Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Их эффективного выбора




 

Рыночная экономика невозможна без предпринимательства и фигуры предпринимателя – свободного и деятельного человека, хозяина и знатока своего дела, умелого организатора и руководителя.

Ныне российское общество все более осознает, что предпринимательство является одним из важных факторов формирования и развития экономики с рыночным механизмом хозяйствования, в котором есть место и государственному регулированию. Без развитого предпринимательства России не выйти из глубокого экономического кризиса и не встать на путь устойчивого развития, не войти в мировую экономику в качестве равного субъекта международных отношений.

В советский период ни теоретики, ни практики не уделяли проблемам предпринимательства никакого внимания. Этот термин был едва ли не бранным словом. Предприниматели в условиях директивной экономики вызывали резко негативную реакцию, преследовались, карались, даже уничтожались.

Ныне, несмотря то, что Россия движется к рынку, в кругах экономической общественности, среди практиков закрепилось упрощенное толкование экономической сущности предпринимательства, отождествляющее последнее с любым бизнесом. При таком подходе и в разработке законов, и в регулировании предпринимательства едва ли могут быть выбраны правильные ориентиры. Отсюда при выявлении сущности предпринимательства, его организационных форм и принципов важно опираться на огромный мировой опыт исследования данного феномена применительно к условиям России.

В рыночной экономике предпринимательство выделяют в качестве особого фактора производства – в силу той особой роли и значимости, которую оно имеет для каждой отдельной фирмы и для рыночной экономики в целом. Не случайно рыночную экономику определяют кратко как «экономику свободного предпринимательства».

В Гражданском кодексе РФ (ст. 2, 2.3) предпринимательство характеризуется так: «Предпринимательской является самостоятельная осуществляемая на свой риск деятельность, направленная на систематическое получение прибыли от пользования имуществом, продажи товаров, выполнения работ или оказания услуг лицами, зарегистрированными в этом качестве в установленном законом порядке». Эта формулировка, на наш взгляд (Ю.П.), приравнивает предпринимательство к обычному бизнесу. Но предпринимательство – это особый вид бизнеса. Его целью является получение не прибыли вообще, а сверхприбыли, т.е. предпринимательского дохода. Этот доход – результат реализации особых способностей предпринимателя по исключительно рациональному соединению факторов производства, основанного на инновационном рисковом фундаменте.

Основу предпринимательства составляет та или иная форма собственности: частная, акционерная, кооперативная, государственная. Предпринимательство тесно связано с теми экономическими процессами, которые создают для него благоприятные условия: а) разгосударствление и приватизация предприятий; б) поощрение конкуренции и действия антимонопольного законодательства; в) законы, регулирующие налогообложение, валютную политику, инвестиции; г) поощрение со стороны государства малого и среднего предпринимательства, способного быстро реагировать на условия рынка.

Предпринимательство может успешно развиваться, если создана соответствующая его инфраструктура: кредитная система и коммерческие банки; эмиссионная система и эмиссионные банки; организационно оформленное посредничество на товарных, сырьевых, фондовых, валютных биржах; аукционы, ярмарки; система страхования коммерческого риска; рекламные агентства; торговые палаты; консалтинг и аудит; таможенная система и т.п. Все субъекты предпринимательской деятельности должны иметь равные возможности доступа к материальным, финансовым, трудовым, информационным, природным ресурсам.

Рассмотрение предпринимательства требует анализа организации и управления всем процессом создания предпринимательского дохода. Организационно-управленческая сторона предпринимательства включает в себя не только производство, но и фазы обмена и распределения. На практике эта составляющая реализуется через стратегическое, текущее, ситуационное планирование, через постоянно меняющиеся системы стимулирования труда и обновление технической основы производства, через маркетинг.

России предстоит заново создать предпринимательство как хозяйственную систему, как основу будущей свободной экономики. Смысл этой созидательной работы заключается в пробуждении, возрождении существовавших до 30-годов XX века форм предпринимательства, но с учетом мирового опыта. Задача двуедина: обеспечение необходимых организационно-экономических условий и возрождение особого слоя деловых людей, способных быть предпринимателями. Вторая задача – сложнее – потребует довольно длительного времени.

Ключевой фигурой предпринимательства (субъектом предпринимательской деятельности) выступает предприниматель. Понятие «предприниматель» не тождественно понятию «собственник». Предприниматель может быть, а может и не быть собственником используемых им ресурсов (арендатор земли), а собственник может получать доход от своей собственности, не занимаясь предпринимательством. Предприниматель – это субъективный (личностный) фактор воспроизводства, способный на инициативной и инновационной основе, не боясь полной экономической ответственности, идти на риск и особым образом соединять другие факторы производства, чтобы в перспективе появился дополнительный доход.

Сущность предпринимательской деятельности раскрывается через выполняемые ею функции: 1) предприниматель берет на себя инициативу соединения факторов производства в единый процесс создания товаров и услуг с целью получения дохода; 2) предприниматель – организатор производства, настраивающий и задающий тон деятельности фирмы, определяющий стратегию и тактику поведения фирмы и принимающий на себя бремя ответственности за успех их проведения; 3) предприниматель – это новатор, внедряющий на коммерческой основе продукты, новые технологии, новые формы организации дела; 4) предприниматель – это человек, не боящийся риска и сознательно идущий на него ради достижения своей цели. В рыночной экономике доход предпринимателю не гарантирован. Вознаграждение за затраченные им усилия и способности может оказаться не прибылью, а убытками и в конце концов – банкротством. Предприниматель рискует не только своим временем, трудом, деловой репутацией, но и вложенными средствами – своим собственным и своих компаньонов или акционеров.

Для успешного выполнения этих функций предприниматель должен обладать умениями (способностями): 1) принимать нестандартные новаторские решения в стандартных и особенно в неопределенных ситуациях; 2) генерировать новые производственные и коммерческие идеи, оценивать их перспективность с точки зрения получения дополнительного дохода; 3) оперативно оценивать инновации с позиции их конечной эффективности; 4) оценивать рыночную конъюнктуру с позиции получения дополнительной прибыли; 5) анализировать информацию и делать правильные с позиции рыночной конъюнктуры выводы.

В последнее время происходит расчленение предпринимательской функции. Вместо одной фигуры появляется несколько: финансист (поставщик капитала); «изобретатель» технической или маркетинговой идеи (поставщик нового знания); эксперт с юридическим или экономическим дипломом (поставщик оформления); менеджер, выстраивающий структуру внутренних и внешних связей нового предприятия (поставщик организационных схем). Функция предпринимателя расщепляется на специальные сферы деятельности, и все труднее становится обнаружить действительного лидера и инициатора инноваций. Порою он и вовсе не показывается на поверхности.

Успех предпринимательской деятельности зависит от того, насколько эффективен выбор его фирмы. В России это вопрос – один из главных для перехода к предпринимательскому типу хозяйствования. В этом выборе не стоит полагаться ни на здравый смысл, ни на принципы справедливости, ни на идеологические и политические установки, ни даже на интуицию профессионала. Тем более нельзя уступать давлению общественного мнения или желанию ретивого администратора быстрее отрапортовать по старой привычке о том, что к указанному сроку «создано» столько-то определенных законом, соответствующей инструкцией или по велению «свыше» предпринимательских структур. Не существует абстрактных «хороших» форм хозяйствования. Эффективным для данных места и времени должны быть призваны те формы предпринимательства, которые позволяют максимально результативно использовать наличный производственный аппарат, производственную и социальную инфраструктуру, трудовые, интеллектуальные и природные ресурсы, существующие экономические (рыночные и правовые) отношения. Но это лишь общий, абстрактный подход. Для того чтобы выбрать наиболее эффективную из форм, необходимо знать сущность и специфику каждой из них, иметь четкое представление о всем их многообразии. Последнее можно классифицировать по ряду признаков (критериев) в зависимости от поставленных целей. По критерию формы собственности выделяют личные, частные (включая частно-коллективные), государственные, муниципальные, смешанные предприятия. С точки зрения функций такие формы предпринимательской деятельности, как управление производством, финансирование, маркетинг, посредничество, консалтинг и др. Различают производственный, коммерческий, финансовый вид предпринимательства. По масштабам предпринимательство делят на малое, среднее и крупное (корпоративное). По ареалу (широте территориального охвата) на местное, региональное, общегосударственное и межгосударственное. По отраслевой направленности – на промышленное, аграрное, строительное, транспортное, торговое и т.п.

Особый вопрос - организационно-правовые параметры предпринимательства. До недавнего времени в перечень его организационно-правовых форм включали индивидуально-частные, кооперативные, арендные предприятия, акционерные общества и товарищества. Согласно Гражданскому кодексу РФ, ныне к числу таких фирм относятся: 1) хозяйственные товарищества (полные, коммандитные и с ограниченной ответственностью (и общества) АО открытого и закрытого типа); 2) производственные кооперативы; 3) государственные и муниципальные унитарные предприятия; 4) некоммерческие организации. Третье и четвертое формами предпринимательства не являются.

Хотя об элементах бизнеса и предпринимательской деятельности в ряде случаев можно говорить и применительно к ним.

Спецификой России является то, что в подавляющем большинстве случаев новые предприятия создаются в ходе приватизации государственной собственности. В этих случаях организационно-правовая форма новой структуры, к сожалению, устанавливается директивным методом по команде из центра. Если по отношению к малым предприятиям и допускается определенная свобода, то применительно к крупным она полностью отсутствует. Только один факт. Согласно «Основным направлениям государственной программы приватизации государственных и муниципальных предприятий в РФ после 1 июля 1994г.», утвержденным президентским указом № 1535 от 22 июля 1994г., государственные и муниципальные предприятия с балансовой стоимостью 20 млн. руб. и более подлежат преобразованию в акционерные общества открытого типа – безоговорочно и вне всякого экономического обоснования. Но можно ли эту форму абсолютизировать? Конечно, нет. Принимая во внимание опасность поглощения подобных предприятий «сомнительными» отечественным или иностранным капиталом, целесообразным становится создание акционерного общества закрытого типа.

Другой путь появления новых предпринимательских структур в России – создание их заново частными (юридическими и физическими) лицами. Оба эти процесса регулируются законодательными актами: Конституцией РФ, ГК РФ, законами о собственности, о предприятиях и предпринимательской деятельности, о приватизации государственных и муниципальных предприятий, президентскими указами. Но в любом случае на выбор формы предпринимательства влияют размеры капитала, мера готовности предпринимателя брать на себя ответственность за результаты своей деятельности. Большое влияние здесь оказывают и такие факторы, как размах предпринимательской деятельности, ее виды, отраслевая и функциональная направленность, общеэкономическая ситуация в России, в ее регионах, социальная, политическая обстановка. Все это должно быть учтено при составлении бизнес-плана – документа, без которого нельзя начинать дело. В нем необходимо проанализировать всю совокупность факторов, способных оказывать хоть какое-то влияние на предпринимательскую деятельность и ее эффективность. Только комплексный учет этой совокупности дает ответ на вопрос, какая из организационно-правовых форм может обеспечивать максимум выгоды. Предпринимательство может осуществляться как в индивидуальной, так и в коллективной форме. Если первая осуществляется физическими лицами, «своей волей и в своем интересе», которые «свободны в установлении своих прав и обязанностей на основании договора и в определении любых, не противоречащих законодательству условий договора» (ГК РФ ст.1, п.2), то вторая форма предпринимательства – предполагает границы и процедуры, очерченные более строго. В этом случае предпринимательская деятельность осуществляется уже на основе и в пределах тех задач и полномочий, которые отражены в учредительских документах и уставе предприятий.

 

8.2. Организационно-правовые формы




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 698; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.