Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Тема 6. Беседа о природе




В процессе экологического образованиябеседа используется воспитателями с разными дидактичес­кими целями:

- для возбуждения интереса к предстоящей деятельнос­ти (перед наблюдением, экскурсией, проведением опыта и т.д.);

- для уточнения, углубления, обобщения и систематизации знаний детей о природе, формирования отношения к природе.

В зависимости от дидактических целей, беседы о природе принято делить на следующие виды:

- вводные (или пред­варительные);

- эвристические;

- итоговые.

Вводная беседа помогает воспитателю собрать внимание детей, вызвать интерес к предстоящей деятельности, актуализировать имеющийся опыт, для того чтобы установить связь между знаниями, полученными ранее.

Эвристическая беседа предполагает установление при­чин разнообразных явлений природы с помощью рассуждений. Такая беседа строится на имеющихся у детей знаниях, полученныхв процессе наблюдений. Она направлена на углубление знаний о взаимосвязях, существующих в природе, самостоя­тельное решение детьми познавательных задач, развитие речи-доказательства.

Эвристическая беседа используется в старшем дошкольном возрасте. Ее содержание разнообразно. Наблюдая за явлениями природы, воспитатель находит такие, в которых содержатся некоторые противоречия, и предлагает детям принять участие и их разрешении. Задачей воспитателя в руководстве эвристической беседой является обеспечение самостоятельности детей в формулировании выводов и точности выска­зываний.

Итоговая беседа используется для обобщения и систематизации знаний детей о природе, полученных в процессе наблюдений, игр, чтения художественных произведений, труда, проведения опытов и т. д.

Итоговая беседа организуется воспитателем начиная со средней группы. Она требует большой предварительной работы по накоплению конкретных представлений, их расширению, уг­лублению. В беседе обобщаются и систематизируются знания детей на основе выделения существенных признаков, связей и отношений, существующих между объектами и явлениями природы. При этом обобщение и систематизация знаний в зависимости от возрастных возможностей детей, от запаса имеющихся у них представлений могут осуществляться как на основе частных связей (например, в средней группе на основе объединения растений по месту обитания можно провести беседу«Что где растет»), так и на основе общих закономерностей, показывающих детям связь живых организмов с окружающей средой (например, беседы со старшими дошкольниками о жи­вотных, растениях, сезонных изменениях в жизни растений и животных).

Итоговая беседа проводится по мере накопления у детей представлений о природе и только при условии, если эти представления усвоены всеми детьми. Воспитатель продумывает, какие существенные признаки или связи будут лежать в основе обобщений знаний.

Важно продумать иллюстративные средства к итоговой бе­седе. Иллюстративно-наглядного материала не следует подби­рать много. Цель его использования - оживить впечатления детей, помочь им припомнить известные факты, вокруг которых и будет разворачиваться беседа. Выделение существенных признаков, связей между явлениями затрудняется обилием наглядного материала. Для осознания связей требуется осо­бый вид наглядного материала - различные модели, в которых существенное в явлениях представлено в обобщенном виде: это календари погоды, схематические изображения явлений природы.

Беседа начинается с анализа имеющихся у детей знаний о природе. Воспитатель с помощью вопросов направляет внимание детей на сопоставление фактов, явлений, выделение их особен­ностей, общих признаков, связей и отношений.

Тема разговора с детьми подчинена определенной логике, которой необходимо придерживаться, не отвлекаться на несу­щественные для данной беседы моменты. Для этого воспитатель тщательно продумывает ее план. Он выделяет основные части беседы, обдумывает, какие задачи можно решить и какие при­емы помогут это сделать наиболее успешно.

В ходе такой итоговой беседы задаются различные вопросы - репро­дуктивные, поисковые, обобщающие. Используется сравнение по признакам различия и сходства, опора на опыт детей.

Наглядным материалом служат не только картины, но и модели. Педагогические приемы должны обеспечивать активное участие в беседе всех детей, побуждать их к размышлению, решению познавательных задач, к самостоятельности в форми­ровании выводов, к доказательству своих суждений, к переживанию событий.

Вопросы для самоконтроля:

1. Какова роль беседы в экологичес­ком образовании детей?

2. Назовите виды бесед с детьми о природе?

3. Расскажите о методике проведения итоговой беседы.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 2539; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.