Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

НЛП: Техники россыпью 10 страница




Прием Faria: больного усаживают в удобное кресло, предлагают закрыть глаза и сосредоточиться, через несколько минут громко и повелительно произ­носят: «Спите!» Это слово, произнесенное среди глу­бокого молчания энергичным человеком, производит

С. Горин. НЛП: техники россыпью

на пациента такое сильное впечатление, что он быст­ро впадает в гипнотическое состояние.

Прием Coue и Baudouin: четыре следующих опыта могут служить для подготовки к внушению, для определения внушаемости и быстрой гипнотизации.

Опыт 1. Стоящему с закрытыми глазами чело­веку предлагают держаться совершенно прямо, так, чтобы главной точкой опоры являлись пятки; если при этом толчком вывести его из состояния равновесия, то он падает и его приходится поддерживать. После этого предварительного опыта испытуемому дают за­дание усиленно думать о том, что он упадет назад. При этом спокойно, но твердо и уверенно следует внушать: «Вы падаете назад! Вас тянет назад! Вы уже падаете, падаете!». Большинство испытуемых действительно через короткое время падают назад. Этому можно спо­собствовать, становясь позади пациента и производя легкое надавливание ладонью на его лоб. Несколько труднее добиться, изменяя соответствующим образом технику внушения, падения вперед.

Опыт II. Врач ставит больного лицом к себе с опущенными вдоль туловища руками и сдвинутыми вместе ногами. Больному предлагается смотреть пря­мо в глаза врачу, фиксирующему сосредоточенный взгляд на переносице больного. Далее врач вытягива­ет руки ладонями внутрь так, чтобы достать ими до висков больного и слегка прикоснуться к ним, причем произносит: «Сейчас я отведу свои руки и вас потянет вперед за ними». Руки отводят и несколько отступают назад, говоря: «Вы падаете, падаете!». В этот момент многие больные действительно падают, и их необхо­димо вовремя поддержать.

Опыт III. Испытуемому дают в руки нитку с тя­желым предметом на конце, например кольцом (маят­ник Шевреля). Испытуемому предлагают закрыть глаза и настойчиво думать о круге. Очень скоро маятник начинает производить соответствующие движения. Если гипнотизируемого заставляют думать об овале, прямой линии и т. п., то движение изменяется соот­ветствующим образом.

НЛП: Техники россыпью

Опыт IV. Прием Kohnstamm. Субъекта просят закрыть глаза, стать боком к стене и тыльной сторо­ной сжатого кулака опереться изо всех сил о стену. В течение минуты врач говорит: «Обопритесь очень сильно, напрягите мышцы вашего плеча, вашей руки». После этого больного просят отойти от стены и сво­бодно опустить руки. Часто рука, которой опирался больной, сама собой поднимается, иногда описав угол 90У. Затем пациенту объясняют, что испытанное им расслабление и спонтанное движение его руки похо­жи на расслабление и ощущение, которые он будет испытывать во время гипнотического сеанса.

Преимущество этих испытаний перед другими пробами заключается в том, что они фактически дают положительный результат почти во всех случаях.

Приемы, рекомендуемые Рожновым.

I. Врач усаживает больного в удобное кресло и предлагает ему смотреть прямо в глаза, сильно сце­пив руки. Затем врач говорит: «Ваши руки постепен­но сжимаются и уже сжаты крепко. Вы сами не в со­стоянии более разжать их. Руки вы разожмете только после моего указания. Пробуйте, прилагайте усилия! Вы не можете разжать руки!»

Можно также внушить больному, что он по соб­ственному желанию не может подняться с места, встать и пройтись по комнате.

II. Больному предлагают три пустые совершен­но чистые бутылочки и при этом говорят: «Я сейчас проверю ваше обоняние. Понюхайте и скажите, в ка­кой склянке раньше находился керосин, в какой - духи и в какой - вода». Если больной «обнаруживает» запа­хи, то это указывает на повышенную внушаемость.

В. Е. Рожнов и Б. 3. Драпкин рекомендуют сле­дующий прием. Вновь поступивших больных пригла­шают в качестве зрителей на ту или иную психотера­певтическую процедуру, укладывают в гипнотарий вместе с другими больными. Затем предлагается со­гнуть руки в локтях, прижать локти к бокам туловища, а кисти поставить так, чтобы концы пальцев отстояли друг от друга на 5-10 см и находились на расстоянии

1' Техника россыпью

С. Горин. НЛП: техники россыпью

20-30 см от лица, при этом непрерывно смотреть на пальцы. Затем врач говорит: «Как только я начну счи­тать от 1 до 20, вы почувствуете, как пальцы начнут притягиваться друг к другу, будто между ними вклю­чился магнит большой силы». Далее внушается, что с каждым счетом пальцы приближаются друг к другу, встречаются, начинают переплетаться и наконец скле­иваются.

Итак, вы выяснили внушаемость и гипнабельность па­циента и переходите непосредственно к гипнотизации. Опять-таки в терминах классического гипноза - вам следует выз­вать утомление зрительного, слухового или кожного анализа­торов, чтобы наступил сон.

Утомление кожного анализатора достигается поглажи­ваниями или пассами (движениями рук на расстоянии 2-5 см от тела пациента). Так, кто у нас кинестетик? Наташа. Садись сюда, расслабься... (Ведущий начинает делать плавные пас­сы вдоль тела партнерши). Считается, что такие поглаживаю­щие движения без прикосновения - это массаж потоками воз­духа от движущихся рук... Каждое движение следует делать плавно, сверху, вниз... «Массировать» можно лицо или все тело... В понятиях эриксонианского гипноза это можно было бы отнести к кинестетической неопределенности... потому что иногда я случайно прикасаюсь к телу Наташи... В дан­ном случае можно и дальше просто делать пассы... и ничего не говорить... потому что мы и так уже видим неподвижность тела... расслабленность мышц тела... даже без инструкций... А можно сказать Наташе: «Ты сейчас сильно устала... и мо­жешь хорошо отдохнуть... и тебе хочется закрыть глаза... и продолжать расслабляться... сидеть совершенно спокойно... и отдыхать...» Но можно было этого и не говорить... Оста­вайся спокойной, Наташа... и скажи мне... как ты себя чув­ствуешь...

Наташа: Хорошо... очень хочется спать... С. Горин (прекращает делать пассы): Хочется спать, понятно... Или хочется отдохнуть и вернуться к обучению, а ты все перепутала и решила, что хочется спать. Хотя все, что происходит, является твоим выбором. Ты можешь захотеть спать или не захотеть спать, или ты можешь вернуться к ак­тивному бодрствованию. Особенно если учесть, что недавно

НЛП Техники россыпью

был перерыв и ты пила крепкий чай. И сейчас, когда ты вер­нешься на свое место, ты оживишь якорь на состояние бодр­ствования.

Сразу несколько примечаний по поводу вашей речи. Павловская модель гипноза устанавливает три гипнотичес­ких фазы: уравнительная, парадоксальная и ультрапарадок­сальная. Смысл этих названий в том, что сначала реакция гип-нотика на сильные и слабые раздражители становится одина­ковой, а потом гипнотик реагирует сильнее на слабые раздражители. Поэтому вам лучше говорить, постоянно ме­няя громкость речи от нормальной и громкой до шепотной речи. Если вы попадаете шепотной речью в ультрапарадок­сальную фазу, это усиливает реакцию на внушение.

Хорошо. Теперь - утомление зрительного анализато­ра. Эта методика интересовала Иветту. Садись на этот стул, Иветта. Я попрошу тебя смотреть на блестящий колпачок этой ручки (ведущий подносит к лицу Иветты шариковую ручку, располагая ее на расстоянии около 15 см от лица на уровне верхней губы партнерши). Я прошу тебя... все время смот­реть на эту точку! Смотри очень пристально! Смотри очень сосредоточенно! Все время возвращайся к этой блестящей точке! Тебе все труднее держать глаза открытыми... но ты продолжаешь смотреть в одну точку... и тебе хочется закрыть глаза! Твои глаза действительно устали... тебе трудно смот­реть в одну точку... закрой глаза... Тебе все труднее и труд­нее смотреть... в одну точку... пристально... тебе хочется закрыть глаза... (Иветта закрывает глаза).

И теперь, когда твои глаза закрылись... вокруг тебя становится все темнее и тише... и даже мой голос доносится приглушенно,., как бы сквозь вату... (Ведущий говорит мед­леннее и тише). В голове появляется легкий туман... который постепенно сгущается... и тогда окружающий мир куда-то уходит... и тебе все больше хочется спать... спать... (шепо­том) спать... Ты расслабляешься... и успокаиваешься... и от­дыхаешь... И ты успеешь осознать, что ты отдохнула... или поспала... когда ты вновь услышишь, как я обращаюсь к ауди­тории... и тебе захочется вернуться к состоянию бодрствова­ния... с чувством прилива сил... потому что тебе будет инте­ресно... продолжать учиться. Итак, отдыхай... еще несколь­ко секунд... или две минуты... и возвращайся...

С. Горин. НЛП: техники россыпью

(Обращаясь к аудитории). И еще одно примечание по поводу вашей речи - интонация становится другой. Обычно ее называют внушающей, но для себя я ее обозначаю, как аг­рессивную. (Иветта открывает глаза, ведущий обращается к Иветте). Молодец, действительно вернись сюда, перейди на свое место и задействуй якорь для бодрствования! (Ведущий вновь обращается ко всей аудитории). Итак, вы беседуете с пациентом мягко, вкрадчиво, эмпатично и вдруг начинаете говорить напряженно, как бы агрессивно... То есть это в дру­гом контексте воспринималось бы как агрессия, а в этом кон­тексте воспринимается как внушение, как внушающая инто­нация.

Иветта: Мне в начале сеанса не хотелось закрывать глаза.

С. Горин: И это естественно - на прямой приказ мы получаем прямое противодействие, и тогда приходится про­говаривать приказ более громко, усиливать внушающую ин­тонацию. Особенно это проявляется в техниках молниенос­ного гипноза, там вы просто начинаете кричать: «Встать пря­мо! Смотреть мне в глаза! Вы чувствуете сонливость! Вы уже падаете! Сейчас вы упадете в кресло и будете спать!!!» И тех, кто упал или хотя бы сделал такое падающее движение, мы оставляем для демонстрации чудес. Если это понимаешь, то становится понятным и замечание Гриндера и Бэндлера о том, что эстрадные гипнотизеры отметают всех людей, хоро­шо поддающихся гипнозу, и оставляют себе просто послуш­ных.

Хорошо, у нас осталось воздействие на слуховой ана­лизатор. Каким способом мы можем вызвать утомление, ус­талость слухового канала восприятия? Разумеется, через про­должительную речь. В терминах эриксонианского гипноза мы назвали бы это трансом на чувстве скуки. Очень удобным приемом здесь является счет, процедура достаточно монотон­ная и утомительная. Можно использовать звук метронома или гудение индуктора, но речь удобнее.

Попробуйте погрузиться в гипнотическое состояние, слушая то, что я буду говорить. Для этого нужно только слу­шать меня, сосредоточиться на моих словах, моем голосе... Я предлагаю вам перейти в состояние, подобное сну... и тог­да мое влияние на вас серьезно усилится... Сейчас я начну

НЛП: Техники россыпью

считать... и с каждым моим словом вы будете все более и бо­лее спокойными... и в какой-то момент вам захочется уснуть... или задремать... Может быть, это произойдет тогда, когда я досчитаю до двадцати... или это произойдет раньше...

Я начинаю счет до двадцати... и вы внимательно слу­шаете мой голос... продолжая думать только об отдыхе и по­кое... Один... Ваше дыхание становится медленным и спо­койным... Именно такое дыхание бывает у вас тогда, когда вы собираетесь уснуть... Два... Три... Сердце бьется ровно, спокойно... ритмично, уверенно... Четыре... Вы уже готовы соглашаться с тем, что я говорю... Потому что я говорю толь­ко о том, как приятно вам расслабление... и приятно чувство­вать сонливость. Шесть... И почему бы вам не уснуть прямо сейчас... или вы можете дождаться окончания счета...

Семь... Девять... Уже сейчас ваше тело становится тя­желым и расслабленным... Очень хорошо расслаблены мыш­цы лица... Веки становятся тяжелыми... Хочется закрыть глаза... Одиннадцать... Приятно думать о том, как вам лень было бы пошевелиться... Десять... Приятно думать о том, как расслаблены ваши ноги... какими они стали теплыми и тяжелыми... Приятно чувствовать лень и дремоту... Две­надцать... Еще чуть спокойнее... еще чуть тише и темнее ста­новится вокруг вас... Четырнадцать... Пятнадцать... Ваши веки настолько тяжелы, что глаза закрываются сами собой... Веки смыкаются плотно... как бы склеиваются... Дремота, сон овладевают всем вашим телом, всеми вашими мыслями... Семнадцать... Шестнадцать... Еще чуть спокойнее... еще чуть ленивее... еще внимательнее слушать мой голос... и расслаб­ляться... и засыпать...

Девятнадцать... Вы уже знаете, что скоро достигнете состояния лечебного сна... или сонливости... или дремоты... и это состояние может быть очень глубоким... или таким глу­боким, каким вам захочется... Вы уже готовы следовать за моим голосом... когда я назову следующую цифру... и я ее называю... Двадцать... Вы просто спокойны... или вы про­сто спите... или вы просто расслаблены...

И я хочу, чтобы вы... хорошо отдохнули... как-то по-новому систематизировали полученный вами опыт... и поня­ли уже сейчас, что ваши проблемы разрешимы... и направили

С. Горин. НЛП: техники россыпью

какую-то энергию... о запасах которой вы, возможно, и не знали... на решение этих проблем...

И через некоторое время... вы будете готовы... про­должая слушать то, что я говорю... вернуться в эту комнату... с чувством свежести, бодрости... вернуться к ясному со­стоянию сознания... когда я досчитаю до трех... Один... Из­менилось ваше дыхание... оно стало чуть быстрее... и чуть более поверхностным... Два... Сердце бьется чуть быстрее... Мышцы тела готовы к сокращению... У вас появляется ка­кая-то новая сила... Три!.. Откройте глаза, энергично потя­нитесь!

...Еще несколько примечаний по групповым сеансам. Первое: 10-15% населения имеют повышенную внушае­мость - на таких людей вы ориентируетесь в начале сеанса, вы чаще на них смотрите, говорите для них. Затем они засы­пают, и это индуцирует остальных.

Второе: я хочу обратить ваше внимание на то, что счет был с ошибками, были какие-то провалы, пропуски чисел... Этого можно было и не делать, в классическом гипнозе при­нято считать без ошибок, я опять сбиваюсь на эриксонианс-кие приемы; но счет с ошибками на людей внушаемых произ­водит странное впечатление - человек начинает сомневаться не во мне, а в себе. Он приходит к выводу, что он уже уснул и пропустил какое-то число...

Олег: Меня это выводило из транса.

С. Горин: Да, тебя это выводило, а кого-то это погру­жает. Хотя и с тобой этот прием, счет с ошибками, тоже бу­дет работать. Я дам тебе инструкцию - следить за тем, пра­вильно ли я считаю, следить постоянно и пристально, пото­му что иногда я буду ошибаться... Я начинаю считать, а ты пристально следи... Один, три, пять... два, восемь, одиннад­цать... девять... Олег сейчас занят, сосредоточен намоем голосе - что и требовалось.

Существуют некоторые почти типичные формулы для начала сеанса. Например: «Я приведу вас в состояние, подоб­но сну». Или: «Подумайте о том, что вы устали и хотите спать». Или: «Сосредоточьтесь на мыслях об отдыхе и сне». Часто используйте в речи сослагательное наклонение - говорите о многих вещах, что они «как бы происходят». Все это способ­ствует уменьшению сопротивления - получается так, что вы

НЛП: Техники россыпью

вроде бы не приказываете, а вежливо приглашаете пациента принять роль гипнотика.

Вопрос из зала: Все-таки, повышенная внушаемость -это хорошо или плохо?

С. Горин: То, что у вас голубые глаза - хорошо или пло­хо? Повышенная внушаемость точно так же не хороша и не плоха сама по себе, это одно из качеств человека, которые можно использовать - а можно не использовать.

Вопрос из зала: Но ведь быть внушаемым явно хуже?..

С. Горин: Хуже для кого? Все зависит от контекста. Вот, например, алкоголики повышенно внушаемы - ну и что? Хорошо, что вы легко погружаете пациента в транс и вызыва­ете у него выраженное отвращение к спиртному. Плохо то, что после вашего сеанса алкоголик встречается с друзьями, и они столь же успешно внушают ему влечение к спиртному. И точно так же неполезные внушения, полученные от кого-то повышенно внушаемой личностью, будут перебиты полезны­ми внушениями от других людей.

В контексте психотерапии повышенная внушаемость пациента - это все-таки подарок врачу. Сэкономив время на наведении транса любой глубины, вы можете потратить боль­ше времени на собственно терапию, причем можно исполь­зовать более сложные техники терапии (например, измене­ние личностной истории). К тому же пациенты этой катего­рии - ваша реклама, ваше поле чудес...

Был вопрос о превращении приемов определения вну­шаемости в приемы гипнотизации. Давайте, мы с Олегом про­демонстрируем гипнотизацию на «маятнике Шевреля». Ма­ятник делается из подручных материалов - нитка и обручаль­ное кольцо (ведущий делает импровизированный маятник и дает нитку в руки Олегу). Держи этот маятник так, чтобы мы все его видели, и самое главное, чтобы ты его хорошо видел... Держи его на вытянутой руке перед глазами... ближе к гла­зам... Теперь начинай мысленно раскачивать маятник... Мысленно, не специально... Мысленно раскачивать... Сей­час он плохо качается... но ты способен раскачать его уси­лием мысли... В дальнейшем я иногда буду говорить что-то тебе, а иногда - аудитории, и ты сможешь отличить, кому ад­ресовано каждое мое сообщение (ведущий меняет интонацию

С. Горин. НЛП: техники россыпью

речи в соответствующих местах фразы, сочетая это с поворо­том головы). Ты можешь раскачать маятник мысленно...

(Обращаясь к аудитории). Чего мы добились? Олег за­фиксировал взгляд в одной точке, сидит в вынужденной позе и сосредоточен на идеомоторных движениях. Человек полно­стью подготовлен к погружению в транс - и это состояние вы уже умеете использовать. Тем более, что маятник уже ка­чается.

(Обращаясь к Олегу). Можно сказать о том, что это за­нятие утомительно... Ведь это утомляет, правда? (Рука Олега начинает опускаться). Рука устала.

(Обращаясь к аудитории). Естественно, рука устает - и можно перейти к схеме, известной вам под названием «5-4-3-2-1»: это правда, и это правда, и это правда, и вот тебе внуше­ние. И человек по инерции соглашается.

(Обращаясь к Олегу). Рутустала... Руке хочется опу­ститься и она медленно... постепенно опускается...

(Обращаясь к аудитории). И когда это движение руки вниз совпадает с моими словами - возникает подсознатель­ное доверие, раппорт.

(Обращаясь к Олегу). Рука действительно устала... и ты можешь почувствовать усталость... в других мышцах... может быть, в мышцах ног... Или ты можешь почувствовать, как устали веки... Тебе ведь трудно смотреть на этот маятник... пристально, сосредоточенно... Представь себе, что это маятник часов... и перед твоими глазами идет вре­мя... и с каждой минутой ты все больше хочешь уснуть... или задремать... или отдохнуть а расслабиться... И по мере того, как опускается рука, опускаются и веки... и глаза зак­рываются сами собой. И это так приятно... сделать глубо­кий вдох и выдох... и закрыть глаза... и позволить своей руке опуститься на бедро... и уснуть... если тебе уже хочется спать... спать... (шепотом) спать...

И когда ты позволяешь себе отдохнуть... расслабить­ся... и задремать... твой мозг получает доступ к особым ре­сурсам... запасам энергии, силы, внимания... И ты еще не знаешь... что через некоторое время... когда ты будешь про­должать отдыхать... или спать... ты будешь готов к луч­шему усвоению материала... который ты планируешь усво­ить... Отдохни...

НЛП: Техники россыпью

Через несколько секунд ты вернешься к состоянию бодрствования... с удовольствием вернешься к нам... с чув­ством прилива сил... Ты сам выберешь момент возвраще­ния... Возможно, ты решил, что уже пора открыть глаза... Возвращайся!

Вот так примерно это можно было сделать. Ничего принципиально трудного в классическом гипнозе нет, а зна­ние приемов эриксонианского гипноза помогает и в класси­ческом. Выбирайте то, что вам кажется более уместным с дан­ным конкретным пациентом: пациент любит выполнять при­казы - будьте директивным гипнотизером классического толка; пациент предпочитает, чтобы его уговаривали - забал­тывайте его эриксонианскими приемами.

Глава 7.

НЕЯВНАЯ И СКРЫТАЯ ГИПНОТИЗАЦИЯ

Наведение транса через кинестетическую неопределенность

1 С. Горин: Теперь я намерен перейти к способам наве­дения транса, которые можно было бы назвать «полуофици­альными». Применяя их, вы можете наводить транс, не упо­миная о нем, но обилие ритуалов наводит пациента на мысль, что был применен гипноз. Эти способы основаны на искус­ном создании разного рода неопределенности.

Что происходит с человеком, который не может спрог­нозировать в будущее актуальные текущие события? Сначала у него развивается ориентировочная реакция (по терминоло­гии Павлова), или ситуация ожидания (по терминологии Эрик-сона). И если эта реакция или ситуация затягивается при от­сутствии чувства опасности извне - человек погружается в транс (или уходит в себя). Мы уже говорили о том, что чело­век уходит в себя тогда, когда события внешнего мира чрез­мерно предсказуемы (то есть когда во внешнем мире не про­исходит ничего интересного). То же самое происходит тогда, когда внешний мир предельно непредсказуем - и в то же вре­мя безопасен. В данном случае человеку удобнее находиться во внутреннем мире. -.,

НЛП: Техники россыпью

Есть несколько возможностей создать ситуацию непредсказуемости, неопределенности, при одновременном чувстве безопасности. Мы можем, например, как-то манипу­лировать телом пациента, не обозначив, для чего мы это де­лаем. Это будет кинестетической неопределенностью.

Мне будет проще объяснить этот шаблон по ходу де­монстрации. Нужен доброволец. (Выходит молодая девушка). Как мне к вам обращаться?

Девушка: Лена. По имени и на «ты».

С. Горин: Хорошо, Лена. Садись сюда, на этот стул. (Ведущий встает за спиной у Лены). Первый шаг шаблона -прикосновение к телу пациента или партнера. Здесь мы опять делаем то, что в обыденной жизни делать не принято: вторга­емся в интимную и суперинтимную зону человека. (Кладет руки на плечи партнерши). И теперь надо дать пациенту вре­мя для адаптации к этому прикосновению. Понятно, что я не просто так держу руки на плечах Лены, хотя это и само по себе приятно - я оцениваю тонус мышц. Первая реакция на прикосновение - напряжение мышц. Когда человек адапти­руется к прикосновению, мышцы расслабляются...

Второй шаг - прикосновение к голове и навязывание пациенту бессистемных движений головы. Прикасаться к го­лове надо осторожно, мягко (берет голову Лены в свои руки)... Голова -достаточно чувствительное место... И теперь мы даем пациенту инструкцию... (Говорит с подстройкой к ды­ханию партнерши)... Сейчас, Лена, я буду как-то наклонять твою голову... (начинает бессистемно двигать головой парт­нерши)... в разные стороны... вперед и назад... И иногда я будупостоянно двигать... твою голову... аиногда остановлю движение (останавливает движения головы, затем продолжа­ет их)... И твоей задачей будет... не помогать и не мешать мне... потому что движения... которые я буду делать... со­вершенно бессистемны... беспорядочны... (Лена закрывает глаза)... Ты их все равно не сможешь предугадать... поэтому сделай так... чтобы голова следовала за движениями моих рук... сама, без твоего осознанного участия... Я не знаю, ког­да именно... это произойдет... в то время как иногда я обра­щаюсь к тебе... а иногда - к аудитории...

(Продолжая совершать движения головой партнерши, ведущий обращается к аудитории, меняя интонацию и громкость

С. Горин. НЛП: техники россыпью

 

речи). Инструкции, которые получает пациент, сводятся к тому, что надо расслабить мышцы шеи, лица, и начать подчиняться навязанным извне движениям. Таким образом, мы готовим пациента к каталепсии, и когда она наступает, нам остается только использовать состояние транса. Здесь нужно руками уловить момент, когда мышцы шеи полностью расслабятся и не будут создавать каких-либо препятствий для тех движений, которые совершаю я. Дождитесь, когда возникнет ощущение, которое бывает при лепке из пластилина - полная податли­вость материала.

(Вновь меняет интонацию и громкость речи, слегка наклоняется к голове партнерши). И теперь я снова обраща­юсь к тебе, Лена... Ты уже достаточно расслабилась... и я хочу сказать.. Лена, детка, будь спокойнее... Я все время держу твою голову в руках... Каждое движение я контроли­рую. Можешь мне доверять в этом смысле... И теперь я снова скажу что-то для аудитории...

(Обращается к аудитории). Я хочу, чтобы вы обратили внимание на этот момент, запомнили его. Вам с мест не все видно, позже я немного прокомментирую то, что здесь было. И вот теперь можно показать каталепсию - голова замирает в том положении, которое вы ей придадите (демонстрирует ка­талепсию). И можно приступить к использованию транса.

(Обращается к партнерше). Ты успокоилась, Лена, все хорошо... Вокруг тебя все успокаивается... становится тише... звуки приглушены... и даже мой голос становится тише (на­чинает говорить тише)... И я знаю, что у тебя есть все нуж­ные тебе ресурсы... для того, чтобы начать решать твои проблемы... наилучшим способом... И сейчас ты получа­ешь доступ... к этим ресурсам... к запасам энергии... к раз­нообразным видам поведения... которое тебе нужно...

Через некоторое время я уберу руки... и ты постепен­но вернешься... в эту комнату... к этим людям... а пока от­дохни еще немного... перед тем как вернуться к нам... с чув­ством свежести, бодрости... прилива сил и нового понима­ния... (Ведущий говорит громче)... И ты уже готова к тому, что твоя голова... и все твое тело... будут двигаться так, как этого захочешь ты... Теперь я убираю руки... и ты возвраща­ешься к бодрствованию!

 

НЛП: Техники россыпью

I

(Ведущий обращается к аудитории). Понятно, что сра­зу я руки убирать не буду, на всякий случай я их подержу ря­дом с головой пациента еще немного. (Лена открывает глаза). О, Лена вернулась! Посмотри вокруг, подвигайся... Как ты себя чувствуешь?

Лена: Хорошо. Но мне не хотелось возвращаться. Я бы еще так посидела...

С. Горин: Невербальный ответ был, кстати, таким же. Лена открыла глаза и посмотрела на меня, потянулась ко мне телом... Был совершенно однозначный ответ: «Продолжай!» Ничего, Лена, в состоянии бодрствования есть свои пре­лести.

Да, я хотел кое-что прокомментировать. Эта техника при работе с пациентом противоположного пола часто про­воцирует перенос, возникновение нетерапевтических чувств к терапевту (как, впрочем, и другие техники, связанные с по­глаживаниями, пассами). Почему это происходит?

У Десмонда Морриса есть описание стадий сексуаль­ного контакта

/. Взгляд на тело. Взглянув на человека, мож­но сразу многое о нем сказать: пол, размеры, общие формы, возраст, черты характера, социальное положе­ние. Взгляд- весьма важный критерий. От этого зави­сит, будет один человек привлекательным для другого или нет.

2. Глаза в глаза. Когда незнакомые друг другу мужчина и женщина случайно встречаются взгляда­ми, они поспешно отводят глаза, чаще всего, в смуще­нии. А если их взгляды вновь набредут друг на друга, они начинают улыбаться. И это признак того, что они бы не прочь познакомиться поближе.

3. Голос к голосу. Поначалу их разговоры мо­гут быть совершенно тривиальными, типа: «Как Вас зовут?» или «Чем Вы занимаетесь?» На протяжении всей этой довольно длительной стадии люди узнают многое друг о друге: мнения о самых разных вещах, как они проводят время, чем любят заниматься, при­вычки, увлечения, что любят - чего не любят. И если все это между собой совмещается, они становятся дру­зьями.

С. Горин. НЛП: техники россыпью

4. Рука к руке. Первый физический контакт до­статочно прозаичен. Мужчина может помочь женщи­не спуститься с высокой ступеньки или подняться на нее либо вообще преодолеть какое-то препятствие. Это может и остаться лишь проявлением этикета. Однако, если люди продолжают держаться за руки, это уже свидетельство начала романтической привязанности друг к другу.

5. Рука на плече. Мужчина может обнять жен­щину за плечи, хотя данный факт еще ни о чем не сви­детельствует. Это может быть проявлением подлинной дружбы - люди «шагают по жизни» рядом. Они все еще заняты миром вокруг них, а не друг другом. Тем не менее, когда физические контакты между людьми принимают форму «рука на плече», это уже нечто боль­шее, чем обыкновенная дружба; возможно, однако, еще и не настоящая любовь.

6. Рука на талии. Это уже нечто, чего люди одного пола обычно не делают. Что-то явно романти­ческое. На этой стадии люди уже достаточно близки, чтобы доверять друг другу секреты и говорить на сво­ем интимном языке. Но им предстоит пройти еще дол­гий путь прежде, чем они станут действительно близ­ки друг другу.

7. Лицом к лицу. На этой стадии развития от­ношений люди начинают пристально смотреть друг другу в глаза, обнимать и целовать друг друга. И если они не пропустили ни одного из предшествующих шести шагов, то между ними устанавливается особая система коммуникаций, которая позволяет им пони­мать друг друга практически без слов. В это время сек­суальные желания становятся важным фактором вза­имоотношений.

8. Руки на голове. Это самое непосредственное развитие того, что возникло между людьми на преды­дущей стадии. Они начинают гладить друг друга по голове, разговаривая или целуясь при этом. В нашей культуре люди очень редко касаются головы другого человека, только если это член семьи. В романтических

НЛП: Техники россыпью

отношениях это указывает на глубокую эмоциональ­ную близость между людьми.

9-12. Последние шаги. В течение этих после­дних четырех стадий отношения между людьми при­обретают преимущественно сексуальный и исключи­тельно интимный характер. Это: «руки касаются гру­ди» (9), «губы касаются груди» (10), «прикосновения ниже талии» (11), «соитие» (12) Очевидно, что это качественное усложнение отношений, и оно наступа­ет, когда люди живут друг с другом. Поэтому все эти четыре стадии относятся к тому времени, когда люди уже вступили в брак.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-23; Просмотров: 315; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.