Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Александр Трифонович Твардовский




Я знаю. Никакой моей вины

В том, что другие не пришли с войны.

В том, что они - кто старше, кто моложе -

Остались там, и не о том же речь,

Что я их мог, но не сумел сберечь, -

Речь не о том, но все же, все же, все же...

1966

Поэмы "Василий Теркин" и "За далью даль" Александра Трифоновича Твардовского стали явлениями не только литературной жизни страны, но в прямом смысле явлениями жизни страны, в государственном смысле. Они вызвали такой отклик в народе, что люди жили ими как живут самыми значительными событиями реальной исторической жизни - как, например, первым полетом человека в космос или победой в труднейшей войне. Александр Твардовский осознавал, что значит его творчество в судьбе страны. И хотя он был довольно сдержанным и скромным человеком, но его сопоставления, хотя бы в этом стихотворении, говорят о многом: Вся суть в одном-единственном завете: То, что скажу, до времени тая, Я это знаю лучше всех на свете - Живых и мертвых, - знаю только я. Сказать то слово никому другому Я никогда бы ни за что не мог Передоверить. Даже Льву Толстому - Нельзя. Не скажет - пусть себе он бог. А я лишь смертный. За свое в ответе, Я об одном при жизни хлопочу: О том, что знаю лучше всех на свете, Сказать хочу. И так, как я хочу. 1958

Твардовский сказал свое слово о коллективизации (поэма "Страна Муравия"), о Великой Отечественной войне (его поэму "Василий Теркин" оценил даже такой непримиримый к советской власти и к советской литературе человек, как И.А. Бунин), о послевоенных десятилетиях (поэма "За далью даль")... Его называли поэтом народной жизни, потому что в своем творчестве он запечатлел весь трудный, мучительный, напряженный духовный процесс, который шел в народе весь XX век.

Александр Трифонович родился в деревне Загорье Смоленской губернии в семье крестьянина-кузнеца. До 1928 года жил в деревне, учился в школе, работал в кузнице, был секретарем сельской комсомольской ячейки. С 1924 года стал печатать заметки и стихи в смоленских газетах. С 1928 года жил в Смоленске, учился в педагогическом институте. Сотрудничая в смоленских газетах и журналах, он много ездил по Смоленщине, как он сам писал, "вникал со страстью во все, что составляло собой новый, впервые складывающийся строй сельской жизни". В конце 1930-х годов о стихах молодого Твардовского критик писал: "Стихи Твардовского дышат молодой, веселой, полной доброжелательства верой в то, что новое всюду переможет. Но переможет оно,] не насмеявшись над чувствами, представлениями тех людей, которые! вступили в это новое из прошлого мира..." Потому Твардовский и стал великим, что он не был прямолинейным, плоским воспевателем - он видел ситуацию в стране во всей ее сложности, и так запечатлевал. Он никогда ничего не сбрасывал "с корабля современности". В 1936 году поэт приехал учиться в Москву - на филологический факультет Московского института истории, философии и литературы, который окончил в 1939 году. Рассказывают, что на одном из экзаменов Твардовскому достался билет с вопросом о поэме А. Твардовского "Страна Муравия", которая к этому времени стала популярной и была включена в учебную программу. Во время Великой Отечественной войны поэт работал во фронтовой печати. Именно на фронтах у него родилась знаменитая "книга про бойца" поэма "Василий Теркин", получившая всенародное признание. Твардовский писал в автобиографии: "Эта книга была моей! лирикой, моей публицистикой, песней и поучением, анекдотом и присказкой, разговором по душам и репликой к случаю". Когда-то Томас Манн писал: "Кто такой писатель? Тот, чья жизнь - символ". Безусловно, жизнь Твардовского - символ, потому что его жизнь и творчество касается многих и многих русских людей XX века. И не только русских. "Василий Теркин" теперь на века неразрывно связан с подвигом нашего народа в Великой Отечественной войне. Язык этой поэмы настолько живой, народный, органичный, что многие и многие строки ее стали народными присловьями, тканью народной речи. Сам фронтовик поэт Евгений Винокуров пишет о Твардовском: "Патриотическая, совестливая, добросердечная поэзия его учит, воспитывает, наставляет, значение поэзии Твардовского велико. И тут, говоря его словами, "ни убавить, ни прибавить"... По-некрасовски он радеет о стране, и эта тревога за страну ощущается в каждом его слове. Великие исторические катаклизмы, судьбы миллионов людей - вот что всегда интересовало поэта, вот чему было подчинено всегда его перо. Тема народа стала его внутренней лирической темой..." Именно так - тема народа стала внутренней лирической темой Твардовского. У него, может быть, у единственного в русской поэзии XX века нет стихов о любви - о любви к любимой. Есть стихи о матери и стихи о Родине. Таков его талант, что вся его богатырская любовь была направлена на свою страну, на свой народ. И это никакая не ущербность таланта, а его глубинная оригинальность.Твардовский после войны выпускает книгу за книгой. Поэма "Дом у дороги" - 1946 год. Поэма "За далью - даль" - 1960 год. Поэма "Теркин на том свете" - 1962 год. А между этими эпическими вещами выходят сборники лирики, двухтомник, четырехтомник избранных произведений. Твардовского награждают государственными премиями. Глава государства Н.С. Хрущев называл его не иначе, как "наш Некрасов". Твардовский руководил журналом "Новый мир" - опубликовал в нем "Один день Ивана Денисовича" Солженицына, первые произведения молодых тогда Василия Белова, Федора Абрамова, Василия Шукшина, Юрия Казакова, Бориса Можаева, Юрия Трифонова...

Редакторство в "Новом мире" - это целая эпоха со множеством событий, коллизий и даже трагедий. Видимо, написаны уже или будут написаны диссертации на эту тему. Твардовский многое сделал доброго и мудрого на ниве редакторства. Много было борьбы, порой Твардовский спорил с "линией партии", порой ей уступал, порой сам уступал своим личным слабостям... Одним словом, не нам судить. Но если дотошный читатель захочет узнать историю журнала "Новый мир" при Твардовском, ему откроется много интересного. В конце концов поэта отстранили от руководства "Новым миром". В 1971 году он умер. Критик А. Турков пишет: "Перечитать стихи Александра Твардовского - значит заново пережить целую эпоху народной жизни".

В последней поэме А.Т.Твардовского центральное место занимает проблема того, какую долю «отец народов» уготовил их детям. Поэма была написана в конце 60-х годов, но опубликована только через два десятилетия (в 1987 г.). В центре — сложное время, когда острая, принци­пиальная критика прошлого стала затухать, а вместо нее все отчетливее проступало славословие по поводу «возрож­дения» современности, очищенной якобы от последствий культа личности, когда появилось явное стремление за­быть, замолчать далеко не изжитую народную трагедию:

Забыть, забыть велят безмолвно,

Хотят в забвенье утопить

Живую боль и чтобы волны

Над ней сомкнулись.

Быльзабыть!

«Выразительно и твердо названная «По праву памяти», поэма родилась как акт сопротивления... Всем своим со­держанием поэма взрывала это молчание и била по его организаторам» (Ю.Бурмин).

Кто прячет прошлое ревниво,

Тот вряд ли с будущим в ладу...

Последняя поэма Твардовского адресована современ­ной молодежи, обращена к ее духовно-нравственным, идейным поискам и устремлениям. «Вам из другого поко­ления», обращался поэт, необходимо помнить, что история не делится на отрезки, события ее не распределяются по чинам и званиям: каждый отвечает за все, что было в прошлом, совершается в настоящем и произойдет в буду­щем:

Давно отцами стали дети,

Но за всеобщего отца

Мы оказались все в ответе,

И длится суд десятилетий,

И не видать еще конца.

Опубликованная двадцать лет спустя, поэма не поте­ряла своей актуальности.

«По праву памяти» блестяще завершила цикл поэти­ческих летописей Твардовского «о времени и о себе». Будучи небольшой по объему, она неожиданно свежо, по-новому осветила крупные, давно известные произведе­ния, высветив в них еще ярче новые дали, горизонты. Расширила и углубила представление о поэте, верном реа­лизму и правде жизни.

Вскоре после войны Твардовский пишет поэму-воспоминание «Дом у дороги». Это взволнованный рассказ поэта, обращенный ко всем живущим, не забывать прошлого, его уроков. Эта поэма о силе, стойкости и выносливости русского человека, о любви, подвергшейся тяжелым испытаниям, о святости и чистоте воинского долга солдата. В следующей поэме «За далью — даль» поэт путешествует не только в пространстве от Москвы до Владивостока, но и во времени, осмысливая путь, пройденный страной и ее народом, вспоминает тревожную юность. Органическая связь прошедшего и настоящего помогает лучше понять современность. Поэт скажет: «Кто прячет прошлое ревниво, тот вряд ли с будущим в ладу». Поэт отмечает в новейшей истории России три этапа: коллективизацию, войну, послевоенное строительство. И на каждом из этих этапов муза «тревог и потрясений» с особой поэтической силой и искренностью воплощала самое важное, сокровенное в сознании и чувствах миллионов народных масс.
Стихи Твардовского при их кажущейся «простоте и легкости» требуют напряженного внимания. Лирический герой часто сливается с образом автора, их голоса звучат слаженным дуэтом:
На новостройках в эти годы Кипела главная страда: Вставали в заревах заводы, Росли под небо города. И в отдаленности унылой За той большой страдой село, Как про себя ни гомонило, Уже угнаться не могло.
Поэзия Твардовского — своеобразная поэтическая энциклопедия времени, его лирическая, эпическая, временами драматическая история.
Великие события отразились в его творчестве в форме прямого их изображения и как отдельные переживания, размышления.

Контрольные вопросы и задания:

 

1. В чем своеобразие позиции Твардовского-поэта и гражданина?

2. Какие нравственные проблемы поднимает Твардовский в своем лирическом мире?

3. Почему образ Василия Теркина стал родным для каждого советского человека?

4. Прочитайте наизусть стихотворение или отрывок из поэмы Александра Твардовского.

 

Литература 50-90-х годов ХХ века. Художественные поиски и нравственные искания в прозе.

Из всей плеяды мастеров слова изучаемого периода мы обратимся к творчествуФ.Абрамова, В.Астафьева, Ю.Бондарева, поскольку эти фигуры являются знаковыми, эпохальными для понимания мышления людей того времени.«Я стою за народное начало в литературе, - писал Федор Абрамов,- но я решительный противник молитвенного отношения ко всему, что бы ни произнес мой современник, именуемый некоторыми литераторами «простой человек из народа». Любить народ - значит видеть с полной ясностью и достоинства его, и недостатки, и великое его, и малое, и взлеты, и падения. Писать для народа - значит помочь ему понять свои силы и слабости».
Ф. Абрамов воссоздает историю в характерах и характеры исторические, такие, как Михаил и Лиза Пряслины, Егорша Суханов, Анфиса Минина, Лукашин, Подрезов и многие другие. Все это делает облик внешне замкнутого и скрытного героя одухотворенным и прекрасным. Ф. Абрамов воплотил в этих характерах черты народа, сложившиеся в советское время. Характеры в романах Ф. Абрамова очерчены как исторические в самом точном и художественно-обобщенном смысле. Их развитие протекает под воздействием внешних событий, отзываясь на которые герои меняются внутренне. В исторических событиях герои Абрамова всегда обнаруживают свою натуру.

У Ф. Абрамова романы насыщены действием, сюжет содержит элементы драмы и потому лиризм скрыт в подтексте. Формы лиризма тяготеют к патетическим, и, как в драме, здесь в ходе сложных, напряженно развивающихся коллизий необходим катарсис для выхода чувств и разрешения напряжения. Такую роль выполняют авторские отступления - более частые в «Братьях и сестрах», скупые, сжатые во второй книге и в особенности в третьей. Функции авторского отступления определяются в каждом случае отдельно, преимущественно судьбой главных действующих лиц и потому насыщены психологическим содержанием. Нерасчлененность лиризма и психологизма в романах Ф. Абрамова обусловлена напряжением всего повествования, обращенного к важнейшим проблемам времени, над которыми размышляет автор, соотнося с этими раздумьями духовные искания героев.

Эпические параллели стали важным средством изображения внутреннего состояния героев Абрамова, которое сопоставляется с картинами природы. Слово дано как будто окрестному миру. Природа не «равнодушна». Это она демонстрирует обезображенность, которую придали ей бесхозяйственность и бездумное хищничество. Предметная изобразительность, вещность - неотъемлемое качество авторского письма или рисунка. Мы знаем «облик» каждого дома - Пряслина, Ставрова, Негесова, Анфисы Мининой, Варвары Иняхиной. Мы помним внутреннее убранство дома, зрительно отмечаем каждую его деталь. Взгляд писателя, употребляя его выражение, «цепкий», проницательный и точный. Мы идем за его героями в лесной барак, в избушку-времянку во время покоса, в правление. Это материализованный, воспроизведенный с ясным сознанием необходимости присутствия каждого предмета вещный мир, где живут герои. И если мы попытаемся понять эстетический смысл деталей, подробностей быта, обихода, то откроем его в главном - в эстетической значимости, весомости, зримости, одушевленности труда в бытии героев Ф. Абрамова.

Романы В. Астафьева относятся к онтологической прозе, в них поднимаются проблемы взаимоотношений природы и человека являются центральными в произведении. Каждая новелла содержит определенную ситуацию, конфликт, который разрешается в финале рассказа. Духовное, говорит автор, существует постоянно, оно вечно, и необходимо помнить, что, если наслаждаться только материальным, забывая о духовном, "праздник бытия" может стать зловещим. Духовное и материальное у В. Астафьева неразрывно взаимосвязаны, и духовное преобладает над телесным, именно оно является жизненным ориентиром, отсутствие которого вызывает неопределенность жизненных позиций и целей. Астафьев представляет свое особое восприятие бытия. По мнению автора, целостность этой системы является залогом для ее вечной жизни в противовес смерти, но природное единство возможно, считает В. Астафьев, если человек будет "себя вести как следует", то есть ощутит себя органичной частью природного мира и научится соблюдать его законы. Таким образом, уже на основе анализа эпитетов можно говорить об универсальности постановки темы природы в романе В.Астафьева имеет душу, и душа человека является каплей этой огромной души, поэтому хранить связь с природой человеку необходимо для сохранения собственной духовности. Природа у В. Астафьева олицетворяется с женщиной (глава "Царь-рыба"), они являются животворящим началом, и если человек посягает на природу и женщину, то он погибает, потому что человек связан с природой не только материально, но и духовно. Необходимость существования человека в гармонии и единстве с остальным миром и его неотделимость от природы В.Астафьев доказывает описанием в романе многообразных связей человека со всем живым. Особая сюжетная организация романа (повествование на эпическом и лирико-публицистическом уровнях) позволяет рассмотреть разные степени родства людей и окружающего их мира. Это кровное, условное и духовное родство. Такая концепция определяет систему персонажей романа. Критерием оценки героев становится их отношение к природному миру, его законам и ценностям. В соответствие с этим все персонажи романа разделены на тех, кто живет по законам родства с окружающим миром (автор-рассказчик, его брат Николай и Аким), и на тех, кто эти законы нарушает. Это браконьеры Игнатьич, Дамка, Грохотало, Командор, а также Герцев. Браконьеры преступают законы родства на каждом из уровней. В их внутрисемейных отношениях все разрушено, они либо не созидают новую жизнь вообще (у Дамки, Грохотало нет детей), либо созидают, но не формируют с ней духовных связей (Герцев не воспитывает своего ребенка). Тема семейного братства – одна из основных в романе. Именно кровное родство спасает людей от смерти, именно оно становится залогом жизни. Конечно, это им помогло, но и в том, и в другом случае кровное родство не является самым прочным, потому что оно не объединяет души людей, не делает их ближе друг другу. В. Астафьев говорит о том, что для того, чтобы быть семьей недостаточно быть только кровными родственниками, между людьми должна быть какая-то другая связь, которая заставляет их бескорыстно помогать друг другу, заботиться друг о друге и переживать. Так тема кровного родства перерастает в тему духовного родства и духовного единства, которое способно объединить не только родственников, но и сделать одной семьей совершенно разных, несвязанных кровно людей. Автор говорит о том, что человек сам осознает необходимость родства с себе подобным.

Одна из тем творчества Астафьева – судьба человека на войне. Точка зрения писателя-фронтовика Виктора Петровича Астафьева такова, что исход войны несет герой, сознающий себя частицей воюющего народа, несущего свой крест и общую ношу. Известно высказывание Виктора Астафьева о 12-томной «Истории Второй мировой войны», по поводу которой он сказал: «Мы такой войны не знали». В 1992 году Астафьев опубликовал роман «Прокляты и убиты». В романе « Прокляты и убиты» Виктор Петрович Астафьев передает войну не в «правильном, красивом и блестящем строе с музыкой и барабанами, и боем, с развевающимися знаменами и гарцующими генералами», а в «ее настоящем выражении – в крови, в страданиях, в смерти». Роман высоко оценен не только литературной критикой, но и отмечен правительственными наградами. С этим романом автор стал финалистом российской Букеровской премии в 1993 году, лауреатом премии «Триумф» в 1994 году, а в 1995 году лауреатом Государственной премии Российской Федерации в области литературы. О романе написано много статей, не все его принимали. Не принимал писатель-фронтовик Юрий Васильевич Бондарев, не согласен с ним был писатель-фронтовик Георгий Бакланов. А его друг – писатель-фронтовик Евгений Иванович Носов, прошедший фронтовыми дорогами от Курска до Польши, такого понимания войны и такого изображения принять также не мог: «И это развело их в разные стороны в конце их жизни». Писатель вводит в роман свои философские и исторические рассуждения, дополняет роман своими комментариями, содержащими личные воспоминания, письма читателей, подтверждающих правоту Астафьева в художественном освещении войны. Он создает в романе свою героику войны, освещая её с точки зрения солдата, вскрывая фальшь и ложь официальной советской системы. В 1998 году Астафьев написал повесть «Веселый солдат», которая была отмечена литературной премией имени Аполлона Григорьева в 1999 году. Повесть начинается и заканчивается словами: «Четырнадцатого сентября одна тысяча девятьсот сорок третьего года я убил человека. Немца. Фашиста. На войне…». Все военные произведения Виктора Астафьева – это размышления о том, как может (смог) выжить отдельный человек на войне. Мастер военной прозы Виктор Астафьев в новых рассказах (1999-2001) описывает нелицеприятные события войны и послевоенную жизнь фронтовиков: рассказы “Пролетный гусь”, “Пионер – всем пример”.

Бондарев Юрий Васильевич Первые рассказы опубликовал в 1949, в 1953 – первый сб. рассказов На большой реке. В 1956 увидела свет повесть Бондарева Юность командиров. Настоящая известность пришла к Бондареву после публикации повестей Батальоны просят огня (1957) и Последние залпы (1959), положивших начало т.н. «лейтенантской прозе», отмеченной той самой «окопной правдой», истоки которой восходят к знаменитому роману Э.М.Ремарка времен Первой мировой войны На западном фронте без перемен. Роман Бондарева Тишина (1962) продолжил общеевропейскую тему «потерянного поколения» – трудного вхождения в мирную жизнь молодых людей, попавших на фронт со школьной скамьи. В романе Горячий снег (1969) еще более обострена проблема ценности человеческой личности. С начала 1970-х годов в творчестве Бондарева острота психологических коллизий сопрягается главным образом со сферой частной жизни, подчеркивая экзистенциальную ответственность каждого за свою судьбу – будь то отношения между мужчиной и женщиной, «завоевателем» и побежденным, выбор между жизнью предателя и смертью героя, между муками истинного творчества и благополучием рутины. Герой романов Бондарева, человек сильный, творческий и преуспевающий, явно автобиографичен (писатель Никитин, художник Васильев, кинорежиссер Крымов, ученый Дроздов). С годами в произведениях Бондарева все свободнее происходит «игра» не только со сложными человеческими судьбами, но и с временными и пространственными пластами – и одновременно еще более изощренными становятся путешествия по извилинам человеческой души, фиксирующие каждый миг восприятия утекающего события.

Контрольные вопросы и задания:

1. Что объединяет творчество авторов, с которыми вы познакомились?

2. Какие черты человеческого характера стараются высветить авторы?

3. В чем разница жизненных и писательских позиций этих писателей?

4. Подготовьте сообщение о творчестве одного из писателей.

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 810; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.024 сек.