Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Ключевые понятия систем управления




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Что из себя представляет система управления персоналом?

2. Назовите системы управления персоналом в США и Японии. Выделите общее и особенное в этих двух: системах.

3. Проанализируйте опыт работы с кадрами в СССР в доперестроечное время.

ЛИТЕРАТУРА

1. Основы управления персоналом. — М., 1996.

2. Травин В.В., Дятлов В.А. Основы кадрового менеджмента. — М., 1995.

3. Шекшня С.В. Управление персоналом современной организации (Учебно — практическое пособие). — М., 1996.


ГЛАВА IX — ИССЛЕДОВАНИЕ СОЦИАЛЬНОГО УПРАВЛЕНИЯ

 

В современных условиях развития нашего общества качество решений, принимаемых в процессе управления, непосредственно зависит от исследовательского подхода к управлению, умения изучать Проблемы, определять их истоки и последствия.

Предыдущий опыт совершенствования управления, а также сегодняшняя практика в условиях экономических реформ показывает острую потребность в исследовательском подходе как к управлению, так и к его совершенствованию и развитию. Методологии и практическим навыкам исследований надо учить, вкус к исследовательской деятельности надо прививать, способности к исследовательской работе надо развивать уже в процессе подготовки специалистов.

Идеология самой специальности "Менеджмент" предполагает вое — питание и развитие у будущих менеджеров творческих подходов к работе, стремлений к поиску новых форм организации управления, осуществления научного подхода к управлению вообще, а к социальному управлению в особенности.

 

 

Ключевыми понятиями исследования являются: система, система управления и система социального управления. Одной из наиболее существенных тенденций в развитии и совершенствовании управления является широкое применение основополагающих идей и выводов теории систем. Не только в науке, но и в практической управленческой деятельности без использования категории "система" становятся невозможными анализ, оценка состояния объекта управления и принятие решений.

В наиболее широком смысле термин "система" используется для описания самых различных явлений и трактуется как правильность в расположении частей, конкретный порядок, форма устройства, организация Деятельности и т.д. Мы говорим о системах политических и философских, системах счисления, о солнечной системе, о системе воспитания и системе работы, о налоговой и финансовой системах и т.д.

Теория систем как наука использует более строгое определение термина "система". Главное в этом определении то, что система рассматривается как целостное образование, что, кстати, очень близко к буквальному переводу этого слова с греческого языка — "целое, составленное из частей".

Основополагающие идеи теории систем разработал Людвиг фон Берталанфи. Система, по Берталанфи, — это комплекс взаимодействующих элементов, которые в своем единстве образуют некоторую целостность. Система — это не простая, случайная совокупность объектов, лишенных каких-либо внутренних связей, а такая их совокупность, в которой все составляющие взаимосвязаны друг с другом и которая вследствие этого реагирует на внешние взаимодействия как нечто целое. Наиболее важными, характерными (системообразующими) признаками системы считаются: сложность объекта, его целостность, способность обычно делиться на компоненты (части, подсистемы), быть, как правило, элементом системы более высокого порядка, образовывать особое единство со средой. Система как целостность приобретает новые свойства, новые качественные характеристики не содержащиеся в образующих ее элементах. Система — это целое, которое больше суммы образующих его частей (Эффект целостности или эмерджентности).

Системы по уровню сложности классифицируются на:

I. Неживые системы:

а) Статистические структуры, называемые остовами.

б) Простые динамические структуры с заданным движением, присущим окружающему нас физическому миру. Иначе эти системы называют "часовыми механизмами".

в) Кибернетические системы с управляемыми циклами обратной связи, называемые термостатами. Кибернетические системы (естественные и искусственные) обладают такими общими свойствами как регулирование, переработка и передача информации, адаптация, самоорганизация и др.

II. Живые системы:

а) Открытые системы с самосохраняемой структурой. Уровень клеток — это первая ступень, на которой возможно разделение на живое и неживое.

б) Живые организмы с низкой способностью воспринимать ин формацию, например, растения.

в) Живые организмы с более развитой способностью воспринимать информацию, но не обладающие "самосознанием". К категории данного уровня относятся животные.

г) Люди, характеризуемые самосознанием, мышлением и нетривиальным поведением.

д) Социальные системы и социальные организации.

е) Трансцендентные системы или системы, лежащие в настоящее время вне нашего сознания.

К наиболее сложным видам систем относятся целенаправленные системы, поведение которых подчинено достижению определенной цели и самоорганизующиеся системы, способные в процессе функционирования изменить свою структуру. К таким относятся биологические и социальные системы.

По мере увеличения сложности возрастает их способность к саморазвитию (самоорганизации). Последнее — доминирующая черта общества как системы.

Социальная система (общество), как известно, существенным образом отличается от всех систем как живой, так и неживой природы. Она наиболее развита и сложна, ибо основной ее элемент — человек — обладает наибольшим диапазоном выбора поведения.

Социальное управление правомерно также рассматривать как особую систему, включающую субъект и объект управления, собственно процесс управления и обратную связь между объектом и субъектом.

Объектом социального управления могут быть общество в целом, отдельные его сферы и подсферы (экономическая, социальная, политическая, духовная и т.д.). Различаются и такие масштабы управления: республиканский, областной, районный, городской, муниципальный, масштабы предприятий (организации) и их звеньев: цех, участок или бригада. Сам объект управления носит системный, многоуровневый характер — от общества в целом, его основных подсистем — до социальных групп, слоев и первичных коллективов.

Субъектом социального управления являются лица, занятые в специализированных государственных или общественных организациях и службах, наделенных функциями по осуществлению управления. Это, как правило, высококвалифицированные управленческие кадры, профессиональные чиновники, бюрократы (в хорошем смысле этого слова), единственная функция которых — управление.

Таким образом, любую управляемую систему можно представить в виде субъекта и объекта управления, управляющей и управляемой системы. Органы, которые управляют, называются субъектами управления, а органы, на которые направлены их действия, объектами управления. Управление осуществляется путем воздействия одной Подсистемы — управляющей на другую — управляемую. Следовательно, управление — это единство управляющей и управляемой систем.

Однако в обществе управленческие отношения никогда не выступают в виде чисто субъект — объектных отношений, а имеют вид субъект — субъектных отношений, где объект управленческого воздействия тоже субъективен, т.е. активно реагирует на управленческое воздействие. Как всякое взаимодействие, управление может быть в самом общем виде представлено как совокупность двух составляющих — прямой я обратной связи, воздействия управляющей стороны на управляемую и, наоборот, воздействия управляемой стороны на управляющую.

Что же представляет из себя исследование систем социального управления? Управление выполняет ряд функций. Наиболее важной среди них являются исследовательская.

Исследовательская функция проявляется в раскрытии процессов самоорганизации сложных систем, закономерных тенденций социального развития, динамики различных социальных явлений и событий. В научном познании социальной жизни активно применяются мониторинговые исследования. Именно они обеспечивают получение новых репрезентативно обоснованных знаний о социальной действительности, служат важной предпосылкой для понимания и объяснения комплексного развития общества и его основных тенденций.

В современном управлении исследовательская деятельность, как показывает передовая практика, должна составлять не менее 30% рабочего времени или усилий менеджера.

В исследовании управления предметом изучения могут быть организация управления, формальное и неформальное управление, профессионализм персонала, механизмы мотивации и т.д. Могут быть комбинации различных проблем. Выбрать предмет исследования и сосредоточить на нем внимание является большим искусством управления.

Согласно современной доктрине управления в системе управления проявляют свое действие три существенных фактора — люди, финансы и техника. Иерархия их сегодня такова, что на первом месте стоят люди. Среди господствующих целей управления (направленность на людей и направленность на дело) преобладает человеческий фактор. В сущности современное управление — это очеловеченная система управления. Именно такая система лучше всего подходит для управления экономикой в рыночных условиях.

Именно человеческий капитал ныне является краеугольным камнем конкурентоспособности и эффективности. Поэтому взгляды управленцев на этот капитал в последние годы радикально изменились не как издержки, а как активы компании, которые надо грамотно использовать. Вообще в деятельности сегодняшнего менеджера социально — экономические и психологические методы управления преобладают над традиционными административными.

Современный менеджер кроме прочих знаний должен владеть основными приемами исследовательской деятельности и уметь организовать ее в поиске факторов повышения эффективности управления.

Новые тенденции развития управления рождают и новые требования к менеджеру. Возникает понятие менеджер исследовательского типа. Можно выделить следующие черты его:

• Проблемное видение мира.

• Системное и панорамное восприятие действительности, процессов функционирования и развития управляемого объекта.

• Умение воспринимать, понимать, принимать и использовать точки зрения, отличные от собственных или даже противоположные им.

• Способность делать верные и удачные заключения при дефиците информации.

• Инновационность и безинерционность мышления, способность выйти за границы формального, привычного, проверенного, традиционного[70].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 969; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.