конституционного строя.

Идеологическая автономия — важнейшее социальное свой­ство человеческой личности. Идеологическому воздействию, таким образом, подвержены все сферы общественной жизни: личная, политическая, экономическая, религиозная, социаль­но-культурная.

Понятие «многообразие» тождественно понятию «плюра­лизм» (от лат. р!ига11$ — множественный). В философии плю­рализм обыкновенно определяется как состояние обществен­ной жизни, основанное на многообразии взглядов, идей и представляющее собой свободную конкуренцию множества социальных групп, партий и организаций. Качественной ха­рактеристикой идеологического плюрализма является идеоло­гическая свобода (автономия) субъектов отношений, признание за их индивидуальными идеологическими концепциями неза­висимости от воли третьих лиц. Принципиально в данном случае то, что внутренняя идеологическая свобода лица явля­ется исходной посылкой для установления возможности его общения с другими идеологически автономными лицами, а

§ 8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 207

равно признание невозможности вмешательства в идеологическую свободу лица со стороны других субъектов- Состояние идеологического многообразия предполагает равную конкуренцию, открытый диалог разнообразных идеологических концеп­ций и их носителей.

.Конституционно закрепленная концепция идеологического многообразия — результат демократических преобразований в Российской Федерации. Конституция РФ последовательно и гармонично проводит принцип идеологического многообразия в политическую, экономическую, религиозную и социокультур­ную сферы общественной жизни, закрепляя в разных нормах политическое многообразие и многопартийность, свободу эко­номической деятельности и многообразие форм собственности, светское государство, свободу творчества и преподавания. В каждой из этих сфер идеологическое многообразие принима­ет различные юридические формы. Например, в политической сфере оно преобразуется в политический плюрализм, в эконо­мической — в экономический плюрализм и т. д.

Из идеологического плюрализма как основы конституцион­ного строя вытекает право лица на идеологический плюрализм. Оно закреплено в Конституции РФ косвенно, так как составля­ет элемент содержания всякого конституционно-правового от­ношения, возникающего на основе ч. 1 ст. 13. Право на идео­логический плюрализм выражается, во-первых, в идеологиче­ской свободе (неприкосновенности) личности, т. е. внутренней идеологической автономии лица и невозможности вмешатель­ства в нее со стороны третьих лиц; во-вторых, в праве на ак­тивную реализацию собственной идеологической свободы в отношениях с иными лицами всеми законными формами и способами. К таким формам относятся: выражение и защита идеологических концепций; пропаганда идеологий в СМИ, на публичных политических мероприятиях (митингах, шествиях, демонстрациях, пикетированиях); объединение с иными лица­ми на основе общности идеологий в политические партии и другие общественные объединения; обращение в органы го­сударственной власти и местного самоуправления, а также участие в различных: формах в управлении делами государства в целях внедрения своих идеологических концепций непосредст­венно в законодательные акты или в практику законотворче­ской деятельности представительных учреждений- Следует иметь в виду, что перечень таких форм российским конститу-

208 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации

ционным законодательством не ограничен и не является исчер- пывающим. Это означает возможность для каждого конкрет­ного лица избирать любые фирмы практической реализации своих идеологических убеждений с двумя лишь условиями; со­блюдении закона и не нарушения прав и свобод других лиц.

Необходимость обеспечения конституционного правопоряд­ка и уважения духовных интересов всех членов общества обу­словливает установление отечественным конституционным за­конодательством некоторых ограничений применительно к способам реализации идеологической свободы. Они подразде­ляются на два вида: 1) непосредственно установленные Кон­ституцией РФ и законом: 2) вытекающие из невозможности нарушения прав и свобод других лиц.

Законные ограничения права на идеологический плюрализм носят исчерпывающий характер, Во-первых, это ограничения, определенные н ормами Конституции РФ. Часть 2 с т.13 устанавливает невозможность установлении какой-либо идеологии в качестве государственной или обязательной. Часть 5 ст. 13 ус­танавливает ограничения права на идеологический плюрализм через объединение, ч. 2 ст. 29 — применительно к свободе во­леизъявлении. Содержание лих норм, однако, не одинаково. Перечень оснований ограничения права па идеологический плюрализм, содержащийся в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, жире, чем тог, что» ч. 2 ст. 17. Так. в 2002 г. был принят Федераль­ный закон от 25 июля 2002 г..V.: М4-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», который унифицировал круг оснований для ограничения права на идеологический плюра­лизм применительно ко всем формам и способам ело реализа­ции, а также в отношении всякого индивидуального и коллек­тивного субъекта. В ст. 1 данного Закона перечень оснований, содержащихся в ч. 5 ст. 13 Конституции РФ, преобразован в общее понятие * экстре ми стекая деятельность*'. При этом дан­ный перечень был существенно расширен, что вызывает серь­езные дискуссии в науке конституционного права.

Итак, под экстремистской деятельностью (экстремизмом) Закон понимает:

— насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации;

— публичное оправдание терроризма и иную террористиче­скую деятельность:

§ 8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 209

— возбуждение социальной, расовой, национальной или ре­лигиозной розни;

— пропаганду исключительности, превосходства либо не­полноценности человека по признаку его социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности или отношения к религии;

— нарушение прав, свобод и законных интересов человека и

гражданина в зависимости от его социальной, расовой, нацио­нальной, религиозной или языковой принадлежности или от­ношения к религии;

—воспрепятствование осуществлению гражданами их изби-­рательных прав и права на участие в референдуме или наруше­ние тайны голосования, соединенные с насилием либо угрозой

его применения;

— воспрепятствование законной деятельности государствен­ных органов, органов местного самоуправления, избирательных комиссий, общественных и религиозных объединений или иных организаций, соединенное с насилием либо угрозой его применения;

— совершение преступлений по мотивам, указанным в п. «е» ч. ] ст. 63 УК РФ;

— пропаганду и публичное демонстрирование нацистской атрибутика или символики либо атрибутики или символики, сходных с нацистской атрибутикой или символикой до степени смешения;

— публичные призывы к осуществлению указанных деяний либо массовое распространение заведомо экстремистских мате­риалов, а равно их изготовление или хранение в целях массово­го распространения;

— публичное заведомо ложное обвинение лица, замещающе­го государственную должность Российской Федерации или го­сударственную должность субъекта РФ, в совершении им в пе­риод исполнения своих должностных обязанностей деяний, указанных в настоящей статье и являющихся преступлением;

— организацию и подготовку указанных деяний, а также подстрекательство к их осуществлению;

— финансирование указанных деяний либо иное содействие в их организации, подготовке и осуществлении, в том числе пу­тем предоставления учебной, полиграфической и материально-технической базы, телефонной и иных видов связи или оказа­ния информационных услуг.

210 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерация

Следует, однако, иметь в виду, что критерием правомерно­сти всяких ограничений права на идеологический плюрализм, устанавливаемых федеральными законами, является то, иска­жают ли они суть и смысл самого идеологического плюрализ­ма. Ограничение реализации права на идеологический плюра­лизм правами и свободами иных лиц вытекает из ч. 3 ст. 17

Конституции РФ.

Таким образом, идеологическое многообразие можно опре­делить как конституционно-правовое состояние общества и го­сударства, основанное на признании за каждым лицом свободы и неприкосновенности идеологических убеждений и. права на их беспрепятственную реализацию посредством не запрещен­ных законом форм и способов, не нарушающих права и свобо­ды других лиц.

Конституционно-правовая характеристика Российской Феде-радии как светского государства. В науке конституционного права различают несколько моделей взаимоотношения церкви и государства. Различие это строится на том, каким юридиче­ским статусом — публично-правовым или частноправовым — обладает церковь в конкретном государстве на конкретном историческом этане. В первой модели — теократическом госу­дарстве — церковь является исключительно публично-право­вым институтом, слитым с государством в единое целое. Госу­дарственная власть обосновывается теологически и является, таким образом, религиозной по своей природе. В настоящее время теократическими государствами являются Ватикан и Саудовская Аравия. В России никогда не существовало теокра­тического государства в классическом смысле.

Вторая модель — клерикальное государство — появилась в ре­зультате борьбы с абсолютизмом. В рамках данной формы ор­ганизации отношений между церковью и государством власть государственная (светская) и власть церковная дифференциро­ваны по принципу «Богу богово, кесарю кесарево». Публично-правовым статусом наделяется господствующая церковь, испове­дующая религию, называемую государственной. Положение господствующей церкви может быть различным. Зависит это от того, наделяется ли она публичной властью или нет, образует ли она орган государственной власти или нет. Если изначально положение господствующей церкви заключало в себе права церковной юрисдикции и она по сути своей образовывала, один из органов государственной власти, то в современных государ-

§ 8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 211

ствах публично-правовой статус господствующей церкви за­ключается более в политическом, нежели юридическом ее гос­подстве. Он ограничивается признанием за ней некоторых эко­номических привилегий и особого политического статуса среда иных признанных церквей. Последние являются объединениями исключительно частного порядка. Клерикальным государством сегодня является Султанат Оман. Таковым была и Российская империя- Статусом государственной религии обладало право­славие. Церковными делами ведал Святейший Правительст­вующий Синод — орган государственного церковного управле­ния, в который входили представители православного духовен­ства.

Третья модель, именуемая светским государством, сформи­ровалась в период буржуазных революций. Идея светского го­сударства проистекает из признания за личностью свободы совести и вероисповедания. В условиях данной формы взаимоотношений церкви и государства предполагается состояниерелигиозного многообразия. Все церкви равно удалены от госу­дарства и функционируют исключительно на правах частноправовых объединений. Ни одна из религий не признается госу­дарственной.

Российская Федерация многоконфессиональна. Являясь правовым демократическим государством, основанным на принципе идеологического многообразия, Россия последова­тельно воспринимает светскую модель конституционно-право­вого регулирования отношений государства и церкви. Принцип светского государства закреплен в ст. 14 Конституции РФ и во­площает собой одну из основ конституционного строя. Взаимо­отношения церкви и государства строятся на основе отделения одного от другого (ч. 2 ст. 14) и невозможности установления какой-либо религии в качестве государственной или обязатель­ной (ч. 1 ст. 14). Вместе с тем Российская Федерация признает за каждым лицом свободу совести и свободу вероисповедания (ст. 28). Принцип светского государства, дистанционного от какой-либо конфессии, эту свободу гарантирует.

Церкви, осуществляющие свою деятельность на территории Российской Федерации, с юридической точки зрения являются религиозными объединениями. Их конституционно-правовой статус регулируется Федеральным законом от 26 сентября 1997 г. № 125ФЗ «О свободе совести и о религиозных объеди­нениях». Следует обратить внимание на то, что религиозные

212 Глава 1. Основы конституционного строя Российской Федераций

объединения к организационно-правовым формам обществен­ных объединений не относятся, следовательно, положения. За­кона «Об общественных объединениях» к ним «етр.имен.ймъ15. Однако они являются формой реализации права граждан ш объединение (ст. 30 Конституции РФ).

Под религиозным объединением понимается добровольное объединение граждан РФ, иных лиц, постоянно и на законных основаниях проживающих на территории Российской Федера­ции, образованное в целях совместного исповедания и распро­странения веры и обладающее соответствующими для этой це­ли признаками: вероисповедание; совершение богослужений, других религиозных обрядов и церемоний; обучение религии и религиозное воспитание своих последователей.

Различают два вида религиозных объединений: религиозные группы и религиозные организации. Религиозные группы не под­лежат государственной регистрации и не обладают гражданской правоспособностью юридического лица. Однако они являются субъектами конституционно-правовых отношений, из чего сле­дует: религиозная группа конституционно правосубъектна. Ре­лигиозная группа вправе совершать богослужения, другие рели­гиозные обряды и церемонии, а также осуществлять обучение религии и религиозное воспитание своих последователей. В За­коне «О свободе совести и о религиозных объединениях» пре­дусмотрена возможность последующего преобразования рели­гиозной группы в религиозную организацию. Если лица, обра­зовавшие религиозную группу, имеют намерение преобразовать ее в дальнейшем в религиозную организацию, данный Закон устанавливает необходимость уведомления органов местного самоуправления о создании соответствующей религиозной группы и начале ее деятельности.

Религиозные организации подлежат обязательной государст­венной регистрации и обладают как конституционной, так и гражданской правосубъектностью, возникающими одновремен­но с момента государственной регистрации. Религиозная орга­низация учреждается исключительно в результате преобразова­ния религиозной группы, осуществляющей свою деятельность на соответствующей территории не менее 15 лет. Данный срок исчисляется с момента подачи участниками религиозной группы соответствующего уведомления о ее создании в органы местного самоуправления, если отсутствуют сведения о более

§8. Конституционные основы духовно-культурных отношений 213 раннем моменте образования религиозной группы. Религиоз­ная организация действует на основании своего устава.

Взаимоотношения Российской Федерации и религиозных объединений строятся на основе правил, установленных Зако­ном «О свободе совести и о религиозных объединениях». Сво­дятся они к тому, что Российская Федерация не вмешивается в определение гражданином своего отношения к религии и рели­гиозной принадлежности, в воспитание детей родителями или лицами, их заменяющими, в соответствии со своими убежде­ниями и с учетом права ребенка на свободу совести и свободу вероисповедания; не возлагает на религиозные объединения выполнение функций органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и орга­нов местного самоуправления; не вмешивается в деятельность религиозных объединений, если она не противоречит законода­тельству Российской Федерации; обеспечивает светский харак­тер образования в государственных и муниципальных образова­тельных учреждениях. Деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления не сопровождается публичными религиозными обрядами и церемониями. Должно­стные лица органов государственной власти, других государст­венных органов и органов местного самоуправления, а также военнослужащие не вправе использовать свое служебное поло­жение для формирования того или иного отношения к религии. В свою очередь, религиозные объединения самостоятельны в определении свой структуры. Они не могут выполнять функ­ции органов государственной власти, других государственных органов, государственных учреждений и органов местного са­моуправления; не участвуют в выборах в органы государствен­ной власти и в органы местного самоуправления; не принима­ют участие в деятельности политических партий и политиче­ских движений, не оказывают им материальную и иную помощь.

Вместе с тем светский характер Российского государства не исключает разумного взаимодействия между государством и религиозными объединениями. Так, государство регулирует предоставление религиозным организациям налоговых и иных льгот, оказывает им финансовую, материальную и иную по­мощь в реставрации, содержании и охране зданий и объектов, являющихся памятниками истории и культуры,- а также в обес-. лечении преподавания общеобразовательных дисциплин в об-

214 Глава7 Основа конституционного строя Российской Федерации

разоватсльных учреждениях, созданных религиозными орга­низациями в соответствии с законодательством Российской Федераций об образовании. По просьбам религиозных органи­заций соответствующие органы государственной власти в Рос­сийской Федерации вправе объявлять религиозные праздники нерабочими (праздничными) днями на соответствующих тер­риториях.

Однако нельзя не отметить тенденцию некоторой «клерикализации» Российской Федерации, проводимой под лозунгом «одухотворения* общества. Пилимо, такими соображениями ру­ководствовался российский законодатель, указывая в преамбу­ле Закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» на признание особой роли православия и лишь уважение иных религии. Такого рода законодательная формула, легализующая возможность двойнных стандартов» в отношении различных ре­лигиозных конфессий, подрывает принцип отделения церкви от государства и равноправия религиозных объединений вне за­висимости от исповедуемых ими религий. В свою очередь, Рус­ская Православная Церковь все чаше проявляет стремление оказаться участником политических отношений, принять участие в формировании государственных решений, что, бес­спорно, противоречит принципу светскости государства и ее статусу религиозного объединения. Примером тому может слу­жить официальная позиция данного религиозного объединения по вопросу его взаимоотношений с Российской Федерацией, изложенная в Основах социальной концепции Русской Право­славной Церкви: «Областями соработничества Церкви и госу­дарства в нынешний исторический период являются... диалог с органами государственной власти любых ветвей и уровней по вопросам, значимым для Церкви и общества, в том числе в связи с выработкой соответствующих законов, подзаконных ак­тов, распоряжений и решений...»1

Идея «клерикализацни» Российской Федерации находит по­ложительный отклик и среди отдельных представителей науч­ного юридического сообщества, преимущественно представите­лей теоретико-правовой мысли. Но такого рода научные рассуждения, увы, обращены к желаемому их авторами, но ни­как не к юридически действительному. Российская федерация почти столетие является светским государством. И остается та-

1 URL: http: // mospat.ru/inde[.php?mid=90.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы215

ковым в соответствии с положениями ст. 14 Конституции РФ, Нормы текущего конституционного законодательства, как и правила, установленные уставами и иными актами религиоз­ных объединений должны толковаться исключительно в кон­тексте конституционного принципа светского государства и действуют лишь постольку, поскольку ему не противоречат.

Вопросы для повторения и самостоятельной работы

1. Каково соотношение понятий «конституционный строй», «государственный строй», «общественный строй»?

2. Дайте определение основ конституционного строя.

3. В чем заключаются особенности закрепления основ кон­ституционного строя в Конституции РФ?

4. Что означает признание Конституцией РФ человека, его прав и свобод высшей ценностью?

5. Какие концепции содержания категории «демократия» вам известны?

6. Опишите преимущества и недостатки непосредственного и представительного народовластия.

7. В чем состоит суть теории разделения властей?

8. Что такое политический плюрализм? Как он соотносится с идеологическим плюрализмом?

9. Охарактеризуйте особенности конституционно-правового статуса политических партий.

10. Что понимается под суверенитетом? Какие разновидно­сти суверенитета вы можете назвать?

11. Обладают ли суверенитетом субъекты РФ?

12. Что такое федерация и какие ее виды вам известны?

13. Перечислите принципы федеративного устройства Рос­сии.

14. К какому виду республик относится Российская Федера­ция? Обоснуйте свое мнение.

15. Раскройте содержание категории «правовое государство». Какие черты ему присущи?

16. Охарактеризуйте принципы, составляющие экономиче­скую основу конституционного строя Российской Федерации.

.17. Какова роль Конституционного Суда РФ в интерпрета­ции основных принципов экономической деятельности? 1§.'Что означает понятие «социальное государство»?

216Глава 8. Конституционный статус личности

19. Какие задачи стоят перед Российской Федерацией как социальным государством?

20. Что понимается под идеологическим многообразием?

21. В чем состоит отличие светского государства от теокра­тического и клерикального?

Глава 8. Конституционный статус.точности: понятие, структурные элементы, особенности и виды




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1915; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.045 сек.