КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Конституционные основы федеративного устройства
Конституционная характеристика Российской Федерации как федеративного государства- Согласно ст. I Конституции РФ Россия является федеративным государством. Прежде чем дать характеристику федеративного устройства России., нужно рассмотреть некоторые черты, характеризующие федерацию в целом. Каждое государство имеет определенную форму государственного устройства. Государственное устройство — это территориальная или национально-территориальная организация государства, форма государственных связей между государством в целом и его частями, их правовое положение и административно-территориальное деление. Существует две формы государственного устройства: унитарная и федеративная. Унитарное государство — это единое государство, состоящее из административно-территориальных единиц. Федеративное государство (федерация) — это союзное государство, состоящее из двух и более государств, являющихся его членами-. Образование федеративного государства возмездно посредством объединения нескольких государств в союзное го- 188 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации сударство или выделения из состава единого государства нескольких государств (государственных образований), взаимодействующих на основе федерализма. Федерализм — это принцип взаимоотношений федеративного государства и его составных частей (субъектов), для которого характерна значительная децентрализация и определенная конституцией самостоятельность субъектов федерации в осуществлении государственной власти. Федерацию следует отличать от конфедерации. Федерация — союзное государство, понятие государственно-правовое. Конфедерация — союз государств, понятие международно-правовое. Федерация как форма государственной организации в настоящее время широко распространена, а конфедераций не существует, хотя в прошлом они встречались. Объяснение этой закономерной эволюции в том, что конфедерация значительно больше, чем федерация, обособляет объединенные в ней государства. Поэтому конфедерация является переходной формой, которая ведет либо к полному распаду союза, либо к федеративной форме государственного устройства. В науке конституционного права предлагается классификация существующих федераций по различным критериям. Федерации принято подразделять на федерации, субъекты которых создаются по национальному принципу, с учетом расселения на территории определенной национальности (в прошлом ЧССР, СФРЮ), по территориальному принципу (США, ФРГ и др.), по национально-территориальному принципу (Российская Федерация). С точки зрения способа создания федеративные государства делят на договорные и конституционные федерации. Договорными принято считать федерации, созданные на основе заключения договора двух и более суверенных государств о создании нового союзного государства. Примером может служить заключение Договора об образований СССР, подписанного 30 марта 1922 г. между РСФСР, ЗСФСР, УССР и БССР. Конституционными считают федерации, созданные в результате принятия конституции или поправок к ней. Таковой является РСФСР, провозглашенная федерацией Конституцией РСФСР 1918 г. По способу взаимоотношений федерации и ее субъектов выделяют федерации на основе союза (СССР, США) и федерации на базе автономии (РСФСР, Бельгия, Австрия). В зависимости-от способа распределения и осуществления властных полномочий § 5, Конституционные основы федеративного устройства 189 бывают цетрализованные (РСФСР, Индии, Пакистан) и отно- стельно децентрализованные федерации (ФРГ, США). Относительно новой является классификация федераций на симметричные и асимметричные. Симметричные федерации характеризуются тем, что субъекты федерации имеют одинаковое название и равный правовой статус. Асимметричные федерации имеют две разновидности; 1) федерация с относительной асимметрией, когда субъекты федерации имеют одинаковое наименование, но разный правовой статус (Индия); 2) федерация с абсолютной асимметрией, когда субъекты федерации имеют различные наименования и разный правовой статуе (Российская Федерации), Россия до октября 1917 г. была единым унитарным многонациональным государством и оставалась таковой до начала 1918 г. Решениями III Всероссийского съезда Сонетом в январе 1918 г. она была провозглашена федерацией «на основе свободного союза свободных нации». РСФСР стала новым типом федерации, основанной па автономии. Ее субъектами Были автономные республики» автономные области и национальные округа, переименованные в 1978 г, в автономные округа. При том территории, населенные русским пародом, составляющим примерно 86% всего населении Российской Федерации, остались вне федеративных отношений, оставаясь обычными административно- (территориальными единицами. После распада СССР в 1991 г. процесс создания новой российской государственности был достаточно непоследовательным и эклектичным. Российская Федерация вобрала в себя обломки старой советской государственности в том виде, в каком они ей достались. Федеральная власть, бессильная диктовать свою политическую волю, была вынуждена идти на уступки автономным образованиям. В 1990-1991 гг. верховные советы большинства автономных республик провозгласили себя суверенными государствами- Советы народных депутатов Адыгейской, Горно-Алтайской, Карачаево-Черкесской автономных областей приняли решение о преобразовании своих автономий в суверенные республики в составе России- Соответствующие изменения в их правовом статусе были зафиксированы в Кон- ституции РСФСР 1978 г. 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор, распределивший предметы ведения и полномочия между федераль 190 Глава 1. Основы конституционного строя Российской Федерации ными органами государственной власти и органами государственной власти субъектов РФ. Федеративный договор признал бывшие административно-территориальные единицы (края, области, города Москву и Санкт-Петербург) субъектами РФ. Дальнейшее развитие российского федерализма связано с принятием Конституции РФ 1993 г., которая в качестве субъектов РФ закрепила республики. края? области, города федерального значения, автономную область, автономные округа. Конституционно-правовая природа Российской Федерации характеризуется прежде всего тем, что, будучи учрежденной конституцией, а не договором, она является конституционной. Федеративный договор 1992 г. был договором не об учреждении новой федерации, а о перераспределении полномочий между федеральными органами государственной масти и органами государственной власти субъектов РФ. При этом полномочия перераспределялись от Российской Федерации к субъектам, а не наоборот. Конституционно-правовую природу Российской Федерации характеризуют ее принципы. Они закреплены в Конституции РФ. Российская Федерация согласно ст. 5 состоит из республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов — равноправных субъектов РФ. Изданной формулы вытекают семь принципов российского федерализма. Во-первых, субъекты РФ многообразны, что определяет такой признак Российской Федерации, как ее асимметричность, обусловленную спецификой исторического развития Российской Федерации. Во-вторых, субъекты РФ созданы по национально-территориальному и территориальному принципам. РСФСР была первой федерацией, где была предпринята попытка создать субъекты по национальному принципу. Создание Федерации по чисто национальному принципу, где в субъектах проживала только одна национальность, практически неосуществимо, так как на одной и той же территории обычно проживают люди самых разных этносов и ни один из них не составляет абсолютного большинства. Так, из 21 республики в составе современной Российской Федерации только в девяти титульная нация составляет абсолютное большинство: Дагестан, Ингушетия, Кабардино-Балкария, Калмыкия, Северная Осетия, Татарстан, Тыва, Чечня, Чувашия. По переписи населения 1989 г. в семи § 5. Конституционные основы федеративного устройства '191 автономных республиках титульная нация составляла меньшинство: Карельская — 10%, Башкирская — 21,9%, Коми — 23,3%, Бурятская - 24,1%, Удмуртская - 30,8%, Мордовская — 32,5%, Якутская — 33,8%(. В-третьих, субъекты РФ согласно ст. 5 Конституции РФ должны быть равноправны независимо от их вида, территории, численности населения, уровня экономического и социального развития. Однако даже формально-юридически субъекты РФ признать равноправными трудно. Так, республика именуется в ч. 2 ст. 5 Конституций РФ как государство, которое имеет свою конституцию и законодательство. Конституция республики может приниматься как законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ, так и референдумом. Край, область, город федерального значения, автономная область, автономный округ имеют свой устав и законодательство. Устав может приниматься только законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта РФ. Кроме того, если к совместному ведению Российской Федерации и республик относится обеспечение соответствия Конституции РФ и федеральным законам конституций и законов республик, то в отношении других субъектов РФ объектами контроля являются не только уставы и законы, но и другие нормативные правовые акты данных субъектов РФ. В-четвертых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе ее государственной целостности. Гарантиями государственной целостности Российской Федерации являются: — целостность и неприкосновенность ее территории; — единство экономического пространства, предполагающее отсутствие таможенных границ, пошлин, сборов и каких-либо препятствий для свободного перемещения товаров, услуг и финансовых средств; — верховенство Конституция РФ и федеральных законов на всей территории Российской Федерации; — единое гражданство РФ; — отсутствие у субъектов РФ права выхода из состава Федерации или иного изменения статуса без согласия Российской Федерации. ' См.: Народы России: энциклопедия / гл. ред. В. А. Тиитов. М., 1994. С. 33. 192Глава 1. Основы конституционного строя Российской Федерации В-пятых, федеративное устройство Российской Федерации основано на принципе единства системы государственной власти. Государственная власть Российской Федерации реализуется через систему высших органов государственной власти Российской Федерации и органов государственной власти всех субъектов РФ. Единство системы органов государственной власти в Российской Федерации обусловлено; единством источника власти (российский многонациональный народ); единством принципов построения системы органов государственной власти; единством целей деятельности системы органов государственной власти. В-шестых, в основе федеративного устройства Российской Федерации лежит принцип разграничения предметов ведения и полномочии между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов РФ. Предметы ведения и полномочия органов государственной власти в Российской Федерации под разделяются: на исключительную компетенцию федеральных органов государственной власти (ст. 71 Конституции РФ); совместную компетенцию федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ (ст. 72 Конституции РФ); исключительную компетенцию органов государственной власти субъектов РФ, определяемую по остаточному принципу и закрепляемую конституциями и уставами субъектов РФ. В-седьмых, федеративное устройство Российской Федерации основано на равноправии и самоопределении народов в Российской Федерации. Равноправие народов Российской Федерации означает равенство их возможностей в развитии национальной культуры, самобытности, во всех сферах государственной, общественной, экономической и социальной жизни. Самоопределение наций вытекает из их суверенитета, который означает право на самостоятельное решение вопросов внутренней жизни и взаимоотношений с другими народами, свободное избрание формы своей национальной государственности. Этот принцип закреплен международными документами. Формой самоопределения народов в Российской Федерации является национально-культурная автономия, представляющая собой общественное объединение граждан РФ, относящих себя § 5. Конституционные основы федеративного устройства 193 к определенным этническим общностям, для еамттятптот решения вопросов сохранения самобытности, развития языка, образования, национальной культуры (Федеральный закон от 17 июня 1996 г. № 74-ФЗ «О национально-культурной аВТОНОМИИ»). Национально-культурная автономия основывается на следующих принципах: свободное волеизъявление граждан ирй отнесении себя к определенной этнической общности; добровольные самоорганизация и самоуправление; многообразие форм внутренней организации национально-культурной автономии; сочетание общественной инициативы с государственной под-' держкой; уважение языка* культуры, традиций и обычаев граждан различных этнических общностей; законность. Особое внимание Конституция РФ уделяет гарантиям коренных малочисленных народов в соответствии с общепризнанными принципами и нормами международного права и международными договорами Российской Федерации {ст. 69). Конституционная характеристика Российской Федерации как суверенного государства. Суверенитет — это верховенство и независимость государства в осуществлении своих функций как внутри страны, так и во взаимоотношениях с другими государствами. Верховенство государства означает его право в соответствии с волей народа нормативными правовыми актами определять основы конституционного строя, правового положения граждан, государственное устройство, систему, принципы организации и деятельности органов государственной власти, местное самоуправление. Принцип верховенства Конституции РФ и федеральных законов как выражение суверенитета Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Он означает, что субъект РФ не может изменять установленные Конституцией РФ приоритеты действия законов и иных федеральных нормативных правовых актов, ограничивать их применение» приостанавливать их действие, вводить какие-либо связанные с действием этих актов процедуры и механизмы разрешения коллизий, правовых споров, не предусмотренные Конституцией РФ и федеральными законами. Независимость государства означает, что оно самостоятельно, независимо в выборе средств и форм проведения своей 194 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации внутренней и внешней политики. Участвуя в межгосударственных объединениях, государство может передавать им часть своих полномочий в соответствии с международными договорами, если это не влечет ограничения прав и свобод человека и гражданина и не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации. Суверенитет государства может быть внутренним и внешним, которые являются сторонами одного и того же принципа государственного суверенитета. Государство, обладающее лить одним внутренним или одним внешним суверенитетом, является не суверенным государством, а либо протекторатом, либо конфедерацией государств, которая вообще не может рассматриваться как государство. Между обеими гранями суверенитета существует тесная связь. Так, государство, не имеющее права самостоятельно регулировать свои внешние сношения, тем самым лишается права регулировать положение иностранцев на своей собственной территории1. «Передача Российской Федерацией части своих полномочий межгосударственным объединениям не равнозначна передаче части своего суверенитета. Суверенитет Российской Федерации не есть простая совокупность ее полномочий, это неотъемлемое качество: присущее Российскому государству. Оно действительно «материализуется» в полномочиях Российской Федерации, но не тождественно им. Поэтому межгосударственному объединению может быть передана именно часть полномочий Российской Федерации, если это, в частности, не противоречит основам конституционного строя Российской Федерации, в том числе суверенитету Российской Федерации. Однако номенклатура передаваемых полномочий не должна влечь утрату суверенитета государства»-. Независимость как признак суверенитета государства проявляется и в том, что все государства, будучи членами международного сообщества, равны между собой, имеют одинаковые права и обязанности. Проявлением этого признака суверенитета является также то, что границы между государствами могут изменяться только в соответствии с нормами международного права, мирным путем, по взаимному договору. 1См.: Левин И. Д. Суверенитет, СПб., 2003. С. 111—112. 2Конституция Российской Федерации: комментарий / под ред. В. В. Лазорева. М., 2004. С. 40. . § 5. Конституционные основы федеративного устройства195 Сложной проблемой законодательства и науки конституционного права является определение суверенитета в федеративном государстве, которое состоит из двух и более государств или государственных образований. Конституция: СССР 1924 г. закрепляла концепцию делимости суверенитета. Согласно ее ст. 3 «суверенитет союзных республик ограничен лишь в пределах, указанных в настоящей Конституции, и лишь по предметам, отнесенным к компетенции Союза. Вне этих пределов каждая союзная республика осуществляет свою государственную власть самостоятельно; Союз Советских Социалистических Республик охраняет суверенные права союзных республик». Гарантиями суверенитета союзной республики были: право свободного выхода из Союза, право вносить изменения в свою конституцию, запрет 'на изменение территории союзной республики без ее согласия. Конституции РСФСР 1925, 1937, 1978 гг., закрепляя гарантии суверенитета РСФСР, не упоминали суверенитет автономных образований в ее составе. Автономные образования, входившие в состав РСФСР, принято относить к. двум формам автономии: политической и административной. Политической автономией была автономная республика — национально-государственное образование. К административной автономии относились автономная область и национальные (впоследствии — автономные) округа. Автономная республика имела свою конституцию, учитывающую особенности автономной республики и построенную в полном соответствии с Конституцией РСФСР и Конституцией СССР. Законы РСФСР обязательны на территории автономной республики. В случае расхождения законов автономной республики с законом РСФСР действовал закон РСФСР. Перечисленные признаки свидетельствуют об отсутствии суверенитета у автономных образований в составе РСФСР.' 12 июня 1990 г. 1 Съезд народных депутатов РСФСР принял Декларацию о государственном суверенитете РСФСР. Декларация провозгласила РСФСР как суверенное государство, созданное исторически объединившимися в нем народами. Суверенитет РСФСР — естественное и необходимое условие существования государственности России, имеющей многовековую историю, культуру и сложившиеся традиции. В соответствии с Декларацией о государственном суверенитете РСФСР и п. 15 ст. 109 Конституции (Основного закона) РСФСР 1978 г. (ратификация и денонсация международных договоров) 12 декабря 196 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федераций 1991 г. Верховный Совет РСФСР принял постановление «О денонсации Договора об образовании СССР». В условиях экономического и политического кризиса» нарастания сепаратизма автономные республики и четыре автономные области я 1990-1991 гг. в одностороннем порядке провозгласили себя суверенными государствами в составе Российской Федерация IV Съезд народных депутатов Российской Федерации признал необходимых повысить правовой статуе всех автономных республик. В Конституции РСФСР 1978 г. было произведено терминологическое изменение текста посредством исключения слова «автономия». 31 марта 1992 г. был подписан Федеративный договор о разграничении предметов ведения и полномочий между федеральными органами государственной власти Российской Федерации и органами власти суверенных республик в составе Российской Федерации. Таким образом термин «суверенные» применительно к республикам был подтвержден и важном источнике конституционного права. При принятии этого решения господствовали политические доводы и рассуждения. С точки зрения теории права оно было несостоятельным. Откуда может быть суверенитет у автономного образования, которое никогда, ни до, ни после октября 1917 г,, им не обладало. При этом у большинства республик отсутствовала экономическая основа суверенитета, социальные потребности населении этих субъектов удовлетворялись и удовлетворяются и за счет дотации из федеральною бюджета. Конституция РФ 1993 г;, принятая уже в других исторических условиях, условиях укрепления федеральной власти, термин «суверенитет» использует применительно только к Российской Федерации. Носитель суверенитета и единственный источник власти в Российской Федерации - ее многонациональный народ (ст. 3). являющийся основой государственного суверенитета страны. Суверенитет Российской Федерации в силу ст. 3 исключает существование двух уровней суверенных властей, находящихся в единой системе государственной власти, которые обладали бы верховенством и независимостью, т. е. не допускает суверенитета всех без исключения субъектов РФ. Таким образом, республики по действующей Конституции РФ не являются суверенными. Термин «суверенные» при- § 5. Конституционные основы федеративного устройства197 менительно к республикам ни в одной статье Конституции РФ не используется. Данное положение подтверждено в ряде решений Конституционного Суда РФ. Например, в постановлении Конституционного Суда РФ от 7 июня 2000 г. № 10-П по делу о проверке конституционности отдельных положений Конституции Республики Алтай и Федерального закона от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» отмечено, что субъекты РФ не обладают суверенитетом, который изначально принадлежит Российской Федерации в целом. Признание за республиками суверенитета в условиях, когда все другие субъекты РФ им не обладают, нарушило бы конституционное равноправие субъектов РФ, сделало бы невозможным его осуществление в принципе, поскольку субъект РФ, не обладающий суверенитетом, по своему статусу не может быть равноправным с суверенным государством. Следовательно, использование в ч. 2 ст. 5 Конституции РФ применительно к установленному ею федеративному устройству понятия «республика (государство)» не означает — в отличие от Федеративного договора от 31 марта 1992 г. — признание государственного суверенитета этих субъектов РФ, а лишь отражает определенные особенности их конституционно-правового статуса, связанные с факторами исторического, национального и иного характера. Конституционный Суд РФ отметил, что положения Федеративного договора, предусматривавшие суверенитет республик и позволявшие тем самым обосновывать ограничения суверенитета Российской Федерации, ее конституционно-правового статуса и полномочий, что нашло отражение в конституциях ряда республик, не могут действовать и не подлежат применению как противоречащие Конституции РФ-Суверенитет Российской Федерации распространяется на всю ее территорию. Верховенство государственной власти выражается в том, что в пределах территории Российской Федерации не допускается иной власти, которая могла бы существовать наряду с ней или вне ее контроля. Гарантией этого явится верховенство Конституции РФ и федеральных законов на всей территорий Российской Федерации. Российская Федера- 198 Глава 7. Основы конституционного строя Российской Федерации*. ция обеспечивает целостность и неприкосновенность территории. Будучи гарантом Конституции РФ, Президент РФ в установленном Конституцией РФ порядке принимает меры по ох-. ране территории Российской Федерации, ее независимости и государственной целостности (ст. 80). Для охраны суверенитета Российской Федерации в случае агрессии против нее или непосредственной угрозы агрессии Президент РФ вводит на ее территории или в отдельных ее местностях военное положение с незамедлительным сообщением об этом Совету Федерации к Государственной Думе (ст. 87). В случае угрозы территориальной целостности и неприкосновенности Российской Федерации, исходящей от субъекта РФ, возможна «федеральная интервенция» для преодоления этой угрозы. В интересах охраны суверенитета Российской Федерации Правительство РФ осуществляет меры по обеспечению обороны страны, государственной безопасности, реализации внешней политики Российской Федерации.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 684; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |