Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Текст 2




Текст 1.

Понятие о предложении.

Для выражения мысли используются слова. Связанные друг с другом по определенным грамматическим законам, специфическим для каждого из языков, слова образуют предложение, функции которого одинаковы и в русском и в казахском языках.

Так, в русском языке предложение определяется как грамматически оформленная по законам данного языка целостная единица речи, являющаяся главным средством формирования, выражения и сообщения мысли.

И в казахском языке предложение представляет собой целостную единицу речи, оформленную по законам грамматики языка и выражающую относительно законченную мысль, приказание и т.п.

Таким образом, и в казахском, и в русском языках предложение является основной единицей речи, при помощи которой люди сообщают друг другу свои мысли, выражают свои эмоции и побуждения.

Предложения в обоих сопоставляемых языках характеризуются предикативностью, т.е. отношением подлежащего и сказуемого на основе сочетания которых “реализуется в языке мыслительный акт абстрагирования и обобщения понятий”….

Итак, основные признаки предложения в сопоставляемых языках сходны, так как они оба относятся к языкам с номинативным строем предложения… (Н.Х, Демисинова Сопоставительная грамматика русского и казахского языка (Синтаксис)).

 

Наука - сфера человеческой деятельности, функцией которого является выработка и теоретическая систематизация объективных знаний о действительности; одна из форм общественного сознания. В ходе исторического развития наука превращается в производственную силу общества и важнейший социальный институт. Понятие ”наука” включает в себя как деятельность по получению нового знания, так и результат этой деятельности – сумму полученных к данному моменту знаний, образующих в совокупности научную картину мира. Термин “наука” употребляется также для обозначения отдельных отраслей научных знаний.

Непосредственные цели науки – описание, объяснение, предсказание процессов и явлений действительности, составляющих предмет ее изучения на основе открываемых ей законов, т.е. в широком смысле – теоретическое отражение действительности.

Оформление науки в качестве социального института произошло в XVII- начале XVIII вв., когда в Европе были образованы первые научные общества и академии и началось издание научных журналов. До этого сохранение, воспроизводство науки как самодеятельного образования осуществлялось преимущественно неформальным образом – путем традиций, передаваемых с помощью книг, преподавания, переписки и личного общения ученых.

До конца XIX в. наука оставалась «малой», занимая в своей сфере относительно небольшое число людей. На рубеже XIX и XX вв. возникает новый способ организации науки - крупные научные лаборатории с мощной технической базой, что приближает научную деятельность к формам современного труда. Тем самым происходит превращение «малой» науки в «большую». (Из Большой советской энциклопедии).

 

Задание 2.

Ознакомьтесь с образцом аннотации и обратите внимание на выделенные языковые средства. Охарактеризуйте их.

 

Ивакина Н.Н.

Профессиональная речь юриста: Учебное пособие. – М.: Издательство БЕК, 1997-348с.

Главная цель пособия – содействовать повышению культуры письменной и устной речи юристов в различных деловых и общественных ситуациях процесса общения. Пособие содержит материал о языке закона и функции языка права, о точности словоупотребления в письменной и устной речи, о композиции процессуальных актов, об избирательных средствах в устной публичной речи, об оформлении научных работ. В нем анализируются ошибки, типичные для профессиональной речи юристов, предлагаются варианты их исправления.

Учебное пособие адресовано студентам юридических институтов, факультетов, а так же юристам - практическим работникам.

 

· Назовите основные виды аннотации.

· Выпишите в отделе справочного каталога библиотеки две, три аннотации к учебникам по вашей специальности и выделите в них языковые и речевые стандарты- клише.

· Составьте самостоятельно аннотацию по следующему плану:

1.Название и тема (статьи, книги).

2.Проблематика (статьи, книги).

3.Композиция (статьи, книги).

4.Включение иллюстративного материала.

5.Цель (статьи, книги).

6.Адресат (статьи, книги).

 

Задание 3.

Подберите материал (статью, раздел учебника, главу монографии), связанные с вопросами и проблемами вашей будущей специальности, и напишите реферат используя сведущие реферативные клише:.

· называется; носит название; озаглавлено; посвящена; излагается; дается;

· состоит; выделяются; излагаются; обобщаются;

· остановимся на нескольких точках зрения;

· автор рассказывает, описывает, анализирует, доказывает;

· это доказывает, подтверждает что;

· высказано мнение, отражено, доказано; есть сведения;

· важно отметить что; необходимо подчеркнуть, что …;

· мы разделяем мнение; представляется важным, хотелось бы возразить; позволим себе не согласится;

· автор подробно, хорошо, убедительно, малоубедительно, неполно, невероятно, делает выводы;

· адресовано, рассчитано, интересно.

 

Задание 4.

Составьте рецензию по следующей схеме:

1. Выявление актуальности тематики рецензируемого материала.

2. Оценка содержит рецензируемой работы. Указание других работ по данной теме; выявление того, что является новым в рассматриваемом материале определении особенностей в подходе теме;

3. Выделение основных положений рецензируемого материала, определение аргументированности авторских выводов, заключение;

4. Определение достоинств языка, стиля автора, его умение логических правильно, убедительно излагать материал;

5. Выявление недостатков, по вашему мнению, в работе, указаний путей их преодоления;

6. Общая оценка рецензируемого материала, выражение поражений, предложений.

Итоговое задание.

Прочитайте таблицы “Стили речи” и “Формы речи”. Проанализируйте их. Постройте сообщение об особенностях функциональных стилей русского языка, включив в него информацию из данных таблиц.

 


Стили речи Сфера применения Стилевые черты Языковые средства
      лексические грамматические
Разговорн ый (общени е) Быт, семейные, дружеские отношения Непринужденность, эмоциональность, отсутствие строгой логичности, оценочный характер Разговорно-просторечная лексика и фразеология с конкретным и эмоциональным значением Простые предложения (восклицательные, вопросительные),неполные предложения, обращения, междометия, модальные частицы
  Научный (сообщение) Наука и техника, учебный процесс Точность, логичность, доказательность, отвлеченность, сухость речи Терминологическая лексика и фразеология. Лексика с отвлеченным значением. Отсутствие эмоциональной лексики Сложные предложения с союзной связью, с причастными оборотами; односоставные предложения безличные и неопределенно- личные; настоящее время глаголов; вводные слова; производные предлоги
Официаль но-деловой (сообщение) Администр ация и правовая сфера Официальность, строгая точность, сухость речи Официальные слова и выражения; речевые штампы,отглагольные (отвлеченные)существительные; отсутствие эмоциональной лексики Повествовательные предложения с однородными членами, с причастными и деепричастными оборотами; производные предлоги, составные союзы
Публицис тический (воздействие) Обществен ная жизнь (газеты, радио, телевидение) Убежденность, страстность, оценочный характер Общественно- Политическая лексика, высокая лексика, эмоциональная лексика и фразеология Обращения, восклицательные предложения, риторические вопросы; анафоры; употребление глаголов настоящего времени в различных значениях
Художес Твенный (эстетическое воздействие) Сфера искусства Образность, конкретность, эмоциональность, оценочный характер речи Слова с конкретным значением; слова, употребленные в переносном значении; эмоционально-оценочная лексика Использование синтаксических конструкций самых разнообразных видов. Использование глаголов одного времени в значении другого

Формы речи

Стили Цель общения Устная форма речи Письменная форма речи
       
1. Научный Сообщение научной информации, доказательство истинности какого- либо положения Лекция, доклад, реферативное сообщение, выступление, дискуссия, диалог. Учебники, учебные пособия, справочники, монография, диссертация, научная статья, тезисы доклад, конспект, реферат, дипломная (курсовая) работа.
2. Официально- деловой Передача информации в сфере управления обществом: указания, предписания адресату. Переговоры, речь в суде, пресс- конференция, собрание, деловое сообщение. Закон, договор, приказ, постановление, устав, акт, отчет, протокол, доверенность, заявление, автобиография, служебное письмо.
3.Публицис тический Передача информации об общественной жизни, формирование определенного отношения к актуальным событиям. Речь на собрании, на диспутах, выступление на радио, телевидении. Газетные и журнальные статьи, очерк, репортаж, фельетон, брошюры.
4. Разговорный Обмен информацией, мыслями с близкими людьми. Общение, диалог, беседа, тосты. Пьеса, киносценарий, прямая речь в тексте художественного произведения, записки, письма.
5. Художес твенный Воздействие на читателей (слушателей) путем художественного изображения жизни. Чтение стихов, отрывков текста, реплика (в пьесе), анекдот. Поэзия и проза: стихотворения, баллады, поэмы, басни; романы, повести, рассказы.
         

 

 


Раздел 4




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 886; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.