Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие бюджетного процесса




БЮДЖЕТНЫЙ ПРОЦЕСС

Доходы и расходы федерального бюджета на 2005 год

 

Федеральный бюджет на 2005 год утвержден по расходам в сумме 3 047 929,3 млн. рублей и по доходам в сумме 3 326 041,1 млн. рублей. Объем валового внутреннего продукта запланирован в сумме 18 720 млрд. рублей, а уровень инфляции (потребительских цен) в размере 7,5 - 8,5% (декабрь 2005 года к декабрю 2004 года). Превышение доходов над расходами федерального бюджета в 2005 году составляет 278 111,8 млн. рублей. [257]

Федеральный бюджет постоянно увеличивался с 1999 года. Доходы федерального бюджета в 1999 году составляли всего 473 676,1 млн. рублей, что меньше современного показателя в 7 раз. Одновременно уровень ВВП возрос более чем в 4,5 раза по сравнению с 1999 годом (4 000 млрд. рублей). Кроме того, бюджет 1999 года был дефицитным.[258] Начиная с 2000 года, федеральные бюджеты принимались без дефицита.[259] Уровень инфляции снизился с 30% до 8,5%. Данные показатели свидетельствуют об эффективности экономической политики государства и преодолении последствий кризиса 1998 года. Доходы бюджетов субъектов РФ за указанный период тоже возросли более, чем в 7 раз.

Основным источником доходов федерального бюджета являются налоги. Большая часть поступлений денежных средств обеспечивается налогом на добавленную стоимость (1 120 751 млн. рублей – 33% доходов бюджета), налогом на добычу полезных ископаемых (464 934 млн. рублей – 14%) и таможенными пошлинами (867 969 млн. рублей – 26%).[260] Причем более половины этих доходов обеспечивается высокими ценами на нефть. Структурно такой состав доходов федерального бюджета может отрицательно сказаться на экономике страны и устойчивости финансового рынка, в случае резкого снижения цен на нефть. Для компенсации таких изменений, как уже упоминалось, создан Стабилизационный фонд РФ. В 2005 году за счет средств Фонда был значительно уменьшен государственный долг РФ.

Основными направлениями расходов федерального бюджета являются межбюджетные трансферты (субъектам РФ и внебюджетным фондам – 954 545 млн. рублей – 31% расходов бюджета), национальная оборона (531 139 млн. рублей – 17,4%), национальная безопасность и правоохранительная деятельность (398 889 млн. рублей – 13%) и обслуживание государственного долга (244 150 млн. рублей – 8%). На образование, здравоохранение, спорт, культуру и социальную политику выделяется в общей сложности 447 542 млн. рублей – менее 15% расходов бюджета. Структура расходов федерального бюджета остается практически неизменной на протяжении пяти лет. Основной тенденцией является передача функций по финансированию образования, культуры, здравоохранения и социальной политики субъектам РФ.


 

 

Бюджетный процесс – это регламентируемая нормами права деятельность органов государственной власти, органов местного самоуправления и участников бюджетного процесса по составлению и рассмотрению проектов бюджетов, проектов бюджетов государственных внебюджетных фондов, утверждению и исполнению бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, а также по контролю за их исполнением. [261]

Бюджетный процесс – главная форма бюджетного планирования, которое в свою очередь является важнейшей составной частью финансового планирования и подчинено требованиям финансовой политики государства.[262]

Основы бюджетного процесса определила Конституция РФ, уточнил и развил данные нормы Бюджетный кодекс РФ. Порядок бюджетного процесса, определяемый Бюджетным кодексом РФ, является единым для всех уровней бюджетной системы. Однако субъекты Федерации и органы местного самоуправления конкретизируют порядок бюджетного процесса на своей территории.

Деятельность государства от начала составления государственного бюджета до утверждения отчета о его исполнении длится около трех с половиной лет, и этот срок называется бюджетным циклом.

Весь бюджетный цикл делится на стадии бюджетного процесса:

· стадия составления проектов бюджетов;

· стадия рассмотрения и утверждения бюджета;

· стадия исполнения бюджета;

· стадия составления и утверждения отчета об исполнении бюджета.

Стадии бюджетного процесса следуют строго последовательно, и этот порядок изменению не подлежит. Сам бюджет действует в течение одного года – с 1 января по 31 декабря. Финансовый (бюджетный) год на территории Российской Федерации длится 12 месяцев.[263]

Каждый раз работа с новым бюджетом начинается снова, так как ежегодно изменяется объем национального дохода государства, по-разному распределяются государственные финансовые ресурсы. Это определяется общей политикой государства и финансово-кредитной политикой, в частности. Несмотря на ежегодные изменения приоритетов и регулярные изменения бюджетной классификации порядок бюджетного процесса остается неизменным. Такой подход характерен для всех демократических стран с рыночной экономикой. Бюджетный процесс является чрезвычайно важным и сложным действием, определяющим порядок деятельности большей части государственных и муниципальных органов власти разного уровня на длительный период времени. При этом бюджетный процесс построен таким образом, что на каждой его стадии решается только строго ограниченный круг вопросов, решение которых на других стадиях не допускается. Подобный подход позволяет жестко разграничить права и обязанности различных органов государственной власти и управления на каждой стадии бюджетного процесса и значительно облегчает проведение финансового контроля в ходе бюджетного процесса.

В систему органов, обладающих бюджетными полномочиями, входят финансовые органы, органы денежно-кредитного регулирования, органы государственного (муниципального) финансового контроля. Каждый орган имеет собственные задачи и действует в пределах закрепленных за ним полномочий. Структура федеральных финансовых органов определяется указом Президента РФ.[264] Субъекты РФ и муниципальные образования в целях осуществления собственной бюджетной политики создают финансовые органы и органы финансового контроля в соответствии с законодательством. Осуществление отдельных бюджетных полномочий может быть возложено на иные федеральные органы исполнительной власти в соответствии с законодательством РФ.

Рис. 14. Участники бюджетного процесса [265]

Участниками бюджетного процесса являются (рис. 14): [266]

· Президент Российской Федерации;

· органы законодательной (представительной) власти;

· органы исполнительной власти (высшие должностные лица субъектов РФ, главы местного самоуправления, финансовые органы, органы, осуществляю­щие сбор доходов бюджетов, другие уполномоченные органы);

· органы денежно-кредитного регулирования;

· органы государственного и муниципального финансового контроля;

· государственные внебюджетные фонды;

· главные распорядители и распорядители бюджетных средств;

· иные органы, на которые законодательством Российской Федерации, субъ­ектов РФ возложены бюджетные, налоговые и иные полномочия.

Участниками бюджетного процесса также являются бюджетные учреждения, государственные и муниципальные унитарные предприятия, другие получатели бюджетных средств, кредитные организации, осуществляющие отдельные операции со средствами бюджетов.

Полномочия всех участников бюджетного процесса установлены Бюджетным кодексом РФ. Для органов федерального уровня кроме Бюджетного кодекса основным законодательным актом являются ежегодно принимаемые федеральные законы о федеральном бюджете[267] и о бюджетах внебюджетных фондов.[268] На территориальном и местном уровне кроме ежегодных законов о бюджетах субъектов РФ,[269] бюджетах муниципальных образований[270] и бюджетах территориальных внебюджетных фондов[271] принимаются специальные законодательные акты регионального[272] и муниципального уровня,[273] регулирующие бюджетный процесс. Все законодательные акты о бюджетном процессе получают свое развитие в нормативных актах, принимаемых органами исполнительной власти.

Законодательные (представительные) органы, представительные органы местного самоуправления рассматривают и утверждают бюджеты и отчеты об их исполнении, осуществляют последующий контроль за исполнением бюджетов, формируют и определяют правовой статус органов, осуществляющих контроль за исполнением бюджетов соответствующих уровней бюджетной системы РФ, осуществляют другие полномочия в соответствии с Бюджетным кодексом РФ, иными правовыми актами бюджетного законодательства РФ. Аналогичные полномочия законодательные (представительные) органы осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам. Законодательные органы не имеют права создавать свои резервные фонды, а также выполнять отдельные функции по исполнению бюджетов (кроме органов местного самоуправления, совмещающих функции законодательных и исполнительных органов).[274]

Органы исполнительной власти, органы местного самоуправления осуществляют составление проекта бюджета, внесение его с необходимыми документами и материалами на утверждение законодательного (представительного) органа, представительного органа местного самоуправления, исполнение бюджета, в том числе сбор доходов бюджета, управление государственным, муниципальным долгом, ведомственный контроль за исполнением бюджета, представляют отчет об исполнении бюджета на утверждение законодательных (представительных) органов, представительных органов местного самоуправления, осуществляют другие полномочия. Аналогичные полномочия органы исполнительной власти осуществляют по отношению к государственным внебюджетным фондам.[275]

Банк России совместно с Правительством РФ разрабатывает и представляет на рассмотрение Государственной Думы основные направления денежно-кредитной политики. Банк России обслуживает счета бюджетов и осуществляет функции генерального агента по государственным ценным бумагам Российской Федерации.[276]

Кредитные организации могут привлекаться для осуществления операций по предоставлению средств бюджета на возвратной основе. Субъекты РФ, муниципальные образования вправе открывать счета в кредитных организациях, обслуживающих расчеты по сделкам, совершаемым с государственными ценными бумагами субъектов РФ и муниципальными ценными бумагами, осуществляющих расчеты (в случае отсутствия учреждений Банка России на соответствующей территории).[277]

Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно законодательными органами РФ, законодательными органами субъектов РФ, представительными органами местного самоуправления, осуществляют контроль за исполнением соответствующих бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов, проводят экспертизы проектов указанных бюджетов, федеральных и региональных целевых программ и иных нормативных правовых актов бюджетного законодательства РФ, субъектов РФ, актов органов местного самоуправления. Органы государственного, муниципального финансового контроля, созданные соответственно федеральными органами исполнительной власти, органами исполнительной власти субъектов РФ, органами местного самоуправления, осуществляют предварительный, текущий и последующий контроль за исполнением бюджетов и бюджетов государственных внебюджетных фондов.[278]



обычное движение законопроекта; внесение поправок

отклонение при голосовании; альтернативное рассмотрение

Рис. 15. Бюджетный процесс в Российской Федерации




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 952; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.