Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Глоссарий. Анкета‑ орудие исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляющее собой оформленную композицию вопросов




Анкета ‑ орудие исследования при сборе первичных данных методом опроса, представляющее собой оформленную композицию вопросов, на которые опрашиваемый должен ответить.

Амортизация ‑ денежное возмещение износа основных фондов путем включения части их стоимости в затраты на выпуск продукции.

Амортизационный фонд ‑ денежные средства, предназначенные для про­стого и расширенного воспроизводства основных фондов.

Ассортимент ‑ подробный перечень выпускаемой продукции с указанием характерных отличительных признаков и обобщенных показателей качества.

Бизнес-план ‑ программа деятельности предприятия, план конкретных мер по достижению конкретных целей деятельности компании, включающий оценку ожидаемых расходов и доходов. Представляет собой результат комплексного исследования основных сторон деятельности предприятия; описание функционирования создаваемой или реконструируемой фирмы; рабочий инструмент предпринимателя для организации своей работы. Бизнес-план в отличие от плана предприятия обычно отражает развитие одного конкретного направления его работы на определенном рынке.

Вспомогательный процесс – процесс, способствующий нормальному протеканию основного процесса по преобразованию предмета труда путем непосредственного обеспечения его работающим оборудованием, режущим и мерительным инструментом, топливно-энергетическими ресурсами и т.п.

Диверсификация – расширение сфер деятельности или номенклатуры выпускаемой продукции с целью уменьшения степени неопределенности или риска инвестиций.

Единичный метод организации производства – метод, при котором изготавливается широкая номенклатура продукции в единичных экземплярах.

Емкость рынка -потенциальный или реальный объем продаж товара при сложившейся конъюнктуре рынка.

Жизненный цикл товара характеризуется колебаниями объема продажи и прибыли от его реализации. Классический жизненный цикл товара на рынке состоит из четырех стадий: внедрения (выве­дения товара на рынок), роста, зрелости и насыщения, спада.

Заработная плата ‑ основной источник стимулирования и дохода рабо­тающих на предприятии. Это часть общественного продукта, которая распре­деляется между работниками согласно количеству и качеству затраченного труда. Ее размеры регулируются рынком труда, государством и руководством предприятий.

Износ основных фондов ‑ постепенная утрата основными фондами (зда­ниями, машинами и другими средствами труда) их потребительских свойств.

Инвестирование ‑ долгосрочное вложение капитала.

Инвестор ‑ субъект предпринимательской деятельности, вкладывающий собственные, заёмные и привлеченные средства и имущество в инновацию с целью получения экономического и социального результатов.

Кадры предприятия ‑ совокупность работников различных профессий и специальностей, занятых на предприятии и входящих в его списочный состав.

Капитальные вложения ‑ затраты материальных, трудовых и денежных ресурсов, направленные на восстановление и прирост основных средств.

Квалификация ‑ уровень знаний и навыков, необходимых для выполне­ния работы по специальности.

Комплекс маркетинга, или «маркетинговая смесь» («marketing mix») ‑ серия конкретно реализуемых маркетинговых мер воздействии на рынок, направленных на завоевание и удержание конкурентных позиций. Элементы комплекса маркетинга (так называемые «4р» маркетинга): продукт (product); цена (price); сбыт (place); продвижение товара (promotion): реклама, личная продажа, пропаганда и стимулирование сбыта.

Конкурентоспособность ‑ свойство объекта, характеризующееся степенью удовлетворения им конкретной потребности по сравнению с аналогичными объектами, представленными на данном рынке.

Качество – совокупность свойства и характеристик товара или другого объекта, которые придают ему способность удовлетворять обусловленные или предлагаемые потребности.

Маркетинг ‑ комплексная система управления деятельностью предпри­ятия по разработке, производству и сбыту продукции или предоставлению ус­луг на основе изучения рынка и активного воздействия на потребительский спрос.

Маркетинговая информация ‑ совокупность аккумулируемых с определенной целью сообщений, знаний, сведений о состоянии маркетинговой деятельности, об окружающей фирму маркетинговой среде и характерных для нее процессах.

Маркетинговая макросреда определяется силами широкого соци­ального плана, которые не оказывают прямого воздействия на оперативную деятельность фирмы, а влияют косвенно, определяя стратеги­чески важные решения, принимаемые ее менеджментом. Маркетинго­вая макросреда включает политические, экономические, технологиче­ские, социально-демографические, экологические сферы.

Маркетинговая микросреда ‑ ближайшее окружение фирмы, непосредственно связанное с ней в силу выполняемых целей и задач. Основными элементами маркетинговой микросреды являются поставщики, посредники, конкуренты, клиентура, контактные аудитории сама фирма.

Маркетинговое исследование ‑ процесс систематической подготовки и проведения различных обследований, анализа полученной информации и представления результатов и выводов в виде, соответствующем конкретной маркетинговой задаче, стоящей перед фирмой.

Методы организации производства – это совокупность приемов и операций по изготовлению продукции или оказанию услуг, выполняемых при определенном сочетании элементов производственного процесса.

Миссия – философия существования, стратегическая цель, принципиальное назначение организации, которым она отличается от других организаций и в рамках которого определяет характер своих действий.

Непрерывное производство – это тип производства, которое характеризуется безостановочным ходом производственного процесса и большими массами перерабатываемого исходного сырья и материалов.

Номенклатура продукции ‑ укрупненный перечень наименований про­дукции, выпускаемой предприятием.

Нормирование труда – процесс по определению минимально допустимого объема продукции (работ, услуг), производимого в единицу времени (час, смену, месяц) или максимально допустимого времени для выполнения конкурентной операции в любой области деятельности.

Норма времени ‑ количество рабочего времени, которое необходимо для выполнения определенной работы одним рабочим или трудовым коллективом определенной квалификации и состава в определенных организационно-технических условиях производства.

Норма времени обслуживания ‑ время, необходимое для обслужива­ния единицы оборудования, производственных площадей и других объектов в течение определенного периода времени.

Норма выработки ‑ установленный объем работы (количество единиц продукции), который работник или бригада соответствующей квалификации обязаны выполнить в единицу рабочего времени в определенных организаци­онно-технических условиях.

Норма управляемости ‑ определяет численность работников, которые должны быть непосредственно подчинены одному руководителю.

Норма численности ‑ установленная численность работников опреде­ленного профессионально-квалификационного состава, необходимая для выполнения конкретных производственных, управленческих функций или объемов работ.

Нормируемые оборотные средства - средства, находящиеся в производ­ственных запасах, незавершенном производстве, остатках готовой продукции на складах предприятия.

Оборотные производственные фонды ‑ предметы труда, используемые в производстве (сырье, материалы, топливо, тара, запасные части для ремонта и др.). Полностью потребляются в каждом производственном цикле и приобре­таются за счет оборотных средств предприятия.

Оборотные средства ‑ выраженные в денежной форме средства предпри­ятия, вложенные в производственные запасы, незавершенное производство, готовую продукцию, затраты на освоение новой продукции, расходы будущих периодов.

Обслуживающий процесс – процесс, конкретно не связанный с данным предметом труда, обеспечивающий нормальное протекание основных и вспомогательных процессов путем выполнения транспортных услуг, услуг по логистике на «входе» и «выходе» организации и т.п.

Общие принципы организации структур процессов: системный подход, принципы относительности, слабого звена, непрерывности, цепной связи, ориентации любой деятельности на потребителя, стандартизации, автоматизации, глобализации развития систем, повышения качества управленческих решений.

Объекты нормирования труда: нормы условий труда, нормы безопасности и охраны труда, нормы затрат физической и нервной энергии работников, нормы затрат рабочего времени и соотношений численности, нормы результатов труда.

Операция ‑ элементарная составная часть технологического процесса, выполняемая на одном станке или на одном рабочем месте.

Оптимальное решение ‑ наиболее эффективное из всех альтерна­тивных вариантой решение, выбранное по какому-либо критерию оп­тимизации для данной ситуации.

Оптимизация – процесс перебора множества факторов, влияющих на результат, с целью определения значений параметров объекта, при которых достигается его наилучшее состояние. При этом обеспечиваются оптимальные параметры выхода объекта как системы.

Основные производственные фонды ‑ средства труда (здания, сооруже­ния, машины и оборудование, транспортные средства и др.), с помощью кото­рых производится продукция. Они служат длительный срок, сохраняют в про­цессе производства свою натуральную форму и переносят свою стоимость на готовый продукт частями, по мере износа.

Организационная структура – совокупность взаимосвязанных органов управления организаций (фирмы), осуществляющих стратегическое, тактическое и оперативное управление ее функционированием и развитием. Основные виды организационных структур: линейно-функциональная, линейно-штабная, дивизиональная, матричная, бригадная, проблемно-целевая и др.

Организация производственного процесса: 1) в пространстве – способ сочетания основных, вспомогательных и обслуживающих процессов на территории организации по переработке ее «входа» в «выход»; 2) во времени – способ сочетания во времени основных, вспомогательных и обслуживающих процессов по переработке «входа» организации в ее «выход».

Организация труда на предприятии – совокупность мероприятий, обеспечивающих необходимую пропорциональность в расстановке работающих и наиболее эффективное использование рабочей силы при данном уровне механизации работ и технологического процесса в целях повышения производительности труда, создания условий для всестороннего использования возможностей работника.

Орудия труда – часть средств производства (или основного капитала), с помощью или посредством которых человек воздействует на предмет труда в целях получения необходимого производственного результата (например, бродильная установка, в которой происходит процесс брожения пивного сусла, токарный станок, на которой обрабатывается металлическая болванка и др.).

Параметры качества управленческого решения ‑ совокупность па­раметров, удовлетворяющих потребителя данного решения. К ним относятся: показатель энтропии; степень риска инвестиций; вероятность реализа­ции решения по показателям качества, затрат и сроков, а также степень адек­ватности теоретической модели фактическим данным.

Партионный метод организации производства – это метод, при котором периодически изготавливается относительно ограниченная номенклатура продукции в количествах, определяемых партиями их выпуска и запуска.

Переменные издержки ‑ издержки, зависящие от количества производи­мой продукции, складываются из затрат на сырье, материалы, заработную пла­ту рабочих-сдельщиков и т.п.

Период оборота оборотных средств ‑ время, в течение которого оборот­ные средства совершают полный кругооборот, то есть проходят период произ­водства и период обращения.

План ‑ это образ чего-либо, модель будущего, система мер, направленная на достижение поставленных целей.

Планирование – функция менеджмента, комплекс работ по анализу ситуаций и факторов внешней среды, прогнозированию, оптимизации, оценке альтернативных вариантов достижения целей, выбору наилучшего варианта плана. Процесс разработки и последующего контроля за ходом реализации плана и его корректировки в соответствии с изменяющимися условиями.

План предприятия (фирмы, компании) ‑ заранее разработанная система мероприятий, предусматривающая цели, содержание, сбалансированное взаимодействие ресурсов, объем, методы, последовательность и сроки выполнения работ по производству и реализации определенной продукции или оказанию услуг.

План производства продуктов труда ‑ документ, в котором указаны но­менклатура выпускаемой продукции и ее ассортимент, стоимостные и нату­ральные объемы производства в заданный промежуток времени и основные параметры качества продукции.

Подготовительный этан основного процесса ‑ процесс подготовки в пространстве и времени живого труда и орудий труда для преобразо­вания предмета труда в полезный продукт.

Полная первоначальная стоимость основных средств ‑ сумма денеж­ных затрат, которые фактически произведены в ценах соответствующих лет напостройку, сооружение или их приобретение, включая расходы по доставке и установке.

Постоянные издержки ‑ издержки, не зависящие от объема производства продукции.

Поток денежных средств ‑ разность между всеми полученными и выплаченными предприятием денежными средствами за определенный период.

Поточный метод организации производства – метод, основанный на ритмичной повторяемости согласованных во времени и пространстве основных, вспомогательных и обслуживающих производственных операций, выполняемых на специализированных рабочих местах, расположенных по ходу технологического процесса.

Предмет труда – природное вещество, вещь или комплекс вещей, на которые человек в процессе труда воздействует при помощи средств труда с целью приспособления данных предметов для удовлетворения своих личных или производственных потребностей.

Преобразующий этап основного процесса — процесс преобразования предмета труда путем изменения его формы и/или размеров, физических и/или химических свойств, внешнего вида, вида соединения с другими предметами труда, характеристик и/или показателей, состояния и/или потенциала и т. п. Данный процесс осуществляется в соответствии с плановым документом или замыслом по удовлетворению потребностей.

Прибыль – показатель финансовых результатов хозяйственной деятельности организации, превышение доходов от продажи товаров и услуг над затратами на производство и продажу этих товаров и услуг.

Принцип – основное, исходное положение теории, правило деятельности организации в какой-либо сфере или правило поведения личности.

Принцип единства теории и практики управления – принцип организации управления, который означает, что любое управленческое решение должно отвечать логике, принципам и методам системы менеджмента и решать одну из ее практических задач.

Принцип непрерывности – принцип рациональной организации процессов, определяемый отношением рабочего времени к общей продолжительности процесса.

Принцип параллельности – принцип рациональной организации процессов, характеризующий степень совмещения операций во времени. Виды сочетания операций: последовательное, параллельное и параллельно-последовательное.

Принцип пропорциональности – принцип, выполнение которого обеспечивает равную пропускную способность разных рабочих мест одного процесса, пропорциональное обеспечение рабочих мест информацией, материальными ресурсами, кадрами.

Принцип прямоточности – принцип рациональной организации процессов, характеризующий оптимальность пути прохождения предмета труда, информации и т.п.

Принцип ритмичности – принцип рациональной организации процессов, характеризующий равномерность их выполнения во времени.

Принятие решения – процесс анализа, прогнозирования и оценки ситуации, выбора и согласования наилучшего альтернативного варианта достижения поставленной цели.

Прогнозирование – процесс разработки прогнозов. Под прогнозом понимается научно обоснованное суждение о возможных состояниях объекта в будущем, об альтернативных путях и сроках его существования. Прогноз в системе управления является предплановой разработкой многовариантных моделей развития объекта управления.

Проект ‑ замысел (задача, проблема) и необходимые средства для его реализации с целью достижения желаемого экономического, технического, технологического или организационного результата. Проект понимается также как совокупность организационно-правовых и расчетно-финансовых документов, необходимых для осуществления определенных действий.

Продукция – результат деятельности или процессов. Например, товары народного потребления, услуги, оборудование, перерабатываемые материалы, программное обеспечение.

Производительность труда — показатель эффективности использования трудовых ресурсов. Измеряется количеством продукции в натуральном или денежном выражении, произведенным одним работником за определенное время (час, день, месяц, год).

Производственный процесс – сочетание предметов и орудий труда, а также живого труда, функционирующих для удовлетворения потребностей производства.

Производственная структура организации – совокупность основных, вспомогательных и обслуживающих подразделений организации, обеспечивающих переработку входа системы в ее выход – готовый продукт, новшество и т.п.

Производственный процесс на рабочем месте – любой вид процесса (основного, вспомогательного, обслуживающего), протекающий на конкретном рабочем месте.

Производственный процесс на уровне подразделения – процесс, протекающий в подразделении между рабочими местами, или естественный процесс.

Производство продукции – процесс создания продукции, материализации конструкторских идей в конкретном объекте.

Процесс разработки управленческого решения — процесс, включа­ющий следующие операции: 1) подготовка к работе; 2) выявление проблемы и формулирование целей; 3) поиск информации; 4) обработка информации; 5) выявление возможности ресурсного обеспечения; 6) ранжирование целей; 7) формулирование заданий; 8) оформление документов; 9) реализация заданий.

Работа – процесс или действие, которое нужно совершить, чтобы перейти от одного события к другому. Характеризуется определенными затратами труда и времени.

Разделение труда – один из главных принципов организации производственных и управленческих процессов, обеспечивающий их автоматизацию и специализацию, на основе которых, в свою очередь, стали возможными современное массовое производство, повышение качества и экономия ресурсов.

Рентабельность ‑ показатель эффективности, прибыльности работы предприятия. Различают рентабельность продукции и рентабельность капитала. Рентабельность продукции определяется как отношение валовой прибыли от реализации к себестоимости реализованной продукции. Рентабельность капитала есть отношение валовой прибыли к среднегодовому итогу баланса. Рентабельность собственного капитала определяют как отношение чистой прибыли к среднегодовой стоимости собственного капитала.

Рентабельность продукции ‑ показатель эффективности производства, определяемый отношением прибыли от реализации продукции к ее себестои­мости (и процентах).

Рентабельность производства ‑ показатель эффективности производства, определяемый отношением общей (балансовой) прибыли к ее себестоимости (в процентах).

Риск ‑ опасность потери запланированной доходности проекта как за счет увеличения затрат проекта, гак и за счет нереализации на практике прогноза получения выручки.

Спрос ‑ представленная на рынке потребность в товарах и услугах.

Срок окупаемости инвестиций ‑ период, в течение которого прибыль от реализации инновационного или инвестиционного проекта возмещает инвести­ции.

Себестоимость продукции – текущие издержки производства и обращения товара, исчисленные в денежном выражении.

Серийное производство – это тип производства, который характеризуется ограниченной номенклатурой изделий, изготовляемых или ремонтируемых периодически повторяющимися партиями или отдельными единицами продукции, и малым объемом выпуска изделий.

Сертификация – деятельность третьей стороны, не зависимой от изготовителя и потребителя продукции, по подтверждению соответствия продукции установленным требованиям.

Смета затрат ‑ плановый и отчетный документ, который составляется по экономическим элементам затрат на производство и реализацию продукции.

Специализация производства – разделение труда по его отдельным видам и формам, и сосредоточение производственной деятельности организации на относительно узких, специальных направлениях, отдельных технологических операциях или видах выпускаемой продукции.

Тарифная сетка ‑ соотношение тарифных ставок по разряду, она состоит из тарифной ставки первого разряда и тарифных коэффициентов.

Тарифная ставка ‑ величина оплаты труда работника соответствующего разряда за единицу времени.

Технология деревообрабатывающею производства ‑ обоснованная система методов и приемов обработки древесных материалов для изготовления из них столярных изделий.

Технологический процесс ‑ часть производственного процесса, связанная с изменением формы, размеров, качества и свойства перерабатываемого материала. В деревообрабатывающих производствах технологический процесс изготовления изделий характеризуется изменением размеров, качества и геометрической формы заготовок и деталей, составляющих изделие.

Тип производства – комплексная характеристика организационно-технологического уровня производства, представляющая собой совокупность номенклатуры продукции, объема производства, повторяемости продукции, выпуска однотипной продукции, характера загрузки рабочих мест.

Трудоемкость продукции ‑ величина, обратная показателю производи­тельности живого труда. Определяется как отношение количества труда, затра­ченного в сфере материального производства, к объему произведенной продук­ции.

Управленческий процесс – совокупность операций и процедур воздействия управляющей подсистемы на управляемую, осуществляющихся в рамках организационной структуры фирмы. Аналогично производственным процессам управленческие процессы подразделяются на основные, вспомогательные и обслуживающие. Только здесь в качестве предмета труда выступает управленческие решения, информация, нормативно-техническая или управленческая документация.

Устав организации (предприятия) – документ, утвержденный в установленном порядке и содержащий миссию, организационно-правовую форму и виды деятельности организаций, ее структуру, права и обязанности, реквизиты.

Уставный капитал – совокупность материальных и нематериальных активов, представляющих постоянный вклад партнеров-учредителей в созданную ими организацию для начала ее деятельности.

Физическое лицо – гражданин, человек, участвующий в экономической деятельности, выступающий в качестве полноправного субъекта этой деятельности. Физическое лицо обладает правом проводить определенные хозяйственные операции, регулировать экономические отношения с другими физическими лицами и организациями. Физическое лицо действует от собственного имени, не нуждается в создании предприятия и его регистрации, что необходимо юридическим лицам.

Формы организации производства – определенное сочетание в пространстве и во времени элементов производственного процесса.

Цель - выраженное количество или качественно будущее состояние объекта управления, достижение которого обеспечит решение проблемы.

Экономических эффект ‑ экономия живого и обобществленного труда в производстве, определяемая в стоимостном выражении, полученная в результате внедрения передовых достижений науки и техники.

Эффект ‑ совокупные результаты, получаемые от реализации определенных научно-технических или организационно-экономических решений.


Приложение 1




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 441; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.074 сек.