Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

СЕНТЯБРЯ 1862 г




М.,1963. С. 338.

Из писем, опубликованных в газете

СТАНОВЛЕНИЕ ИНДУСТРИАЛЬНОГО ОБЩЕСТВА

Документальные материалы

 

Развитие промышленности в XVIII в. привело к появлению нового класса – промышленного пролетариата, работающего у машин на фабриках. Рабочие на этих фабриках существенно отличались от работников мануфактур и тем более - ремесленников. Они являлись как бы придатком к машине. Условия труда на фабриках были очень тяжелыми, рабочий день продолжался от 14 до 18 часов.

 

1. ДЕТИ НА ФАБРИКАХ ФИЛАДЕЛЬФИИ (1830 г.).

“Мекэникс фри Пресс” (21/8 1830 г.)

<...>Всем известен тот факт, что большинство подручных на хлопкообрабатывающих фабриках состоит из мальчиков и девочек в возрасте от 6 до 17 лет. Они работают от зари до ночи даже в самые длинные дни в году. Из-за такого заточения на фабрике родители не могут дать этим детям никакого образования или знаний, кроме умения работать на той машине, к которой их приставят. Они вынуждены работать за такую ничтожную сумму, что ее едва хватает на поддержание сил, в то время как хозяин купается в роскоши за счет жизней эксплуатируемых бедных детей.

<…>Нам известно много случаев, когда родители, имевшие возможность дать своим детям хотя бы элементарное образование, не смогли этого сделать из-за предпринимателя, грозившего уволить всю семью, если родители возьмут с фабрики хоть одного ребенка, даже на самый короткий срок. Мы знаем, что такие угрозы осуществлялись. <…>

 

Хрестоматия по новой истории, под ред. А.А. Гувера –

2. ПОЛОЖЕНИЕ РАБОЧИХ В ОПИСАНИИ СТЕНДАЛЯ

Стендаль (настоящее имя Анри Мари Бейль, 1783–1842) – выдающийся французский писатель. Наиболее известные его романы – «Красное и черное» и «Пармская обитель». Нижеследующие выдержки взяты из “Записок туриста”, написанных Стендалем во время его поездки по Франции в 1837–1838 гг.

<…>Мне всегда становится грустно на душе при виде несчастных рабочих шелкового производства. Они женятся, рассчитывая на заработок, который неожиданно теряют каждые пять–шесть лет. Тогда они поют на улицах; это приличный способ просить милостыню. <…>

Эти лионские рабочие производят шелка, отличающиеся яркостью и свежестью красок, в комнате, в которой живут со всей своей несчастной семьей. В самом деле, наши негры в колониях в тысячу раз счастливей доброй четверти французских крестьян. <…>

 

Стендаль. Собр. соч. Т. 13. – Л., 1950. С. 116, 334–344.

3.МАДЗИНИ О СИЦИЛИЙСКОЙ ЭКСПЕДИЦИИ 1860 г.

В конце XVIII и в XIX вв. по Европе прокатилось четыре волны революций.

Первая была связана с Французской буржуазной революцией 1789 г. Идея переноса революции за французские границы была широко распространена среди революционеров, как и связанная с этим мысль о создании Всемирной республики. Практически эта идея была очень скоро перенесена на левый берег Рейна. В 1792 г. создана первая демократическая республика среди германских государств – Майнцкая республика. В 1806 г. был создан Рейнский союз, объединивший ряд германских государств. Эта первая революционная волна шла следом (иногда и опережая) за наполеоновской армией, затронув все европейские страны, захваченные французским императором.

Вторая волна пришлась на начало третьего десятилетия XIX в., которое ознаменовалось подъемом революционного движения по всей Европе – от Испании и Португалии до России. Она началась в 1820 г. в Испании и постепенно распространилась на всю Европу, подхлестнутая промышленным кризисом 1826 г. и депрессией 1829–1830 гг., совпавшей с неурожаями. Апогеем этой волны явилась Июльская революция во Франции 1830 года, закрепившая победу буржуазии над дворянством и закончившаяся Июльской монархией 1830–1848 гг.

Третья волна – 1848–1849 гг. Никогда раньше Европа не знала такого всеобщего обострения борьбы, подъема национально-освободительного движения и размаха народных выступлений. Революционные события впервые приняли общеевропейский масштаб, хотя в разных частях континента сила этой борьбы и была неодинакова. Начало революций 1848–1849 гг. приблизили неурожаи 1845–1847 гг. и разразившийся сразу в нескольких странах экономический кризис 1847 г.

Четвертая волна была связана с Франко-прусской войной. Поражение французской армии под Седаном отозвалось волнениями сначала в Париже, а позже – в других французских городах. Недовольство населения действиями правительства в соединении с патриотическими настроениями и идеями переустройства общества породило идею о создании революционной Коммуны, в которой видели выход из тяжелого положения.

Каждая революционная война несла с собой и всплеск национально-освободительного движения. Кое-где эти движения достигали своей цели (как, например, в Италии), кое-где и по сей день проблема не потеряла свою остроту (борьба Ирландии за национальную независимость).

В Америку XIX век принес немало потрясений. В США европейские события отозвались гражданской войной.

Джузеппе Мадзини (1805–1872) - известный политический деятель Италии, поборник создания единого итальянского государства.

Борьба за объединение Италии продолжалась несколько десятилетий. Начавшись в 1848–1849 гг. бурными революционными потрясениями, она закончилась в 1861 г. провозглашением Виктора Иммануила королем Италии. Окончательно же Италия сформировалась в годы Франко-прусской войны, когда крушение Второй империи во Франции позволило итальянским войскам занять Рим и включить Папскую область в единое королевство, столицей которого стал Рим.

<...>Я не намерен излагать здесь историю восхитительных подвигов Гарибальди1 и его сподвижников. История их передаст потомкам как венец славы, которая не угаснет со смертью предводителя, и они послужат новым свидетельством того, что могут сделать люди, когда они сражаются с верой в свободу наций. Но каково было поведение в этих делах кавуровской секты и наше?

Инициатива перешла с императорско-королевского поля на поле народа, нации, и ее можно было удерживать лишь продолжающимися боями.

Ослепление монархией в Италии есть, кажется мне, один из многих странных признаков времени. С одной стороны, весь народ фанатически уверился, что монархия является связью единства; с другой стороны, всемогущий человек с заслуженным престижем, республиканец по своим взглядам, считающийся, несомненно, честным и лояльным, стремится завоевать для короля пядь за пядью земли Италии. <...>

<...>и мы готовы жертвовать наиболее дорогой надеждой, чтобы достигнуть объединения. Не думаю, что история когда-либо предоставит монархии подобный благоприятный момент, чтобы с такой легкостью, без труда и опасностей встать во главе великой нации. Дозволять доделать и собирать плоды предприятия других – к этому сводилась и сводится политика королевского правительства.<...>

Из этого краткого изложения фактов следует<...>, что присоединение центральных провинций, освобождение Сицилии и неаполитанской земли было достигнуто правильным порывом страны и выполнено непосредственно людьми, не имевшими никакой связи с правительством, выполнено Гарибальди, который придал движению единство, сознание, направление и энтузиазм; что правительство вторглось в Умбрию и Марке для их освобождения, ввиду наших действий и угрозы Гарибальди; что во всех этих завоеваниях люди республиканских взглядов или воспитанные в добродетели к родине в наших рядах были главной частью действия или победы; что республиканцы между тем, несмотря на клевету, разочарование и неблагодарность, сдержали данное ими обещание лояльно исполнять желание большинства нации к единству родины, лишь бы монархия не отошла от святого знамени.

 

Хрестоматия по истории нового времени под ред. А. А. Гувера –

М.,1963. Т. 2. С. 255–257.

4. ПРОКЛАМАЦИЯ ОБ ОСВОБОЖДЕНИИ РАБОВ, ИЗДАННАЯ ПРЕЗИДЕНТОМ СОЕДИНЕННЫХ ШТАТОВ АМЕРИКИ [2]

Гражданская война между Северными и Южными штатами явилась неизбежным результатом роста противоречий между двумя общественными системами внутри страны. Основой этих противоречий был вопрос о рабстве. Наиболее агрессивные круги Юга хотели превратить США в единую рабовладельческую державу, но в основном южан вполне устраивало отделение от союза в виде отдельного государства. Правящим же кругам Севера крайне не нравилась перспектива появления у границ нового мощного противника, которым стал бы отделившийся Юг. И война, и раскол были неизбежны, но именно рабовладельцы Юга (а не сторонники Линкольна) активно способствовали началу войны.

 

<...>С 1 января 1863 года нашей эры все лица, содержащиеся в рабстве в любом штате или определенной части штата, охваченной восстанием против Соединенных Штатов, будут отныне и навсегда свободными, а исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские силы, будет признавать и обеспечивать свободу таких лиц и не предпримет действий, могущих помешать таким лицам в их усилиях добиться своего действительного освобождения. <...>

Я, Авраам Линкольн, президент Соединенных Штатов, властью главнокомандующего армией и флотом Соединенных Штатов в момент действительного вооруженного мятежа против власти и правительства Соединенных Штатов, применяя как соответствующую и необходимую военную меру для подавления указанного мятежа, в первый день января 1863 г. в соответствии с моим прежним намерением, публично объявленным за 100 дней до упомянутого первого дня, устанавливаю и указываю те штаты и части штатов, которые охвачены мятежом против правительства Соединенных Штатов. <…>

И в силу власти, а также в целях, указанных выше, я приказываю и объявляю, что все лица, считавшиеся рабами в перечисленных штатах и частях штатов, отныне и навсегда будут свободны и что исполнительная власть Соединенных Штатов, включая военные и морские силы, будет признавать и охранять свободу упомянутых лиц. <...>

Далее я объявляю и довожу до общего сведения, что такие лица при соответствующих условиях будут приниматься на военную службу Соединенных Штатов в состав гарнизонов, фортов, в части, несущие охрану станций и других мест, а также для укомплектования личным составом судов всех видов вышеуказанной службы. <…>




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 449; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.007 сек.