КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Н. Бердяев о Петре I
Из Указа Петра I об образовании Российской Академии наук Указ о создании правительствующего Сената Ков.., Т. 4.- С. 166—169.) "Определили быть для отлучек наших Правительствующий Сенат для управления: … Менее чем через три недели (2 марта 1711), отправляясь в Прутский поход, Петр 1 определил круг вопросов, подлежащих особому вниманию сенаторов: "Указ, что по отбытии нашем делать. 1. Суд иметь нелицемерный, и неправедных судей наказывать отнятием чести и всего имения, то ж и ябедникам да последует. Смотреть во всем государстве расходов, и ненужные, а особливо напрасные отставить. Денег как возможно сбирать, понеже деньги суть ар' териею войны. 4. Дворян собрать молодых для запасу в офицеры, а наипаче тех, которые кроются, сыскать; також тысячу человек людей боярских грамотных для того ж. 5. Вексели исправить и держать в одном месте. 6. Товары, которые на откупах или по канцеляриям и губерниям, осмотреть и посвидетельствовать. 7. О соли стараться отдать на откуп и попещися прибыли у оной. 8. Торг китайской, сделав компанию добрую отдать. 9. Персидский торг умножить, и армян как возможно приласкать и облегчить, в чем пристойно, дабы тем подать охоту для большого их приезда. Учинить фискалов (контролеров, ревизоров, — сост.) во всяких делах, а как быть им, пришлете» известие". Дополнение к Указу от 2 марта было направлено в Сенат 5 марта: «1. Всем, в Сенате пребывающим, места иметь по списку, кто после кого написан в определительном указе. 2. Голоса иметь равные, и у всяких указов подписывать всем своими руками. И что хотя один не подпишет и засвидетельствует неправо тому быть приговору, то и прочие не действенны суть. Однакож, надлежит тому, кто оспорит, ту протестацию дать за своею рукою на письме.
(Цит. по: Воскресенский Н.А. Законодательные акты Петра 1. Т. 1. -М., 1945.- С. 197-201,204.)
...Учинить академию, в которой бы учились языкам, также прочим наукам и знатным художествам, и переводили бы книги... К расположению художеств и наук употребляются обычайно два образа здания: первый образ называется университет; второй академия или социетет (общество, собрание, — сост.) художеств и наук... При заведении простой академии наук обои намерения не исполнятся, ибо хотя чрез оную художества и науки в своем состоянии производятся и распространяются, однакожь-де оные не скоро в народе расплодятся, а при заведении университета, меньше того, ибо когда рассудить, что еще прямых школ, гимназиев и семинариев нет, в которых бы младые люди началам обучиться и потом выше градусы (степени, — сост.) наук восприять и угодными учинить себя могли, то невозможно, дабы при таком состоянии университет некоторую пользу учинить мог. И тако потребнее всего, чтоб здесь такое собрание заведено было, ежели бы из самолутчих ученых людей состояло, которые довольны (способны, — сост.) суть: 1) науки производить и совершить, однакож де тако, чтоб, 2) молодых людей публично обучали и чтоб они, 3) некоторых людей при себе обучали, которые бы младых людей первым фундаментам всех наук паки обучать могли. И таким бы образом одно здание с малыми убытками тое же бы с великою пользойчинило, что в других государствах три разные собрания чинят (академия, университет и гимназия,— сост.)...
(Цит по: Соловьев С.М. История России с древнейших времен. Книга IX. Т. 17— 1 18. -М. 1983.- С. 483.)
Реформа Петра была неизбежна, но он совершил ее путем страшного насилия над народной душой и народными верованиями… Влияние Запада первоначально ударило по народу и укрепило привилегированное барство… Нигде, кажется, не было такой пропасти между верхним и нижним слоем, как в петровской России. И ни одна страна не жила одновременно в столь разных столетиях. (Бердяев Н. Истоки и смысл русского коммунизма. – М., 1990 – С. 7,10,11,14.) –
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1436; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |