Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Предпринимательства




 

Функционирование и развитие предпринимательства немыслимо без соответствующих ему регуляторов (саморегуляторов) и без внешних регулирующих влияний. Совокупность внутренних и внешних регуляторов, которые образуют систему, и есть «организационно-хозяйственный механизм предпринимательства». Он обеспечивает воспроизводство предпринимательского типа хозяйства. Организационно-хозяйственный механизм предпринимательства включает два «блока»: самоуправленческую компоненту, сопряженную с товарно-денежными отношениями (закон стоимости, стоимостные отношения, которые пронизывают предприятие – рыночный субъект); систему государственного регулирования, которая должна соответствовать законам рынка. Любая форма предпринимательства нуждается в обоих «блоках» организационно-хозяйственного обеспечения. Так, малым предприятиям предпринимательского типа необходим эффективный внутрифирменный механизм организации и управления. Но в России исключительно важна и проблема его действенной государственной поддержки. Последняя, не в меньшей степени, требуется и крупному предпринимательству, особенно новым хозяйственным структурам финансово-промышленного типа – корпорациям, холдингам, ФПГ, ибо жизнеспособная часть интегрированных предпринимательских образований формируется снизу. Здесь вопросом номер один в российских условиях выступает налаживание собственно корпоративного управления – задействование внутрихозяйственных предпринимательских начал. Отсюда целесообразно рассмотреть проблему государственного регулирования применительно к малому, а внутрифирменного хозяйствования – к крупному предпринимательству.

Система государственного регулирования и поддержки малого предпринимательства: это меры экономического, правового, социального, организационного обеспечения государством среды для эффективного устойчивого развития малого предпринимательства. Государственное регулирование малого предпринимательства базируется на реализации определенных принципов: 1) протекционизм; 2) дифференцированность поддержки: на федеральном уровне следует поддерживать не любой малый бизнес, а лишь действительных субъектов его и не просто последних, а лишь тех из них, которые участвуют в реализации государственных программ; 3) мотивационная направленность; в России нужен мощный стимулирующий механизм привлечения инвестиций именно в сферу малого предпринимательства, осуществляющего инновационное производство. Государственная поддержка должна носить селективно-стимулирующий характер; 4) гарантированность и ответственность; государственная поддержка осуществляется на определенных условиях, юридически закрепляемых в договорах между государством и субъектом малого предпринимательства с взаимной ответственностью. Системный подход к формированию организационно-хозяйственного механизма малого предпринимательства обусловливает использование элементов (подсистем) системы государственного регулирования и поддержки развития малого предпринимательства: 1) правовое обеспечение; 2) финансовая поддержка; 3) информационное обеспечение; 4) инфраструктурное обеспечение; 5) технико-технологическая поддержка; 6) подготовка и повышение квалификации предпринимателей, менеджеров, специалистов и работников сферы малого предпринимательства; 7) содействие внешнеэкономической деятельности ее субъектов. Эту систему необходимо структурировать и по вертикали. Применительно к России выделяются три уровня: федеральная подсистема, подсистемы региональные (субъектов РФ) и местного самоуправления.

Форсированная приватизация привела к тому, что в России 2/3 крупных государственных предприятий превратились в АО, которые принято называть корпорациями. Корпорация – это не просто АО, а крупная организационно-хозяйственная структура, возникающая и действующая на базе высокого уровня обобществления производства, концентрации и централизации капитала. Она может быть в форме крупной фирмы, являться одним АО или объединением АО (холдинг компания, ФПГ). Но пока эффективных крупных предпринимательских структур в экономике – единицы. Это связано с неадекватностью организационно-хозяйственного механизма корпораций требованиям рынка. Следует создать новую систему корпоративных хозяйственных отношений, которая охватывает весь процесс индивидуального воспроизводства. Формирование принципов организации внутрикорпоративных отношений – сложной целостной хозяйственной системы со своей целью и обусловленными ею задачами, реализация которых достигается посредством налаживания рационального взаимодействия всех корпоративных подразделений – должно быть направлено на инновационный тип воспроизводства и обеспечение устойчивого развития.

Первый принцип – каждое подразделение корпорации должно превращаться в коллективного предпринимателя, а все ее сотрудники становились соучастниками предпринимательской деятельности. Реализация этого принципа предполагает: во-первых, наделение всех корпоративных подразделений полномочиями хозяйствующих субъектов; во-вторых, создание внутрикорпоративных рыночно-инфраструктурных формирований: маркетинговой службы, инвестиционных, инновационных, информационных и других центров, банков; в-третьих, развитие внутрифирменных форм предпринимательства (дочерние АО, интегрированные в корпоративную структуру различные малые и средние предприятия); в-четвертых, обязательно действие механизма внутрикорпоративного хозяйствования со всеми его элементами и рычагами (схемой управления производством, внутрифирменным планированием, системой внутрифирменных («трансфертных») цен, стимулов, санкций и т.п.). Следовательно, для достижения рыночной конкурентоспособности не только корпорация как целое, но и каждое ее подразделение должно ориентироваться на получение высокого предпринимательского дохода в результате хозяйственной деятельности, направленной на создание, использование, распространение инноваций.

Весь внутрикорпоративный хозяйственный механизм стимулирования инновационного предпринимательства, т.е. речь идет о другом из существенных принципов организации отношений в корпорации.

Мера инновационной деятельности корпораций зависит как от внешней среды (общего уровня научно-технического и технологического прогресса, конъюнктуры рынка, экономической политики государства), так и внутрикорпоративных факторов (технико-технологический, финансовый, кадровый потенциал фирмы). Надо иметь в виду, что в современном рыночном хозяйстве существуют и «чисто» инновационные корпорации, базирующиеся в «технополисах», образующие «технопарки», «инкубаторы». Условия для культивирования всего этого в России – традиционные научные центры (Академгород в Новосибирске), в бывших «закрытых» городах.

Эти принципы организации внутрикорпоративных отношений реализуются в определенной организационной структуре. Важным элементом внутрикорпоративного организационно-хозяйственного механизма предпринимательства служит система управления, В этой связи необходим переход от административной к органически-клеточной системе управления, реализующей потенциал предпринимательства каждого подразделения и сотрудника корпорации. При этом надо иметь в виду. что управление строится на сильной кадровой политике. Основными ее принципами являются: гарантированная занятость; превращение всех в «работников» и «сотрудников», решающих определенные управленческие задачи; поддержание высокой «корпоративной культуры», т.е. формирование новых типов коллективов и работников, способных самостоятельно вести предпринимательскую деятельность.

Заслуживает внимания и развитие интегрированных корпоративных структур (ИКС) в России. Под последней понимается группа юридически или хозяйственно самостоятельных предприятий (организаций), ведущих совместную деятельность на основе консолидации активов или договорных (контрактных) отношений для достижения общих целей. В качестве организационно-хозяйственных форм ИКС выделяют: холдинговые компании, ФПГ, контрактные группы, консорциумы, ТНК и т.д.

Холдинговая компания – совокупность юридических лиц, образуемая основными и дочерними предприятиями, связанными долевым участием в собственности или договорными отношениями, дающими основному предприятию безусловное право предопределять важнейшие управленческие решения дочерних предприятий, равно как и пути и способы реализации этих решений. ФПГ – совокупность кредитно-финансовых организаций (банки, лизинговые и страховые компании, пенсионные и инвестиционные фонды), производственных и торгово-сбытовых компаний, связанных между собой долговременными кооперационными или кредитными отношениями, а также акционерным соучредительством. Контрактная группа функционирует на основе длительных контрактов между ее участниками, связанными отношениями производственной кооперации.

В результате приватизации и преобразования в акционерные общества государственных предприятий находящиеся в госсобственности пакеты акций дочерних предприятий и иные активы вносятся в уставной капитал учреждаемой холдинговой компании; собственностью государства вместо этих акций и активов становится соответствующий пакет акций основного общества. По этой схеме были сформированы холдинги: в нефтяной сфере – «ЛУКойл», «ЮКОС», «Сургутнефтегаз», «Роснефть», «Транснефть» и др. (причем нефтяная компания «Роснефть» получила в собственность федеральные пакеты акций более трех десятков предприятий нефтедобычи, нефтепереработки и нефтепродуктообеспечения). Таким образом, в нефтяной отрасли России фактически создана система иерархических холдинговых структур. Аналогичным образом на базе государственного газового концерна «Газпром» был учрежден холдинг РАО «Газпром». Последнему передано 100% акций 36 предприятий, объединений, организаций Единой системы газоснабжения и контрольные пакеты акций еще 21 дочернего АО. На основе той же схемы создавались холдинги РАО «ЕЭС России», «Связьинвест», РАО «Высокоскоростные магистрали», госконцерн «Норильский никель» преобразован в холдинг РАО «Норильский никель». Что касается РАО «ЕЭС России», то ему переданы пакеты акций около 500 АО, учрежденных на базе предприятий, объединений, организаций энергетического комплекса. Участники обрели статус дочерних АО. Компания владеет 100% голосующих акций девяти региональных энергосистем и двенадцати электростанций. В 42 региональных энергосистемах и 11 электростанциях РАО имеет контрольные пакеты акций. Холдинговые компании действуют в лесной, химической промышленности, в машиностроении, авиаиндустрии.

ФПГ демонстрируют стремление к консолидации капитала: совместное учреждение АО; часть активов группы передается в доверительное управление центральной компании; концентрация ресурсов с помощью кредитов; одни члены группы участвуют в капитале других. В составе официальных ФПГ представлены: 1) управленческий блок (центральная компания группы, консалтинговая фирма); 2) кредитно-финансовый блок (коммерческий банк, инвестиционная фирма, страховая компания, пенсионный фонд, лизинговая компания); 3) промышленно-конструкторский блок (промышленные компании, ОКБ и НИИ); 4) торгово-транспортный блок (торговый дом, транспортная компания).

В эффективно работающих ИКС наблюдаются позитивные сдвиги в области кооперативного управления, взаимодействия с партнерами в рамках совместной деятельности. Крупнейшие российские холдинги дают примеры как успешного приспособления к новым экономическим условиям («ЛУКойл», «Сургутнефтегаз») и экспансии на внешних рынках (РАО «Газпром»), так и усугубления кризисных ситуаций даже при широком экспорте производимой продукции (холдинг «Норильский никель»). Претензии к качеству управления на уровне дочерних предприятий – существенный фактор эволюции внутрихолдинговых отношений: включение представителей материнских компаний в состав управляющих дочерних обществ; введение внешнего управления в последних; перевод дочерних фирм на положение филиалов ради оптимизации налоговой нагрузки и т.п.

Важное направление формирования холдинговых структур – совместное учреждение новых компаний отечественными и зарубежными партнерами. Это облегчает доступ российских производителей к зарубежным кредитам и технологиям.

Весьма важный аспект деятельности ИКС – участие в выстраивании новых связей между топливно-энергетическим и оборонным комплексами. Эти связи придают экономически эффективный характер конверсии оборонного производства и помогают сохранению его технологического потенциала, благоприятствуют развитию «двойных технологий». Наиболее ярким примером здесь является деятельность РАО «Газпром».

Основные проблемы повышения эффективности работы ИКС:

Во-первых, неотлаженность акционерных отношений в рамках ИКС. Эффективное функционирование холдинговой структуры немыслимо вне рациональных внутрихолдинговых отношений и здесь существен вопрос о правах собственности. Требуется активизация формирования частных стратегических собственников. Власти многих регионов проявляют инициативу по укреплению кооперативных структур, выражают готовность выступать в качестве их стратегических собственников. Примером здесь является создание под контролем руководства Башкирии энергетического холдинга ОАО «Башкирская топливная компания», охватывающего предприятия нефтедобычи, нефтепереработки и энергетики. Во-вторых, ограниченность инвестиционных возможностей, даже в группах, сформированных вокруг ведущих российских банков. В-третьих, низкое качество корпоративного управления. Хронической болезнью остаются поспешность в подборе состава участников ИКС, отсутствие глубокой предварительной проработки внутрикорпоративной стратегии, корпоративных целевых задач и программ их реализации.

Основными направлениями по улучшению интеграционной стратегии российских холдингов, ФПК и других ИКС выступают следующие: во-первых, разработки интеграционной стратегии надо осуществлять в тесном единстве с подготовкой основных положений корпоративной инвестиционной программы; во-вторых, интеграционная стратегия должна учитывать уровень готовности руководителей объединяемых предприятий к перераспределению властных полномочий; в-третьих, в обеспечении управляемости развития ИКС существенны не только имущественный контроль за участниками со стороны управляющей компании, но и усиление экономических стимулов совместной деятельности; в-четвертых, в условиях дефицита стратегических частных собственников необходима резкая активизация действий государства как стратегического собственника в интегрированных структурах. Особенно актуально это в отношении ИКС, имеющих значение для национальной безопасности России.

Таким образом, становление действенного организационно-хозяйственного механизма предпринимательства в крупных корпорациях, развитие интегрированных корпоративных структур параллельно с формированием широкой сети эффективно регулируемого государством малого предпринимательства – важнейшие факторы вывода российской экономики из кризиса и ее реформирования на подлинно рыночных началах.

 

Тема 9. Государство в рыночной экономике

 

План лекции:

9.1. Экономические функции государства.

9.2. Правовое регулирование экономики.

9.3. Финансовое регулирование. Налоговая система. Госбюджет.

9.4. Государственное предпринимательство.

9.5. Социальная политика государства.

 

9.1. Экономические функции государства

 

Вопрос о роли государства в рыночной экономике в настоящее время является наиболее актуальной. Однако существует примитивизм оценок его функции и значимости, упрощенные толкования роли государства в регулировании экономики. Много споров о соотношении рыночного и государственного регулирования.

Исследования, проводимые в последние годы, показывают глобальное возрастание роли государства в организации экономической жизни общества. В докладе Всемирного банка о роли государства в экономике приведены следующие основные функции государства:

- утверждение основ законности;

- поддерживание сбалансированной политической обстановки, не подверженной искажениями, включая обеспечение макроэкономической стабильности;

- финансирование базовых социальных услуг и инфраструктуры;

- поддержание незащищенных групп населения;

- защита окружающей среды.

Это фундаментальные задачи, на которых должно быть сконцентрировано внимание государства.

Отмечая существование различных позиций по поводу экономической роли государства в современном развитии общества, можно признать доказанным и следующее:

1. Не может быть эффективной, базирующейся на современных научно-технических достижениях социально ориентированной рыночной экономики без регулирующей роли государства.

2. Формы, методы, механизмы государственного регулирования не остаются неизменными на протяжении веков. Но государство всегда сохраняет при этом определенные, четко выраженные функции, в числе которых: защита прав собственности, обеспечение свободы предпринимательства; антимонопольная политика; обеспечение законности и правопорядка в хозяйственной сфере, регулирование денежного обращения, обеспечение устойчивости национальной валюты; регулирование внешнеэкономической деятельности; обеспечение экономической безопасности страны.

3. Роль государства качественно меняется на этапах становления, формирования рыночной экономики и в условиях функционирования уже сложившейся, хорошо отлаженной, отрегулированной экономики.

На этапе становления реформ государство должно быть более активным, чтобы старые формы и методы не получили инерционное развитие, способствующее появлению новых сил противостояния реформам, монополизирующее процессы производства.

4. Можно считать доказанным мировым опытом – масштабы государственного регулирования, его конкретные механизмы и формы существенно различаются от страны к стране. Они отражают влияние исторических традиций страны, ее национальной культуры, масштабы территорий, специфику геополитического положения. Поэтому роль государства в странах Азии может быть иной, чем в Европе; в Скандинавии она отличается от континентальной Европы.

Таким образом, современная рыночная экономика является государственно регулируемой, государство становится гарантом стабильности, оптимальности и цивилизованности рыночной экономики.

Для достижения целей экономического регулирования государство располагает мощными рычагами воздействия на рыночную экономику.

 

9.2. Правовое регулирование экономики

 

Одной из главных функций государства является правовое регулирование экономики, которое состоит в разработке законов, обеспечивающих:

а) нормы функционирования рыночных структур, предпринимательства и коммерции;

б) защиту прав покупателей и интересов общества;

в) равноправие рыночных субъектов;

г) регулирование взаимоотношений между предпринимателями и наемными работниками;

д) борьбу с теневой экономикой.

Для стабильного функционирования рыночной экономики существенное значение имеет создание законодательной базы антимонопольной политики. В виде «антитрестовских законов» впервые в США осуществлено антимонопольное законодательство, которое получило широкое распространение в других рыночно развитых государствах. Высокий уровень монополизации производства и обращения в российской экономике предполагает проведение активной антимонопольной политики, без чего невозможен переход к цивилизованным рыночным отношениям.

Антимонопольная политика включает следующие административные и экономические меры:

- контроль над ценами предприятий – монополистов;

- дезинтеграция крупных управленческих, производственных и коммерческих структур;

- поддержка конкуренции, учитывая также импорт товаров иностранных производителей;

- антимонопольная экспертиза принимаемых законов.

В условиях рыночной экономики весьма актуальной является дефляционная политика государства.

Как правило, инфляция, т.е. рост цен, происходит в результате опережения объема платежеспособного спроса по сравнению с объемом предложения (при других стабильных процессах в экономике). Поэтому выбор конкретных мер проведения дефляционной политики у государства весьма ограничен. Государство регулирует доходы населения и стимулирует предпринимательскую активность путем принятия различных мер по оживлению инвестиционной деятельности или ограничению прироста доходов населения. Однако в условиях российской экономики второй путь абсолютно неприемлем ввиду низкого уровня доходов и низкого уровня жизни населения.

Существенное влияние на инфляционные процессы оказывают регулирование денежного обращения и бюджетная политика. Это главный рычаг государства, который позволяет регулировать совокупный спрос и совокупное предложение и обеспечивать равновесие между ними.

 

9.3. Финансовое регулирование. Налоговая система.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 438; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.