Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Состав цены. Себестоимость, прибыль и наценки в цене товара




Классификация скидок с цены

 

Цены, публикуемые в печати, носят преимущественно справочный характер и очень часто существенно отклоняются от фактически уплачиваемых покупателем цен вследствие применения системы специальных скидок. Размер скидок зависит от характера сделки, условий поставки и платежа, взаимоотношений с покупателем и конъюнктуры рынка в момент заключения сделки. На практике используется до 20 различных видов скидок. К числу основных относятся следущие:

- общая (простая) скидка;

- скидка за оборот (бонусная);

- скидка за количество или серийность (прогрессивная);

- дилерская скидка;

- специальные скидки;

- экспортные скидки;

- скрытые скидки;

- скидки за возврат4

- скидки при продаже подержанного оборудования.

Общая (простая) скидка – представляется с прескурантной или справочной цены товара. Простая скидка с прескурантной или справочной цены товара составляет 20-30 %, а в некоторых случаях доходит до 40 %. Такие скидки широко практикуются при заключении сделок на машины и оборудование, в частности, на стандартное. Простой скидкой является скидка, предоставляемая при покупке товара за наличный расчет. Она дается продавцом в тех случаях, когда справочная цена предусматривает краткосрочный кредит и покупатель согласен оплатить наличными. Эта скидка составляет 2-3 % справочной цены или соответствует размеру ссудного процента, существующему на денежном рынке.

Скидка за оборот (бонусная) – предоставляется постоянным покупателям на основании специальной договоренности. В контракте в этом случае устанавливается шкала скидок в зависимости от достигнутого оборота в течение определенного срока (обычно в течение одного года), а также порядок выплаты сумм на основании этих скидок. По некоторым видам оборудования бонусная скидка достигает 20 % оборота [6].

Скидка за количество или серийность (прогрессивная) предоставляется покупателю при условии покупки им заранее определенного увеличивающегося количества товара. Такие скидки выгодны для производителей одного и того же типа, так как при серийных заказах возникает возможность снизить издержки производства.

Дилерские скидки – предоставляются производителями своим постоянным представителям или посредникам по сбыту, в том числе и заграничным. Эти скидки широко распространены при продаже автомобилей, тракторов, некоторых видов стандарстного оборудования. Дилерская скидка на автомобили колеблется в зависимости от марки машины и составляет в среднем 15-20 % розничной цены.

Специальные скидки – предоставляются привелигированным покупателям, в заказах которого особо заинтересованы продавцы. К категории специальных скидок относятся скидки на пробные партии и заказы, имеющие целью заинтересовать покупателя, и скидки за длительность отношений, с помощью которых производители стремятся удержать постоянную клиентуру.

Экспортные скидки – предоставляются продавцами при продаже товара иностранным покупателям сверх тех сделок, которые имеются для покупателей внутреннего рынка. Они имеют целью повысить конурентоспособность того или иного товара на внешнем рынке.

Скрытые скидки – предоставляются покупателям в виде скидок на фрахт, льготных или беспроцентных кредитов, путем оказания бесплатных услуг, предоставления бесплатных образцов.

Скидки за возврат ранее купленного товара у данной фирмы в размере 25-30 % прейскурантной цены предоставляются покупателю при возврате им ранее купленного у данной фирмы товара устаревшего образца, модели. Такие скидки применяются при продаже автомобилей, электрооборудования, подвижного состава и т.д.

Скидки при продаже подержанного оборудования составляют иногда до 50 % первоначальной цены товара.

Рассмотрение основных видов скидок позволяет сделать вывод о том, что они способствуют выполнению ценой ее стимулирующей функции, помогают маркетинговым исследованиям, а именно: способствуют снижению издержек производства, хранения и реализации продукции, облегчают завоевание постоянных клиентов, стимулируют заказы больших объемов, оказывают рекламное содействие сбыту на рынке.

Помимо скидок, в практике ценообразования распространены надбавки к цене, основными видами которой являются:

- надбавка за индивидуальность заказа;

- надбавка за повышенное качество;

- надбавка за рассрочку платежа;

- надбавка за дополнительные услуги;

- наценка за упаковку, тару [6].

 

 

В цену любой продукции входят определенные элементы. Значения элементов в абсолютном выражении называются составом цены. Удельный же вес элементов в составе цены, выраженный в процентах или долях единицы, называется ее структурой.

Состав и структуру цены иллюстрирует рис. 7.

 

Себестоимость продукции Прибыль производителя Акциз   НДС Снабженческо- сбытовая надбавка Торговая надбавка
Оптовая цена предприятия без НДС
Отпускная цена предприятия без НДС
Продажная цена оптового посредника
Розничная цена

Рис. 7 Состав и структура цен

В зависимости от вида цены состав и структура элементов цены может меняться. Так если товар не облагается акцизом, то оптовая цена предприятия совпадает с отпускной и структура цены упростится. А при наличии нескольких оптовых посредников доля снабженческо-сбытовой надбавки возрастет, а структура цены усложнится.

Знание структуры цены производимой продукции позволяет выявить долю в ней затрат, прибыли, косвенных и налогов, что дает возможность выявить резервы снижения себестоимости, выработать ценовую стратегию.

Основными элементами состава и структуры цены являются:

· Себестоимость продукции;

· Прибыль предприятия;

· Акциз;

· НДС;

· Снабженческо- сбытовая надбавка;

· Торговая надбавка.

Себестоимость, прибыль и наценки в цене товара.

В теории используются два подхода к определению затрат: бухгалтерский и экономический, предполагающий учет альтернативных затрат. Согласно бухгалтерскому походу, наибольшую часть затрат образует себестоимость выпущенной продукции, тогда как экономический подход предполагает учет тех потерь, которые возникают из-за неиспользования ресурсов другими альтернативными способами.

Для предприятий основным по значимости элементом в составе цены товара является себестоимость. Себестоимость — совокупность затрат предприятия на производство и реализацию продукции. Существуют 2 способа расчета себестоимости:

1. По элементам затрат (затраты группируются в соответствии с их экономическим содержанием);

2. По статьям калькуляции (затраты выделяются по их назначению, роли, месту возникновения).

Расчет себестоимости осуществляется в соответствии с «Положением о составе затрат по производству и реализации продукции», утвержденным постановлением Правительства РФ от 05.08.92 № 552. Для всех субъектов рынка предусмотрен единый порядок включения затрат в состав себестоимости товаров или услуг, что связано с историческими обстоятельствами. В связи с этим предприятия рассчитывают в настоящее время себестоимость по полным затратам. Она обычно служит для них нижней ценой предложения. При обосновании конкретной цены на предприятии разрабатывается калькуляция себестоимости единицы продукции. При этом перечень статей затрат, их состав и т.д. устанавливается отраслевыми инструкциями.

Себестоимость включает в себя следующие статьи:

· Прямые затраты;

· Общепроизводственные расходы;

· Общезаводские расходы;

· Эксплуатационные расходы;

· Коммерческие расходы.

В прямые затраты включаются:

· Сырье и материалы (согласно нормативам потребления ресурсов);

· Зарплата основного производственного персонала;

· Отчисления на социальные нужды.

Общепроизводственные расходы состоят из:

· Зарплаты вспомогательного производственного персонала;

· Отчислений на социальные нужды;

· Электроэнергии технологической (согласно тарифу);

· Воды технологической (согласно тарифу);

· Пара технологического (согласно тарифу);

· Прочих общепроизводственных расходов.

Общезаводские расходы включают в себя:

· Зарплату административно-управленческого персонала;

· Отчисления на социальные нужды;

· Аренду (согласно договору);

· Отопление (согласно тарифу);

· Воду и канализация (согласно тарифу);

· Телефон (согласно тарифу);

· Охрану (согласно договору);

· Вывоз мусора (согласно тарифу);

· Электроэнергию (согласно тарифу);

· Канцелярские расходы (прогноз затрат);

· Прочие общезаводские расходы.

Эксплуатационные расходы состоят из:

· Амортизационных отчислений;

· Лизинговых платежей (начисленных);

· Процентов за кредиты, включаемых в себестоимость;

· Налогов, относимых на себестоимость.

Производственная себестоимость представляет собой сумму перечисленных видов расходов.

Производственная себестоимость = прямые затраты + общепроизводственные расходы + общезаводские расходы + эксплуатационные расходы.

Помимо затрат, связанных с производством, предприятие несет коммерческие расходы:

· Зарплата сбытового персонала;

· Отчисления на социальные нужды;

· Прочие коммерческие расходы;

Сумма производственной себестоимости и коммерческих расходов образует полную себестоимость [30].

Полная себестоимость = производственная себестоимость + ком­мерческие расходы

Зарубежная практика учета затрат и себестоимости в значительной степени базируется на теории разграничения затрат на постоянные и переменные в зависимости от изменения объема производства. Предприятия, работающие в рыночных условиях, должны учитывать ситуации, связанные с колебаниями рыночной конъюнктуры, обусловливающими необходимость изменения загрузки производственных мощностей. В промышленно развитых странах нашла широкое применение методика расчета неполной, или ограниченной себестоимости, так называемая система учета «директ-костинг». В условиях рыночной конкуренции установление относительно низкой цены позволяет предприятию увеличить объем продаж и получить приемлемую прибыль. Правда, этот метод предполагает наличие у предприятия неиспользованных производственных площадей. Перед отечественной теорией и практикой в настоящее время стоит задача переориентации на современные методики ценообразования

Помимо себестоимости, другим важнейшим элементом цены является прибыль. Прибыль – это форма дохода, полученного после реализации продукции по установленной цене. Прибыль, отражаемая в балансе предприятия за отчетный период, называется балансовая прибыль.

Балансовая прибыль складывается из 3 элементов:

1. Прибыль (убыток) от реализации продукции, услуг определяется по формуле:

где В б.н. — выручка от реализации продукции без НДС, акцизов; С/С — себестоимость.

2. Прибыль (убыток) от реализации имущества определяется по формуле:

где Вр.им. — выручка от реализации имущества (без НДС); ОС — остаточная стоимость имущества.

3. Внереализационные доходы и убытки (ВДУ).

Таким образом, балансовая прибыль (Пб) определяется по формуле:

 

При фиксированных ценах размер прибыли от реализации продукции зависит (как это видно из формулы) от динамики себестоимости. Именно в этой связи с себестоимостью прибыль характеризует экономическую эффективность производства.

Относительной величиной прибыли является рентабельность. Общая рентабельность определяется по формуле:

где

где Пб — балансовая прибыль;

З — затраты на производство.

Наиболее важной для ценообразования является рентабельность продукции определяется по формуле:

Где П — прибыль от производства и реализации продукции;

С — себестоимость реализованной продукции.

Никаких предельных нормативов рентабельности не предусмотрено. Вместе с тем налоговая практика свидетельствует о том, что при установлении цены конкретного изделия в ее состав должна включаться прибыль, рассчитанная исходя из уровня рентабельности в размере 25 % [23].

Возмещение всех издержек торговли осуществляется с помощью снабженческо-сбытовых надбавок, которые устанавливаются предприятиями оптовой и розничной торговли. Оптовыми продавцами учитываются расходы по закупке, хранению, комплектации, фасовке, транспортировке и реализации продукции, а также необходимая прибыль. При отпуске продукции предприятиями-изготовителями по свободной отпускной цене оптовые продавцы также самостоятельно устанавливают снабженческо-сбытовые надбавки, учитывая соотношение спроса и предложение на рынке товара.

Расходы, связанные с реализацией товаров розничными торговыми предприятиями, возмещаются через торговую надбавку. В торговую надбавку включаются все виды расходов розничного продавца, а также прибыль и налог на добавленную стоимость. Торговые надбавки устанавливаются продавцами самостоятельно, исходя из конъюнктуры рынка, кроме тех товаров, надбавки на которые регулируются органами исполнительной власти (на продукты детского питания, лекарства и др.)

Существенную долю цены образуют налоги. В состав цены включаются следующие виды налогов: социальные налоги; налог на добавленную стоимость; акциз.

Социальные налоги – это отчисления в пенсионный фонд, в фонд социального страхования, в фонд занятости, в фонд медицинского страхования. Эти налоги включаются в состав себестоимости продукции, и, как уже отмечалось, носят название – отчисления на социальные нужды.

Налог на добавленную стоимость. С 1 января 2001 года вступила в силу вторая часть Налогового кодекса РФ, где в 21 главе определен порядок исчисления и уплаты НДС. С 01.01.2001 г. налогоплательщиками налога на добавленную стоимость, кроме организаций, признаются и индивидуальные предприниматели [29].

Статьей 145 Кодекса предусмотрено освобождение от исполнения обязанностей налогоплательщика, связанных с исчислением и уплатой НДС. Такой возможностью смогут воспользоваться организации и индивидуальные предприниматели, у которых в течение предшествующих трех последовательных налоговых периодов налоговая база, без учета налога на добавленную стоимость и налога с продаж, не превысила 1 млн рублей. Данное положение не распространяется на плательщиков акцизов. Отметим, что освобождение производится на срок, равный 12 последовательным налоговым периодам, т.е. на один год. По истечении указанного срока освобождение может быть продлено. Сохранилась общая ставка НДС в размере 18%, а также прежний перечень товаров, облагаемых налогом по пониженной ставке 10%. В этот перечень входят ряд продовольственных товаров первой необходимости, детская одежда и обувь (за исключением изделий из натурального меха и кожи), детские игрушки, а также ряд канцелярских товаров для школьников. Нулевая ставка НДС устанавливается на сырье и товары, предназначенные для экспорта (за исключением нефти и газа, поставляемых в страны СНГ).




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 3409; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.012 сек.