Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Общие основы педагогики 15 страница




 

процессам в системах внутришкольного управления. Перечислим их:

 

переход к личностно-ориентированному обучению;

 

включение в число оснований для построения моделей образовательных учреждений национальных и религиозных ценностей;

 

осмысление роли и места образования, школы в процессе становления личности учащихся;

 

ориентация на демократическое, гуманистическое управление;

 

осмысление роли системы внутришкольного управления как носителя и реализатора определенных значимых ценностей;

 

учет конкретного социального заказа;

 

подготовка программ и концепций развития школы и др.

 

Существенные изменения в правовом статусе образовательных учреждений, состоянии объекта управления, его задач привели к возникновению новых функций управления. К числу таких изменений относят:

 

S расширение компетенции школы и связанное с ним расширение границ объекта управления;

 

S отражение этого процесса в управленческом сознании;

 

S обогащение образа управляемого объекта;

 

S появление или необходимость появления новых целостных объектов управления (новых типов, видов, моделей школ) или их новых элементов, аспектов, связей, отношений;

 

S существенные качественные изменения во внешней среде школы как источнике социального заказа и поступлений необходимых ресурсов;

 

•S освоение стратегического и долгосрочного планирования;

 

S возникновение новых процессов, видов деятельности в объекте (исследований и разработок, эксперимента, экспертизы);

 

S освоение новых видов управления.

 

Новым явлением стало выделение в составе управленческих функций специальных функций развития и управления инновационными процессами. Школы начали осуществлять работу по анализу своей внешней среды. и прогнозу тенденций ее изменения в будущем. Усилилось внимание школ к развернутому анализу своих достижений на всех последовательных этапах ее развития со специальным выявлением конкурентных преимуществ. При этом анализ результатов функционирования школ связывается с успехами в постановке образовательного процесса.

 

Тема 21. ПОВЫШЕНИЕ КВАЛИФИКАЦИИ И АТТЕСТАЦИЯ РАБОТНИКОВ ШКОЛЫ

 

21.1. Повышение квалификации педагогов

 

Руководство повышением квалификации учителей, воспитателей, школьных руководителей — одно из важных и существенных направлений управленческой деятельности в образовании. Наиболее важными составляющими компонентами данной работы являются:

 

S совершенствование мастерства учителей и воспитателей в овладении и использовании ими методов и форм учебной и воспитательной работы с учащимися, обеспечивающей освоение постоянно усложняющегося содержания образования;

 

S обеспечение более высокого уровня методического оснащения учебно-воспитательного процесса в школе и инновационной деятельности на всех уровнях;

 

S совершенствование деятельности педагогических коллективов по определению направления развития школ.

 

Все специалисты в ходе своей профессиональной деятельности должны совершенствовать педагогическое мастерство на специальных курсах, семинарах, в образовательных учреждениях повышения квалификации. Для этой цели организуются:

 

краткосрочное тематическое обучение, проводимое по месту основной работы и заканчивающееся сдачей соответствующего экзамена, зачета или защитой реферата по конкретным вопросам профессиональной деятельности (может проводиться без отрыва от работы);

 

среднесрочные тематические и проблемные семинары на уровне отрасли, организации, учреждения (могут проводиться без отрыва от работы);

 

• длительное обучение специалистов в образовательном учреждении повышения квалификации по профилю профессиональной деятельности.

 

Для получения дополнительных знаний и умений по новым программам, для освоения нового содержания профессиональной деятельности и новых технологий организуется профессиональная переподготовка (получение второго образования).

 

По результатам переподготовки выдается диплом государственного образца, удостоверяющий право вести работу в соответствующей сфере профессиональной деятельности.

 

22.2. Задачи аттестации педагогов

 

Введенная в 1990-е гг. система совершенствования профессиональной подготовки учителей — аттестация — является эффективным средством повышения квалификации педагогов и руководителей школ. Цель аттестации — стимулирование роста профессионального уровня, повышение качества учебно-воспитательного процесса, развитие творческой инициативы, а также обеспечение социальной защищенности педагогов в условиях рыночных экономических отношений путем дифференциации оплаты труда. При этом предполагается установление соответствия между качеством работы учителя и его зарплатой-Задачей аттестации является присвоение педагогу квалификационной категории в соответствии с уровнем его профессионализма.

 

Ее принципы: добровольность, открытость, системность и целостность, объективность.

 

Аттестация учителей включает экспертную оценку труда — его результативность и качество учебно-воспитательного процесса. Она проводится один раз в пять лет по личному заявлению педагога с указанием квалификационной категории, на которую он претендует.

 

Учителя сами определяют свои возможности аттестоваться на присвоение квалификационной категории, они имеют право выбора формы аттестации: демонстрацию серии уроков, внеклассных занятий с учащимися, «экзамен» (собеседование) по определенной программе или творческий отчет, защиту научно-методической или опытно-экспериментальной разработки и др.

 

Педагогическим работникам, не изъявившим желания проходить аттестацию на присвоение категории (разряда по единой тарифной сетке), оплата устанавливается в зависимости от образования и стажа.

 

Иногда аттестация может проводится по инициативе администрации, совета школы или педагогического совета для определения уровня квалификации учителя и его соответствия занимаемой должности.

 

В соответствии с действующим Положением об аттестации педагогических и руководящих работников государственных, муниципальных учреждений и организаций образования Российской Федерации, утвержденным приказом Министерства образования РФ от 17 июня 1993 г. № 256, для аттестации образуются три вида комиссий.

 

Главная аттестационная комиссия создается органом управления на уровне республики в составе РФ, края, области, автономного образования.

 

Районная (окружная, муниципальная) или городская комиссия создается соответствующим органом управления образованием.

 

Аттестационная комиссия образовательного учреждения создается его педагогическим советом.

 

Каждая комиссия рассматривает круг вопросов своей компетенции. Основное решение, принимаемое аттестационной комиссией, — это присвоение квалификационной категории. Действующим положением установлены три квалификационные категории:

 

высшая — ее может присвоить главная аттестационная комиссия;

 

первая — присваивается районной (окружной, муниципальной) или городской комиссией;

 

• вторая — присваивается аттестационной комиссией школы.

Оценка деятельности преподавателя или руководителя

 

осуществляется по двум комплексным показателям: обобщению итогов деятельности (в форме творческого отчета, научно-методической или опытно-экспериментальной работы) и экспертной оценке практической деятельности (психолого-педагогическая экспертиза в различных вариантах).

 

Присвоение категории происходит на основе документальных материалов (стажа, характеристики и документа об окончании курсов повышения квалификации учителей), анализа преподавательской деятельности и результатов работы учителя.

 

Успех аттестации определяется ее организацией, наличием необходимой информации о предъявляемых требованиях, процедуре защиты и экспертизы, созданием деловой, доброжелательной атмосферы. Итоги аттестации учителей являются важной основой для определения стратегии и тактики работы школы.

 

22.3. Технология педагогической аттестации

 

Проблема аттестации учителей — это проблема достоверной диагностики и оценки эффективности их учебно-воспитательной деятельности в единстве с оценкой качества и результативности деятельности обучаемых.

 

Диагностика и оценка эффективности деятельности учителя с целью его более достоверной и доказательной аттестации содержит две стороны. Первая — это оценка эффективности образовательного процесса, основой которого является урок, вторая — оценка результата, то есть в первую очередь степени обученности учащихся (диагностика уровня их воспитанности и развития).

 

Общие требования к оценке труда учителя характеризуются критериями результата и процесса.

 

Критерий результата (результат педагогической деятельности). Качество знаний учащихся по предмету, их воспитанность определяются:

 

запасом фактических знаний по предмету;

 

умением пользоваться полученными знаниями (грамотно писать, решать задачи);

 

пониманием сути процессов и явлений в природе и обществе;

 

степенью самостоятельности учащихся;

 

умением добывать знания;

 

отношением к делу, поведением в школе, активностью в общественно полезной трудовой деятельности, эстетической и физической культурой.

 

Критерий процесса. При всей важности результатов учебной и воспитательной работы недопустимо ограничивать ими показатели труда учителя. С этой целью изучаются:

 

• работа учителя над повышением своей квалификации;

 

 

качество уроков, учебная и воспитательная работа;

 

умение учителя осуществлять индивидуальный подход к учащимся в процессе обучения и воспитания;

 

работа с родителями и педагогическая помощь семье в воспитании детей.

 

Аттестация учителей проводится в три этапа.

 

Первый этап — создание решением педагогического совета аттестационной комиссии в образовательном учреждении и ее утверждение руководителем данного учреждения.

 

На основании Положения об аттестации оформляется ряд документов личного дела педагогического работника для прохождения аттестации: заявление на аттестацию, копия документа о результатах повышения квалификации, экспертное заключение о результатах выполнения контрольных и других квалификационных работ, аттестационный лист, выписка из приказа руководителя образовательного учреждения.

 

Для получения второй квалификационной категории учитель обращается в школьную аттестационную комиссию, для получения первой квалификационной категории — в аттестационную комиссию муниципального управления, для получения высшей квалификационной категории — в главную (краевую, областную) аттестационную комиссию.

 

Второй этап — организация оценки уровня квалификации учителя, результативности его профессиональной деятельности.

 

Третий этап — принятие решений аттестационными комиссиями и издание приказа по результатам аттестации.

 

На основании решений аттестационных комиссий руководители органов управления образования и образовательных учреждений издают приказы о присвоении педагогическим работникам квалификационных категорий и устанавливают уровень оплаты труда по соответствующим разрядам.

 

Анализ описанной системы повышения квалификации свидетельствует, что ее эффективность определяется качеством управления, отношением руководителей к совершенствованию педагогического мастерства учителей и воспитателей, организаторов школьного дела, то есть зависит от личностных качеств директоров школ, от отношения к учителю организаторов школьного дела в районе, области, стране.

 

СЛОВАРЬ ТЕРМИНОВ

 

Анкетирование — метод массового сбора материала с помощью специально разработанных опросных листов (анкет).

 

Вид обучения — обобщенная характеристика обучающих систем, устанавливающая особенности обучающей и учебной деятельности; характер взаимодействия учителя и учащихся в процессе обучения; функции используемых средств, методов и форм обучения.

 

Воспитание — 1) в социальном смысле — функция общества по подготовке человека к жизни, осуществляемая всеми социальными институтами; 2) в педагогическом смысле — целенаправленный процесс формирования личности, осуществляемый педагогами.

 

Воспитательная система — совокупность взаимосвязанных компонентов, составляющих целостную социально-педагогическую структуру и выступающих постоянно действующими факторами воспитания.

 

Диагностика — точное определение результатов образовательного (воспитательного) процесса.

 

Дидактика — наука об обучении и образовании, их целях, содержании, методах, средствах и организационных формах.

 

Дидактическая игра — коллективная, целенаправленная учебная деятельность, когда каждый участник и команда в целом объединены решением главной задачи и ориентируют свое поведение на выигрыш.

 

Задатки — анатомо-физиологические особенности организма, являющиеся предпосылками развития способностей.

 

Закон — необходимое, существенное, устойчивое, повторяющееся отношение между явлениями.

 

Закономерности обучения (воспитания) — устойчиво повторяющиеся связи между составными частями, компонентами процесса обучения (воспитания).

 

Закономерности педагогического процесса — объективно существующие, повторяющиеся, устойчивые, существенные связи между явлениями, отдельными сторонами педагогического процесса.

 

Знание — понимание, сохранение в памяти и воспроизведение фактов, сведений, понятий, правил, законов, теорий, формул, характеристик и т.д. (результат усвоения системы фактов, понятий, законов, закономерностей, теорий и др.).

 

Индивид — отдельно взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств: биологических, физических, социальных, психологических и др.

 

Индивидуальность — своеобразное сочетание индивидуальных свойств человека, отличающее его от других людей.

 

Коллектив (школьный) — группа воспитанников, объединенная общей социально значимой целью, деятельностью, организацией этой деятельности, имеющая общие выборные органы, отличающаяся сплоченностью, общей ответственностью, взаимной зависимостью при безусловном равенстве всех ее членов в правах и обязанностях.

 

Концепция непрерывного образования — современная альтернативная система взглядов на развитие образовательной практики; провозглашает учебную деятельность человека как неотъемлемую и естественную составную часть его образа жизни в любом возрасте.

 

Личность — человеческий индивид как продукт общественного развития, субъект труда, общения и познания, детерминированный конкретно-историческими условиями жизни общества.

 

Межличностные отношения — субъективно переживаемые взаимосвязи между людьми, объективно проявляющиеся в характере и способах взаимных влияний, оказываемых людьми друг на друга в процессе совместной деятельности и общения.

 

Методология педагогической науки — учение о принципах, методах, формах и процессах познания и преобразования педагогической действительности.

 

Методы воспитания — способы решения воспитательных задач и осуществления воспитательного взаимодействия.

 

Методы контроля — способы, с помощью которых определяется результативность учебно-познавательной деятельности обучаемых и педагогической работы обучающих.

 

Методы обучения — способы совместной деятельности обучающих и обучаемых, направленные на достижение ими образовательных целей.

 

Методы педагогического исследования — способы получения научной информации с целью установления закономерных связей, отношений, зависимостей и построения научных теорий.

 

 

Наблюдение — метод исследования, рассчитанный на непосредственное получение нужной информации через органы чувств.

 

Навык — автоматизированный компонент сознательной деятельности (умение, доведенное до автоматизма, высокой степени совершенства).

 

Наследственность — свойство организмов передавать от родителей к детям определенные качества и особенности.

 

Образование — целенаправленный процесс воспитания и обучения в интересах человека, общества и государства, сопровождающийся констатацией достижения гражданином установленных государством образовательных уровней.

 

Обучаемость — индивидуальные показатели скорости и качества усвоения человеком новых знаний и умений, а также способов и приемов продуктивной деятельности в процессе обучения.

 

Обучаемый — человек, которому целенаправленно передают знания, умения и другие компоненты социально-культурного опыта для того, чтобы он мог активно использовать их в процессе своей жизнедеятельности.

 

Обучающий — человек, целенаправленно передающий освоенные им знания и умения, способы действия при выполнении определенных задач и разрешении проблем, а также свое понимание жизни и отношение к ней.

 

Обучение — целенаправленный процесс взаимодействия обучающих и обучаемых, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие последних.

 

Общение — одна из универсальных форм активности лично

сти (наряду с познанием, трудом, игрой), проявляющаяся в уста

новлении и развитии контактов между людьми, в формировании

межличностных отношений. к

 

Отметка — условное выражение количественной оценки знаний, умений и навыков обучаемых в цифрах или баллах.

 

Педагогика — наука о воспитании, обучении и образовании детей и взрослых.

 

Педагогическая технология — строго научное проектирование и точное воспроизведение гарантирующих успех педагогических действий.

 

Педагогический процесс — специально организованное взаимодействие педагогов и воспитанников, направленное на решение образовательных, воспитательных и развивающих задач.

 

Перевоспитание — вид воспитания, целью которого является устранение отрицательных и развитие положительных качеств и свойств личности.

 

Правило обучения (воспитания) — конкретное указание, как надо поступать в типичной педагогической ситуации процесса обучения (воспитания).

 

Прием обучения (воспитания) — составная часть или отдельная сторона метода обучения (воспитания).

 

Принципы обучения (воспитания) — основные (общие, руководящие) положения, определяющие содержание, организационные формы и методы обучения (воспитания) в соответствии с его целями и закономерностями.

 

Принципы педагогического процесса — исходные ведущие требования к обучению и воспитанию, конкретизируемые в ряде правил, рекомендаций.

 

Противоречия — столкнувшиеся в конфликте противоположные начала.

 

Развитие — процесс количественных и качественных изменений в организме, психике, интеллектуальной и духовной сфере человека, обусловленный влиянием внешних и внутренних, управляемых и неуправляемых факторов.

 

Рефлексия — осознание и осмысление собственных действий, приемов, способов деятельности.

 

Самоактуализация — стремление человека к возможно более полному выявлению и развитию своих личностных возможностей.

 

Самовоспитание — осознанная, целеустремленная деятельность человека, направленная на саморазвитие, самообразование, совершенствование положительных и преодоление отрицательных личностных качеств.

 

Самообразование — активная целенаправленная познавательная деятельность человека, связанная с поиском и усвоением знаний в интересующей его области.

 

Самооценка — оценка человеком собственных возможностей, качеств, достоинств и недостатков, места среди других людей.

 

Саморегуляция — процесс управления человеком собственными психологическими и физиологическими состояниями, а также поступками.

 

Самоуправление — процесс регулирования жизнедеятельности коллектива посредством полномочных лиц.

 

Склонность — предрасположенность к чему-либо.

 

Содержание образования — педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся.

 

Социализация — усвоение человеком ценностей, норм, установок, образцов поведения, присущих в данное время данному обществу, социальной общности, группе, и воспроизводство им социальных связей и социального опыта.

 

Способности — индивидуальные особенности личности, являющиеся субъективными условиями успешного осуществления определенного рода деятельности.

 

Среда — реальная действительность, в условиях которой происходит развитие человека.

 

Стандарт образования — система основных параметров, принимаемых в качестве государственной нормы образованности, отражающей общественный идеал и учитывающей возможности реальной личности и системы образования по достижению этого идеала.

 

Тест — стандартизированные задания, результат выполнения которых позволяет измерять некоторые психофизиологические и личностные характеристики, а также знания, умения и навыки испытуемого.

 

Тестирование — метод педагогического исследования с использованием тестов.

 

Умение — способность выполнять какие-то действия, опираясь на правила (владение способами применения знаний на практике).

 

Учебный план — документ, который определяет состав учебных предметов, изучаемых в учебном заведении, порядок (последовательность) их изучения и количество учебных часов, отводимых на изучение каждого предмета в год, неделю; продолжительность учебного года, каникул.

 

Учение — деятельность учащихся по усвоению предлагаемых им знаний.

 

Форма обучения — внешняя сторона организации учебного процесса.

 

Форма организации обучения — конструкция отдельного звена процесса обучения, определенный вид занятий.

 

Формирование — процесс становления личности человека в результате объективного влияния наследственности, среды, целенаправленного воспитания и собственной активности личности.

 

Ценности педагогические — нормы, регламентирующие педагогическую деятельность и выступающие как познавательно-действующая система, которая служит опосредующим и связующим звеном между сложившимся общественным мировоззрением в области образования и деятельностью педагога.

 

Ценностные ориентации — отражение в сознании человека ценностей, признаваемых им в качестве стратегических жизненных целей и общих мировоззренческих ориентиров.

 

Эксперимент (педагогический) — научно поставленный опыт преобразования педагогической действительности в точно устанавливаемых условиях.

 

ПЕРСОНАЛИИ

 

Амонашвили Шалва Александрович (р. 1931) — грузинский педагог. Один из инициаторов обучения детей в условиях школы с шести лет. Руководит экспериментом по определению нового содержания, форм и методов начального обучения. Система обучения- и воспитания, разработанная Ш.А. Амонашвили, строится на гуманистической основе, вере в ребенка. В такой школе отменены балльные оценки, не допускается сравнение детей друг с другом. Ученики соучаствуют в построении урока, составлении заданий, собственного учебника. Ш.А. Амонашвили предлагает организацию такой детской жизни, которая помогает взрослому направить энергию ребенка на продуктивные занятия.

 

Основные работы: Обучение. Оценка. Отметка. М., 1980; Здравствуйте, дети! М., 1983; В школу — с шести лет. М., 1986; Как живете, дети? М., 1986; Личностно-гуманная основа педагогического процесса. Минск, 1990.

 

Бабанский Юрий Константинович (1927—1987) — доктор педагогических наук, профессор. Разработал теорию оптимизации обучения. Считал возможным использование этой теории для решения педагогических проблем тактического и стратегического характера. Предложил систему конкретных рекомендаций по выбору эффективных форм и методов предупреждения неуспеваемости и второгодничества, основанную на всестороннем изучении причин неудач школьников. Разработал теорию научной организации педагогического труда.

 

Основные работы: Оптимизация процесса обучения. Общедидактический аспект. М., 1977; Методы обучения в современной общеобразовательной школе. М., 1985; Избранные педагогические труды. М., 1989; Педагогика: Учебное пособие для педагогических институтов. М., 1983.

 

Блонский Павел Петрович (1884—1941) — педагог и психолог, доктор педагогических наук, профессор. Дореволюционные работы имели историко-философский и историко-педагогический

 

характер (сочинения о педагогических взглядах Я. А. Коменского, К.Д. Ушинского, Ф.Паульсена). В учебных пособиях для вузов «Курс педагогики» (1916), «Задачи и методы народной школы» (1916) сформулировал взгляды на основные педагогические проблемы (предмет педагогики, сущность и задачи воспитания, закономерности развития ребенка и др.). Считал, что правильно построить педагогический процесс нельзя без знания возрастных и индивидуальных особенностей детей. Исследования П.П. Блон-ского середины 1920-х гг. основывались на двух главных принципах: идее развития (необходимость рассматривать психику как результат эволюции) и целостном подходе к изучению ребенка (необходимость изучать его психические и физические свойства в их взаимосвязи и взаимодействии).

 

Основные работы: Трудовая школа. М., 1919; Педология. М., 1936; Психологические очерки. М., 1927; Мои воспоминания. М., 1971.

 

Вентцель Константин Николаевич (1857—1947) — педагог-теоретик и пропагандист свободного воспитания. Развитие творческой, независимой, самобытной личности, чувствующей свою неразрывную связь и солидарность со всем человечеством, считал главной задачей воспитания. В «Декларации прав ребенка» (одной из первых в мировой практике) в 1917 г. провозгласил для детей равные со взрослыми права и свободы. Разработал принципы построения единой трудовой школы. Многие идеи свободного воспитания (уважение к личности ребенка; создание школы-общины, организованной на принципах самоуправления; творческий характер производительного труда; связь образовательной деятельности с жизнью, природой и др.) нашли применение в строительстве советской школы. В 1920—1930-е гг. создал новое направление — «космическую педагогику», высшей целью которой является воспитание личности, осознающей себя Гражданином Вселенной.

 

Основные работы: Основные задачи нравственного воспитания: М., 1896; Теория свободного воспитания и идеальный детский сад. Пг. — М., 1923; Освобождение ребенка. М., 1923.

 

Гербарт Иоганн Фридрих (1776—1841) — немецкий философ, психолог и педагог. Придавал большое значение воспитывающему обучению, в процессе которого развивается многосторонний интерес: эмпирический — к окружающему миру; умозрительный — к причинам вещей и явлений; эстетический — к прекрасному; симпатический — к близким; социальный — ко всем людям; религиозный.

 

Основные работы: Общая педагогика, выведенная из целей воспитания. М., 1806; Очерк лекций по педагогике. М., 1835.

 

Гончаров Николай Кириллович (1902—1978) — педагог, доктор педагогических наук, профессор. Автор работ по методологии

 

педагогики, теории воспитания и обучения, истории отечественной и зарубежной педагогики и школы, ряда учебников и учебных пособий по педагогике.

 

Основные работы: Основы педагогики. М., 1947; Вопросы педагогики. М., I960.; Педагогическая система К.Д. Ушинского. М., 1974.

 

Данилов Михаил Александрович (1899—1973) — педагог, доктор педагогических наук, профессор. Разрабатывал проблемы методологии педагогики, педагогического образования, методики педагогических исследований. Основное внимание уделял проблемам дидактики. Создал концепцию начального образования. Сформулировал ряд концептуальных положений, нашедших отражение в педагогических исследованиях.

 

Основные работы: Дидактика К.Д. Ушинского. М., 1948; Разработка методологических проблем педагогики. М., 1971.

 

Дистервег Фридрих Адольф Вильгельм (1790—1866) — немецкий педагог. Выступал за мирное преобразование общественных отношений, отводя важное место просвещению. Разделял идею общечеловеческого воспитания. Задачу школы видел в воспитании гуманных и сознательных граждан. Подчеркивал, что любовь к своему народу неотделима от любви ко всему человечеству.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 333; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.