Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Техники россыпью 8 страница




Иногда забавно бывает наблюдать, как быстро люди учатся'... Они вроде бы отдыхают, может быть, даже спят... и обучаются!.. Ведь именно люди придумали обучение во сне... И бывает интересно посмотреть, как за какие-то три-четыре дня ребенок полностью осваивает такое сложное со­оружение, как трехколесный велосипед... И едет на нем уже залихватски, получая огромное удовольствие, радуясь свое­му умению... При этом можно улыбаться... И можно в любой момент отдохнуть, если в процессе обучения наступила ус­талость...

Мне нравится смотреть на людей, когда они отдохну­ли... когда люди энергичны... Отдых ведь для того и приду­ман, чтобы восстанавливать ресурсы... Есть люди, которые талантливо успевают отдохнуть за несколько минут... И ког­да приходит время, люди могут открывать глаза... с чув­ством радости, обновленности... И чем дольше люди дер­жат глаза закрытыми, тем скорее им хочется... открыть глаза!

ЧАСТЬ II

ГИПНОЗ. ГИПНОЗ... ХВАТЬ ТЕБЯ ЗА НОС!

10 Техника россыпью

 

Глава 6. ЯВНАЯ ГИПНОТИЗАЦИЯ

Гипнотический транс в эриксонианском гипнозе

(Стенограмма семинара)

С. Горин:...Итак, подстройку мы освоили, давайте пе­рейдем к трансу. Кстати, что такое «транс» в эриксонианском понимании? В классическом гипнозе достижение гипнотичес­кого состояния настолько тесно связано с ритуалами (пассы, пристальный взгляд, предварительное определение внушае­мости, гипнабельности), что многие пациенты и даже врачи считают: нет ритуала - нет гипноза. В понимании Милтона Эриксона, гипнотический транс - это интенсивное сосредо­точение внимания на спонтанно появляющихся внутренних образах, мыслях. Если укоротить это определение без ущер­ба для смысла, то транс - это интенсивное сосредоточе­ние внимания внутри себя. Или - сознательное внимание, направленное внутрь.

Из этого определения вытекают несколько полезных для работы следствий. Например, такое: транс является од­ним из естественных состояний человека. Не обязательно транс есть результат вмешательства гипнотизера; человек ес­тественным образом иногда ест, иногда спит, а иногда впада­ет в гипнотический транс. Если принять положение о том, что транс является одним из естественных состояний, то можно

НЛП: Техники россыпью 291

принять и то, что у человека есть потребность в трансе - рав­но как и в любом другом естественном состоянии.

В эриксонианском понимании транс оказывается очень похожим по структуре на обычную переработку внутреннего опыта, на то, что мы называем «уходом в себя». И появление транса как «ухода в себя» можно вызвать не только опреде­ленным поведением гипнотизера, но и созданием определен­ного контекста. Человек обращается внутрь себя не обязатель­но тогда, когда там происходит что-то интересное - дос­таточно, чтобы во внешнем мире ничего интересного не происходило. Кстати, в классическом гипнозе мы уделяем большое внимание именно этому аспекту гипнотического кон­текста - заботясь о тишине в гипнотарии, о затемненности помещения, мы тем самым отделяем пациента от событий внешнего мира, которые могли бы привлечь его внимание.

Еще один момент. В классическом гипнозе достиже­ние гипнотического состояния часто рассматривается как вполне самостоятельная цель воздействия. Многие считают, что чем глубже пациент загипнотизирован, тем успешнее ре­ализуется лечебное внушение. В эриксонианском гипнозе достижение транса всегда только инструмент воздействия, и никогда не цель. (Правда, инструментом тоже надо владеть хорошо). Отсюда одна из рекомендаций Милтона Эриксона: «Если транса нет - ведите себя так, будто он есть».

И еще такая идея: транс есть результат сотрудничества. Если в классическом гипнозе достижение транса принято рас­сматривать как процесс управления, подавления, командова­ния, то эриксонианский гипноз - это всегда сотрудничество. Вы начинаете сотрудничать с пациентом уже на стадии под­стройки, а потом вы начинаете менять свое поведение, изоб­ражая погружение в транс, и тем самым даете понять гипно-тику, какое поведение требуется (или, скорее, ожидается) от него.

В эриксонианском гипнозе принято доверять не созна­нию, а подсознательным процессам. Для своего времени идея Милтона Эриксона о доверии к подсознанию была без пре­увеличения революционной, поскольку появилась она в те годы, когда господствовала идея Зигмунда Фрейда о том, что подсознание есть нечто разрушительное (или, по крайней мере, неконструктивное). И вот Милтон Эриксон говорит, что

С. Горин. НЛП: техники россыпью

подсознание пациента может быть весьма конструктивной силой - причем даже более конструктивной, чем сознание. Подсознание создает проблемы, но оно же знает и их реше­ние (сам приход пациента к психотерапевту можно рассмат­ривать как свидетельство подсознательного восприятия па­циентом своих проблем, как решаемых). Многие инструкции, которые пациент получает в эриксонианскои терапии, сводятся к примерно следующему утверждению: «Каким-то способом начинайте решать свою проблему».

Хорошо. Перед тем как перейти к упражнениям по на­ведению транса, я хочу предложить вам сделать одну простую вещь - взять на якорь состояние вашего активного бодрство­вания с тем, чтобы облегчить ваше возвращение к ясному со­знанию. Мне хотелось бы заниматься с группой, находящей­ся в ясном сознании... хотя это и не обязательно... Найдите любой собственный якорь - некоторый внутренний образ, часть внутреннего диалога, специфическое прикосновение -связанный у вас с понятием активного бодрствования. Самое простое - предположив, что сейчас вы находитесь именно в таком состоянии, похлопайте себя по правому плечу или ущип­ните себя за мочку левого уха.

Между прочим, имеет смысл делать так не только пе­ред упражнениями, но и в повседневной работе. Дело даже не в том, что слишком часто погружаясь в транс в ходе взаи­модействия с пациентами, вы путаете состояния транса и бод­рствования в других контекстах общения. Дело в том, что сре­ди врачей - в свое время меня это очень удивило - есть люди, путающие состояние транса с состоянием... ну, чем-то вроде онейроидной кататонии. Так вот, в каком бы состоянии вы ни работали с пациентом, из него надо быстро возвращаться - и якоря в этом помогут.

Хорошо. Теперь давайте сделаем простое ученическое упражнение.

Наведение транса через левитацию руки

С. Горин: Это старая техника, которая относится к клас­сическому гипнозу, но Милтон Эриксон настолько часто применял ее, что теперь левитацию руки изучают в курсе

НЛП. Техники россыпью

\

эриксонианского гипноза. И действительно, в этой технике присутствует то, что характерно для эриксонианского подхо­да: внешняя недирективность воздействия, доверие к подсоз­нанию пациента, постоянная стимуляция активности пациен­та в процессе терапии.

У коллег отношение к этой технике самое неоднознач­ное: кто-то очень любит ее использовать, считая одной из са­мых надежных техник официального наведения транса; кто-то считает, что она не вполне вписывается в нашу культуру, поэтому срабатывает редко. Я, наверное, не смогу подтвер­дить или опровергнуть какое- либо из этих мнений, потому что в своей практике сталкивался и с тем, и с другим. Может быть, это связано с каким-то из моих собственных ограниче­ний, потому что в методике «Ключ саморегуляции» X. Алие­ва левитация руки является базовой техникой наведения транса, а «Ключ» работает достаточно надежно.

Левитацию руки можно свести к шести шагам.

Шаг 1. Предложите партнеру вспомнить любой при­мер подсознательного движения, действия. Подробно опишите характер таких движений.

Шаг 2. Предложите партнеру сконцентрировать созна­тельное внимание на обеих руках. Во-первых, предложите посмотреть на руку, во-вторых, предложите почувствовать то, к чему прикасаются руки; в-третьих, предложите ощутить тонус мышц рук.

Шаг 3. Дайте инструкцию о подъеме одной из рук. Это может быть прямая инструкция, или инструкция-вопрос, или иллюзия выбора (здесь можно использовать любую из рече­вых стратегий использования транса в эриксонианском гип­нозе).

Шаг 4. Дайте инструкцию о том, что рука будет дви­гаться по направлению к голове, и прикосновение руки к лицу будет моментом достижения транса.

Шаг 5. Использование транса.

Шаг 6. Возвращение из транса. В этой технике приня­то давать инструкцию о том, что рука опускается, и одновре­менно с этим пациент возвращается к ясному сознанию.

Есть практические находки, облегчающие применение техники. Например, вы можете предложить пациенту или парт­неру представить движение руки к лицу в воображении, и это

С Горин. НЛП: техники россыпью

будет действовать независимо от того, есть ли такое движе­ние в реальности. В эриксонианском гипнозе работа с вооб­ражением пациента считается не менее эффективной, чем работа с реальными объектами - есть, к примеру, техники наведения транса через рассматривание воображаемого стек­лянного шарика или слушание воображаемого метронома. Давайте, я продемонстрирую технику, если будет доброволец.

(Выходит женщина). Хорошо. Садитесь здесь, напро­тив меня и скажите, как к вам обращаться.

Женщина: Лена. По имени и на «ты».

С. Горин: Хорошо, Лена. Тебе когда-нибудь приходи­лось кормить с ложечки маленького ребенка? (Подстроился к позе партнерши, начинает говорить с подстройкой к дыханию). Приходилось... Ну, тогда ты знаешь, что там бывает такой интересный момент - ты подносишь ложку ко рту ребенка, он открывает рот... и ты тоже открываешь рот... совершенно бессознательно... И мне вечером удалось увидеть, как ты танцуешь... Ты очень хорошо это делаешь... И я думаю, что твое тело иногда движется само... оно само знает, как надо двигаться... ты при этом можешь думать о чем-то другом... а тело знает, как ему двигаться... и ты получаешь от этого удо­вольствие...

Ты, конечно, можешь отличить бессознательные дви­жения от осознанных... Если, например, рука движется осоз­нанно, произвольно... то она движется по прямой, быстро и плавно... и это движение начинается от плеча... А если рука движется бессознательно... то ее движения порывисты и непредсказуемы... они кажутся неуверенными... и ты никог­да не знаешь, как рука будет двигаться... еще и потому, что это движение начинается с периферии, с пальцев рук... Рука, которая движется бессознательно... движется примерно так... (показывает подъем руки мелкими бессистемными движе* ниями).

Но я хочу поговорить с тобой не об этом... поэтому я хочу, чтобы ты почувствовала себя очень удобно на этом сту­ле... чтобы ты полностью расслабилась... Твои руки лежат на коленях, они очень правильно лежат... Ты можешь видеть свои руки, если ты внимательно посмотришь на них,.. И я хочу, чтобы твое внимание постоянно возвращалось к твоим рукам... вместе с твоим взглядом... Ты можешь заметить

НЛП: Техники россыпью 295

очень мелкие детали на своих руках... и конечно я могу не говорить, что ты можешь видеть часы на левой руке... или обручальное кольцо на правой руке... И одновременно, когда ты пристально смотришь на свои руки... ты замечаешь ка­кие-то еще очень мелкие детали... которые можешь заметить только ты...

И я хочу, чтобы ты хорошо почувствовала свои руки... почувствовала расслабленность своих рук... потому что все, что тебе нужно сделать... это сесть удобно и расслабиться... и сосредоточить взгляд на своих руках... и почувствовать свои руки... и почувствовать, как они прикасаются к ткани пла­тья... и они чувствуют температуру бедер... и конечно они чувствуют температуру воздуха... потому что есть разница в ощущениях тех участков тела, которые покрыты платьем... и открытых участков, которые ощущают воздух... и твои руки могут почувствовать все эти отличия... И, возможно, ты по­чувствуешь что-то еще... Когда руки расслабляются, они мо­гут почувствовать свою тяжесть... или свою легкость... Мо­жет быть, они почувствуют зуд... и тогда ты поймешь, что тебя интересует все, что чувствуют твои руки... когда ты очень внимательно за ними наблюдаешь... и сосредоточена на ощу­щениях в твоих руках... Неважно, какими будут эти ощуще­ния... я хочу, чтобы ты внимательно за ними наблюдала... ощущала их во всех деталях... Ощущала малейшие движе­ния в руках... в пальцах рук... Потому что расслабленность всегда сопровождается движениями... Но пока я об этом не сказал, ты могла об этом и не знать... И может быть, движе­ния уже есть... и осталось только увидеть и почувствовать их... И ты можешь спросить себя, когда же эти движения... которые уже есть в расслабленной руке... станут видимыми и ощутимыми...

У многих людей хорошо развито воображение... и они могут представить себе, как их рука поднимается... совершен­но бессознательными движениями... И есть люди, которые могут что-то представлять себе с открытыми глазами... или с закрытыми глазами... Для того, чтобы представить себе подъем руки... люди могут представлять, что к руке привязан воздушный шарик... и он тянет руку вверх... И есть люди, которым удобнее представлять, что снизу руку подталкивает вверх какая-то палка... И есть люди, которые представляют

С. Горин. НЛП: техники россыпью

себе, что между рукой и головой есть магнитное поле... и рука притягивается к голове... и голова тоже притягивается к руке... это особенно легко себе представить, если глаза узке устали смотреть на одно и то же место... если веки устали и глаза закрываются... (Лена закрывает глаза).

Мне интересно узнать, можешь ли ты представить, что одна из твоих рук начнет подниматься вверх... и можешь ли ты представить, что это движение начнется с какого-то одно­го пальца... и тебе тоже будет интересно, совпадает ли реаль­ное движение руки с тем... которое ты могла бы себе пред­ставить прямо сейчас... Вполне возможно, что если ты ис­кренне хочешь погрузиться в транс... начнет подниматься твоя правая рука... а если ты этого не хочешь... начинает под­ниматься твоя левая рука... причем совершенно неизвестно, с какого пальца начнется это движение... Может начать дви­гаться мизинец правой руки... или указательный палец левой руки... ил и большой палец правой или левой руки... или сред­ний палец левой или правой руки... или безымянный палец правой или левой руки... или все пальцы одновременно на одной руке и один из пальцев на другой руке...

Ты точно не знаешь, когда и на какой руке начнется движение... И ты не знаешь, совпадет ли это реальное дви­жение с тем, которое ты себе представляла ранее... И когда это движение начнется, ты сможешь удивиться и тому, что ты именно так это себе и представляла... и тому, что это движе­ние, которое уже началось на самом деле, не совпадает с тем движением, которое ты себе представляла... Поэтому будь очень внимательна к своим ощущениям... чтобы уловить на­чало движения... которое будет очень мелким подрагивани­ем таким, как сейчас... а потом пространство между пальца­ми начнет медленно увеличиваться... и я смогу заметить, а ты сможешь почувствовать, что пространство между пальца­ми становится все больше и больше... но очень медленно... не так быстро... Наверное, пальцы будут расходиться... не слишком быстро... и когда пальцы расходятся... они могут расходиться так, как сейчас... или как-то по-другому...

И я не знаю, замечала ли ты раньше... что когда ты дышишь... и делаешь вдох... и выдох... то на вдохе грудная клетка как бы тянет одну из рук вверх... с каждым вдохом рука... тянется вверх... и остается на своем месте при

НЛП: Техники россыпью

выдохе... двигаясь только вверх... на вдохе... (Фразы о вдохе и движении руки вверх говорятся на вдохе партнерши). При этом пальцы руки образуют арку над бедром... они тянут вверх друг друга... и сначала образуют арку над бедром... и рука может изменить свое положение на более удобное... что­бы можно было подниматься вверх... и вверх... (С. Горин встает и продолжает говорить, часто употребляя повыша­ющуюся интонацию при произнесении слов «поднимается», «вверх» и т. п.).

Интересно, куда движется твоя рука, когда она движет­ся вверх... Самое естественное ее движение... это движение к голове, потому что голова находится вверху... И если пред­ставить себе... что рука притягивается к голове... то мож­но представить себе, что голова притягивается к руке... что может увеличить сосредоточенность... и расслабленность... по мере того как рука движется к голове... И я думаю, что если рука... продолжает двигаться все выше... и выше... то она может прикоснуться к голове... и удобнее всего будет прикоснуться ко лбу... потому что люди часто прикасаются рукой ко лбу... и им это приятно... потому что позволяет еще лучше и глубже... сосредоточиться... и расслабиться... когда рука прикасается ко лбу...

И в это время ты дышишь очень спокойно... и делаешь вдох... и выдох... и твоя рука может принять очень удобное положение... которое позволит прикоснуться к лицу... или колбу... или к шее... или к подбородку... или к верхней губе... И ты можешь стать еще спокойнее... и расслабиться настоль­ко глубоко... насколько это нужно тебе сегодня... для реше­ния той задачи... с которой ты когда-то села на этот стул... Но ты можешь расслабиться еще глубже... и быть такой спо­койной... какой ты хотела бы быть... но возможно никогда не была... или уже была...

Возможно, ты была очень уверенной в себе... в каких-то ситуациях... которые ты можешь сейчас вспомнить... Воз­можно, ты была такой, какой ты хочешь стать... но считаешь, что это для тебя трудно... хотя на самом деле это может быть и трудным... и легким... И если тебя что-то беспокоило рань­ше... когда ты только еще думала, участвовать ли тебе в этой демонстрации... и погружаться ли тебе в транс еще глуб­же... или погрузиться не настолько глубоко... то сейчас ты

С. Горин НЛП техники россыпью

можешь начинать искать решение... своей проблемы... по­тому что в глубине души ты знаешь, что это решение есть... и даже знаешь, какое оно... И ты можешь знать это или не знать... но когда я говорю «ты знаешь»... я думаю о том, что ты - это и твое сознание... и твое тело, которое я вижу... и твое подсознание, которое я видеть не могу... а ты можешь о нем не знать... в то время как оно уже помогает тебе... на­чиная производить нужные тебе... и приятные для тебя... се­рьезные перемены... в твоем сознании и твоем теле... неваж­но даже, может ли твое сознание... понимать смысл того, что я говорю... наблюдая за тем, как твоя рука прикасается к лицу... и ты очень спокойна... fno улице проезжает грузо­вик) и здесь есть какие-то еще звуки... которые очень далеко от тебя... потому что тебе интересно только то... что проис­ходит с тобой... здесь и сейчас... когда твоя рука прикосну­лась к лицу... и ты стала очень спокойной... и глубоко погру­женной в себя... а где-то в глубине... начинает полным ходом идти процесс перемен... именно в том направлении, которое ты выбрала... до того как погрузиться в транс.. (С. Горин садится и продолжает говорить, чаще употребляя понижаю­щуюся интонацию).

И сейчас ты еще немного отдохнешь... чтобы быть го­товой узнать тот положительный результат... который будет следствием твоего поведения теперь... когда ты еще очень глубоко погружена в себя... но можешь уже начать... становиться более активной... через некоторое время... когда твоя рука начнет опускаться... и это тоже будет приятно для тебя... когда/ужа опускается... иотому что она тяжелая... или не очень тяжелая... но у руки есть какой-то вес... под действием которого рука опускается... а ты начинаешь луч­ше слышать звуки окружающего мира... и скоро захочешь увидеть этот мир... открыв глаза... тогда, когда тебе это будет удобно...

Может быть, ты откроешь глаза через одну минуту... или через две минуты... или тогда, когда я досчитаю до пяти... Причем я буду считать быстро... но не слишком быстро... чтобы ты успела стать бодрствующей... на циф­ре «пять»... Интересно, в каком темпе я буду считать... Один, два... Ты дышишь как-то иначе... Твоя рука опускается к

НЛП: Техники россыпью

бедру... Три, четыре... Ты готова открыть глаза, у тебя под­рагивают веки...

Пять! Посмотри в окно, там солнце выглянуло. По­слушай, как тихо в этой комнате. Вспомни о том, как я недав­но рассказывал историю про то, как люди могут многое забы­вать - вплоть до крокодилов в автобусе. Ты здесь, с нами, и ты это помнишь. Или ты это забыла, неважно. Главное, что ты можешь двигаться, можешь встать и перейти куда-то, мо­жешь поговорить с окружающими. Как ты себя чувствуешь?

Лена: Хорошо.

С. Горин: Спасибо тебе за помощь. Садись на свое ме­сто в зале. Вопросы у аудитории есть? Вопросов нет.

Обсуждение.

С. Горин: Традиционный вопрос - ваши уникальные достижения и уникальные трудности?..

Вопрос из зала: Что делать, если партнер уже на пер­вом шаге шаблона погружается в транс?

С. Горин: Я с этой трудностью сам сталкивался при демонстрациях. Разумеется, в реальной практике нет необхо­димости проходить весь шаблон, если человек пришел к вам, сел на стул и погрузился в транс. Кстати, проблема многих психотерапевтов состоит в том, что они пытаются наводить транс на пациента, который уже находится в трансе, и тем самым напоминают добросовестных медсестер, которые бу­дят больного, чтобы дать ему снотворное.

Случалось ли вам встречаться с людьми, которые вас в чем-то убеждают, вы уже согласились, а они продолжают убеж­дать? Если убеждение продолжается слишком долго, оно сти­мулирует естественно полярную реакцию у собеседника, да и просто раздражает, как любое другое проявление занудства. Конечно, если на первом шаге любого шаблона (или даже до первого шага) ваш партнер погрузился в транс, переходите к использованию транса.

Сергей: У нас была борьба за контроль.

С. Горин: Между кем и кем?

Сергей: Не между, а у погруженного в транс партнера была сильная мотивация сохранить контроль над своим со­стоянием.

С. Горин: Это мешало кому?..

Сергей: Это не мешало, это приходилось учитывать.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

С. Горин: Это всегда приходится учитывать... до тех пор, пока ваш гонорар не приближается к пятидесяти долла­рам в час. В платном лечении отсутствуют некоторые трудно­сти бесплатного. Кто из вас отрабатывал шаблон «5-4-3-2-1»? Как он на вас подействовал - в роли гипнотика?

Ответы на зала: Мне было очень легко погружаться в транс. Я очень глубоко погрузилась. Именно такая последо­вательность утверждений была мне приятна.

С. Горин: Некоторый предварительный вывод: люди похожи один на другого, поэтому шаблон действует.

Костя: Меня выводила из транса аудиально-кинестети-ческая последовательность, переход от «слышу» к «чувствую».

С. Горин: Некоторый предварительный вывод: люди очень сильно отличаются друг от друга (смех в зале). А те, кто будет наводить транс на Костю, учтите аудиально-кинес-тическая последовательность для него неэффективна. Кому из вас легче было наводить транс на партнера, тоже погружа­ясь при этом в транс?

Гинта: Ой, да! Мы хорошо вместе погрузились!

С. Горин: Опять-таки вспоминаем, что единственная забота здесь - не погрузиться в транс более глубокий, чем у партнера. Хотя и это допустимо...

Маленькое примечание по ходу дела о некоторых ред­ких контекстах работы с трансом. Ну, вот, скажем, психотера­певт, который страдает бессонницей. Жена решает ему помочь, дожидается момента, когда он вроде бы сильно утомлен, дол­жен уснуть, и произносит несколько формул наведения транса с внушением сонливости. После этого жена засыпает, а пси­хотерапевт переходит в состояние активного бодрствования. Почему? Для него транс - рабочее состояние, и значит, ни­когда не переходит в физиологический сон.

Чем удобен шаблон «5-4-3-2-1» - он позволяет вклю­чать в текст внушения все, что происходит вокруг, то есть инкорпорировать в текст внушения то, что мы привыкли счи­тать помехами. Гипнотизеры классического толка привыка­ют считать любой внешний шум препятствием к достижению транса, а в шаблоне «5-4-3-2-1» нам как раз не хватает вне­шних шумов, потому что если их нет, то нам нечего описы­вать. Один мой коллега работал в кабинете, примыкавшем к комнате отдыха медсестер довольно большой поликлиники.

НЛП: Техники россыпью

Периодически они приходили туда отдохнуть, посплетничать, поесть, и все это сопровождалось шумом, шутками, смехом, запахом жареной картошки... И врачу приходилось все это инкорпорировать, говоря примерно следующее: «Вы слыши­те этот шум... и чувствуете этот запах... и понимаете, что с помощью всего этого люди решают свои проблемы... а вы здесь и сейчас решаете свои...» По-моему, когда звукоизоля­цию кабинета улучшили, ему стало не хватать шумов.

Удобно еще и то, что шаблон не требует определенной позы пациента. Если пациент сидит в закрытой позе, мы вос­принимаем и это как валидное сообщение, удобное для опи­сания: «Вы можете почувствовать тепло ваших рук там, где они соприкасаются...» Правда, если они соприкасаются в области лобка, появляются нежелательные ассоциации... Но это трудность всех этапов и методов гипноза - я имею в виду влюбленность в гипнотизера, перенос. Уже на этапе подстрой­ки, когда вы создаете подсознательное доверие, согласие тел, тело вашей пациентки может стать до того согласным, что непонятно, что с ним дальше-то делать. То ли все-таки ле­чить... (смех в зале).

Это одна из проблем, которая, пожалуй, относится и к конфликтам психотерапевта как личности, и к конфликтам психотерапии как системы взаимодействия людей. Не помню, к сожалению, кто, на какой лекции и со ссылкой на кого при­водил эти данные: кажется, во Франции опрос показал, что до 70% психотерапевтов-мужчин и до 40% психотерапевтов-женщин вступают иногда в интимные отношения со своими пациентами. Понятно, что это безнравственно. Но где, ска­жите, можно найти более быстрый и более эффективный спо­соб повысить самооценку пациента? Сразу, мгновенно! Впро­чем, это вопрос, который порождает новые вопросы, а не ответы...

В сущности, знание практической психологии и при­емов гипноза не сделает вашу жизнь более счастливой - толь­ко более понятной. Еще какие наблюдения?..

Ира: Мой партнер очень жестко следовал шаблону и очень уверенно произносил внушения. Мне не хотелось за ним следовать.

С. Горин: Знаете, навык организации общения «от пациента», а не от врача, приобретается не сразу. В

С. Горин. НЛП: техники россыпью

классическом гипнозе мы привыкаем к тому, что пациент под­страивается к нам, и эту привычку мы переносим в эриксони-анский гипноз и НЛП. Алексей Дериев из Новосибирска как-то показал мне вариант применения эриксонианского гипно­за, который, с его слов, он видел в Москве. Это делается примерно так... Допустим, Михаил - мой пациент (начинает говорить слащавым голосом). Сядьте, пожалуйста, сюда, на этот стульчик... Спасибо. Положите, пожалуйста, ручки на ко­ленки, как это я сделал... Спасибо. Теперь, пожалуйста, по­дышите со мной в такт... Спасибо (смех в зале).

Для меня образцом присоединения к пациенту служит одна история. В психиатрическом стационаре, где работал Милтон Эриксон, находился человек, который уверял всех, что он - Иисус Христос, и старался всех обратить в христи­анство. Эриксон при встрече с этим человеком спросил: «Это вы - Иисус Христос? У вас, кажется, есть опыт плотницкой работы?» После чего он привлек пациента к реализации про­екта какого-то особенного шкафа, и на этой основе пациент адаптировался к реальности.

Еще вопросы?.. Нет вопросов. Вы знаете, мне иногда кажется, что у вас в принципе не может быть вопросов... Или не может не быть... не вопросов...

Михаил: Что делать, если на каком-то этапе наведения транса у партнера возникает навязчивый кашель, или страх погружения в транс, или навязчивый смех- что-то, что сразу выводит партнера из транса?

С. Горин: Здесь возможны по крайней мере два подхо­да. Первый - обойти сопротивление партнера, обозначая сло­вами все, что он делает, как сотрудничество: «Вы кашляете... и можете сосредоточиться на своем кашле... и погружаться в транс еще глубже с каждым кашлевым толчком...» Что-ни­будь в этом роде. Или можно предложить партнеру притво­риться, что он погружается в транс- только притвориться.

И есть второй подход - каждое препятствие погруже­нию в транс имеет какую-то цель. Подумайте о том, какую цель имеет данное конкретное препятствие достижению бо­лее глубокого транса. О чем свидетельствует этот сигнал? Раз он есть - у него есть и какая- то функция? Возможно, страх погрузиться в транс всего лишь отражает какие-то пред­рассудки, связанные, может быть, с какими-то давними

НЛП: Техники россыпью

травмирующими переживаниями, полученными в детстве или в более позднем возрасте. Но в случае выраженного сопро­тивления погружению в транс я бы послушался того, чего хочет подсознание пациента. Если оно желает вывести чело­века из транса, то пусть выводит. Хотя, может быть, это всего лишь сигнал о том, что с данным человеком лучше работать в состоянии бодрствования или очень легкого транса.

Вот была такая любопытная точка зрения на алкого­лизм и наркоманию: не оказывается ли, что алкоголизмом человек спасает себя от чего-то худшего? Это не было ни под­тверждено, ни опровергнуто экспериментами однозначно, но такая точка зрения существует. Может быть, и здесь что-то похожее происходит? Ну, человек подсказывает вам: «Со мной надо работать либо в состоянии бодрствования, либо в очень легком трансе». А легкого транса достаточно в 95% случаев терапии. Впрочем, я не могу вам рекомендовать какой-то из этих подходов на все случаи жизни. Учитывайте оба.

Вопрос из зала: Может быть, имеет смысл как-то раз­личать сигналы, препятствующие погружению в транс - ска­жем, по- разному реагировать на смех и страх?

С. Горин: Может быть. Смех - это все-таки нечто, ас­социирующееся с приятными переживаниями, а страх можно принять как более достоверный сигнал о том, что человек не хочет погружаться в транс. Во всяком случае, если что-то по­добное возникает здесь, в упражнениях, я бы попросил тех, кто видит такие реакции у партнера, не настаивать на погру­жении в транс в случае сильного сопротивления, независимо от того, чем конкретно это сопротивление дает о себе знать.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 247; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.