Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие основы педагогики 10 страница




s. обществу. Целям подчиняется все: содержание, формы, ме-

| тоды воспитания. Понимание цели воспитания дает возмож-

г ность подбирать технологии для ее осуществления. Цель —

I воспитания всесторонне гармонично развитой личности зак

реплена в Законе РФ «Об образовании». Эта цель:

 

' S определяет содержание воспитательного процесса;

 

; S обусловливает воспитательный результат;

 

;ч ^ служит критерием деятельности педагога;

 

'.' S полностью определяет систему воспитания.

 

5 Выделяют общие цели воспитания (направлены на всех

 

: людей) и индивидуальные (для отдельного человека).

 

В процессе постановки цели важную роль играет психолого-педагогическая диагностика не только как отдельная - деятельность, но и как компонент учебно-воспитательного I процесса. Необходимо знать различные методики изучения I личности и уметь конструировать из них программы изуче-',' ния личности и коллектива.

 

| Цель воспитания всегда одна в пределах одной воспита-I тельной системы, а задач, определенных целью, может | быть много (общих и конкретных). Цели воспитания опре-rf деляются. потребностями развития общества и зависят от г чомпов социального и технического прогресса, возможнос-' тей общества, взрослых и детей.

 

12.2. Особенности процесса воспитания

 

Обучение и воспитание — два взаимосвязанных про-, цесса. Они имеют различные задачи, но одновременно не-

 

 

разрывно связаны друг с другом, могут совпадать во времени и принципиально отличаться методами и формами организации.

 

Воспитательная деятельность может быть отдельной сферой деятельности воспитателя (иметь свои цели, задачи, содержание) или органично «вписываться» в процесс обучения (так как обучение носит воспитывающий характер).

 

Отметим, что общего между этими двумя процессами:

 

S процесс воспитания включает в себя элементы обучения: прежде чем требовать выполнения каких-либо правил, необходимо научить их выполнять;

 

•S процесс обучения представляет собой форму организации взаимодействия между учителем и учеником. В процессе деятельности учитель оказывает воспитательное влияние на ученика;

 

S в процессах обучения и воспитания используются одинаковые методы (объяснение, контроль и др.)

 

Условно принципиальная разница этих процессов состоит в том, что процесс обучения ориентирован на освоение учениками основ различных наук, воспитание связано с формированием его личностных качеств.

 

Для воспитательного процесса характерны:

 

целенаправленность (чем понятнее цель, тем эффективнее результат);

 

единство цели (показатель сотрудничества между воспитателями и воспитуемыми);

 

длительность (результаты не ощущаются сразу, как в процессе обучения);

 

многофакторность (личность подвергается огромному количеству влияний, как положительных, так и отрицательных. В процессе воспитания должна происходить их корректировка. Если влияния воздействующих сторон на личность совпадают, то результат воспитания более эффективен);

 

подвижность (воспитуемый подвергается целенаправленным и стихийным воздействиям);

 

непрерывность (никакие одноразовые, даже яркие мероприятия не заменят тщательной, кропотливой, систематической воспитательной работы);

 

комплексность (единство целей, задач, содержания, форм и методов воспитания);

 

 

вариативность (воспитуемые отличаются индивидуальными особенностями, социальным опытом. Это следует учитывать в процессе воспитания, так как даже при одинаковом воздействии возможен "различный воспитательный эффект);

 

двусторонность (сотрудничество воспитателей и вос-питуемых);

 

противоречивость (противоречия рассматривают как движущую силу воспитания).

 

К числу основных противоречий воспитания относят противоречия между: новыми условиями общественной жизни и устаревшими формами и методами подготовки к ней; неограниченными возможностями развития человеческой природы и ограничивающими, программирующими это развитие условиями социальной жизни; активной, дея-тельностной природой человека, его стремлением к участию в общественной жизни и недостатком опыта, знаний, умений и навыков для реального участия в жизненном процессе и др.

 

Личность воспитателя — важный фактор, влияющий на процесс воспитания (от его мастерства, ценностных ориентации, умения сотрудничать зависит продуктивность воспитательного процесса).

 

Таким образом, на основании вышеизложенного можно сделать вывод, что, хотя процесс воспитания идет одновременно с процессом обучения, он имеет ряд существенных особенностей, поэтому и рассматривается самостоятельно.

 

12.3. Самовоспитание и перевоспитание личности

 

Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

 

Компонентами самовоспитания являются самопознание, самоанализ, самооценка, самоотчет и самоконтроль. Приемами самовоспитания служат самоприказ, самоободрение, самовнушение, самоодобрение, самопоощрение, самонаказание.

 

Стимул самовоспитания — правильное воспитание, которое включает не только воспитательную деятельность воспитателя, но и собственные усилия воспитанника.

 

Элементы самовоспитания присутствуют уже у детей дошкольного возраста: они не могут пока осмыслить свои личностные качества, но в состоянии определить, что такое хорошо и какие поступки вызывают у взрослых негативную реакцию.

 

В подростковом возрасте проявляется потребность в самопознании, самоанализе и самооценке. Но из-за отсутствия социального опыта и специальной подготовки подростки не всегда могут понять мотивы собственных поступков. Поэтому необходимо тактичное руководство взрослых.

 

В юношеском возрасте процесс самовоспитания становится более осознанным и целенаправленным. Самовоспитание базируется на адекватной самооценке, соответствующей реальным способностям человека, на серьезном анализе собственных индивидуальных возможностей. Чем выше степень осознанности, тем более значимо самовоспитание для саморазвития личности.

 

Уровень самовоспитания характеризует уровень воспитанности личности в целом. Самовоспитание находится в неразрывной взаимосвязи с воспитанием: подкрепляет и развивает процесс формирования личности.

 

Обучение, воспитание и самовоспитание взаимосвязаны друг с другом в едином учебно-воспитательном процессе. Насколько результативным будет этот процесс, зависит от их единства.

 

Перевоспитание — вид воспитания, цель которого устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.

 

Этот процесс нелегкий, длительный, требующий много сил и терпения. Перевоспитывать гораздо сложнее, чем воспитывать, потому что приходится ломать сложившиеся взгляды, привычки, черты характера и формировать новые, отличающиеся от прежних, непривычные для воспитуе-мых. Трудно перевоспитывать, если отрицательные черты приобрели стойкий характер. А.С. Макаренко учил родителей и воспитателей: «Воспитывать надо так, чтобы ничего потом не пришлось переделывать».

 

Преступные наклонности, аморальное поведение и привычки приобретаются человеком в результате отрицательного влияния среды, неправильного воспитания, неблагоприятных условий жизни. Таких воспитуемых называют

 

«трудными» или «педагогически запущенными», что более правильно. Среди них встречаются индивиды невосприимчивые и сопротивляющиеся воспитательным воздействиям, с непатологическими отклонениями психики и др.

 

Перевоспитание может дать положительные результаты в случае, если у человека появляется потребность в самоисправлении, он начинает осознавать необходимость в изменении образа жизни, привычек, поведения.

 

Для перевоспитания важно расположить личность к себе; выявить причины, способствующие возникновению проблем; создать систему целевых ориентации, которые бы определили ближние (игра, поездка, подарок), средние (включение в работу кружка, секции, участие в походе, поездка в лагерь и др.) и дальние перспективы (жизненное и профессиональное самоопределение); изменить обстановку, в которой живет или учится воспитанник (перевести в другой коллектив, включить в новую деятельность, отвлекающую его от прежних интересов); воздействовать на личность воспитанника, на его сознание, чувства, волю с целью наступления перелома в его поведении и др.

 

Важным условием, обеспечивающим эффективность процесса перевоспитания, является преодоление у воспитуемых негативного отношения к требованиям воспитателей. Поэтому воспитатель должен научиться строить правильные взаимоотношения с воспитуемым, что может помочь преодолеть отчужденность, конфликты. Нельзя восстанавливать коллектив против проблемного воспитанника, нужно бороться за каждую личность. Следует дать понять воспитаннику, что воспитатель борется не против него, а против его негативных поступков.

 

Для перевоспитания используют как традиционные методы воспитания, так и метод взрыва — «мгновенное воздействие, переворачивающее все желания человека, все его стремления» (А.С. Макаренко). Этот метод помогает воспитаннику остро почувствовать и пережить невозможность дальнейшего отрицательного поведения, заставляет его изменить отношение к своему поведению и к окружающим, вызывает потребность начать жить по-новому.

 

Тема 13. ЗАКОНОМЕРНОСТИ И ПРИНЦИПЫ ВОСПИТАНИЯ

 

13.1. Понятие о закономерностях воспитания

 

Практическая воспитательная деятельность будет успешной при условии учета закономерностей воспитания. Закономерности представляют собой существенные внутренние и внешние связи между важнейшими компонентами системы воспитания. Каковы же основные закономерности воспитательного процесса?

 

Осуществление воспитания в процессе деятельности. Не сама по себе деятельность, в которую включен вос-питуемый, воспитывает его, а то, какие именно отношения устанавливаются, повторяются и становятся привычными в процессе деятельности.

 

Зависимость воспитания от складывающихся у личности взаимоотношений с обществом, с отдельными людьми. Если взаимоотношения негативные, то результаты процесса воспитания будут низкими.

 

Единство воспитания и жизни. Опыт, приобретаемый в процессе собственной жизни, есть лучший воспитатель. Жизнь воспитывает, поэтому важно ее педагогически целесообразно организовывать, включая воспитанника в различные виды деятельности.

 

Воспитание личности происходит по закону параллельного педагогического действия. В жизни человека нет и не может быть ни одного слова, ни одного действия, которые бы не образовывали или не воспитывали личность. Поэтому важно, чтобы специально организованный воспитательный процесс и реально приобретаемый жизненный

 

опыт сочетались в своих проявлениях. Воспитанник проверяет на практике все, о чем ему говорит воспитатель.

 

Содержание воспитания зависит от конкретного исторического периода, в котором человек вступает в жизнь. Чтобы жить, участвовать в жизни общества, воспи-туемый должен овладеть жизненным опытом, сложившимся на данный момент исторического периода. Для определения содержания воспитания необходимо учитывать достижения науки, культуры на данном историческом этапе.

 

Содержание, методы и формы воспитания зависят от возрастных, половых и индивидуальных особенностей воспитуемых. Этот факт абсолютно очевиден, так как воспитание — процесс, целенаправленного влияния на развитие личности. Поэтому воспитатель должен систематически изучать возрастные, психологические особенности развития воспитуемых, знание которых влияет на выбор содержания форм, методов воспитания и его эффективность.

 

Воспитание зависит от отношения воспитуемого к воспитателю. Чем выше доверие воспитанника к воспитателю, тем эффективнее процесс воспитания.

 

Воспитание зависит от качества воспитательного воздействия воспитателя. При непрофессиональных или недостаточных по объему, или запаздывающих во времени действиях воспитателя результаты воспитания будут низкими.

 

Воспитание зависит от согласованности воспитательных действий и возможностей воспитанников. Если воспитатели (социальный педагог, классный руководитель, учителя, родители) учитывают возрастные, психологические особенности воспитанника и воздействуют на него, согласовывая свои действия, то результат воспитания будет наиболее эффективен.

 

Таким образом, закономерности воспитания отражают главные связи между факторами, условиями и результатами воспитательного процесса. В практической воспитательной деятельности постоянно подтверждается зависимость результатов воспитания от сложившихся отношений, соответствия цели и деятельности, практики и воспитательного влияния, действия субъективных и объективных факторов, интенсивности воспитания и самовоспитания и пр.

 

13.2. Характеристика принципов воспитания

 

Принципы воспитания — это основополагающие идеи, ценностные основания, определяющие содержание, организационные формы и методы воспитательного процесса. Они отражают уровень развития общества, его требования к воспитанию личности, стиль взаимодействия воспитателей и воспитанников. Принципы практической педагогической деятельности устанавливаются сознательно. К ним предъявляются определенные требования:

 

обязательность. Принципы воспитания обязательны для реализации на практике. Нарушение, игнорирование принципов снижает эффективность воспитательного процесса;

 

комплексность. Воспитательный процесс строится с учетом не отдельных принципов, а их совокупности;

 

равнозначность. Среди принципов воспитания нет главных и второстепенных, таких, что требуют реализации в первую очередь, и таких, осуществление которых можно отложить.

 

Рассмотрим ведущие принципы воспитания.

 

Принцип гуманистической направленности воспитания. Работа воспитателя с воспитуемыми должна строиться на гуманной основе, в сочетании уважения, чуткости, внимания, доброжелательности педагога с разумной требовательностью к воспитанникам.

 

Условия для реализации данного принципа: добровольность включения воспитуемых в ту или иную деятельность, вера воспитателя в каждого из них, предупреждение негативных последствий в процессе педагогического воздействия, социальная защищенность воспитуемых, учет их индивидуальных интересов и предпочтений.

 

Правила реализации данного принципа: опора на активную позицию воспитуемого, уважительное отношение к нему, доброта воспитателя, умение защищать интересы воспитанников, постоянный поиск оптимальных вариантов решения актуальных задач, формирование гуманных отношений в любых объединениях.

 

Принцип вариативности социального воспитания. В современном обществе вариативность социального воспитания определяется многообразием потребностей и интересов как личности, так и общества.

 

Условие реализации данного принципа — создание на различных уровнях (федеральном, региональном, муниципальном и локальном) многообразных видов и типов воспитательных организаций, которые бы позволили удовлетворить интересы и потребности личности и общества.

 

Принцип связи воспитания с жизнью. Необходимо включать воспитанников в ситуации, которые требуют волевого усилия для приобретения социального иммунитета, стрессо-устойчивости, рефлексивной позиции. Нужно учить воспитанников противостоять трудностям.

 

Условия реализации принципа: включение воспитанников в решение различных социальных проблем, стимулирование самопознания для определения собственной позиции, оказание помощи воспитуемым в анализе социальных проблем и выборе решения в различных сложных жизненно важных ситуациях.

 

Данный принцип осуществляется при соблюдении правил, раскрывающих его отдельные стороны: разрешение проблем отношений не за воспитуемых, а вместе с ними; учет стремления к деятельности, что способствует социализации личности; приучение к ответственности за принятые решения; включение воспитуемых в полезный, необходимый (в том числе и для других) труд; подготовка человека к трудностям в жизни, которых избежать нельзя, но можно преодолеть.

 

Принцип опоры на положительное. Первое, что необходимо сделать, начиная строить свои взаимоотношения с воспитуемым, — это найти его положительные стороны, опираясь на которые можно добиваться устойчивых успехов в воспитательной деятельности.

 

В человеке положительные качества (любовь к животным, природная доброта, отзывчивость, щедрость и др.) легко уживаются и мирно сосуществуют с отрицательными (неумением держать слово, лживостью, ленью и т.п.). Полностью «положительных» или «отрицательных» личностей не существует. Добиваться, чтобы в человеке стало больше положительного и меньше отрицательного, — задача воспитания, направленного на облагораживание личности.

 

Требования принципа опоры на положительное в воспитании просты: воспитатели обязаны выявлять положительное в человеке и, опираясь на хорошее, развивать другие, недостаточно сформированные или отрицательно сориентированные качества, доводя их до необходимого уровня и гармоничного сочетания.

 

Какие правила нужно соблюдать при реализации данного принципа? Сотрудничество, терпение и заинтересованное

 

участие воспитателя в судьбе воспитанников. Не акцентировать внимание только на промахах и недостатках в их поведении. Важно, наоборот, выявлять, поддерживать и развивать в них положительные стороны. Однако отрицательные качества надо осуждать и исправлять. Создавать спокойную, деловую обстановку, где чувствуется слаженность действий и заботливое отношение друг к другу. Щедрость воспитателя на комплименты авансирует будущие положительные сдвиги, способствует преодолению неудач.

 

Принцип биологичности воспитания. Необходимо преобразовать суперпозицию воспитателя и подчиненную позицию воспитанника в позиции сотрудничающих людей. Данное преобразование связано с тем, что воспитатель должен актуализировать, стимулировать стремление воспитанников к саморазвитию, создавать условия для самовоспитания.

 

Воспитателю нужно сотрудничать с воспитанниками, уметь изменять характер своего участия в совместной деятельности в зависимости от уровня развития воспитанников.

 

Принцип ориентации на развитие личности.; Все воспи-туемые разные: различаются полом, темпераментом, накопленным опытом, характером, индивидуальными чертами. Поэтому в процессе воспитательной деятельности воспитатель, изучает их возрастные, индивидуальные особенности; определяет уровень сформированности личностных качеств, ценностных ориентации, мышления, мотивов, интересов, установок; выявляет отношение к жизни, труду. На основе этих знаний каждый воспитанник включается в активную, полезную деятельность, при этом воспитание сочетается с самовоспитанием личности.

 

Если воспитатель полагает, что он всегда прав, не учитывает личностных черт каждого воспитаника, совместная деятельность с ним становится крайне сложной.

 

Формируя определенные качества личности, необходимо действовать на опережение, чтобы вредные привычки не закрепились в сознании. Повышая требования к воспитаннику, воспитателю важно соизмерять его возможности, чтобы у него не появилось неверия в свои силы и привычка недоделывать заданное. Следует учитывать индивидуальные особенности не только педагогически запущенных воспитанников, но и благополучных, у которых могут быть неблаговидные мысли, идеи, поступки.

 

Тема 14. СОДЕРЖАНИЕ ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА

 

14.1. Общечеловеческие ценности

 

и ценностные ориентации как основа

 

базовой культуры личности

 

Основу культуры личности составляет ее отношение к общечеловеческим ценностям. Термин «ценность» используется для указания на человеческое, социальное и культурное значение определенных явлений действительности. По существу, все многообразие предметов человеческой деятельности, общественных отношений и включенных в их круг природных явлений может выступать в качестве предметных ценностей как объектов ценностного отношения, то есть оцениваться в плане добра и зла, истины и лжи, красоты и безобразия, допустимого и запретного, справедливого и несправедливого и т.д. Способы и критерии, на основании которых производятся сами процедуры оценивания соответствующих явлений, закрепляются в общественном сознании и культуре как субъективные ценности, выступая ориентирами деятельности человека. Это установки и оценки, императивы и запреты, цели и проекты, выраженные в форме нормативных представлений. ^ Предметные и субъективные ценности являются, таким образом, как бы двумя полюсами ценностного отношения человека к миру. В структуре человеческой деятельности ценностные аспекты взаимосвязаны с познавательными и волевыми.

 

Каждая исторически конкретная общественная формация характеризуется специфическим набором и иерархией ценностей, система которых выступает в качестве наиболее высокого уровня социальной регуляции. В ней зафиксированы те критерии, которые признаются данным обществом и социальной группой. Усвоение этих критериев на личностном уровне составляет необходимую основу формирования личности и поддержания нормативного порядка в обществе.

 

Системы-ценностей формируются и трансформируются в разные периоды жизни общества. Ценности отличаются своей направленностью. Некоторые из них сохраняют свое значение в разные исторические периоды. Так, эстетические ценности античности остались значимыми и после гибели породившей их цивилизации. Гуманистические и демократические идеалы эпохи Просвещения также сохранили свою значимость.

 

Важным элементом ценностных отношений в обществе является система ценностных ориентации личности.

 

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

 

Совокупность сложившихся, устоявшихся ценностных ориентации обеспечивает устойчивость личности, преемственность определенного типа поведения и деятельности, выраженную в направленности потребностей и интересов. В силу этого ценностные ориентации выступают важнейшим фактором, регулирующим, детерминирующим мотивацию личности. Основное содержание ценностных ориентации — политические, философские (мировоззренческие), нравственные убеждения человека, глубокие и постоянные привязанности, принципы поведения. В силу этого в любом обществе ценностные ориентации личности оказываются объектом воспитания, целенаправленного воздействия. Они определяют направленность волевых усилий, внимания, интеллекта.

 

Развитие ценностных ориентации — признак зрелости личности, показатель меры ее социализации. Устойчивая совокупность ценностных ориентации обусловливает такие качества личности, как цельность, надежность, верность определенным принципам и идеалам, способность к волевым усилиям во имя этих идеалов и принципов, активность жизненной позиции, упорство в достижении цели.

 

Противоречивость в ценностных ориентациях порождает непоследовательность в поведении. Неразвитость ценностных ориентации -— признак инфантилизма.

 

В современном мире существуют различные системы ценностей.

 

Например, системы ценностей, характерные для фран-' цузского общества: религиозные (благотворительность, самопожертвование, целомудренность и др.); личностные, созданные человеком, — экономические (право на труд, ' свободный выбор профессии, защиту от безработицы, справедливое вознаграждение и др.), демократические (чувство дружбы, право быть свободным от дискриминации по признаку расы, национальности, пола, языка, рели-i гии, происхождения и др.), здорового карьеризма (в луч-I шем смысле этого слова), социальные (право на уровень I жизни), политические (стремление к власти, влиянию на I других), эстетические (чувство прекрасного и т.д.).

 

Американская исследовательница П. Уайт выделяет «гражданские добродетели»: надежду и уверенность, мужество, самоуважение и самопочитание, дружбу, доверие, честность, порядочность, воспитание гражданственности.

 

Английские исследователи определяют следующие группы ценностей: ценности свободы, равенства и рацио-' нальности; духовные ценности как интегративное качество (отношение к миру); моральные ценности (добра и зла); экологические ценности; гражданственность; ценности I здоровья, искусства, здорового образа жизни. ' В.А. Караковский, директор одной из московских школ, обосновывает следующий набор ценностей: земля -— как, общий дом человечества, земля людей и живой природы; отечество — единственная уникальная для каждого человека Родина, данная ему судьбой и завещанная предками; j семья — естественная среда развития ребенка, закладыва-§ ющая основы личности; труд — основа человеческого бы-I тия; знания — результат разнообразного труда, прежде все-I го творческого; культура — богатство, накопленное 1 человечеством; мир — согласие между людьми, народами, [; государствами, главное условие существования Земли и человечества; человек -— абсолютная ценность, цель, средство и результат воспитания.

 

Современные отечественные педагоги (Б.С. Гершун-ский, Н.Д. Никандров, В.А. Караковский и др.) утверждают, что общечеловеческое не отрицает национальное, а, напротив, обнаруживает себя в нем. Именно в форме национального впервые реализуется все то уникальное, неповторимое, что впоследствии обретает общечеловеческий статус. Общечеловеческие ценности выше национальных, потому что они признаются большинством людей во всех странах мира.

 

К общечеловеческим ценностям гуманистическая педагогика относит также: права человека, признание человека высшей ценностью, уважение к личности ребенка, его достоинству; свободу человека; защиту прав ребенка на свободу и развитие; утверждение демократических принципов в воспитании и образовании. Права и свобода человека — общечеловеческие ценности, потому что они выражают общие интересы человечества, сближают и роднят духовные цели разных народов, различные религии, различные эпохи. Научиться уважать, ценить и беречь созданное всеми народами — это значит осознать и принять общечеловеческие ценности, понимаемые как единство национального и интернационального.

 

В современном обществе среди ценностных ориентации отечественные исследователи выделяют ценностные отношения к Родине, к своему народу, его традициям, языку, культуре, обычаям, к родной природе; жизни (включает в себя право на жизнь каждого человека, уважительное и бережное отношение к любым проявлениям жизни, осмысленную жизненную позицию); самому себе, к своим личным нравственным качествам (честность и правдивость, скромность, нравственная чистота и другие); родителям, родственникам, детям; к природе как основе гуманистических отношений; труду как важнейшей нравственной ценности.

 

В актовой лекции, прочитанной 18 ноября 1997 г. в Санкт-Петербургском университете, Н.Д. Никандров, президент Российской академии образования, предложил следующую классификацию ценностей: ценность жизни, ценности семьи (духовная близость, близость физическая, дети, родители и т.д.), ценности образования и культуры, труд как ценность, идеология и политика как ценности.

 

Утверждение гражданских, гуманистических ценностей в обществе, формирование свободной личности, осознатощей взаимозависимость своих прав и обязанностей, имеющей гражданскую позицию, во многом зависит от системы воспитания и образования. Развитие ценностных ориентации, в которых отражаются особенности времени, дает возможность каждому человеку ощущать себя гражданином планеты, человеком мира.

 

Осознание общечеловеческих ценностей возможно при ^формировании идей, чувств, представлений, направленных на общество; ориентации на сочетание национальных и общечеловеческих ценностей; изучении прав человека, обязанностей по отношению к обществу и другим людям; понимании единства прав и обязанностей гражданина; воспитании гражданских чувств и поведения; развитии независимости суждений, чувства сопереживания.. Ориентация на общечеловеческие ценности органично входит в содержание воспитания.

 

14.2. Формирование базовой культуры личности

 

jjf, В педагогических исследованиях выделяют понятие | «базовая культура личности» — реализуемые в деятельнос-I ти человека знания, умения, навыки, уровень интеллекту-I ального, нравственного и эстетического развития, способы Ей формы общения.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 382; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.093 сек.