Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Братчина




Жертва

Закон жертвы. Динамику живого вещества характеризует показатель

давления жизни: соотношение между потенциалом размножения и средой пре-

пятствующей, реализации потенции размножения в геометрической прогрес-

сии. Согласно правилу максимального давления жизни организмы размножа-

ются с интенсивностью, обеспечивающей максимально возможное их число.

Если генетические возможности вида близки к исчерпанию, он сначала делает-

ся малочисленным, а затем вымирает.

Жертва есть избыток жизни. Радостное излияние жизни разделяется дру-

гими. Каждая ступень на лестнице развития достигается благодаря жертве: из-

ливающаяся жизнь рождается в высшей форме, а прежняя ее форма погибает.

Жизнь человека поддерживается низшими жизнями, землей и растениями; че-

ловек питался ими и принял на себя долг, который обязан уплатить. Живя за

счет принесенных в жертву чужих жизней, он должен пожертвовать – в свою

очередь – чем-либо своим для поддержания других жизней; он должен питать

других так же, как питался сам.

Поскольку закон жертвы есть основной закон жизни, то каждая мысль,

каждое слово, каждый поступок в ежедневной жизни должен быть жертвой.

Нужно принимать радостно все, что предлагается, и ничего не считать своим; и

так же радостно отказываться от всего, что отнимается.

Всеобщая экономия – это экономия расточительства с ее главной пробле-

мой избытка. Изначальным источником нашей энергии (нашего богатства) слу-

жит Солнце. Его энергия, изливаемая на живое вещество, чрезмерна, избыточ-

на. Решение этой проблемы – сверхпотребление, роскошь и излишества. Вся

избыточная энергия, неспособная воплотиться в рост организма или группы,

если не будет растрачена, приведет к ожирению или взрыву, к застою или к ги-

бели. Когда система не способна превратить избыток в рост, прибыль теряется,

но если она не способна также и растратить избыток, наступает катастрофа,

крах системы.

Жертва – это альтернативная стоимость (издержки) присвоения блага. Со-

зидатель сокровищ приносит потребности своей плоти в жертву золотому фе-

тишу. Трудящийся работает для того, чтобы жить. Он не считает труд частью

своей жизни: трудиться значит для него жертвовать жизнью. Жизнь начинается

тогда, когда работа прекращается.

Самопожертвование. «Дао дэ цзин» говорит: «Тот, кто пренебрегает

своей жизнью, тем самым ценит свою жизнь». Своевременный уход в потусто-

ронний мир предков представлялся гораздо более важным, чем прозябание сре-

ди живых. Аскет, выполняя роль и жреца и жертвы, умирает еще при жизни, а

значит воскресает раньше смерти. Поэтому старики, вдовы, больные торопи-

лись в мир мертвых: им помогали родственники и друзья. Инфантицид, герон-

тоцид, геноцид, массовые самоубийства устраняли излишек населения.

Формой ускоренной амортизации мужской молодежи предбрачного воз-

раста были праздничные драки. Этот феномен был описан Т.Б Щепанской.

Усилия органов охраны правопорядка разогнать дерущихся обычно ни к

чему не приводили. «Последнюю радость у нас отнимаете», — протестовали

кулачники. За радость, за праздник приходилось платить. По окончании боя

многие из гостей разъезжались по домам с поломанными ребрами, оглушенны-

ми на одно или оба уха от разрыва барабанных перепонок, подбитыми и выби-

тыми глазами. В Печорском р-не Псковской обл. в драках использовали холщо-

вый мешочек с песком; раскрутив его, целились противнику в глаз, причем

своеобразный шик требовал, чтобы выбитый глаз повис на мешочке. Чем боль-

ше искалеченных (и особенно убитых) людей в кулачном бою, тем большую

славу имело село и тем больше любителей привлекало оно на свои бои.

Получившие увечье, а тем более отсидевшие, сохраняли физическую си-

лу, но утрачивали брачную привлекательность (в первую очередь с точки зре-

ния матерей потенциальных невест, которые внимательно наблюдали за гу-

ляющей молодежью). Эти люди могли вступить в брак в последнюю очередь –

только в случае значительного превышения числа невест над числом женихов,

да и то за них шли невесты в чем-то ущербные.

Бытовало убеждение, что если парнем был «задира», «атаман», то и жена-

тый будет драться. Боялись, что будет бить жену или вмешается в какую-

нибудь драку и будет убит, изувечен – семья лишится кормильца. Поэтому го-

ворили, что еще в парнях можно характер вызнать: мужика надо по характеру

выбирать. Поведение парня во время праздничных драк было испытанием на

драчливость и управляемость: с одной стороны – на способность защитить се-

мью, с другой – на способность сдерживать агрессию, и, прежде всего, по сиг-

налам, исходящим из женского сообщества. Наименее управляемые, получая

репутацию “дурных”, проигрывали в девичьих глазах.

Результатом праздничных драк была элиминация части потенциальных

женихов: из числа живущих (гибель), из сообщества (заключение) и, во всяком

случае, с брачного рынка. Оставшиеся девушки, как правило, выходили замуж в

дальние деревни.

В начале ХХ в. (демографический взрыв!) отмечают ужесточение драк:

появление перчаток с утяжелителями, кастетов, дубин, использование ножей и

огнестрельного оружия. В настоящее время в деревнях (но не в относительно

перенаселенных рабочих поселках) драки редки. Увечий избегают. Объясняется

это снижением численности молодежных когорт: “некому драться-то”, “моло-

дежи нет”.

Современные виды жертв включают такие формы непрямого самоубийст-

ва как экстремальный спорт и досуг, транспортные катастрофы, алкоголизм,

преступность, особо опасные виды труда, смертность от неблагоприятной эко-

логической обстановки, рост психических заболеваний. История открытий и

изобретений преисполнена пафоса жертв первооткрывателей — первых летчи-

ков, подводников, автомобилистов, рабочих, попавших в жернова несовершен-

ной техники

Огненная жертва считается жертвой жертв, высшей и наиболее эффек-

тивной формой жертвоприношения. На возжигаемый огонь переносится функ-

ция универсального средства обращения, а обычная жертва выступает как сред-

ство получения огня: “На Огонь обменивается все, и Огонь – на все, как на зо-

лото – товары и на товары – золото” (Гераклит). Или в другом переводе: “Все

вещи суть размен огня, и один огонь меняет все вещи, как товары суть размен

золота, и на золото меняются все вещи”. Вечный живой огонь, в мировых по-

жарах мерами возгорающийся и мерами потухающий является абсолютной

жертвой, аналогом которой могут служить только мировые деньги.

Огонь, разведенный на домашнем очаге, почитался божеством, охраняю-

щим обилие дома, спокойствие и счастье рода. Огонь – это собственность и да-

же жизнь рода. У бурят чужой не имеет права брать огонь из очага, и если на-

ходящийся в юрте гость раззожет там свою трубку, он обязан ее вытряхнуть пе-

ред уходом.

От огня, возжигаемого на очаге, обожание переносилось на очаг. Очаг

домашний был самое священное место; от него религиозный характер перешел

на все жилище, в стенах которого возжигался на очаге обожествленный огонь.

Изба – истопка (истба) – происходит от глагола топить (из-топить). Название

изба первоначально означало только ту теплую часть жилища, в которой был

поставлен очаг. Изба в языческие времена была первым храмом, а очаг — бо-

жеством. Оттого слова хоромы (дом, жилище) и храм (освященное место бого-

служения) — филологически тождественны.

Олицетворением очага является дедушка-домовой, охраняющий счастье

дома и живущей в нем семьи, блюститель ее интересов и защитник ее благосос-

тояния. Как настоящий хозяин домовой присматривает за всем в доме, сочувст-

вует и семейной радости и семейному горю.

Первыми служителями божества огня были те, которые обращались с

очагом, т. е. топили печь и приготовляли пищу. Свободно приближаться к обо-

жествленному огню могли только старшие в роде. Хозяин, как служитель очага,

носил имя огнищанина; от хозяйки, по народной поговорке, должно пахнуть

дымом. “Огнищанин”, означающее главу рода, происходит от слова огнище

(огниско), которое во многих славянских языках употребляется в смысле горна,

очага, а в лужицком и польском в смысле дома, жилища. Огнищанин – владе-

тель дома (очага).

Первые жертвоприношения, молитвы, очищения, гадания, суды соверша-

лись пред очагом. Наиболее торжественным жертвоприношением чтили очаг

при повороте солнца на лето, когда зажигали в домашней печи с особенными

обрядами бадняк, а в разведенный огонь бросали хлебные зерна и лили масло,

испрашивая обилия в доме и плодородия в жатвах и стадах. Затем вся семья са-

дилась за стол, и вечер оканчивался пиром. После ужина разбивали о землю

опорожненные горшки, чтобы прогнать из дому всякий недостаток. Освящен-

ная участием в обряде, посуда изымается из обиходного употребления. Так ро-

дилась примета, по которой разбить на пиру что-нибудь из посуды предвещает

счастье.

Больший или меньший почет к различным частям избы обусловливался

большею или меньшею связью с очагом. При закладке избы в переднем углу

совершалось жертвоприношение: в нем зарывали голову петуха (красного) или

черепки от того горшка, в котором переносились в новый дом горячие уголья с

старого очага. Такой передний угол называется большим и красным, то есть

главным, светлым, и пользуется особенным уважением. Место на лавке в пе-

реднем большом углу называется также большим и княжеским, сюда сажают

самых именитых гостей, старших родственников, молодого князя и молодую

княгиню после венца; в этом углу стоит всегда стол, за которым совершается

трапеза; когда семья садится обедать или ужинать, то большое место занимает

старший в семье: дед, отец или старший брат.

Богатство. Первоначальное значение слова “бог” – наделяющий благом,

богатством. В славянской мифологии Бог есть название и божества, и доли,

счастья, которое оно может дать человеку; противопоставляется небогу, обездо-

ленному. Богатство изобилие земных благ, связываемое с представлением о

доле, судьбе, удаче, благосклонности бога, предков и других сил. Бог объекти-

вируется в богатстве: элементарные формы богатства связаны с богами-

элементами. Все богатство народов выступает как огромное скопление богов.

По мощности пантеона можно судить о размерах богатства общества.

Первоначально экономический обмен заключен в рамках рода и соверша-

ется между предками и потомками, живыми и мертвыми. Дети питаются роди-

телями: полностью (у ос) или частично (у млекопитающих). А родители “пита-

ются” детьми: “зажившийся” старик “заедает чужой век”, расходует долю,

предназначенную для рода. Зафиксированы обряды пожизненных поминок по

“зажившимся” старикам, т. е. социального убийства с целью ограничения “ве-

ка”.

В обмен на смерть дети кормят умерших родителей (в родительские дни и

недели). Кормление мертвых сохраняет их существование в загробном мире и

является необходимым условием возрождения предков в нарождающихся по-

колениях. Забвение несло душам предков вторую смерть, а их гнев был чреват

для общины голодом.

Живые поддерживают жизнь мертвых, а мертвые дают жизнь живым. По

видимости линейная смена поколений оказывается кругооборотом одного и то-

го же “штатного состава” рода, проходящего через различные уровни и формы

жизни. Приостановки и перерывы в процессе обмена воспринимаются как кри-

зисы воспроизводства (голод и т. п.).

Поэтому еда – как акт и как предмет – есть жратва и жертва. Трапеза – со-

вместная еда мертвых и живых. Бог – податель пищи и распорядитель трапезы.

Продуктом акта еды является обращение к новой жизни. Предков подкармли-

вали, а они помогали потомкам.

При еде присутствуют не только добрые боги. Поэтому излишества в еде

и питье во время праздничной еды предписываются, но во время будничной

еды осуждаются. Обжорство объясняли тем, что в еде принимают участие “не-

чистики”: “Ест как не в свое брюхо”. Кто сядет есть, не умывши рук и не помо-

лившись, то этот человек съедает в три раза более чем ему полагается, потому

что это будет есть не он, а с ним сидящие домовые, лесовые и прочие. Выраже-

ние “есть за двоих” понималось как “ест за себя и за беса”.

Задания и упражнения:

1) Какую роль в истории экономики играл религиозный институт жертво-

приношений?

2) Вспомните, как вы пожертвовали кем или чем-нибудь и ради какого

альтернативного блага.

3) «Взвейтесь кострами белые ночи…»: в чем заключается значение раз-

ведения костров для экономического воспитания?

4) Укажите хозяйственные функции богов древних греков и славян.

5) Поберите факты, доказывающие жертвенное происхождение денег.

Организация братчины. Братчина – устраиваемый в складчину общин-

ный праздничный пир

Организуется братчина следующим образом. Назначается день братчины

и выбирается староста-пирник; собираются взносы на покупку продуктов; от-

кармливается заготовленное животное; варится пиво, курится вино, т. е. гото-

вится канун. Община, гости торговые, купцы, богатыри, поселяне, горожане

выбирают место проведения братчины. Местом для братчины мог служить спе-

циальный дом (длинные дома на святилищах), дом старосты братчины, поле,

курган и другие места. На братчину необходимо получить приглашение, в том

числе и скоморохам, музыкантам, песенникам. Гости рассаживаются на брат-

чине по строгому порядку, за разными столами: «передними», «средними»,

«окольными», по заслугам перед общиной или по возрасту. Скоморохи в были-

нах сидели за печкой, и только по мастерству их игры решали, пересаживать ли

их на более почетное место.

Игра на музыкальных инструментах была жертвой богам. Игрой на гус-

лях Садко успокаивает море. При возвращении из похода Садко приносит раз-

бушевавшемуся морю бочонок золота, затем серебра и жемчуга, а напоследок

самого себя. Почему морской царь требует жертву? Перед отъездом Садко про-

сит купцов новгородских устроить складчину своих товаров для продажи в

другие страны. Царь морской требует долю с вырученной от складчины прибы-

ли, так как жертвы ему с нее не принесли. А царь морской содействовал приоб-

ретению прибыли тем, что обеспечил спокойное море. Между богами и людьми

– партнерские отношения: «Ты мне – я тебе». Обнаруживается смысл складчи-

ны: доля берется со всего коллектива сразу.

На братчине обязательно должен был кто-либо чествоваться. Все братчи-

ны называются «почестными», так как устраиваются в честь богов, князя, рода,

новорожденного, урожая, нового поселения.

Пир длился от нескольких часов до месяца. Кости съеденных животных,

восковые (или глиняные) хлеба (хлеб являлся наиболее сакральным видом пи-

щи, связывался с культом солнца и как символ изобилия использовался для ри-

туального кормления предков) и другие приношения хоронились, топились в

воде, сжигались. Жертвы преподносились богам и четырем стихиям мирозда-

ния, возносились молитвы или заговоры. На братчине разрешались вопросы о

войне и мире; о выборе невесты и ее сватовстве; о споре богатырей и различных

закладах; о делах торговых. Братчина выступала в роли общественного суда, но

не уголовного.

Братчина есть неотъемлемый элемент ряда праздников. Братчины клас-

сифицируют как: 1) календарные (сезонные), связанные с цикличностью при-

родной среды и, соответственно, хозяйственных занятий; 2) жизненного цикла,

связанные с развитием человека от рождения и до смерти; 3) окказиональные,

совершавшиеся не регулярно, а только по мере возникновения чрезвычайных

обстоятельств (пожар, засуха, эпидемия, строительство дома, рытье колодца и

другие); 4) профессиональные – обряды мельников, кузнецов, пастухов, пчело-

водов.

Виды братчины. Братчина – это обряд, который сопровождал большин-

ство жертвоприношений и сам, по сути, являлся таковым.

Зимой на Коляду, когда возрождалось солнце и рождались боги, братчина

совершалась в честь всех богов, и в первую очередь солнца. Обряд колядова-

ния, который относится к зимнему солнцестоянию, напоминает братчину:

группа колядников ходит по дворам, они поют песни и танцуют, наряжаются в

козу, медведя, желают хозяевам всяческих благ, а в мешок собирают пожертво-

вания. Так, А. Н. Афанасьев отмечал: «По всему вероятию, и сбор припасов

имел некогда религиозное значение: жертвенные приношения и праздничное

пиршество могли совершаться не только в каждой отдельной семье – перед ее

отцовским очагом, но и сверх того – перед очагом князя, от имени всего под-

властного ему племени, и в этом последнем случае должны были устроиться на

общий счет, в складчину».

Весной на Масленицу и другие праздники встречи весны чествовалась

богиня Жива и бог Ярило, а также все четыре стихии мироздания. Сваренное в

складчину пиво вместе распивалось.

В «Семик» (седьмой четверг после Пасхи) совершался обычай погребения

и поминовения убитых на убогих домах, или скудельницах, которые располага-

лись в рощах. Обряд напоминал тризну. Затем поселяне собирались на Семик в

леса и рощи, пели песни, завивали ветки, срубали молодую березу и наряжали

ее в женское платье или обвешивали разноцветными лентами и лоскутьями.

Потом следовал общий пир, сготовляемый в складчину или ссыпчину, т. е. из

мирского сбора муки, молока, крашенных яиц и других припасов.

Летом наиболее чествуемым был Перун, повелевавший грозами и ливня-

ми (и соответственно) урожаем. Осенью при братчине благодарили всех богов и

делились с ними долей урожая.

Земледельческая братчина стремилась утвердить непрерывность вегета-

тивного цикла и совершалась в разное время и по разным поводам. Земледель-

ческая братчина приносится пивом, кутьей (кашей), хлебом. Пиво варится в

складчину, или каждый варит отдельно, а затем приносит на собрание, где все

сливается в общий котел.

Для скотоводческой братчины в распоряжение общины поступало много

животных, из которых выбиралось несколько для общей трапезы; домохозяева

выделяют отдельные части животных: бараньи лопатки, свиные головы; произ-

водился сбор продуктов или денег, и в складчину покупается жертвенное жи-

вотное; обетное (обещанное богам) животное откармливается за счет общины.

В Перунов день (2 августа), когда начиналася жатва, ритуально закалывали

бычка, собирались общиной и готовили его в общем котле, затем съедали, а

кости хоронили. Бычка начинали откармливать с Петрова дня 12 июля.

Годичный земледельческий цикл завершал «куриный» праздник – трое-

цыплятница. Курица, выведшая три семьи цыплят, приносилась в «годичную»

жертву. Смысл праздника – уход тепла, завершение трех теплых времен года –

весны, лета, осени, поэтому он называется «троецыплятницей». Куры были свя-

заны с такими женскими богинями, как Жива – весна, Леля – лето, Морена –

осень (зима). Праздник связывался с завершением жизненного цикла женщины,

и его справляли только старушки-вдовы.

Накануне сбора хозяйка варит канун, т. е. сусло без хмеля или пиво; во

время обеда не употребляют ни вилок, ни ножей, чтобы не повредить кости об-

рядовой курицы; кур-троецыплятниц едят молча; после трапезы перья и внут-

ренности складывают в котомку или корчагу, которую потом опускают в воду,

а если нет поблизости реки или ручья, то закапывают в землю.

Вторая трапеза. Трапеза сродна с жертвой, потому что пир одновремен-

но и жертва. Каждое моление и жертва, справление того или иного праздника –

сопряжено с пиршеством. Братчина-складчина устраивалась Роду и для всего

рода. Отдельно от обычной трапезы ставили вторую трапезу Роду и рожаницам

(Лада, Макошь, Марена). Приношениями на этой трапезе были кирпичный

хлеб, кутья, сыр, вино или мед.

Культ рожаниц связан с женской средой и продолжением рода. Цель

жертвоприношений Роду и рожаницам – добиться их благосклонности к ново-

рожденным, взять под свой покров и наделить счастьем. Поэтому, прежде все-

го, вторая трапеза справлялась в день рождения ребенка. В дом новорожденно-

го несли припасы, из которых потом ставилась она, в начале для показа, а затем

съедалась при общем веселье. Праздник, посвященный Роду и рожаницам,

трансформировался в день ангела (именины). Вторая трапеза ставилась и на

свадьбах.

Братчиной сопровождались похороны. На тризну-братчину Ольга при-

глашала древлян, совершая жертвоприношение.

После постройки дома устраивался пир, куда приглашенные приходили с

приношениями и подарками. Чествовался домовой как принадлежавший к

культу дома – родового очага – его хранитель.

Жертвы огню совершались в течение всего года. В семье жертвенником

являлся домашний очаг. Огонь выступал как посредник между богом и людьми.

Объятая пламенем жертва превращалась в дым и пар и возносилась к небу, где

жили боги. Человек обращается к богам как к старшим по роду, как к родствен-

никам, и для этого преподносит им жертвы. Братчина опосредовала отношения

между богами и людьми. Жертва была залогом будущего единства.

Братство по пище. Родство по крови постепенно уступает место «родст-

ву по пище». На братчине по кругу пускалась «рядобная» чаша – братина _______круг-

лая по форме. Выпивались три рядобные чаши, остальные можно было не пить.

Если чаша кого-либо обходила, это считалось оскорблением, так как именно

этой чашей древний славянин чествовал богов на пиру и чувствовал себя пол-

ноправным членом общего собрания или общины. При братчине люди, участ-

вующие в общей трапезе и сидящие за одним столом, объединены общими уза-

ми. Родство по пище равно родству по крови. Изначально в братчине участво-

вал один род, который подчеркивал свою кровную связь единым питьем и пи-

щей. Не приглашенный на братчину считался изгоем, так как он в чем-то пошел

против рода и, следовательно, богов.

Братчина, как родовой пир, возникла на небе. Именно боги объединены

родственными узами и объединяет их Род – верховный бог. Каждый из богов

наделен определенными функциями, и потому имеет свое место на пиру. На

пиру боги разрешали вопросы, которые были связаны со всем живым на земле.

Понятие «братчина» связано с братьями, т.е. родственниками. Нарушившие за-

кон богов изгонялись и не имели права присутствовать на братчине. Обряд

включал только честных – пир носил имя почестного. Поэтому при кражах от-

ветственность возлагали на незваных гостей.

Задания и упражнения:

1) Какие трапезы в настоящее время организуются вскладчину?

2) В чем заключается сходство между братчиной и пикником?

3) Укажите своих родственников по пище.

4) Опросив старших товарищей, составьте годовой график пирушек в

трудовом коллективе?

5) Дайте комплексную экономическую оценку конкретной коллективной

трапезе.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 682; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.151 сек.