Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основы организации медико-социальной экспертизы




Читайте также:
  1. D. Координация организации.
  2. I. Методы организации и осуществления учебно-познавательной деятельности
  3. I. Основы применения программы Excel
  4. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности
  5. I.5. Организация образовательной деятельности. Формы организации учебной деятельности.
  6. II . Основы молекулярной физики и термодинамики
  7. II. Методические основы определения рыночной стоимости интеллектуальной собственности.
  8. II. Основы создания, деятельности, состав и структура поисково-спасательной службы МЧС России
  9. II.2. Современная парадигма организации.
  10. III СОЦИАЛЬНО-ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РЕКЛАМЫ
  11. III. Принципы современной организации.
  12. III. Принципы современной организации.

Медико-социальные проблемы инвалидизации населения

Инвалидность – это социальная недостаточность вследствие нарушения здоровья со стойким расстройством функций организма, приводящим к ограничению жизнедеятельности и необходимости социальной защиты.

Инвалидность и инвалидизация населения являются важнейшими показателями общественного здоровья и имеют не только медицинское, но и социально-экономическое значение. По данным ВОЗ, каждый пятый человек в мире (19,0%) становится инвалидом из-за недостаточности питания, около 15,0% стали инвалидами вследствие вредных привычек (алкоголизм, токсико- и наркомании, злоупотребление лекарственными средствами), а 15,0% получили инвалидность вследствие травм в быту, на производстве и в дороге. В среднем инвалиды составляют около 10% от всего населения мира.

Уровень инвалидизации в России составляет около 103 случаев на 10000 жителей. Доля инвалидов в трудоспособном возрасте – 37,0%.

Причинами первичной инвалидности являются в основном 4 группы заболеваний: болезни органов кровообращения – 27–35% случаев; злокачественные новообразования – 23–29%; травмы – около 10%; болезни нервной системы и органов чувств – 5–7%. Большинство людей (80–90%) становятся инвалидами в трудоспособном возрасте. При этом уровень реабилитации и восстановления трудоспособности незначителен (10–12%).

Основой организационной работы по профилактике инвалидности должен стать комплексный план мероприятий по снижению инвалидности, повышению качества врачебно-трудовой и медико-социальной экспертизы.

Инвалидом принято считать человека, который имеет нарушение здоровья со стойким расстройством функций организма, обусловленное заболеваниями, последствиями травм или дефектами, приводящее к ограничению жизнедеятельности и вызывающее необходимость его социальной защиты. Таким образом, инвалидность – это социальная недостаточность.

Социальная недостаточность– это социальные последствия нарушения здоровья, приводящие к ограничению жизнедеятельности, невозможности (полностью или частично) выполнять обычную для человека роль в социальной жизни и обусловливающие необходимость социальной защиты.

Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы, исходя из комплексной оценки состояния его здоровья и степени ограничения жизнедеятельности в соответствии с классификациями и критериями, утверждаемыми Министерством здравоохранения и социальной защиты населения Российской Федерации.

Инвалиды должны получать всестороннюю защиту и поддержку, в которой они нуждаются, в рамках Государственных систем социальной защиты, здравоохранения и образования во всех странах мира, в том числе и в России. Поэтому в соответствии со статьей 4 Федерального закона «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» были организованы подведомственные Росздраву Федеральные государственные учреждения медико-социальной экспертизы.



Признание лица инвалидом осуществляется при проведении медико-социальной экспертизы (МСЭ).

МСЭ – определение в установленном порядке потребностей освидетельствуемого лица в мерах социальной защиты, включая реабилитацию, на основе оценки ограничений жизнедеятельности, вызванных стойким расстройством функций организма.

МСЭ осуществляется исходя из комплексной оценки состояния организма на основе анализа клинико-функциональных, социально-бытовых, профессионально-трудовых, психологических данных освидетельствуемого лица с использованием классификаций и критериев, разрабатываемых и утвержденных в порядке, определяемом Федеральными Законами и Постановлениями Правительства РФ.

МСЭ осуществляется Государственной службой МСЭ, входящей в систему органов социальной защиты населения РФ. Порядок организации и деятельности Государственной службы МСЭ определяется Правительством РФ.

Медицинские услуги при оформлении граждан для освидетельствования в учреждениях МСЭ, реабилитационные мероприятия включаются в федеральную базовую программу обязательного медицинского страхования граждан РФ и финансируются из федерального и территориальных фондов обязательного медицинского страхования.

Основными задачами Государственной службы МСЭ являются:

1). Определение группы инвалидности, ее причин, сроков, времени наступления инвалидности, потребности инвалида в различных видах социальной защиты.

2). Разработка индивидуальных программ реабилитации инвалидов.

3). Изучение уровня и причин инвалидности.

4). Участие в разработке комплексных программ профилактики инвалидности, медико-социальной реабилитации и социальной защиты инвалидов.

5). Определение степени утраты профессиональной трудоспособности лиц, получивших трудовое увечье или профессиональное заболевание.

6). Определение причин смерти инвалида в случаях, когда законодательством РФ предусматривается предоставление льгот семье умершего.

Решение органа Государственной службы МСЭ является обязательным для исполнения соответствующими органами государственной власти, органами местного самоуправления, а также организациями независимо от организационно-правовых форм и форм собственности.

Существуют три вида учреждений, проводящих МСЭ:

1. Федеральное бюро медико-социальной экспертизы (ФБМСЭ);

2. Главное бюро медико-социальной экспертизы (ГБМСЭ);

3. Бюро медико-социальной экспертизы (БМСЭ) в городах и районах, являющиеся филиалами главного бюро.

В зависимости от уровня, структуры заболеваемости и инвалидности образуются бюро общего, специализированного или смешанного профиля.

В РФ Государственная служба МСЭ представлена 1961 БМСЭ, из них ежедневно действуют 1531 БМСЭ.

В своей деятельности МСЭ руководствуются Федеральными Законами:

· Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» №181-ФЗ,1995г, с изменениями и дополнениями, внесенными Федеральными Законами №132-ФЗ от 23.10.03г. и №122-ФЗ от 22.08.2004г;

· Федеральный закон «О социальном обслуживании граждан пожилого возраста и инвалидов» от 02.08.1995 г. №122-ФЗ;

· Федеральный закон «Об основах социального обслуживания населения в Российской Федерации» от 10 12. 1995г. №195-ФЗ;

Указами Президента РФ:

· Указ Президента РФ «О мерах по формированию доступной для инвалидов среды жизнедеятельности» от 02.10.1992г. «1158;

· Указ Президента РФ «О мерах по профессиональной реабилитации и обеспечению занятости инвалидов» от 25.03.1993г. №393;

· Указ Президента РФ «О мерах по обеспечению государственной поддержки инвалидов» от 01.07.1996г. №1011 (с изменениями и дополнениями от 27.04.2000г.);

· Указ Президента РФ «Об организации подготовки государственных минимальных социальных стандартов для определения финансовых нормативов формирования бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов» от 23.05.1996г. «769;

Постановлениями и распоряжениями Правительства РФ:

· Постановление Правительства РФ «О государственной службе медико-социальной экспертизы» от 03.04.1996г. №392;

· Постановление Правительства РФ «О порядке и условиях признания лица инвалидом» от 20.02.2006г. №95;

Законами субъектов РФ и иными нормативными правовыми актами.

БМСЭ и ГБМСЭ функционируют на стыке здравоохранения, социального страхования и социального обеспечения.

В штатный норматив БМСЭ общего профиля входят специалисты, принимающие экспертное решение (3 врача различных специальностей), специалист по реабилитации, специалист по социальной работе и психолог. Так же штатным расписанием предусматривается должности старшей медсестры, медицинского регистратора и шофера.

В штатный норматив ГБМСЭ входят несколько составов специалистов, принимающих экспертное решение, группы специалистов по функциональной диагностики, профориентации и организации труда инвалидов, а также специалисты служб юридического консультирования и информационно-статистического обеспечения. В состав специалистов, принимающих экспертное решение, входят не менее 4 врачей различных специальностей, специалисты по реабилитации различного профиля, специалисты по социальной работе и психологи.

В случае необходимости при ГБМСЭ может быть создано стационарное отделение экспертизы трудоспособности, задачей которого является уточнение диагноза и изучение функций организма.

Лица, имеющие признаки стойкого ограничения жизнедеятельности, трудоспособности и нуждающиеся в социальной защите направляются МСЭ:

1) при наличии противопоказаний в условиях и характере труда и невозможности трудового устройства в доступной профессии без снижения квалификации или существенного уменьшения объема производственной деятельности;

2) при очевидном неблагоприятном клиническом прогнозе вне зависимости от срока временной нетрудоспособности (ВН), но не более 4 месяцев;

3) при благоприятном трудовом прогнозе в случае продолжающейся НТ до 10 месяцев для решения вопроса о продолжении лечения или установления группы инвалидности.

Право направлять граждан на МСЭ имеют лечащие врачи амбулаторно-поликлинических и больничных учреждений различных уровней и форм ответственности с утверждением направления на МСЭ (ф. №88) клинико-экспертной комиссией учреждения, а также органы, осуществляющие пенсионное обеспечение или органы социальной защиты населения.

Перечень документов, необходимых предоставить в МСЭК для прохождения освидетельствования на получение группы инвалидности:

· форма №88;

· амбулаторная карта из поликлиники;

· справка с места работы (если больной работающий);

· паспорт;

· акт о несчастном случае; направление на % утраты трудоспособности (при трудовом увечье на работе);

· военный билет; военно-медицинские документы (при решении вопроса о причине инвалидности по военному контингенту);

· справка МСЭ (при переосвидетельствовании).

МСЭ лица проводится по его письменному заявлению или письменному заявлению его законного представителя. Заявление подается на имя руководителя бюро МСЭ (БМСЭ). К заявлению прилагается направление учреждения здравоохранения или органа социальной защиты населения, медицинские документы, подтверждающие нарушения его здоровья.

Специалисты БМСЭ, проводящие МСЭ, оценивают представленные сведения (клинико-функциональные, социально-бытовые, профессионально-трудовые, психологические и др.), проводят личный осмотр гражданина, оценивают степень ограничения его жизнедеятельности и коллегиально обсуждают полученные результаты.

В тех случаях, когда состав специалистов БМСЭ не может принять экспертное решение, акт освидетельствования лица направляется в трехдневный срок в ГБМСЭ, которое принимает решение по рассматриваемому вопросу в установленном порядке.

Базовой позицией при вынесении экспертного решения является клинико-функциональный диагноз, который устанавливается лечебно-профилактическим учреждением (ЛПУ). Специалисты БМСЭ определяют достаточность обследования пациента в ЛПУ. Решение выносится после определения степени выраженности функциональных нарушений и степени психологической дезадаптации.

В зависимости от степени потери или ограничения трудоспособности установлены 3 группы инвалидности:

I группа инвалидности: стойкие и тяжелые нарушения функций организма, при которых больной утратил полностью постоянно или длительно трудоспособность и нуждается в посторонней помощи, уходе или надзоре. В некоторых случаях инвалиды первой группы приспосабливаются к отдельным видам труда в особо созданных условиях.

II группа инвалидности: значительно выраженные функциональные нарушения, которые не вызывают необходимость в постоянной посторонней помощи. Больные полностью и длительно нетрудоспособны: лишь в отдельных случаях больным разрешают труд в специально созданных условиях или на дому.

III группа инвалидности: значительное снижение трудоспособности вследствие хронических заболеваний или анатомических дефектов. Больные нуждаются в значительных изменениях условий труда в своей профессии, что приводит к сокращению квалификации. Кроме того, к этой категории относятся лица, которые не допускаются к выполнению работы по эпидемическим показаниям (например, при туберкулезе). Инвалидность III группы может устанавливаться ограниченно трудоспособным учащимся и лицам до 40 лет, нуждающимся в приобретении специальности, а также лицам с низкой квалификацией или не имеющим профессии (на период обучения или переобучения).

При освидетельствовании больного необходимо устанавливать не только группу инвалидности, но и указать ее причину, т.е. социально-биологические условия, при которых возникла инвалидность. В прямой зависимости от причин инвалидности законодательство устанавливает размер пенсий, объем и характер других видов социальной помощи.

Подробную статистическую информацию получают путем разработки “Актов освидетельствования” или “Статистических талонов” к акту. Талон содержит 17 пунктов, содержащих сведения о больном: возраст, пол, социальная категория, первичное или повторное освидетельствование, диагноз, группа инвалидности, причина инвалидности, трудоустройство, лечебное учреждение, направившее на место работы, должность и др.

На основании статистической разработки рассчитываются такие показатели инвалидности как первичная инвалидность (отношение численности населения, признанных инвалидами, к общей численности населения* 1000 населения) и структура инвалидности по группам инвалидности, установленных специалистами бюро медико-социальной экспертизы.

Органы здравоохранения в своей работе широко используют показатели инвалидности, выявляют их тенденции для определения состояния здоровья населения и разработки дальнейших мероприятий по реабилитации инвалидов. С этой целью в территориальных бюро медико-социальной экспертизы разрабатываются для инвалидов индивидуальные программы реабилитации.

Данные медико-социальной экспертизы лица и решение специалистов, проводивших медико-социальную экспертизу, заносятся в протокол заседания и акт освидетельствования лица, которые подписываются руководителем учреждения, специалистами, принимавшими решение, и заверяются печатью учреждения. Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в 3-дневный срок со дня установления инвалидности.

Переосвидетельствование инвалидов I группы проводится один раз в 2 года, инвалидов II и III групп – один раз в год, а детей-инвалидов – один раз в срок, на который ребенку установлена категория «ребенок-инвалид». Без указания срока переосвидетельствования инвалидность устанавливается мужчинам старше 60 лет и женщинам старше 55 лет, инвалидам с необратимыми анатомическими дефектами.

В случае признания лица инвалидом разрабатывается индивидуальная программа реабилитации (ИПР). БМСЭ оформляет три экземпляра ИПР: один экземпляр ИПР остается в делах БМСЭ; второй выдается на руки инвалиду; третий – направляется, для контроля за реализацией ИПР, в отдел социальной защиты населения по месту жительства инвалида.

Выданные на руки инвалидам ИПР в БМСЭ регистрируются в журнале учета индивидуальной программы реабилитации. Оставшийся в БМСЭ экземпляр ИПР подшивается к акту освидетельствования, составляя вместе с ним единое экспертное дело, которое хранится в алфавитном порядке в архиве БМСЭ.

Выписка из акта освидетельствования гражданина, признанного инвалидом, направляется в орган, осуществляющий пенсионное обеспечение, в трехдневный срок со дня установления инвалидности.

Лицу, признанному инвалидом, выдаются справка, подтверждающая факт установления инвалидности, а также индивидуальная программа реабилитации. В случае не признания лица инвалидом также выдается справка о решении МСЭК.





Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3673; Нарушение авторских прав?;


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



ПОИСК ПО САЙТУ:


Рекомендуемые страницы:

Читайте также:
studopedia.su - Студопедия (2013 - 2019) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление
Генерация страницы за: 0.005 сек.