КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Братчина
Жертва Закон жертвы. Динамику живого вещества характеризует показатель давления жизни: соотношение между потенциалом размножения и средой пре- пятствующей, реализации потенции размножения в геометрической прогрес- сии. Согласно правилу максимального давления жизни организмы размножа- ются с интенсивностью, обеспечивающей максимально возможное их число. Если генетические возможности вида близки к исчерпанию, он сначала делает- ся малочисленным, а затем вымирает. Жертва есть избыток жизни. Радостное излияние жизни разделяется дру- гими. Каждая ступень на лестнице развития достигается благодаря жертве: из- ливающаяся жизнь рождается в высшей форме, а прежняя ее форма погибает. Жизнь человека поддерживается низшими жизнями, землей и растениями; че- ловек питался ими и принял на себя долг, который обязан уплатить. Живя за счет принесенных в жертву чужих жизней, он должен пожертвовать – в свою очередь – чем-либо своим для поддержания других жизней; он должен питать других так же, как питался сам. Поскольку закон жертвы есть основной закон жизни, то каждая мысль, каждое слово, каждый поступок в ежедневной жизни должен быть жертвой. Нужно принимать радостно все, что предлагается, и ничего не считать своим; и так же радостно отказываться от всего, что отнимается. Всеобщая экономия – это экономия расточительства с ее главной пробле- мой избытка. Изначальным источником нашей энергии (нашего богатства) слу- жит Солнце. Его энергия, изливаемая на живое вещество, чрезмерна, избыточ- на. Решение этой проблемы – сверхпотребление, роскошь и излишества. Вся избыточная энергия, неспособная воплотиться в рост организма или группы, если не будет растрачена, приведет к ожирению или взрыву, к застою или к ги- бели. Когда система не способна превратить избыток в рост, прибыль теряется, но если она не способна также и растратить избыток, наступает катастрофа, крах системы. Жертва – это альтернативная стоимость (издержки) присвоения блага. Со- зидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фе- тишу. Трудящийся работает для того, чтобы жить. Он не считает труд частью своей жизни: трудиться значит для него жертвовать жизнью. Жизнь начинается тогда, когда работа прекращается. Самопожертвование. «Дао дэ цзин» говорит: «Тот, кто пренебрегает своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь». Своевременный уход в потусто- ронний мир предков представлялся гораздо более важным, чем прозябание сре- ди живых. Аскет, выполняя роль и жреца и жертвы, умирает еще при жизни, а значит воскресает раньше смерти. Поэтому старики, вдовы, больные торопи- лись в мир мертвых: им помогали родственники и друзья. Инфантицид, герон- тоцид, геноцид, массовые самоубийства устраняли излишек населения. Формой ускоренной амортизации мужской молодежи предбрачного воз- раста были праздничные драки. Этот феномен был описан Т.Б Щепанской. Усилия органов охраны правопорядка разогнать дерущихся обычно ни к чему не приводили. «Последнюю радость у нас отнимаете», — протестовали кулачники. За радость, за праздник приходилось платить. По окончании боя многие из гостей разъезжались по домам с поломанными ребрами, оглушенны- ми на одно или оба уха от разрыва барабанных перепонок, подбитыми и выби- тыми глазами. В Печорском р-не Псковской обл. в драках использовали холщо- вый мешочек с песком; раскрутив его, целились противнику в глаз, причем своеобразный шик требовал, чтобы выбитый глаз повис на мешочке. Чем боль- ше искалеченных (и особенно убитых) людей в кулачном бою, тем большую славу имело село и тем больше любителей привлекало оно на свои бои. Получившие увечье, а тем более отсидевшие, сохраняли физическую си- лу, но утрачивали брачную привлекательность (в первую очередь с точки зре- ния матерей потенциальных невест, которые внимательно наблюдали за гу- ляющей молодежью). Эти люди могли вступить в брак в последнюю очередь – только в случае значительного превышения числа невест над числом женихов, да и то за них шли невесты в чем-то ущербные. Бытовало убеждение, что если парнем был «задира», «атаман», то и жена- тый будет драться. Боялись, что будет бить жену или вмешается в какую- нибудь драку и будет убит, изувечен – семья лишится кормильца. Поэтому го- ворили, что еще в парнях можно характер вызнать: мужика надо по характеру выбирать. Поведение парня во время праздничных драк было испытанием на драчливость и управляемость: с одной стороны – на способность защитить се- мью, с другой – на способность сдерживать агрессию, и, прежде всего, по сиг- налам, исходящим из женского сообщества. Наименее управляемые, получая репутацию “дурных”, проигрывали в девичьих глазах. Результатом праздничных драк была элиминация части потенциальных женихов: из числа живущих (гибель), из сообщества (заключение) и, во всяком случае, с брачного рынка. Оставшиеся девушки, как правило, выходили замуж в дальние деревни. В начале ХХ в. (демографический взрыв!) отмечают ужесточение драк: появление перчаток с утяжелителями, кастетов, дубин, использование ножей и огнестрельного оружия. В настоящее время в деревнях (но не в относительно перенаселенных рабочих поселках) драки редки. Увечий избегают. Объясняется это снижением численности молодежных когорт: “некому драться-то”, “моло- дежи нет”. Современные виды жертв включают такие формы непрямого самоубийст- ва как экстремальный спорт и досуг, транспортные катастрофы, алкоголизм, преступность, особо опасные виды труда, смертность от неблагоприятной эко- логической обстановки, рост психических заболеваний. История открытий и изобретений преисполнена пафоса жертв первооткрывателей — первых летчи- ков, подводников, автомобилистов, рабочих, попавших в жернова несовершен- ной техники Огненная жертва считается жертвой жертв, высшей и наиболее эффек- тивной формой жертвоприношения. На возжигаемый огонь переносится функ- ция универсального средства обращения, а обычная жертва выступает как сред- ство получения огня: “На Огонь обменивается все, и Огонь – на все, как на зо- лото – товары и на товары – золото” (Гераклит). Или в другом переводе: “Все вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары суть размен золота, и на золото меняются все вещи”. Вечный живой огонь, в мировых по- жарах мерами возгорающийся и мерами потухающий является абсолютной жертвой, аналогом которой могут служить только мировые деньги. Огонь, разведенный на домашнем очаге, почитался божеством, охраняю- щим обилие дома, спокойствие и счастье рода. Огонь – это собственность и да- же жизнь рода. У бурят чужой не имеет права брать огонь из очага, и если на- ходящийся в юрте гость раззожет там свою трубку, он обязан ее вытряхнуть пе- ред уходом. От огня, возжигаемого на очаге, обожание переносилось на очаг. Очаг домашний был самое священное место; от него религиозный характер перешел на все жилище, в стенах которого возжигался на очаге обожествленный огонь. Изба – истопка (истба) – происходит от глагола топить (из-топить). Название изба первоначально означало только ту теплую часть жилища, в которой был поставлен очаг. Изба в языческие времена была первым храмом, а очаг — бо- жеством. Оттого слова хоромы (дом, жилище) и храм (освященное место бого- служения) — филологически тождественны. Олицетворением очага является дедушка-домовой, охраняющий счастье дома и живущей в нем семьи, блюститель ее интересов и защитник ее благосос- тояния. Как настоящий хозяин домовой присматривает за всем в доме, сочувст- вует и семейной радости и семейному горю. Первыми служителями божества огня были те, которые обращались с очагом, т. е. топили печь и приготовляли пищу. Свободно приближаться к обо- жествленному огню могли только старшие в роде. Хозяин, как служитель очага, носил имя огнищанина; от хозяйки, по народной поговорке, должно пахнуть дымом. “Огнищанин”, означающее главу рода, происходит от слова огнище (огниско), которое во многих славянских языках употребляется в смысле горна, очага, а в лужицком и польском в смысле дома, жилища. Огнищанин – владе- тель дома (очага). Первые жертвоприношения, молитвы, очищения, гадания, суды соверша- лись пред очагом. Наиболее торжественным жертвоприношением чтили очаг при повороте солнца на лето, когда зажигали в домашней печи с особенными обрядами бадняк, а в разведенный огонь бросали хлебные зерна и лили масло, испрашивая обилия в доме и плодородия в жатвах и стадах. Затем вся семья са- дилась за стол, и вечер оканчивался пиром. После ужина разбивали о землю опорожненные горшки, чтобы прогнать из дому всякий недостаток. Освящен- ная участием в обряде, посуда изымается из обиходного употребления. Так ро- дилась примета, по которой разбить на пиру что-нибудь из посуды предвещает счастье. Больший или меньший почет к различным частям избы обусловливался большею или меньшею связью с очагом. При закладке избы в переднем углу совершалось жертвоприношение: в нем зарывали голову петуха (красного) или черепки от того горшка, в котором переносились в новый дом горячие уголья с старого очага. Такой передний угол называется большим и красным, то есть главным, светлым, и пользуется особенным уважением. Место на лавке в пе- реднем большом углу называется также большим и княжеским, сюда сажают самых именитых гостей, старших родственников, молодого князя и молодую княгиню после венца; в этом углу стоит всегда стол, за которым совершается трапеза; когда семья садится обедать или ужинать, то большое место занимает старший в семье: дед, отец или старший брат. Богатство. Первоначальное значение слова “бог” – наделяющий благом, богатством. В славянской мифологии Бог есть название и божества, и доли, счастья, которое оно может дать человеку; противопоставляется небогу, обездо- ленному. Богатство – изобилие земных благ, связываемое с представлением о доле, судьбе, удаче, благосклонности бога, предков и других сил. Бог объекти- вируется в богатстве: элементарные формы богатства связаны с богами- элементами. Все богатство народов выступает как огромное скопление богов. По мощности пантеона можно судить о размерах богатства общества. Первоначально экономический обмен заключен в рамках рода и соверша- ется между предками и потомками, живыми и мертвыми. Дети питаются роди- телями: полностью (у ос) или частично (у млекопитающих). А родители “пита- ются” детьми: “зажившийся” старик “заедает чужой век”, расходует долю, предназначенную для рода. Зафиксированы обряды пожизненных поминок по “зажившимся” старикам, т. е. социального убийства с целью ограничения “ве- ка”. В обмен на смерть дети кормят умерших родителей (в родительские дни и недели). Кормление мертвых сохраняет их существование в загробном мире и является необходимым условием возрождения предков в нарождающихся по- колениях. Забвение несло душам предков вторую смерть, а их гнев был чреват для общины голодом. Живые поддерживают жизнь мертвых, а мертвые дают жизнь живым. По видимости линейная смена поколений оказывается кругооборотом одного и то- го же “штатного состава” рода, проходящего через различные уровни и формы жизни. Приостановки и перерывы в процессе обмена воспринимаются как кри- зисы воспроизводства (голод и т. п.). Поэтому еда – как акт и как предмет – есть жратва и жертва. Трапеза – со- вместная еда мертвых и живых. Бог – податель пищи и распорядитель трапезы. Продуктом акта еды является обращение к новой жизни. Предков подкармли- вали, а они помогали потомкам. При еде присутствуют не только добрые боги. Поэтому излишества в еде и питье во время праздничной еды предписываются, но во время будничной еды осуждаются. Обжорство объясняли тем, что в еде принимают участие “не- чистики”: “Ест как не в свое брюхо”. Кто сядет есть, не умывши рук и не помо- лившись, то этот человек съедает в три раза более чем ему полагается, потому что это будет есть не он, а с ним сидящие домовые, лесовые и прочие. Выраже- ние “есть за двоих” понималось как “ест за себя и за беса”. Задания и упражнения: 1) Какую роль в истории экономики играл религиозный институт жертво- приношений? 2) Вспомните, как вы пожертвовали кем или чем-нибудь и ради какого альтернативного блага. 3) «Взвейтесь кострами белые ночи…»: в чем заключается значение раз- ведения костров для экономического воспитания? 4) Укажите хозяйственные функции богов древних греков и славян. 5) Поберите факты, доказывающие жертвенное происхождение денег. Организация братчины. Братчина – устраиваемый в складчину общин- ный праздничный пир Организуется братчина следующим образом. Назначается день братчины и выбирается староста-пирник; собираются взносы на покупку продуктов; от- кармливается заготовленное животное; варится пиво, курится вино, т. е. гото- вится канун. Община, гости торговые, купцы, богатыри, поселяне, горожане выбирают место проведения братчины. Местом для братчины мог служить спе- циальный дом (длинные дома на святилищах), дом старосты братчины, поле, курган и другие места. На братчину необходимо получить приглашение, в том числе и скоморохам, музыкантам, песенникам. Гости рассаживаются на брат- чине по строгому порядку, за разными столами: «передними», «средними», «окольными», по заслугам перед общиной или по возрасту. Скоморохи в были- нах сидели за печкой, и только по мастерству их игры решали, пересаживать ли их на более почетное место. Игра на музыкальных инструментах была жертвой богам. Игрой на гус- лях Садко успокаивает море. При возвращении из похода Садко приносит раз- бушевавшемуся морю бочонок золота, затем серебра и жемчуга, а напоследок самого себя. Почему морской царь требует жертву? Перед отъездом Садко про- сит купцов новгородских устроить складчину своих товаров для продажи в другие страны. Царь морской требует долю с вырученной от складчины прибы- ли, так как жертвы ему с нее не принесли. А царь морской содействовал приоб- ретению прибыли тем, что обеспечил спокойное море. Между богами и людьми – партнерские отношения: «Ты мне – я тебе». Обнаруживается смысл складчи- ны: доля берется со всего коллектива сразу. На братчине обязательно должен был кто-либо чествоваться. Все братчи- ны называются «почестными», так как устраиваются в честь богов, князя, рода, новорожденного, урожая, нового поселения. Пир длился от нескольких часов до месяца. Кости съеденных животных, восковые (или глиняные) хлеба (хлеб являлся наиболее сакральным видом пи- щи, связывался с культом солнца и как символ изобилия использовался для ри- туального кормления предков) и другие приношения хоронились, топились в воде, сжигались. Жертвы преподносились богам и четырем стихиям мирозда- ния, возносились молитвы или заговоры. На братчине разрешались вопросы о войне и мире; о выборе невесты и ее сватовстве; о споре богатырей и различных закладах; о делах торговых. Братчина выступала в роли общественного суда, но не уголовного. Братчина есть неотъемлемый элемент ряда праздников. Братчины клас- сифицируют как: 1) календарные (сезонные), связанные с цикличностью при- родной среды и, соответственно, хозяйственных занятий; 2) жизненного цикла, связанные с развитием человека от рождения и до смерти; 3) окказиональные, совершавшиеся не регулярно, а только по мере возникновения чрезвычайных обстоятельств (пожар, засуха, эпидемия, строительство дома, рытье колодца и другие); 4) профессиональные – обряды мельников, кузнецов, пастухов, пчело- водов. Виды братчины. Братчина – это обряд, который сопровождал большин- ство жертвоприношений и сам, по сути, являлся таковым. Зимой на Коляду, когда возрождалось солнце и рождались боги, братчина совершалась в честь всех богов, и в первую очередь солнца. Обряд колядова- ния, который относится к зимнему солнцестоянию, напоминает братчину: группа колядников ходит по дворам, они поют песни и танцуют, наряжаются в козу, медведя, желают хозяевам всяческих благ, а в мешок собирают пожертво- вания. Так, А. Н. Афанасьев отмечал: «По всему вероятию, и сбор припасов имел некогда религиозное значение: жертвенные приношения и праздничное пиршество могли совершаться не только в каждой отдельной семье – перед ее отцовским очагом, но и сверх того – перед очагом князя, от имени всего под- властного ему племени, и в этом последнем случае должны были устроиться на общий счет, в складчину». Весной на Масленицу и другие праздники встречи весны чествовалась богиня Жива и бог Ярило, а также все четыре стихии мироздания. Сваренное в складчину пиво вместе распивалось. В «Семик» (седьмой четверг после Пасхи) совершался обычай погребения и поминовения убитых на убогих домах, или скудельницах, которые располага- лись в рощах. Обряд напоминал тризну. Затем поселяне собирались на Семик в леса и рощи, пели песни, завивали ветки, срубали молодую березу и наряжали ее в женское платье или обвешивали разноцветными лентами и лоскутьями. Потом следовал общий пир, сготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из мирского сбора муки, молока, крашенных яиц и других припасов. Летом наиболее чествуемым был Перун, повелевавший грозами и ливня- ми (и соответственно) урожаем. Осенью при братчине благодарили всех богов и делились с ними долей урожая. Земледельческая братчина стремилась утвердить непрерывность вегета- тивного цикла и совершалась в разное время и по разным поводам. Земледель- ческая братчина приносится пивом, кутьей (кашей), хлебом. Пиво варится в складчину, или каждый варит отдельно, а затем приносит на собрание, где все сливается в общий котел. Для скотоводческой братчины в распоряжение общины поступало много животных, из которых выбиралось несколько для общей трапезы; домохозяева выделяют отдельные части животных: бараньи лопатки, свиные головы; произ- водился сбор продуктов или денег, и в складчину покупается жертвенное жи- вотное; обетное (обещанное богам) животное откармливается за счет общины. В Перунов день (2 августа), когда начиналася жатва, ритуально закалывали бычка, собирались общиной и готовили его в общем котле, затем съедали, а кости хоронили. Бычка начинали откармливать с Петрова дня 12 июля. Годичный земледельческий цикл завершал «куриный» праздник – трое- цыплятница. Курица, выведшая три семьи цыплят, приносилась в «годичную» жертву. Смысл праздника – уход тепла, завершение трех теплых времен года – весны, лета, осени, поэтому он называется «троецыплятницей». Куры были свя- заны с такими женскими богинями, как Жива – весна, Леля – лето, Морена – осень (зима). Праздник связывался с завершением жизненного цикла женщины, и его справляли только старушки-вдовы. Накануне сбора хозяйка варит канун, т. е. сусло без хмеля или пиво; во время обеда не употребляют ни вилок, ни ножей, чтобы не повредить кости об- рядовой курицы; кур-троецыплятниц едят молча; после трапезы перья и внут- ренности складывают в котомку или корчагу, которую потом опускают в воду, а если нет поблизости реки или ручья, то закапывают в землю. Вторая трапеза. Трапеза сродна с жертвой, потому что пир одновремен- но и жертва. Каждое моление и жертва, справление того или иного праздника – сопряжено с пиршеством. Братчина-складчина устраивалась Роду и для всего рода. Отдельно от обычной трапезы ставили вторую трапезу Роду и рожаницам (Лада, Макошь, Марена). Приношениями на этой трапезе были кирпичный хлеб, кутья, сыр, вино или мед. Культ рожаниц связан с женской средой и продолжением рода. Цель жертвоприношений Роду и рожаницам – добиться их благосклонности к ново- рожденным, взять под свой покров и наделить счастьем. Поэтому, прежде все- го, вторая трапеза справлялась в день рождения ребенка. В дом новорожденно- го несли припасы, из которых потом ставилась она, в начале для показа, а затем съедалась при общем веселье. Праздник, посвященный Роду и рожаницам, трансформировался в день ангела (именины). Вторая трапеза ставилась и на свадьбах. Братчиной сопровождались похороны. На тризну-братчину Ольга при- глашала древлян, совершая жертвоприношение. После постройки дома устраивался пир, куда приглашенные приходили с приношениями и подарками. Чествовался домовой как принадлежавший к культу дома – родового очага – его хранитель. Жертвы огню совершались в течение всего года. В семье жертвенником являлся домашний очаг. Огонь выступал как посредник между богом и людьми. Объятая пламенем жертва превращалась в дым и пар и возносилась к небу, где жили боги. Человек обращается к богам как к старшим по роду, как к родствен- никам, и для этого преподносит им жертвы. Братчина опосредовала отношения между богами и людьми. Жертва была залогом будущего единства. Братство по пище. Родство по крови постепенно уступает место «родст- ву по пище». На братчине по кругу пускалась «рядобная» чаша – братина _______круг- лая по форме. Выпивались три рядобные чаши, остальные можно было не пить. Если чаша кого-либо обходила, это считалось оскорблением, так как именно этой чашей древний славянин чествовал богов на пиру и чувствовал себя пол- ноправным членом общего собрания или общины. При братчине люди, участ- вующие в общей трапезе и сидящие за одним столом, объединены общими уза- ми. Родство по пище равно родству по крови. Изначально в братчине участво- вал один род, который подчеркивал свою кровную связь единым питьем и пи- щей. Не приглашенный на братчину считался изгоем, так как он в чем-то пошел против рода и, следовательно, богов. Братчина, как родовой пир, возникла на небе. Именно боги объединены родственными узами и объединяет их Род – верховный бог. Каждый из богов наделен определенными функциями, и потому имеет свое место на пиру. На пиру боги разрешали вопросы, которые были связаны со всем живым на земле. Понятие «братчина» связано с братьями, т.е. родственниками. Нарушившие за- кон богов изгонялись и не имели права присутствовать на братчине. Обряд включал только честных – пир носил имя почестного. Поэтому при кражах от- ветственность возлагали на незваных гостей. Задания и упражнения: 1) Какие трапезы в настоящее время организуются вскладчину? 2) В чем заключается сходство между братчиной и пикником? 3) Укажите своих родственников по пище. 4) Опросив старших товарищей, составьте годовой график пирушек в трудовом коллективе? 5) Дайте комплексную экономическую оценку конкретной коллективной трапезе.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 720; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |