КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Особенности труда руководителя коллектива
Содержание методов управления персоналом Методы управления представляют собой совокупность приемов воздействия на персонал в целях успешного решения поставленных задач перед трудовым коллективом и создания благоприятной среды для трудовой деятельности. По целям воздействия на трудовой коллектив и каждого отдельного работника методы управления персоналом (Рис. 7.2) подразделяются на: организационные, административные, экономические, социально-психологические и правовые. а) Организационные методы. Содержание организационных методов носит подготовительные мероприятия по образованию формальной структуры и созданию условий для профессиональной деятельности персонала. Применяются при создании или реорганизации трудового коллектива, разрабатываются, как правило, на один год и корректируются лишь при необходимости. В условиях рыночных отношений организационные методы позволяют осуществлять легальную предпринимательскую деятельность коммерческим структурам и включают:
Рис. 7.2. Классификация методов управления персоналом распределение обязанностей и областей ответственности среди учредителей; подготовку пакета учредительных документов, включая Устав, распределение акций, учредительный договор, получение лицензии или лицензий на право деятельности; разработку структуры и штатного расписания, подбор, конкурсный или профессиональный отбор необходимого числа сотрудников; расстановку подразделений и отдельных исполнителей по объектам работ, разработку положения о подразделениях и должностных инструкций; регламентацию труда персонала по времени, месту и ресурсам, доведение до персонала правил внутреннего трудового распорядка; подготовку, обучение и повышение квалификации сотрудников, тренировки в выполнении должностных обязанностей; нормирование производительности труда и качества продукции, работ и услуг; создание эффективных временных рабочих (творческих) групп и формирование команд во главе с формальными и неформальными лидерами. б) Административные методы. В отличие от организационных административные методы носят массовый и динамичный характер и применяются должностными лицами в пределахслужебных полномочий. Административное воздействие на персонал включает прямое и активное вмешательство руководства в процесс труда персонала с использованием формальных административных процедур, в том числе: разработку и доведение до персонала приказов, распоряжений, указаний и инструкций; изучение и анализ докладов, отчетов, актов и справок о состоянии и результатах работы; контроль своевременности и качества продукции, выполняемых работ и услуг; координацию действий соисполнителей сложных взаимосвязанных работ; анализ результатов работы и оценка эффективности труда руководителей, специалистов, руководимых ими подразделений и отдельных исполнителей; использование власти для поддержания дисциплины и установленного порядка, применение санкций при отклонениях от планов; предупреждение происшествий с персоналом и запрещение опасных действий; корректировку плановых заданий при изменениях обстановки; проведение организационных мероприятий по совершенствованию структуры и способов производственной деятельности. в) Экономические методы. Формирование экономической заинтересованности сотрудников в труде осуществляется с использованием внутреннего побуждения и внешних стимулов. Росту производительности труда и стабильности качества продукции, работ и услуг могут способствовать следующие экономические меры воздействия на персонал: предоставление хозяйственной и юридической самостоятельности подразделениям; система вознаграждения за количество и качество трудовых усилий; эффективное применение комплекса материальных и моральных стимулов; использование перспективных форм занятости персонала, особого режима труда и отдыха; поощрение за экономию ресурсов, снижение издержек производства и внедрение инновационных технологий; совершенствование условий труда и быта работников, помощь в решении жилищных условий; внедрение внутреннего хозяйственного расчета, санация (банкротство) неплатежеспособных подразделений. г) Социально-психологические методы. Формирование работоспособного трудового коллектива, в котором успешно реализуются индивидуальные потенциальные способности сотрудников, во многом определяется социально-психологическими методами воздействия, которые зависит от сферы деятельности и обычно включают: обеспечение психологической совместимости сотрудников трудового коллектива; создание климата взаимной требовательности и поддержки, опора на здоровый актив; регулирование поведения сотрудников личным примером руководителя; опора руководителя на положительные качества в каждом сотруднике; формирование рационального возрастного и квалификационного уровня сотрудников; своевременное обновление состава трудового коллектива; разработку и реализацию перспективного плана социального развития трудового коллектива; обеспечение удовлетворенности работников трудом и бытовыми условиями; предупреждение социально-трудовых конфликтов и стрессов; высвобождение сотрудников – источников постоянной напряженности в коллективе; сплочение и воспитание молодых сотрудников. д) Правовые методы. Социально-трудовые отношения работодателей и наемных работников регулируются на основе трудового права. Правовые нормы в социально-трудовых отношениях содержат следующие основные положения, основанные на договорной основе: согласование условий и контроль выполнения положений коллективного договора трудового коллектива и администрации; заключение индивидуального договора (контракта) на срок или на неопределенный срок; перемещение сотрудников внутри организации с их письменного согласия; высвобождение работников по собственному желанию; увольнение по инициативе работодателя в случаях неоднократного неисполнения без уважительных причин или однократного грубого нарушения работником трудовых обязанностей; материальную ответственность работников за причиненный организации ущерб; юридическую защиту интересов работников и администрации в суде; правовое разрешение социально-трудовых конфликтов и споров; ответственность за злоупотребления должностными полномочиями и за преступления.
Глава 8. Организация управленческого труда Специализация и разделение труда признаны неизбежным спутником развития цивилизации, способствуют взаимному дополнению потенциальных способностей каждого человека и значительному росту производительности и результатов коллективного труда. Вместе с тем возрастает объем работы руководителя по координации действий исполнителей, усложняется процесс управления персоналом. В небольшом по масштабам трудовом коллективе руководитель обычно лично выполняет весь объем работ по управлению действиями подчиненным персоналом. По мере роста численности состава трудового коллектива руководитель физически не в состоянии выполнять весь объем работ по управлению и вынужден передавать часть управленческих полномочий подчиненным. При этом эффективно используются различные виды делегирования полномочий с верхних уровней управления на нижние уровни. Основным способом эффективного управления является распределения линейных полномочий между руководителями различных уровней управления. Руководители каждого уровня управления в пределах должностных полномочий имеют право принимать решения и ставить задачи своим подчиненным. Все должностные лица линейного руководства распределяются на начальников и подчиненных с правом отдачи распоряжений последовательно «по скалярной цепи» (36, с. 315). В частности линейные полномочия приводят к формированию эффективной иерархической структуры управления, которая в крупных компаниях включает как минимум три звена с достаточно четким разделением задач и степени ответственности. Руководитель низового звена управляет подчиненным персоналом и несет ответственность за результаты труда, уровень подготовки и поведение своих подчиненных. В целях успешного выполнения поставленных задач ему оказывают помощь другие должностные лица организации. Бесчисленное множество задач, решаемых линейными руководителями высшего и среднего звена управления, вынуждает применять штабные полномочия. В целях оказания помощи руководителям в реализации определенных функций управления, прежде всего, сбора и обобщения информации, планирования и обеспечения ресурсами, могут создаваться аппараты управления в виде штабных структур (отделов, департаментов). Аппаратные полномочия принято подразделять 36, с. 317) на консультативные, обслуживающие и личные. Консультативные и обслуживающие функции аппарата управления нередко размыты, в частности кадровая служба готовит предложения руководителю по расстановке кадров, в то же время обеспечивает подразделения кадровыми ресурсами в соответствии с его решениями. Личные полномочия характерны для секретарей и помощников, которые не имеют формальных управленческих функций и действуют по указанию руководителя. Применение технологии делегирования полномочий, как показал исторический опыт, связано с проявлением нескольких устойчивых тенденций (Таблица 8.1) в организации управленческого труда. Во-первых, управление персоналом по определению характеризуется непосредственным контактом руководителя низового уровня с несколькими подчиненными ему работниками, каждый из которых представляет собой особую личность и требует индивидуального подхода в целях мотивации к труду и формирования здорового психологического климата в трудовом коллективе. Особенностью труда по управлению персоналом является также его исполнительный характер, так как руководитель низового уровня не располагает возможностью выбора решаемых задач, а получает задания от своего начальника и организует процесс их выполнения с учетом индивидуальных качеств подчиненных работников. Поэтому в виду ограничения свободы выбора решаемых задач процесс управления персоналом некорректно называть «менеджмент персонала». Таблица 8.1.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 461; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |