Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Часть 2. 2 страница




6.6. Социальная мобильность

В течение жизни человек часто переходит из одного статуса в другой. Этот процесс получил название социальной мобильности, под которой понимается совокупность социальных перемещений людей в обществе с изменением их статуса. Представьте себе, что в нашем общественном многоэтажном доме, или внутри пирамиды, встроенные лифты. Сел в кабинку такого лифта и поднялся на несколько этажей вверх, или же, напротив, опустился вниз. Подобные перемещения и отражают суть социальной мобильности. А в качестве подобных лифтов русский философ П. Сорокин рассматривал различные общественные организации — школа, армия, церковь. Перемещения могут осуществляться не только по вертикали. Это только один вид мобильности — вертикальная, которую, в свою очередь можно рассматривать как восходящую, если человек поднялся вверх, или нисходящую, если он опустился вниз общественной иерархии. Люди могут переходить из одной группы в другую и на одном уровне. Такой вид мобильности называется горизонтальной. Примером подобной мобильности может служить переход врача из одной поликлиники в другую, переезд в новый район города в связи с переменой квартиры и т. д.

Социальная мобильность может подразумевать изменение статуса детей по сравнению с их родителями; такая мобильность называется межпоколенной, или долговременной (в зависимости от того, поднимаются дети по социальной лестнице или опускаются, она может называться восходящей или нисходящей); помимо этого, один и тот же человек на протяжении своей жизни может несколько раз поменять свою социальную позицию; такая мобильность будет называться внутрипоколенной, или кратковременной.

Существуют и другие классификации мобильности: географическая (подразумевает не изменение статуса или ­группы, а перемещение из одного места в другое при сохранении прежнего статуса), индивидуальная (перемещение человека, происходящее независимо от других лиц, его карьерный рост), групповая (коллективные перемещения, появление новых классов после революций или войн), организованная (перемещение человека или групп людей под управлением государства — раскулачивание, этнические чистки, насильственное переселение), структурная (вызывается изменениями в организации производства и происходит помимо воли людей, например сокращение или закрытие предприятия).

Существует несколько способов, к которым может прибегнуть человек в процессе социальной мобильности:

1) Изменение образа жизни. Для усвоения нового статусного уровня необходимо: устройство квартиры, книги, машина и другие вещи, которые должны соответствовать новому статусу. Материальная культура — самый распространенный способ приобщения к более высокому статусному уровню.

2) Развитие типичного статусного поведения. Личность не будет принята в новый статус, пока не усвоит образцы поведения этого слоя настолько, чтобы без усилий следовать им. Образцы одежды, словесные обороты, проведение досуга, манера общаться — все должно стать привычным и единственно возможным типом поведения. Детей часто специально готовят к усвоению поведения, характерного для высокого социально-классового слоя, обучая их музыке, танцам и хорошим манерам.

3) Изменение социального окружения. Налаживание контактов с отдельными людьми и группами того статусного слоя, в который интегрируется человек.

4) Брак с представителем более высокого статусного слоя. Предоставляет возможность быстрого подъема. Такой брак может быть полезен только в том случае, если человек из более низкого статусного слоя подготовлен к быстрому усвоению образцов поведения и образа жизни нового для него социального окружения.

В разные времена и эпохи уровень мобильности в обществе был различным. Например, в средневековом обществе он был крайне невысок. Человек был словно втиснут в рамки своего сословия, общины. Классический пример ограничения социальной мобильности в России — крепостное право. Подавляющее большинство жителей российского государства, и крестьяне и посадские, были прикреплены «Соборным уложением» царя Алексея Михайловича к своему месту жительства. Более того, существовала еще и личная зависимость крестьян от помещиков. Во времена Петра Первого крестьянин не мог без паспорта отъехать более чем на 30 километров от своего дома. Прикрепляли петровские указы и священников к приходам, и монахов к монастырям. Для многих средневековых обществ были характерны подобные ограничения мобильности.

Но и в прошлые времена были примеры перемещения людей по социальной лестнице. Вспомним хотя бы историю патриарха Никона. Сын мордовского крестьянина Никита Минов сделал успешную карьеру в рамках церковной организации, возвысился до сана патриарха — главы Русской православной церкви. Или же А. Д. Меншиков — всесильный фаворит и сподвижник Петра Первого. Простолюдин, в молодости торгующий с лотка пирожками, достиг высших в государстве должностей, обрел гигантское состояние, измеряемое в пересчете на современные цены 500 мил­лионами долларов. Но подобные примеры все-таки исключение из правил.

Современное общество считается обществом с высоким уровнем социальной мобильности. И действительно, люди перемещаются не только из одного района своей страны в другой, но и спокойно пересекают границы, получают образование за рубежом. Рост социальной мобильности — неотъемлемая черта сегодняшней жизни молодых россиян. Если в прежние времена люди могли всю жизнь прожить в своем селе или маленьком городе, проработать на том же предприятии, что и их родители, то теперь такие ­явления — ­редкость. Введение в систему российского образования единого государственного экзамена существенно повысило уровень мобильности. Выпускник, закончивший школу в отдаленной от столицы местности, может прислать результаты своего экзамена в любой столичный вуз, быть зачисленным в студенты. Способствует перемещениям людей и служба в армии. Поэтому нужно заранее быть готовым к тому, что придется менять место работы, быть мобильным, легким на подъем.

Нельзя не сказать и о таком факторе развития социальной мобильности, как трудовая миграция. Люди переезжают из тех регионов, где трудности с поиском работы в регионы динамично развивающиеся, где существует традиционный спрос на рабочие руки.

6.7. Социальные нормы

Важную роль в обществе играют правила поведения, сложившиеся на протяжении его развития и упорядочивающие многообразные общественные отношения. В социологии под социальными нормами понимаются предписания, требования, рекомендации и ожидания, образцы поведения, которым должно соответствовать поведение людей. Нормы определяют должное, социально одобряемое, допустимое, а также то, от чего следует воздерживаться.

Нормы представляют своего рода идеал, и зачастую находятся в конфликте, противоречии с реальностью. Подлинные действия людей далеко не всегда соответствуют принятым нормам, и, напротив, норма далеко не всегда соответствует типичной картине поведения.

Значение норм в обществе весьма велико. Они объединяют, координируют деятельность людей, помогают освоить жизнь в обществе новому поколению, то есть способствуют социализации. Иногда нормы могут стать отличительным признаком определенных групп. Например, накачанные бицепсы, бритые головы отличают так называемых «скинхедов». Социальные нормы могут быть универсальными, а могут распространяться только среди определенного круга людей. Такие нормы можно назвать «групповыми привычками». К примеру, нормы могут существовать в рамках одной семьи, фирмы, дружеского круга.

Известны случаи, когда один из членов рода нарушает установленные в семье правила, допустим, женится на представительнице иного социального круга, сословия. В таком случае члены его семьи, клана могут объявить ему «бойкот», прекратить с ним всякие контакты и общение. Примеры действия подобных норм часто встречаются в произведениях английских писателей. Крайне важны традиции рода у народов Кавказа - нельзя обидеть гостя, отказать ему в крове, пище, воде.

Немало норм складывается в трудовых коллективах. Например, футбольная команда, которой не нравится вновь назначенный тренер, будет негативно относиться к тем игрокам, которые нарушают общее согласие и выполняют установки данного тренера на игру.

Нормы, утвердившиеся в больших социальных общностях, обществе в целом, принято называть общими правилами.

С точки зрения сферы и способов действия социальные нормы принято подразделять следующим образом:

Моральные нормы (называемые также этическими) — соответствующие представлениям людей о добре и зле, обеспечиваемые силой общественного мнения, авторитета.

Правовые нормы — выражающие волю государства, сформулированные и закрепленные в издаваемых государством нормативных актах, обеспечиваемые силой государственного принуждения. Нормы права носят общеобязательный характер.

Политические нормы — распространяющиеся на отношения личности и власти, власти и общества, отношения между государствами.

Религиозные запреты и предписания распространяются среди приверженцев определенных конфессий. Эти нормы содержат в себе элементы моральных и правовых норм.

Эстетические нормы — соответствующие представления, сложившиеся в обществе о прекрасном и безобразном.

Можно выделить в определенную группу также традиции, обычаи, ритуалы, нравы, привычки. Главное в обычаях и традициях — это превращение в норму тех образцов поведения, которые многократно повторяются в обществе, переходят из поколение в поколение.

Особую значимость имеют для общества правовые нормы. Поэтому следует остановиться на них более подробно. Еще с древних времен люди полагали, что в основе права лежит мера справедливости и добра, мера свободы человека в обществе и его же, человеческой, несвободы. Оно как бы определяет ту рамку, за пределы которой, с одной стороны, не может выходить в своих действиях человек, а с другой стороны, государство, общество ограничено этой же рамкой в своем воздействии на личность гражданина. Говоря о праве, мы выделяем два его признака. Во-первых, это набор общеобязательных правил поведения, установленных или же санкционируемых государством и им же обеспечиваемых. Во-вторых, право — это то, чем мы владеем от рождения. Права индивидуализируются, их носителями становятся люди — граждане. В этом смысле право — это то, что мы с вами можем делать, чем мы обладаем, пользуемся. Это установленная и гарантированная законом наша возможность вести себя определенным образом по отношению к обществу и государству. Осмысление сути и назначения права начинается вместе с зарождением человеческой цивилизации, становлением первых государств.

Юристы выделяют следующие черты права: во-первых, право представляет собой единственную систему правил поведения, обязательных для всех членов общества без исключения. Другие же правила распространяются на отдельные группы людей. К примеру, обычаям следуют люди, либо проживающие в той местности, где чтятся обычаи, либо принадлежащие к определенному сословию (казачество, духовенство, купечество), в среде которых приняты данные правила. Можно привести и иной пример — устав какой-либо общественной организации. Его положения будут распространяться только на членов этой организации. Если в Уставе Общества борьбы за трезвость записано, что его членам воспрещается употреблять спиртные напитки, это не означает, что данной установки будут придерживаться люди, не состоящие в членстве Общества. Религиозные заповеди, ритуалы, обряды также будут различаться у представителей разных конфессий (вероисповеданий). Существуют свои ритуалы у религиозно-философских объединений, политических партий. Все это не относится к сфере общеобязательного, к сфере действия права.

Во-вторых, право обеспечивается и защищается государством, в то время как все иные социальные нормы (мораль, обычаи, религия) могут лишь поддерживаться государством, или же, напротив, отвергаться им, если они вступают в противоречие с действием правовых установлений. Отличается и сама степень обеспеченности норм. Правила, установленные общественными организациями, могут быть гарантированы и обеспечены только силой мнения самих членов организации. Если же они нарушены, например, член политической партии не выплачивает положенные по уставу взносы или не выполняет решения вышестоящих органов, государство в данном случае не вмешивается в конфликт, остается нейтральным. То же самое относится и к невыполнению верующими предписанных религией ритуалов. Запреты, обряды, установления обеспечиваются только силой мнения данной религиозной общины, а также церковью.

В-третьих, право устанавливается или санкционируется государством. Все другие правила либо возникают ­стихийно, в процессе жизнедеятельности людей, существуя в виде убеждений, общественного мнения, морали, обычаев, традиций, либо вырабатываются и принимаются общественными организациями.

В-четвертых, нормы права обязательно выражены в четко определенной форме, закреплены в законах, судебных решениях, постановлениях административных органов. Нормам права присуща внутренняя логика, единство, непротиворечивость. Все остальные нормы могут существовать и в неформализованном виде, не быть закрепленными на бумаге.

6.8. Отклоняющееся поведение, его формы и проявления

Понятие социального контроля тесно связано с понятием отклоняющегося поведения. Отклоняющееся (девиантное) поведение — это отклонение от того образца, который предписывает норма. Девиантное поведение может по-разному восприниматься обществом. На основании этого социологи выделяют два типа отклоняющегося поведения — негативное и позитивное.

Негативное отклонение — это отклонение, которое предполагает низкий уровень умений и навыков или же такое поведение, которое связано с нарушением общепринятых норм, противоречие с социально одобряемыми образцами. Подобные девиации встречают со стороны общества неодобрение или применение более серьезных мер воздействия — санкций.

Позитивное отклонение — девиация в сторону максимально одобряемого поведения, поведения, которое не соответствует среднему, массовому уровню, значительно превосходит его. Не каждый человек способен стать выдающимся ученым, художником, совершить героический поступок. Позитивное отклонение, как правило, вызывает восхищение в обществе.

Но как позитивное, так и негативное отклоняющееся поведение имеет относительный характер, так как разнятся нормы обществ, социальных групп. К примеру, в Голландии нормальным считается употребление легких наркотиков. Их можно свободно приобрести в кафе. Также в Голландии узаконена проституция, она считается обычной профессией. В большинстве же стран и продажа легких наркотиков, и проституция законом запрещены.

Представления о соответствии норме и отклонениях меняются в процессе общественного развития. Прежде всего потому, что изменяются сами нормы, принимаются новые законы. К примеру, в Советском Союзе все операции с иностранной валютой были запрещены и жестоко карались законом. В современной России каждый гражданин может свободно приобрести любую валюту в обменном пункте и получить разрешение на ее вывоз за пределы страны. Влияет на изменение норм в обществе и мода, изменения в технике и технологиях, изменения в политической системе.

Среди видов девиантного поведения особо выделяется социологами деликвентное поведение — нарушение особо значимых для общества норм, которые закреплены законодательством. Деликвентное поведение часто влечет применение наиболее жестоких санкций, то есть уголовное наказание. К деликвентному поведению относят наркоманию, алкоголизм, преступность.

Чем различаются девиация и деликвентность? Прежде всего степенью и знаком (плюсом или минусом) отклонения от норм.

Каковы причины формирования девиантного или деликвентного поведения? Как правило, девиантное поведение связано с особенностями процесса социализации человека, его воспитанием, образованием. Дети нередко перенимают способ поведения родителей, близких, друзей. Если родитель преступник, то и у ребенка может развиться склонность к совершению преступлений.

Если ребенок не нашел в своей семье достаточного понимания, его поведение также может стать девиантным. В современной семье, даже очень обеспеченной, мало внимания уделяется детям. Родители кивают на школу, учителей, забывая о том, что главная их обязанность — воспитать своего ребенка полноценным членом общества, состоявшейся личностью, уверенной в себе и взаимодействующей с обществом.

В подростковом возрасте к девиации может привести протестное настроение, нежелание жить по нормам и правилам «предков», своего рода «молодежный бунт».

Причиной девиантного поведения может стать и конфликт норм. Например, в семье ребенок окружен вниманием, любовью близких, заботой. У него дома принято уважать старших, быть честным и порядочным. Но он может оказаться в группе, где сложились иные нормы и правила, где уважается право сильного или размер кошелька, а не личностные качества или порядочность. Ценности, привитые в семье, сталкиваются с теми, которые существуют в группе. Это может привести к серьезному внутриличностному конфликту, способствовать девиации.

6.9. Социальный контроль

Под социальным контролем понимается вся совокупность норм, которые определяют поведение человека в обществе, упорядочивают взаимоотношения между людьми. Выше мы уже говорили о том, что социальный контроль представляет собой особый социальный институт, который обеспечивает следование нормам.

Ряд исследователей подчеркивает, что социальный контроль включает в себя способы, при помощи которых общество приводит граждан к нормальному поведению.

Социальный контроль осуществляется в следующих формах:

1) принуждение;

2) влияние общественного мнения;

3) регламентация в социальных институтах;

4) групповое давление.

Насколько действенны приведенные формы? Как показывает практика, далеко не всегда принуждение, жесткие полицейские меры, применяемые к нарушителю, способствуют исправлению поведения. Гораздо более эффективным становится самостоятельный осознанный выбор человеком поведения, соответствующего нормам, и принятие на себя ответственности за него.

Социологи подчеркивают, что социальный контроль может быть эффективным лишь в том случае, когда он придерживается «золотой середины» между свободой выбора и ответственностью за него. Действенность социального контроля обеспечивается главным образом не благодаря принуждению, а благодаря наличию общих ценностей, утвердившихся среди людей, и стабильности общества.

Следует также выделить внутренний и внешний социальный контроль. Под внешним контролем в науке понимается совокупность социальных механизмов, которые регулируют деятельность людей. Внешний контроль может быть формальный и неформальный. Формальный основан на инструкциях, предписаниях, нормативных актах; неформальный контроль базируется на реакциях окружающих и не закреплен в официальной форме.

Излишне сильный, мелочный социальный контроль, как правило, приводит к негативным результатам. Человек может напрочь утратить инициативу и самостоятельность при принятии решений. Более того, если внешний контроль по каким-либо причинам ослабнет, человек вообще­ может ­утратить способность контролировать свое поведение. Поэтому, особенно в современном обществе, важно формировать у людей внутренний контроль или самоконтроль.

Внутренний социальный контроль осуществляется самим человеком и представляет собой самоконтроль, направленный на согласование своего поведения с принятыми нормами. Регуляция осуществляется при помощи чувства вины, стыда. Законом для человека становится его собственная совесть.

Признаки социального контроля:

1) упорядоченность, категоричность и формализованность: социальные нормы нередко применяются к человеку без учета его личных особенностей, иными словами, человек должен принять нормы только потому, что он является членом данного общества;

2) связь с санкциями — наказаниями за нарушение норм и поощрениями за их соблюдение;

3) коллективное осуществление социального контроля (система социального контроля просто невозможна без существования социальной группы и отдельной личности в качестве ее члена).

Социальные санкции

Социальные нормы содержат достаточно стимулов, чтобы им следовать. Однако помимо норм, для обеспечения следования одобряемому поведению в обществе вырабатываются социальные санкции. Под социальными санкциями понимаются средства утверждения социальных норм.

Санкции могут быть позитивными и негативными. Позитивные санкции представляют собой награду или поощрение за соответствие поведения общественно одобряемым стандартам. Они стимулируют следование нормам. Негативные санкции — это наказания, которые направлены на то, чтобы исключить негативные формы отклоняющегося поведения, или же уменьшить его вероятность.

Санкции также подразделяют на формальные и неформальные. Формальные исходят от государства или других официальных органов, а также от руководства фирм, организаций, учреждений. К примеру, правом назначать санкции обладают особо уполномоченные люди (руководители, судьи). Источником неформальных санкций являются люди, общество.

 

 

Виды санкций

Вид санкции   Примеры  
Позитивная формальная   Государственная награда, премия, вручение почетных знаков, грамот, присвоение титула  
Негативная формальная   Лишение свободы, штраф, увольнение с работы  
Позитивная неформальная   Похвала, комплименты, аплодисменты  
Негативная неформальная   Осуждение, критика, насмешка, жалоба  

Санкции бывают жесткими и мягкими, прямыми и косвенными. Примером жесткой санкции может служить уголовное наказание.

6.10. Семья и брак как социальные институты

История искусства домостроения у человека уходит в глубь тысячелетий. Остатки древнейшего известного жилища датируются почти двумя миллионами лет. Общественные отношения у людей, начавших жить в отдельных жилищах, не могли быть стадными, они выступали в форме семейно-родовых­ отношений. Ученые до сих пор спорят о том, какой была семья на заре человечества.

Долгое время считалось, что каждый народ прошел в своем развитии период матриархата — господства женщин, на смену которого пришел патриархат — господство мужчины. Сейчас эта версия подвергается сомнению. В любом случае, групповой брак был вытеснен индивидуальным, так как люди поняли важность семейного воспитания детей и необходимость установления законов о браке и семье.

Многие народы имели свои представления о семейных отношениях и обязанностях родственников по отношению друг к другу. В Ветхом Завете сказано о взаимоотношениях родителей и детей: «Почитай отца твоего и мать твою, чтобы продлились дни твои на земле... Кто ударит отца своего или мать свою, того должно предать смерти». Там же устанавливается, что на женщине не должно быть мужской одежды, а на мужчине — женской, что не надо искать любви у чужой жены. Новый Завет провозглашает необходимость повиновения жен своим мужьям и требование любви мужей к собственным женам. Коран позволяет брать себе в супруги двух, трех или четырех женщин и требует изменяющих жен и мужей побивать сотней ударов.

Особенно пристальное внимание семейной жизни и отношениям между полами уделяли в Индии. Древний трактат «Камасутра» требовал от будущей жены обладания красотой и воспитанностью, здравомыслия, хорошего тело­сложения, хороших зубов, ногтей, глаз, волос и ушей, отсутствия жалоб на здоровье. Также устанавливалось, что мужчина должен обладать теми же качествами, которые он ожидает от своей невесты.

Наконец, российский «Домострой» (трактат XVI века, в котором говорилось о правилах семейной жизни и воспитания детей) подчеркивает значение строгости в воспитании детей: «Воспитай дитя в запретах, и найдешь в нем покой и благословение; не улыбайся ему, играя: в малом послабишь — в большом пострадаешь, скорбя в будущем, будто занозы вгонишь в душу свою».

Каждый период человеческой истории накладывает свой отпечаток на семейно-брачные отношения. Изменяются нормы и роли членов семьи, законы, формы и методы воспитания детей, представления о значимости семьи в обществе. Одно остается неизменным — люди продолжают вступать в брак, растить детей, поддерживать отношения с родственниками, заботиться о родителях. Попробуем разобраться, почему же при всех изменениях и нововведениях нет и речи об отмене семьи как формы устройства и существования общества.

Семья — группа связанных отношениями брака или родства людей, которая обеспечивает воспитание детей и удовлетворяет другие потребности (в общении, в понимании, в любви, в половых отношениях и т. д.).

Различают две основные формы организации семьи — супружескую и родственную. В супружеской семье участниками отношений являются муж, жена и их дети. Они живут отдельно, имеют собственное хозяйство, достаточно самостоятельны материально. Отношения с другими родственниками могут быть более или менее тесными, но в любом случае не существует сильной зависимости от них.

При родственной организации семейной жизни родственники живут вместе со своими супругами и детьми. Такая традиция характерна для многих восточных народов, у которых особое отношение к родству и своим близким. В таких семьях главную роль обычно играют самые старшие, и даже взрослый мужчина должен беспрекословно подчиняться своей матери. В нашей стране, в результате острой жилищной проблемы, можно говорить о специфическом характере некоторых семей, где супруги вынуждены проживать с родителями и родственниками, ощущая себя при этом отдельной семьей.

По-разному подходят и к созданию семьи. Раньше у большинства народов не было принято спрашивать согласия­ ­на вступление в брак у будущих супругов, а иногда они впервые видели друг друга лишь на свадьбе. Обычно решающую роль играли родители, подбиравшие «достойную» кандидатуру, а дети не могли им перечить, потому что их положение в обществе и дальнейшая жизнь зависели от воли старших в семье. Иногда поиск будущих супругов возлагался на особых людей, которые собирали все сведения о возможных кандидатах и на свой страх формировали пары. В Индии же подчас решающую роль играла дата рождения — совместимость супругов определялась гороскопом. Еще сто лет назад богатство жениха практически предопределяло участь девушки, и не редкостью было видеть молоденьких жен у дряхлых стариков. Времена меняются, и теперь в большинстве стран законы запрещают принуждать к браку, хотя и сейчас мнение родственников у многих народов является очень важным и даже определяющим.

В древнем мире браки заключались в удивительно раннем для нас возрасте, но и средняя продолжительность жизни тогда была значительно короче. В Двуречье девочка, достигшая 10 лет, считалась пригодной для замужества, а мальчику для вступления в семейную жизнь должно было исполниться 13 лет. В Риме законом был определен минимальный брачный возраст: для девочек — 12 лет, для мальчиков — 14 лет. Император Август даже издал указ против безбрачия, по которому не вступившие к 20 годам в брак могли быть оштрафованы или даже изгнаны из страны. Сейчас государство уже не вмешивается так сильно в семейные отношения, но также понимает их важность и значимость.

Давайте определим основные задачи семьи в обществе, и, может быть, тогда будет понятнее, почему правители с древнейших времен до наших дней не забывают об этой, казалось бы, исключительно личной сфере жизни человека:

1. Брак регулирует отношения полов, препятствует беспорядочным сексуальным связям, уменьшает количество венерических заболеваний. В конечном же итоге верность супругов способна значительно ограничить распространение самой опасной болезни нашего века — СПИДа.

2. Рождение детей, которые должны быть физически и психически здоровыми. Важность этой роли семьи подтверждает и то, что при всем отрицательном отношении к разводу многие народы допускали его из-за психических расстройств одного из супругов. Будущее группы людей до сих пор определяется высоким уровнем рождаемости, и его падение является тревожным сигналом для общества.

3. Формирование и воспитание подрастающего поколения. Народная мудрость гласит, что настоящим родителем является не тот, кто сумел родить, а тот, кто сумел воспитать. Время от времени у людей появлялись идеи общественного воспитания детей, без участия семьи. Но все попытки воплотить их в жизнь оказались неудачными. Именно родители становятся главным образцом поведения детей. Но если они теряют свой авторитет, то подражать дети начинают уличным знакомым. Издавна считалось важным сохранить почитание старших в семье, что признавалось главным условием морально устойчивого подрастающего поколения.

4. Эмоциональная разрядка — каждый человек мечтает получить любовь, тепло, ласку, заботу, внимание, понимание, сочувствие и многое другое, что может дать только семья. Люди, которые были с детства этого лишены, часто становятся преступниками, больше подвержены психическим расстройствам, ранней смертности

5. Физическая, экономическая и психологическая защита членов семьи. В большинстве случаев вину или стыд за человека разделяют его близкие родственники. Они же вступаются за него при необходимости. Особенно важной бывает психологическая поддержка, полезные советы в трудных ситуациях.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 330; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.013 сек.