Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

ТЕМА 2. Возникновение социологии образования как науки 7 страница




Как видно, наблюдение происходящего в динамике показывает не просто некоторые изменения социального состава. Перемены кардинальны, они, представляется, могут быть квалифицированы, по аналогии с физическими явлениями, как смена социальной поляризации молодежи, получающей аттестат зрелости в качестве мандата на дальнейшее продвижение и готовящейся занять ведущие позиции в завтрашнем обществе. Методика обследований предусматривала также сбор информации о привлекательности профессий для старшеклассников накануне окончания школы. Старшеклассникам предлагался список из десятков профессий, привлекательность которых следовало оценить[26]. Полученные данные позволяют составить представление о том, как отражается в сознании молодых людей мир профессий (и, следовательно, соответствующих им социальных статусов). На основании этой информации можно судить о молодежных предпочтениях, понимаемых как некий воображаемый выбор: высокие оценки привлекательности, по-видимому, доставались профессиям, которые молодые люди предпочли бы избрать для себя, если б не было целого ряда ограничений: с одной стороны, таких, как материальные условия жизни, конкуренция со сверстниками; с другой – таких, как собственные способности, академическая успеваемость; и прочих элементов реальности, выполняющих роли регуляторов.

Результаты обследований еще в 60-х годах, а потом и позднее, показали, что привлекательность профессий для старшеклассников – выходцев из разных социальных групп - не одинакова. Чем выше статус и уровень образования родителей, тем более привлекательны для молодых людей занятия квалифицированного умственного труда, требующие высокого уровня образования. Вместе с тем, направленность преимущественно на продолжение образования видна во всех группах старшеклассников; возможно, здесь сказывается и то, что школа выравнивает ориентации учащихся.

Наиболее ярко устремленность к образованию как главная черта характера ориентаций старшеклассников проявилась в 90-х годах, и это отчетливо показывают материалы последних обследований. В 90-х старшеклассники стали когортой, очень однородной по ориентациям. Это и понятно: ведь это подростки, которые уже прошли жесткий отбор, и у них уже сформированы весьма четкие и в большой степени сходные устремления. Они добрались до завершающей школьной ступени, чтобы двигаться дальше. Во всех рассматриваемых группах самые привлекательные профессии – одни и те же. Верхние ступени иерархии занятий представлены одинаковыми профессиями, среди которых преимущественно такие, что требуют высокого уровня образования: юрист, врач, научный работник-экономист, переводчик с иностранного языка, программист и другие. Различия между ориентациями групп, конечно, есть. Так, например, дети рабочих и крестьян, в отличие от других, включили в число профессий весьма высокой привлекательности – продавца. Однако в целом налицо единодушие старшеклассников, из каких бы семей они ни происходили. Например, нынешнему лидеру привлекательности – юристу – все группы старшеклассников давали в начале 80-х годов от 6,9 до 7,5 баллов[27], а в конце 90-х – от 8,4 до 8,9 баллов. Словом, имеются полные основания утверждать, что во всех группах наблюдаются ориентации на занятия, предполагающие получение высшего образования, эти ориентации являются предпочтительными, то есть преобладают над ориентациями на менее высокие уровни образования, и распределены данные ориентации во всех рассматриваемых группах молодежи практически одинаково.

Распределение же личных планов старшеклассников, в отличие от данных о привлекательности профессий, показывает значительно бóльшую дифференциацию, и притом вполне определенного характера.

Вузы – всегда главное направление в ориентациях тех, кто получает полное среднее образование, а другие учебные заведения избирают те, кто не попадает в число лидеров когорты. При этом во все годы обследований фиксировалась дифференциация личных планов в зависимости от социально-профессионального статуса родителей. Чем выше статус родителей, тем сильнее проявлялась в планах группы выпускников на будущее ориентация на высокий уровень образования.

Рис. 1. Структура личных планов выпускников школ (планировавшие в % к численности

групп). Распределение по социально-профессиональному статусу родителей.

Новосибирская область, 1998 г.

 

В 90-х годах – при том, что предпочтения выровнены, - дифференциация личных планов оказалась также ярко выраженной. Рис.1 наглядно представляет: доля планировавших поступить в вузы в той или иной группе молодежи тем больше, чем выше социально-профессиональный статус родителей. На среднее специальное и начальное профессиональное образование нацелены в первую очередь дети рабочих и крестьян. Такая зависимость наблюдается во всех регионах, где проводились обследования.

На приведенных материалах наблюдаем, как молодые люди при формировании своих личных планов, вводя в рассмотрение существенные элементы реальности, корректируют свои устремления относительно сформировавшейся у них структуры привлекательности профессий. Полученные материалы позволяют предположить, что различия между предпочтениями и личными планами обусловлены не только тем, что подростки имеют различные склонности, трезво оценивают свои способности и т.п. Подойдя к рубежу окончания средней школы и определяясь в своих планах на будущее, подростки вполне реально рассматривают свои подлинные возможности в той системе социальных отношений, в которой они вступают в самостоятельную жизнь, и определенная часть молодых людей понижает планку своих притязаний.Распределение реальных жизненных шагов выпускников средних (полных) школ по социально-профессиональному статусу родителей носит также дифференцированный характер, при этом дифференциация при переходе от личных планов к жизненным шагам снова углубляется; например, в 1998 году стали студентами вузов 77,8% детей руководителей из 89,9% планировавших (86,5% осуществили свои намерения) и лишь 39,1% детей рабочих и крестьян из 57,8% имевших такие планы (удалось реализовать намерения 67,6% подростков).

Это ярко показывает, какие социальные слои в большей мере пополняют учебные заведения высшего образования, а какие - учебные заведения, дающие специальности с меньшей квалификацией. Различия в судьбах, ожидающих выходцев из семей руководителей и специалистов (вузы – это их “экологическая ниша”), и судьбах, уготованных для тех, кто родился в семьях служащих, рабочих и крестьян, очевидны. В предыдущие годы обследований и в других регионах наблюдалась аналогичные картина.

Ситуация, в которой находятся в системе образования дети из групп, занимающих относительно высокие позиции в обществе, показана на рис. 2. На протяжении всего периода обследований дети руководителей и специалистов интенсивнее представлены среди планирующих поступить в вузы, чем в числе всех выпускников школ, и в еще большей мере - среди поступивших в вузы. И наоборот, дети рабочих, крестьян и служащих реже встречаются среди планирующих поступить в вузы, чем в числе выпускников школ, и еще реже - среди поступивших (рис. 3). Так работает отбор, несомненно, носящий по сути своей социальный характер, при переходе от общего среднего образования к высшему.

Рис. 2. Динамика социального состава при переходе от общего среднего образования

к высшему. Дети руководителей и специалистов. Новосибирская область

 

 

Рис. 3. Динамика социального состава при переходе от общего среднего образования к высшему. Дети служащих, рабочих и крестьян. Новосибирская область

 

Очевидно, что ресурсы, предоставляемые сегодня российским обществом в виде возможностей, существующих в отечественной системе образования, используются разными социальными группами в разной мере.

На протяжении процесса формирования ориентаций и социального поведения молодые люди делают очередные последовательные шаги от абстракций к реальности, от преобладания предпочтений – к синтезу как «внутренних», так и «внешних» факторов, осмысливаемых применительно к специфике собственной индивидуальности[28]. При этом по преимуществу осознанно или по преимуществу интуитивно, не обладая полной информацией, индивиды производят некое суммирование, приходят к результирующей, которая определяет содержание при переходе от каждой предыдущей стадии формирования ориентаций и социального поведения к каждой последующей. И шаг за шагом, как мы видели на эмпирических материалах, в итоге углубляется дифференциация.

Когда молодые люди предпринимают попытки осуществить свои личные планы, происходит их столкновение с реальностью, и действительность проявляет себя уже не в том виде, в каком она отразилась в сознании молодого человека, и не в той степени, в какой он ее учел при формировании личных планов, - срабатывает собственно действительность, такая, какая она есть, и в полной мере. Как показывают материалы обследований, взаимодействие с реальностью образовательной сферы происходит по-разному для молодых людей из разных социальных групп и разные имеет следствия. Здесь неравенство проявляет себя зримо и именно таким, каким его сформировали к определенному моменту общие социальные условия.

Формирование личных планов относительно выбора жизненного пути после окончания школы происходит на основе картины мира профессий, косвенно представляющих социальные статусы, при этом молодой человек должен в достаточной мере трезво учитывать реальность, в частности, собственные возможности, шансы на получение того или иного уровня образования, той или иной специальности. Процесс формирования личных планов правомерно рассматривать как часть процесса социализации, и притом важную часть. Принимая во внимание результаты исследования, нельзя не признать, что на рассматриваемом этапе социализации подростки из групп, занимающих не верхние ступени в социальной иерархии, вынуждены в значительной мере осознать существующее неравенство, проявляющееся, в частности, в образовательной сфере, и адаптировать, в соответствии с этим, свою жизненную стратегию к действительности. По-видимому, учет факторов реальности, в том числе и социального неравенства, определенно проявляется при переходе от предпочтений к формированию личных планов.

Нельзя исключить и того, что еще при складывании в сознании предпочтений молодые люди учитывают ограничительные факторы реальности. Если это так, то можно считать верным предположение, что часть молодых людей, особенно из страт, далеких от вершины социальной иерархии, принимает во внимание свои шансы на достижение тех или иных позиций в обществе и занижает ориентации уже на стадии формирования предпочтений.

С учетом отмеченного выше, представляется правомерным высказать утверждение, что не только при окончании средней (полной) школы, но и на предыдущих ступенях школьного обучения происходит нечто подобное. Решение о целесообразности продолжения учебы в школе либо ухода из нее на различных ступенях школьного обучения подростки и их родители принимают с учетом ряда факторов действительности, в том числе шансов на получение определенного уровня образования и соответствующих статусов в будущем. Это и проявляется в динамике «отсева» из школы.

В целом, как представляется, есть основания заключить, что возможна следующая интерпретация существующей дифференциации в сфере образования в России, - дифференциации, сохраняющейся и углубляющейся под воздействием снижения уровня жизни, безработицы, изменения престижа образования и профессий высокой квалификации, внедрения платного образования и других факторов, о которых шла речь выше.

Отчасти подростки и их родители не проявляют интереса или необходимой активности для освоения ряда возможностей, предоставляемых системой образования (не хотят). Отчасти же сказывается неравенство в возможностях получения образования, особенно ярко выявляющее себя в отношении высшего образования. В результате происходит в значительной мере не выравнивание шансов, не обеспечение социального лифта через образование, а именно легитимация наследования социального статуса и воспроизводство неравенства. При этом терпят неудачу те, кто не могут преодолеть препятствия, чтобы воспользоваться возможностями, теоретически или потенциально предоставляемыми всем членам общества. К этой категории акторов образования примыкают и занижающие планку ожиданий, поскольку не надеются преодолеть препятствия; это те, кто не хочет потому, что не может (или полагает, то есть прогнозирует, что не сможет).

Приходится констатировать: за годы, на которые возлагались большие надежды как на период демократизации общества, сфера образования ярко высветила, что на самом деле проявился обратный эффект - социальное неравенство не только сохранилось, но и возросло. Если к анализу ситуации в обществе в целом прибавить данные по общему и специальному образованию, неизбежен вывод: социальная дифференциация усилилась и «помолодела».

Неравенство зримо проявляет себя в школе, затем оно обретает еще большую определенность в сфере специального образования, закрепляется в ней; так формируется то, что находит продолжение в дальнейших жизненных путях поколения и выражается в воспроизводстве и углублении социальной дифференциации. В утрированной форме суть происходящего может быть выражена словами: наследные принцы и наследные нищие.

Происходящее в сфере специального образования, в том числе высшего, преимущественно продолжает тенденции прошлого и близко к тому, что наблюдается в других странах. Разительные перемены наблюдаем в шансах на получение общего образования. Именно здесь – болевая точка. Однако неправомерно и бессмысленно адресовать упреки школе, системе образования, делать их ответственными за все. Мы видим здесь отражение происходящего в обществе в целом. Сфера образования - лишь зеркало наше, не будем же на него пенять. Конечно, отчасти дифференциация молодежи формируется из-за особенностей структуры и функционирования системы образования, внутри нее. Она, разумеется, могла бы предпринимать меры, в какой-то степени компенсирующие отрицательные воздействия. Общество вправе ждать от нее активной позиции, а не пассивного дрейфа. Но, вместе с тем, продуктивно ли выдвигать обвинения социальному институту, обессиленному недостаточным финансированием, обескровленному оттоком кадров из-за нищенской оплаты труда?

Критикуя утопии, отбрасывая спекуляции, невозможно отказаться от идеала равенства. Нельзя, как видно из приведенных результатов исследования, и отрицать существование проблемы. При этом вопрос, неизбежны ли такого рода издержки развития, является не вполне корректным. Ориентируясь на либеральные модели, российское общество неизбежно сталкивается с их как позитивными, так и негативными последствиями. Приходится как бы заново, на собственном материале, изучать и оценивать складывающиеся социальные механизмы, возникающие конфликты, пути их разрешения. Здесь – одна из важнейших задач, стоящих сегодня перед социологией образования.

Но как в реальности приблизиться к идеалу? Какова, в частности, может быть технология выравнивания шансов, связанных со сферой образования?

Продуктивные подходы к этой сложной проблеме, по-видимому, следует искать в компенсирующих мерах. Таких, что смягчали бы воздействия, создающие и углубляющие дифференциацию. Они должны охватывать не только сферу образования, должны быть комплексными, систематическими, имеющими прочное организационное и финансовое обеспечение. В сфере образования им следует отвести особо важную роль. Это и материальная поддержка, и дополнительные занятия, и усилия по социальной и профессиональной ориентации. Они целесообразны на всех стадиях обучения. Однако по-настоящему эффективны они, как показывает отечественный и мировой опыт, не в старших классах школы или вузах, а в раннем возрасте[29].

Компенсаторные программы, имеющие целью нейтрализовать последствия неблагоприятного социального и экономического положения, могут быть разнообразными, применительно к той или иной конкретной специфике. Они нуждаются в оценке объективной и разносторонней, учитывающей потенциальные возможности и реальные ограничения. Разработка таких мер требует тщательного прогнозирования их последствий в различных аспектах. Уверенно можно предсказать, что они принесут результаты неоднозначные, в том числе и новые противоречия, которые, в свою очередь, потребуют от общества мер по их разрешению. Это, однако, не может быть аргументом против научного анализа и практической деятельности.

 

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 317; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.