КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Будни и праздникиПраздничные циклы. Праздник – ритуал перехода в составе жизненного и календарного циклов. В основе календаря лежал праздничный цикл солнце- ворота: от рождения до смерти солнца. Фазы жизненного цикла солнца и дру- гих стихий формировали круги больших и малых праздников в честь божества. Каждый фазовый переход оформлялся праздничным циклом (святочный цикл – родильный цикл солнца: от рождества до крещенья). Категории праздников: 1) календарные праздники – главный, универсаль- ный праздник; праздники годового (или многогодового) цикла; сезонные, ме- сячные, недельные; внутрисуточные; 2) праздники жизненного цикла (рожде- ние, инициация, брак, смерть). Праздниками назывались воскресенье, общин- ные, профессиональные и семейные торжества, сборища и гуляния половозра- стных категорий. Воскресенье – основной стабильный регулятор чередования будничного и праздничного времени года; с воскресением Христа связана пасхалия – система подвижных праздников: вознесение, троица и др. Существовали также празд- ники неподвижных дат. Общинные праздники разделялись большие и малые (полупраздники). Отдельно отмечались кануны перед большими праздниками, и гульба продолжалась в последующие воскресенья – отданье праздника. В иерархии праздников особое место занимает главный праздник. Он на- чинается в обостренном и напряженном ожидании катастрофы мира. Старый мир, старое время, старый человек «износились», и их ожидает распад, смерть. Силы хаоса одолевают миропорядок. Преддверие праздника характеризуется печалью, трауром, постом, запретами и ограничениями, испытаниями и истяза- ниями. Для возрождения и возделывания миропорядка необходимо в сакральном центре, когда времени нет, расчленить жертву, доводя работу хаоса до конца. Части разъятой и разбросанной жертвы собираются и соединяются. Символ космоса в виде жертвы обменивается на новый порядок. Первопраздник – наи- более эффективная экономическая деятельность. Праздник есть долг богу. Для каждого вида работ требовалось божест- венное покровительство, и оно обеспечивалось совершением обрядов, в кото- рых, принимая жертву, возрождался покровитель. Поскольку праздник посе- щают вечно живые предки, то на нем происходит инверсия обыденности – вы- ворачивание мира и его признаков наизнанку, травестия, ряжение, мена субъек- та и объекта, низа и верха, раба и господина, смерти и жизни. Цель праздника является достижение оптимального психофизиологиче- ского состояния – от эйфории до среднего, нейтрального обыденного уровня, нарушенного бедой (смерть, несчастье, ущерб). Особое значение приписывали еде. Ели как можно больше, безо всякой меры. В рацион включали мясо, кото- рое рассматривалось также и как жертвоприношение. К пище богов добавляли напиток богов (водку, пиво, вино, мед, брагу, галлюциногенные напитки из му- хомора, древесных грибов, спорыньи). Это живая, «огненная» вода, вода жизни, преодолевающая смерть. Опьяняющие напитки вызывают прилив жизненных сил, выступают эффективными средствами коммуникации между космически- ми зонами. В низовой традиции до сих пор существует представление о том, что новый человек должен упиться у всех на глазах, чтобы стать из чужого сво- им: “Кто не пьет лихо, тому нет места у русских”. Будничный цикл. Благодаря празднику боги продолжают свой жизнен- ный цикл. Продолжение жизни богов является предпосылкой успешного труда. Урожай, приплод и другие дары природы люди получают в обмен на жертво- приношения. Все промысловые угодья имели своих хозяев, владетелей, с которыми и приходилось людям вступать в отношения взаимообмена, чтобы расположить их к себе. Отношения между нивхами и жителями воды сопровождались посто- янным и взаимным дарением подарков. Если хозяин воды посылает нивхам ры- бу, то нивхи в свою очередь в знак благодарности устраивают ему угощение в форме кормления хозяина воды. Во время плавания на лодке нивхи вели себя сдержанно, как в гостях. В будни посещают мир предков и в процессе ритуально организованного труда добывают средства к существованию. Возвращение с работы домой рав- носильно возвращению в мир живых, что само по себе праздник. В будни полагались умеренность в еде, молчание при приеме пищи (мертвые немы), календарная регуляция пищевого рациона, чередование гове- ний и заговин. Бытовая обстановка буден была скромна, а формы проведения досуга пространственно ограничены и негромки. Будничные отрезки времени (уповоды) разделялись ритуализированными формами поведения: молитвой, едой и отдыхом, – так что рабочие длительные отрезки времени дня чередова- лись с короткими нерабочими – праздными. К праздному времени относилась неделя до отъезда на чужую сторону парня, рекрута, срок побывки солдата. Отъезжающий не работал, одевался в праздничную одежду, в любое время суток мог пить и ходить по гостям. Моло- дежь существовала в полупраздничном состоянии священной игры. Хоровод длился в течении года и заканчивался браком. Иначе человека относили к раз- ряду социально анормальных. Порядок работ определялся иерархией пантеона богов. Хозяйственные дела, требовавшие перемещения, производились по солнцу. Таким же порядком пастух отживал свои сроки в избах. С понедельника до четверга производились основные работы, в пятницу значительная часть времени отводилась уборке дома, в субботу топили баню для мытья и стирки, подсчитывали проделанную работу, меняли белье, наказывали виновных. В году чередовались недели, за- претные или предпочтительные для тех или иных занятий. Считалось, что одни недели запретны или благоприятны для мужской, другие – для женской дея- тельности. Одной из главных особенностей будней являлось обособление поло- возрастных групп, за исключением “жатвы”, когда достигался их ритмический союз. В дни поста и перед праздниками даже минимальное нарушение в дозво- ленном виде работ могло привести к аномалиям или трагическому исходу в жизни людей и скота: родятся уроды, калеки, мертвые. Этика праздности. Праздник – сакральное время, противопоставляемое будням, особенно «несчастным дням». Ср. русские святки, англ. holiday от holi (святой); многочисленные обозначения недельного праздника, воскресенья как солнечного или божьего дня (нем. Suntug), незанятости, пустоты от дел (укр. «недiля»), «порожнести» (рус. «праздник»). Эта пустота, незаполненность _______ха- рактеризует праздник как состояние, когда время останавливается и его нет. Священные дни делились на общественные и частные (справлявшиеся отдельными лицами или семьями). Общественные праздники были регулярны- ми и назначаемыми. Чрезвычайные празднества происходили по исключитель- ным случаям (градобитье, пожар, эпидемия). Так, при освящении Колизея, был устроен стодневный праздник. Эти дни исключались из производственного цикла, за исключением работ по дому и коллективных работ в пользу бедных вдов, погорельцев (за угощение или бесплатно). Даже рабов было не принято заставлять работать в празднич- ные дни. Верили, что за работу в праздник виновный понесет убыток вдвое больше дохода от работы. Нарушителей обычая могли избить, оштрафовать, сломать инвентарь, арестовать. На сборные праздники специально съезжались окрестные жители. Неуча- стие в празднике считалось оскорбительным для общины. Такой человек терял уважение и презирался. Поскольку все стремились быть в центре праздника, что образовывался праздничный круг – последовательность поселений, пооче- редно отмечавших общий праздник. В Никольском уезде Вологодской губер- нии 16 деревень Подболотной волости справляли покров по очереди, при этом жители каждой деревни говорили: “У нас сегодня первый, пятый или двенадца- тый покров”. В Покровско-Сицкой волости Ярославской губернии приходский праздник повсюду начинался в своем селе, после службы переходили гостить в ближайшие села, затем в дальние. Навстречу в том же порядке двигались жите- ли дальних сел. После полного обхода тем же путем возвращались домой. По- лучалось встречное движение. Праздник освобождал от бремени земных забот, делал человека свобод- ным и равным и другим. Чем больше праздников, тем лучше казалась жизнь. “Мы работаем ради праздника”, – говорили люди. В традиционном обществе на поддержание соседских отношений, статуса, достоинства времени не жалели, так как добрыми отношениями определялось благосостояние. В разных странах на праздники приходилось от трети до половины дней года. В южноиталийском Сибарисе число праздничных дней превышало число рабочих. Поэтому имя жителей этого города – сибариты – стало впоследствии нарицательным для обозначения бездельников. Этика праздничного труда. Православие осуждает полную праздность: «Праздность и сама по себе вина». Будничная работа по воскресеньям и в праздники считалась кражей – уклонением от служения Богу. Греховными бы- ли излишняя хлопотливость в делах ночной труд, увеселение других. Кризис трудовой этики православия наметился в XVII веке, когда ревни- тели благочестия настаивали на полном выполнении ежедневных обрядов бого- служения, что занимало несколько часов. Вместе с тем многие государственные дела стали исполняться в “потешной” форме. Неуклонно возрастало количество праздников. Православное население России в 1850-е гг. имело 95 празднично- выходных дней, в 1872 г. – 105 дней, в 1902 – 123 дня. Таким образом, возникла проблема интеграции будничного труда и праздничной обрядности. Политико-экономическое обоснование решения дан- ной проблемы наметил Н.Г. Чернышевский. Он исходил из того, что существует несоразмерность между потребно- стями человеческой натуры и средствами их удовлетворения. В труде человек «выходит из себя», человек «уклоняется» от самого себя и возникает «дисгар- мония в самой человеческой природе». Расстройство в натуре человека возни- кает и в праздности. Как природное существо человек не может не действовать, и при бездеятельности его органы атрофируются. Поэтому праздный человек прибегает к фиктивной деятельности – развлечениям, играм, войнам. «Теория капиталистов» идеализирует этот «естественный порядок дел» и в концепции производительного труда (приносящего доход) предлагает част- ному лицу приспосабливаться любым способом. Так, воровство оказывается очень доходным для ловкого вора, хотя благосостояние общества не увеличива- ется. Общество окончательно погрязает во зле. С точки зрения трудящегося человечества следует различать выгодный труд и убыточный труд. Результатом убыточного труда является «расстройство природы» и уменьшение совокупного благосостояния (войны, спекуляция, про- изводство предметов роскоши, отрасли труда, сопряженного с высоким рис- ком). Результатом выгодного труда является смягчение дисгармонии природы, ее разумное упорядочение (производство предметов первой необходимости, образование, медицина, защите прав личности). Пока не удовлетворены насущ- ные жизненные потребности всех, затраты труда на другие цели убыточны. Понимание характера соразмерности, гармонии человечества и планеты вырабатывается искусством. Регуляция всех отраслей труда по законам красоты превращает будни в праздник. Развитая в четвертом сне Веры Павловны идея праздничного труда предполагает формирование нового «экономического че- ловека», для которого критерий красоты должен быть абсолютным. Корень че- ловеческой дисгармонии – неравноправие мужчин и женщин, тогда как по мно- гим признакам женщина является более высоким, развитым человеческим ти- пом. Жизнестойкость, адаптивность, желание красоты выгодно отличают жен- щин от мужчин. Поэтому не только красота, но и женщина спасет мир. «Что делать?». Главное для мужчин: «Смотри на жену, как смотрел на не- весту, знай, что она каждую минуту имеет право сказать: «Я недовольна тобою, прочь от меня...». Свободная любовь снимает противоположность мужа и же- ны: «Мы один человек». Кратковременная разлука высвобождает громадную энергию любви, которая поглощается в «сердечной святыне любимого труда». Интеграция свободной любви и праздничного труда – такова суть царства бу- дущего, которое светло и прекрасно. Задания и упражнения: 1) Каким образом в рекламе, маркетинге и организации торговли учиты- ваются закономерности праздничных циклов? 2) Вспомните, какие меры принуждения к нежелающим праздновать при- меняются сегодня? 3) С записями расходов и чеками в руках оцените динамику и общую сумму издержек, связанных с празднованием Нового года (8-го марта, 23 фев- раля). 4) Какой труд по классификации Н.Г. Чернышевского вы предпочитаете: выгодный или убыточный? Как ваши предпочтения объясняются особенностя- ми жизни в родительской семье? 5) Устройте маленький праздник по всем правилам, изложенным выше.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 958; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |