Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Управление государственным и муниципальным долгом




Внешний долг Российской Федерации

 

Государственный внешний долг Российской Федерации (включая обязательства бывшего Союза ССР, принятые Российской Федерации) состоит из следующих долговых обязательств:

· задолженность странам-участницам Парижского клуба;

· задолженность странам, не вошедшим в Парижский клуб;

· коммерческая задолженность;

· задолженность перед международными финансовыми организациями (МВФ, МБРР, ЕБРР);

· еврооблигационные займы;

· облигации внутреннего государственного валютного займа (ОВГВЗ) и облигации государственного валютного займа (ОГВЗ);

· задолженность по кредитам Банка России.

На 1 января 2006 года предельное значение внешнего долга Российской Федерации установлено в размере 106,9 млрд. долларов США (77,9 млрд. евро).[834] После дефолта 1998 года в период с 2000 по 2005 год наблюдалась положительная динамика по состоянию внешнего долга РФ, который снизился на 40 млрд. долларов (с 158 млрд. долларов[835] до 107 млрд. долларов).

Парижский клуб – это форум, на котором представители правительств стран кредиторов и правительственная делегация страны-должника обсуждают условия реструктуризации задолженности. Этот клуб не является международной организацией. В его заседаниях участвуют только «заинтересованные» кредиторы, поэтому состав участников заседаний варьируется, за исключением стран-доноров. По традиции Председателем Парижского клуба является директор французского казначейства, а организационная работа возложена на многочисленный секретариат клуба, в котором также работают сотрудники французского казначейства. По итогам переговоров Парижский клуб в лице всех своих членов подписывает с должником соглашение, содержащее «рекомендации» к условиям реструктуризации. И уже на основании этих рекомендаций после выверки задолженности по каждой стране-кредитору подписываются двусторонние соглашения между правительствами кредиторов и должника. На 1 июля 2004 года долг РФ странам, членам Парижского клуба составляет 45,4 млрд. долларов.

Странами, не вошедшими в Парижский клуб, являются бывшие социалистические страны, задолженность которым составляет на 1 июля 2004 года 3 млрд. долларов и некоторые другие страны. Анализируя динамику погашения государственного долга перед иностранными государствами необходимо отметить, что в период с 2000 года по 2005 год практически не погашалась задолженность странам, членам Парижского клуба – на 1 января 2000 года она составляла 40,2 млрд. долларов. При этом задолженность странам, не входящим в Парижский клуб, снизилась с 26,3 млрд. долларов (01.01.2000)[836] до 7 млрд. долларов.[837] Одновременно была снижена коммерческая задолженность бывшего СССР.

Лондонский клуб – это объединение коммерческих банков, основной задачей которых является «спасение» вложенных в Российскую Федерацию (ранее в СССР) денежных средств и получение прибыли. Количество членов в этом клубе более 600. Долговые обязательства РФ были переоформлены в 2000 году, когда Россия добилась списания 12 млрд. долларов при реструктуризации задолженности. Задолженность бывшего СССР была обменяна на облигации внешних облигационных займов (еврооблигации).[838]

Международный валютный фонд (МВФ) был учрежден на международной валютно-финансовой конференции ООН, проходившей 1-22 июля 1944 г. в Бреттон-Вудсе (США). Высший руководящий орган МВФ Совет управляющих. Исполнительный орган директорат. Штаб-квартира МВФ находится в Нью-Йорке. МВФ предназначен для:

· содействия развитию международной торговли и валютного сотрудничества;

· поддержания устойчивости валютных паритетов и устранения валютных ограничений;

· оказания финансовой помощи странам-участницам при дефиците платежного баланса путем предоставления кратко- и среднесрочных кредитов в иностранной валюте.

МВФ имеет статус специализированного учреждения ООН и служит институциональной основой мировой валютной системы. Членство в МВФ является обязательным условием для вступления страны в Международный банк реконструкции и развития и другие, близкие ему валютно-кредитные организации. Российская Федерация вступила в МФВ 1 июня 1992 года. На 1 января 1999 года задолженность России МВФ составляла 19,3 млрд. долларов.[839] С 1999 по 2004 годы данная задолженность была значительно уменьшена и на 1 июля 2004 года составила 4,1 млрд. долларов.

Группа Всемирного банка (ВБ) - специализированное финансовое учреждение ООН со штаб-квартирой в Вашингтоне. В состав Всемирного банка входят: МФРР, MAP, МФК и МАГИ. У каждого института, входящего в группу Всемирного банка, свои функции, но их деятельность подчинена единой стратегии. Основными функциями ВБ являются:

· инвестиционная деятельность в развивающихся странах;

· аналитическая и консультативная деятельность по экономическим вопросам;

· систематическая корректировка состава и содержания оказываемых услуг и деталей реализуемых программ;

· посредничество в перераспределении ресурсов между богатыми и бедными странами.

Международный банк реконструкции и развития (МБРР) начал свою деятельность с июня 1946 г., МБРР – головной институт в группе Всемирного банка. Руководящие органы МБРР – Совет управляющих и директорат (исполнительный орган). Банк предоставляет займы развивающимся странам на срок 15–17 лет по более низким процентным ставкам, чем коммерческие банки. За 50 лет своей деятельности на реализацию более 6000 программ в 140 странах мира Банк предоставил займов на сумму более 300 млрд. долл.

МБРР действует в рамках следующих программ:

· борьба с бедностью и экономическое управление;

· социальное развитие и экология;

· финансы, частный сектор, инфраструктура;

· развитие человеческого потенциала.

Европейский банк реконструкции и развития (ЕБРР) является аналогом МБРР. МБРР предоставляет кредиты Российской Федерации с 16 ноября 1992 г. На 1 января 1999 года долг РФ МБРР составил 6,7 млрд. долларов[840] и за последующие 5 лет изменился незначительно. На 1 июля 2004 года задолженность РФ МБРР составила 6 млрд. долларов.[841] Задолженность РФ ЕБРР 400 млн. долларов. Основными целями, на которые предоставляются кредиты, являются структурные преобразования экономики и региональных (муниципальных) финансов.

В целом объем внешнего долга РФ за последние годы значительно снизился, а его структура улучшилась. Были погашены кредиты с высокими процентами (МВФ), урегулированы и почти погашены задолженности бывшего СССР перед странами, не входящими в Парижский клуб и уменьшена коммерческая задолженность.

Задолженность перед Российской Федераций в период с 1999 по 2005 годы росла и в 2005 году достигла 85,6 млрд. долларов.[842] Это связано в первую очередь со структурой долга. Он состоит из задолженностей иностранных государств и коммерческих банков и фирм, экспортировавших товары и услуги из бывшего СССР. Большую часть долга составляет долг иностранных государств. Так, основными должниками РФ являются:[843]

· Куба – 19,5 млрд. долларов;

· Ирак - 9 млрд. долларов;

· Сирия – 5,3 млрд. долларов;

· Афганистан – 4,3 млрд. долларов;

· Ливия – 3,4 млрд. долларов;

· Индия – 2,7 млрд. долларов;

· КНДР – 2,5 млрд. долларов;

· Украина – 1,68 млрд. долларов;

· Алжир – 1,5 млрд. долларов;

· Эфиопия – 1,25 млрд. долларов;

· Китай – 1,2 млрд. долларов.

Кроме вышеуказанных стран существует большое количество государств, которые должны РФ менее 1 млрд. долларов. Из перечисленных иностранных государств только Индия, Китай и Украина выполняют свои обязательства по долгу. Долги остальных государств увеличиваются.

Долг коммерческих фирм и банков погашается исправно с выплатой процентов. Самыми крупными должниками являются иракские фирмы – 1,2 млрд. долларов и кубинский банк – 0,6 млрд. долларов; остальные долги незначительны по сравнению с долгами иностранных государств.

 

 

Управление государственным долгом РФ возложено на Правительство РФ.[844] Конкретные мероприятия по управлению внутренним долгом РФ осуществляет Минфин России.[845] Управление государственным долгом субъекта РФ осуществляется органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, а муниципальным долгом – уполномоченным органом местного самоуправления.

Управление государственным (муниципальным) долгом представляет собой совокупность финансовых мероприятий государства и органов местного самоуправления по погашению займов, организации выплат доходов по ним, проведению изменений условий и сроков ранее выпущенных займов, а также по размещению новых долговых обязательств.

Основными мероприятиями по управлению государственным (муниципальным) долгом на современном этапе являются реструктуризация, новация и пролонгация.

Реструктуризация – это основанное на соглашении сторон прекращение долговых обязательств, составляющих государственный долг, с заменой указанных долговых обязательств иными долговыми обязательствами, предусматривающими другие условия обслуживания и погашения. В процессе реструктуризации может быть осуществлено частичное списание суммы основного долга.[846] В качестве примера можно привести реструктуризацию задолженности перед Лондонским клубом, для чего в 1999 и 2000 годах были выпущены облигации внешних облигационных займов (еврооблигации).

Новация предполагает замену одного обязательства другим между теми же лицами с одновременным прекращением первоначального обязательства. В современной истории России новация применялась довольно активно, например, новация была проведена в 1998 г., когда государственные краткосрочные обязательства (ГКО) были обменены на облигации федерального займа с постоянным купонным доходом (ОФЗ) с новыми сроками погашения (с 2013 по 2018 г.).

Пролонгация означает продление срока действия займа. Проведение любого из трех перечисленных мероприятий по управлению государственным долгом возможно только на основе принципа добровольности, поскольку Гражданский кодекс РФ запретил изменять условия ранее выпущенного в обращение займа.[847]

Применяются и другие мероприятия по управлению государственным долгом – конверсия, консолидация, унификация, аннулирование.

Конверсия государственного долга – это сокращение долга или его замена на другие виды обязательств. Этот вид мероприятий по управлению государственным долгом имеет чисто политический характер. Так, в 2004 году Россия подписала соглашение с Таджикистаном о погашении задолженности последнего путем передачи в собственность Российской Федерации оптико-электронного узла «Нурек» системы контроля космического пространства и конверсии части долга в строительство Сангтудинской ГЭС-1.[848] Аналогичные мероприятия проводятся с другими странами-должниками. Конверсию государственного долга применяют все ведущие страны мира, как один из эффективных инструментов политического влияния.

Конверсия займа – это изменение размера доходности займа. Изменение доходности может заключаться как в снижении, так и в повышении процентной ставки дохода, выплачиваемого заемщиком – государством (муниципальным образованием) своим кредиторам.

Консолидация – это изменение сроков действия ранее выпущенных займов. Как уже упоминалось ранее, конверсия или консолидация займа не может проводиться в одностороннем порядке.

Унификация займа – это обмен нескольких ранее выпущенных займов на один новый. Оформляется, как правило, в виде новации.

Аннулирование государственного долга – это полный отказ от долговых обязательств. Приводит к потере всей собственности за границей и внутренним социальным волнениям. В России было применено один раз в 1918 году большевиками, что имело катастрофические последствия для страны.

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 549; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.029 сек.