Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Михаил Афанасьевич Булгаков




Я – часть той силы, что вечно хочет зла и

совершает благо.

Михаил Афанасьевич Булгаков ушел из жизни 10 марта 1940 года и был забыт до середины 60-х годов. Сегодня практически все его сочинения –от ранних фельетонов до поздних писем – опубликованы.

М.А.Булгаков. «Собачье сердце»,Повесть написана в 1925 году, “чудесная вещь, но цензура зарезала ее, и попытки опубликования окончились неудачей. Булгаков стал сатириком как раз в то время, когда никакая настоящая сатира в СССР, проникающая в запретные зоны, была абсолютна не мыслима. Повесть “Собачье сердце” пишется в то самое время, когда и происходят запечатленные в ней события, она злободневна для 20-х годов, это острый памфлет на современность. Повесть читается легко, и кажется: в ней все понятно, но все ли? Как и во имя чего изображен профессор Преображенский, в чем социальная опасность Шариковых? Профессор Преображенский - старый интеллигент, человек дела, который работает отнюдь не ради наживы, а ради продвижения вперед науки, медицины. Нещадной критике он подвергает строй, считает, что делом возможно истребить все недостатки. В конце повести мы видим, как потерпев неудачу, Преображенский работает. Как пытливый и талантливый ученый, Филипп Филиппович вызывает уважение. Как человек мягкий, деликатный, настаивающий на своей гумманой позиции он симпатичен, но Булгаков предупреждает, как осторожно надо обращаться со своими возможностями по отношению к природе, как опасно отношение к эксперименту только с точки зрения научного результата.

Булгаков пытается предупредить своего читателя, что плохие люди чаще всего встают за незыблемые истины, за святые для миллионов вещи. Шариковы лезли в институты, в учреждения, в милицию, в домовые управления, торговлю и партию. Они умели пользоваться своим происхождением, выдумывая себе заслуги, пресмыкались и искали покровителей. Они считают себя народом, они считают себя хозяевами жизни. Булгаков сумел высмеять, предостеречь и, самое главное, подсказал: нужно чаще заглядывать внутрь себя, быть может, там уже растет Шариков.

В центре многих его произведений фигурирует образ Москвы. Булгаков приехал в Москву в сентябре 1921 года. Город встретил его не слишком приветливо: «Меня гоняло по всей необъятной и странной столице одно желание – найти себе пропитание. И я его находил – правда, скудное, неверное, зыбкое». С этого времени главной проблемой, занимавшей писателя, станет судьба художника. Он даже будет некоторое время собирать материалы для полного библиографического словаря современных русских писателей. Для Булгакова подлинный художник и есть в высшей мере ЧЕЛОВЕК.

Роман Михаила Афанасевича Булгакова «Мастер и Маргарита», над которым автор работал до последнего дня своей жизни, остался в его архиве и был впервые опубликован в 1966-1967 годах в журнале «Москва». Это роман принес автору посмертную мировую славу. Это произведение явилось достойным продолжением тех традиций отечественной литературы, которые утверждали прямое соединение гротеска, фантастики, ирреального с реальным в едином потоке повествования.

Булгаков писал «Мастер и Маргариту» как исторически и психологически достоверную книгу о своем времени и его людях, и потому роман стал уникальным человеческим документом той эпохи. И в то же время это многочисленное повествование обращено в будущее, является книгой на все времена, чему способствует ее высочайшая художественность.

Есть основание предположить, что автор мало рассчитывал на понимание и признание его романа современниками.

Чтобы разобраться в сложной конструкции романа, нужно выделить три линии: драму Мастера- художника, вошедшего в конфликт со своим временем; столкновение Иешуа и Понтия Пилата; фантастику и сатирический гротеск.

Центральное места в книге занимает драма Мастер- художника, вступившего в конфликт со своим временем. В трагедии главного героя чувствуется отголоски душевной драмы самого Булгакова, творчество которого не вписывалось в каноны литературы социалистического реализма. Мастер- автор романа о Христе и Пилате – защищает вечно нравственные ценности и свои заветные думы вкладывает в уста Иешуа: «Дорога к храму должна быть чистой», «собор должен быть в душе у каждого», «все люди добрые».

Рассказывая о трагической судьбе своего главного героя- Мастера- писатель отстаивает свободу творчества, совести, воспевает вдохновение и одержимость художника. Главные черты характера Мастера- честность, неподкупность, неприятие литературного раболепства и прислуживания. Он выбирает покой, иная концовка противоречила бы исторической правде.

Иешуа в романе- не канонический Христос- символ, а бродячий философ, выступивший своим учением о равенстве людей в противоречие с официальной идеологией Римской империи. Поэтому так яростно требуют и первосвященник Каифа, и весь синедрион смерти Иешуа. Прокуратор Понтий Пилат тоже дан в иной трактовке, чем в Евангелии. У Булгакова он олицетворяет государственную власть, не обузданную моралью, силу индивидуума, которому чужды человеческие качества жалости и сострадания. Понтий Пилат- законченный деспот и тиран, одиноко страдающий во дворце царя Ирода Великого, привязанный только к собаке.

Государственная власть превратилась в произвол, а идеи в ложь, и в Пилате угасли лучшие человеческие качества. Но душевная сила и чистота Иешуа, его стремление к истине, к добру так сильны, что прокуратор попадает под его человеческое обаяние. Он в душе не хотел казни философа, но Понтий Пилат- часть государственной машины. Пущен в ход карающий механизм- и он не может его остановить из-за страха за себя. Гибел Иешуа неминуема. Прокуратор, чтобы избавится от чувства вины, отдает тайный приказ об уничтожении Иуды Искариота.

Главным героем является Мастер (так он себя называет), который написал роман об Иешуа Га-Ноцри и прокураторе Понтие Пилате. История эта переплетена с современной жизнью, хотя в основе лежат главы из Нового Завета. Но Иешуа Га-Ноцри не божий сын, а простой смертный. Понтий Пилат – бесстрашный воин, не боящийся крови, обладающий «кавалерийской походкой», «Всадник – золотое копье» или как он сам себя называет, и называют окружающие – «свирепое чудовище». На вопрос, в чем же его обвиняют, И.Га-Ноцри отвечает, что проповедовал пути к истине. «Что же ты, несчастный можешь знать об истине?»- спрашивает прокуратор.

Истина в том, что никто не может распорядиться его жизнью, по словам Га-Ноцри: «Ведь, согласись, что перерезать волосок», на котором висит жизнь, «уж, наверное, может лишь тот, кто подвесил». Истина в том, что «злых людей нет на свете», а есть несчастные. «Всякая власть является насилием над людьми». Эти слова заставили Понтия Пилата изменить решение и приговорить его к смерти. Жизнь жестока, и люди, имеющие власть, боятся потерять ее. Роман посвящен вечным проблемам:

Что такое истина?

Человек и власть.

Внутренняя свобода и несвобода.

Добро и зло.

Верность и предательство.

Милосердие и всепрощение.

Булгаков применяет художественный прием – параллельное повествование о современности и рассказ о событиях, которые происходили две тысячи лет назад.

Мастер, написав роман, был наказан: посажен в тюрьму, а затем и в психбольницу, «дом скорби». В романе показана судьба писателя в мире, где, в котором гибнут таланты. Герой называет себя мастером, запрещая себя называть писателем. Он слишком хорошо знал, кто такие «писатели», когда отнес свой роман в редакцию. Он знает себе цену и осознает, что имеет право называться Мастером.

Автор рассказывает историю большой любви Мастера и Маргариты. Встретились два одиночества (Маргарита, несмотря на то, что была замужем, муж у нее был хороший человек, была несчастна). Жизнь двух людей (Мастера и Маргариты) наполнилась смыслом.

Булгаков показывает жизнь литературной братии, которые мечтают о дачах («их всего 20, а нас 3000»). В Доме писателей собираются только вкусно и дешево поесть. Темы писателям навязывались. Писатели в большинстве своем совершенно бездарны. Недаром Воланд (нечистая сила) страшно расправилась с Берлиозом, ведь это он стоял во главе Дома писателей. Он отучил молодых писателей мыслить свободно, заставляя служить власти.

Реальность сломила Мастера, он сжигает свой роман. Маргарита не сдается в поисках Мастера, и Воланд помогает ей встретиться с ним.

Булгаков показал жизнь Москвы 30-х годов: это московские квартиры, из которых бесследно исчезают люди: Булгаков не мог открыто сказать об арестах («Нехорошая квартира»), это бюрократизм, взяточничество, за которое был наказан Воландом председатель жилищного товарищества Никонор Иванович Босой, подлость и приспособленчество, которых принято было называть простыми людьми.

Появление Воланда объясняется тем, что силы, которая реально борется со злом. Нет в жизни, поэтому Воланд и его подручные выступают в роли судей.

Романная дьяволиада- блистательный пример гротескно – фантастического, сатирического обличения действительности. Воланд грозой проносится над булгаковской Москвой, карая глумливость и непорядочность. Суд над ними вершится не по законам добра, они предстанут перед судом преисподней. По мысли Булгакова, в сложившейся ситуации со злом бороться следует силами зла, чтобы восстановить справедливость. В этом – трагический гротеск романа.

Фантастический поворот дело позволяет писателю развернуть перед нами целую галерею персонажей весьма неприглядного вида, проводя аналогию с самой жизнью. Внезапная встреча с нечистой силой выворачивает наизнанку видимость многих людей.

Сеанс черной магии, который Воланд со своими помощниками дает в столичном варьете, в буквальном и переносном смысле!раздевает» некоторых граждан из зала.

Не дьявол страшен автору и его любимым героям. В его романе живет глубокая вера в исторического человека и в непреложно нравственные законы заключены внутри человека.

 

Контрольные вопросы и задания:

 

1. Какова идейно- композиционная роль линии Мастера и Маргариты в романе Булгакова?

2. Каково булгаковское понимание внутренней свободы человека?

3. Напишите отзыв о просмотренном фильме «Собачье сердце» или «Мастер и Маргарита». Сравните оригинал и экранизацию.

4. Напишите реферативный обзор произведений М.Булгакова.

5. Подготовьте к пересказу один из рассказов М.Булгакова «Морфий», «Полотенце с петухом» и др.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 1075; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.008 сек.