Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

От «идеального» к реальному представлению 3 страница




Представляют интерес используемые в статистике ЮНЕСКО и предлагаемые для применения методы получения расчетных показателей, таких, которые бы демонстрировали наглядно и достоверно путь возрастной когорты по ступеням образования и позволяли бы оценить применительно к этому то, что можно назвать эффективностью.

Различные страновые системы отчасти включают в себя показатели, о которых шла речь выше, отчасти упускают ряд из них, зато вводят другие. Поэтому в статистических данных ОЭСР или ЮНЕСКО много «белых пятен» - пустых ячеек в таблицах. Страновая статистическая отчетность может быть весьма разветвленной, но в ней обычно можно выделить ключевые показатели. Так, для французской системы образования это данные о том, как проходят потоки учащихся по ступеням образовательной системы, возрастная структура учащихся на различных ступенях образования, данные об учащихся с разбивкой по социальному и профессиональному статусу родителей, трудоустройство молодежи после окончания учебы, финансовые потоки, демографические и другие характеристики преподавательского и непреподавательского состава; периодически прослеживается путь большой выборки учащихся год за годом.

Прямое сопоставление индикаторов различных стран и международных организаций затруднено, может привести к ошибкам в интерпретации, а порой и просто невозможно. Однако остается возможность частичной ориентации.

Наша отечественная образовательная статистика оставляет желать лучшего. Для принятия реалистических, обоснованных управленческих решений, учитывающих как демографические, экономические, социальные факторы развития страны, так и динамику развития собственно системы образования, необходимо совершенствование образовательной статистики. При этом для того, чтобы принимать во внимание мировые тенденции, желательно приблизить ее к тем комплексам индикаторов, которые применяются нашими зарубежными коллегами. В любом случае, целесообразно использовать международный опыт.

Во многих случаях, а правильнее – обычно, для анализа структуры и функционирования сферы образования недостаточно данных государственной, ведомственной, местной статистики. Требуется сочетать их с материалами специальных социологических исследований, направленных на изучение тех или иных аспектов жизнедеятельности сферы образования. Тогда информационная база для анализа предстает как композиция данных. Примеры такого рода даются в настоящем курсе.Совместное использование статистической информации и результатов социологических исследований значительно расширяет возможности анализа, возможности понимания реального состояния института образования, тенденций его развития, и одновременно уменьшает вероятность ошибок как в ходе анализа, так и в процессе разработки решений по социальному управлению, формирования социальной политики в этой сфере.

 

ЛИТЕРАТУРА

 

1. Дюркгейм Э. Социология образования. М.: ИНТОР,1996.- 80с.

2. Prichard K., Buxton T. Concept and Theories in Sociology of Education.-N.Y., 1988. P.13-14.

3. Payne G. Principles of Educational Sociology. –N.Y. 1928. P.242-255.

4. Гальтон Ф. Наследственность таланта: ее законы и последствия. М.,1996.С. 37-40.

5. Манхейм К. Диагноз нашего времени. М.,1994.С. 412-571.

6. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. - М.:Политиздат,1992.С.353-372.

7. Bowles S., Gintis H. Schooling in Capitalist America. London, 1976. P.35-54, 133-135.

8. Apple M.W. Education and power. Boston/London/Henley. Routledge & Kegan Paul, 1985. P.123-145.

9. Bernstein B. Pedagogy,symbolic control and identity. Theory, research and critique. Bristol/London, 1996.P. 64-82.

10. Bourdieu P., Passeron J.-C. La reproduction, elements pour une theorie du systeme d’enseignement. Paris. Les editions de Minuit, 1970. P.76-87.

11. Bourdieu P. Passeron J.-C. Les Heritiers.Les etudiants et la culture. Paris. Les editions de Minuit.1970.P.76-87.

12. Parsons T. The schcool class as a social sistem. // Harvard Education Reviev. 1959. P. 297-318.

13. Boudon R. L’Inegalite des chances. La mobilite sociale dans les societes industrielles. Paris. Armand Colin, 1973.P.66-102.

14. Hargreaves D. Interpersonal Relations and Education. London, R. & K. Paul, 1975. P. 34-87.

15. Hammersly M. School Experience. Exploration in the Sociology of Education. London. Croom Helm, 1977. P.163-185.

16. Pollard A. Goodies, Jokers and Gands./ Hammersly M,Woods P. Life in Schools. The Sociology of Pupil Culture. O.U.P., 1984. P.230-245.

17. Woods P. Sociology and the School. London. R. & K. Paul, 1983. P. 7-90.

18. Illich I. Deschooling Society. Harmondsworth. Penguin Books, 1971. P.110-123.


[1] Это будет рассмотрено более подробно в гл. 4.

[2] Peters E. Schooling choices and demography // Resourse. 1992. # 4.

[3] Радаев В.В., Шкаратан О.И. Социальная стратификация. М.: Наука, 1995.С. 227.

[4] E.Ginzberg, S.Ginzburg, S.Axelrad, S.Herma. Occupational Choice: an Approach to a General Theory. N.Y., 1954.

[5] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. С. 208.

* См. Приложение к УМК.

[6] Дюркгейм Э. Самоубийство. Социологический этюд. М.: Мысль, 1994. С. 235, 236.

[7] Там же. С. 235.

[8] Шубкин В.Н., Артемов В.И., Москаленко Н.Р., Бузукова Н.В., Калмык В.А., Коваленко Ю.Б., Кочетов Г.В. Опыт использования количественных методов в конкретных социологических исследованиях вопросов трудоустройства и выбора профессии // Количественные методы в социологических исследованиях / Отв. ред. А.Г.Аганбегян. Новосибирск: Новосиб. гос. ун-т, 1964; Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970.

 

[9] Whitti G., and Edwards T. Social Justice and Education in a New Era: Rhetoric and Reality // Educational advancement and distributive justice: Between equality and equity / Ed. by R.Kahane. Jerusalem: The Magnes Press, The Hebrew University, 1995. Pp. 32 – 46; Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.

[10] Bourdieu P. and Passeron J.-C. Les Héritiers: Les Étudiants et la Culture. Paris: de Minuit, 1964; Bourdieu P. and Passeron J.-C. La Reproduction: Eléments Pour Une Théorie du Systéme d’Enseignement.Paris: de Minuit, 1970.

[11] Boudon R. L’Inégalité des Chances: La Mobilité Sociale dans les Sociétés Industrielles. Paris: Armand Colin, 1973; Boudon R. Education, Opportunity, and Social Inequality: Changing Prospects in Western Society.N.Y.: Wiley, 1974; Baudelot C. and Establet R. Le Niveau Monte: Réfutation d’Une Vieille Idée Concernant la Prétendue Décadence de Nos Écoles. Paris: Seuil, 1989.

 

[12] Деруэ Ж.-Л. Социология образования: в поисках общества // Журнал социологии и социальной антропологии. 1999. Спец. выпуск. С. 179-190.

[13] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970; Чередниченко Г.А., Шубкин В.Н. Молодежь вступает в жизнь (социологические исследования проблем выбора профессии и трудоустройства). М.: Мысль, 1985; Константиновский Д.Л., Шубкин В.Н. Молодежь и образование. М.: Наука, 1977.

[14] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му). М.: Эдиториал УРСС, 1999.

 

[15] Российский статистический ежегодник. Статистический сборник. М.: Госкомстат России, 1999. С. 141, 166.

[16] Там же. С. 155, 156.

[17] Там же. С. 107, 114, 120-125, 132

[18] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования. С. 108-143.

[19] Чередниченко Г.А. Школьная реформа 90-х годов: нововведения и социальная селекция // Социологический журнал. 1999. № 1-2. С. 5-21.

[20] Зиятдинова Ф.Г. Социальные проблемы образования. М.: РГГУ, 1999.

[21] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования. С. 56-57.

 

[22] Там же. С. 79-96.

[23] Там же. С. 106-107.

[24] Положение молодежи в Российской Федерации. Доклад Государственного Комитета по делам молодежи Правительству Российской Федерации. М., 1996. С. 37.

[25] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования. С. 81-82.

[26] Шубкин В.Н. Социологические опыты. М.: Мысль, 1970. С. 254-257; Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. … С. 338-339.

[27] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. … С. 269-276.

[28] Подобный подход содержится в Ginzberg T., Ginzburg S., Axelrad S., Herma S. Occupational Choice: an Approach to a General Theory. N.Y., 1954.

[29] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования. С. 237, 238.

[30] Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 207, 198.

[31] Вознесенская Е.Д., Константиновский Д.Л., Чередниченко Г.А. «Кончить курс и место достать…»: Исследование вторичной занятости студентов // Социологический журнал. № 3. 2001. С. 101-120.

[32] Российский статистический ежегодник. Стат. сб. / Госкомстат России. М., 2000. С. 105, 112, 118-122.

 

[33] Константиновский Д.Л. Динамика неравенства. Российская молодежь в меняющемся обществе: ориентации и пути в сфере образования (от 1960-х годов к 2000-му. М.: Эдиториал УРСС, 1999. С. 65, 66.

[34] Peters E. Schooling choices and demography // Resourse. 1992. No 4.

[35] Опыт создания такого рода модели был предпринят А.А. Овсянниковым, К.И.Зискиным и автором в 1999 г. в работе «Классификатор информационных ресурсов системы образования (нормативная модель)».




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 544; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.022 сек.