КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Основы медицинских знаний и охрана здоровья детей
Лица, достигшие ко времени совершения преступления четырнадцатилетнего возраста, подлежат уголовной ответственности за убийство (ст. 105), умышленное причинение тяжкого вреда здоровью (ст. 111), умышленное причинение средней тяжести вреда здоровью (ст. 112), похищение человека (ст. 126), изнасилование (ст. 131), насильственные действия сексуального характера (ст. 132), кражу (ст. 158), грабеж (ст. 161), разбой (ст. 162), вымогательство (ст. 163), неправомерное завладение автомобилем или иным транспортным средством без цели хищения (ст. 166), умышленное уничтожение или повреждение имущества при отягчающих обстоятельствах (ч. 2 и 3 ст. 213), вандализм (ст. 214), хищение либо вымогательство оружия, боеприпасов, взрывчатых веществ и взрывчатых устройств (ст. 226), хищение либо вымогательство наркотических средств или психотропных веществ (ст. 229), приведение в негодность транспортных средств или путей сообщения (ст. 267). Ст. 20, ч. 2 УК РФ Ст. 20, ч. 1 УК РФ Уголовной ответственности подлежит лицо, достигшее ко времени совершения преступления шестнадцатилетнего возраста. В отдельных случаях, когда совершается достаточно серьезное преступление, общественная опасность которого осознается в более раннем возрасте, уголовной ответственности подлежат лица, достигшие ко времени совершения преступления 14 лет. УК (ст. 38) предусмотрены следующие виды наказаний, назначаемые несовершеннолетним: а) штраф; б) лишение права заниматься определенной деятельностью; в) обязательные работы; г) исправительные работы;
д) арест; е) лишение свободы на определенный срок. Штраф назначается только при наличии у несовершеннолетнего осужденного самостоятельного заработка или имущества, на которое может быть обращено взыскание. Штраф определяется в размере от 10 до 500 минимальных окладов, в размере заработной платы или иного дохода несовершеннолетнего осужденного. Обязательные работы назначаются на срок от 40 до 160 ч. Они заключаются в выполнении работ, посильных для несовершеннолетнего, и исполняются им в свободное от учебы или основной работы время. Продолжительность исполнения данного вида наказания лицами в возрасте до 15 лет не может превышать 2 ч в день, а лицами в возрасте от 15 до 16 лет — 3 ч в день. Исправительным работам несовершеннолетние осужденные подвергаются на срок до 1 года. Арест назначается несовершеннолетним осужденным, достигшим 16-летнего возраста к моменту вынесения судом приговора, на срок от 1 до 4 месяцев. Лишению свободы несовершеннолетние осужденные подвергаются на срок не свыше 10 лет; наказание отбывается: • несовершеннолетними мужского пола, приговоренными впервые к лишению свободы, а также несовершеннолетними женского пола — в воспитательных колониях общего режима; • несовершеннолетними мужского пола, ранее отбывавшими наказание в виде лишения свободы, — в воспитательных колониях усиленного режима. Несовершеннолетний, впервые совершивший преступление небольшой или средней тяжести, может быть освобожден от уголовной ответственности, если будет признано, что его исправление может быть достигнуто путем применения принудительных мер воспитательного воздействия. Несовершеннолетнему могут быть назначены следующие принудительные меры воспитательного воздействия: а) предупреждение; б) передача под надзор родителей, лиц, их заменяю в) возложение обязанности загладить причиненный вред; г) ограничение досуга и установление особых требова К несовершеннолетнему могут быть применены одновременно несколько принудительных мер воспитательного воздействия. Продолжительность срока применения принудительных мер воспитательного воздействия, предусмотренных пунктами «б» и «г» ч. 2 ст. 90, устанавливается органом, назначающим эти меры. В случае систематического неисполнения несовершеннолетним принудительной меры воспитательного воздействия эта мера по представлению специализированного государственного органа отменяется и материалы направляются для привлечения несовершеннолетнего к уголовной ответственности. Подросткам необходимо знать, где заканчивается детская шалость и начинается уголовно наказуемое деяние. U. Возможно, ознакомившись с приведенными выше статьями УК, кто-то иначе посмотрит на действия своих товарищей, да и сам сумеет вовремя остановиться, вспомнив, какое наказание он может получить за свои проделки. 3.3. Защита от мошенников Мошенничество есть лишение гражданина его имущества или приобретение права на чужое имущество путем обмана или злоупотребления доверием. Основные черты мошенников — гибкость мышления и поведения, позволяющие им быстро вживаться в любую роль, вести себя непринужденно и естественно. Чтобы с успехом обманывать других, мошенник должен прежде всего обмануть самого себя, сам должен поверить в собственный обман, полностью довериться собственной лжи. Мошенник верит в то, что он очень хитрый и умный человек (хитрость и ум для него — одно и то же). Настоящий мошенник изобретателен и предприимчив. Он владеет основами психологии, умеет вовремя выявить уязвимые стороны человека, знает, как и когда лучше воспользоваться слабостями жертвы, чтобы затем оказать
на нее мощное психологическое воздействие. Его действия расчетливы и точны. Он красноречив, коммуникабелен, способен устанавливать контакты с совершенно разными людьми, подкупает своей непринужденностью, искренностью, скромностью, вежливостью. Он умеет обольстить и заинтересовать человека, целеустремлен, аккуратен в одежде и словах. Его движения и жесты, как правило, энергичны и порывисты. Мошенник всегда стремится к успеху. Из-за своего неумения и нежелания проигрывать он бывает неуступчивым. Закон выделяет 2 разновидности мошенничества: а) хищение путем обмана; б) хищение путем злоупотребления доверием. Обман — это умышленное искажение действительного положения вещей, сознательная дезинформация будущей жертвы, преднамеренное введение ее в заблуждение относительно определенных факторов, обстоятельств, событий с целью побудить жертву по собственной воле передать свое имущество мошеннику. Злоупотребление доверием является наименее распространенной формой совершения мошенничества. В этом случае преступник использует доверительные отношения, сложившиеся между ним и владельцем имущества. Для совершения преступления мошенники используют различные приемы. Остановимся на некоторых из них. Молодая москвичка, учащаяся ПТУ, была направлена на практику в большой универмаг. Стоя за прилавком, она обратила внимание на женщину в шикарной шубе. Неожиданно покупательница подошла к ней с просьбой достать духи, которых не было в продаже, а в обмен за услугу обещала помочь в приобретении такой же шубки, как у нее, но не дорого. Женщина предложила обменяться телефонами. Продавщица согласилась, но сколько потом ни пыталась дозвониться, трубку никто не снимал. Неожиданно женщина позвонила сама, сказала, что вынуждена была уехать по делам. Узнав, что девушка достала нужные духи, она назначила встречу для обмена деньгами и покупками на станции метро. Девушка, собравшая нужную сумму буквально по крохам, взяла с собой подружку и поехала на встречу. Женщина пришла вовремя, взяв духи, расплатилась за них, а потом отдала девушке шубку. Чтобы у той не было сомнений, она надорвала пакет и показала полу шубки, затем, забрав деньги и сославшись на спешное дело, уехала. Девушка, придя домой и развернув сверток, обнаружила в нем гору тряпья и кусочек меха, который она приняла за полу шубы. Мошенничеством является изготовление с целью сбыта или сбыт поддельных государственных ценных бумаг. Вы собираетесь купить машину. Неожиданно к вам обращается человек и говорит, что может уступить вам совершенно новую машину по госцене и даже ниже. Оказывается, он случайно купил лотерейный билет, по которому выиграл автомобиль, но он ему не нужен, он готов продать вам билет. Чтобы вы не сомневались, он ведет вас в ближайший Сбербанк, отдает билет контролеру и просит проверить его по таблице. Его поздравляют с выигрышем, вы расплачиваетесь с ним за «счастливый» билетик и отдаете его для оформления выигрыша. Каково же ваше удивление, когда вместо машины- вы получаете повестку в милицию, где вас долго расспрашивают, откуда у вас поддельный билет. Не нужно думать, что мошенник подменил билет, он с самого начала был
хорошей подделкой. Вас сбило с толку то, что в Сбербанке этого не заметили. Однако там и не проверяли его подлинность, а лишь сверили номер билета с номером в таблице выигрышей. В последнее время распространенным видом мошенничества стала покупка валюты с рук по более выгодному курсу. Например, вы стоите в очереди в обменном пункте, к вам подходит мужчина или женщина с предложением купить или продать валюту по более выгодному курсу. Вы принимаете предложение, даже не подумав о том, что разница между официальным курсом и предложенным вам — всего несколько копеек. Вы отходите в сторону, отдаете деньги. Неожиданно ваш. «кассир» поднимает крик, что вы подсунули ему фальшивую купюру, тут же отдает вам все деньги обратно, а вы, чтобы не поднимать шума, спешите ретироваться. Когда вы, наконец, останавливаетесь, оказывается, что в руках у вас лишь часть первоначальной суммы. Но даже если обмен состоится, вы, отойдя в сторону и пересчитав деньги, убедитесь, что вас обманули. Обнаружится, что вам подсунули так называемые «ломаные» купюры, т. е. сложенные пополам. Или другой вариант: вы покупаете валюту, вас просят просмотреть каждую купюру, чтобы, мол, без обмана, потом вы отдаете деньги, вам вручают валюту; тут неожиданно появляются люди в камуфляжной форме, которые начинают угрожать вашему «кассиру», а вы спешите побыстрее скрыться. Когда в безопасном месте вы останавливаетесь, чтобы перевести дух и пересчитать деньги, оказывается, что у вас вместо 100-долларовых купюр купюры достоинством в 1 или 10 долларов. Спектакль с угрозами в адрес «кассира» был разыгран, чтобы заставить вас уйти подальше от места совершения сделки. Очень внимательны должны быть пассажиры отходящих поездов, так как есть особый вид мошенничества, распространенный на вокзалах. Вы ожидаете поезда, у вас много вещей. Вы один (одна), рядом с вами ждет этот же поезд мужчина (или женщина), с которым вы, постепенно разговорившись и обменявшись стандартными фразами о политике, погоде и ценах, знакомитесь. Неожиданно собеседник просит вас посмотреть за вещами, пока он отойдет в туалет или позвонить. Когда он возвращается, вы просите его о той же услуге. Вернувшись, вы не обнаружите не только своего собеседника, но и своих вещей. Такой вид мошенничества называется «воровство на доверии». Еще пример: по вагонам идет женщина с грудным ребенком и просит разменять 150 руб. Кто-то отказывается, но находится человек, который решает помочь молодой мамаше. Он разменивает нужную сумму, получает взамен 150 руб. свернутыми или сложенными пополам, а когда разворачивает, то оказывается, что там всего 100 руб. Будьте внимательны и осторожны с посторонними людьми, предлагающими свои услуги или сомнительные сделки. Мошенники могут вовлечь жертву в азартную игру, дав ей пару раз выиграть, а потом обобрать до нитки. Около ЦУМа стоял мужчина и через громкоговоритель призывал всех принять участие в лотерее, где за рубль можно выиграть 250 долларов. Вокруг собирался народ, люди отдавали свои рубли в надежде на удачу. Состоялся первый тур, после которого из 5 участников осталось 4; им предложили застраховаться от проигрыша на 5 руб., и опять люди отдавали деньги; затем осталось 3 участника, которые застраховались на 10 руб.: двое оставшихся разыгрывали между собой право забрать выигрыш, и начальная ставка была уже 15 руб. Вот и получается, что игра далеко не столь дешевая, как это казалось на первый взгляд. Чтобы не стать жертвой мошенника, запомните несколько рекомендаций. • Никогда не принимайте предложения совершить сомнительную сделку, даже если она кажется очень выгодной. • Покупая дефицитный товар с рук, назначайте встречу там, где вы сможете спокойно рассмотреть и примерить приобретаемую вещь. • Покупая что-либо, прежде чем отдать деньги, еще раз посмотрите товар, расплатитесь, не выпуская его из рук. в пререкания с ними в общественных местах или, тем паче, в безлюдных закоулках не стоит. Их нужно стараться обходить стороной. Как правило, они действуют в одиночку. С ними можно мирно сосуществовать, не отвечая на хамские замечания, не вступая в перепалки и избегая столкновений. Уголовники-рецидивисты. Многие из них отбывали наказание за изнасилования и убийства. Распознать их проще, чем тех, о ком говорилось выше. Речь этих людей всегда изобилует жаргонными словами, значение которых не всегда понятно обычному человеку. Одной из их отличительных черт (хотя и не обязательно) является татуировка. Лица, находящиеся в состоянии алкогольного опьянения или похмельного синдрома. Такие люди вообще не отдают себе отчета в своих действиях и потому способны на любое преступление. Координация движений у них нарушена или отсутствует вовсе. Если молодая женщина подвергнется нападению одного из таких забулдыг, главное — не дать себя схватить, т. е. необходимо контролировать ситуацию на расстоянии, так как пьяные бывают очень цепкими. В каждом конкретном случае нужно правильно оценить противника. Иногда пьяный может упасть просто от толчка или удара, но бывает, что лучше отказаться от таких действий и убежать. Убегая, достаточно резко изменить направление движения, чтобы преследователь потерял равновесие и отстал от вас. Как не стать жертвой насилия. Собираясь в гости, на вечеринку, в кафе, бар, на концерт, на какие-то массовые мероприятия или в места, не пользующиеся хорошей репутацией, не надевайте очень короткую юбку, не красьте губы, веки, ресницы в немыслимые цвета. Это провоцирует парней и мужчин, воспринимается ими как сигнал. Не обольщайтесь приятной внешностью, вежливым обращением, изысканным поведением нового знакомого. Долгий взгляд в глаза незнакомого мужчины действует как призыв завязать разговор. Резко ответив после него на «приставания», девушка выглядит не очень умно. Ведь часто мужчины считают, что она подала сигнал. Или такая ситуация. Мужчина дает девушке понять, что хотел бы сойтись с ней поближе, чуть касаясь во время разговора ее локтя или колена. Если при этом она не отстраняется, он уже может взять ее за руку, за талию, погладить по спине, а то и пониже... Если после этого реакции с ее стороны не последует, он перейдет к более решительным действиям, и тогда уже возмущение и решительный отпор могут вызвать агрессивную реакцию. Поэтому девушка должна уметь вовремя отстраняться от нежелательных ухаживаний. Если вы позволяете платить за себя малознакомому мужчине, это также один из признаков того, что вы не возражаете против сближения. Не завязывайте знакомство с мужчинами, едва узнав их имя, не приглашайте их в свой дом, не соглашайтесь на приглашение в гости. Помните, что, пригласив девушку в кафе, ресторан или на концерт, преподнеся ей подарок, некоторые мужчины часто считают ее обязанной пойти на близость. Поэтому решайте сами: соглашаться на приглашение или тактично отказаться, лишь попросив нового знакомого проводить вас до дома (не заходя в подъезд). 16-летняя девушка, возвращаясь вечером домой, принимает предложение незнакомца подвезти ее. Когда она садится в машину, водитель говорит, что ему нужно заехать к приятелю, который живет по пути, и что-то у него забрать. Подъехав к нужному дому, он предлагает пассажирке подняться вместе с ним, и та без колебаний соглашается, не задаваясь вопросом, зачем она идет в дом к незнакомым людям. В результате она подверглась групповому изнасилованию. Но что стоило ей отказаться от поездки, или хотя бы остаться в машине, или ожидать нового знакомого у подъезда? Это было бы гораздо безопаснее. Почему не стоит девушке идти домой к незнакомому мужчине? Потому что она может там подвергнуться насилию. Каким бы джентльменом мужчина ни показался с первого взгляда, он может воспользоваться преимуще-
ством в физической силе. А если нет свидетелей, трудно доказать, что все произошло не по обоюдному согласию. Если даже на теле насильника останутся следы сопротивления (укусы, ссадины, царапины), он будет все отрицать и говорить, что все эти повреждения девушка нанесла ему в порыве страсти. Если вы находитесь вдвоем с мужчиной (даже хорошо вам знакомым), будьте готовы к тому, что у него появится желание близости с вами. Держите себя свободно, но не пытайтесь кокетничать с ним или дразнить, так как в интимной обстановке он может принять ваше кокетство за приглашение к близости, а оказываемое сопротивление счесть наигранным. Девушкам необходимо вести себя осмотрительно с молодыми людьми (особенно с малознакомыми), чтобы не спровоцировать их на изнасилование. Даже хорошо воспитанному человеку с бурным темпераментом бывает трудно остановиться и не применить силу, если девушка все сделала для того, чтобы не просто возбудить, а перевозбудить его. Всегда помните о влиянии алкоголя. Под его действием поведение мужчины меняется, а девушка может стать раскованной до такой степени, что пойдет на близкие отношения с человеком, к которому при других обстоятельствах и подойти бы не захотела. Если вас пытаются принудить к близости, имейте в виду, что, когда женщина сопротивляется, стремление мужчины овладеть ею возрастает. Если вам угрожает опасность, подумайте, не можете ли вы спастись бегством: к друзьям, знакомым или в такое место, где есть посторонние люди. Это все-таки гарантирует какую-то защиту. Часто ярко освещенные помещения и улицы отпугивают насильника. Используйте подручные средства самообороны. Отступите в другую комнату, распахните дверь на лестничную площадку, кричите. Если мужчина, оставшись с вами наедине, запирает двери на ключ, попробуйте открыть их и при отказе сразу же зовите на помощь. Если путь к дверям отрезан, любым тяжелым предметом (стулом, вазой и т. п.) выбейте стекло в окне или выскочите на балкон, привлекая просьбами о помощи внимание прохожих и соседей. Оказавшись наедине с насильником в безлюдном месте, попытайтесь вступить с ним в разговор. Готовясь к самообороне и бегству, постарайтесь выиграть время, уговорить его отказаться от своего намерения, предложить пойти в более подходящее для этого место, разжалобить его, сказав, что вы ждете здесь приятеля, что у вас месячные, беременность или вы больны. Разговаривайте громко, уверенно, побеждая этим свой страх. Если женщина не хочет близости, она может затормозить половое влечение насильника. Как? Ему должно попасться на глаза что-нибудь очень отвратительное на ощупь, на вкус еще более мерзкое; звуки и запахи должны быть кошмарными, а зрелище — отталкивающим. При невозможности убежать или противостоять оружию, физическому превосходству насильника у вас имеется еще возможность защитить себя, используя психофизиологические особенности мужчин в момент полового сношения и их уязвимые места. Попробуйте применить хитрость, заставить насильника поверить, что вы согласны на близость с ним, усыпите его бдительность, а затем незамедлительно действуйте по выбранному вами варианту. Если вы решили защищаться, то защищайтесь до конца — на карту поставлена ваша жизнь и полумерами ее не спасти! Район Ново-Косино. Две юные девушки 14 и 15 лет в 10 ч вечера знакомятся у коммерческой палатки с мужчинами вдвое старше себя и принимают приглашение пройти с ними в общежитие, чтобы отметить знакомство. Утром девушки пришли в отделение милиции с заявлением об изнасиловании. И опять та же ситуация, что и в предыдущем примере. Жертвы не хотят сделать даже элементарный анализ ситуации. Ведь мужчины, получившие согласие девушек, были уверены, что те отдают себе отчет в том, зачем их приглашают в столь позднее время. На следствии мужчины говорили, что они не принуждали их идти с ними, мол, девушки са-
ми приняли предложение и сами виноваты, что оказались в подобной ситуации. Насильники, которые хотят сорвать зло на женщинах, как правило, не поддаются на уговоры и просьбы. Чаще всего вступить с ними в контакт невозможно. Надо попытаться их ошеломить, отвлечь, привести в состояние шока. Во-первых, как можно громче крикните «Убирайся!» или что-нибудь в этом духе. Это не только должно поразить агрессора, но и придаст силы вашим собственным действиям. Кроме того, крик может привлечь внимание окружающих, которые либо поднимут тревогу, либо сами придут вам на помощь. Не нужно стесняться кричать — молчание может стоить вам жизни. Выкрикнутое резкое слово или угроза в данном случае гораздо полезнее обыкновенного крика, поскольку конкретно выражает ваш протест и осуждение. Одновременно надо причинить противнику неожиданную и резкую боль — это на мгновение остановит его. При этом боль должна быть именно острой, поскольку на тупую боль можно не обратить внимания. Причинить ее вы можете любым из приводимых ниже способов: • резко наступить каблуком на ногу противника; • лягнуть его в голень; • ударить коленом или ногой в пах; • сильно укусить; • нанести колющий удар по глазам. В зависимости от обстоятельств возможны и другие действия. Моментальная и ощутимая реакция на агрессию даст вам преимущество. Не забывайте: агрессоры очень' не любят, когда возникают какие-нибудь осложнения; если они решат, что вы можете явиться причиной каких бы то ни было неприятностей, то предпочтут отправиться восвояси. Чтобы выиграть время для бегства, можно использовать в качестве средства самообороны скалку, бутылку, миску, штопор, сверло, пилку для ногтей, ключи, зонтик, карандаш, шариковую ручку. Эти предметы подходят для нанесения ударов или уколов в глаза, нос, горло или пах нападающего. Зажженной сигаретой можно ткнуть в лицо или сунуть ее за пазуху противнику, туда же можно вылить содержимое рюмки или бокала. На улице в качестве средств самообороны целесообразно использовать землю, песок, камни, прут, палки, кирпич и т. д. Если все-таки насильник не останавливается, оказывайте физическое сопротивление. При нападениях такого рода активный отпор может удвоить ваши шансы не быть изнасилованной и спасти свою жизнь. Наиболее ощутимый результат дает воздействие на следующие части тела. Волосы. Если за них сильно дернуть, болевое ощущение возникает в любом месте головы, однако наибольший эффект даст рывок за волосы над бачками и вверху затылочной части. Глаза. По глазам можно наносить колющие удары, можно надавливать, даже если они закрыты. При приближении к глазам любого предмета они инстинктивно закрываются, при этом голова обычно отдергивается назад. Если нападающий закрыл глаза, надавливайте на них до тех пор, пока он не отступит. Даже имитация атаки на глаза может вызвать у противника замешательство, что даст вам драгоценные секунды для бегства или контратаки. Нос. Удар в нос (прямой или поддевающий снизу) может быть весьма эффективным. Поддевающий удар производится основанием ладони в область между носом и верхней губой. При правильном его проведении голова противника запрокидывается назад. Уши. За уши следует либо резко тянуть, либо сильно по ним бить. Одновременным ударом обеими ладонями по ушам вы причините противнику ощутимую боль и лишите ориентации. Челюсть. Боковой удар в челюсть приводит к потере равновесия и/или сознания. Горло. Удар в горло может вызвать затруднение дыхания. Сдавливать дыхательные пути противника обычно не рекомендуется, поскольку это только усилит его сопро-
тивляемость, желание высвободиться и таким образом усложнит ситуацию. Хорошо действует также удар в адамово яблоко. Солнечное сплетение. Удар в это место может вызвать у противника затруднение дыхания. Наиболее эффективен он, если нанесен кулаком, основанием ладони, а также локтем. Пах. Удар в пах ошеломляет противника и выводит его из строя. Сами по себе яички особенно уязвимы — даже несильный удар причиняет острую боль, которая быстро распространяется на мышцы живота. Ухватиться за них часто мешают брюки, однако, если такая возможность представилась, сдавливание или выкручивание их вызывает мучительную боль. Бедра. Эффективны захват, сжимание или выкручивание мягкой плоти с внутренней стороны бедра. Голени. Обычный или скребущий удар по голеням ногой причиняет жестокую боль. Пальцы ног. Наступив противнику на ногу, вы временно обезоруживаете его и вынуждаете либо поднять, либо отдернуть поврежденную ногу, тем самым лишая его устойчивости. Помните, что главное оружие насильника — ваш страх, пассивность и безмолвие. Лишив его этих преимуществ, действуя активно и решительно, вы повысите свою безопасность. Ваша задача — не бороться с насильником, который наверняка сильнее вас, а использовать любые действия, которые дадут вам возможность вырваться и убежать. 3.5. Психологические основы самозащиты в криминогенных ситуациях Чем руководствуется уличный грабитель или насильник при выборе жертвы? Установлено, что преступнику требуется в среднем 7 с для оценки потенциального объекта нападения (его моральной и физической подготовки, темперамента и других качеств). Преступник отмечает все: неуверенность взгляда, несмелость движений, вялую осанку, физические недостатки, психическую подавленность, утомление — все, что сыграет ему на руку. Выделяют 2 категории людей: так называемую группу риска и тех, кому практически не грозит опасность стать объектом нападения. Первых условно можно назвать хлюпиками: они плохо физически организованы, расслаблены и не собраны. Вторые уверены в себе, как говорится, «ладно скроены, крепко сшиты», они смотрят и ступают уверенно. Какое поведение помогает избежать столкновения со злоумышленниками? Изучите приведенную ниже таблицу и постарайтесь изменить свое поведение так, чтобы не производить впечатления робкого и застенчивого человека.
Самозащита есть акт уверенности в себе, отказ принять «статус жертвы». Что толку от техники самообороны, если применить ее не хватает смелости! Уверенность в себе — это стиль поведения, который помогает нам четко и доходчиво выражать наши чувства и желания. Уверенное поведение, таким образом, не дает повода для недопонимания. Вы знаете, чего хотите и чего не хотите. Рассмотрим типичную реакцию уверенного в себе человека на враждебные выпады и угрозы. Вот над какими фразами следует работать, произносить их убежденно и с соответствующими жестами: «А ну-ка не лезь ко мне», «Так я тебе и отдала мою сумку», «Прекратите сейчас же!», «Убирайтесь из моего дома вон!».
Существует техника тренировки уверенности в себе, получившая название «заезженная пластинка». Вы упорно, решительным тоном повторяете какую-то фразу, в которой заключено требование, отказ и т. д. Для эффективного применения этого метода необходимо заменять некоторые слова, сохраняя при этом общий смысл высказывания. Например: «Вы не смеете входить в мой дом!», «Так я вас и впустила!» или «Чего зря тут торчать, я не передумаю: в дом вы не войдете» и т. д. до тех пор, пока ваши слова не будут восприняты. Здесь главное — проявить упорство. Учитесь выражать свой гнев. Большинство неуверенных в себе людей слишком легко мирятся с поведением окружающих. Между тем вы не должны забывать, что у вас тоже должно быть свое мнение. Помните, что вы не обязаны делать то, что противоречит вашим желаниям. Своими уверенными действиями вы даете понять, что готовы постоять за себя и вас никоим образом не следует воспринимать как потенциальную жертву. Во многих случаях лучше брать инициативу в свои руки и самим идти в наступление, а не ждать развития событий, что может привести к еще большему усложнению ситуации. Как правило, агрессоры выбирают в качестве жертв людей робких, весь вид которых говорит о том, что они едва ли смогут оказать сопротивление. Быть сильным, смелым, уверенным в себе — к этому надо стремиться. Однако при возникновении угрозы насилия всегда предпочтительней уклониться от конфликта, нежели применять какие бы то ни было приемы физической самозащиты. Многие конфликты и нападения происходят по вине самой жертвы, которая показывает всем своим видом, что она либо «созрела» (оказалась в неположенном месте и в неположенное время), либо податлива (слишком легкодоступна), либо беззащитна (пьяна, напугана, возбуждена, чересчур доверчива). Что же предпринять, если конфликт неизбежен? Если есть возможность мирного разрешения конфликта, стоит попробовать снять напряжение, достигнуть взаимоприемлемого решения или даже завладеть инициативой. При этом следует: N • говорить твердым, спокойным тоном; • внимательно слушать и стараться, чтобы происходил постоянный обмен фразами; • как можно быстрее уяснить себе, что именно агрессору от вас нужно; • предложить ему перейти в другое помещение, если что-то вызывает его раздражение; • если возможно, вести переговоры сидя — это часто уменьшает напряжение; • если ситуация позволяет, определить приемлемые рамки поведения, например сказать: «Мы продолжим разговор, но только сперва перестаньте кричать на меня и угрожать». Не рекомендуется: • кричать или говорить на повышенных тонах; • уходить или поворачиваться к агрессору спиной, пока он разговаривает с вами; • посягать на личное пространство агрессора; • игнорировать агрессора, выказывать невнимание или пренебрежение к нему; • обращаться с агрессором уничижительно или покровительственно; • без необходимости спорить с ним или высказывать угрозы в его адрес; • отдавать ему приказы типа «Замолчи!» или «Ну-ка сядь!»; • жестикулировать — грозить пальцем, размахивать руками. Следующий немаловажный фактор безопасности — способность сорвать планы нападающих. Сделать это можно при помощи неожиданных, нешаблонных действий, вызвав замешательство злоумышленников. Если жертва оказывает сопротивление — будь то слово, физическое действие или то и другое одновременно, — фактор неожиданности обращается против преступника точно так же, как он должен был изначально сработать против жертвы. Не замирайте, а используйте тот же важный прин-
цип — неожиданность. Приведем достаточно яркий пример неожиданных действий. Это случилось в Италии. Неизвестный напал на показавшегося ему абсолютно безобидным тихого старичка, когда тот выходил с почты, получив там свое месячное пособие. Грабитель попытался выхватить у пенсионера кошелек, но старичок недолго думая откусил ему палец. Обезумев от боли, грабитель бросился бежать, забыв о кошельке. В тот же день бандит лег в клинику, не подозревая, что дотошный старичок, хоть и сохранил свои деньги, решил не оставлять нападение без последствий и заявил в полицию. В больничную палату вскоре прибыли карабинеры, предъявившие преступнику его палец. Когда конфликт замять не удается, следует воспользоваться доступными и эффективными приемами самозащиты, попробовать смутить нападающего. Например, вы роняете деньги, агрессор наклоняется, чтобы подобрать их, и это дает вам необходимые мгновения для бегства. Если же убежать по какой-либо причине не представляется возможным, ударьте его в лицо ногой. Можно сделать вид, будто вы видите за спиной нападающего милиционера. Если злоумышленник оглянется, вы выиграете драгоценное время для толчка или удара, что поможет вам убежать. Можно сделать вид, что приближается кто-нибудь из ваших друзей. Сопроводив жест призывом о помощи, обращенным к воображаемым людям, вы можете воспользоваться растерянностью агрессора. Другой вариант отвлекающей техники: вы убеждаете нападающего в том, что вот-вот уступите его требованиям и отдадите, скажем, кошелек, бумажник или магнитофон, а сами, воспользовавшись его замешательством, нанесете удар по лицу, в пах или живот. Если нет пути к отступлению перед превосходящими силами противника, сыграйте роль человека, имеющего мощную поддержку: вот-вот подойдут надежные защитники (отец, старший брат). Например, войдя в подъезд, где разместилась пьяная компания, паренек кричит, оглянувшись назад: «Папа, придержи Джека! Как бы он не порвал в подъезде парней!» — и быстро проходит мимо. Если вас задерживают и дело идет к конфликту, попробуйте сделать комплимент, отвлечь внимание нападающих на них самих. Держитесь при этом с достоинством, не унижайтесь. Девушка, которой ничего хорошего не стоит ожидать от подвыпивших парней в темном переулке, обращается к ним с просьбой: «Ребята, я вижу, вы не из робких! Проводите меня вон до того дома. Я здесь живу». Когда на вас нападает несколько человек, определите среди них лидера и разговаривайте с ним. Попытайтесь сыграть на его самолюбии. В ситуации, когда преступник от вас чего-то требует, попробуйте предложить такие варианты выполнения его требований, чтобы выиграть время, изменить условия и соотношение сил в свою пользу. Попытайтесь вызвать сочувствие, жалость к себе. Скажите, что смертельно больны, что идете за лекарством для тяжелобольной мамы, что отец под следствием, а вам приходится заботиться о младших братьях. Если вас похитили на машине, можно сказать, что кто-то из ваших близких видел и запомнил номер машины, внешность похитителей. Известно, что по номеру машины (если она не краденая) ее хозяина можно найти очень быстро. Таким способом обезопасила себя барнаульская девушка Наташа, которая заявила незадачливому похитителю, что к автобусной остановке ее провожал брат, который имеет профессиональную память на номера машин: он таксист. И это подействовало. Не допускайте проявлений уныния и апатии. Стремитесь быть бодрым, энергичным в движениях, речи, действиях. Даже в тяжелой ситуации пытайтесь найти что-то хорошее, приятное или смешное. Злоумышленники предпочитают не иметь дело с людьми энергичными, бодрыми, наделенными чувством юмора. Да и сам юмор нередко может помочь в экстремальной ситуации. В этом отношении характерен случай, произошедший с Юрием Никулиным. Как-то поздно ночью Никулин возвращался из цирка. Неожиданно его задержали вооруженные грабители. Угро- жая оружием, они потребовали денег. Никулин не растерялся: «Да вы что, мужики! Меня только что вон за тем углом ограбили! Догоняйте тех парней, у них все мои деньги!» В темноте они не разглядели Никулина и отпустили, не попросив автографа. Старайтесь не выделяться среди окружающих излишней экстравагантностью, яркой и необычной одеждой, дорогими вещами и украшениями. Все это привлекает внимание не только законопослушных граждан, но и преступников. Постарайтесь как можно лучше запомнить нападавших: их внешность, одежду, манеру двигаться. Обратите внимание на цвет глаз, шрамы, татуировки, родинки, дефекты речи. Стремитесь фиксировать свои ошибки, промахи в обеспечении личной безопасности, извлекайте уроки из печального опыта других людей и старайтесь не допускать в дальнейшем подобных просчетов. Всегда будьте бдительны. Помните: быть бдительным и трусливым — не одно и то же. Бдительность — это умение обращать внимание на то, что происходит вокруг. Осторожность и бдительность можно выработать в себе до такой степени, что они станут второй натурой. Благодаря им вы будете знать, как избежать неприятных ситуаций. ВОПРОСЫ И ЗАДАНИЯ 1. Что называется преступлением? Как в соответствии с Уголовным кодексом подразделяются преступления? 2. С какого возраста наступает уголовная ответственность? 3. Какие виды наказаний могут быть назначены несовершеннолетним преступникам? 4. Что вы понимаете под мошенничеством? Расскажите, каким правилам надо следовать, чтобы не стать жертвой мошенников. Приведите примеры попыток совершения мошенничества против вас или ваших близких. 5. Расскажите о социальных группах, представляющих наибольшую опасность для девушек и женщин. 6. Перечислите, что не рекомендуется делать девушке (женщине), чтобы не спровоцировать в отношений себя насильственные действия. 7. Какими способами можно остановить или отвлечь насильника? 8. Назовите части тела, наиболее уязвимые для боли. 9. Проанализируйте поведение известных вам преступников (по фильмам, книгам, из газет). Какие нравственные качества для них характерны?
10. Какие признаки в поведении человека говорят о его уверенности и решительности? Дайте анализ собственных нравственных качеств. Какими вашими нравственными качествами могут воспользоваться злоумышленники? Как можно помешать преступникам воспользоваться вашими положительными качествами? 11. Что не рекомендуется делать, если вы подвергаетесь насилию и агрессии? 12. Какие качества, с вашей точки зрения, снижают шансы человека на благополучный исход в случае насильственных действий по отношению к нему? 13. Какие качества надо развивать в себе, чтобы успешно противостоять злоумышленникам? 14. Проанализируйте безопасность вашей квартиры и определите, что можно сделать, чтобы она стала недоступной для преступников. Задание 5. Соблюдаете ли вы правила безопасного поведения: • пользуетесь ли наиболее безопасными маршрутами для пеших прогулок, поездок в общественном транспорте; • какие меры предосторожности вы предпринимаете в подъездах многоэтажных домов; • чувствуете ли вы себя уверенно, входя с незнакомым человеком в лифт;
Задание 6. Проиграйте с родителями или сверстниками различные ситуации: • к вам пристают незнакомые люди, требуя отдать вещи, угрожают, размахивают кулаками; • вас просят «помочь» небольшой суммой какие-то пьяницы: «На бутылку не хватает!»; • у вас вырывают сумку с вещами, причем нападающие держат в руках крепкие палки и куски арматуры; • вам предлагают войти в лифт подозрительные люди. Задание 7. Проанализируйте, нет ли у вас качеств, которые снижают уровень вашей безопасности. Если есть, определите, какие из них следует преодолеть в первую очередь. Подумайте, от чего надо отказаться для этого. Какие привычки следует у себя сформировать? Что конкретно для достижения этой цели важно сделать в ближайшее время? Задание 8. Представьте, что близкий вам человек (младший брат, одноклассник) не понимает, что его нравственные изъяны (лень, хвастливость, грубость, высокомерие, лживость, скупость, необязательность, жадность, эгоизм) могут стать причиной беды. Подумайте, какие примеры из жизни можно привести, чтобы показать, как этими качествами пользуются злоумышленники. Подберите такие примеры, которые ваш слушатель воспринял бы как убедительные. Задание 9. Вы проходите мимо машины. Вас просят подойти, рассказать о том, как доехать до рынка, магазина. Ваши действия в этой ситуации. Задание 10. Проиграйте следующую ситуацию: на вас напал вооруженный грабитель. Действуйте так, чтобы уменьшить риск применения им оружия против вас. Задание 11. Вы видите, как вооруженные преступники напали на прохожего в темном переулке. Что вы предпримете в этом случае? Обсудите возможные варианты развития событий с родителями, одноклассниками. Задание 12. На вас совершено нападение, вы остались без вещей. Опишите внешность, речь, манеры поведения, одежду, телосложение, другие приметы преступников. Для начала потренируйтесь, описывая тех, кто сейчас находится рядом с вами, а затем дайте описание этих же людей, отвернувшись от них. Раздел II Глава 1. ПРОФИЛАКТИКА ТРАВМ В СТАРШЕМ ШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ 1.1. Причины травматизма в старшем школьном возрасте и пути их предотвращения Под травматизмом принято понимать совокупность тр авм, возникших в определенной группе населения за ограниченный период времени. Он сопутствует человеку всегда, являясь следствием взаимодействия людей с окружающей средой. По частоте отдельные видь1^гравматизма в нашей стране распределяются так: бытовой, производственный, дорожно-транспортный, уличный, сельскохозяйственный, спортивный, прочие виды. Травмой называется нарушение анатомической целостности тканей или органов с расстройством их функций, обусловленное воздействием различных факторов окружающей среды (механических, термических, химических, лучевых и др.). Особую опасность представляют травмы в старшем школьном возрасте. В 7 из 10 случаев травматизма подростки получают травмы в быту, т. е. дома, в подъезде, во дворе, на улице, занимаясь спортом и, наконец, в стенах школы. Причины травматизма в старшем школьном возрасте разнообразны и во многих случаях связаны с ускоренным и напряженным ритмом жизни,, увеличением^численности, мощности и скорости транспортнцх средств, с ростом_технической оснащенности нашего быта,/неправильной организацией режима дня (учебы и отдыха), неумением обращаться с приборами, оборудованием, аппаратурой, предметами, материалами и веществами — потенциальными источниками повышенной опасности. Все эти причины обусловлены особенностями вашего возраста — степенью умственного и физического развития, отсутствием достаточного жизненного опыта, повышенной любознательностью, склонностью к шалостям. Как же избежать травмы в нашей сегодняшней бурной, отличающейся повышенной опасностью жизни? Главное — научиться безопасному поведению в травмоопасных ситуациях. Об этом и рассказывается в этой главе. На схеме показаны наиболее характерные для подростков вашего возраста травмы и повреждения.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1084; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |