КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Семейный бизнес
Семья как бизнес. Большинство отечественных компаний начинались как семейный бизнес. При расширении бизнеса многие фирмы утрачивают свой статус семейных предприятий, но, открывая собственное дело, необходимо опираться на близких и проверенных людей. Семейные предприятия составляют значительную, если не большую эко- номически активную часть малых предприятий в целом, а успешных малых предприятий – особенно. Западные исследователи обнаружили, что 68% малых предприятий составляют семейные предприятия. Масса успешных компаний начинали свой путь как “семейная” торговая марка (“Форд”, “Давыдофф”). Семейный бизнес в России берет начало с развития ремесленничества и создания первых малых предприятий. Современный семейный бизнес стоит на пороге создания семейных кланов, ветви которого непрерывно разрастаются, экономические, деловые и семейные отношения смешиваются и переплетаются. При этом очень важно сохранить между собой не только прочные деловые свя- зи, но и добрые родственные отношения. Совместный бизнес может погубить семью, а семейные отношения – бизнес. Поэтому, когда совладельцами бизнеса являются супруги, успех бизнеса и благополучие в семье взаимозависимы. Раньше семейным парам не советовали работать в одной организации, им было запрещено работать в одном подразделении. Сейчас считают, что семей- ный бизнес хорошо себя зарекомендовал: все работают на партнерских основа- ниях, спорные вопросы решаются дома общим голосованием, доверие – основа ведения дел. Наложение на бизнес-структуру связей семьи дает мощный импульс предпринимательской активности, обеспечивает адаптивность и устойчивость семейного бизнеса, его организационное единство. Фирма, в которой работают родственники, – это та же семья, в которой каждый занимает свою нишу и име- ет высокий уровень мотивации. Семейная фирма дает возможность приобщения к труду детей, членов семьи, которые с трудом могут работать вне семьи. В идеале супруги дополняют друг друга в своем бизнесе. Семейные ресурсы и бизнес-эффекты. Очень многие семейные фирмы создавались людьми, не имевшими стартового капитала. Сегодня средняя семья располагает следующими возможностями: • наличие излишков какой-либо площади или возможности использовать имеющуюся площадь под свое дело: гараж, дача, квартира (детский сад на до- му; разведение кур, перепелок, кроликов на даче; ремонт автомобилей в гараже и т. д.) • способность членов семьи или партнеров по бизнесу профессионально выполнять какую-либо работу и обучить этому других (репетиторство, уборка помещений и т. д.); • домашние _______средства труда; • желание членов семьи или партнеров посвятить себя занятию, ставшему основой предпринимательства; • личные накопления, деньги, одолженные у друзей, средства, которые вам могут предложить родители; • средства от сдачи на время в аренду какой - либо площади (дачи, квар- тиры, гаража и т. д.); • банковский кредит под приватизированную квартиру; • дотация на развитие предпринимательства в том случае, если до начала своего дела вы имели статус безработной; • дотации на мелкий бизнес из тех источников поддержки предпринима- тельства, которые реально существуют в регионе. Организация собственного дела дает следующие преимущества: 1) Независимость от внешнего контроля и возможность заниматься лю- бимым делом. Мелкий предприниматель автономен и это позволяет ему распо- ряжаться своим временем, что немаловажно для семейной женщины. 2) Малый бизнес – источник дохода. 3) Удачный, хорошо налаженный бизнес обеспечит достойную жизнь не только вам, его создателю, но может перейти по наследству, стать источником дохода для поколений. Организуя домашний или семейный бизнес – вы укрепляете свою семью. Ведь вашими надежными и лучшими помощниками станут родные и близкие вам люди – им вы можете поручить ответы по телефону, распространение рек- ламы, продажу товара, ведение карточек и отчетности. Важно только, чтобы члены семьи, включенные в ваш бизнес, выполняли, по возможности, ту часть работы, которая им больше всего подходит. Семейные риски. Поначалу бизнес не приносит дохода, а создает дефи- цит времени, денежных средств, свободного общения. По оценкам до 70 % ма- лых предприятий прекращает свою деятельность в течение трех лет после ее начала. Самый большой риск – риск разориться. Поэтому следует придержи- ваться правила – никогда не рисковать большим, чем вы готовы потерять. Основной проблемой семейного бизнеса может стать распределение ро- лей. У мужа-директора часто возникают проблемы с женой-подчиненной. Не- желание _______исполнять приказы с одной стороны и желание решать все лично с другой стороны часто ведет к спорам и дезинтеграции бизнеса. В ситуациях, когда действовать надо решительно и мгновенно и дорога каждая минута, про- является невозможность принятия незамедлительного решения и время бывает упущено, что ведет к снижению потенциальной прибыли. Кроме того, ключевые посты в фирме часто занимают родственники, на- дежные люди, но не имеющие специальной подготовки, а потому способные допускать непоправимые ошибки в управлении. Практически невозможно уво- лить сотрудника, пусть не очень трудолюбивого, но принадлежащего к семей- ному клану. Кадровая политика малых семейных фирм нацелена на то, чтобы не допустить наемных специалистов к управлению, особенно к финансам. Ведь нередки случаи, когда бывшие управляющие семейных фирм основывали свое дело, уводя клиентов с предыдущего места работы. Семья, будучи коллектив- ным собственником, всячески противится инновациям, что также затрудняет работу наемных управляющих. Для семьи важны и такие проблемы: 1) хронический недостаток оборот- ных средств, а значит трудности с приобретением материалов, оборудования; 2) малому предпринимателю сложно получить кредит, поэтому необходимо четко планировать расходы, улучшать качество продукта, развиваясь в ограниченных рамках; 3) погруженность в дела своего бизнеса, что угрожает отставанием от конкурентов, потерей контактов. Задача наследования. В большинстве случаев старшее поколение нелег- ко сдает свои позиции в управлении фирмой. Вопрос преемственности является очень щекотливым для семейного бизнеса. Многие предприниматели вообще не задумываются над этим. Другие собираются передать семейный бизнес сыну, без учета его способностей, возможностей и специальной подготовки, тогда как передачу дел надо готовить заблаговременно и выбирать преемника тщательно, так как от него зависит дальнейшее процветание и успех бизнеса, в который уже было вложено столько сил и труда. В Германии сегодня владельцы примерно 300 тысяч малых и средних предприятий ищут достойного преемника. Из трудовой жизни сейчас уходит самое массовое – послевоенное – поколение отцов-основателей. Владельцам со- тен тысяч малых и средних предприятий приходиться отдавать дело всей своей жизни в чужие руки, потому что их собственные дети наотрез отказываются продолжать семейный бизнес. Еще лет двадцать назад в Германии бесперебой- но действовала традиционная схема: семейное предприятие переходило от отца к сыну. Однако времена изменились, и сегодня дети владельцев малых и сред- них предприятий всё чаще и чаще наотрез отказываются продолжать семейный бизнес – они предпочитают заниматься компьютерами, делать карьеру в рек- ламном или туристическом бизнесе, заниматься современным, модным и пре- стижным. Этот социальный феномен может породить серьезные народнохозяйст- венные проблемы. Средний и малый бизнес обеспечивает работой большинство населения страны и берет на себя основное бремя по профессионально- техническому обучению молодежи. Если 300 тысяч хорошо работающих фирм попадут в неумелые руки, пошатнутся и в конечном счете разорятся, то поло- жение на рынке труда резко ухудшится. Правительство Германии сейчас актив- но рекламирует различные программы государственной поддержки начинаю- щих бизнесменов, готовых перенять фирмы у оказавшихся без наследников предпринимателей. Отцы-основатели семейных фирм оказались совершенно неподготовлен- ными к возникшей проблеме. Когда человек работает на своем предприятии не- сколько десятков лет, то совершенно естественно, что со временем возникает ощущение, что так будет продолжаться вечно. Времени подумать о будущем просто нет – в маленькой фирме хозяину приходится всё делать самому. В пять утра он запускает станки, потом рассылает деловые предложения, затем ведет переговоры с клиентами, вечером просматривает бухгалтерские отчеты и домой возвращается не раньше полуночи. При таком ритме жизни он, конечно же, просто отгоняет от себя любые мысли о том, кому когда-нибудь всё это доста- нется. Поняв, что детей отцовский бизнес не интересует, он заблаговременно начал искать себе замену на стороне. Типичное желание отца-основателя – чтобы у него купили сразу целиком всё предприятие. Желательно полгода бок о бок поработать вместе с новым че- ловеком, дать ему полезные советы, познакомить с клиентами и поставщиками, разъяснить ему все особенности фирмы. Владелец фирмы стремится быть уве- ренным в том, что предприятию – его детищу – суждена долгая жизнь и что оно доставит радость преемнику. Это и долг перед многолетними клиентами. Отцам-основателям семейных фирм приходится смириться с тем, что их фирмы умрут вместе с ними. Собственникам семейных фирм следует заблаго- временно подумать о его передаче. Задания и упражнения: 1) Какую роль родоплеменные кланы играют в экономической жизни республик Среденей Азии и Кавказа? 2) Каким образом семейная модель применяется при развитии корпора- тивного бизнеса в странах Азиатско-Тихоокеанского региона? 3) На примере купеческих династий охарактеризуйте структуру торгового дома и распределение основных хозяйственных фунций между членами купе- ческой семьи. 4) Собираетесь ли вы продолжить дело своих родителей? 5) Проанализируйте судьбу семейного бизнеса ваших знакомых.
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 640; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |