Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие принципы конституционного статуса личности




Уважение достоинства личности. Цель правового государства состоит в обеспечении достоинства каждого человека. Согласно ч. I ст. 21 Конституции РФ достоинство личности охраняется государством. Ничто не может быть основанием для его умале­ния.

Достоинство личности связано прежде всего с функциони­рованием Российской Федерации как социального государства, политика которого направлена на создание условий, обеспечи­вающих достойную жизнь и свободное развитие человека. По­этому Конституцией РФ гарантируются социально- экомиче­ские и культурные права. Целям зашиты достоинства человека служат конституционные положения, обеспечивающие непри­косновенность частной жизни, личной и семейной тайны, за­щиту чести и доброго имени и др. В ч. 2 ст. 21 Конституции РФ принцип уважения достоинства личности дополняется запре­том подвергать человека пыткам, насилию, другому жестокому или унижающему человеческое достоинство обращению иди наказанию. Никто не может без добровольного согласия быть подвергнуты медицинским, научным или иным опытам.

228 Глава 9 Принципы конституционного статуса личности

Человек, его права и свободы как высшая ценность. Положение Конституции РФ о том, что человек, его права и свободы являют­ся высшей ценностью, представляет собой конституционный принцип статуса личности и характеризует основу конституци­онного строя Российской Федерации как демократического пра­вового государства. Это всеохватывающий, -универсальный принцип, который получает свое раскрытие через содержание всех других принципов, характеризующих взаимосвязи лично­сти., гражданского общества и правового государства. Конститу­ционная целевая установка о человеке, его правах и свободах как' высшей ценности определяет смысл и содержание законов, дея- телъность законодательных, исполнительных органов, судебной и иной правоприменительной практики. Указанный принцип налагает на государство конституционные обязанности призна­ния, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина.

В литературе конституционный принцип о человеке, его правах и свободах как высшей ценности характеризуется в ряду других основ конституционного строя в качестве приоритетно­го, обладающего верховенством. Такой подход в принципе яв­ляется правильным, но его нельзя абсолютизировать. В любом демократическом обществе интересы индивида, его права и свободы должны находиться в гармонии с общественными, публичными (государственными) интересами, с коллективны­ми правами общностей (наций и народов, национальных и иных меньшинств, общественных и иных объединений, групп граждан, слоев общества):. Существуют и другие конституцион­ные принципы; равноправия и самоопределения народов, госу­дарственного суверенитета и безопасности, государственной целостности и территориального единства, которые в равной мере должны уважаться. Их действие может скорректировать осуществление конституционного принципа признания челове­ка, его прав и свобод в качестве высшей ценности.

Об этом свидетельствует, к примеру, постановление Конституционного Суда РФ от 31 июля 1995 г. № 10-П о проверке конституционности ряда нормативных правовых актов, опосре­дующих принятие мёр по восстановлению конституционного порядка на территории: Чеченской Республики. Несмотря на мнения отдельных судей о приоритетности действия ст. 2 Конституции РФ, Конституционный Суд РФ отдал предпочтение в сложившейся критической ситуации конституционным принципам государственного •единства и территориальной целостно-

2. Общие принципы конституционного статуса личности229

сти Российской Федерации. Таким образом, подход, согласно которому необходим учет всех конституционных принципов в их единстве, соблюдение гармонии в- их действии, является более реалистичным.

Новые вызовы, связанные с международным терроризмом, наркоторговлей, наднациональной преступностью, несомненно, влияют на действие принципа уважения человека, его прав и сво­бод как высшей ценности. И государства вынуждены ради сохра­нения общественной безопасности идти на известные ограниче­ния прав и свобод человека, поступаясь принципом их приори­тетности. Как справедливо отмечается в литературе, в условиях разгула преступности, особенно с учетом дерзких террористиче­ских атак, размаха коррупции и организованной преступности, противодействие преступности должно обрести жесткий харак­тер, включая разработку и осуществление «точечных» мер, необ­ходимость которых со временем (по мере снижения остроты кри­минальной ситуации) отпадет. При этом государство может быть вынуждено в соответствии с ч. 3 ст. 55 Конституции РФ пойти на определенные ограничения федеральным законом отдельных прав и свобод граждан (подобно тому, как это делается в других странах, например в США после событий 11 сентября 2001 г.)1.

Равенство всех перед законом и судом. Принцип «все равны пе­ред законом и судом», закрепленный в 'ч. 1 ст. 19 Конститу­ции РФ, является емким по содержанию. Он отвечает ст. 7 Все­общей декларации прав человека, провозгласившей, что все лю­ди равны перед законом и имеют право, без всякого различая, на равную защиту законом. Это положение устанавливает юридиче­ское (формальное) равенство всех перед законом независимо от многих обстоятельств — от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественного и должностного положения, места жительства, отношения к религии, убеждений, принадлеж­ности к общественным объединениям и др. Установление юри­дического равенства независимо от указанных факторов есть ре­зультат социального прогресса, преодоление человеческой циви­лизацией прямого признания неравенства людей как по закону, так и фактически по признакам социального происхождения,, принадлежности к той или иной религии, в зависимости отнята кожи, пола и т. д.

I См.: Алексеев Л. Я, Овчинкий В. С, Побегайло А Ф. Российская уголок

пая политика: преодоление кризиса. М., 2006. С. 81.

 

230 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности

Юридическое (формальное) равенство по своему содержанию означает, во- первых, равенство прав и свобод человека и гражданина (равноправие), во-вторых, равенство юоидических обязанностей граждан и других лиц, в-третьих, равные основания юридической ответственности за нарушения закона, равенство перед судом (равное правосудие для всех).

Юридическое равенство становится более реальным, действенным, если оно подкрепляется социальным равенством, т. е. равенством социальных возможностей. Поэтому мало провозгласить формальное равенство, важно постоянно заботиться о возможности всех осуществлять равенство реально на практи­ке в силу выравнивания социального статуса людей, их возможностей. Это прямая цель и обязанность правового правого государства, политика которого направлена на создание и использование равных возможностей, условий, обеспечивающих достойную жизнь и свободное развитие человека.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 19 конкретизирует принцип ра­венства всех перед законом относительно прав и свобод челове­ка и гражданина: государство гарантирует равенство прав и свобод человека и гражданина независимо от пола, расы, национальности, языка, происхождения, имущественого и должностного положения, места жительства, отношения к ре­лигии, убеждений, принадлежности к общественным объедине­ниям, а также других обстоятельств. Данное установление озна­чает, что не должно быть каких-либо ограничений прав и сво­бод граждан, дискриминации граждан по указанным выше и иным основаниям. В силу этого установлены конституционные запреты на любые формы ограничения прав граждан по при­знакам социальной, расовой, национальной, языковой или ре­лигиозной принадлежности. Равноправие граждан несовмести­мо с наличием юридических привилегий какой-либо группы граждан, например б силу перечисленных выше обстоятельств.

Происхождение, основания и время приобретении граж­данства, принадлежность к той или иной социальной группе,имущественное, должностное положение, проживание в томили ином субъекте РФ не влияют на объем прав и свобод рос­сийских граждан, не дают права на особые привилегии, Существуюшие различия в образовании также не влекут ни умаления прав и свобод граждан, ни приобретения ими каких-либо привилегий.

§2. Общие принципы конституционного статуса личности 231

Конституция РФ в ч. 3 ст. 19 конкретизирует принцип ра­венства всех перед законом относительно прав и свобод муж­чин и женщин: мужчина и женщина имеют равные права и свободы и равные возможности для их реализации.

Конвенция о ликвидации всех форм дискриминации в отно­шении женщин 1979 г. обязывает государства «включить прин­цип равноправия мужчин и женщин в свои национальные кон­ституции» (ст. 2). Согласно ст. 3 Международного пакта о граж­данских и политических правах не допускается дискриминация в отношении женщин, т. е. любое различие, исключение или ограничение по признаку пола, которое направлено на ослаб-ле$гае или сводит на нет признание, использование женщина­ми независимо от их семейного положения прав и основных свобод в политической, экономической, социальной, культур­ной, гражданской или любой другой области.

Примечательно, что наряду с провозглашением формального принципа равных прав и свобод мужчин и женщин в ч. 3 ст. 19 Конституции РФ говорится о равных возможностях их реализа­ции, а это неизбежно связано с установлением соответствую­щих гарантий, допустимостью и необходимостью льгот и пре­имуществ для женщин в трудовых отношениях, сфере здраво­охранения и т. д. С учетом этого в отраслевом законодательстве содержатся нормы о материальной и моральной поддержке ма­теринства и детства, специальных мерах по охране труда и здо­ровья женщин, их пенсионного обеспечения и т. д.

К сожалению, в Российской Федерации в современных усло­виях не ослабевают, а по ряду показателей усиливаются нега­тивные тенденции относительно положения женщин в общест­ве: это их невостребованность в политике, дискриминация в труде, ухудшение здоровья, рост насилия в их отношении. По­этому своевременным является принятие ряда государственных мер на федеральном уровне и в субъектах РФ по улучшению по­ложения женщин в российском обществе, по реальному обеспе­чению действия принципа равноправия мужчин и женщин.

Положение ч. 3 ст. 19 Конституции РФ направлено на обес­печение равных прав и свобод как женщин, так и мужчин, на­пример, в сфере семейных отношений, при воспитании детей. Даже в условиях распада семьи и оставления ребенка е матерью отец ребенка не может быть лишен права либо ограничен.в праве, его участия в воспитании, определении судьбы этого ребенка (на практике имеют место случаи, когда мать полагает,

что оставление ребенка с ней для совместного проживания оз­начает для отца сохранение лишь одной его обязанности -= платить алименты).

Конституционный принцип равенства прав и свобод челове­ка и гражданина не исключает наличия специальных прав, льгот и преимуществ для отдельных категорий лиц, наиболее слабо защищенных в социальном отношении. Их существова­ние основано на исключении каких-либо привилегий, так же как и дискриминации по отношению к кому бы то ни было. Цели существования и реализации льгот и преимуществ кон­кретны: это преодоление глубокого различия в фактическом неравенстве людей; обеспечение нормальных, достойных усло­вий жизни групп граждан, наименее социально защищенных в силу возрастных и других особенностей (женщин, детей, пре­старелых, инвалидов, больных и др.)* г. е. сочетание принципов равенства и справедливости на основе учета в законодательстве естественных и социальных различий в положении отдельных категорий лиц. Льготы и преимущества в какой-то мере урав­нивают возможности людей, делают их более реальными, до­ступными для женщин, молодежи, ветеранов и инвалидов вой­ны и труда, пострадавших от катастроф и бедствий, пенсионе­ров, больных и других категорий граждан1.

Обеспечение равенства граждан перед законом и судом до­полняется гарантиями осуществления коллективных нрав наро­дов и народностей (этносов), в частности прав коренных мало­численных народов в соответствии с общепризнанными прин­ципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации (ст. 69 Конституции РФ).

Признание, соблюдение и защита общепризнанных прав и сво­бод человека и гражданина — обязанность государства. Консти­туционный принцип признания, соблюдения и защиты прав и свобод человека и гражданина как обязанности государства, со­держащийся в ст. 2 Конституции РФ, конкретизируется в ряде других ее статей (ч. 1 ст. 17, ст. 45, 46, ч. 1 ст. 55).

Права и свободы человека и гражданина признаются и га­рантируются в Российской Федерации согласно общепризнан-

· О современной ситуации с льготами» российском обществе см.: Маль­ка А. В*, Морозова И. С Льготы» российском праве {Проблемы теории и(прак­тики) Саратов, 2004:

§ 2.Общие принципы конституционного статуса личности 233

ным принципам и нормам международного права и в соответствии с действующей Конституцией РФ (ч. 1 ст. 17),

Основные права и свободы человека и гражданина — это об­щепризнанные социальные возможности личности обеспече­ние которых реально в условиях достигнутого человеческим прогресса. Как правило, в современном виде они находят закрепление в международных правовых документах: Всеобщей декларации прав человека, Международном пакте о граж­данских и политических правах, Международном пакте об эко­номических, социальных и культурных правах, Конвенции о защите прав человека и основных свобод и Протоколах к ней.

Конституция РФ в ч. 2 ст. 17 дает одну из фундаментальна характеристик признания и гарантирования основных прав- и свобод граждан в качестве конституционных: основные права и свободы человека неотчуждаемы и принадлежат каждому ©т рождения. В данном случае выделяется категория основных прав и свобод человека, т. е, таких социальных возможностей лично­сти, без которых невозможны существование и достойная жизнь человека. Но это не просто элементарные права и свобо­ды, а именно основные, фундаментальные с точки зрения дос­тигнутого обществом прогресса. Поэтому к числу основных прав и свобод человека могут быть отнесены не только право на жизнь, на неприкосновенность, на свободу мысли и слова -но и такие, как право на охрану здоровья и медицинскую помощь, на благоприятную окружающую среду, на образование, на свободу всех видов творчества и преподавания, что связано как е защит­ной функцией государства, так и с его социальной политикой и практикой, вытекающими из правового и социального характер ра демократического государства. Человек не может быть лишен основных, фундаментальных прав и свобод в зависимости от воли государства. Здесь приоритет принадлежит самим основ­ным правам и свободам человека, а не воле государства.

Объективный анализ содержания Конституции РФ, подтвержденный экспертными заключениями Комиссии Совета Европы «За демократию через право» (Венецианской комиссии), показывает, что содержащийся в ней перечень прав и свобод человека и гражданина в полном объеме соответствует каталогу основных прав и свобод согласно международным правовым стандартам.

Однако отсутствие в Конституции РФ прямого закрепления общепризнанного права или свободы человека и гражданина с

. 234 Глава 9. Принципы конституционного статуса личности

точки зрения международно-правового стандарта или не всегда тождественное их словесное выражение не означают их отрица­ния (непризнания) или умаления (принижения значений)-.- На это четко указывает ч. 1 ст. 55: «Перечисление в Конституции Российской Федерации основных прав и свобод не должно тол­коваться как отрицание или умаление других общепризнанных прав и свобод человека и гражданина». Конституционный Суд РФ в своей практике при оценке конституционности норм отраслевого (текущего) законодательства относительно прав и свобод граждан опирается на общепризнанные международные нормы о правах и свободах человека, не нашедших прямого от­ражения в Конституции РФ.

Как известно, ст. 30 Всеобщей декларации прав человека, ст. 5 Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах и ст. 5 Международного пакта о граж­данских и политических правах утверждают открытость переч­ня прав и основных свобод человека и гражданина, возмож­ность появления новых (например, из числа прав последнего поколения).

Основные права и свободы человека и гражданина не только провозглашаются, но и гарантируются государством в своей реализации, охране и защите.

На практике нет автоматической реализации прав и свобод человека. Зачастую необходима борьба за права и свободы («борьба за право»), когда возникают препятствия к их осуще­ствлению и прямые их нарушения: со стороны как физических лиц, так и должностных лиц государства. Нарушения прав и свобод человека должны быть ликвидированы, права и свобо­ды — восстановлены, а виновные в их нарушении — наказаны.

Положения ч. 1 ст. 45 и ч. 1 ст. 46 Конституции РФ в разви­тие обязанности государства защищать права и свободы челове­ка и гражданина свидетельствуют о возложении государства на себя обязанности гарантировать государственную, в том числе судебную, защиту прав и свобод человека и гражданина в Рос­сийской Федерации. В этих целях государство предусматривает соответствующие юридические средства и механизмы защиты нарушенных прав и свобод человека.

В защите прав и свобод человека и гражданина в Россий­ской Федерации участвуют все ветви государственной власти: законодательная, исполнительная, судебная, каждая из них самостоятельно и в пределах очерченной законом компетенции.

§ 3. Специальные принципы конституционною статуса личности 235

В правовом государстве особая роль в юридической защите прав и свобод недопека отводится независимому суду. Создают­ся и другие специализированные правоохранительные органы, призванные осуществлять защиту, т. с. восстановление нару­шенных прав и свобод человека. Все основные, в том числе конституционно закрепленные, права и свободы граждан под­лежат судебной защите. Этот принцип неоднократно подтверждал в своих решениях Конституционный Суд РФ, устраняя лише­ние той или иной группы граждан права на судебное обжалова­ние нарушений как индивидуальных, так и коллективных кон­ституционных прав и свобод граждан.

Следует особо подчеркнуть, что защита прав и свобод граж­дан в Российской Федераций осуществляется не только на фе­деральном уровне, но и соответствующими органами публичной власти субъектов РФ, в том числе органами местного само­управления в тех случаях, когда на них возлагается соответст­вующая обязанность на основании конституции (устава) и зако­нов субъекта РФ.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 907; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.032 сек.