Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Лекция 2. Россия при Николае I. Общественное движение в России




 

Третий сын Павла I, брат Александра I, Николай (1796 – 1855 гг.) вступил на престол в 1825 г. и правил Россией три десятилетия. Время его правления «стало апогеем самодержавия», периодом наивысшего упрочения военно-бюрократической формы российского абсолютизма.

Как уже отмечалось, по рождению Николай I не должен был царствовать, поэтому и воспитание его ограничивалось обычной для великих князей подготовкой к военной деятельности. До своего восшествия на престол он не получил опыта в государственных делах и в реальной военной практике. Старший брат держал его в стороне от обсуждения крупных проблем и баталий с Наполеоном, хотя уже в 1819 г. обьявил Николаю, что тот, видимо будет наследником престола.

Не получив систематического образования, под влиянием военщины Николай стал грубым, заносчивым и самонадеянным. «Мне нужны не умники, а верноподданные», – неоднократно повторял он. Нельзя сказать, что Николай I не сознавал своих пробелов в вопросах государственного управления. Но само это управление воспринималось им достаточно своеобразно. Император считал, что лучшее решение любого вопроса может и должен предложить имеено он – самодержавный монарх. Министы же, начальники канцелярий, командующие войсками, посольства и т.п. являются лишь исполнителями верховной воли. Такая система управления, получившая в отечественной историографии название военно-бюрократической, правильнее называть запоздалым цезаризмом.

Однако заметим, что политика Николая I не была лишь следствием его ограниченности. Николай царствовал в эпоху революционных потрясений на Западе. Правление его предшественника Александра I, обильное либеральными начинаниями, завершилось в 1825 г. восстанием декабристов. В связи с этим Николай уверовал в пагубность человеческой свободы, самостоятельности общества. Обеспечить благоденствие страны могли, по его мнению, строгое выполнение всеми своих обязанностей, регламентация всей общественной жизни, всюхватный контроль за ней сверху. Николай I, по наблюдению фрейлины А.Ф. Тютчевой, «был глубоко и религиозно убежден в том, что всю жизнь он посвящает благу родины, он проводил за работой восемнадцать часов в сутки из двадцати четырех, трудился до поздней ночи, вставал на заре, спал на твердом ложе, ел с величайшим воздержанием, ничем не жертвовал ради удовольствия и всем ради – ради долга … Он чистосердечно и искренне верил, что в состоянии все видеть своими глазами, все слышать своими ушами, все регламентировать по своему разумению, все преобразовать волею своею … Можно сказать, что Николай I был Дон – Кихотом самодержавия, Дон – Кихотом был страшным и зловредным, потому что обладал всемогуществом…» Как выразился о Николае академик Ю.В. Готье, «он любил Россию тяжелою любовью, которую она долго не могла забыть».

Важным рубежом во внутренней политике стал 1825 г., так как восстание декабристов привело к усилению ее реакционного характера.

Три проблемы: структура государственного управления, взаимоотношения помещиков и крестьян, система образования – занимали центральное место во внутренней политике первой половины XIX в.

Уже в ходе следствия над декабристами, активное участие в котором стало для Николая I первым опытом государственного управления, император приказал составить подборку выдержек из документов тайных обществ и показаний обвиняемых, касающихся нынешнего состояния России и внутренней политике правительства Александра I. На протяжении первых десятилетий своего царствования он постоянно пользовался этой подборкой, пытаясь как – то обезопасить страну и дворянство от тех бед, на которые указывали декабристы. Их деятельность подсказала Николаю I и неотложный шаг в области внутренней политики. В 1826 г. по указу Николая I были образованы II и III Отделения императорской канцелярии. II Отделение занялось наведением порядка, в законодательстве империи. К 1832 г. под руководством возвращенного на службу Сперанского, впервые после 1649 г. был составлен полный свод законов Российской империи, а к 1833 г. – 15 томов действующего законодательства.

В компетенции III Отделения, которое возглавил боевой генерал А.Х. Бенкендорф, входил очень широкий круг дел: от наблюдения за иностранцами и религиозными сектами до выслеживания фальшивомонетчиков и заведования местами заключения. Однако центром деятельности этой, по выражению П.В. Долгорукова, «всероссийской шпионницы» была борьба с инакомыслием, которое понималось необычайно широко.

Характерной чертой рассматриваемого периода является рост армии чиновников (в середине XVIII в. их насчитывалось 16 тыс., в середине XIX в. – 100 тыс.). Возрастание возможностей чиновника резко поднимает престиж гражданской службы, именно во времена Николая I фрак победил мундир. Это было не просто столкновение эполет и гусиных перьев, красавцев гусар и штатских штафирок – это была серьезная социально – политическая проблема. Из разночинской среды появлялись профессионалы, которые потеснили дворян в различных областях управления и культуры. Действительно, дворянство достаточно легко уступило новому слою литературно – журнальную деятельность, преподавательскую, юридическую, медицинскую области, но не хотело отдавать без боя дело государственного управления.

Николай I, ощущая опасность наступления новой новой социальной силы, постарался принять меры, чтобы замедлить рост рядов разночинцев и сузить границы просвещения, грозившего империи многими неприятностями. В 1827 г. появилось распоряжение принимать детей крестьян только в начальные школы. В 1828 г. уездные училища были оторваны от гимназий, учиться в которых получили возможность только дети дворян и чиновников. Они же (выпускники гимназии) получили исключительное право поступления в высшие учебные заведения. В конце 30 – 40 – х годах был нанесен удар по университетам. Новый устав ликвидировал университетскую самостоятельность. Число обучающихся в университете ограничивалось 300 студентами. Одновременно император пытался укрепить ряды старого дворянства. В 1845 г. изданы указы о единонаследии для владельцев крупных имений, что должно было предотвратить распад латифундий, и о повышении чина, дающего право на потомственное дворянство.

Правительство не забывало и о социально – экономических проблемах. На протяжении царствования Николая I было создано 9 секретных комитетов, пытавшихся как – то решить крестьянский вопрос. В 1835 г. образовался комитет специально по вопросу об отмене крепостного права. Эта акция была рассчитана на десятилетия. Но и в весьма умеренном виде реформа не прошла, император и его немногочисленные единомышленники не нашли поддержки даже среди членов царской фамилии. Единственным следствием работы этого комитета стала реформа государственных крестьян, проведенная П.Д. Киселевым, которая не улучшила их положения. Секретные комитеты создавались вплоть до 1848 г., когда революции в Европе побудили Николая I встать на пути открытой реакции и окончательно отказаться от планов изменения положения крепостных крестьян.

Поражение декабристов и усиление полицейско – репрессивной политики правительства не привели к спаду общественного движения. Напротив, оно еще более оживилось. Во второй четверти XIX в. началось размежевание трех идейных направлений: радикального, либерального и консервативного. Поясним, что консерватизм в России опирался на теории, доказывающие незыблемость самодержавия и крепостного права. Особое звучание эти идеи приобрели после того, как в Западной Европе было покончено с абсолютизмом. В начале XIX в. Н.М. Карамзин писал о необходимости сохранения мудрого самодержавия, которое, по его мнению, “основало и воскресило Россию”. Выступление декабристов активизировало консервативную общественную мысль.

Для идеологического обоснования самодержавия министр народного просвещения граф С.С. Уваров создал теорию официальной народности (1832 г.). Она была основана на трех принципах: самодержавие, православие, народность. Своеобразие заключалось в признании самодержавия как единственно возможной формы правления в России. Крепостное право рассматривалось как благо для народа и государства. Православие понималось как, присущая русскому народу глубокая религиозность и приверженность ортодоксальному христианству. Из этих постулатов делался вывод о невозможности и ненужности коренных социальных изменений в России, о необходимости укрепления самодержавия и крепостного права.

Теория официальной народности не только пропагандировалась через прессу, но и широко внедрялась в систему просвещения и образования. Эта теория вызвала резкую критику не только радикально настроенной части общества, но и либералов. Наибольшую известность получило выступление П.Я. Чаадаева, написавшего «Философические письма» с критикой самодержавия, крепостничества и всей официальной идеологии. В первом письме, опубликованном в журнале «Телескоп» в 1836 г., П.Я. Чаадаев отрицал возможность общественного прогресса в России, не видел ни в прошлом, ни в настоящем русского народа ничего светлого. По его мнению, Россия, оторванная от Западной Европы, закостенелая в своих нравственно – религиозных, православных догмах, находилась в мертвом застое. Спасение России, ее прогресс он видел в использовании европейского опыта, в объединении стран христианской цивилизации в новую общность, которая обеспечит духовную общность всех народов.

Правительство жестоко расправилось с автором и издателем письма П.Я. Чаадаева объявили сумасшедшим и отдали под полицейский надзор. Журнал «Телескоп» закрыли. Его редактор Н.И Надеждин был выслан из Москвы с запрещением заниматься издательской и педагогической деятельностью. Однако идеи, высказанные П.Я. Чаадаевым вызвали большой общественный резонанс.

Жаркие дискуссии, разгоревшиеся вокруг философско – исторических выводов Чаадаева, способствовали кристаллизации двух внутренне неоднородных течений, западников и славянофилов. И те, и другие полагали, что участь России не так плачевна, как предсказывал Чаадаев, но настоятельно необходимо отменить крепостное право и ограничить власть монарха. Различий между течениями было гораздо больше. Западники, представителями которых были Т.Н. Грановский, К.Д. Кавелин, Б.Н. Чичерин, С.М. Соловьев, В.П. Боткин, П.В. Анненков и др. выступили за европейский вариант развития России.

Славянофилы, возглавляемые А.С. Хомяковым, братьями И.В. и П.В. Киреевскими, И.С. и К.С. Аксаковыми, Ю.Ф. Самариным, исходили из уникальности исторического развития России и считали, что ее традиционные государственные порядки(допетровского периода) способны двинуть страну вперед. Главным устоем народной жизни славянофилы называли крестьянскую поземельную общину («мир»), с ее общим землевладением, сходом всех членов для решения важнейших вопросов и выборным («миром») старостой. Община для них была традиционной структурой, заставлявшей крестьян жить в соответствии с христианскими нормами.

Славянофилы преувеличивали национальную самобытность России. Одна из основополагающих идей славянофилов заключалась в том, что единство верной и глубоко нравственной религией является православие. По их мнению, русскому народу присущ особый дух коллективизма, в отличие от Западной Европы, где царит индивидуализм. Этим они объясняли особый путь исторического развития России.

Отметим, что правительство Николая I с большой подозрительностью относилось именно к славянофилам. Они угрожали нарушить стройность уваровской триады, ставя еретический вопрос о соответствии существующей монархии народным традициям и выдвигая конституционный, по сути, лозунг: «Сила власти – царю, сила мнения – народу» (И. Аксаков).

Как бы то ни было, и западники, и славянофилы понимали, что на прежних путях страна идет в тупик, и пытались отыскать пути дальнейшего развития страны. Славянофилы и западники заложили в 30 – 50 – е годы XIX в. основу либерально – реформистского направления в общественном движении.

Дальнейшее развитие социалистических идей в России связано с именем А.И. Герцена. В молодости А.И. Герцен разделял многие идеи западников, признавая единство исторического развития России и Западной Европы. Однако близкое знакомство с европейскими порядками (известно, что в 1847 г. уехал за границу и в 1853 г. основал в Лондоне «Вольную русскую типографию» и организовал вместе с Огаревым издание первой бесцензурной газеты «Колокол» (1857 – 1867 гг.), разочарование в результатах революций 1848 – 1849 гг. убедили его в том, что исторический опыт Запада не подходит русскому народу.

Отметим, что европейские революции 1848 – 1849 гг. оказали большое влияние не только на внутреннюю политику самодержавия, но и на революционную Россию. Многие из ее деятелей пережили в эти годы духовный кризис, отказавшись от прежних надежд на то, что Европа укажет путь в будущее остальному человечеству. По их мнению, очередная революция в Европе должна была стать революцией социалистической, уничтожить эксплуатацию человека человеком. Но вместо этого буржуазия, пользуясь восстанием народных масс, потеснила аристократию, а социальное равенство осталось лишь мечтой. После этого политическая борьба, либерализм и парламентализм потеряли потеряли в глазах русских революционеров свою ценность. Отныне и до конца 70-х годов они признавали значимость только социальных изменений.

Герцен сумел оправиться от потрясения и к началу 50-х выдвинул теорию «русского» или общинного социализма. Опираясь на идею «молодости» русского народа, еще не участвовавшего в политическом движении. Герцен обнаружил в его жизни «ячейку социализма» – крестьянскую общину. Он считал, что от слияния европейских идей социализма и русской практики (общины) в стране и произойдет социальная революция.

Конечно, мечты Герцена были утопией. Однако в отличие от планов Сен – Симона, Фурье, Оуэна, их осуществление зависело не от поддержки власть имущих или богатых меценатов, а от самих революционных сил. Прошло около десяти лет и герценовская теория стала знаменем российского народничества.

Внешняя политика Николая I сохранила прежние ориентиры: поддержание стабильного порядка в Европе и экспансия на Востоке.

Начало царствования Николая I ознаменовалось войнами в Закавказье, успешными для России. Война с Ираном (1826 – 1828 гг.) завершилась Туркманчайским мирным договором: к России отошли Эриванское и Нахичеванское ханства. Война с Турцией (1828 – 1829 гг.) завершилась Адрианопольским мирным договором: к России отошли Анапа, Поти, Ахалцих и Ахалкалаки. В результате было завершено присоединение Закавказья к России. В связи с этим неизбежным становилось подчинение России Кавказа. Наступление России на горный Кавказ вызвало к жизни сепаратистское движение горцев – мусульман. Оно проходило под знаменем мюридизма (послушничества) и возглавлялось местным духовенством. Мюриды призывали всех мусульман к священной войне против «неверных».

В 1834 г. имамом (руководителем движения) стал Шамиль. На территории горного Дагестана и Чечни он создал теократическое государство – имамат, имевшее связи с султанской Турцией и получавшее военную поддержку от Англии. Популярность Шамиля была огромна, ему удавалось собрать под свое начало до 20 тыс. воинов. После значительных успехов 40 – х гг. Шамиль под напором русских войск был вынужден сдаться в 1859 г. Завершилось присоединение Кавказа к России в 1864 г.

В Европейской политике Николай I следовал заветам своего брата – основателя Священного Союза Александра I: он стремился защищать легитимные правительства от революционного натиска.

Революционный подъем 1848 – 1849 гг. И угроза свержения австрийского императора побудили царя послать по просьбе Франца Иосифа I в восставшую Венгрию войска. В результате революция была разгромлена. Николай I заслужил в либеральных кругах прозвище «жандарм Европы». Укрепление внешнеполитического положения России вызывало все большее недовольство на Западе.

К концу 1840 – х гг. значительно обострились противоречия на ближнем Востоке между Россией с одной стороны, Англией а Францией с другой.

Общеевропейский конфликт на Ближнем Востоке начался в 1850 г., когда между православным и католическим духовенством в Палестине разгорелись споры о том, кто будет владеть Святыми местами в Иерусалиме и Вифлееме. Православную церковь поддерживала Россия, а католическую – Франция. Спор между священнослужителя перерос в противостояние этих двух европейских государств. Османская империя, в состав которой входила Палестина, встала на сторону Франции. Это вызвало резкое недовольство России и лично императора Николая I.

Николай I занял непримиримую позицию, надеясь на мощь армии и поддержку некоторых европейских государств(Англии, Австрии и др.), но он просчитался. Русская армия насчитывала более 1 млн. человек. Однако, как выяснилось ходе войны, она была несовершенной, прежде всего в техническом отношении. Ее вооружение(гладкоствольные ружья) уступало нарезному оружию западно – европейских армий. Устарела и артиллерия. Флот России был по преимуществу парусным, тогда как в военно – морских силах Европы преобладали суда с паровыми двигателями. Отсутствовали налаженные коммуникации. Русская армия была в состоянии бороться с подобной по состоянию турецкой, но противостоять объединенным силам Европы не имела возможности.

Осенью 1853 г. русская эскадра адмирала П.С. Нахимова уничтожила турецкий флот в Синопской бухте. Вскоре Англия, Франция и Сардиния объявили России войну. Это было полной неожиданностью для Николая I. Враждебный нейтралитет по отношению к России сохраняла даже Австрия, где лишь незадолго до этого власть императора была спасена силой русского оружия. В сентябре 1854 г. английские и французские войска высадились в Крыму и начали осаду Севастополя. Гарнизон крепости проявил невиданный героизм, 35 тыс. защитников крепости, в основном матросы, вывели из строя свыше 70 тыс. солдат и офицеров союзников. В Севастополе прославились адмиралы В.А. Корнилов, П.С. Нахимов, В.И. Истомин, военный инженер Э.И. Тотлебен, многие матросы и солдаты.

Осада Севастополя продолжалась около года. Сказалось отсутствие необходимых транспортных средств, недостаток современных средств вооружения, хаотическое состояние военного хозяйства, злоупотребления военной и гражданской администрации. В августе 1855 г. после 11-ти месячной осады был взят господствующий над Севастополем Малахов курган, и русские войска вынуждены были оставить город. В то же время в Закавказье русским войскам удалось взять в ноябре 1855 г. турецкую крепость Карс. Николай I не перенес громовых ударов, обрушившихся на его самолюбие вместе с поражением и правдой о состоянии державы. В феврале 1855 года получив известие об очередном поражении под Евпаторией, Николай I умер. Историк Н.К. Шильдер, собравший материалы для четырехтомной научной биографии царя, считал, что он отравился.

Итоги Крымской войны подвел Парижский мирный договор (1856 г.). Россия не понесла значительных территориальных потерь. У нее была отторгнута лишь южная часть Бессарабии. Однако она потеряла право покровительства Дунайским княжествам и Сербии. Самым тяжелым и унизительным было условие о так называемой “нейтрализации” Черного моря. России запретили иметь на Черном море военно-морские силы и крепости. Это наносило существенный удар по безопасности южных границ. Роль России на Балканах и Ближнем Востоке была сведена на нет.

Поражение в Крымской войне подвело печальный итог николаевскому правлению, всколыхнуло всю российскую общественность и заставило правительство вплотную заняться реформированием государства.

Необычайный взлет отечественной культуры в первой половине XIX в. позволил назвать это время ее «золотым веком», если в экономическом и социально – политическом развитии Россия отставала от передовых европейских государств, то в культурных достижениях она не только шла вровень, но и часто опережала.

Культура развивалась на фоне все возрастающего национального самосознания русского народа и в связи с этим имела ярко выраженный национальный характер. Существенное влияние на литературу, театр, музыку, изобразительное искусство оказала Отечественная война 1812 г.

В начале XIX в. просвещение было признано важнейшим направлением государственной политики. Было создано Министерство народного просвещения, которое встало во главе российской учебной системы. В начале XIX в. был основан целый ряд университетов: Виленский (после польского восстания 1830 г. он был закрыт, а в Киеве открылся университет святого Владимира), Дерптский, Харьковский, Казанский, Петербургский.

Основывались специальные высшие учебные заведения, учреждение которых связывалось в первую очередь с техническими, хозяйственными потребностями. В первой половине столетия возник Технологический институт в Петербурге, Горный и Межевой институты в Москве и др.

Увеличилось число гимназий – средних учебных заведений для дворян. Образцовыми средними учебными заведениями были лицеи – питомники будущих государственных деятелей. Особенно прославился Царскосельский лицей, из которого вышли А.С. Пушкин, будущий министр иностранных дел князь А.М. Горчаков и др. Начальное образование детям низших сословий давали приходские и уездные училища.

Развитие просвещения создавало почву для подъема науки. Русская наука впервые выходит на мировую арену. Великие открытия М.В. Ломоносова остались неизвестными в Европе. О них узнали лишь в середине XIX в. Первым прославившимся на Западе русским ученым стал профессор Казанского университета Н.И. Лобачевский (1792 – 1856 гг.), создавший новую, неевклидову геометрию. Труды Н.И. Лобачевского проложили дорогу современным представлениям о строении вселенной.

В прикладных науках особенно важные открытия были сделаны в области электротехники, механики, биологии и медицины. Физик Б.С. Якоби в 1834 г. сконструировал электромоторы, работающие от гальванических батарей. Отец и сын Е.А. и М.Е. Черепановы на Урале построили паровой двигатель и первую железную дорогу на паровой тяге. Н.И. Пирогов впервые в мире начал делать операции под эфирным наркозом, широко применял антисептические средства в военно-полевой хирургии.

Складывание России как великой евроазиатской державы, ее геополитические интересы требовали активного исследования не только прилегающих к ней территорий, но и отдаленных районов земного шара. Первая русская кругосветная экспедиция была предпринята в 1803 – 1806 гг. под командованием И.Ф. Крузенштерна и Ю.Ф. Лисянского. Экспедиция прошла от Кронштадта до Камчатки и Аляски. Изучались острова Тихого океана, побережье Китая, остров Сахалин и полуостров Камчатка. В 1819 – 1821 гг. во главе с Ф.Ф. Беллинсгаузеном и М.П. Лазаревым была осуществлена русская экспедиция, которая 16 января 1820 г. открыла Антарктиду.

Гуманитарные науки выделились в особую отрасль и успешно развивались. Значительными были достижения исторической науки. Важной вехой стало создание Н.М. Карамзиным 12-ти томной «Истории государства российского». Этот труд стал первым общедоступным систематическим изложением русской истории и пользовался огромным успехом. Н.М. Карамзин своим трудом побудил интерес многих писателей к отечественной истории. Под его влиянием были созданы «Исторические думы» К.Ф. Рылеева, трагедия «Борис Годунов» А.С. Пушкина, исторические романы И.И. Лажечникова.

Отметим, что именно расцвет литературы позволил определить первую половину XIX в. как «золотой век» русской культуры. В литературе первой половины XIX в. закладывались те основополагающие принципы, которые определили ее дальнейшее развитие: народность, высокие гуманистические идеалы, гражданственность и чувство национального самосознания, патриотизм, поиски социальной справедливости. Литература становилась важным средством формирования общественного сознания.

Во второй четверти XIX в. в европейской литературе начал утверждаться реализм. В России его основоположником стал А.С. Пушкин (1799 – 1837 гг.). После создания романа «Евгений Онегин» этот художественный метод стал доминирующим. В произведениях А.С. Пушкина литературный язык приобрел завершенные классические формы. В творчестве М.Ю. Лермонтова, А.С. Грибоедова, Н.В. Гоголя, Н.А. Некрасова, И.С. Тургенева, И.А. Гончарова отчетливо проявились характерные черты реализма: правдивое отображение действительности во всем ее многообразии, внимание к простому человеку, обнажение отрицательных явлений жизни, глубокие раздумья о судьбах Родины и народа.

Отметим, что в 1824 г. в Москве открылся Малый театр, в 1825 г. Большой театр оперы и балета. Появился подлинно национальный драматический театр. Его рождение связано с московским Малым театром (1824 г.), актером М.С. Щепкиным и драматургом А.Н. Островским. Герои Островского наделены чертами национального характера. Крупным событием культурной жизни России стала постановка пьесы Н.В. Гоголя «Ревизор».

Особое место в истории русского музыкального искусства занимал композитор М.И. Глинка. В его творчестве искусно переплетались классические каноны европейской музыкальной культуры с русскими народными мелодиями. Оперы «Жизнь за царя» по либретто Н.В. Кукольника, Руслан и Людмила по мотивам поэмы А.С. Пушкина заложили основы русского оперного искусства. Он был родоначальником всех основных жанров национальной классической музыки.

В первой половине XIX в. в живописи официальным стилем был классицизм, в котором преобладала религиозная и мифологическая тематика. Развивается и романтизм, проявившийся в портретной живописи О.А. Кипренского (портреты Жуковского и Пушкина), В.А. Тропинина (портрет Пушкина, «Кружевница», «Гитарист»), К.П. Брюллова. Кисти Брюллова принадлежит и поразившее современников полотно «Последний день Помпеи».

Попыткой осмыслить глобальные духовные и исторические процессы стало грандиозное полотно А.А. Иванова «Явление Христа народу».

К середине XIX в. литература, музыка, театр, живопись, архитектура достигли в России высокого уровня развития и становились все более известными на Западе. Французский писатель П. Мериме открыл Европе Пушкина. На европейские языки были переведены произведения М.Ю. Лермонтов, Н.В. Гоголя, И.С. Тургенева. Русская литература становится частью европейской литературы. В Париже был поставлен «Ревизор» Гоголя, с восторгом принятый зрителями.

Первая половина XIX в. стала временем расцвета классицизма в архитектуре. В Петербурге воздвигаются величественные официальные здания и архитектурные ансамбли, призванные символизировать процветание и несокрушимость Российской империи. Архитектором К.И. Росси был создан ансамбль Дворцовой площади (здание Главного штаба, Александровская колонна). Здания Сената и Синода (К.И. Росси), Исаакиевского собора (А. Монферран) составили ансамбль Сенатской площади. А.Н. Воронихиным был возведен Казанский собор, А.Д. Захаровым – здание Адмиралтейства. В Москве работали О.И. Бове (ансамбль Театральной площади, здание Манежа), Д.И. Жилярди (здание Московского университета).

В 30-х годах классицизм в архитектуре с его лаконичностью, строгостью линий форм начал сменяться «русско-византийским стилем». К.А. Тон преобразил территорию Кремля, построив Большой Кремлевский дворец и здание Оружейной палаты. По его проекту в 1839 г. был заложен храм Христа Спасителя как символ избавления от нашествия французов в 1812 г. (Строительство было завершено лишь в 1883 г.)

В целом в первой половине XIX в. Россия добилась впечатляющих успехов в области культуры. В мировой фонд навечно вошли произведения многих русских писателей, художников, скульпторов, архитекторов и композиторов. Завершился процесс складывания русского литературного языка и в целом – формирование национальной культуры.

 

 





Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1101; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.