Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Кровная месть




Долг мести. В архаическом обществе родоплеменные группы относи-

тельно равномерно размещаются по территории пропорционально ее кормовым

ресурсам. Смерть человека снижает жизненный потенциал общины и ухудшает

ее конкурентные позиции. Убыток обычно вменяется внешним факторам –

прежде всего смежной общине, которая объективно приобретает конкурентное

преимущество и возможности экспансии (от лат. expansio – расширение, рас-

пространение). Пролитие крови и смерть ближнего также рассматривается как

посягательство на других, похищение части родовой жизненной силы.

Жизненная сила часто действительно целенаправленно похищалась. Обы-

чай охоты за головами обязывал молодого мужчину перед вступлением в брак

“добыть имя”, убив врага. Для рождения детей был необходим запас имен.

Выравнивание жизненного баланса достигается нанесением ущерба. Чер-

ногорцы говорят: “Такой-то род должен нам столько-то голов”. Месть сравни-

вает счет и восстанавливает нарушенный жизненный баланс.

Родоплеменная группа, не умеющая или не имеющая возможности мстить

за себя, осуждена на вымирание. Поэтому долг мести – долг чести. В древнеис-

ландском эпосе “Эдда” говорится: “Кто тебя оскорбит, мсти тому за обиду,

Безнаказанно зла не спускай”.

Поэтому мститель дает разные обеты и подвергает себя всевозможным

лишениям, пока не исполнит своего долга. У албанцев слава мстителя (ср.:

Мстислав – славный местью) растет и ширится с числом убитых им врагов. На-

против, неисполнение долга мести покрывается общественным позором и вле-

чет за собой ограничение в правах, особенно в части наследования имущества

убитого родича. Жены отказывают в ложе мужьям, пока те не исполнят своего

долга, матери стыдят сыновей. У австралийцев, если мужчина отказывался

мстить, от него уходила жена, такой человек мог быть изгнан.

Месть и долг пред убитым родичем объясняются тем, что он не может уй-

ти в мир мертвых, пока не отомщен. Долг мести – последний долг, который вы-

плачивается мертвому. О долге крови напоминали особые вещи – реликвии

Самовозрастание мести. Месть следует за тем ущербом, причиненным

людьми, животными, вещами, принадлежащими враждебной группе. За обидой

следует месть. Нивхи мстили даже за того, кто умирал в гостях от обжорства.

Простая встреча с чужаком вызывает эмоцию страха, которая замещается

чувством обиды за себя. Месть возникает из любой обиды по самому ничтож-

ному поводу. А будучи лишь пробужденной, месть не знает границ, становится

“слепой”, “ненасытной”, “безграничной”.

Нападение, произведенное в отомщение за обиду, воспринимается, в свою

очередь, как обида, требующая возмездия. Возгоревшись, месть, не зная ни ме-

ры, ни срока, растет и ширится, обращается в войну всех против всех, безгра-

ничную и беспощадную, сопровождающуюся взаимным грабежом и уничтоже-

нием имущества, переходящую из поколения в поколение и прекращающуюся

нередко только с полным уничтожением одной из враждующих сторон.

Испытав однажды опасность и справившись с ней, отразив врага, необхо-

димо предупредить новое с его стороны нападение. Поэтому даже отбитое по-

сягательство должно быть активно отмщено в целях превентивных, в целях

вселения в противника должного страха и уважения к силе и способности к са-

мозащите данной группы. Наконец, необходимо добиться такого успеха, кото-

рый бы закрепил победу, окончательно ослабил противника и не дал бы ему

возможность ответить на месть, обезопасить себя от новых с его стороны напа-

дений. Поэтому истребляются даже младенцы мужского пола.

Если крали свинью, то в отместку потерпевшие стремились захватить

дюжину свиней (папуасы-хули); если убивали сородича, то за его смерть стре-

мились уничтожить нескольких врагов.

Скорбящие находили удовлетворение в том, что не одних их постигло го-

ре. Убийством чужака стремились почтить память погибшего, снабдив его

спутником для путешествия в потусторонний мир. Отсюда следовал перенос

мести. Естественная смерть убийцы переносит вину на родича. Первоначально

неограниченная (весь род потерпевшего мстил всему роду обидчика), кровная

месть становилась все более «отмеренной». Круг мстителей и ответчиков сужи-

вался до патронимии, а затем самой ближайшей родни. Наряду с кругом мсти-

телей существовала очередность права на месть, которая определялась степе-

нью близости родства.

Талион (первый закон военной экономики) – око за око, зуб за зуб, кровь

за кровь, смерть за смерть.

Поскольку вследствие нанесения вреда или понесенной утраты наряду с

обидой (моральным ущербом) претерпевается материальный ущерб, то для вос-

становления хозяйственного равновесия между родоплеменными группами не-

обходимо, чтобы виновная сторона претерпела такой же по размерам ущерб,

какой явился результатом чужого деяния. Мерой возмездия является лишь мера

ущерба.

Натуральное возмещение ущерба в его насильственной форме сводится к

тому, что обиженная сторона захватывает у противника то благо, какое требу-

ется для покрытия понесенного ущерба. Размер блага соответствует размеру

ущерба, но включает еще надбавку за труды и издержки по организации набега.

После совершения такого отмеренного возмездия между сторонами устанавли-

ваются дружеские отношения.

Если папуасы начинают войну в отмщение за одного убитого, они пре-

кращают атаку, лишь только убит один неприятель. Если надо отомстить за

двоих или большее число, то соответствующего числа жертв и стараются дос-

тичь в сражении. Когда нападающая сторона несет потери, число их прибавля-

ется и ставится на кредит противной стороны. Как только надлежащее число

жертв достигнуто, битва прекращается. Если противник признает правильность

нападения, и его потери, в свою очередь, не превышают того числа, которое

было необходимо для выравнивания взаимного счета, то и он обычно остается

удовлетворенным результатом сражения. Война не кончается, если у обоих

противников неравное число убитых. При взаимных убийствах применяется за-

чет. По англосаксонскому кодексу Генриха, “в случае превышения при испол-

нении мести должного числа людей противная сторона отомщает излишнее ко-

личество своих убитых”.

Мстители принимали во внимание степень физического и морального

ущерба, пол, возраст, общественный статус потерпевшего и объекта мести.

Старались убить тем же способом, каким он погубил свою жертву. Требовалось

убить врага, равного _______по рангу усопшему. Если человек низкого ранга убивал

человека более высокого ранга, то мстили не убийце, а его более знатному ро-

дичу. Если клан убийцы обладал низким статусом, то искали жертву в другом

клане.

Законы Хамураппи гласят: “Если строитель, строя кому-нибудь дом, сде-

лает свою работу непрочно, так что построенный дом обрушится и причинит

смерть домохозяину, то строителя должно предать смерти. Если он причинит

смерть сыну домохозяина, то должно предать смерти сына строителя». Негры

багешу, похитив для мести сына убийцы, откладывают казнь на ряд лет, пока

жертва не достигнет возраста убитого.

За 1 знатного родича убивалось 7 простых. Воины избегали причинять

ущерб знатным людям, опасаясь страшной мести. При угрозе эскалации наси-

лия знатные люди иной раз добровольно отдавали себя на заклание во искупле-

ние грехов своих родичей.

Композиция. Если убийца был низкого ранга или обладал плохой репу-

тацией, убийство из мести заменялось материальной компенсацией. Так разви-

валась система композиций (от лат. compositio – примирение) – примирения

враждующих сторон главным образом путем материального возмещения по-

терпевшим (вира), при определении которого также учитывалась степень ущер-

ба и статус сторон.

Практиковалась выдача виновного головой (в т.ч. животного). Переходя в

новую группу, выданный замещает убитого в качестве члена семьи. Военно-

пленные распределяются между семьями, потерявшими в войне своих членов,

причем пленники, пройдя обряд усыновления, получают имена убитых.

По грузинскому обычному праву: «Если убийца равен достоинством уби-

тому и убил его за то, что убитый должен был ему за кровь, то надобно срав-

нить должное убийце удовлетворение за кровь с удовлетворением, следующим

от него за кровь убитого им, вычесть из сего последнего первое, буде останется

излишек, взыскать оный с убийцы»

Виновность – долг за ущерб. Наказание – оплата долга. Пеня – денежная

компенсация за обиду. Ответственность и выкуп распределяются по степени

родства. Если пеня не выплачивается, то следует месть. До внесения пени за-

хватывается залог. Возможно обращение в рабство (кабалу) для отработки дол-

га.

Основа уголовного тарифа – цена человека – вознаграждение за убийство

взрослого здорового мужчины. Ставка платежа у древних ариев: 1 человек оце-

нивался в 100 голов скота (т.е. 100 золотых единиц). По Салической Правде

таксация строилась так: цена женщины составляла 1/2 от цены мужчины, цена

девушки – 1/2 от цены женщины, цена пожилой женщины – 1/3 от цены жен-

щины. Как правило, таксация была более дробной, детальной

В целом, примирение в военной экономике достигалось тем, что, в конеч-

ном счете, платит победитель, компенсируя разрушения, возвращая скальпы,

гербы, пленных.

Задания и упражнения:

1) Сопоставьте развитие форм стоимости и форм мести.

2) Найдите себе врага, т. е. человека, умышленно нанесшего вам ущерб.

Отомстите врагу, а затем примиритесь с ним.

3) По материалам СМИ приведите примеры действия обычая кровной

мести на Кавказе.

4) Прочтите Уголовный кодекс и опишите таксацию мер ответственности.

5) Каким образом, включая последнее десятилетие, решалась проблема

примирения после Второй мировой войны?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 717; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.