Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Место и значение русской литературы ХХ века в истории русской и мировой литературы




Русская литература ХХ века стала сокровищницей талантов. Противоречивость эпохи, исторические драмы, социальные катаклизмы – все это зеркально отразилось в искусстве и литературе. Основной чертой литературы ХХ века стало ее деление на разрешенную и запрещенную (с периода установления Советской власти). Это привело к тому, что многие произведения стали известными только с началом 90-х годов. С приходом к власти М.С. Горбачева стали публиковать ранее запрещенные в Советском союзе произведения: роман «Дети Арбата» А. Рыбакова, «Доктор Живаго» Б. Пастернака, «Мы» Е.И. Замятина, «Архипелаг ГУЛАГ» А. Солженицына. В 90-е годы публикуются произведения Н.Берберовой, Б.Пильняка, дневников И.Бабеля и Г.Иванова, повестей В.Тендрякова, В.Войновича, С.Липкина, писем М.Булгакова, рассказов В.Шаламова.

В это время набирает силы постмодернистская литература, представителями которой являются Леонид Габышев, Зуфар Гареев, Сергей Каледин, Людмила Петрушевская, Александр Кабаков, Евгений Попов, Вячеслав Пьецух. Отдельно следует отметить литературу русского андеграунда, одним из ярких представителей которой был Венедикт Ерофеев со своей повестью «Москва - Петушки». На первом плане оказываются писатели Виктор Ерофеев, Зуфар Гареев, Валерия Нарбикова, Тимур Кибиров, Лев Рубинштейн, Людмила Петрушевская. Премию Буккера первым в России получает в 1992 году Марк Харитонов за произведение «Линии судьбы, или Сундучок Милашевича». Выходят произведения Виктора Пелевина.

 

 

Тесты по русской литературе:

1. Определите вид конфликта в драме «Гроза» А.Н.Островского.

Внутренний, семейный.

Социальный.

Идеологический.

Философский.

2. С какой целью А.Н. Островский вводит в пьесу «Гроза» экспозицию?

Обозначить место действия и обстановку в городе.

Чтобы подчеркнуть положительные черты в характере Кулигина.

Наметить конфликт между молодежью и старшим поколением в пьесе.

Описать волжский берег.

3. Кому из героев пьесы «Гроза» принадлежат слова «Отчего люди не летают»?

Катерине.

Кудряшу.

Варваре.

Кулигину.

4. Какие произведения принадлежат перу И.С. Тургенева?

«Отцы и дети», «Ася», «Дворянское гнездо».

«Преступление и наказание», «Белые ночи».

«Кому на Руси жить хорошо», «Железная дорога».

«Война и мир», «Анна Каренина».

5. Какое из положений может опровергнуть ошибочный тезис «Базаров склонен отрицать все»? («Отцы и дети».Тургенев И.С.) Базаров -

Верит в науку.

Нигилист.

Пессимист.

Лишний человек.

6. С какой целью И.С. Тургенев вводит пейзаж в роман «Отцы и дети»?

Показать внутреннее состояние героев романа.

Для описания красоты природы.

Заострить конфликтность ситуации.

Для характеристики героев через их отношение к природе.

7. Каково отношение Базарова, героя романа «Отцы и дети», к русскому народу?

Презрение.

Любование.

Восхищение.

Уважение и понимание.

8. Каков идейный замысел сказок М.Е. Салтыкова-Щедрина «Премудрый пескарь», «Карась- идеалист»,»Дикий помещик»)?

Обличение самодурства, произвола, обывательщины.

Быт и нравы русской провинции.

Осуждение максимализма героев.

Изображение народной жизни.

9. Назовите автора поэмы «Кому на Руси жить хорошо?»

Н.А. Некрасов.

А.А. Фет

Ф.И. Тютчев

М.Ю. Лермонтов

10. Какие мотивы лирики Н.А. Некрасова явились традиционными?

Тема народа.

Любовная лирика.

Тема поэта и поэзии.

Гражданская лирика.

11. Кого автор поэмы «Кому на жить хорошо?» считает счастливым?

Гришу Добросклонова – борца за народное счастье.

Попа.

Якима Нагого.

Матрену Тимофеевну.

12. Роман Н.Г. Чернышевского «Что делать?» по жанру является:

философско-утопический

социальный

семейный

любовный

13. В романе «Что делать?» автор вступает в диалог с

«проницательным читателем»

литературным критиком

прогрессивной общественностью

реакционным правительством.

14. Фраза «Где праздность – там и гнусность» принадлежит в романе «Что делать?»

француженке Жюли

Лопухову

Кирсанову

Вере Павловне

15. Под «грязью фантастической» имеется в виду в романе «Что делать?»

дворянский мир, где отсутствует труд, где нормальные потребности человеческой…

природы извращены

люди, ведущие трудовой образ жизни

люди искусства

парии общества

16. Под «грязью реальной» автор романа «Что делать?» подразумевал

буржуазно-мещанские слои общества, ведущие трудовой образ жизни, близкие к…

естественным потребностям человеческой природы

дворяне

чиновничество

купечество

17. «Новые люди» в романе «Что делать?» видят личную «выгоду» в…

Разумном эгоизме

стяжательстве

накопительстве

семейных отношениях

18. «Особенный человек» в романе «Что делать?»- это

Рахметов

Соловцев

Серж

Вера Павловна

19. В «Четвертом сне Веры Павловны» автор романа «Что делать?» развертывает

картину светлого будущего

природы

с изображением битв

борьбы на баррикадах

20. Роман «Преступление и наказание» написан писателем

Ф.М. Достоевским

Н.Г. Чернышевским

М.Е.Салтыковым-Щедриным

Л.Н. Толстым

21.. Главный герой романа «Преступление и наказание» -

Родион Раскольников

Лужин

Свидригайлов

Разумихин

22. Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», ощущает к затеваемому преступлению чувство

отвращения

удовлетворение от содеянного

растерянности

решимости

23. Какой основной принцип лег в основу теории Раскольникова, героя романа «Преступление и наказание»?

Принцип разделения человечества на «тварей дрожащих» и «право имеющих.»

Гуманность- антигуманность.

Талантливость-бездарность.

Способность совершить преступление.

24. Идея Родиона Раскольникова в романе «Преступление и наказание» предполагает

«разрешение крови по совести»

борьбу на благо Родины

революционную деятельность

дружбу народов

25. Какова мотивация Раскольниковым, героем романа «Преступление и наказание» своего преступления?

Проверки своей теории.

Приобретение денег.

Освобождение должников старухи от кредиторши.

Возможность продолжения учебы в университете.

26. Почему Раскольников, герой романа «Преступление и наказание», убивает старуху обухом топора?

Действие символично ө Раскольников наносит удар и себе (морально).

В волнении не рассчитал удар.

Автор стремился как можно более натурально описать убийство.

Из-за неординарности характера Раскольникова.

27. Каким предстает Петербург в романе «Преступление и наказание»?

Город бедных кварталов, преступности, нищеты, грязных переулков и трактиров.

Величавая столица с прекрасной архитектурой.

Один из героев романа, наделенный мрачной и мистической силой.

Идеальным городом.

28. Глубину душевных мук Раскольникова в романе «Преступление и наказание» суждено разделить

Соне Мармеладовой

Разумихину

Порфирию Петровичу

Сестре Дунечке

29. Автором «Севастопольских рассказов» является

Л.Н. Толстой

Ф.М. Достоевский

А.П. Чехов

Н.Г. Чернышевский

30. Участвуя в Севастопольской кампании Л.Н. Толстой убедился, что война – это прежде всего

кровь, смерть, грязь и страдания

героизм командования

выражение любви к царю

защита высопоставленных лиц

31. Жанр произведения Л.Н. Толстого «Война и мир»–

роман-эпопея

любовный роман

повесть

рассказ

32. В романе «Война и мир» автором изображается историческое событие –

война 1812 года, когда наполеоновские войска вступили на русскую землю

пугачевский бунт

восстание декабристов

революция

33. Стремление к нравственному усовершенствованию, «быть вполне хорошим»

объединяло героев романа «Война и мир»:

Пьера Безухова и Андрея Болконского

Николая Ростова и Бориса Друбецкого

Долохова и Анатоля Курагина

Берга и князя Курагина

34. Каковы принципы деления героев на «любимых» и «нелюбимых» в романе «Война и мир»?

Простота и естественность, способность к самоусовершенствованию.

Роль в истории.

Стремление к самоутверждению.

Высокое положение в обществе.

35. Какое значение на пути исканий князя Андрея, героя романа «Война и мир», имело его ранение на поле Аустерлица?

Понял, что стремление к славе суетно и ничтожно.

Пережил разочарование в своем кумире.

Пересмотрел свои представления о смысле жизни.

Почувствовал желание воевать.

36. Почему князь Андрей не вызвал А.Курагина на дуэль письменно, а искал

встречи с ним («Война и мир»)?

Не хотел компроментировать Наташу.

Он презирал этого человека.

Стремился сохранить уважение к себе.

Не был способен принять окончательное решение.

37. Что помогло Наташе, героине романа «Война и мир», «воскреснуть» после тяжелой болезни, связанной со смертью князя Андрея Болконского?

В ее любви и заботе нуждалась больная мать.

Время притупило силу страданий.

Наташа смогла простить себя.

Наташа смирилась с обстоятельствами.

39. Как складывается судьба Пьера в эпилоге романа «Война и мир»?

Становится членом тайного политического общества.

Занимает важный государственный пост.

Живет интересами хозяйства и семьи.

Уезжает за границу.

40. Что, по мнению Л.Н. Толстого, решило исход Бородинского сражения?

Дух армии.

Численное превосходство войск.

Продуманный план военных действий.

Талант военачальников.

41. Что Л.Н. Толстой считает нормой отношения русских людей к побежденным врагам?

Великодушие Кутузова («…теперь их пожалеть можно»)

Поведение Тихона Щербатого.

Беспощадность Долохова («Брать пленных не будем…»).

Восхищение ими.

42. Каковы «движущие силы истории» с точки зрения Толстого?

Народ – главная движущая сила истории.

Гениальная личность, способная повести за собой массы.

Фатум, высшая сила определяет ход истории.

Случай, стечение обстоятельств.

43. Л.Н. Толстой передает «диалектику души» своих любимых героев. Что подразумевается под этим?

Духовное развитие.

Физическое развитие.

Стремление к материальному благополучию.

Дружеские чувства.

44. Что объединяет цикл рассказов Чехова «Маленькая трилогия»?

«Футлярность» жизни в разных ее проявлениях.

Критика невежества, ограниченности.

Духовная деградация человека.

Осмеяние приспособленчества.

45. Кто виноват в деградации доктора Старцева из рассказа «Ионыч»?

Сам Старцев.

Катерина Ивановна.

Время.

Среда.

46. Старцев, герой рассказа «Ионыч», перед объяснением с Котиком думает о

ее приданом

ее красоте

музыкальных способностях

будущей жизни с любимой женщиной

47. Почему Котик из рассказа «Ионыч» отказывает Старцеву?

Мечтает о высокой, блестящей роли в обществе.

Мечтает о городской жизни.

Не знает жизни реальной, как ее мать.

Не стремится к замужеству.

48. Профессия Беликова, героя рассказа «Человек в футляре», -

Учитель.

Врач.

Актер.

Почтовый служащий.

49. Почему учитель Беликов, герой рассказа «Человек в футляре», «держал в руках весь город»?

Его жизненная позиция отражала типичность угнетенного состояния общества.

Пользовался любовью коллег и учащихся гимназии.

Его уважал весь город.

Им гордились люди.

 

50. В чем заключается своеобразие конфликта в пьесе А.П.Чехова «Вишневый сад»?

У каждого героя свой конфликт, связанный с неудавшейся жизнью.

Конфликт между «отцами» и «детьми».

Конфликт между представителями различных социальных групп.

Конфликт между прошлым, настоящим и будущим.

51. Палата № 6 из одноименного рассказа Чехова – это

флигель для умалишенных в провинциальной больнице

помещение в полицейском участке

Правительственная палата

образцовая палата в больнице

52. Герой рассказа «Палата № 6» Громов –

российский интеллигент, страдающий манией преследования

интеллигент, страдающий манией величия

российский интеллигент, принимающий участие в борьбе за русский народ

пассивный философ

53. Герой рассказа «Палата № 6» доктор Рагин –

воплощенное спокойствие и равнодушие к мирскому треволнению

активист за права человека

революционер-демократ

нигилист

54. Политическая неблагонадежность, как считает автор рассказа «Палата № 6»

отождествлялась в России с

сумасшествием

попустительством

атеизмом

доносительством

55. Как называют начало ХХ века в русской литературе?

Серебряным веком.

Дорогим веком.

Золотым веком.

Революционным.

56. Поэтов и писателей начала ХХ века объединяет

«чувство трагической ответственности за общую судьбу», ощущение

катастрофичности и мечта о возрождении человека

равнодушие к страданиям окружающих

любовь к природе

любовь к детям, ставшими жертвами гражданской войны

57. Особенностью модернизма являлся

путь к новой гармонии

раздумья, мечтания

объективизм

символы

58. Декаденс означает –

упадок

умиротворение

страх

героизм

59. Символизм характеризует:

мистическое содержание, символы и художественную впечатлительность

ясный взгляд на жизнь

сатирическая направленность

пропаганда

60. Акмеизм характеризует

ясный взгляд на жизнь, сочные земные краски, яркие моменты жизни

ненависть к существующему языку

желание изменить действительность

желание воспарить

61. «Пощечиной общественному вкусу» назывался манифест

футуристов

акмеистов

символистов

реалистов

62. Поэт К.Д. Бальмонт участвовал в работе кружка

символистов

футуристов

акмеистов

реалистов

63. Анна Ахматова вошла в кружок

«Цех поэтов» (акмеистов)

«Цех пролетарских поэтов»

«Цех футуристов»

«Цех единомышленников»

64. Поэма «Реквием» Анны Ахматовой была посвящена

тысячам страдающих матерей и жен во времена сталинских репрессий

героям Гражданской войны

революционерам

знакомым

65. Осип Мандельштам был поэтом

акмеистом

футуристом

символистом

сентименталистом

66. Автором рассказов «Темные аллеи», «Господин из Сан-Франциско» и «Деревня»

является

И.А. Бунин

А.И. Куприн

М. Горький

В.В. Маяковский

67. Какова основная идея рассказа «Господин из Сан-Франциско»?

Разоблачение буржуазного миропорядка.

Описание путешествия богатого туриста через Атлантику в Европу.

Любовная история.

Борьба за счастье народа.

68. Корабль в рассказе «Господин из Сан-Франциско» называется «Атлантида», так как:

это символ обреченности современного мира

это символ социального устройства общества

название благозвучно

корабль плавал по Атлантическому океану

69. Укажите в рассказе «Господин из Сан-Франциско» образы, имеющие символическое значение.

Океан, кочегары в топке парохода.

Попугай в гостинице, портье.

Ящик из-под содовой.

Тугой накрахмаленный воротничок.

70. Какова основная мысль рассказа «Гранатовый браслет»?

Любовь сильнее смерти.

Изображение «маленького человека».

Представление дворянства быть неспособным к возвышенным чувствам.

Борьба за гражданские права.

71. Почему Желтков в рассказе «Гранатовый браслет» дарит гранатовый браслет?

Мечтает подчеркнуть избранничество Веры.

Хочет, чтобы возлюбленная приобрела дар предвидения.

Стремится напомнить о себе.

Браслет – самое дорогое, что у него есть.

72. Почему Желтков из рассказа «Гранатовый браслет» кончает жизнь самоубийством?

Жизнь без любви потеряла смысл.

Не в состоянии перенести разлуку.

Понимает кощунственность своих мыслей.

73. Кому в рассказе «Гранатовый браслет» принадлежат слова: «Любовь должна быть трагедией. Величайшей тайной в мире! Никакие жизненные удобства, расчеты и компромиссы не должны ее касаться»?

Генерал Аносов.

Князь Мышкин.

Вера Николаевна.

Муж Веры Николаевны.

74. Какую музыку использует Куприн для утверждения идеи произведения «Гранатовый браслет»?

Людвиг Ван Бетховен. «Соната № 2».

П.И. Чайковский. «Реквием».

Г.В.Свиридов «Метель».

Шуберт»Серенада».

75. Что в рассказе «Гранатовый браслет» является основным средством характеристики героев?

Отношение героев к чувству Желткова.

Авторская характеристика.

Внутренние монологи.

Художественные детали.

76. Какую черту характера Олеси, героини повести «Олеся» можно назвать главной?

Гармоничность.

Отвагу.

Скромность.

Одухотворенность.

77. Какой удивительно яркой художественной деталью, символом неугасающей любви

завершается повесть «Олеся» Куприна?

Нитка красных бус.

Письмо к возлюбленному.

Букет полевых цветов.

Косынка Олеси.

78. Как в романтических рассказах М. Горького выражается авторская позиция?

Через позицию рассказчика.

Прямая авторская оценка.

С помощью пейзажа.

79. Какие качества личности противопоставляет автор в характерах Данко и Ларры?

Альтруизм и индивидуализм.

Ум и ограниченность.

Отвага и трусость.

Просвещенность и невежество.

80. В чем смысл слов мудреца в «Легенде о Ларре»:»Наказание ему в нем самом».

Самое страшное для человека – одиночество.

Смертный приговор лишь убедил бы героя в своей исключительности.

Смертный приговор показал бы, что «племя боится сына орла».

Смерть для Ларры – избавление.

81. Что общего между образами Данко и Лары?

Противостояние миру людей.

Противостояние племени.

Крайний индивидуализм.

Красота облика.

82. Почему люди не заметили смерти Данко и только «один осторожный человек… боясь чего-то, наступил на гордое сердце ногой…»?

Автор показывает неразрешимость конфликта романтического героя с обществом.

Благодарность не свойственна человеческому племени.

Автор подчеркивает эгоистичность людей.

Пожалел Данко.

83. Как характеризует Луку, героя пьесы М.Горького «На дне» стихотворение, которое

вспомнил Актер?

Лука – идеолог «пассивного сознания», призванного усыплять, успокаивать.

Утверждение философии «непротивления злу насилием».

Лука объясняет жизненные неудачи внешними обстоятельствами.

Лука – борец за гражданские права.

84. Почему именно песня «Солнце всходит и заходит / А в тюрьме моей темно…» названа героями пьесы «На дне» любимой?

Песня созвучна душевному состоянию героев.

Все равно, что петь после выпивки.

Песня говорит о «правде».

Красивая.

85. К какой литературной группе принадлежал Сергей Есенин в начале 20-х годов?

Акмеизм.

Символизм.

Футуризм.

Имажинизм.

86. Определите жанр поэмы «Анна Снегина».

Лиро-эпическая поэма.

Романтическая поэма.

Эссе.

Повесть.

87. Что объединяет судьбы всех героев поэмы «Анна Снегина»?

Политика.

Любовь.

Собственный выбор.

. Судьба.

88. Каково отношение автора к крестьянству в поэме «Анна Снегина»?

Неидеализированное.

Восторженное.

Презрительное.

Сочувственное.

89. К какой литературной группе относился Владимир Маяковский?

Футуристы.

Акмеисты.

Символисты.

Имажионисты.

90. Какова проблематика стихотворения В.В.Маяковского «Прозаседавшиеся».

Сатира бюрократизма.

Назначение поэтического творчества.

Гимн Советской власти.

Решение проблем с налогой инспекцией.

91. В стихотворном цикле «На поле Куликовом» Александр Блок

обращается к героическому историческому прошлому

мечтает о прекрасном будущем России

воспевает любимую женщину

критикует современное общество.

92. В чем проявляется своеобразие композиции романа

М.А. Булгакова «Мастер и Маргарита»?

Параллельное развитие двух сюжетных линий.

Кольцевая композиция.

Хронологический порядок развития событий.

Параллельное развитие трех сюжетных линий.

93. Почему Иешуа представлен в романе «Мастер и Маргарита» как бродяга?

Автор подчеркивает внутреннюю свободу героя, противопоставленную

иерархическому миру.

Соответствует библейскому сюжету.

Автор пытается противопоставить характер Иешуа библейскому образу.

Автор хотел показать героя бедняком.

94. Почему для Иешуа, героя романа «Мастер и Маргарита» один из самых страшных грехов – трусость?

Трусость – сознательный выбор колеблющегося человека в сторону зла.

Трусость ведет к предательству.

Трусость – малодушие, недостаток душевной силы.

Трусость – грех.

95. Какой из «миров» романа «Мастер и Маргарита» наиболее густо населен?

Московский.

Потусторонний.

Библейский.

Квартирный.

96. Какое произведение не принадлежит А.И.Солженицыну?

«Дом на Набережной».

«Один день Ивана Денисовича».

«Раковый корпус».

«В круге первом».

97. Кто написал роман «Петр Первый»?

А.Н. Толстой.

М.А.Шолохов.

М. Горький.

М.А. Булгаков.

98. Жанр романа «Петр Первый» -

исторический роман

любовный роман

мемуары (воспоминания)

приключенческий

100. Друг, соратник и единомышленник Петра Первого в романе «Петр Первый» –

Александр Менщиков

Князь Долгорукий

Князь Василий Голицын

Князь Шереметьев

101. Кто является автором романа «Мастер и Маргарита»?

М.А. Булгаков

Максим Горький

М.А. Шолохов

А.Т. Твардовский

102. Роман «Мастер и Маргарита» посвящен проблемам:

Что такое истина? Человек и власть. Внутренняя свобода и несвобода человека.

Эмансипация женщин.

Революционная борьба.

Героизм персонажей романа во время Гражданской войны.

103. Булгаков в своем романе «Мастер и Маргарита» применяет литературный прием:

Параллельно повествованию о современности вводит рассказ о событиях,

происходящих две тысячи лет назад.

Антитеза.

Кольцевая композиция.

Применяет фольклорные мотивы.

104. Почему Мастер в романе «Мастер и Маргарита» отвергает примененное к нему слово «писатель»?

Он слишком хорошо знал, кто такие «писатели», когда отнес роман в редакцию, и

осознает, что достоин называться мастером.

Был поэтом.

Не любил писателей.

Считал, что не достоин этого высокого звания.

105. Что несла Маргарита в руках перед встречей с Мастером?

«Отвратительные, тревожные желтые цветы»

Красную сумку.

Желтые перчатки.

Черную папку.

106. Какова судьба романа Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Он сжигает его.

Продает другому издательству.

Посылает за границу.

Прячет в шкафу.

107. Какова судьба Мастера в романе «Мастер и Маргарита»?

Попадает в Дом скорби.

Уезжает за границу.

Назначен председателем Союза писателей.

Становится учителем в школе.

108. Кто в романе «Мастер и Маргарита» представляет нечистую силу?

Воланд.

Николай Иванович Босой.

Коровьев.

Степа Лиходеев.

109. Какую роль играла Маргарита на бале Сатаны?

Королева бала.

Фрейлина королевы.

Певица.

Танцовщица.

110. О чем Маргарита попросила Сатану?

Чтобы Фриде перестали подавать тот платок, которым она удушила своего

ребенка. Вернуть ей возлюбленного.

Вернуться в Москву.

Дать ей спокойно умереть.

Много денег и драгоценностей.

111. Какая фраза является эпиграфом романа «Мастер и Маргарита»?

«Я часть той силы, что вечно хочет зла и вечно совершает благо».

«Воланд – исполнитель грязной работы».

«Иешуа проповедует милосердие и всепрощение.»

«Покаяние – это начало прощения.»

112. Кто является автором романа «Тихий Дон»?

М.А. Шолохов

М.А. Булгаков

А.Н. Толстой

Максим Горький

113. Автор в романе «Тихий Дон» показывает:

Картины жизни донских казаков. Гражданскую войну.

Мирную жизнь москвичей.

Революционную борьбу рабочих.

Стачки рабочих на фабриках.

114. Что ценили казаки в человеке в романе «Тихий Дон»?

Отношение к труду.

Внешнюю красоту.

Оригинальность.

Бесшабашность.

115. Шолохов по-своему решает коллизию «человек на войне». Его интересует:

Что делает с человеком война.

Воинская отвага.

Упоение боем.

Описание подвигов.

116. Какова судьба Григория Мелехова из романа «Тихий Дон»?

Одиночество.

Он погиб.

Он счастлив в своей семье.

Уехал за границу.

117. Какова тема произведения А.И.Солженицына «Один день Ивана Денисовича»?

Тема трагической судьбы человека в тоталитарном государстве.

Приключения литературного героя.

Тема любви.

Описывает жизнь таежного села.

118. Что показывает Солженицын в своем произведении «Один день Ивана Денисовича»?

«Лагерь глазами мужика».

Работу Советской милиции.

Историю взаимоотношений двух любящих людей.

Героизм солдат во время войны.

119. Что волнует В.Г.Распутина в произведении «Прощание с Матерой»?

Проблема нравственного здоровья.

Любовь героев.

Героизм людей.

Патриотизм героев.

120. Что является темой произведений К.Симонова «Живые и мертвые», Ю.Бондарева

«Горячий снег»?

Изображение ратного подвига. Тема человека и войны.

Мирная жизнь героев произведений.

Любовная история.

Семейная драма.

 

 

КРАТКИЙ СЛОВАРЬ ЛИТЕРАТУРОВЕДЧЕСКИХ ТЕРМИНОВ

 

 

русский толкование
Лирический герой Собирательный образ персонажа лирического произведения, который появляется на протяжении всего творчества поэта в одном или нескольких произведениях, главный герой стихотворения или поэмы.
Мир произведения Художественно освоенная и преображенная реальность
Романтизм Художественная система, зародившаяся в первой половине Х1Х века в Германии. Для романтизма характерно представление об одухотворенности человека и его жизни. Р. склонен не к возвышению и идеализации героя.
Реализм Художественная система, зародившаяся в начале ХХ века и для которой характерно широкое освоение жизни человека в ее связях с окружающей действительностью. Реализм склонен к критике. Реалисты требуют от человека ответственной причастности к действительности.
Драматизм Умонастроение, связанное с напряженным переживанием каких-то противоречий, с взволнованностью, тревогой
Драма Литературный род, воссоздающий действительность, поступки людей и их взаимоотношения, в котором отсутствует развернутое повествовательно-описательное изображение. Собственная речь в драме вспомогательна и эпизодична.
Антипод Герой, противоположный кому-либо в системе персонажей литературного произведения
Мироощущение отношение человека к окружающей действительности
Альтруизм Готовность бескорыстно действовать на пользу другим, не считаясь со своими личными интересами.
Аллегория Иносказание

 

 

Содержание

Тема занятия 1. Русская литература 60-90-х годов ХIХ века. Введение. 4 стр.

Тема занятия 2. Поэзия второй половины ХIХ века. Творчество Ф. Тютчева, А. Фета- 6 стр.

Тема занятия 3. А.Н.Островский. «Гроза», «Бесприданница» 8стр.

Тема занятия 4. Н.А. Некрасов. Лирика. «Кому на Руси жить хорошо» -10стр.

Тема занятия 5. М.Е. Салтыков-Щедрин. Сказки. 12стр.

Тема занятия 6. Ф.М. Достоевский. «Преступление и наказание» –15стр.

Тема занятия 7. Л.Н. Толстой. «Севастопольские рассказы», «Война и мир» 17стр

Тема занятия 8. А.П. Чехов. Рассказы. «Вишневый сад» 19стр.

Тема занятия 9. Русская литература ХХ века. Введение. – 21стр.

Тема занятия 10. И.А. Бунин. Лирика. «Господин из Сан-Франциско». – 23стр.

Тема занятия 11. В.В. Набоков. «Другие берега», «Машенька», «Дар» – 26стр.

Тема занятия 12. Серебряный век русской поэзии. – 27стр.

Тема занятия 13. А.М. Горький. «Старуха Изергиль», «Макар Чудра», «На дне», «Несвоевременные мысли». – 30 стр.

Тема занятия 14. А.А. Блок. Лирика. «Двенадцать». – 33

Тема занятия 15. С.А. Есенин. Лирика. «Анна Снегина». –

Тема занятия 16. В.В. Маяковский. Лирика. «Клоп», «Баня», «Во весь голос»-

Тема занятия 17. Литературный процесс 20-40-х годов.– 1 час.

А. Ахматова, М. Цветаева, Н. Гумилев, О. Мандельштам, И. Ильф и Е. Петров, М. Зощенко.

Тема занятия 18. М.А. Булгаков. «Собачье сердце», «Мастер и Маргарита» (обзор) –

Тема занятия 19. А. Платонов. «Сокровенный человек», «Котлован» (обзор). –

Тема занятия 20. А.Н. Толстой. «Петр Первый» –

Тема занятия 21. Н. Заболоцкий. Лирика.–

Тема занятия 22. М.А. Шолохов. «Донские рассказы», «Судьба человека», «Тихий Дон» (обзор) –

Тема занятия 23. Тема Великой Отечественной войны в прозе ХХ века (обзор). –

Тема занятия 24. А.Т. Твардовский. Лирика. «Василий Теркин», «По праву памяти». –

Тема занятия 25. Литература 50-90-х годов ХХ века. Художественные поиски и нравственные искания в прозе (обзор). Творчество Ф. Абрамова, В. Астафьева, Ю. Бондарева и др. –

Тема занятия 26. В.Г. Распутин. «Прощание с Матерой», «Пожар».–

Тема занятия 27. Ч. Айтматов. Роман «Плаха». –

Тема занятия 28. Творчество Н. Рубцова, И. Бродского, О. Сулейменова и др. (обзор)

Тема занятия 29. А.Вампилов. «Старший сын», «Утиная охота» (обзор). –

Тема занятия 30. Место и значение русской литературы ХХ века в истории русской и мировой литературы. Литературные течения ХХI века (обзор). –

 

 

ИСПОЛЬЗОВАННАЯ ЛИТЕРАТУРА:

 

1. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

2. Шикман А.П. Деятели отечественной истории. Биографический справочник. Москва, 1997 г.

3. Торчинов В.А., Леонтюк А.М. Вокруг Сталина. Историко-биографический справочник. Санкт-Петербург, 2000.

4. Русская литература XX века. Прозаики, поэты, драматурги. Биобиблиографический словарь. Том 2. З - О. с. 521-525.

5. Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

6. Андрей Платонов: Воспоминания современников. Материалы биографии / Сост. Н. Корниенко, Е. Шубина. — М., 1994.

7. Васильев В. В. Андрей Платонов: Очерк жизни и творчества. М., 1990.
8. Корниенко Н. В. История текста и биографии А. П. Платонова (1926—1946). — М., 1993.

9.Маранцман В.Г. Литература 10 класс-Москва. «Просвещение»2001.

10.Хан Р.А., Карбаева А.К. Мировая литература – Алматы: 2003.

 

ССЫЛКИ НА САЙТЫ, МАТЕРИАЛЫ КОТОРЫХ ИСПОЛЬЗОВАНЫ ПРИ СОСТАВЛЕНИИ УЧЕБНИКА:

 

1. http://www.krugosvet.ru/enc/kultura_i_obrazovanie/literatura/BONDAREV_YUR

2. http://rubtsov.id.ru/critica/oboturov2.htm

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3857; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.356 сек.