КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Азиатская модель
Европейская модель В отличие от США в Европе развитие рынка происходило долго и мучительно. До 50-х годов ХХ в. единой европейской рыночной модели просто не существовало. Каждая европейская страна адаптировала рыночные принципы к своим условиям. И только после второй мировой войны, особенно с образованием «Общего рынка» и в соответствии с принципами «Европейского экономического сообщества» начала формироваться общая европейская рыночная модель. Одной из отличительных особенностей европейской модели становится создание единого рыночного пространства на территории, на которой сохраняются политически независимые государства. В отличие от США, где рыночная модель охватывает отдельные штаты, входящие в единое государство, для европейской модели характерно экономическое единение при политическом многообразии. И хотя основные направления «рыночной моды» диктует общеевропейская модель рынка, сохраняются особенности «национальных мундиров» отдельных стран, их «покрой и цвет» а французская система не копирует германскую, равно как итальянская английскую. Для европейской рыночной модели характерно то, что государство не снимает с себя ответственности за обеспечение социальной стабильности, как в отдельных странах, так и в ЕС в целом. Об этом говорят данные о доли государственных расходов в ВВП в 1993 г.: Франции – 54,2; ФРГ – 50,8; Англии – 54,8 %. По уровню социально-экономического развития азиатский континент представляет собой пеструю картину. Поэтому говорить о единой азиатской рыночной модели еще рано, хотя при этом можно с уверенностью утверждать, что своими корнями она вырастает из так называемого азиатского способа производства. Это означает, что в азиатских странах государство играет в хозяйственной жизни особую роль вследствие специфики климата, других природных факторов, а также национальных и культурных традиций. Порой немалое значение имеет и господствующая религия. Первой из азиатских стран в послевоенные годы на передовые позиции в мировой экономике вырвалась Япония. Хотя в японском рывке немаловажную роль сыграл американский фактор, все же главными оказались собственные усилия нации. Экономическая роль государства в экономике Японии определяется не размерами принадлежащей ему собственности (относительно невелика), а использованием своеобразного японского механизма «убеждения» предпринимателей следовать государственным интересам. Интересна оценка сути государственного регулирования в Японии, данная одним из западных экспертов: «Японское государство не занимается бизнесом, потому что бюрократия может регулировать рынок более эффективно, чем присутствуя на нем». Эту же мысль развивают и японские специалисты: в Японии «процесс принятия решений значительно облегчается высокой степенью «обустроенности» взаимодействия между бизнесом и бюрократией, существующей еще с довоенных времен». Японцы, для которых характерно сильное развитие личностных отношений в деловом мире, рассматривают тесные связи между регулирующими учреждениями и регулируемыми предприятиями как одну из важнейших особенностей своей экономической системы. «Нам необходимо одобрение чиновников для решения почти всех вопросов, которыми мы занимаемся»,- замечает один японский банкир. При активной поддержке государства японские фирмы смогли быстро «оседлать» передовые зарубежные «ноу-хау» и стать законодателями мировой моды по целому ряду высокотехнологических товаров. Японская рыночная модель отличается явно выраженной экспортной окраской: ориентация на внешний рынок вывела японские изделия на мировой уровень конкурентоспособности, а экспортная составляющая органически вписалась в азиатскую рыночную модель. Японский вариант рыночного развития в известном смысле повторили (хотя и в несколько иных политических условиях и со своей спецификой) Южная Корея, Сингапур, Тайвань, Малайзия, Индонезия и другие страны Азии. Все это создало объективную основу для формирования в этом регионе торгово-экономических союзов, как Азиатско-тихоокеанское экономическое сообщество (АТЭС), значение которого уже вышло за пределы региона и становится важнейшим фактором мирового развития (в состав АТЭС вошел Китай). Китайская модель рыночной экономики вполне вписывается в общие очертания азиатской модели, ибо в Китае экономическая деятельность государства относится к числу решающих факторов экономического роста и социальной стабильности (вслед за Китаем по этому же пути начал продвигаться Вьетнам). Восприятие рыночных принципов, стимулирование предпринимательской инициативы, сохранение политической стабильности и предсказуемости поведения руководства страны – все это позволило привлечь иностранные инвестиции и прочно закрепиться на мировом рынке. Китай вышел на второе место в мире по объему прямых зарубежных инвестиций. За 1978-2003 гг. (четверть века) они составили почти 450 млрд. долл., в последние время возросло до 50 млрд. долл. в год (в 2003 г. – даже 53,5). Приступая к трансформации централизованной плановой экономики в рыночную, патриарх китайских реформ Дэн Сяопин наметил стратегические рубежи в решении этой задачи. Первый - за 80-е годы удвоить ВВП страны, поднять его с 250 до 500 долл. на душу населения. Это было сделано досрочно. Второй рубеж предусматривал за 90-е годы вновь удвоить ВВП. По общему объему товаров и услуг эта цель была достигнута. Но поскольку население страны с начала реформ увеличилось на 300 млн. человек, показателя 1000 долл. на человека Китай достиг лишь в 2002 г. Нынешнему руководству Китая предстоит осуществить третье и четвертое удвоение ВВП (соответственно к 2010 и к 2020 г.). К 2020 г. ВВП должен будет составить не менее 4,5 трлн. долл, или по 3 тыс. долл. на человека при полутора миллиардом населении. В 2020 г. по паритету покупательной способности к среднему классу можно будет отнести 500 млн. китайцев. Внешнеторговый оборот страны достигнет одного триллиона долларов. На 150 тыс. предприятий с участием иностранного капитала занято 18 млн. китайских тружеников. Эти формы не только обеспечивают половину внешнеторгового оборота, но и существенно пополняют госбюджет. Только в 1998г. они выплатили налогов на 12 млрд. долл. Это позволяет государству накопить финансовые ресурсы, чтобы помочь убыточным госпредприятиям быстрее встать на ноги. Экспортная экспансия стала своеобразным локомотивом, который вытянул китайскую экономику на ведущие позиции в мире по объему ВВП. Теперь уже развитые индустриальные страны конкурируют друг с другом за право продвинуть национальный капитал на китайский рынок. Образование и развитие интеграционных объединений стран, подобных ЕС, АТЭС и других провоцирует формирование различных рыночных моделей уже на межнациональном уровне. Об этом говорит усиление конкуренции на мировом рынке и тенденция к определенной замкнутости интеграционных группировок стран. Если раньше мировой рынок «делился» между странами, то в конце ХХ в. уже идет его раздел между интеграционными союзами.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3388; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |