КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Российская модель
В России, как в странах Центральной и Восточной Европы, осуществляющих экономические реформы, возникают весьма серьезные проблемы. Это прежде всего выбор между содействием росту нового частного сектора и реформированием старого государственного сектора. Но здесь следует иметь в виду, что с эволюционной точки зрения перестройка и приватизация государственных предприятий, на которую реформаторы возлагают большие надежды, является долгим и дорогостоящим процессом, поглощающим ресурсы, которые можно было бы с большей выгодой направлять на развитие нового частного сектора. Идея четкого акцента на развитие нового частного сектора, а не на перестройку и приватизацию государственных предприятий – идеальный вариант развития. На практике сложность сочетания этих процессов состоит в том, что новый частный сектор не может возникнуть и набрать силы из-за того, что государственные предприятия поглощают технологические, финансовые и трудовые ресурсы. Применительно к дореформенной России господствует положение, что государственное регулирование играло неизмеримо более существенную роль, чем рынок. Но такое положение нельзя доводить до абсурда, ибо в странах советского типа существовало множество рынков, легальных и нелегальных, открытых и скрытых. Следует отметить и то, что в России резко иную роль, чем в странах Запада, играла теневая экономика. На Западе она охватывает нарко-игорный бизнес, торговлю оружием. В России же в ее сферу втянуты едва ли не все виды деятельности, в их числе и тесно связанные с легальной экономикой: приписки, сделки с государственным имуществом с помощью взяток и толкачей. Но было бы явным преувеличением экономическую основу советской системы отождествлять с черным рынком. Но нельзя не признать, что последний был неизбежным дополнением планирования, причем таким, без которого экономика развиваться не могла. История и условия развития России уникальны. Это обстоятельство является решающим в подходе к поиску рыночной модели, которая соответствует ее реальностям. Россия имела плановое хозяйство и входила в экономический комплекс СССР. Именно эти моменты во многом предопределили проблемы и сложности перехода страны на рыночные принципы экономического развития. Во-первых, абсолютное господство госсобственности обусловило постановку вопроса о формировании многоукладной экономики. Во-вторых, в плановой системе преобладал монополизм основных производителей. В-третьих, разделение труда внутри России было составляющей разделения труда внутри СССР. Ориентация на переход к рынку только в рамках экономики России означала наряду с прочим формирование совершенной экономической структуры страны. В-четвертых, перед государством возникла уникальная по сложности проблема – как в условиях отказа от господства госсобственности обеспечить поддержку, содержание и адаптацию к требованиям рыночного развития образования, науки, культуры, социальной и других сфер общества, которые прежде всецело финансировались государством. Все эти обстоятельства свидетельствуют о том, что одномоментный переход от плана к рынку, от всеобщей государственной собственности к многоукладности исключен. Требуется переходный период, в течение которого должны быть созданы предпосылки рыночного развития. Речь идет о предпосылках. Отсюда ясно, что сам по себе рынок (тем более пока отсутствующий) здесь бессилен. Следовательно, государство, отпустив плановые вожжи, должно взять на себя всю полноту ответственности за переходный период, его содержание и длительность. Ибо рынок вовсе не означает безволия государства. А подход по принципу «не навреди», рассуждения о том, что саморегулируемый рынок и так, мол, все исправит – служит оправданием элементарной бездеятельности государства. Формирование рыночной инфраструктуры и конкурентного механизма – ключевой блок российской модели. С одной стороны, «правила игры» должны быть понятны и доступны любому российскому и иностранному партнеру. С другой стороны, экономическая роль государства не может не соответствовать российскому укладу жизни. Добиться оптимального результата рыночных преобразований можно будет лишь в том случае, если «невидимая рука» рынка сохранит простор для своей деятельности, а государство сумеет обеспечить этот простор и оптимально выполнить ограниченность этой – «невидимой руки»
6.2. Концепции создания рыночной экономики
Несмотря на наличие различных национальных рыночных моделей экономического развития, можно выделить две основные концепции создания рыночной экономики: либеральной экономики с использованием монетаризма и социально ориентированной рыночной экономики. Сравним принципиальные особенности этих путей создания:
Еще один признак социально ориентированной экономики – при ней большая доля национального дохода и государственного бюджета расходуется на бесплатное или льготное финансирование здравоохранения, образования, культуры, общественного транспорта, социального и пенсионного обеспечения граждан. Движение к социально ориентированному рыночному хозяйству со свойственной ему смешанной экономикой - общемировая тенденция. Она подходит и для России. Во-первых, люди, живя в условиях командной экономики, психологически привыкли к системе развернутой государственной социальной помощи. Во-вторых, в последние годы значительная часть предприятий потеряла возможность финансировать свою социальную сферу – детские сады, поликлиники, дома отдыха, клубы, спортивные и другие социальные объекты. Сегодня надежда только на государство, поскольку многие граждане, живущие ниже или у черты бедности, также не смогут самофинансировать все эти жизненно необходимые расходы. Эта бедность предприятий и населения не будет ликвидирована еще много лет. Тенденции создания социально ориентированной рыночной экономики мощно противодействуют специфические обстоятельства в России: 1) если на Западе движение к такому хозяйству шло и идет, отправляясь от господства частной собственности с преобладанием ее индивидуальной формы, то в России – от монополии госсобственности; 2) если на Западе это движение осуществляется в порядке эволюции развитой рыночной системы посредством включения в нее связанных прежде всего с деятельностью государства корректирующих элементов, то в России – путем «либерализации» тотально огосударственной экономики, в которой товарно-денежные отношения были подавлены. Отсюда уникальность и особая сложность преобразований, проводимых в России. Переход к социально ориентированной рыночной экономике требует сначала создания рынка и включение в действие созидательной триады «рынок – мотивация – конкуренция», которая и даст позитивную отдачу – устойчивый рост производства товаров, эффективности общественного производства, народного благосостояния. Следовательно, сначала надо создать рынок. Элементарно экономический смысл рынка состоит в том, что количества товаров должно быть больше, чем денег, которые люди готовы потратить на покупку товаров (потребительский спрос). В таких условиях перед производителями и торговлей остро встает проблема сбыта. Ведь у населения не хватает денег, чтобы раскупить все товары. Возникает конкурентная борьба между производителями за покупателей. В ней победу одерживают лишь продавцы товаров, которые лучше удовлетворяют запросы покупателей. Следовательно, рынок через механизмы мотивации и конкуренции заставляет производителей работать на потребителей. С превышением предложения над спросом начинается не только рынок, но и эффективная мотивация труда производителей товаров, нацеленная на удовлетворение интересов покупателей. Практика знает два метода создания потребительского рынка в странах, переходящих от командной к рыночной экономике. Первый метод постепенного, мягкого вхождения в рынок осуществлен в Китае. Второй – ускоренное создание рынка методом шоковой терапии (Чили, Польша, Россия). Задача и успех этих методов состоит в том, чтобы спрос (С) выше предложения (П) превратить в П>С, т.е. создать рынок как предложение выше, спроса, который включает в действие созидательную триаду «рынок - мотивация - конкуренция».Однако принципиальную разницу этих методов можно обнаружить, если сравнивать их П и С в натуре. Исходное состояние (С>П) одинаково для обоих методов. Одинаков и результат «стало» (П>С), однако достигнут он разными способами. При методе мягкого вхождения в рынок одновременно растут П и С, но рост П больше, чем рост С. При методе шоковой терапии, наоборот, П и С снижаются, а не растут, но С должен снизиться больше, чем П. В итоге уровень экономики и благосостояния в первом методе оказывается более высоким, а при втором методе более низким. Теперь сравним эти два метода более подробно.
Из таблицы видно, что метод шоковой терапии имеет только два плюса, но и они весьма относительны. Метод обеспечивает более быстрое, за год-два, создание рынка и рыночного механизма мотивации. Но это достигается высокой ценой снижения производства товаров и благосостояния. Восстановление такого провала экономики требует многих лет. Метод шоковой терапии рассчитан на отдачу за год-два. Но в России не получилось. Реформаторы хотели как лучше, а получилось как всегда. Основные просчеты данного метода. Теоретический просчет – использование политики монетаризма, непригодной для условий России. «Монетаризм – философские, идеологические и аналитические воззрения меньшинства американских экономистов, … политика стабилизации экономики, ставящая во главу угла роль денег». Монетарно-финансовая политика применима только для стран с уже функционирующей рыночной экономикой, где производство содержит потенциально здоровые механизмы рынка, мотивации, конкуренции, Оздоровить экономику здесь действительно можно через регулирование денежно-финансовых средств. Однако такая политика не годится для таких стран, как Россия, где еще только начат переход от командной к рыночной экономике. Методологический просчет – надежда на стихийное самосоздание рынка, которая себя не оправдала. Метод самосоздания рынка заключается в том, чтобы максимально быстро расширить рыночные отношения, включить силы спроса и предложения. Надо предоставить широкие возможности самому рынку «делать свое дело» (по Фридману), а уж «невидимая рука рынка» (по Смиту) направит интересы предпринимателей в созидательное русло. Цель такого метода – накинуть на предприятия сеть рыночных отношений, деваться некуда, волей-неволей «запоешь» по-рыночному. Эффективность метода самосоздания рынка можно оценить только его результатами – привел он к рынку с его созидательным механизмом мотивации – успех, усилил разрушительное действие рыночных отношений без рынка – провал.У нас, к сожалению, желаемое не стало действительным. Метод стихийного самосоздания рынка усилил разрушительность рыночных отношений, увеличил спад производства. Он хотя и продвинул экономику к рынку, но не смог наполнить его товарами отечественного производства. Свойственный советской экономике дефицит не был преодолен. Произошло резкое снижение жизненного уровня большей части населения, возросло недопотребление, т.е. обострилась проблема дефицита недопотребления. И ее невозможно решить вне производства путем денежных манипуляций. Практический просчет – неверное применение шоковой терапии как метода создания рынка. Но следует отметить, что шоковая терапия содержала ряд положительных моментов: 1) с 1992 г. действительно началось продвижение к рынку, после ряда лет топтания на месте; 2) применение метода шоковой терапии было единственно верным шагом. Если бы далее продолжалось действие разрушительных рыночных отношений без рынка, это неминуемо довело экономику до полного краха; 3) в стране удалось создать рынок для богатых; 4) шоковая терапия совсем немного «не дотянула» до создания в стране рынка потребительских товаров для всех. Шоковая терапия, остановившись на полпути к созданию рынка товаров первой необходимости, исчерпала свои возможности. Предстоит коренное переосмысление путей завершения создания рынка в стране. Дальнейшее движение к рынку в России не может происходить на базе либерально-монетаристской модели. Последняя давала положительные результаты в зрелых рыночных экономиках при нарушениях финансового равновесия, помогала повысить эффективность хозяйствования субъектов уже развитого рынка. Она оказывалась продуктивной для стран, не имеющих мощного собственного производства и зависящих преимущественно от внешних источников (здесь финансовая стабилизация – не только необходимое, но и вполне достаточное условие решения их экономических проблем). Но такая модель противопоказана странам со сложным хозяйством, громадным накопительным национальным богатством, массивным и инерционным производством, отягощенным высокой ресурсоемкостью и диспропорциями, с существенными отраслевыми различиями технико-технологического порядка; странам, где жизненный уровень населения в решающей мере зависит от прогресса реального сектора. Заслуживает внимания для России и проблема соотношения экономики и политики при переходе к рынку. Мировой опыт показывает, что переход к рынку более успешен, если политические и экономические преобразования разведены во времени. В тех же случаях, когда глубокое переустройство государственности в процессе утверждения во власти группировок новой идеологической ориентации совмещается во времени с радикальным изменением экономической системы, ход последнего начинает подчиняться логике политической борьбе и тем самым резко затрудняется. Это, к сожалению, и произошло в России. Политические критерии оказались решающими и при выборе российской властью радикальной либерально-монетаристской модели рыночного реформирования. Главное средство макроэкономического управления – жесткая монетарная политика, а приоритет текущей хозяйственной деятельности – финансовая стабилизация, трактуемая как исчерпывающее условие для спонтанно развивающейся инвестиционной активности и экономического роста. Политический след четко просматривается и в финансовом кризисе 1998 года. Государство через политику влияет на экономику, в условиях незащищенности последней, может отрицательно воздействовать на экономику – парализуя и разрушая ее. К сожалению, этот аспект отсутствует в анализе экономической практики в России. Тем самым затушевывается роль политики, следовательно, и ответственность ее творцов. Российская экономика была и остается в плену у политики и идеологии. Отсюда и беды, которые переживает страна. Проводимая экономическая политика в преобладающей мере служила средством перераспределения власти и собственности, орудием политической борьбы. Но ныне всякий размен экономических целей и критериев на политические выпады должен быть исключен. Развитие политических процессов необходимо подчинить интересам экономики - задачам ее выведения из кризиса. Освобождение стратегии и тактики экономического реформирования от гнета приоритета политики обусловлено: 1) другого выхода, коль мы собираемся преодолеть системный кризис и начать двигаться к постиндустриальной стадии развития, просто нет; 2) налицо определенные предпосылки утверждения первенства экономики над политикой в ходе реформационного процесса. Так, в течение этих лет обществом осознано, что именно экономический подъем, коренное преобразование материально-технической базы и технологии производства, включение на равноправных с другими странами началах в мирохозяйственные связи суть одновременно и общенациональные задачи, и условия сохранения единства российского государства, и основы поддержания его безопасности и международного авторитета. В обществе негативно оценивается не сама по себе идея рыночной трансформации, а ее антисоциальное извращение «реформаторством» либерально- монетаристского толка, отбросившее Россию по уровню ВВП на душу населения примерно на уровень Албании, Перу, Парагвая. С точки зрения интересов экономики самой актуальной была бы политика восстановления и упрочения доверия граждан к государству. Но главное в решении проблем в России при переходе к рынку – решение проблемы власти.
Тема 7. Основные направления рыночных реформ в России
План лекции: 7.1. Необходимость переходного периода в России для становления рыночных отношений и его задачи. 7.2. Экономическая либерализация. 7.3. Изменение структуры собственности: разгосударствление и приватизация. 7.4. Роль государства в осуществлении преобразований в России. 7.5. Вхождение России в мировую экономику.
7.1. Необходимость переходного периода в России
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 817; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |