КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Часть 2. 1 страница
Теоретические материалы к ЕГЭ по обществознанию. О.В.Кишенкова. Содержание Раздел 6. Социальные отношения 6.1.Социальное взаимодействие и общественные отношения............................................. 4 6.2.Социальные группы, их классификация 5 6.3.Социальный статус............................. 10 6.4.Социальная роль................................... 11 6.5.Неравенство и социальная стратификация.............................................. 12 6.6.Социальная мобильность................... 14 6.7.Социальные нормы............................... 17 6.8.Отклоняющееся поведение, его формы и проявления. ……………………19 6.9.Социальный контроль........................ 21 6.10.Семья и брак как социальные институты....................................................... 23 6.11.Демографическая и семейная политика в Российской Федерации...................... ……28 6.12.Молодежь как социальная группа....... 31 6.13.Этнические общности........................... 35 6.14.Межнациональные отношения.......... 36 6.15.Социальный конфликт и пути его разрешения..................................... 39 6.16.Конституционные основы национальной политики в Российской Федерации......................... ……42
Раздел 7. Политика 7.1.Власть, ее происхождение и виды........ 49 7.2.Политическая система, ее структура и функции........................................................ 51 7.3.Признаки, функции, формы государства 56 7.4.Государственный аппарат..................... 64 7.5.Избирательные системы........................ 65 7.6.Политические партии и движения. Становление многопартийности в России 72 7.7.Политическая идеология.................... 76 7.8.Политический режим. Типы политических режимов. ………………79 7.9.Местное самоуправление....................... 85 7.10.Политическая культура........................ 87 7.11.Гражданское общество......................... 88 7.12.Правовое государство.......................... 92 7.13. Человек в политической жизни. Политическое участие……………………. 95
Раздел 8. Право 8.1.Право в системе социальных норм....... 99 8.2.Система права: основные отрасли, институты,нормы ……………………….…..102 8.3.Источники права................................... 104 8.4.Правовые акты..................................... 106 8.5.Правоотношения................................... 109 8.6.Правонарушения................................... 112 8.7.Конституция Российской Федерации.... 115 8.8.Публичное и частное право.................. 117 8.9.Юридическая ответственность и ее виды....................................................... 118 8.10. Основные понятия и нормы государственного, административного, гражданского, трудового и уголовного права в Российской Федерации ………. 121 8.11.Правовые основы брака и семьи....... 149 8.12.Международные документы по правам человека....................................... 157 8.13.Система международной судебной защиты прав человека............................ 159 8.14.Основы Конституционного строя Российской Федерации............................................. 161 8.15.Федерация, ее субъекты........................ 164 8.16.Законодательная, исполнительная и судебная власть в Российской Федерации...170 8.17.Институт президентства........................ 177 8.18.Правоохранительные органы.............. 181 8.19.Международная защита прав человека в условиях мирного и военного времени.................................... 195 8.20. Правовая культура........................... 199
Раздел 6 6.1. Социальное взаимодействие и общественные отношения Общество как систему отличает тесная взаимосвязь и взаимообусловленность всех его элементов и подсистем. Точно так же, как и в природе, все является частью единого комплекса. Затронув или уничтожив один из его компонентов, можно поставить под угрозу самое существование природного мира. Сложная система социальных связей и взаимодействий пронизывает все сферы общества сверху донизу. Принимая какое-либо политическое решение, мы сможем проследить его последствия во всех сферах. Приведем пример из нашего недавнего прошлого. Проведение приватизации и разгосударствления в экономике, введение рыночных отношений привели к слому старой однопартийной политической системы, изменению всей системы законодательства. Существенные изменения произошли также и в сфере духовной культуры. Рассмотрим более обстоятельно основные понятия и определения, связанные с характеристикой социальных связей и отношений. Основными типами социальных связей выступают функциональные и причинно-следственные. Причинно-следственные связи выделяются в том случае, когда одно из явлений вызывает к жизни другое, является его основой. Функциональные связи прослеживаются во взаимообусловленности целей и задач, осуществляемых обществом и его отдельными элементами. Например, задача производства жизненных благ неотделима от распределения результатов труда, воспроизводства и социализация человека, осуществления управления и т. д. И причинно-следственные и функциональные связи всегда реализуются в единстве. Первые можно представить в виде вертикали, так как одно явление предшествует другому во времени. Вторые формируются в один и тот же момент времени. Для осуществления своих целей и задач общество конструирует систему общественных отношений — коммуникаций и соответствующие структуры — социальные институты. Под общественными отношениями понимаются отношения, возникающие между группами людей и внутри них в процессе жизнедеятельности общества. В соответствии с разделением общества на подсистемы ученые выделяют экономические, социальные, политические и духовные сферы. К примеру, отношения в сфере распределения материальных благ являются экономическими, отношения в сфере управления обществом, принятии решений по согласованию общественных интересов можно назвать политическими. По своему характеру эти отношения могут быть солидарными (партнерскими), основанными на согласовании интересов сторон, или же конфликтными (конкурентными), когда интересы участников противоположны. Кроме того, отношения различаются и по уровню взаимодействия: межличностные, межгрупповые и межнациональные. Но ряд их элементов остается всегда неизменным. В структуре любого отношения можно выделить: • участников (субъекты); • значимый для них объект; • потребности (отношения субъект — объект); • интересы (отношения субъект — субъект); • ценности (отношения между идеалами взаимодействующих субъектов). Характер общественных связей и отношений меняется в процессе общественной эволюции, по мере изменения общества. 6.2. Социальные группы, их классификация Вся история жизни людей — это история их взаимоотношений и взаимодействия с другими людьми. В ходе этих взаимодействий формируются социальные общности и группы. Наиболее общим понятием является социальная общность —совокупность людей, объединенных общими условиями существования, регулярно и устойчиво взаимодействующих друг с другом. В современной социологии выделяется несколько типов общностей. Прежде всего, номинальные общности — совокупности людей, объединенных общими социальными признаками, которые устанавливает ученый-исследователь для решения поставленной им научной задачи. К примеру, могут быть объединены люди одного цвета волос, кожи, любящие спорт, коллекционирующие марки, проводящие отдых на море, причем, все эти люди могут никогда не вступать в контакт между собой. Массовые общности — это реально существующие совокупности людей, случайно объединенных общими условиями существования и не имеющих устойчивой цели взаимодействия. Типичными образцами массовых общностей являются болельщики спортивных команд, поклонники эстрадных звезд, участники массовых политических движений. Чертами массовых общностей можно считать случайность их возникновения, временность и неопределенность состава. Одним из видов массовой общности является толпа. Французский социолог Г. Тард определял толпу как множество лиц, собравшихся в одно и то же время в определенном месте и объединенных чувством, верой и действием. В структуре толпы выделяются, с одной стороны, лидеры, с другой — все остальные. По мнению социолога Г. Лебона, поведение толпы обусловлено определенной инфекцией, провоцирующей коллективные устремления. Люди, зараженные этой инфекцией, способны на непродуманные, подчас разрушительные действия. Как защититься от подобной инфекции? Прежде всего, иммунитет к ней имеют люди, обладающие высокой культурой, хорошо информированные о политических событиях. Помимо толпы, социологи оперируют такими понятиями, как аудитория и социальные круги. Под аудиторией понимается совокупность людей, объединенная взаимодействием с определенным индивидом или группой (например, люди, смотрящие спектакль в театре, студенты, слушающие лекцию преподавателя, журналисты, присутствующие на пресс-конференции государственного деятеля и прочее). Чем больше аудитория, тем слабее связь с объединяющим началом. Обратите внимание, во время трансляции заседания какой-либо большой группы людей телекамера может выхватить кого-то из аудитории, кто заснул, кого-то, кто занимается чтением газеты или рисует фигурки в своем блокноте. Такая же ситуация часто происходит и в студенческой аудитории. Поэтому важно помнить правило, сформулированное еще древними римлянами: «Не оратор является мерой слушателя, а слушатель — мерой оратора». Социальные круги — общности, созданные с целью обмена информацией между их членами. Эти общности не ставят каких-либо общих целей, не предпринимают совместных усилий. Их функция — обменяться информацией. Например, обсудить изменение курса доллара по отношению к другим валютам, выступление национальной сборной в отборочном цикле чемпионата мира по футболу, намечающиеся правительством реформы в области образования и прочее. Разновидностью таких социальных кругов является профессиональный круг, например, ученые, педагоги, артисты, художники. Наиболее компактным по составу является дружеский круг. Социальные круги могут выдвигать своих лидеров, формировать общественное мнение, являться основой для формирования социальных групп. Наиболее распространенным в социологии понятием является социальная группа. Под социальной группой понимается совокупность людей, объединенных на основе совместной деятельности, общих целей и имеющих сложившуюся систему норм, ценностей, жизненных ориентиров. В науке выделяется несколько признаков социальной группы: • устойчивость состава; • продолжительность существования; • определенность состава и границ; • общая система ценностей и норм; • осознание своей принадлежности к группе каждым индивидом; • добровольный характер объединения (для малых групп); • объединение индивидов внешними условиями существования (для больших социальных групп). В социологии выделяется ряд оснований для классификации групп. К примеру, по характеру связей группы могут быть формальными и неформальными. По уровню взаимодействия внутри группы выделяют группы первичные (семья, компания друзей, единомышленников, одноклассников), для которых характерен высокий уровень эмоциональных связей, и группы вторичные, у которых почти отсутствуют эмоциональные связи (трудовой коллектив, политическая партия). Приведем пример классификации социальных групп по разным основаниям в виде таблицы: Виды социальных групп
Подобный перечень можно продолжать и продолжать. Все зависит от основания классификации. К примеру, определенной социальной группой можно считать всех пользователей персональными компьютерами, абонентов мобильной связи, совокупность пассажиров метрополитена и так далее. Сплачивающим, группообразующим фактором является и гражданство — принадлежность человека государству, выраженная в совокупности их взаимных прав и обязанностей. Граждане одного государства подчиняются одним законам, имеют общие государственные символы. Принадлежность к тем или иным политическим партиям и организациям устанавливает идеологическую близость. Коммунисты, либералы, социал-демократы, националисты по-разному представляют себе будущее и правильное устройство общества. В этом отношении очень похожи на политические общности и религиозные объединения (конфессии), только они больше внимания уделяют не внешним изменениям, а внутреннему миру людей, их вере, добрым и злым поступкам, межличностным отношениям. Особые группы образуют люди с общими интересами. Спортивных болельщиков из разных городов и стран роднит страсть к любимому виду спорта; рыболовов, охотников и грибников — поиск добычи; коллекционеров — стремление приумножить свое собрание; любителей поэзии — переживания по поводу прочитанного; меломанов — впечатления от музыки и так далее. Всех их мы легко обнаружим в толпе прохожих — в одежде болельщиков (фэнов) присутствуют цвета их любимой команды, меломаны ходят с плейерами и полностью поглощены музыкой и т. д. Наконец, учащихся всего мира объединяет стремление к знаниям и получению образования. Мы перечислили достаточно большие общности, объединяющие тысячи и даже миллионы людей. Но есть еще и бесчисленное количество более мелких групп — люди в очереди, пассажиры одного купе в поезде, отдыхающие в санатории, посетители музея, соседи по подъезду, уличные товарищи, участники вечеринки. К сожалению, имеются и социально опасные группы — банды подростков, мафиозные организации, вымогатели-рэкетиры, наркоманы и токсикоманы, алкоголики, нищие, люди без определенного места жительства (бомжи), уличные хулиганы, азартные игроки. Все они или непосредственно относятся к преступному миру, или находятся под его пристальным вниманием. И границы перехода из одной группы в другую очень незаметны. Постоянный посетитель казино в миг может потерять все состояние, залезть в долги, стать нищим, продать квартиру или войти в преступную группировку. То же самое грозит наркоманам и алкоголикам, многие из которых сначала считают, что в любую минуту при желании бросят это увлечение. Попасть в перечисленные группы намного легче, чем затем выбраться из них, а последствия едины — тюрьма, смерть или неизлечимая болезнь. В нашей стране сейчас существуют практически все из перечисленных выше социальных групп. Самая большая проблема российского общества — огромная пропасть между небольшой группой сверхбогатых людей и основной массой населения, живущей на грани нищеты. Для развитых современных обществ характерно наличие так называемого среднего класса. Его составляют люди, которые обладают частной собственностью, средним уровнем доходов и определенной независимостью от государства. Такие люди свободны в выражении своих взглядов, на них трудно оказывать давление, они не допускают нарушения своих прав. Чем больше представителей этой группы, тем благополучнее общество в целом. Считается, что в стабильном обществе представители среднего класса должны составлять 85–90%. К сожалению, у нас эта группа только формируется, а обеспечить быстрый ее рост — одна из основных задач государственной политики.
6.3. Социальный статус В любом обществе вне зависимости от его исторических и географических рамок складывается иерархия, порядок расположения групп людей. Где-то этот порядок определяется рождением, где-то образованием, где-то богатством. Положение каждого конкретного человека в подобной иерархии можно назвать социальным статусом. Социальный статус — положение человека в обществе, занимаемое им в соответствии с возрастом, полом, происхождением, профессией, семейным положением, и связанный с этим определенный набор прав и обязанностей. Все статусы делятся на две большие группы — исходные (предписанные, прирожденные) и достигаемые. Среди первых обычно называют пол, расу и возраст. Иногда сюда же включают национальность и религиозную принадлежность (это характерно для традиционных обществ). Маленькие девочки играют с куклами и помогают маме по хозяйству, а мальчики больше находятся на улице, предпочитают подвижные игры и боятся прослыть «маменькиными сынками». С возрастом эти различия переходят на другой уровень. Достигаемый статус закрепляется только с учетом индивидуальных качеств человека, благодаря его выбору, таланту, активности, способностям, исполнительности или везению. Раньше огромную роль в обществе играли прирожденные (заданные) статусы. Жизнь человека во многом зависела от положения его родителей в обществе, а его собственные таланты, образование и умение не играли решающей роли. К примеру, представитель духовенства или дворянин в средневековой Франции относились к привилегированным сословиям, им и предоставлялись все основные права. И, напротив, третье сословие — абсолютное большинство жителей страны — было лишено гражданских прав. В современном обществе каждый может достигнуть высокого статуса, многое зависит от самой личности. В какой-то степени статусы и роли похожи друг на друга, но главная разница между ними в том, что статус предполагает оценку окружающих, а роль выполняется самим человеком. Выделяют ученые-обществоведы и другие виды статусов. Среди важнейших из них: главный (наиболее характерный для данного человека статус, по которому его выделяют окружающие или с которым они его отождествляют); социальный (положение человека как представителя большой социальной группы); личный (индивидуальный) (положение, которое человек занимает в малой группе, в зависимости от того, как он оценивается по своим индивидуальным качествам (лидер, аутсайдер и т. п.)).
6.4. Социальная роль Одним из наиболее значимых в современной социологии понятий является понятие социальная роль. В отечественной науке оно укоренилось не так давно, но в зарубежной, особенно американской, социологической мысли подобное понятие было введено более полувека тому назад. Наверное, у вас есть любимые актеры. За что их любят? Конечно, не только за внешность. Они заставляют нас переживать, верить в происходящее на экране или сцене. Древние греки говорили, что жизнь — театр, а человек в ней — актер. Давайте посмотрим на себя с точки зрения ролей, которые играются на сцене под названием «повседневная жизнь». Вы просыпаетесь рано утром, и родители кормят вас завтраком, дают поручения и советы, помогают выбрать одежду. Здесь вы выполняете роль сына или дочери. По дороге в роли товарища можно поболтать с другом из соседней школы. Затем вы превращаетесь в старшеклассника и изучаете определенные предметы, а на перемене становитесь просто учащимся школы, потому что здесь нет деления по классам. После пребывания в учебном заведении иногда приходится становиться покупателем или пассажиром, а на улице — футболистом, болельщиком, меломаном, прохожим и так до бесконечности. Каждый человек одновременно способен выполнять целый набор социальных ролей: он может быть членом семьи (сыном, внуком, отцом, дедом), работником крупного предприятия, членом политической партии, болельщиком футбольной команды, членом попечительского совета школы, в которой учатся его дети, другом и так далее. Ряд ролей типичен для молодых людей и мало характерен для взрослых. К примеру, ребята чаще становятся завсегдатаями дискотек, членами фан-клубов популярных артистов, клубов любителей компьютерных игр. Только взрослые могут быть военнослужащими срочной службы, избирателями, избранными на государственные должности. В тоже время есть ряд ролей, которые подростки и взрослые могут исполнять в равной мере. Приведем примеры: пользователь Интернета, футбольный болельщик, покупатель в магазине, посетитель библиотеки или музея. Как трактуется социальная роль в науке? Под социальной ролью понимается способ поведения, который соответствует принятым в данном обществе нормам, выражающимся в ожиданиях окружающих людей. Также роль может быть рассмотрена как совокупность требований, которые выдвигаются по отношению к человеку, занимающему определенную позицию. Каждая из этих ролей предполагает определенное поведение — то, что позволено делать в роли футболиста, не подходит для пассажира (играть в мяч даже в пустом автобусе неприлично), а поведение покупателя не может переноситься в школу. Например, в роли водителя автомобиля директор предприятия не может приказывать другим водителям, даже если среди них будут его подчиненные. У каждой роли существуют свои правила, требования, права, ожидаемое поведение. Есть они и у учащихся. Конечно, с течением времени одни и те же социальные роли меняются. Исторические и национальные особенности значительно влияют на социальную структуру общества, ведь роль, например, мужа сегодня и роль мужа в Древнем Китае совершенно различны, так же как и роли детей, стариков, военных, писателей и т. д. Важной проблемой считается соотнесение социальной роли и личностного «Я». Порой человек вынужден идти наперекор собственным устремлениям во имя следования тем общепринятым штампам и ожиданиям, которые предъявляются ему обществом. Положение человека осложняется еще и тем, что некоторые его роли могут вступать в конфликт. Так, преступник вполне может ощущать себя заботливым родителем, но рано или поздно придется делать выбор: раскрытие преступления влечет за собой наказание и отлучение от собственных детей, а это значит, что одна из ролей должна при конфликте вытеснить другую. Многочисленны социальные роли и современного российского подростка. Он одновременно выступает в роли члена семьи (внука или внучки, сына или дочери, брата или сестры), члена школьного коллектива, участника дружеской компании во дворе или на даче, члена фанатского объединения футбольного клуба, завсегдатая Интернет-кафе и т. д. Есть роли, которые могут выполнять только взрослые или только дети. Например, роль солдата-срочника может быть только у молодого человека, уже достигшего возраста 18-ти лет. Только с 15 лет подросток может оформиться на временную работу по договору, приобрести социальную роль труженика, работника. Только взрослый может быть водителем автомобиля. Роль же учащегося средней школы типична для ребенка, но крайне редко в средней школе (вечерней) учатся взрослые. И, напротив, есть роли, равно выполняемые и детьми и взрослыми. Футбольными болельщиками, посетителями интернет-кафе, концерта популярной рок-группы, поклонниками модного писателя могут быть люди разных полов и возрастов. 6.5. Неравенство и социальная стратификация Некоторые примеры, которые мы привели, являются отражением существующего в обществе неравенства. Социальное неравенство характеризует положение по отношению друг к другу различных людей и их объединений. Неравенство существовало в обществе на разных ступенях его развития, но для каждого периода были и определенные, присущие именно данной эпохе черты и признаки. Люди в обществе, как мы знаем из истории, не были равны по своему положению, всегда существовало разделение на богатых и бедных, уважаемых и презираемых, достигших успеха и неудачников. Сословная структура была более характерна для древнего и средневекового общества, которые принято называть традиционными. Сословие — это группа людей, обладающих определенными правами и обязанностями, передающимися по наследству. Некоторые из сословий имели привилегии — особые права, возвышающие этих людей и позволяющие им жить за счет других. Так, в Российской империи привилегированным сословием было дворянство. И, напротив, подавляющее большинство людей в стране были лишены даже элементарных человеческих прав. Крепостные крестьяне являлись собственностью помещиков, их можно было продавать и покупать, причем родителей даже отдельно от детей. С началом промышленной революции структура общества изменилась, вместо сословий появились классы. Классовое деление осуществляется, прежде всего, по месту людей в экономической системе, по отношению к собственности, по размеру получаемых ими доходов. Принадлежность к классу не передается по наследству, переход из одного класса в другой никак не регламентируется, многое зависит от самого человека. В XIX веке основными классами в ведущих странах мира стали буржуазия и пролетариат (наемные рабочие). Именно тогда появилась теория К. Маркса и Ф. Энгельса о классовом делении общества. Они полагали, что классы всегда противостоят друг другу, находятся в состоянии борьбы, и эта борьба между ними является движущей силой истории. Сначала противоборствующими классами были рабы и рабовладельцы, затем — феодалы и зависимые крестьяне и, наконец, — рабочие и буржуазия. Современное обществознание трактует понятие класса несколько иначе. Важным признаком классовой принадлежности считается определенный образ жизни, обусловленный профессией и уровнем дохода. В структуре общества сегодня принято выделять три основных класса: • высший, к которому относят банкиров, работодателей, владеющих производством и контролирующих его, топ-менеджеров, выполняющих ведущие управленческие функции; • средний — служащие и квалифицированные рабочие, коммерсанты с определенным уровнем дохода; • низший — работники без специального образования, обслуживающий персонал. В особую группу также включают людей, работающих на земле, — фермеров, крестьян. Конечно, подобное деление предельно условно, а реальное распределение людей по общественным группам значительно сложнее. В каждом обществе в разные исторические периоды были люди, которые не относились к утвердившимся группам и слоям. Они занимали как бы пограничное, промежуточное положение. Такое состояние в науке именуется маргинальным, а самих этих людей называют маргиналами. Маргиналы — люди, по разным причинам выпавшие из привычной социальной среды и неспособные примкнуть к новым группам. К примеру, с началом промышленного переворота в странах Европы и в России часть крестьян вынуждена была переселяться в города, искать там работу, приспосабливаться к новой жизни. Но не каждому крестьянину по душе городские условия, ритм городской жизни. Переселенцы чувствуют себя в этой новой среде чужими. Душой и умом они все еще остаются крестьянами, живущими в небольшой деревне, со своим укладом. Можно привести и другой пример. Некоторые представители русской интеллигенции, радикально настроенной и отрицательно относящейся к самодержавию, государственным и общественным порядкам Российской империи, отказывались от своей принадлежности к господствующим слоям в обществе и заявляли о переходе на позиции угнетенного народа. Они провозглашали себя выразителями интересов крестьян, рабочих. Положение таких людей тоже можно назвать маргинальным. В современной России тоже есть проблема маргиналов. Например, человек, прежде бывший инженером, учителем, преподавателем вуза, не вписавшийся в современные рыночные отношения, может стать безработным, перебиваться случайными заработками, заниматься челночным бизнесом. Этот человек становится маргиналом. Его неуверенность в себе, в своем будущем может обернуться деструктивными действиями, недовольством существующими порядками. Со временем маргиналы могут сформировать в новую устойчивую группу людей. В современном мире, где рамки социальных групп очень подвижны и люди могут переходить из одной в другую, возникновение маргинальных групп является важным источником изменения и развития общественной структуры. От маргиналов следует отличать люмпенов. Люмпены – это группа людей, опустившихся на социальное дно, лица без определенного места жительства. Люмпенизация обычно связана с периодами социальных потрясений, углубления кризисного состояния общественных структур. Общество как бы выбрасывает люмпенов из социальной жизни, из нормального круга человеческих отношений.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 339; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |