Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Сравнительная эффективность рыночных структур




 

Экономическая теория рассматривает совершенную конкуренцию как эталон эффективности производства. Чисто конкурентные рынки решают две задачи:

1) участвующие в производстве предприятия выпускают такой набор продукции, который наиболее полезен для потребителей;

2) производство осуществляется таким образом, что издержки для общества становятся минимальными, т.е. товары производятся с возможными наименьшими издержками.

Совершенная конкуренция является наиболее эффективной из всех имеющихся рыночных структур.

Распространение монополии снижает экономическую эффективность по трем причинам:

1) объем производства, максимизирующий прибыль предприятия-монополиста, ниже, чем в условиях совершенной конкуренции, а
цена – выше. Это приводит к тому, что ресурсы общества используются не в полной мере, и при этом часть продукции не допроизводится;

2) являясь единственным продавцом на рынке, монополист не стремится к снижению производственных издержек. У него нет стимулов использовать наиболее прогрессивную технологию. Обновление производства, снижение издержек, гибкость не являются для него вопросами выживания;

3) барьеры для вступления новых предприятий в монополизированные отрасли, огромные силы и средства, которые монополисты тратят на сохранение собственной рыночной власти, оказывают сдерживающее воздействие на экономическую эффективность.

Рыночный механизм монополистической конкуренции с точки зрения использования ресурсов не является эффективным, поскольку производство осуществляется не с минимальными издержками, а объем производства не достигает величины, где средние валовые издержки предприятия минимальны. Однако если оценивать эффективность с точки зрения удовлетворения интересов потребителей, то многообразие товаров является для них более предпочтительным, нежели однообразная продукция по более низким ценам и в большем объеме.

У олигополистической структуры рынка есть свои плюсы и минусы. Находясь в условиях взаимозависимости, олигополисты устанавливают цены очень взвешенно, пересматривают их весьма редко и осторожно. Олигополистическая власть над ценой не так значительна, как у монополиста. Следовательно, олигополии приносят обществу меньше невосполнимых потерь от сознательного недопроизводства по сравнению с монополией. Однако технологические и другие барьеры вступления в олигополистическую отрасль все же высоки. Создавая условия для технологически статичного развития, они слишком ослабляют стимулы для разработки и внедрения прогрессивных технологий, к удешевлению продукции, серьезно ограничивают конкуренцию со стороны новых предприятий.

КОНТРОЛЬНЫЕ ВОПРОСЫ

1. Какие существуют виды рынков несовершенной конкуренции и каковы их основные отличия друг от друга?

2. Расскажите о существующих подходах к оценке уровня монопольной власти.

3. Постройте графики и дайте характеристику кривым спроса, предельного и общего дохода в условиях монополии.

4. Какую цену и какой объем выпуска выберет монополия на краткосрочном временном интервале?

5. При каких параметрах цены и объема выпуска монополия максимизирует прибыль на долгосрочном временном интервале?

6. В чем суть политики ценовой дискриминации?

7. Дайте характеристику естественной монополии.

8. Каковы основные направления государственной антимонопольной политики?

9. Как устанавливается равновесие предприятия в условиях монополистической конкуренции?

10. Почему монополистическая конкуренция наиболее выгодна потребителям?

11. Что такое олигополия и каковы ее основные характеристики?

12. Дайте характеристику основным положениям модели Курно?

13. В чем суть модели теории игр при определении цены предприятия в условиях олигополии?

14. Могут ли олигополисты и монополисты, функционирующие на неконкурентных рынках, получать экономическую прибыль?

15. В чем суть механизма олигополистического ценообразования?

16. Охарактеризуйте барьеры входа в отрасль и выхода из отрасли.

17. Проведите сравнительный анализ экономической эффективности различных типов рыночных структур.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 525; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.011 сек.