Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Техники россыпью 11 страница




Так вот, прикосновение рук к голове - по Д. Моррису, восьмая стадия (из двенадцати) подготовки к сексуальному контакту. Нет ничего удивительного в том, что это прикосно­вение получает интимно-сексуальную интерпретацию. Во время демонстрации шаблона был момент, когда (вы этого могли не заметить) у моей партнерши появились колебатель­ные движения тела на уровне таза. Я это расценил как пере­нос, и, поскольку я не собирался его использовать, назвал Лену «деткой». Тем самым позиция Лены по отношению ко мне была изменена и колебательные движения прекратились.

Вопрос из зала: А что, перенос можно было использо­вать?

С. Горин. Ну, если бы Лена была очень состоятельной пациенткой, я мог бы усилить перенос и стать оплачиваемым членом ее семьи (смех в зале).

Бледный юноша: Сергей, почему вы ничего не говори­те о том, что при демонстрации работали с энергетикой Лены? Кстати, у вас очень сильная энергетика; С. Горин: Что у меня сильное? Бледный юноша: Биоэнергетика. С. Горин: А, это... Как у нашего окна аура зеленая... (долгая пауза).

Бледный юноша: Ну и что?..

С. Горин: А то, что карма в «Гастроном» бежать, привезли «Крепленое» (смех в зале). Уронила в речку я четку сто восьмую, чакры все перемешались, кто ж возьмет такую? Бледный юноша: Вы что, не верите в биоэнергетику?

С Горин. НЛП: техники россыпью

С. Горин: Есть вопросы, которые задают не для того, чтобы получить ответ, а для того, чтобы оценить реакцию на вопрос. В эту серию входят вопросы о национальности и об отношении к биоэнергетике (смех в зале). Прежде чем я отве­чу, хочется обратить ваше внимание на то, что в вопросе вы употребили такую категорию, как «вера» - верю я или не верю?.. Верить или не верить можно в то, что не подтвержде­но экспериментом, не так ли? А по поводу вашего вопроса... Для целей обучения будет полезнее считать, что я не верю в биоэнергетику. Хотя с реальным пациентом я бы, конечно, согласился: «Да, энергетика у меня - будь здоров!»

Вопрос из зала: Имеет ли значение то, в какое ухо па­циента, правое или левое, вы произносите внушение?

С. Горин: Да. При демонстрации я старался говорить, не отклоняясь от средней линии, но ваш пациент имеет опре­деленную специализацию полушарий, и внушение, сказанное только в одно ухо, может оказаться более эффективным. По­скольку общение с пациентом обычно не ограничивается од­ним сеансом, вы можете выяснить, как пациент реагирует на внушение, сказанное только в правое ухо (или только в левое).

В свое время я обратил на это внимание не в общении с пациентами, а в общении с собственными детьми. Знаете, маленьких детей приходится ночью подсаживать на горшок, и желательно, чтобы они все сделали быстро - спать очень хочется. Я говорил ребенку свое «пс-пс-пс» сначала в правое ухо, потом в левое, сравнивал скорость реагирования на вну­шение, и потом пользовался только тем ухом, которое обес­печивало более быструю реакцию.

Теперь я предлагаю вам освоить шаблон наведения транса через кинестетическую неопределенность. Запишите его последовательность:

Упражнение 15. Наведение транса через кинесте­тическую неопределенность.

Выполняется в парах.

Шаг 1. Вторжение в суперинтимную зону партнера. Встаньте за спиной партнера, сидящего на стуле, и прикосни­тесь ладонями к его плечам или спине. Оцените тонус мышц. В течение 2-3 минут ведите нейтральную беседу, ожидая рас­слабления мышц партнера.

НЛП: Техники россыпью

Шаг 2. Прикосновение к голове и навязывание бесси­стемных движений. Осторожно возьмите руками голову парт­нера и начинайте мягко (осознавая, пределы движений) дви­гать головой партнера, стараясь делать это случайным обра­зом, бессистемно. Дайте партнеру инструкцию о том, что голова может сама отслеживать направление движения, что партнер не обязан помогать или мешать вам.

Шаг 3. Достижение каталепсии и использование транса. Оцените тонус мышц шеи партнера. Если вы не чув­ствуете сопротивления своим движениям, если голова парт­нера замирает в том положении, которое вы ей придали в дан­ный момент- переходите к использованию транса. (Напоми­наю, что в упражнении использованием транса будет неопределенная приятная инструкция конструктивной направ­ленности).

Шаг 4. Возвращение из транса. Свяжите возвраще­ние к бодрствованию с тем, что вы уберете руки от головы партнера.

Визуальная неопределенность

Освоенная вами техника лучше работает с пациента­ми, которые специализируются в кинестетической модально­сти. У пациентов-визуалистов вы можете создать неопреде­ленность в визуальной модальности, предложив им постоян­но воображать некоторые пространства, имеющиеся в их теле.

Здесь нет четких пошаговых предписаний, поэтому легче будет освоить эту технику через демонстрацию. Добро­волец?..

(Выходит Илья). Хорошо, Илья, сядь удобнее... Рас­слабься... и представь себе пространство между висками... какое оно большое... и чем оно заполнено... Одновременно с этим представь себе пространство... между затылком и лбом... какие у него размеры... и чем заполнено оно... в отличие от первого пространства... Представь себе пространство поза­ди глаз... (Илья закрывает глаза) какое оно приятное... и про­странство между кистями рук... одновременно с тем, что ты представишь себе... пространство между плечами... какое оно расслабленное... и пространство между затылком и...

С. Горин. НЛП. техники россыпью

ступнями ног... какое оно большое... и какую форму оно имеет... обрати особое внимание именно на это простран­ство.. насколько ты чувствуешь в нем защищенность и ком­форт... И теперь обрати внимание на пространство между... плечами и кончиками пальцев... какое оно удобное... и спо­койное... И если ты почувствуешь плывущее ощущение... в пространстве между... затылком и пятками... то ты можешь наслаждаться этим ощущением... по мере того как я услож­ню твою задачу... по воображению пространств...

Теперь я попрошу тебя представить... какие из пере­численных мною пространств... пересекаются... и что полу­чается в этом пересечении... Обычно при пересечении про­странств... образуется какое-то новое пространство... но мо­жет образоваться плоскость... или прямая линия... или даже точка... хотя твое знание геометрии может утверждать... что невозможно получить точку... при пересечении объемов... Но ты знаешь и то... что при пересечении пространств... может образоваться не только точка... но и прямая линия... что бы ни утверждала геометрия... А может образоваться и какой-то еще контур... или объем... или рисунок на плоскости... И то, что образуется на пересечении пространств... которые ты с легкостью и удовольствием можешь себе представить... ви­дишь только ты... и только ты знаешь... что именно нового ты сейчас узнаешь... по мере того как тебе становится... все легче... представлять себе новые и новые пространства... из тех, которые я называл... и тех, которые я не называл... пото­му что я не знаю, какое из пространств... наиболее интересно для тебя...

И я также не знаю... сходятся ли все эти пространства... в какой-то одной точке... независимо оттого, позволяет ли это геометрия... или нет... Потому что если пространства схо­дятся вместе... это означает, что ты нашел некое решение... и если они не сходятся... это означает, что такое решение су­ществует... и ты ищешь его... и найдешь не скорее... чем это тебе нужно... по мере того как твое воображение... благода­рит тебя... за достаточно трудную задачу... которую ты ре­шаешь... или уже решил... работая с воображением...

(Долгая пауза). А теперь ты можешь открыть глаза и вернуться от воображения к реальности. Это можно сделать с чувством свежести, но не слишком большой свежести. Или

НЛП: Техники россыпью

ты можешь сделать это с чувством прилива сил. Я не знаю, что ты выберешь, возвращаясь в эту комнату, в этот день и час.

Как ты себя чувствуешь?

Илья: Хорошо.

С. Горин: Спасибо за помощь.

Наведение транса через гипнотические

феномены («рычажное» наведение)

С. Горин: Теперь мы начнем плавно переходить к скры­тым способам наведения транса - таким, где пациент не до­гадывается, что для воздействия на него был применен гип­ноз. Эти способы уместны как в клинической практике, так и в обыденной жизни. Что касается использования методов скрытого наведения транса в терапии, то хочу вас предупре­дить - пациент не заметит вашей хорошей работы, поэтому, если вы с блеском провели скрытое вмешательство, потом все равно потратьте 5-10 минут на «официальное» наведение транса. Доставьте человеку удовольствие осознать, что его лечили гипнозом... или что он не поддается гипнозу.

Наведение транса через гипнотические феномены и будет нашей переходной ступенью от явного гипноза к скры­тому. У Гриндера и Бэндлера эти техники называются «ры­чажным» наведением, потому что мы пользуемся изолирован­но вызванными гипнотическими феноменами как рычагом, с помощью которого усиливаем свое воздействие. Чаще всего для быстрого наведения транса применяют такие феномены, как каталепсия, внушенные галлюцинации, возрастная регрессия.

С наведением через каталепсию мы только что имели дело при создании кинестетической неопределенности. То, что мы делали с головой пациента, можно сделать проще - с од­ной рукой. (Обращается к сидящему рядом мужчине). Можно подержать вашу руку? (Берет правую кисть партнера и кла­дет ее себе на ладонь). Можно подержать ее еще немного?.. Можно я ее подвигаю, поверчу?.. (Начинает совершать рукой партнера бессистемные движения). Могу я осознать ее тонус... когда я совершаю движения... или когда останавливаюсь?..

С. Горин. НЛП: техники россыпью

(Продолжает совершать бессистемные движения рукой парт­нера, иногда прекращая их). Рука может быть расслаблен­ной... или не очень расслабленной... Рука может замереть... или не замереть... Может вашей руке бытъудобно вот в та­ком положении?.. (Демонстрирует каталепсию руки, убрав свою ладонь из-под ладони партнера и поддерживая руку парт­нера одним пальцем своей руки).

О том, что это - каталепсия, я думаю, вы спорить не будете. Споры могут быть об интенсивности наблюдаемого явления или о том, что мы наблюдаем начальные проявления каталепсии, но принадлежность данного явления к классу гип­нотических феноменов сомнений не вызывает.

Теперь о внушенных галлюцинациях. Мне Галя зада­вала вопросы, как человек с опытом работы в классическом гипнозе... Галя, ты можешь увидеть кошку на этом стуле? (Показывает рукой на пустой стул).

Галя: Я могу ее представить себе.

С. Горин: Увидеть не можешь, а представить можешь?

Галя: Да.

С. Горин: А когда ты ее себе представляешь, ты ее ви­дишь, слышишь или чувствуешь?

Галя: Я не могу увидеть кошку.

С. Горин: Не можешь увидеть... Что ж, проблемы с воображением. А ты вообще когда-нибудь кошку видела?

Галя: Да, конечно.

С. Горин: А если бы ты увидела кошку, сидящую на этом стуле, какого бы она была цвета?

Галя (пристально глядит на стул, отвечает слегка за­медленно): Очевидно, серой.

С. Горин: Очевидно, серой... Галя, здесь нет кошки. Почему мы обсуждаем ее цвет?

Галя: Мы обсуждаем, какую кошку я могла бы себе представить.

С. Горин: И тем не менее, когда мы говорили о том, какую кошку могла бы себе представить Галя, она присталь­но смотрела на этот стул...

Кто из вас, сидящих здесь, мог бы увидеть протекаю­щий по этой комнате ручеек?.. (Показывает рукой на пол). Многие... А чего вы сюда смотрите, здесь нет ручейка?..

Мы опять можем завести спор об интенсивности явле­ний, которые мы наблюдали. При том, что сами явления

НЛТТ: Техники россыпью

характерны для глубокого транса, мы можем вызвать их в ос­лабленном виде в состоянии бодрствования и через них наве­сти транс. Галлюцинации по структуре весьма близки к про­цессу воображения, представления... Если бы мне хотелось, чтобы галлюцинаторная кошка поцарапала Галю за ногу и там остался бы видимый рубец, я должен был бы достичь третьей стадии гипноза по классической классификации, то есть со­мнамбулической стадии. Или если бы мне захотелось, чтобы кто-то из присутствующих здесь дам разделся, чтобы совер­шить омовение в этом ручейке, мне тоже понадобилось бы какое-то время...

(Меняет интонацию). Но Галя смогла представить себе кошку на этом стуле... и вы все смогли увидеть ручеек в этой комнате... и на воде, которая текла в этом ручейке... могли бы играть солнечные зайчики... и вы бы пристально продол­жали смотреть на воду... все глубже уходя в себя... в свой внутренний мир... и через некоторое время вы могли бы ус­лышать журчание этого ручейка... и успокоиться еще лучше...

(Вновь меняет интонацию). Понятно, как можно было бы продолжить наведение транса, но я не ставил такую цель. Да, здесь был (в который уже раз) использован прием под названием «как если бы...» Когда пациент или партнер гово­рит, что он не может вообразить какие-то явления внешнего мира или какие-то свои действия, вы спрашиваете примерно так: «Ну, а как это бы выглядело, если бы вы могли это себе представить?..»

И у нас осталась возрастная регрессия. Напомню вам прямую связь: гипнотический транс - подробные воспоми­нания периода детства. Обратной связью будет: подробные воспоминания детства - гипнотический транс.

Есть некоторые детали, которые легко использовать для наведения транса через возрастную регрессию. Например, предложите пациенту вспомнить одежду, в которой он ходил в детстве. Эту деталь все легко вспоминают. Предложите вспомнить друзей детства и их голоса... Предложите вспом­нить тот дом, в котором ваш пациент жил, когда был ребен­ком... Предложите вспомнить определенное время года, оп­ределенное приятное событие... Если пациент говорит, что приятных событий у него в детстве не было, вы можете сделать обходной маневр: «Да, ваше детство могло быть тяжелым... Но ведь ребенка так легко обрадовать! Вы можете вспомнить

С. Горин. НЛП: тех)шкироссыпью

просто солнечный день, когда вам было радостно... Вспом­нить леденец, который вам было приятно попробовать...» и так далее.

Я предложу вам варианте использованием реального запаха. (Открывает два флакона с эфирными маслами - апель­син и кедр - наносит по капле из каждого флакона на электро­лампу настольного светильника и включает светильник). Все ли вы помните цвет снега? Он не просто белый, он какой-то особый... Это именно цвет снега... Помните ли вы ощуще­ние бодрящего морозца зимой?..

Это была прелюдия к тому, что я скажу дальше... пото­му что дальше я предложу вам вспомнить некоторый прият­ный запах из детства... связанный с зимой и морозом... и я не знаю, какой запах вы выберете. Я не могу знать, что именно будет вашим приятным запахом... который вы ощущали в детстве... перед каким-то праздником... Много ли в нашем детстве было праздников?.. Конечно их было не много... и самым ярким среди них был Новый Год... Хотя вы могли бы вспомнить любой другой праздник... из вашего детства... Но ведь может оказаться так, что вам будет удобнее... и приятнее вспомнить именно Новый Год... с его елкой и подарками... с приходом Деда Мороза...

Я не знаю, обращали ли вы внимание на то... как дети любят наряжать новогоднюю елку... они начинают играть с этими хрупкими яркими шарами... они забывают о том, что шары надо развешивать на елке... потому что новогодние иг­рушки - это очень красиво... Дети по-особому наряжаются... перед Новым годом... и им нравится быть нарядными, краси­выми... независимо от того, мальчики это или девочки... Я думаю, что единственный день в году... когда мальчики по­зволяют наряжать себя... а девочки наряжаются с особым удовольствием... это Новый Год...

И возможно вас удивит... насколько подробно вы мо­жете вспомнить... свою детскую нарядную одежду... кото­рую вы надевали на Новый Год... И будет интересно, если окажется... что вы очень хорошо помните голоса... ваших тогдашних друзей... или просто соседей... или голоса ваших родителей... такими, какими они были тогда... очень дале­ко... от настоящего времени... которое тоже становится сей­час... очень далеким от вас... потому что вы находитесь... в своем собственном внутреннем мире... и своем собственном

НЛП: Техники россыпью

внутреннем времени... и какая разница, что показывает сей­час календарь... если вы можете перенестись... мысленно... в свое детство... и получить там заряд особой энергии... ко­торая всегда была при вас... но вы не всегда знали... что вы можете воспользоваться этой энергией... легко и свободно... в любой момент... в том числе и тогда... когда я вам об этом говорю... по мере того как вы все лучше отдыхаете... и мо­жете побывать в своем приятном детском воспоминании... о празднике... еще немного... перед тем как вернуться сюда... в том темпе... который вам приятен... который вас устраива­ет... и не быстрее, чем вам этого захочется... и не быстрее, чем вы почувствуете... прилив той энергии... о которой я вам говорил... чтобы понять, что вы можете почувствовать... при­лив сил... и бодрости... сразу же по возвращению сюда... в этот день и час... или на две минуты позже... Это может про­изойти тогда... когда я продолжаю говорить... или тогда... когда я замолчу... (шепотом) Возвращайтесь... (громко). Воз­вращайтесь i

Вы можете увидеть компоненты рычажного наведения в других техниках... или вы можете включать компоненты рычажного наведения в другие техники. Например, техника левитации руки или техника сведения рук («АВПГ», глава 7) предусматривают фиксированную позу пациента - то есть компонент каталепсии. Техники работы с воображением лег­ко сочетаются с внушенными галлюцинациями... Действи­тельно, легко (внезапно начинает прислушиваться к чему-то). И возрастную регрессию можно включить в наведение транса... (опять прерывает речь и начинает прислушиваться к чему-то)... кто-нибудь еще это слышит?.. Так вот, возраст­ную регрессию легко включить в наведение транса по методу путаницы, который мы будем изучать... Все-таки, кто-нибудь еще из вас слышит этот оркестр?.. Довольно далеко отсюда... У меня не очень хороший слух, поэтому я могу различить толь­ко барабан... но, может быть, кто-нибудь слышит и мелодию? (Двое участников группы начинают согласно кивать голова­ми, затем еще трое участников группы начинают пальцами рук «отбивать такт»). Услышали, да? Ну вот вам еще один пример наведения транса через внушенные галлюцинации (смех в зале).

Теперь давайте соединим два способа наведения транса: наведение через рассказывание историй о трансе и

С. Горин. НЛП: техники россыпью

наведение через гипнотические феномены. Что у нас полу­чится? Да, это будет рассказывание историй о гипнотических феноменах. Эту технику можно использовать уже не столько для наведения транса, сколько для его утилизации.

Например, нам нужно обеспечить пациенту контроль над болевыми ощущениями. О чем мы можем ему рассказать, чтобы вызвать анальгезию? В каких обыденных ситуациях люди получают травму, но не чувствуют боли?

Ответы из зала: Когда человек увлечен достижением цели, он может не почувствовать боли. Спортсмены во время ответственных состязаний не ощущают боли от травм. Когда с кем-то дерешься, чувство боли значительно притупляется.

С. Горин: Все верно. Более редкие контексты: очень тяжелая травма в первые минуты обычно не сопровождаются болью; угрожающая жизни ситуация притупляет чувство боли. Один из примеров работы Милтона Эриксона - пациентке, страдающей от хронической боли, Эриксон сказал что-то вро­де: «Да, вам сейчас больно, но что бы вы почувствовали, если бы в комнату вошел тигр?» Понятно, что в такой ситуации боль теряет смысл - тигр сожрет вас вместе с болью; то есть обозначена ситуация, угрожающая жизни человека. Впослед­ствии эта пациентка, переставшая чувствовать боль, говори­ла окружающим о причинах этого такими словами: «У меня под кроватью сидит тигр, и он рычит».

Бывают случаи, когда достаточно вызвать анальгезию в кисти руки, в стопе ноги, то есть нужна анальгезия по типу «перчаток» и «носков». Здесь тоже можно рассказать исто­рию о том, как надевание реальных перчаток и носков изме­няет ощущение в конечности: «Когда вы надеваете перчатку, ваша рука согревается, и ощущения становятся очень при­ятными, комфортными...»

Теперь возьмем другой феномен - внушенные галлю­цинации. О чем здесь можно рассказать пациенту? Что сравни­тельно легко вспоминают люди с галлюцинаторной точно­стью? Или что они конструируют легко, что они легко принимают одно за другое? Приведите примеры для положи­тельных и отрицательных галлюцинаций.

Ответы из зала: Типичная отрицательная галлюцина­ция - старушка ищет очки, которые находятся у нее на лбу. Легко вспомнить запах духов любимой женщины...

С. Горин: Слишком романтично, наверное. Думаю, что запах хлеба вспомнить легче.

НЛП: Техники россыпью

Ответы из зала: Когда приезжаешь в новый город, час­то кажется, что узнаешь в толпе кого-то из знакомых, остав­шихся дома, в своем городе. Ребенок, увлеченный мультфиль­мом, не слышит, как его зовет мать.

С. Горин: Я хотел бы обратить ваше внимание еще и на те явления, которые мы в свое время изучали в разделе «Пси­хопатологические синдромы», но они весьма распростране­ны и у здоровых людей, так что описание этих явлений будет достаточно универсальным средством вызвать положитель­ные или отрицательные галлюцинации. Я имею в виду «deja vu» и «jamais vu» - чувство уже виденного и никогда не ви­денного. Расскажите пациенту о том, что иногда идешь по знакомой улице и видишь ее так, будто увидел впервые в жиз­ни... дома и деревья кажутся какими-то другими... возмож­но, изменился их цвет или их форма... и будьте уверены, что пациент хорошо поймет вас и найдет в своем личном опыте соответствие этому переживанию.

Хорошо, что мы придумаем в качестве сюжета, провоцирующего искаженное восприятие времени?

Ответы из зала: Когда смотришь интересный фильм, время летит очень быстро. Когда сидишь в приемной и ждешь, время тянется очень медленно. В кресле зубного врача каж­дая минута кажется часом.

С. Горин: Еще один контекст - «счастливые часов не наблюдают», общение влюбленных. Это тоже - искажение чувства времени.

Самые простые контексты для использования этого феномена... Например, вы хотите вызвать у пациента ощу­щение того, что работали с ним очень долго, и рассказываете историю о посещении стоматолога. При повременной оплате работы это бывает актуальным (смех в зале). Или вы хотите, чтобы пациент за короткое время сделал большую работу при использовании вами какой-то сложной терапевтической техники - расскажите предварительно историю про общение влюбленных.

Так, истории про каталепсию?..

Ответы из зала: Рыбак, который сидит у речки в зас­тывшей позе. Шофер, который замирает вместе с автомоби­лем перед красным сигналом светофора. Разрыв шаблона ру­копожатия вызывает каталепсию, можно об этом рассказать. Когда сделаешь очень тяжелую физическую работу и ложишь­ся потом отдыхать, тебе удобно в любой позе.

С. Горин НЛП: техники россыпью

С. Горин: Прекрасно. Есть еще один гипнотический феномен, о котором мы не говорили: автоматическое пись­мо, автоматическая речь. Рассказывая истории о проявле­нии этого феномена, вы можете углубить транс, убрать фо­бию публичных выступлений, ускорить написание пациентом диссертации... Вы можете также получить от пациента неко­торую новую информацию, скрываемую им ранее или под­сознательно скрытую от него самого; можете активизировать творческие способности пациента.

Самый простой пример автоматического письма - ка­ракули, которые вы рисуете в блокноте во время скучной кон­ференции. Автоматическая речь появляется, когда вы с кем-то крепко ругаетесь. У этих феноменов есть примеры в исто­рии - так, пророк Мухаммед передавал людям информацию от Аллаха через автоматическую речь.

Для удобства можно свести то, о чем мы говорили, в таблицу.

ГИПНОТИЧЕСКИЕ ФЕНОМЕНЫ: ВЫЗЫВАНИЕ И ИСПОЛЬЗОВАНИЕ

(по М. Спарксу, переработано и дополнено)

Гипнотичес- Сюжет истории для Использование
кий феномен вызывания феномена  
    Субъективное
    увеличение
    продолжи-
Искажение Посещение зубного тельности сеанса.
чувства врача. Ожидание в Возможность
времени и приемной, ожидание проделать за
ошибочная автобуса. Общение короткое время
ориентация во влюбленных большой объем
времени   работы Сок-
    ращение времени,
    в течение
    которого пациент
    испытывает боль
  Просмотр интересного Возможность
  фильма. Перевод ощутить себя в
  стрелок часов при будущем,
  перемещении в другой с достигнутым
  часовой пояс результатом

НЛП: Техники россыпью

Гипнотичес- Сюжет истории для Использование
кий феномен вызывания феномена  
  Запах и вкус, который Наведение и
  можно было углубление
Возрастная почувствовать в транса, ожив-
регрессия детстве Возвращение в ление приятных
  школьный класс воспоминаний,
  Песни прошлых лет доступ к
  Детские стихи и сказки забытым
    навыкам и
    ресурсам энергии
  Наблюдение за своим Терапия заикания
  отражением в зеркале и навязчивых
  Отражение в движений (тики,
  автомобильном зеркале хореиформные
Диссоциация заднего вида подергивания и
«участник/ Просмотр кинофильма др Осво-
наблюдатель» с собой как бождение от
  действующим лицом эмоционально
    неприятных
    состояний,
    терапия фобий и
    последствий
    насилия
  Запах хлеба Deja vu. Наведение и
  Ошибочное узнавание углубление
  знакомых в толпе транса, реали-
    зация новых
    умений
    конструирование
    м себя в
Положитель-   ресурсном
ны е и   состоянии,акти-
отрицательные   визация
внушенные   творческих
галлюцинации   способностей
  Старушка, которая Контроль над
  ищет очки, болью
  находящиеся у нее на  
  лбу Jamais vu  
  Ребенок,увлеченный  
  мультфильмом и не  
  слышащий голос  
  матери  

С. Горин. НЛП: техники россыпью

Гипнотичес­кий феномен Сюжет истории для вызывания феномена Использование
Амнезия 4мя, которое «вертится на кончике языка». Стирание с классной доски. Люди забывают что-то из вещей, забывают что-то сделать Забывание травматических переживаний
Анальгезия и анестезия Травмы, полученные во время спортивных сос­тязаний, удары, получаемые во время драки. Появление новой ситуации, угрожающей жизни («тигр под кроватью»). Изменение ощущений в руках и ногах при надевании перчаток и носков контроль над болью
Каталепсия Шофер, замирающий вместе с автомобилем перед красным сигналом светофора. Рыбак на речке. Отдых после тяжелой работы. Поднятие руки для привлечения внимания. Разрыв шаблона рукопожатия (или другого двигательного шаблона) Наведение и углубление гранса
Автоматичес­кая речь, автоматичес­кое письмо Рисование «чертиков» во время скучного доклада. Увлеченный обмен кол­костями в ссоре. Речь влюбленного. Речь оракулов и пророков Углубление гранса, получение новой информации от пациента

НЛП: Техники россыпью




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 344; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.