Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 2. Возникновение социологии образования как науки 5 страница




Мы говорим – профессия, а подразумеваем зачастую статус, подразумевая в числе прочего, но далеко не в последнюю очередь, и уровень квалификации, которой владеет тот или иной человек. В современном обществе социальное положение в интегральной форме описывается в прежде всего не приписанным или предписанным статусом (принадлежащим человеку с рождения), а достигнутым. Достигнутый статус приобретается индивидом в значительной степени благодаря его усилиям. С эти соотносится представление «о социальном слое как носителе трудовой деятельности качественно определенного рода[3]». Так на первый план выходят образование и профессия.

Выбор профессии, будущего статуса, жизненного пути, образования, таким образом, представляет собой нечто целое. Чтобы представить себе, как он протекает во времени, целесообразно обратиться к генетическому подходу к выбору профессии. Он основан на анализе процесса выбора профессии в связи с процессом социализации. Рассматриваются следующие один за другим периоды, каждый из которых наполнен своим содержанием. Индивид переходит от фантастического выбора к реалистическому, от этапов, когда преобладает интерес к каким-то видам деятельности, к этапам, когда для принятия решения синтезируется много субъективных и объективных элементов, которые трактуются индивидом применительно к его ценностям и целям, при этом осмысливается сложность взаимоотношений собственных индивидуальных особенностей и объективных условий реального мира[4]. Это можно интерпретировать как процесс адаптации, а можно и как процесс самоопределения, - для тех или иных групп, для тех или иных индивидов может преобладать на разных этапах либо адаптация, либо самоопределение.

В.Н.Шубкин моделирует соотношение ориентаций молодежи в мире профессий и реальной потребности в кадрах, используя методику изображения численности популяций, применяемую демографами[5]. Он рассматривает взаиморасположение двух пирамид, одна из которых символизирует потребность в кадрах по профессиям, а другая – устремления юношей и девушек. Вершина «пирамиды желаний» упирается в основание «пирамиды реальности», и наоборот: наибольшее количество претендентов приходится на те позиции, где вакансии наиболее ограничены. Жизнь «поправляет» молодых, распределяя их по существующим позициям. Какое место здесь занимает сфера образования? Она, по-видимому, участвует в этом перераспределении, занимая промежуточное положение между двумя пирамидами. На ее структуру и функционирование воздействуют и потребности рынка труда, и ориентации потребителей услуг сферы образования.

Как оценить то, что пирамиды устремлений и реальности противоположны? Должны ли они совпадать? Несомненно, резкий разрыв между этими пирамидами ведет к большой неудовлетворенности молодежи на старте жизненного пути, что чревато негативными социальными явлениями. Но и совпадение этих пирамид нежелательно: оно привело бы к застою общества, в котором каждый желал бы доступного или предназначенного ему. Существует, можно предположить, некий оптимум рассогласования, не приводящий к массовому разочарованию и в то же время являющийся источником импульса к соревновательности.

Взгляд на общество как на единое целое, анализ с точки зрения его интегрированных потребностей затушевывают тот факт, что образование в современном мире является полем столкновения разнородных интересов, воплощает в себе целый ряд конфликтов между частями общества. Углубление анализа вскрывает именно эти аспекты.

Размещение людей в определенной зависимости от их образования по тем или иным позициям социальной структуры - часть процесса ее воспроизводства и обновления как обязательного условия функционирования общества; образование играет важную роль в формировании социальной структуры, ее репродукции и модификации, в процессах социальной мобильности. При этом значение образования для получения определенных достигнутых статусов зависит от экономического, социального, политического развития общества. Специфика современной России проявляется и в изменении значимости образования для социальной мобильности.

Набор потенциальных возможностей, предоставляемых обществом гражданам в тот или иной период его развития, представляет собой некий ресурс, который используется ими по-разному. Потенциальные возможности неодинаково и отражаются в ориентациях, и осваиваются индивидами в ходе жизненной карьеры, превращаясь в возможности реализованные. Та или иная комбинация возможностей связана с определенным статусом индивида. Поэтому важно, на какие потенциальные возможности ориентирована молодежь из разных слоев и как в действительности распределяется между разными социальными слоями вероятность реализации конкретных вариантов из набора потенциальных возможностей. Социологические исследования дают возможности выявить социальную обусловленность и социальное содержание притязаний в сфере образования, профессиональных и образовательных ориентаций; анализировать нацеленность молодежи на репродукцию статуса родителей и вертикальную мобильность; наблюдать динамику профессиональных, образовательных, социальных ориентаций выходцев из различных слоев российского общества. Спектр анализа включает в себя такие темы, как социальная дифференциация в реализации потенциальных возможностей в сфере образования, воздействие экономических факторов, "слабые" и "сильные" группы, влияние трансформации ценностных ориентаций общества, проблема создания равных стартовых условий для молодежи из разных социальных слоев. Это позволяет фиксировать явные и скрытые, актуализировавшиеся и отложенные конфликты, искать возможности смягчения их.

Влияние социальной структуры общества и института образования обоюдно: с одной стороны, репродукция и модификация социальной структуры институтом образования, с другой - регуляция структуры и функционирования системы образования социальной структурой общества. Различные социальные группы стремятся реализовывать свои интересы в системе образования и посредством системы образования, теми или иными способами оказывая явное либо латентное воздействие на нее. Вольно или невольно, тем или иным образом, система образования оказывается вовлеченной в процессы социального отбора. Он совершается под воздействием глобальных факторов действительности как вне стен учебных заведений, так и в классах и аудиториях. Суммарные эффекты социальной дифференциации не могут не проявляться в системе образования. Наиболее острое выражение взаимоотношений образовательной сферы и общества в целом - социальная селекция посредством института образования: воспроизводство социального неравенства, замаскированный механизм социальной дифференциации.

Современные системы образования, сформировавшиеся под воздействием демократических процессов, ответившие массовизацией образования на требования промышленной революции, тем не менее, обнаруживают в себе "следы" сословных фильтров, свойственных доиндустриальным обществам. Специфические фильтры советского периода, видоизменявшиеся до последнего времени, трансформировались. Плюрализация в сфере образования, дифференциация учебных заведений, распространение платных образовательных услуг не могут не иметь социального характера. Возникает беспокоящая общественность тенденция к созданию подсистем элитарного и массового образования. Углубление дифференциации в современной российской системе образования как отражение дифференциации общества требует особого внимания.

Значение этих явлений выходит далеко за рамки проблем собственно системы образования. Недостаточно оценивать их и лишь с точки зрения личности. Такого рода явления существенны для общей социальной ситуации.

 

2. ОБРАЗОВАНИЕ КАК СОЦИАЛЬНЫЙ ИНСТИТУТ

И СОЦИАЛЬНАЯ ОРГАНИЗАЦИЯ

Люди не могут существовать без коллективных объединений, а сохраняются общества не автоматически. Часть энергии общества должна быть направлена на его самосохранение и самовоспроизводство. Для удовлетворения социальных потребностей общество создает социальные институты. Таков и институт образования.

Конкретное содержание социальных потребностей изменяется во времени. В соответствии с ними изменялись структура и функционирование института образования. Вкратце это рассматривалось в предыдущей главе. Упоминалось в ней и о том, что социальный институт не только выполняет определенные функции, но и располагает необходимыми ресурсами. Регулирование использования ресурсов – важная сторона деятельности социального института.

Важнейшие ресурсы института образования – человеческие. Как и вообще человеческие ресурсы - безусловно, наиболее существенные для общества. При анализе проблем, так или иначе связанных с системой образования, они, конечно, оказываются в центре внимания.

Необходимо учитывать, что потенциал, который может составить контингент обучаемых, изначально формируется демографическими процессами. При этом суммарная совокупность индивидов не составляет однородный массив: различным видам обучения, преследующим разные цели, соответствуют группы того или иного возраста, тех или иных психофизиологических особенностей и т.п. В качестве примера можно привести профессиональную переподготовку взрослых, ставшую актуальной в России сегодня в связи с переструктуризацией экономики; группой со своей четко выраженной возрастной, образовательной, ценностной и другой спецификой являются выпускники средних школ; и т.д.

Реальный ресурс для системы образования и действительный контингент обучаемых составляют не любые индивиды, а такие, которые желают учиться, то есть имеют достаточные стимулы к тому, чтобы предпринимать соответствующие усилия, затрачивать энергию и время: образование должно иметь определенную значимость для индивида. В развитых, сложных современных обществах труд, обеспечивающий экономическое существование индивида, предполагает наличие определенной профессии, а большинство занятий, особенно требующих более или менее высокой квалификации, невозможны без предварительного прохождения курса в общих и специальных учебных заведениях. Этим, однако, далеко не исчерпывается значение образования для индивида. Роль образования в обретении индивидом определенного статуса, в процессах социальной мобильности; ценностные ориентации индивидов и социальных групп; наконец, престиж образования в обществе - чрезвычайно важны в этом плане. Как значение образования для достижения определенного статуса, так и его престиж могут оказаться различными в разных обществах. В одной и той же стране в одно и то же время престиж образования может быть разным в разных слоях общества.

Потребность в образовании более или менее высокого уровня возникает у индивидов не сама по себе. Ее рождение и поддержание обусловливаются главным образом наличием потребности общества в образованных индивидах, способных, в силу своего образования, выполнять относительно сложные виды ролей, без чего невозможны деятельность современных социальных институтов и, в итоге, обеспечение жизнеспособности общества. Это не исключает проявления у индивидов ориентации на образование безотносительно к тому, существует ли в данный конкретный период времени, возрастает или сходит на нет такая ориентация у общества в целом; мы наблюдаем также устойчивую образовательную ориентацию в определенных социальных группах и непоколебимость престижа образования в условиях, когда дискредитируется интеллектуальный труд и система образования ставится на грань выживания. Образование может быть как инструментальной, так и терминальной ценностью. Мотивация образовательной деятельности сложна и неоднозначна. Образование выступает как потребность личности, а динамика мотивации модифицируется в тесной связи с динамикой общества, в котором могут обнаруживаться различные виды стимулирования образовательной активности. Важно также, что связь между потребностями общества и индивидов в образовании - взаимная: ориентации на образование, образовательный уровень населения воздействуют на общество в целом, в том числе на такие его институты, как экономическая система, и вынуждают их соответственно изменяться.

Мотивация к образованию также является чрезвычайно важным ресурсом. Он необходим не только системе образования, но является катализатором развития всего общества и существенной частью его жизнеспособности. Значение его не меньше, чем нефтяных или алмазных месторождений, а возможно, и больше, о чем, в частности, говорит опыт развитых стран, не имеющих богатых запасов природных ископаемых, и стран, имеющих колоссальные месторождения, но куда менее благополучных. Процветает общество, в котором ресурс этот велик и окружен заботой.

Функционирование института образования невозможно без потребности в образовании. А наличие в обществе потребности в образовании порождает то, что в новой, "рыночной" терминологии зовется спросом на образовательные услуги. Спрос же на образовательные услуги предполагает и наличие предложения оных; так формируется рынок образовательных услуг.

Эта терминология не использовалась применительно к советской системе образования. Однако фактически в образовании (как и в экономике) не бывает в чистом виде практики только государственного регулирования или только рыночных отношений. Они сосуществуют в той или иной пропорции, в системе тех или иных приоритетов. И в СССР наличествовали как образовательные услуги, так и соответствующее предложение, не все в сфере образования контролировалось государством, была распространена частная практика (репетиторство), имелись лидеры рынка образовательных услуг (например, престижные вузы) и другие его элементы. В реформируемой России взгляд на образование с этой точки зрения устанавливается не только вследствие производимых изменений в общественной жизни, но и благодаря пробивающемуся в массовом сознании более трезвому, реалистическому отношению к действительности.

Человеческие ресурсы оказываются в центре внимания не только тогда, когда мы говорим про обучаемых, но и тогда, когда рассматриваем обучающих. Для формирования преподавательских и управленческих кадров в образовании чрезвычайно важен опять-таки человеческий потенциал. Качество и объем ресурса для них зависят от образовательного уровня населения, от престижа образования и привлекательности работы в этой сфере; в немалой степени - от оплаты труда преподавателей и администраторов, а она, в свою очередь, - от финансирования системы образования. Кадры преподавателей – вопрос очень важный и, к сожалению, больной для нас. Положение школьного учителя и вузовского преподавателя, статус работников средних специальных учебных заведений и учреждений начального профессионального образования, сохранение научных школ, отток и старение преподавательских кадров, нехватка их и нынешний уровень квалификации – все это острые проблемы сегодняшней российской системы образования.

Важны и материальные ресурсы – помещения для занятий, оборудование, реактивы. Сюда же можно отнести оснащенность учебниками и различными учебными пособиями. Работа образовательных учреждений требует также финансовых ресурсов, средств на само осуществление учебного процесса: сюда входят оплата труда преподавателей и других работников образования, материальная поддержка обучаемых в виде стипендий и т.д. В системе обеспечения функционирования сферы образования разные удельные веса могут принадлежать государственному финансированию, негосударственной поддержке (исходящей от организаций, предприятий и фондов), плате за обучение. Здесь многое зависит от состояния экономики, а также от того, какая концепция развития лежит в основе деятельности властей и какую, соответственно, роль в развитии страны власти отводят образованию. Оказавшись в трудном положении после того, как резко сократилась государственная поддержка, учебные заведения выходят из положения различными способами, которые далеко не всегда ведут к повышению качества обучения.

Институт образования функционирует в обществе не изолированно, а в сложных взаимосвязях, взаимодействиях, взаимозависимостях с другими социальными институтами. Он тесно связан с экономикой, особенно это проявляется в том, что рынок труда срабатывает как регулятор системы образования – как напрямую, так и косвенно, через аспирации потенциального контингента обучаемых, поскольку текущая и перспективная потребность в кадрах в значительной степени формируют ориентации населения в отношении образования. В свою очередь, состояние системы образования, образовательного потенциала населения, его образовательных ориентаций воздействует на экономическое развитие. Неразрывность экономики образования проявляется также в том, что финансирование системы образования неизбежно оказывается величиной, зависящей от состояния экономики.

Влияние факторов политических ярко проявляется во взаимодействии института образования с политической системой. Исторически сложилось так, что для нашей страны такой вид регулирования системы образования извне был очень существенен; возможно, не менее, чем взаимодействие с системой экономической. В советский период цели развития сферы образования, способ планирования, финансирование, время от времени предпринимавшиеся меры по социальному управлению в сфере образования, подчиненные экономическим либо идеологическим соображениям, несли в себе содержание, в основном определявшееся тогдашней тоталитарной системой.

Отношения института образования с политикой ярко иллюстрируются не только давней и недавней, но и новейшей российской историей. Не исключение, а, скорее, богатые для интерпретации в этом аспекте страницы нашей истории – последние десятилетия. Перемены в нашей сфере образования (и те, что могут оцениваться как позитивные, и те, что могут вызвать негативную оценку) стали возможны лишь с ходом политических преобразований. Сегодняшнее состояние нашего образования представляет собой сочетание черт прошлого и, по-видимому, будущего: мы наблюдаем трудный процесс модификации этой сферы, старт которому дан именно политическими переменами в стране.

Не только наша история, но и история других стран, в том числе и новейшая, дает примеры взаимодействия этих социальных институтов. В частности, следует помнить уроки «студенческой революции» 1968 года во Франции и ее отзвуки других странах.

Образование и семья – эти социальные институты связаны теснейшими узами. С усложнением жизни общества возрастала социальная потребность в систематическом и длительном обучении новых членов общества, поэтапной социализации. Особенно явно это требование времени прозвучало в связи с промышленной революцией. Часть функций семьи перешла к институту образования. Но образовательные учреждения не заменили семью, и совершенствование образования не уменьшает важнейшую роль семьи, но требует объединения усилий двух социальных институтов.

Культурные факторы по отношению к институту образования предстают в виде традиций, обычаев, особенностей менталитета. Воздействия этих факторов проявляются, в частности, в традиционном престиже образования и профессий интеллигентного труда; он восходит к давнему уважительному отношению значительной части общества к профессиям врача, инженера, учителя. Другой важный момент - традиция отношения к возможностям получения образования. Сохранению и упрочению их способствовали и возможности получения образования, существовавшие в советский период. История образования в России знает также специальные меры, направленные на поиск талантов во всех слоях общества и предоставление им возможностей для образования. Так, академик М.А.Лаврентьев в 60-х годах начал отправлять из Новосибирского Академгородка научных сотрудников и студентов в самые дальние уголки страны разыскивать одаренных детей, стремящихся к знаниям. Устоявшееся представление о том, что качественное образование любого уровня должно быть доступно выходцам из всех слоев, вступает в противоречие с нынешней дифференциацией в сфере образования и закономерно вызывает негативную реакцию в обществе.

Влияние социальной среды проявляется, в частности, в том, как реагирует и воздействует общественность, в том числе родители учащихся, на происходящее в сфере образования: на изменения стандарта уровня образования, качество обучения, финансирование, на законодательство, связанное с образованием; как участвует общественность в управлении этой сферой. Наследство прошлого в управлении образованием - недемократизм, предельная централизация и бюрократический характер управления. Переход к гражданскому обществу требует фундаментального перераспределения управленческих функций в образовании: децентрализации системы управления, включения ветвей власти (представительской, исполнительной, судебной) в регуляцию института образования, участия различных общественных структур (добровольных организаций, конфессий, региональных и национальных общин и др.) в образовательном процессе, создания институциональных механизмов государственно-общественного управления образованием. Институт образования как организация регулируется и изнутри. Интенсивность, способы, другие характеристики этого регулирования в значительной степени определяются инициативой педагогов, уровнем их подготовки, отношением к профессии, а также спецификой социальных источников пополнения кадров и т.п. Активность педагогов получила в последние годы несколько большие возможности для проявления, например, в деятельности советов образовательных учреждений, в создании авторских программ.

Интегральные выражения аспекта функционирования сферы образования, который может быть определен как предложение образовательных услуг, наблюдаем в разных формах. Он сказывается, в конечном счете, на динамике численности выпускников основной и средней школы, числе вакансий в высших и средних специальных учебных заведениях, условиях приема и обучения, реорганизациях в системе начального профессионального образования, наборе специальностей, по которым ведется обучение. Несомненно его влияние на качество образования, на идеологические установки в учебных программах. Он проявляет себя и в динамике привлекательности образования, в колебаниях конкурса в вузы и средние специальные учебные заведения, в отношении общества к равенству шансов в сфере образования для выходцев из разных социальных слоев, и т.д.

Анализ предложения образовательных услуг приводит к рассмотрению системы образования как организации.

Здесь подлежат исследованию такие аспекты, как выражение характерных черт организаций в системе образования и образовательных учреждениях, идеалы и реальные практики в системе образования, способность ее к изменениям в соответствии с требованиями времени. Богатую пищу для размышлений как специалистам, так и общественности дает наблюдаемый нами нелегкий и неоднозначный ход изменений в системе образования.

Подход к системе образования и ее главным компонентам - образовательным учреждениям – как к сложной формальной организации может, на первый взгляд, показаться неправомерным: как ставить рядом школу, вуз и, например, производственное предприятие, фирму?

Основные характерные черты идеального типа организации формулируются в социологии следующим образом:

· разделение труда, закрепленное в сформулированных правилах, охватывающих практически всю сферу деятельности;

· порядок подчиненности, наличие властных структур, иерархическая система управления, «лестница» выше- и ниже стоящих должностных лиц, властных полномочий и обязанностей;

· возможности для профессиональной карьеры, для занятия более высокой должности;

· публичный офис, наличие зданий, помещений для деятельности;

· официальная процедура подготовки должностных лиц и официальные свидетельства (дипломы) о квалификации;

· постоянные (штатные) сотрудники;

· правила (в достаточной степени общие и устойчивые), регулирующие режим работы;

· наличие в деятельности сотрудников элементов административной работы, административного стиля;

· лояльность работников по отношению к организации (не личная преданность руководителю, но именно лояльность по отношению к самой организации);

· меньшая, чем, например, в семье или в компании друзей, но все же заметная роль неформальных отношений.

Конкретное рассмотрение каждого из этих параметров применительно к образовательному учреждению показывает, что все эти черты ему свойственны.

Разделение труда, закрепленное в сформулированных правилах, охватывающих практически всю сферу деятельности, проявляется в том, что существует специализация преподавателей по предметам, есть специализация и по тому, преподает он в школе или в вузе; и в администрации, от учебного заведения до министерства, также существует разделение труда, притом обязанности каждого работника вполне формализованы.

Наблюдаем также в учебных заведениях и в органах управления образованием четко установленный порядок подчиненности. Властные структуры выполняют свои руководящие функции и несут свою долю ответственности. Иерархическая система управления очевидна. Высшее звено системы управления – аппарат Министерства образования. Ниже – региональные, местные органы управления образованием, они направляют и координируют функционирование школ и других учебных заведений. Затем идет администрация школ, вузов, средних специальных учебных заведений, учреждений начального профессионального образования. Существует также статусная иерархия преподавательских и других должностей и званий: профессор, доцент, старший преподаватель, ассистент и т.д. При этом предусмотрены возможности для профессионального роста и для восхождения по карьерной лестнице.

Для эффективности и стабильности работы школы, колледжа, лицея, университета и всей системы образования в целом необходимо, чтобы существовали и выполнялись правила, установления, которыми определяется их деятельность. Сюда относится, в частности, стандартизация учебного процесса: типовые учебные планы, дифференциация процесса обучения по семестрам и т.д.

Конечно, было бы невозможно организовать учебный процесс, если бы учебное заведение не имело сотрудников, для которых работа в этом учебном заведении – основное занятие. Трудно также представить себе, что все сотрудники учебного заведения (если, конечно, это вполне нормально функционирующее учебное заведение, а не находящееся на грани распада) не лояльны по отношению к нему. Собственно, сам по себе выбор места работы уже должен означать определенную приверженность к данному учебному заведению.

Сотрудники системы образования, безусловно, должны иметь соответствующую подготовку, при приеме их на работу, аттестации или повышении в должности предъявляются дипломы, подтверждающие квалификацию – окончание учебных заведений, получение ученых степеней, прохождение различных курсов.

Как бы ни были четко определены обязанности преподавателей и администраторов и их взаимное расположение на служебной лестнице, неформальные отношения все равно существуют и будут сказываться на деятельности учебного заведения. Симпатии и антипатии, дружба и служебные романы, конфликты и их последствия – всего этого не избежать. Внутри формальных структур как бы сами собой возникают неформальные.

Даже самому увлеченному своим предметом преподавателю приходится выполнять и административные функции. Возможно, он делает это, не замечая, что оказывается еще и администратором. Но ведь школьный учитель, к примеру, руководит в классе учебным процессом, следит за дисциплиной. Тем самым он выполняет работу, которую ему делегировала администрация школы.

Наличие зданий, помещений для учебной деятельности – аудиторий, классов, лабораторий – необходимо. Если учебное заведение не располагает собственными помещениями, оно вынуждено арендовать их. Также невозможно функционирование системы образования без помещений для администрации любого уровня.

Так преломляются в образовании черты, свойственные организациям вообще. Вместе с тем, у системы образования и образовательных учреждений как организаций есть, без сомнения, свои особенности, отличающие их от, например, промышленных предприятий.

Это, прежде всего, отличия, проявляющиеся в управленческой деятельности, в функционировании структур власти. В идеале или в реальности, но система образования обладает большей внутренней демократичностью. В ней предполагается определенная автономность образовательных учреждений, а преподавателям предоставляется возможность в той или иной степени выходить за рамки официально утвержденной схемы обучения. Отличия, свойственные вузам, восходят к традициям академических свобод, дающих университетам значительную независимость в их деятельности. Основа для этого – высокий престиж образования, его значение для общества.

Современная российская реформа образования проходит нелегкий путь от высокой степени регламентации деятельности, идеологизации обучения - к демократизации процесса управления, децентрализации, плюрализации, расширению прав образовательных учреждений и преподавателей, гуманизации учебных программ. На пути этом должно произойти фундаментальное перераспределение управленческих функций в образовании, резкое расширение участия общественности, различных общественных структур в образовательном процессе.

В огромной степени функционирование системы образования как организации зависит от тех, кто учит, кто учится и кто организует процесс образования, осуществляя управленческие функции, - от действующих лиц, или акторов, сферы образования.

Начнем с администраторов. Они решают задачи широкого диапазона. Формирование государственной политики в области образования, разработка стратегии образовательного процесса, формулирование универсальных требований к содержанию учебных программ с учетом изменяющихся требований со стороны общества, формирование преподавательского состава, определение нормативных требований к деятельности преподавателей, обеспечение материально-технической базы образовательных учреждений, оперативное руководство деятельностью образовательных учреждений, контроль за работой преподавателей и поведением учащихся… Конкретный круг задач определяется тем, какое звено властной структуры представляет тот или иной администратор.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 352; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.056 сек.