КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Гостеприимство
Счастье заботы о чужом. Гостеприимство – институт, обеспечивающий чужому прием и заботу. Развитые формы гостеприимства ориентированы на человека, прибывшего издалека, незнакомого или малознакомого, а наиболее простые, зачаточные формы наблюдаются при приеме хорошо знакомого гостя, соседа или родственника. Во Франции для женщин, умеющих изобретательно встретить, вкусно накормить, увлеченно занять гостя, установлена награда – почетный знак “Голубая лента”. Многие, вероятно, помнят с детства то чувство радостного нетерпения, которое охватывает при ожидании гостя. В представлениях многих народов его появление сулит счастье. «С гостем приходит счастье», – говорили кабардинцы. Для гостя предназначено лучшее из того, что есть дома. Каждая семья старается приберечь хоть что-нибудь для неожиданных гостей. Что укрыто от гостя, при- надлежит дьяволу. У адыгов существовал обычай засевать для гостей часть поля и держать специально для них определенное количество голов скота, которым хозяин вла- дел номинально, гости – реально. В любом хозяйстве есть «доля гостя», которая принадлежит ему по праву. Гость имеет в моем доме свою долю и вносит в дом изобилие. Зародышевую форму гостеприимства представляют собой кормления, призванные установить дружеские отношения с существами из чужого, враж- дебного мира. В дом приглашались умершие родственники, животные, природ- ных стихии (мороз, ветер, тучи). Цель приглашения – предотвратить посещение незваных гостей в неурочное время. В ряде языков “гость” и “чужак_______” обозна- чаются словами одного и того же корня. Слово, обозначающее гостя, может от- носиться также и к богу (русское “гость” родственно “господин” и “господь”), но может обозначать и недобрых людей, незваных посетителей, воров. Прише- лец может оказаться и Богом, наделяющим счастьем и долей, и врагом, готовым лишить их (ср. хевсурскую пословицу: “Жди гостя и смерти”). Все эти муки распознавания сменяются душевным равновесием, когда пришелец становится гостем. Гостеприимство обосновывается представлением о том, что Бог в челове- ческом облике ходит по земле. Осетины встречают гостя словами: “Гость – Бо- жий гость”. Каждый знакомый и тем более незнакомый посетитель мог оказать- ся посланником Бога или самим Богом, принявшим человеческий облик. Гостеприимство помогало выжить. В черный год, когда не хватает пищи, нивх отправляется в гости, зная, что со временем ему отплатят тем же. Отправ- ляясь в дальний путь, скотоводы не брали с собой запаса провизии: они знали, что в любой юрте их накормят и напоят, а если понадобится, то дадут лошадь или верблюда. На Северном Кавказе феодально-зависимые крестьяне кормили и обслу- живали челядь гостя своего феодала, а сами феодалы подолгу гостили у васса- лов. В наиболее общем случае гость ведет себя пассивно: принимает угощения и подарки, знаки внимания, но не проявляет существенной инициативы. На- пример, у адыгов вставать без нужды со своего места, выходить без сопровож- дения из кунацкой во двор, заглядывать на кухню, где готовят угощения, заго- варивать с домашними считалось не вполне пристойным. У многих народов считалось крайне неприличным, чтобы гость вмешивался в семейные дела хо- зяина. Пассивность, неподвижность гостя соответствуют его высокому статусу. Во многих традициях хозяину полагалось стоять в присутствии гостя и есть только после него или только ту пищу, которую передавал гость. В начале ХХ века у белорусов Могилевской губернии во время семейных праздников гостей рассаживали по старшинству, причем старейшие родственники и почетные ли- ца из местных жителей занимали места «на куте», а хозяин и хозяйка прислу- живали гостям. В самых разных традициях обязательный, принудительный характер име- ет трапеза, и гость не может отказаться от нее, чтобы не обидеть хозяев. У мно- гих народов считалось обязательным, чтобы хозяева упрашивали гостей есть. Где хозяйка не понукает гостей, там молодые люди, а особенно женщины, сты- дясь есть, выходят из-за стола полуголодные. У нивхов во время медвежьего праздника величайшей честью для хозяина считается накормить гостей до пре- сыщения. Любезность доводится до того, что когда гость, объевшись жировой похлебки, начинает изрыгать ее обратно, хозяин почтительно подставляет рот и выпивает изрыгаемое. Считалось приличным, в случае необходимости, попросить постель или еду для гостя у соседа, поскольку гость считался как бы общим. Чукчи утвер- ждали, что хозяин должен сохранить доброжелательное отношение к гостю, даже если тот его побьет. Хозяин должен был в случае необходимости жертво- вать для гостя жизнью. С особым почетом относились к гостям, прибывшим издалека. Такой гость был в центре внимания семьи и не оставался в одиночестве. Его сажали на почетное место, с ним беседовали, для него приглашали родственников и сосе- дей, его развлекали, дарили подарки и старались всячески угодить. При приеме гостей мы несем определенные затраты, но со временем эти затраты компенсируются. Завершение одного гостевого цикла сопровождается началом другого гостевого цикла. Куначество (от тюркс. кунак – гость) проявляется в гостеприимстве по отношению к знакомым и постоянно, тогда как гостеприимство оказывается любому человеку и единовременно. На Северном Кавказе каждый горец имел кунацкую – специальное помещение для гостей. У некоторых адыгских дворян и князей стол в кунацкой был постоянно накрыт в ожидании случайного гостя, и блюда сменялись трижды в день. Кабардинцы держали в кунацкой поднос с мясом, пастой и сыром: “пища того, кто придет”. Д. Белл, пребывавший в Черкесии в конце 1830-х годов, рассказывал, как однажды старик-хозяин дома, придя к нему в кунацкую, сказал: «Ты мой сын, и этот дом уже больше не мой дом, а твой». Гость как бы вступает во временное родство с хозяином дома, и даже не только с ним, но и со всем его родом. В другой раз после прибытия Дж. Белла хозяин дома «своей собственной рукой принес в жертву молодого быка в знак скрепления братских уз между нами, и мне говорят, что я теперь должен считаться во всех отношениях одним из чле- нов его семьи, которого они обязаны как такового почитать и уважать». У состоятельных адыгов для гостей строили за оградой отдельный дом, чтобы всякий приезжий мог без стеснения и затруднения заехать в этот дом. Гостевой дом являлся также своеобразным клубом, где собиралась молодежь, исполнялись музыка и танцы, происходил обмен новостями. Проксения. В гомеровский период греческой истории широкое распро- странение получили отношения гостеприимства между частными лицами (ксе- ния). Частное лицо оказывало покровительство приезжему иноземцу, защищало его интересы в своем полисе, ходатайствовало о его делах. Отношения частного гостеприимства становились обычно взаимными и передавались по наследству. С укреплением связей между полисами возникла потребность иметь в другом полисе постоянного покровителя, который мог бы оказать услуги при- бывающим мореплавателям, послам, художникам, певцам и т. д., обеспечить послам сношения с властями, дать купцам юридическую защиту в чужом горо- де, даже если они не связаны узами личного гостеприимства ни с кем из его граждан. Поскольку при автаркии полисов иностранец не мог защищать инте- ресы своего государства в чужой стране (он был бесправным за пределами ро- дины), стали прибегать к услугам коренных граждан, которые принимали на себя обязанность оказывать гостеприимство и всякое содействие не только от- дельным _______лицам, но и всему коллективу граждан какого-либо полиса. Так из обычая частного гостеприимства постепенно развивалось гостеприимство пуб- личное – проксения. Государство заключало от своего лица (от лица всей граж- данской общины) договор о гостеприимстве с одним из граждан какого-то час- то посещаемого полиса. Демосфен, например, был проксеном фиванцев. Публичный гостеприимец покровительствовал иностранному государству и его гражданам в суде, обеспечивал иноземцам допуск в храмы для соверше- ния религиозных обрядов в чужом городе, присутствовал как свидетель при со- вершении некоторых гражданских актов, например при составлении завещания; проксен оказывал всяческое содействие купцам, прибывающим в его родной город. За предоставляемые услуги греческие государства могли жаловать про- ксену следующие привилегии: 1) неприкосновенность, безопасность проксена и его имущества, гарантируемая полисом в мирное время и в случае войны с его собственным государством; 2) имущество проксенов находилось под защитой государств, связанных с ними; 3) проксен, являясь простатом иностранного го- рода на своей родине, сам в этом городе мог обходиться без покровителя; 4) по- кидая родину из-за превратностей судьбы проксен мог эмигрировать в связан- ное с ним государство, приобретая там полное гражданство; 5) проксенам пре- доставлялось освобождение от обложения налогами и пошлинами; 6) проксены получали право собственности на землю и дом, право пастбища; 7) публичные гостеприимцы получали право занимать почетные места на представлениях, их торжественно перед всем народом награждали золотыми венками. Гостевая экономика. Древнерусские города возникали как центры отды- ха для купеческих караванов. Города назывались “гостищами” и “погостами” – от слова “гость” (купец). Гостевой характер русских городов вызвал к жизни и само русское государство. Пришли варяги-гости и остались навсегда, поправ правила гостеприимства. Собирание в гости – это _______целая ритуал, во время которой человек собира- ется с духом, меняется в лучшую сторону и готовит себя к тому, чтобы быть лучше, чем обычно. Собирание в гости задавало определенную дистанцию ме- жду людьми и приучало смотреть на себя со стороны. Фигура гостя ставила хо- зяина в положение, когда он вынужден делить всех присутствующих на “сво- их”, домочадцев, и “чужих”, приглашенных. Причем, к чужим – к гостям – хо- зяин должен относиться с большей заботой, чем к своим. Гостевое угодничество воспринималось иногда как рабское поведение. Хозяева были рады угодить гостям. Гость, может быть, и обнаглел, но он все- таки гость и когда-нибудь уйдет сам по себе. Русским надо много времени, что- бы увидеть в госте врага. В гостевой экономике все люди на Земле – гости; главный человек – гость, главное занятие – принимать гостей и ходить в гости. Ходить в гости, хо- дить туда-сюда, уходить от себя и приходить в себя после гостей. В гости идут не спрашивая “зачем”: просто надо куда-то идти. Атом российской экономики – “круг гостей”. Гостя не кормят чем подешевле, на гостя тратятся. В гостевой экономике техника ориентируется на забаву гостей. Для развития техники нет иного сти- мула, чем удивление званых и незваных (во время войны) гостей. Русский во- енно-морской флот вырос из “потешного флота” молодого Петра. Освоение космоса неэкономично, затратно, но сколько радости и гостей! Задания и упражнения: 1) Почему русская поговорка гласит: «Незваный гость – хуже татарина»? 2) Распишите на календарный год фазы гостевого цикла для круга ваших гостей. 3) Представьте туризм и гостиничный бизнес как индустрию гостепри- имства. 4) Какие элементы института гостеприимства практикуются в современ- ном бизнесе? 5) Что у вас имеется в доме необходимое для приема гостей?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1160; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |