КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Домашний труд
ЧАСТЬ II. ОРГАНИЗАЦИЯ ДОМАШНЕГО ХОЗЯЙСТВА ГЛАВА I. Домохозяйство Домашнее хозяйство есть сложная система кооперации и разделения до- машнего труда. Половое разделение труда. Разделение домашнего труда возникает в по- ловом акте. Характер полового разделения труда связан с частыми беременно- стями крестьянок, необходимостью грудного вскармливания и ухода за мла- денцами. Детей не отрывали от груди лет до 4 лет. Большую часть своей жизни женщины либо были беременны, либо кормили грудью новорожденных. Они были вынуждены заниматься уходом за детьми, поддержанием огня, хранением и приготовлением пищи. На крестьянку ложились заботы о коровах, молодняке, свиньях, молочном хозяйстве, домашней птице, огороде, а также о выращива- нии корнеплодов (картофеля), мака и льна. К ним добавлялись приготовление пищи, выпечка хлеба, переработка молока в масло и сыр, консервирование мя- са, плодов и капусты, ежедневные варка обеда и стирка белья. Разделение труда между полами основано на обособлении полов в быту, хозяйстве, общественной жизни и идеологии. У первобытных племен не разре- шалось, чтобы женщина дотрагивалась до мужских орудий труда, а мужчина – до женских. У индийского племени тода женщины не должны были подходить к домашнему скоту и даже ходить по тропинкам, ведущим к доильням. Мужчи- ны имели свои обряды, религиозно-магические культы, иногда даже тайные языки, женщины – свои. Существовали специфически мужские и специфически женские обязанности и привилегии. На основе жесткого межполового разделения труда и связанного с ним общего обособления мужчин и женщин возникали их разные социально- бытовые статусы. Так, охотники распределяли мясо крупного зверя внутри це- лой группы и потому имели больше власти и престижа. В обязанности жены входило хранение и сбережение запасов зерна. В некоторых регионах крестьянки имели исключительное право входить в хлеб- ные амбары. У женщин хранились ключи от сундуков и ларей с продовольст- венными запасами семьи. В соответствии с полом делились и доходы. Если крестьянину полагалась выручка от зернового хозяйства и продажи скота, то крестьянка распоряжалась менее значительными доходами от продажи молочных продуктов, яиц и птицы. Выручка от продажи была её единственным регулярным денежным доходом. Он служил для покупки необходимых предметов потребления (соли, ткани), для удовлетворения нужд женщин и детей. Ограниченность рыночных возмож- ностей женщины отчасти компенсируется заметно большими властными пол- номочиями в решении вопросов домашнего хозяйства Перераспределение домашнего труда. Мужчинам предназначались те виды деятельности, которые требовали: а) пребывания вдали от дома, б) более высокого риска, в) большей физической силы (пашня, луг, лес и упряжные жи- вотные). Деятельность вне дома почти всегда отводилась мужчинам. Там, где вблизи от дома собирались женщины, занимавшиеся необходимой для семьи и хозяйства работой, как правило, возникали специфические женские формы об- щественной жизни (посиделки за прялкой, базары, где продавали яйца и птиц). Женщины всегда исполняли не связанную или мало связанную с товар- ным производством работу или участвовали в ней вместе с мужчинами в соот- ветствии с критериями близости к дому и физической силы. Если работа, ранее исполнявшаяся исключительно или в том числе жен- щинами, принимала товарный характер (и механизировалась), приносила доход и тем самым повышала общественный статус работавшего, она становилась мужской. Так, например, в замкнутом крестьянском хозяйстве сыроделие было типично женской работой. Развитие капитализма в специализированных коопе- ративах и переход к производству твёрдых сыров, годных для торговли, сопро- вождались начавшейся в XVI в. маскулинизацией сыроделия. Чем большей затраты сил требует работа, тем вероятнее она будет выпол- няться мужчинами. Чем тоньше работа, чем больше ловкости она требует и чем монотоннее, тем вероятнее, что её будут делать женщины. Чем сложнее исполь- зуемые для работы орудия и машины, тем значительнее участие мужчин. Про- фессионализация сельскохозяйственных работ часто сопровождалась их маску- линизацией. Индустриализация сравняла функциональную значимость половых раз- личий. Женщины пользовались большим спросом и вовлекались в промышлен- ность, тогда многие мужья вынуждены были сидеть с детьми. В начале XIX в. большинство лионских младенцев отдавали кормилицам, только один из 30 па- рижских младенцев вскармливался матерью. Неспособность мужчин выкарм- ливать ребенка стала менее значимой с 1910 г., когда технология пастеризации молока позволила выкармливать детей искусственным способом. Домашний и рыночный труд. Для супругов действует общее правило: увеличение трудового бремени в одной сфере труда приводит к экономии уси- лий в другой сфере. В США в середине 1970-х трудовая нагрузка мужчин была 54,4 ч., а у женщин – 51, 6 ч. У мужчин рыночный труд занимал 40,18 ч., а до- машний – 23, 49 ч. У женщин рыночный труд занимал 16,73 ч., а домашний труд – 34, 85 ч. Труд в семье распределяется между супругами неравномерно. Тяготы рыночной занятости больше выпадают на долю мужчины, а домашние хлопоты в большей степени ложатся на женщину. Суммарная трудовая нагрузка женщин (домашняя и рыночная) макси- мальна при частичной занятости. Женщины, работающие полный рабочий день, экономят силы на домашнем труде, профессиональные домохозяйки – на труде вне дома. Что же касается частичной занятости, то она не дает женщине в гла- зах супруга ни материальных, ни моральных оснований претендовать на пере- распределение семейных обязанностей Освобождение жены от рыночного труда наиболее эффективно демонст- рирует социальный статус мужа. Но домашняя нагрузка женщин примерно вдвое превышает мужскую, что дало основания говорить о домашней эксплуа- тации. Мужчина-руководитель больше времени проводит на работе, значительно меньше внимания уделяет домашним обязанностям, и, соответственно, его доля в рыночном труде выше, а в домашнем — ниже. Если женщина оказывается ру- ководителем, ей, конечно, приходится больше времени проводить на службе, но ее домашняя нагрузка не снижается. Увеличение оплачиваемой занятости по- зволяет женщине снять с себя часть домашних обязанностей (ее доля в домаш- нем труде снижается), но эти обязанности не перекладываются на плечи муж- чины (его домашняя занятость возрастает только относительно, а не абсолют- но). Эти домашние обязанности “подвисают”, возможно, в ущерб домашнему благополучию и комфорту или подхватываются другими членами семьи (сест- рами или бабушками). При поддержке находящихся дома других взрослых членов семьи, оба супруга могут спокойно увеличивать свою рыночную занятость, которая воз- растает в этом случае и по количеству рабочих часов, и по удельному весу в общей трудовой нагрузке каждого из супругов. При этом для женщины важно наличие хотя бы одного взрослого человека, рост их числа в ее рыночной заня- тости ничего не меняет. Увеличение рыночного труда происходит за счет со- кращения домашних обязанностей. Супруги примерно в равной мере выигры- вают от родственной поддержки и получают возможность перераспределить свои усилия в пользу оплачиваемой занятости С появлением детей занятость на рынке труда и в домашнем хозяйстве возрастает как у женщины, так и у мужчины: больше времени уделяется до- машним обязанностям и рыночному труду для поддержания привычного уров- ня жизни. Серьезного перераспределения трудовых затрат между супругами не наблюдается. По мере перехода к старшим возрастным группам вовлеченность в до- машний труд обоих супругов снижается, особенно у женщин. Перераспределе- ния домашнего труда между супругами. Жесткое разделение труда между полами, когда женщины специализиру- ются на деятельности в домашнем секторе, а мужчины – в рыночном, Г. Беккер объясняет сравнительной эффективностью человеческих инвестиций. У того, кто занят своей профессиональной деятельностью полный день, уровень отдачи образования будет много выше, чем у того, кто уделяет ей лишь половину дня, а, допустим, другую посвящает домашним заботам. Поэтому достаточно не- больших исходных различий между полами, естественного происхождения (женщины обладают лучшими возможностями в выкармливании детей) или со- циального (в некоторых профессиях предпочтение отдается мужчинам), чтобы побуждать их специализироваться на накоплении человеческого капитала како- го-то одного типа – повышающего производительность либо преимущественно дома, либо преимущественно на рынке. Репродуктивный цикл отнимает у жен- щины время и силы, которые мужчина использует в других сферах жизни, об- гоняя женщину. Конечным результатом подобной специализации оказывается жесткая система полового разделения труда и устойчивый разрыв в производи- тельности и оплате труда мужчин и женщин. Помощничество. Дети увеличивают доход семей, освобождают родите- лей от части обязанностей, дают уверенность в обеспеченной старости, так как не подвержены инфляции. Родители _______вкладывают средства в подрастающих де- тей, надеясь, что когда дети вырастут, родительский труд будет отчасти возна- гражден. Родители тратят средства, пока молоды и сильны, а с наступлением старости и немощи черпают из прежних инвестиций. Младшие дети помогают старшим, разгружая их. Нянчат братьев и сес- тер. Одинокому человеку, живущему в Бангладеш до 90% своего времени при- ходиться затрачивать на выполнение домашней работы, которую обычно вы- полняют женщины и дети. У яноама Венесуэлы и Бразилии отцы делают для своих сыновей малень- кие луки, и мальчики в возрасте 5–7 лет охотятся сначала на мелких птиц, позднее на более крупных, чтобы стать в будущем хорошими охотниками. В 10–11 лет мальчики становятся помощниками взрослых мужчин. Они сопрово- ждают их на охоту и рыбную ловлю, выполняя различные сравнительно легкие, но необходимые работы. Подростки иногда предпринимают и самостоятельные охотничьи поездки, но только с одобрения своих отцов. Девочки 4–5 лет помо- гают своим матерям носить хворост для костра и воду или нянчат младших братьев и сестер. Став постарше, девочки носят своих младших братьев и сес- тер, выделывают кожу, шьют одежду. Примерно с 12 лет девочки обычно вы- полняют те же хозяйственные работы, что и взрослые женщины. В Уганде для относительно преуспевающего скотовладельца, чье стадо состоит из 100–150 голов крупного рогатого скота, 100 овец и коз и нескольких ослов, необходимо иметь не менее 6 помощников – мальчиков-пастухов в воз- расте от 6 до 25 лет. Владелец большого стада, имеющий одного двух сыновей должен объединяться и делиться с владельцем небольшого стада, у которого много сыновей. В доиндустриальных обществах дети становились источником дохода. Массовое образование меняет направление этих потоков: возможности детей трудоустроиться вне дома уменьшаются. Когда дети не могут зарабатывать, то стоимость их воспитания существенно увеличивается из-за стоимости образо- вания. Школьное образование ведет к тому, что родители более не могут распо- ряжаться трудом детей. Задания и упражнения: 1) Какие виды домашних работ основная масса мужчин выполняет значи- тельно хуже женщин? 2) Какие виды труда, выполняемые членами крестьянской семьи, не отно- сятся к домашнему труду? 3) Какие виды домашнего труда дети готовы более охотно выполнять, чем взрослые? 4) Домохозяйки часто называют свой домашний труд “невидимым”. Ка- ковы существенные характеристики такого рода экономической деятельности? 5) На каком этапе жизненного цикла относительная ценность домашнего труда по сравнению с рыночным трудом значительно возрастает?
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1477; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |