Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Семейный бизнес




Семья как бизнес. Большинство отечественных компаний начинались

как семейный бизнес. При расширении бизнеса многие фирмы утрачивают свой

статус семейных предприятий, но, открывая собственное дело, необходимо

опираться на близких и проверенных людей.

Семейные предприятия составляют значительную, если не большую эко-

номически активную часть малых предприятий в целом, а успешных малых

предприятий – особенно. Западные исследователи обнаружили, что 68% малых

предприятий составляют семейные предприятия. Масса успешных компаний

начинали свой путь как “семейная” торговая марка (“Форд”, “Давыдофф”).

Семейный бизнес в России берет начало с развития ремесленничества и

создания первых малых предприятий. Современный семейный бизнес стоит на

пороге создания семейных кланов, ветви которого непрерывно разрастаются,

экономические, деловые и семейные отношения смешиваются и переплетаются.

При этом очень важно сохранить между собой не только прочные деловые свя-

зи, но и добрые родственные отношения. Совместный бизнес может погубить

семью, а семейные отношения – бизнес. Поэтому, когда совладельцами бизнеса

являются супруги, успех бизнеса и благополучие в семье взаимозависимы.

Раньше семейным парам не советовали работать в одной организации, им

было запрещено работать в одном подразделении. Сейчас считают, что семей-

ный бизнес хорошо себя зарекомендовал: все работают на партнерских основа-

ниях, спорные вопросы решаются дома общим голосованием, доверие – основа

ведения дел.

Наложение на бизнес-структуру связей семьи дает мощный импульс

предпринимательской активности, обеспечивает адаптивность и устойчивость

семейного бизнеса, его организационное единство. Фирма, в которой работают

родственники, – это та же семья, в которой каждый занимает свою нишу и име-

ет высокий уровень мотивации. Семейная фирма дает возможность приобщения

к труду детей, членов семьи, которые с трудом могут работать вне семьи. В

идеале супруги дополняют друг друга в своем бизнесе.

Семейные ресурсы и бизнес-эффекты. Очень многие семейные фирмы

создавались людьми, не имевшими стартового капитала. Сегодня средняя семья

располагает следующими возможностями:

• наличие излишков какой-либо площади или возможности использовать

имеющуюся площадь под свое дело: гараж, дача, квартира (детский сад на до-

му; разведение кур, перепелок, кроликов на даче; ремонт автомобилей в гараже

и т. д.)

• способность членов семьи или партнеров по бизнесу профессионально

выполнять какую-либо работу и обучить этому других (репетиторство, уборка

помещений и т. д.);

• домашние _______средства труда;

• желание членов семьи или партнеров посвятить себя занятию, ставшему

основой предпринимательства;

• личные накопления, деньги, одолженные у друзей, средства, которые

вам могут предложить родители;

• средства от сдачи на время в аренду какой - либо площади (дачи, квар-

тиры, гаража и т. д.);

• банковский кредит под приватизированную квартиру;

• дотация на развитие предпринимательства в том случае, если до начала

своего дела вы имели статус безработной;

• дотации на мелкий бизнес из тех источников поддержки предпринима-

тельства, которые реально существуют в регионе.

Организация собственного дела дает следующие преимущества:

1) Независимость от внешнего контроля и возможность заниматься лю-

бимым делом. Мелкий предприниматель автономен и это позволяет ему распо-

ряжаться своим временем, что немаловажно для семейной женщины.

2) Малый бизнес – источник дохода.

3) Удачный, хорошо налаженный бизнес обеспечит достойную жизнь не

только вам, его создателю, но может перейти по наследству, стать источником

дохода для поколений.

Организуя домашний или семейный бизнес – вы укрепляете свою семью.

Ведь вашими надежными и лучшими помощниками станут родные и близкие

вам люди – им вы можете поручить ответы по телефону, распространение рек-

ламы, продажу товара, ведение карточек и отчетности. Важно только, чтобы

члены семьи, включенные в ваш бизнес, выполняли, по возможности, ту часть

работы, которая им больше всего подходит.

Семейные риски. Поначалу бизнес не приносит дохода, а создает дефи-

цит времени, денежных средств, свободного общения. По оценкам до 70 % ма-

лых предприятий прекращает свою деятельность в течение трех лет после ее

начала. Самый большой риск – риск разориться. Поэтому следует придержи-

ваться правила – никогда не рисковать большим, чем вы готовы потерять.

Основной проблемой семейного бизнеса может стать распределение ро-

лей. У мужа-директора часто возникают проблемы с женой-подчиненной. Не-

желание _______исполнять приказы с одной стороны и желание решать все лично с

другой стороны часто ведет к спорам и дезинтеграции бизнеса. В ситуациях,

когда действовать надо решительно и мгновенно и дорога каждая минута, про-

является невозможность принятия незамедлительного решения и время бывает

упущено, что ведет к снижению потенциальной прибыли.

Кроме того, ключевые посты в фирме часто занимают родственники, на-

дежные люди, но не имеющие специальной подготовки, а потому способные

допускать непоправимые ошибки в управлении. Практически невозможно уво-

лить сотрудника, пусть не очень трудолюбивого, но принадлежащего к семей-

ному клану. Кадровая политика малых семейных фирм нацелена на то, чтобы

не допустить наемных специалистов к управлению, особенно к финансам. Ведь

нередки случаи, когда бывшие управляющие семейных фирм основывали свое

дело, уводя клиентов с предыдущего места работы. Семья, будучи коллектив-

ным собственником, всячески противится инновациям, что также затрудняет

работу наемных управляющих.

Для семьи важны и такие проблемы: 1) хронический недостаток оборот-

ных средств, а значит трудности с приобретением материалов, оборудования; 2)

малому предпринимателю сложно получить кредит, поэтому необходимо четко

планировать расходы, улучшать качество продукта, развиваясь в ограниченных

рамках; 3) погруженность в дела своего бизнеса, что угрожает отставанием от

конкурентов, потерей контактов.

Задача наследования. В большинстве случаев старшее поколение нелег-

ко сдает свои позиции в управлении фирмой. Вопрос преемственности является

очень щекотливым для семейного бизнеса. Многие предприниматели вообще не

задумываются над этим. Другие собираются передать семейный бизнес сыну,

без учета его способностей, возможностей и специальной подготовки, тогда как

передачу дел надо готовить заблаговременно и выбирать преемника тщательно,

так как от него зависит дальнейшее процветание и успех бизнеса, в который

уже было вложено столько сил и труда.

В Германии сегодня владельцы примерно 300 тысяч малых и средних

предприятий ищут достойного преемника. Из трудовой жизни сейчас уходит

самое массовое – послевоенное – поколение отцов-основателей. Владельцам со-

тен тысяч малых и средних предприятий приходиться отдавать дело всей своей

жизни в чужие руки, потому что их собственные дети наотрез отказываются

продолжать семейный бизнес. Еще лет двадцать назад в Германии бесперебой-

но действовала традиционная схема: семейное предприятие переходило от отца

к сыну. Однако времена изменились, и сегодня дети владельцев малых и сред-

них предприятий всё чаще и чаще наотрез отказываются продолжать семейный

бизнес – они предпочитают заниматься компьютерами, делать карьеру в рек-

ламном или туристическом бизнесе, заниматься современным, модным и пре-

стижным.

Этот социальный феномен может породить серьезные народнохозяйст-

венные проблемы. Средний и малый бизнес обеспечивает работой большинство

населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально-

техническому обучению молодежи. Если 300 тысяч хорошо работающих фирм

попадут в неумелые руки, пошатнутся и в конечном счете разорятся, то поло-

жение на рынке труда резко ухудшится. Правительство Германии сейчас актив-

но рекламирует различные программы государственной поддержки начинаю-

щих бизнесменов, готовых перенять фирмы у оказавшихся без наследников

предпринимателей.

Отцы-основатели семейных фирм оказались совершенно неподготовлен-

ными к возникшей проблеме. Когда человек работает на своем предприятии не-

сколько десятков лет, то совершенно естественно, что со временем возникает

ощущение, что так будет продолжаться вечно. Времени подумать о будущем

просто нет – в маленькой фирме хозяину приходится всё делать самому. В пять

утра он запускает станки, потом рассылает деловые предложения, затем ведет

переговоры с клиентами, вечером просматривает бухгалтерские отчеты и домой

возвращается не раньше полуночи. При таком ритме жизни он, конечно же,

просто отгоняет от себя любые мысли о том, кому когда-нибудь всё это доста-

нется. Поняв, что детей отцовский бизнес не интересует, он заблаговременно

начал искать себе замену на стороне.

Типичное желание отца-основателя – чтобы у него купили сразу целиком

всё предприятие. Желательно полгода бок о бок поработать вместе с новым че-

ловеком, дать ему полезные советы, познакомить с клиентами и поставщиками,

разъяснить ему все особенности фирмы. Владелец фирмы стремится быть уве-

ренным в том, что предприятию – его детищу – суждена долгая жизнь и что оно

доставит радость преемнику. Это и долг перед многолетними клиентами.

Отцам-основателям семейных фирм приходится смириться с тем, что их

фирмы умрут вместе с ними. Собственникам семейных фирм следует заблаго-

временно подумать о его передаче.

Задания и упражнения:

1) Какую роль родоплеменные кланы играют в экономической жизни

республик Среденей Азии и Кавказа?

2) Каким образом семейная модель применяется при развитии корпора-

тивного бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона?

3) На примере купеческих династий охарактеризуйте структуру торгового

дома и распределение основных хозяйственных фунций между членами купе-

ческой семьи.

4) Собираетесь ли вы продолжить дело своих родителей?

5) Проанализируйте судьбу семейного бизнеса ваших знакомых.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 604; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.033 сек.