Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Будни и праздники




Праздничные циклы. Праздник – ритуал перехода в составе жизненного

и календарного циклов. В основе календаря лежал праздничный цикл солнце-

ворота: от рождения до смерти солнца. Фазы жизненного цикла солнца и дру-

гих стихий формировали круги больших и малых праздников в честь божества.

Каждый фазовый переход оформлялся праздничным циклом (святочный цикл –

родильный цикл солнца: от рождества до крещенья).

Категории праздников: 1) календарные праздники – главный, универсаль-

ный праздник; праздники годового (или многогодового) цикла; сезонные, ме-

сячные, недельные; внутрисуточные; 2) праздники жизненного цикла (рожде-

ние, инициация, брак, смерть). Праздниками назывались воскресенье, общин-

ные, профессиональные и семейные торжества, сборища и гуляния половозра-

стных категорий.

Воскресенье – основной стабильный регулятор чередования будничного и

праздничного времени года; с воскресением Христа связана пасхалия – система

подвижных праздников: вознесение, троица и др. Существовали также празд-

ники неподвижных дат. Общинные праздники разделялись большие и малые

(полупраздники). Отдельно отмечались кануны перед большими праздниками,

и гульба продолжалась в последующие воскресенья – отданье праздника.

В иерархии праздников особое место занимает главный праздник. Он на-

чинается в обостренном и напряженном ожидании катастрофы мира. Старый

мир, старое время, старый человек «износились», и их ожидает распад, смерть.

Силы хаоса одолевают миропорядок. Преддверие праздника характеризуется

печалью, трауром, постом, запретами и ограничениями, испытаниями и истяза-

ниями.

Для возрождения и возделывания миропорядка необходимо в сакральном

центре, когда времени нет, расчленить жертву, доводя работу хаоса до конца.

Части разъятой и разбросанной жертвы собираются и соединяются. Символ

космоса в виде жертвы обменивается на новый порядок. Первопраздник – наи-

более эффективная экономическая деятельность.

Праздник есть долг богу. Для каждого вида работ требовалось божест-

венное покровительство, и оно обеспечивалось совершением обрядов, в кото-

рых, принимая жертву, возрождался покровитель. Поскольку праздник посе-

щают вечно живые предки, то на нем происходит инверсия обыденности – вы-

ворачивание мира и его признаков наизнанку, травестия, ряжение, мена субъек-

та и объекта, низа и верха, раба и господина, смерти и жизни.

Цель праздника является достижение оптимального психофизиологиче-

ского состояния – от эйфории до среднего, нейтрального обыденного уровня,

нарушенного бедой (смерть, несчастье, ущерб). Особое значение приписывали

еде. Ели как можно больше, безо всякой меры. В рацион включали мясо, кото-

рое рассматривалось также и как жертвоприношение. К пище богов добавляли

напиток богов (водку, пиво, вино, мед, брагу, галлюциногенные напитки из му-

хомора, древесных грибов, спорыньи). Это живая, «огненная» вода, вода жизни,

преодолевающая смерть. Опьяняющие напитки вызывают прилив жизненных

сил, выступают эффективными средствами коммуникации между космически-

ми зонами. В низовой традиции до сих пор существует представление о том,

что новый человек должен упиться у всех на глазах, чтобы стать из чужого сво-

им: “Кто не пьет лихо, тому нет места у русских”.

Будничный цикл. Благодаря празднику боги продолжают свой жизнен-

ный цикл. Продолжение жизни богов является предпосылкой успешного труда.

Урожай, приплод и другие дары природы люди получают в обмен на жертво-

приношения.

Все промысловые угодья имели своих хозяев, владетелей, с которыми и

приходилось людям вступать в отношения взаимообмена, чтобы расположить

их к себе. Отношения между нивхами и жителями воды сопровождались посто-

янным и взаимным дарением подарков. Если хозяин воды посылает нивхам ры-

бу, то нивхи в свою очередь в знак благодарности устраивают ему угощение в

форме кормления хозяина воды. Во время плавания на лодке нивхи вели себя

сдержанно, как в гостях.

В будни посещают мир предков и в процессе ритуально организованного

труда добывают средства к существованию. Возвращение с работы домой рав-

носильно возвращению в мир живых, что само по себе праздник.

В будни полагались умеренность в еде, молчание при приеме пищи

(мертвые немы), календарная регуляция пищевого рациона, чередование гове-

ний и заговин. Бытовая обстановка буден была скромна, а формы проведения

досуга пространственно ограничены и негромки. Будничные отрезки времени

(уповоды) разделялись ритуализированными формами поведения: молитвой,

едой и отдыхом, – так что рабочие длительные отрезки времени дня чередова-

лись с короткими нерабочими – праздными.

К праздному времени относилась неделя до отъезда на чужую сторону

парня, рекрута, срок побывки солдата. Отъезжающий не работал, одевался в

праздничную одежду, в любое время суток мог пить и ходить по гостям. Моло-

дежь существовала в полупраздничном состоянии священной игры. Хоровод

длился в течении года и заканчивался браком. Иначе человека относили к раз-

ряду социально анормальных.

Порядок работ определялся иерархией пантеона богов. Хозяйственные

дела, требовавшие перемещения, производились по солнцу. Таким же порядком

пастух отживал свои сроки в избах. С понедельника до четверга производились

основные работы, в пятницу значительная часть времени отводилась уборке

дома, в субботу топили баню для мытья и стирки, подсчитывали проделанную

работу, меняли белье, наказывали виновных. В году чередовались недели, за-

претные или предпочтительные для тех или иных занятий. Считалось, что одни

недели запретны или благоприятны для мужской, другие – для женской дея-

тельности. Одной из главных особенностей будней являлось обособление поло-

возрастных групп, за исключением “жатвы”, когда достигался их ритмический

союз. В дни поста и перед праздниками даже минимальное нарушение в дозво-

ленном виде работ могло привести к аномалиям или трагическому исходу в

жизни людей и скота: родятся уроды, калеки, мертвые.

Этика праздности. Праздник – сакральное время, противопоставляемое

будням, особенно «несчастным дням». Ср. русские святки, англ. holiday от holi

(святой); многочисленные обозначения недельного праздника, воскресенья как

солнечного или божьего дня (нем. Suntug), незанятости, пустоты от дел (укр.

«недiля»), «порожнести» (рус. «праздник»). Эта пустота, незаполненность _______ха-

рактеризует праздник как состояние, когда время останавливается и его нет.

Священные дни делились на общественные и частные (справлявшиеся

отдельными лицами или семьями). Общественные праздники были регулярны-

ми и назначаемыми. Чрезвычайные празднества происходили по исключитель-

ным случаям (градобитье, пожар, эпидемия). Так, при освящении Колизея, был

устроен стодневный праздник.

Эти дни исключались из производственного цикла, за исключением работ

по дому и коллективных работ в пользу бедных вдов, погорельцев (за угощение

или бесплатно). Даже рабов было не принято заставлять работать в празднич-

ные дни. Верили, что за работу в праздник виновный понесет убыток вдвое

больше дохода от работы. Нарушителей обычая могли избить, оштрафовать,

сломать инвентарь, арестовать.

На сборные праздники специально съезжались окрестные жители. Неуча-

стие в празднике считалось оскорбительным для общины. Такой человек терял

уважение и презирался. Поскольку все стремились быть в центре праздника,

что образовывался праздничный круг – последовательность поселений, пооче-

редно отмечавших общий праздник. В Никольском уезде Вологодской губер-

нии 16 деревень Подболотной волости справляли покров по очереди, при этом

жители каждой деревни говорили: “У нас сегодня первый, пятый или двенадца-

тый покров”. В Покровско-Сицкой волости Ярославской губернии приходский

праздник повсюду начинался в своем селе, после службы переходили гостить в

ближайшие села, затем в дальние. Навстречу в том же порядке двигались жите-

ли дальних сел. После полного обхода тем же путем возвращались домой. По-

лучалось встречное движение.

Праздник освобождал от бремени земных забот, делал человека свобод-

ным и равным и другим. Чем больше праздников, тем лучше казалась жизнь.

“Мы работаем ради праздника”, – говорили люди. В традиционном обществе на

поддержание соседских отношений, статуса, достоинства времени не жалели,

так как добрыми отношениями определялось благосостояние.

В разных странах на праздники приходилось от трети до половины дней

года. В южноиталийском Сибарисе число праздничных дней превышало число

рабочих. Поэтому имя жителей этого города – сибариты – стало впоследствии

нарицательным для обозначения бездельников.

Этика праздничного труда. Православие осуждает полную праздность:

«Праздность и сама по себе вина». Будничная работа по воскресеньям и в

праздники считалась кражей – уклонением от служения Богу. Греховными бы-

ли излишняя хлопотливость в делах ночной труд, увеселение других.

Кризис трудовой этики православия наметился в XVII веке, когда ревни-

тели благочестия настаивали на полном выполнении ежедневных обрядов бого-

служения, что занимало несколько часов. Вместе с тем многие государственные

дела стали исполняться в “потешной” форме. Неуклонно возрастало количество

праздников. Православное население России в 1850-е гг. имело 95 празднично-

выходных дней, в 1872 г. – 105 дней, в 1902 – 123 дня.

Таким образом, возникла проблема интеграции будничного труда и

праздничной обрядности. Политико-экономическое обоснование решения дан-

ной проблемы наметил Н.Г. Чернышевский.

Он исходил из того, что существует несоразмерность между потребно-

стями человеческой натуры и средствами их удовлетворения. В труде человек

«выходит из себя», человек «уклоняется» от самого себя и возникает «дисгар-

мония в самой человеческой природе». Расстройство в натуре человека возни-

кает и в праздности. Как природное существо человек не может не действовать,

и при бездеятельности его органы атрофируются. Поэтому праздный человек

прибегает к фиктивной деятельности – развлечениям, играм, войнам.

«Теория капиталистов» идеализирует этот «естественный порядок дел» и

в концепции производительного труда (приносящего доход) предлагает част-

ному лицу приспосабливаться любым способом. Так, воровство оказывается

очень доходным для ловкого вора, хотя благосостояние общества не увеличива-

ется. Общество окончательно погрязает во зле.

С точки зрения трудящегося человечества следует различать выгодный

труд и убыточный труд. Результатом убыточного труда является «расстройство

природы» и уменьшение совокупного благосостояния (войны, спекуляция, про-

изводство предметов роскоши, отрасли труда, сопряженного с высоким рис-

ком). Результатом выгодного труда является смягчение дисгармонии природы,

ее разумное упорядочение (производство предметов первой необходимости,

образование, медицина, защите прав личности). Пока не удовлетворены насущ-

ные жизненные потребности всех, затраты труда на другие цели убыточны.

Понимание характера соразмерности, гармонии человечества и планеты

вырабатывается искусством. Регуляция всех отраслей труда по законам красоты

превращает будни в праздник. Развитая в четвертом сне Веры Павловны идея

праздничного труда предполагает формирование нового «экономического че-

ловека», для которого критерий красоты должен быть абсолютным. Корень че-

ловеческой дисгармонии – неравноправие мужчин и женщин, тогда как по мно-

гим признакам женщина является более высоким, развитым человеческим ти-

пом. Жизнестойкость, адаптивность, желание красоты выгодно отличают жен-

щин от мужчин. Поэтому не только красота, но и женщина спасет мир.

«Что делать?». Главное для мужчин: «Смотри на жену, как смотрел на не-

весту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобою,

прочь от меня...». Свободная любовь снимает противоположность мужа и же-

ны: «Мы один человек». Кратковременная разлука высвобождает громадную

энергию любви, которая поглощается в «сердечной святыне любимого труда».

Интеграция свободной любви и праздничного труда – такова суть царства бу-

дущего, которое светло и прекрасно.

Задания и упражнения:

1) Каким образом в рекламе, маркетинге и организации торговли учиты-

ваются закономерности праздничных циклов?

2) Вспомните, какие меры принуждения к нежелающим праздновать при-

меняются сегодня?

3) С записями расходов и чеками в руках оцените динамику и общую

сумму издержек, связанных с празднованием Нового года (8-го марта, 23 фев-

раля).

4) Какой труд по классификации Н.Г. Чернышевского вы предпочитаете:

выгодный или убыточный? Как ваши предпочтения объясняются особенностя-

ми жизни в родительской семье?

5) Устройте маленький праздник по всем правилам, изложенным выше.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.