Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Полюдье




Потлач

Дар

Удача и неудача. Люди знатные и могущественные в наибольшей мере

обладают удачей. Величина этой силы внешне выражалась в таланте и способ-

ностях человека. Удача распространяется как на ее обладателей, так и на пред-

меты, которыми они владели – оружие, боевых коней, драгоценности.

Фамильные ценности хранятся в сундуке (ларце, шкатулке), украшенном

гербами, наделенном развитой индивидуальностью, который говорит, который

привязан к своему владельцу, хранящему его душу. Вещи семьи, будучи знаме-

ниты, имеют индивидуальные имена, личность, историю.

Счастливые предметы – особенно эффективные. Стрелой, которая хотя

бы раз не попала в цель, не пользуются. Предпочитают изготовлять новые стре-

лы, чем собирать зря потраченные старые. Стрела, попавшая в цель, приобрета-

ет двойную цену. Ею чаще пользуются, и она быстрее изнашивается. Ее цен-

ность переходит на другой предмет.

Следует искать общества тех, кого сопровождает удача, и избегать тех,

кого постигает неудача или несчастье. Люди инстинктивно становятся на сто-

рону того, кому везет, и стараются держаться поближе к нему. Люди рассчиты-

вают стать сопричастными его счастью: благодетельные влияния, сказываю-

щиеся на нем, распространяют свое действие и на спутников. В Судане хоро-

ший урожай приписывается счастью человека, который сажал или сеял. На сле-

дующий год все стремятся заполучить именно этих людей, предлагая им самую

высокую плату.

Неудачу надо скрывать. Неудачник – человек, приносящий беду. И его

наверняка ждет беда. Еще до несчастного случая этот человек был намеченной

жертвой дурных влияний. Вскоре обязательно последуют и другие беды. Вся-

кий, кто не устранится от несчастного, разделит его несчастье. Несчастный слу-

чай открывает собой целую серию других несчастных случаев и бед.

Малейшая неудача, малейший неуспех в начале какого-нибудь предпри-

ятия погружают человека в отчаяние, уныние, хотя он знает, что беда поправи-

ма. Человек боится упорствовать, доводить дело до конца. Впрочем, опасны по-

стоянная удача и неудача. Несчастный (счастливый) случай – знак и предтеча,

знамение последующих несчастий, если не предусмотреть особых мер. Защи-

тить способны только обереги (амулеты, талисманы), накапливаемые в форме

украшений и сокровищ. Обездоленность – лишенность амулетов.

Главная собственность, неприкосновенная и возбуждающая наибольшую

зависть – это собственность на имя и тотемический герб. Блюда, ложки, кото-

рые употребляют на торжествах, украшенные, резные, с эмблемой тотема клана

– это живые, волшебные вещи, делающие так, чтобы собственность накаплива-

лась.

Дарообмен – церемониальный обмен редких и уникальных благ, предме-

тов роскоши и украшений, ритуальных изделий и символов статуса. Подле-

жавшие обмену престижные вещи выражали и символизировали удачу.

Ценность дара заключалась не столько в самой вещи, сколько в связи, ко-

торая устанавливалась и поддерживалась между дарителем и одариваемым.

Связь устанавливалась по инициативе одной из сторон, которая предлагала дру-

гой стороне дар.

Отказ от дара рассматривался как оскорбление и приводил к вражде. В

допетровской Руси особая царская милость проявлялась в том, что царь воз-

вращал приносимые ему подарки. Попадая в руки царя и возвращаясь обратно,

вещь приобретает некое новое качество, становится воплощением преданности

подданного, с одной стороны, и царской милости – с другой.

Принятие дара накладывало на получателя обязательство ответного дара.

Отдар не должен был следовать немедленно за даром, ибо это могло быть рас-

ценено как стремление быстрее оборвать связь и, как следствие, вызвать враж-

ду. Но если дарополучатель слишком долго медлил с отдаром или если отдар

был несоизмеримо мал, то связь обрывалась, и даритель также превращался во

врага, что грозило войной. Если отдар происходил вовремя и был приблизи-

тельно равен дару, то за ним следовал новый дар, и все начиналось сначала.

Если отдариватель особо ценил эту связь, то в отдар он давал заведомо

больше, чем получил, и тем самым ставил первоначального дарителя в положе-

ние человека, обязанного _______отдаривать. Тот в свою очередь мог отдарить с избыт-

ком над полученным.

Достоинство возмещения в одной из исландских саг определяется так:

“Прими от меня этот плащ. Он послужит достойным возмещением за парус, по-

тому что он настолько же лучше других плащей, насколько твой парус лучше

любого паруса”. За разницу в статусе в придачу добавляется золотое запястье.

Высшее правило дара – запрет инцеста. Женщины исключаются из непо-

средственного жизнеобеспечения и предназначаются в дар дружественному ро-

ду.

Двойственность дара. Дар всегда – роковой дар. В основе дарообмена

лежала уверенность в том, что вместе с даримым имуществом переходит некая

частица сущности дарителя и получающий дар вступает в тесную связь с ним.

Если же дар не возмещен, то получивший его оказывается в зависимости от по-

дарившего. Приобретая дар от своего предводителя, воин не опасался этой за-

висимости, – наоборот, он стремился укрепить свои узы с вождем, надеясь по-

лучить вместе с подарком и удачу, которой был богат вождь. Подарок же дру-

гого человека, если он оставался неотплаченным, грозил утратой личной цело-

стности и свободы, мог привести даже к гибели получателя дара. Поэтому спе-

шили отдарить того, кто первым сделал подарок, либо уклонялись от его полу-

чения

Живая часть дара – дух вещи – ставит получателя в зависимость от дари-

теля. Превосходства дарителя над принимающим дар выражается в представле-

нии о том, что последний — нечто вроде раба, покуда он себя не выкупил (то-

гда «имя плохое», говорят индейцы хайда). Тлинкиты говорят, что «дары кла-

дут на спину принимающих их людей». Ради освобождения от этой зависимо-

сти получатель дара преподносит отдар большей ценности. Дары циркулируют

вместе с уверенностью, что они будут возмещены, имея в качестве гарантии си-

лу даваемой вещи, которая сама есть эта гарантия.

Секрет удачи и счастья в том, чтобы давать, не хранить. В поэтическом

сборнике жизненных поучений древних исландцев «Речи Высокого» говорится:

«Добра не жалей, что нажито было, не скорби о потере; что другу обещано, не-

друг возьмет – выйдет хуже, чем думалось».

Жертвовать собой, приобретать только для того, чтобы отдавать – источ-

ник подлинной выгоды. Одаривая, отдают себя, а отдают себя именно потому,

что именно себя вместе со своим имуществом “должны” другим. Даваемая

вещь воспроизводится в этом мире, а также последующих перерождения с

при(до)бавкой. Каждый должен сделать свои дни плодотворными, раздавая

пищу.

Создаваемые в дарообмене союзы относительно нерасторжимы. Постоян-

ство влияния обмениваемых вещей – способ, которым подгруппы сегментиро-

ванных архаических обществ постоянно встраиваются одна в другую, во всем

чувствуя себя в долгу друг перед другом.

Дарооборот. Все уходит и приходит. Подарки нельзя потребовать обрат-

но. Циркуляция знаков богатства беспрерывна и неотвратима, их нельзя ни

хранить слишком долго, ни медлить, ни скупиться при избавлении от них, нель-

зя преподносить их никому иному, кроме как определенным партнерам в опре-

деленном направлении.

В церемониальном обмене туземцев Полинезии – «круг Кула» – по часо-

вой стрелке перемещаются ожерелья из красных раковин. Против часовой

стрелки циркулируют браслеты из белых раковин. Ценность украшений растет

вместе с числом и масштабами передач. Обладание ими дает высокий престиж,

но владеть ими можно лишь временно. Слишком долгое хранение этих предме-

тов наказывается. Время кругооборота составляет от двух до десяти лет. Число

партнеров по обмену ограничено кругом знати. В дополнение к кула-обмену

партнеры делают обязательные подарки по случаю встречи для укрепления от-

ношений. В обмен вовлечены обычаи, песни, танцы.

В архаическом обществе происходил постоянный обмен дарами. Подар-

ками обмениваются по любому поводу, в связи с каждой услугой, и все возме-

щается впоследствии или даже тотчас же, с тем, чтобы быть перераспределен-

ным незамедлительно

Первого подарка добиваются изо всех сил упрашиваниями. Ради первого

подарка угодничают перед будущим еще независимым партнером, которому

платят первой серией подарков. Нельзя быть уверенным, что упрашивания бу-

дут приняты. Каждый из вручаемых подарков носит специальное имя; их де-

монстрируют, прежде чем вручить. Торжественная передача вещи связывает

партнеров полностью. Последний дар, завершающий сделку, должен быть ра-

вен первому. При случае его можно взять силой или обманом. Если человек не

может его отдать, он может вручить подарок ожидания, дающий отсрочку, ус-

покаивающий эксдарителя.

Сувениры напоминают друг о друге. У якутов понятие «друг» выражается

словом «атас», что означает «обменявшийся», а глагол «атаста» значит и «под-

ружись», и «обменяйся». С этих пор у них «только одно сердце»; один из них

становится тестем, другой — зятем, «это было так, как если бы они обменялись

именами». Партнер по обмену – то же самое, что и сородич.

Дарообмен играл роль страховки: объединенные его узами индивиды как

бы давали обязательство во всем помогать друг другу. Чем больше было у че-

ловека таких друзей, тем прочнее и шире оказывалась его социальная опора,

тем свободнее он чувствовал себя и тем выше была его репутация.

Дарообмен лежит в основе товарообмена. Из системы подарков, даваемых

и получаемых через какой-то срок, выросли, с одной стороны, непосредствен-

ный обмен (через упрощение, сближение ранее разделенных сроков), а с другой

стороны, покупка и продажа (последняя — в рассрочку и за наличные), а также

заем.

Задания и упражнения:

1) Узнайте значение термина «дотация». Какие виды дотаций существуют

в современной экономике?

2) Каким законодательством регулируется дарообмен?

3) Какую роль играют подарки в организации продаж?

4) Какие амулеты у вас есть?

5) Удачливы вы или нет?

Бигмены и прихлебатели. Бигмен (Big man; англ. – большой человек) –

авторитетный и влиятельный мужчина, фактически являющийся предводителем

в общине. Чтобы добиться признания в качестве влиятельного человека, дейст-

виям которого подражают и к словам которого прислушиваются, он должен

иметь незаурядные личные качества: физическое здоровье и силу, ум, оратор-

ское искусство, хорошее знание мифологии, генеалогистики и магии, организа-

торские способности.

Влияние бигмена основано на распоряжении избыточным продуктом и

использовании накопленного богатства в церемониальном обмене. Бигмены

всячески стремились увеличить свои богатства: а) привлекая дополнительную

рабочую силу посредством полигинических браков; б) широко используя об-

менные операции, чтобы показать, что они богаче конкурирующих бигменов; в)

посредничая в конфликтах, чтобы установить как можно больше партнерских

отношений. Бигмен стремился, чтобы его имя звучало на все стороны света.

Сторонниками и прихлебателями бигмена были не только родственники.

Многие попадали в зависимость к бигмену после военных столкновений и рас-

пада их групп. Бигмены связывали молодых людей и их семьи, внося за них

брачный выкуп. Холостяки, не имея возможности применять женский труд и

пользоваться землей, примыкали к бигменам.

Статус бигмена не наследовался, хотя 3/4 сыновей более крупных и 1/2

сыновей более мелких бигменов становились бигменами. Отцы еще при жизни

давали сыновьям стартовое ускорение, обеспечивая их женами. Чтобы пробить-

ся на отцовское место, сыновья должны были обладать необходимыми способ-

ностями и приложить немалые усилия.

“Большие люди” были обязаны оправдывать свое высокое положение

щедростью в раздаче богатств. Поэтому они отличались необычайным трудо-

любием и стремились иметь больше жен, детей и других домочадцев, произво-

дивших объем пищи, превышающий жизненно необходимые потребности. При

подготовке пиршества влиятельные люди занимали продукты у родичей и

партнеров, стимулируя и у них интенсификацию хозяйства.

Так, у папуасов Новой Гвинеи “большие люди” назначали сроки проведе-

ния праздника, следили, чтобы перед его приближением общинники не были

слишком расточительны, а также, пользуясь авторитетом, сами устанавливали

сроки выплаты своих долгов кредиторам. Нередко они ведали и межобщинным

обменом. Порой, истратив огромные запасы продуктов на престижные церемо-

нии и пиры, население испытывало голод. Предчувствие близившихся расточи-

тельных пиров стимулировало повышение объема производства.

Инвестиция в потлач. Потлач (от слова индейцев-нутка “патсхатл” –

давать подарок) – распространенный у индейцев Северной Америки праздник,

сопровождающийся раздачей подарков. Такие праздники устраивались по раз-

личным случаям (рождение ребенка, инициации, женитьба, постройка дома,

смерть), чтобы мужчина мог, одаривая приглашенных, повысить статус и ранг.

Решающее значение имели количество и качество раздаваемых ценностей. По-

лучатель, устраивая ответный потлач, стремился отличиться еще большим ко-

личеством и более высоким качеством подарков.

О потлаче лучше всего написал Ф. Боас: «Экономическая система индей-

цев Британской Колумбии, как и у цивилизованных народов, широко базирует-

ся на кредите. Во всех своих предприятиях индеец полагается на помощь своих

друзей. Он обещает заплатить им за эту помощь впоследствии. Если оказанная

помощь заключается в ценных вещах, измеряемых индейцами в одеялах, как мы

измеряем их в деньгах, он обещает вернуть стоимость займа с процентами. Ин-

деец не располагает системой письменности, и поэтому, чтобы обеспечить га-

рантии соглашению, оно совершается публично. Получение в долг, с одной

стороны, оплата долга – с другой, – это потлач. Эта экономическая система раз-

вита до такой степени, что капитал, которым владеют все индивиды, объеди-

ненные в племя, намного превышает количество наличных ценностей, находя-

щихся в распоряжении. Иначе говоря, условия совершенно аналогичны тем, ко-

торые господствуют в нашем собственном обществе: если бы мы пожелали,

чтобы нам оплатили все наши займы, то обнаружилось бы, что в действитель-

ности денег для их оплаты никоим образом недостаточно. Результатом попытки

всех заимодавцев погасить свои займы является разрушительная паника, от ко-

торой общество долго не может оправиться. Необходимо понять, что индеец,

приглашающий всех своих друзей и соседей на большой потлач, где на первый

взгляд растрачиваются результаты труда многих лет, преследует две цели, ко-

торые мы не можем не признать разумными и достойными похвалы. Первая

цель – оплатить свои долги. Это совершается публично, с большими церемо-

ниями и в манере нотариального акта. Другая цель состоит в таком размещении

плодов своего труда, чтобы извлечь наибольшую выгоду как для себя, так и для

своих детей. Те, кто получает подарки на этом празднике, получают их как зай-

мы, которые они используют в своих теперешних предприятиях, но по проше-

ствии нескольких лет они должны вернуть их с выгодой для дарителя или его

наследника. Стало быть, потлач в конечном счете рассматривается индейцами

как способ обеспечить благосостояние своих детей в случае, если они оставят

их сиротами в юном возрасте...»

Пиры оживляли социальные связи и облегчали обмен информацией. Ини-

циации и бракосочетания, достижение степеней и возвышений в братствах, ша-

манистские и погребальные церемонии – все это осуществляется в ходе непре-

рывного потлача. Потлач требует ответного потлача. Существуют потлачи в

любом направлении, соответствующие другим потлачам в любом направлении.

Это постоянный процесс give and take («даем – получаем»).

Со временем лидеры все основательнее участвовали в организации этих

пиров и претендовали на причитавшуюся за это славу. Общинные в прошлом

пиры стали состязательными и на первый план выходила личность их организа-

тора. Устроивший потлач говорил: «Я великий вождь, великое дерево, вы подо

мной… изгородь вокруг меня... я даю вам имущество». Имя дающего потлач

«тяжелеет», а от принятого потлача – «теряет в весе». Вождь «проглотил пле-

мена», которым раздал свои богатства; его “тошнит от собственности”. Боль-

шие люди на пирах едят мало, много едят зависимые и простые люди. Потлач

есть акт признания: бигмена признают и ему становятся признательными. Ему

доверялось на хранение престижно-ритуальное богатство, причем oн мог ис-

пользовать его по своему усмотрению, в т. ч. числе и для престижных обменов.

Щедрость никогда не оставалась неоплаченной. Всякий дар возмещается

с избытком. Процент общего избытка колеблется от 30 до 100 в год. Даже если

за оказанную услугу человек получает одеяло от своего вождя, он вернет ему

два по случаю свадьбы в семье вождя, возведения на трон сына вождя и т.д.

Вождь же отдаст ему все вещи, которые он получит во время ближайших по-

тлачей, когда другие кланы возместят его благодеяния. На первых порах

“большой человек” занимался мобилизацией общинных ресурсов для организа-

ции церемоний в интересах всей общины и впоследствии общинники полно-

стью возвращали себе свой первоначальный вклад.

В силу своего, как считалось, прямого родства с могущественными пред-

ками и исполнения должностных обязанностей вождь мог получать лучшие

куски мяса, добытого на охоте, престижные виды рыбы или морских млекопи-

тающих, плоды первого урожая, часть сырья, разрабатывавшегося на его терри-

тории, или изделий из этого сырья. Лучшие мастера считали честью создавать

вещи для вождя и его домочадцев, а простые общинники часть своего времени

посвящали обработке земельных участков вождя или починке его дома. Вождя

регулярно снабжали вином, а бигмен мог тратить на производство наркотиче-

ских напитков до половины урожая. Многие общины обеспечивали вождя зер-

ном, железными мотыгами и солью. Вождь устраивал поминальные пиршества

в честь умерших, не оставивших наследников, и за это к нему переходили их

земельные участки.

Частью этих богатств вождь делился с остальными общинниками, что

увеличивало его влияние, но главную их часть он использовал на свои нужды.

Уровень жизни знати был значительно выше, чем у простых общинников, а пи-

тание – несравненно лучше, и средний вес тела знатных людей на несколько

килограммов превышал вес простых общинников.

«Пищевые войны». Разрушение – высшая форма траты. Кому предстоит

быть самым богатым, должен быть самым безумным расточителем. Чтобы по-

казать себя от человека требуется истратить все, что у него есть, и ничего не ос-

тавлять себе. Поэтому потлач – это война имуществ.

Символ потлача – поднятое копье. Точно так же как на войне, можно ов-

ладеть масками, именами и привилегиями убитых обладателей, в войне собст-

венностей убивают собственность: либо свою, чтобы другие ею не обладали,

либо собственность других, отдавая им имущество, которое они будут обязаны

вернуть или не смогут вернуть. Умерщвляют рабов, сжигают ящики рыбьего

жира или китового жира, дома и огромное множество одеял, разбивают самые

дорогие медные изделия, выбрасывают их в водоемы, чтобы подавить, унизить

соперника.

Отказаться от дара и потлача не имеют права. Это означает “потерять вес”

своего имени; это или заранее признать себя побежденным, или, напротив, про-

возгласить себя победителем и непобедимым. Признанное положение в иерар-

хии, победы в предыдущих потлачах позволяют отказываться от приглашения

или даже в случае присутствия на празднике отказываться от дара без после-

дующей войны. Тогда потлач обязателен для отказавшегося.

Кто не может вернуть потлач, теряет свой ранг и даже ранг свободного

человека. «Имя» остается «разбитым» постольку, поскольку не разбили медную

пластинку, по ценности равную вызову. Проигравшие надевают траур и уст-

раивают потлач с целью реванша. Идеальным был устраивать потлач, который

оставался без ответа и мог раздавить имя соперника: «Ты хочешь давать то, что

не будет возмещено».

Пища духов. Если собственность убивают, то у нее есть жизнь, которую

отнимают в пользу духов. Предки не только присутствуют на потлаче и исполь-

зуют разрушения, но пользуются также подарками, даваемыми их живыми тез-

ками. Живые представляют мертвых. Вожди олицетворяют предков, имена ко-

торых они носят, танцы которых они исполняют. «Мы, пляшущие здесь для вас,

мы на самом деле не являемся самими собой. Это наши давно умершие дяди

пляшут здесь». Приглашенные – это духи, приносящие удачу.

Устраивая потлач, вождь показывает, что духи и богатство постоянно по-

сещают его и ему благоприятствуют, что богатство это обладает им, а он обла-

дает богатством. Это он доказывает, тратя и раздавая богатство, унижая других,

помещая их в тени своего имени. О вожде, не дававшем потлач, говорят, что у

него «испорченное лицо». Потерять престиж значит потерять душу – «лицо»,

танцевальную маску, право воплощать дух, носить герб, тотем. «Малых вож-

дей» проклинают: «Малые, обдумывающие; малые, работающие;

...побежденные;...обещающие дать лодки;...берущие даваемую собственность;

...стремящиеся приобрести собственность;...работающие только ради собствен-

ности, предатели».

Давать живым – значит давать мертвым. В престижной экономике спешат

давать. В любой момент, выходящий за рамки повседневности, вы должны при-

гласить друзей, разделить с ними плоды удачной охоты или собирательства,

идущие от богов и тотемов; вы должны распределять среди них все; вы должны

выражать признательность подарками за всякую услугу из страха потерять имя

и лицо. Друзья говорят: «У тебя слишком много собственности, надо устроить

из нее потлач». Надо приглашать всех, кто может и очень хочет прийти или

приходит на потлач.

Не приглашают тех, кто нарушает традиции, не устраивает праздников, не

носит имен; тех, кто не вернул потлач. Опасно не пригласить сироту, обездо-

ленного, случайно появившегося бедняка. Раздача богатств играет роль искупи-

тельной жертвы духам и восстанавливает общность с другими людьми. Жерт-

венные уничтожения, посвященные духам не нужно возмещать, особенно когда

они совершаются верховным вождем.

Задания и упражнения:

1) Сколько весит бигмен?

2) Чем отличается деревенский кулак от бигмена?

3) Что означает выражение «пир на весь мир»?

4) Попробуйте что-нибудь раздарить.

5) Сколько человек вы собираетесь приглашать на свадьбу?

Воинские сборы и поборы. Составной частью священных обрядов ини-

циации является изоляция на длительное время инициируемых подростков и

взрослых мужчин. Совершая обряды и жертвы, символически обеспечивающие

плодовитость животных и плодородие земли, мужчины выполняют основную

хозяйственную функцию в годовом цикле работ. В это время женская половина

родоплеменной общности обязана их кормить.

Статус инициируемых ставил их в сакральное положение чужаков по от-

ношению к собственным односельчанам. Пищу подростки добывали в деревне,

совершая ночные кражи, грабежи, похищая богатых односельчан и требуя за

них выкуп, взимали штрафы за удачное хищение имущества, приглашали при-

нудительно придти в гости с подарком. Высшая форма удальства предполагала

кражу съестных припасов у своих родственников.

Позднее, в традиционном обществе пребывание юношей в кошевых това-

риществах и станах наездников, косарей, плугарей, пастухов, напоминающих

военный лагерь, было равноценно посвящению в мужчины-воины.

Образовывавшиеся на базе мужских лагерей мужские союзы обеспечива-

ли несение сторожевой службы и охрану селений, контролировали соблюдение

правопорядка и вершили суд, взимали штрафы с правонарушителей и чужаков.

Если в период сборов неженатых случались какие-либо происшествия – обвал

дома, пожар и т.п., молодые люди брали на себя инициативу в организации и

проведении необходимых работ. Союз по собственному почину мог ремонти-

ровать постройки, дороги, колодцы, готовить строительные материалы для об-

щественных нужд, очищать земельные участки под пашню, сенокос и от кам-

ней.

Для устройства совместных трапез члены союзов собирали дань продук-

тами с односельчан либо с жителей соседних селений. Трапезы приурочивались

к окончанию полевых работ и носили форму агрессивных действий. Так же и в

Западном Дагестане члены мужских молодежных объединений обходили дома

своих односельчан в период окончания жатвы, случки овец, требуя продукты,

необходимые для организации пирушек. В соответствии со сценарием кабар-

динской свадьбы войско холостых друзей жениха на 2 день после возвращения

жениха в дом отправлялись по селению собирать кур, из которых готовился

женский свадебный обед. На время скачек в горах с. Цахур (Северный Кавказ)

бек, зная, у кого из сельчан имеются большие запасы продуктов, приказывал

своим товарищам взять из домов богатых и среднего достатка общинников оп-

ределенное их количество, пропорционально возможностям хозяев. Дома бед-

няков обходили стороной, а сельчане не отказывали в выделении пая участни-

кам предстоящих скачек.

В Центральном и Южном Дагестане аналогичные по структуре и целям

действия широко бытовали в форме обрядовых игр мужской молодежи разных

селений, по итогам которых победившая сторона получала право на прием и

обильное угощение проигравшими. Иногда члены мужских союзов собирались

на пирушки в домах отдельных односельчан. Каждый гость вносил свою долю в

покрытие расходов. Организатор трапез и пирушек, принимавший гостей в сво-

ем доме и несший значительные издержки, был состоятельным человеком. В

течение 1–2 недель он обильно кормил и поил гостей. В итоге обретал уваже-

ние, репутацию и почет, которые компенсировали затраты.

Пахта – взаимные гостевания (наезды) разных селений. Так, мужчины

лезгинского сел. Ахты раз в год имели право побывать в одном из 11 селений

общества и находиться там в течение суток. В это время местные жители обяза-

ны были кормить как их самих, так и их лошадей. Количество гостей в селении,

однако, не должно было превышать 50 человек. Гость не имел права оставаться

в том же селении на другой ночлег в том же году. Рутульцы гостили по 3-е су-

ток, брали по 1 барану с каждого дыма. По барану брали и за тот год, когда не

были для пахты в данном селении. Жители могли откупать от этих набегов

угощениями, которые устраивались один раз в год

Собираемый в ходе пахты оброк обычно употреблялся в целом общиной,

представителями которой являлись пахтачи. Последние использовали лишь его

часть для устройства собственных пирушек. С целью сбора продуктов ахтын-

ские бахтачияры выходили также на дороги, придавая себе при этом устра-

шающий вид: надевали на голову маски с рогами, вывернутые мехом наружу

шубы, к которым привязывали колокольчики, чтобы производить больше шума.

У казахов, знатный человек, прибыв в аул с многочисленной свитой, все-

гда мог рассчитывать на обильное пиршество. Если юртовладелец не сумел

угодить их вкусам, то приезжие затевали скандал, и юртовладелец платил

штраф оскорбленному гостю.

Кормления. Властвующим над ними конунгам и ярлам норвежские бон-

ды устраивали пир-вейцлу. По мере усиления власти конунга угощения теряли

добровольный характер. Бонды стали обязаны давать конунгам и его людям

продовольствие и варить пиво. Бонды, уклонявшиеся от участия в пирах, штра-

фовались. Крупные собственники, устраивая пиры в честь конунга, рассчиты-

вали на награду с его стороны. Конунг мог отблагодарить за гостеприимство,

пожаловав земельное владение и высокое достоинство лендрмана.

Эти кормления не представляли собой налогов в прямом смысле слова,

так как: а) не существовало твердо установленных норм обложения; б)

отcутствовала строгая регулярность поборов; в) поборы присваивались не через

посредство специальных сборщиков, а самим конунгом и его слугами во время

постоянных разъездов по стране, которые в значительной мере этим и вызыва-

лись.

Вначале конунги не имели постоянной резиденции. Они находились в по-

стоянных разъездах по стране, посещая областные и районные собрания, где

вел переговоры с местным населением и разбирал все дела. Для поддержания

своего авторитета и сохранения верности подданных конунг ездил во главе

вооруженного отряда. Без постоянных поездок по стране конунг не смог бы

прокормить своей дружины. Проще было приехать во владение с дружиной и

кормить ее на месте, чем организовывать перевозки собранных продуктов в по-

стоянную резиденцию.

В Упланде по обычаю конунги объезжали вейцлы каждую третью зиму.

Если численность дружины росла (а постепенно она вырастала от 60 до 360 че-

ловек), то конунг останавливался на более короткий срок, но учащал поездки.

Когда конунгов-братьев было несколько, и каждый имел свою дружину, то

продовольствия не хватало, и в Норвегии наступал голод, что побуждало ко-

нунгов поступать вместе с дружиной на службу датскому конунгу. При неуро-

жае в каких-либо областях конунги часто запрещали вывозить зерно из уро-

жайных областей, так планировали поездки именно туда.

В королевские усадьбы в различных районах страны население должно

было сдавать продукты, необходимые для угощения конунга и его дружинни-

ков. Если дела не позволяли в назначенное время посетить область, то конунг

посылал своих людей собирать угощения. Королевские слуги приглашали к се-

бе друзей и родственников, учинявших в пьяном виде всякие бесчинства.

Поскольку вейцлы утратили характер пиров, в которых обязательно со-

вместно участвовали конунг и бонды, право присвоения угощений могло быть

пожаловано королем своим приближенным и служилым людям с целью возна-

градить их за службу или могущественным людям, которых он хотел привлечь

на свою сторону.

Пожалования вейцлы давались на срок службы. Вейцла должна была

обеспечить получившего ее доходом, достаточным для прокормления и дос-

тойного содержания свиты. В зависимости от положения при дворе или на

службе у конунга его приближенные получали неодинаковые по ценности

вейцлы.

Поскольку получивший вейцлу, в отличие от конунга, посещавшего пиры

в одном и том же округе лишь раз в несколько лет, жил в ней постоянно, то

эксплуатация населения росла. Вместо _______посещения пиров, устраиваемых для не-

го бондами, получатель вейцлы мог требовать от них уплаты подати в виде

продуктов. Пожалование вейцлы включало все доходы с территории, на кото-

рую распространялся этот акт. Они передавались в полное распоряжение полу-

чившего пожалование. Население округа кормления находилось под его управ-

лением как представителя государственной власти.

Комплекс полюдья. В целом развитию системы кормлений и периодиче-

ских разъездов государя по стране для их сбора способствовали натуральное

хозяйство, делавшее невозможными денежные поборы; наличие вооруженной

дружины у короля, нуждавшейся в кормлениях и обеспечивавшей своей силой

возможность их регулярного сбора; преобладание в обществе системы непо-

средственных личных связей, в которую включался и правитель; примитивное

состояние государственной администрации, вынуждавшее короля постоянно

посещать области и народные собрания и вступать в прямой контакт с их уча-

стниками; центральная роль короля в языческом культе, вера в сакральную

природу вождя, обладавшего особой “удачей” или “счастьем”, к которому насе-

ление систематически приобщалось.

Круговое движение полюдья происходило по солнцу. Посещая общины

полюдьем, вождь-жрец или царь давал сигнал для сбора урожая или забоя ско-

та. В комплекс полюдья входило одаривание, местная и дальняя торговля, пра-

во первой ночи и обмен генетической информацией с местным населением.

Царь, обходя свои владения, уже своим присутствием сообщал плодородие

земле, скоту и людям. Матери подносили государю детей, землепашцы семена,

чтобы он к ним прикоснулся.

Нарушение установленного обычая и приход несколько раз в сезон грозил

несчастьями. За такой поступок тело конунга Уппланда (Восточная Норвегия)

Хальфдана расчленили на 4 части, которые зарыли в четырех областях, так как

считалось, что счастье и удача умершего конунга сохраняется в той области,

где он будет погребен. Поэтому и могил князя Игоря было две в двух разных

местах Древлянской земли.

Владетели вели жизнь почти кочевую. Европейские монархи раннего

средневековья буквально не вылезали из седла. Кормились за счет того селения,

в которое прикочевывали, и жили в нем до тех пор, пока не съедали все запасы

поселян. Походным, почти кочевым был ритм жизни не только царя, но и его

семьи, приближенных. В Марокко среди женщин походного гарема султана

были беременные и разрешившиеся от бремени. Царям, ходившим в полюдье,

нужны были такие спутницы, которые могли бы переносить тяготы походной

жизни.

Задания и упражнения:

1) Приведите примеры обрядовых молодежных игр на угощение.

2) Существуют ли сегодня мужские сборы?

3) Какие элементы института кормления имеются на государственной

службе?

4) Опишите схему полюдья на примере одного из знакомых.

5) В чем различие между полюдьем и феодальной рентой?




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 715; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.318 сек.