Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Справедливость — основа принципов экономического партнерства




ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПРОВЕРКИ

 

1. Раскройте содержание понятий: "система" и "система управления".

2. Что такое "исследование систем управления"?

3. Назовите общенаучные методы исследования систем управления.

4. Каковы специальные методы исследования систем управления?

5. Что включает в себя организация исследования?

 

ЛИТЕРАТУРА

1. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление. — М., 1987.

2. Карташов А. Система систем. Очерки общей теории и методологии. — М., 1995.

3. Коротков Э.М. Исследование систем управления. — М., 1996.

4. Общая теория управления. — М., 1994.


РАЗДЕЛ III СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО И РЕГУЛИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНО-ТРУДОВЫХ ОТНОШЕНИЕ

ГЛАВА Х — СОЦИАЛЬНОЕ ПАРТНЕРСТВО КАК ОБЩЕСТВЕННОЕ ЯВЛЕНИЕ

Основой любого партнерства вообще, а социального в особенности должна быть справедливость. Но что такое справедливость? Это сложное и многогранное понятие. Если спросить любого политического деятеля и любого гражданина, поддерживает ли он идею социальной справедливости, вряд ли мы получим отрицательный ответ. Но если мы попросим тех же людей дать характеристику этого понятия, то услышим весьма различные, а зачастую и противоположное суждения о нем. Утверждение в обществе единообразного понимания "социальная справедливость" в сиюминутном плане решается подчинением меньшинства большинству в результате голосования. В историческом плане этот вопрос решается социально—политическим состоянием сторонников разного понимания социальной справедливости. Если после утверждения какого-либо конкретного понимания увеличивается социальная сила (рост числа ее сторонников), происходит пересмотр (передел) базовых элементов справедливости. Центральным из них является налоговая нагрузка на граждан, в результате которой происходит раздел "общественного пирога".

Право властей собирать налоги и обреченность народа их платить — краеугольный камень любого государства. Под "налогом" понимаются любые формы отчуждения труда или имущества граждан в распоряжение государя или государственных органов.

Этот важнейший элемент конструкции государства существовал и в древнем Египте, и в государстве инков, и в древнем Китае, и в государствах африканских каннибалов, и на островах Полинезии. Мы без труда вспомним драматические эпизоды из истории древней Руси, связанные со взысканием налогов. Московское княжество, как учат в школе, возвысилось, говоря современным языком, благодаря рациональной фискальной политике Ивана Колиты. Даже Золотая Орда пришла на Русь главным образом для того, чтобы собирать ясак. Библия свидетельствует, что как только Моисей увел свой народ из Египта, ему потребовалось создать налоговую систему. Во второй книге (Исход) мы читаем: "Когда будешь делать исчисление сынов Израилевых, при пересмотре их, то пусть каждый даст выкуп за душу свою Господу." Знаменательно то, что одним из тягчайших преступлений, которое инкриминировалось Иисусу Христу, был его мнимый призыв не платить подать кесарю. Так что налоги существуют давно и, казалось бы, все, что можно сказать о них, уже сказано.

Почему же последнее время во всем мире усилился интерес к проблеме разумного налогообложения, почему довольно часто мы Слышим о новых проектах в этой сфере и удачных (или неудачных) Налоговых реформах? Думается, что главная причина кроется в коренном изменении мотивации самого согласия народа платить налоги. Раньше право собирать налоги добывалось силой или хитростью. Тот, кто не платил налоги, жестоко наказывался. Обязательства же получателя налогов перед теми, кто эти налоги платил, были весьма и весьма туманными. Они должны были заботиться о благосостоянии и защите подданных или обеспечить налогоплательщикам благорасположение Господа Бога. Конечно, даже в такой несправедливой по отношению к населению ситуации нельзя говорить о полном произволе властей устанавливать любые налоги. Даже в то время понимали, что нельзя собирать слишком большие налоги, и что перегрузка налогового потенциала всего на 20—25% практически опрокидывает социально — экономическую ситуацию. Было ясно, что с нищих нельзя. Собрать ничего, а чтобы бороться с нищетой, надо оставлять людям Значительную долю внутреннего продукта. Но по своей сущности эта забота о благосостоянии подданных" была в значительной степени заботой правителя о самом себе, поскольку налоги в конечном счете собирались преимущественно для пользы тех, кто осуществлял реальную власть. Рост благосостояния был нужен не для того, чтобы людям жилось лучше, а для того, чтобы с них можно было собрать больше налогов.

Сейчас ситуация радикально изменилась. В демократических странах функции власти все ближе и ближе перемещаются к служению, т.е. к оказанию населению вполне конкретного перечня услуг, платой за которые служат либо прямые платежи, либо налоги. При этом, налогами оплачиваются преимущественно те услуги, потребление которых невозможно (невыгодно, трудно) дозировать индивидуально. Взаимоотношения населения и органов власти все более приобретают характер обоюдовыгодного партнерства. В этой новой ситуация не власть дарует населению свободную от налогообложения час а труда и богатства, а наоборот, народ соглашается передать осуществление той или иной услуги какому-то государственному агентству и адекватно оплатить это поручение. Единственным основанием для такого решения служит лишь то обстоятельство, что частным образом эта услуга обойдется дороже. В условиях экономической свободы вряд ли кто — то закажет государству выполнение услуг, которые дешевле получить в результате непосредственного договора потребите ля с частным поставщиком. И получается, как это ни парадоксально звучит, что население в такой ситуации платит налоги ради собственной выгоды, исходя из чисто прагматических соображений.

Прагматизация услуг власти, оплачиваемых налогами, выдвигает два вопроса: как обеспечить наиболее эффективное использование средств, собранных в качестве налогов; как разумно и справедливо распределить установленную оплату между гражданами? Эти вопросы почти не имеют смысла, когда власть опирается на силу и распоряжается страной в собственных интересах. Но от ответа на них нельзя уйти, если власть служит народу. Поэтому эти вопросы находятся сейчас в центре внимания теоретиков и практиков государственного строительства.

Первый из поставленных вопросов решается разумным внедрением рыночных и других стимулирующих механизмов, основанных на использовании естественного "здорового эгоизма" поставщиков услуг. Как всякая коммерческая услуга, услуга власти оценивается в терминах цены и стоимости. Стоимость этой услуги определяется затратам! и покрывается налогами. Цена услуги определяется спросом и предложением. Для нормального функционирования очень важно, чтобы существовали стимулы для снижения стоимости и чтобы стоимость была не выше, а ниже цены. Тогда разницу можно использовать на цели развития. Действенными стимулами для этого является конкуренция и оплата по конечному результату, а не по затратам.

Что же касается второй группы вопросов, то они могут быть наиболее эффективно решены при соблюдении следующих принципов экономического партнерства:

• каждый человек имеет от рождения равное право на жизнь свободу, стремление к счастью и на помощь общества в реализации этих прав; принцип равных возможностей для всех граждан не отделим от принципа личной свободы каждого гражданина;

• без права собственности не может быть личной свободы; право собственности — неприкосновенно: законы о собственности не имеют обратной силы, а новые законы, существенно изменяющие права собственника, применимы только ко вновь создаваемой, или вновь обретаемой собственности.

• каждый человек имеет от рождения обязанности перед обществом (социальную ответственность), объем которых и правила распределения определяются на основе демократического согласия едиными для всех законами и общественными потребностями;

• преимущественным способом реализации социальной ответственности является уплата налогов; в исключительных случаях может использоваться безвозмездный труд, оцениваемый денежным эквивалентом;

в социальная ответственность гражданина, не обладающего собственностью, определяется только его полом, возрастом и состоянием здоровья;

• всякий гражданин, обладающий значительной собственностью, имеет дополнительную социальную ответственность;

• полноправным гражданином может считаться только тот, кто честно и полно исполняет свои социальные обязанности;

• полноправный гражданин гарантированно пользуется благом неограниченной экономической свободы в рамках действующих законов; все ограничения экономической свободы носят исключительный характер: гражданам и нижнему уровню управления по отношению к верхнему разрешено все, что не запрещено, верхнему уровню управления запрещено все, на что не получено законодательного разрешения;

•общество не может существовать, а тем более выполнять обязательства перед гражданами без общественного достояния, созданного Природой или трудом предыдущих поколений; каждый полноправный гражданин России является, при своей жизни, равноправным и равноответственным совладельцем общенародного достояния: расходы на сохранение и увеличение общенародного достояния и доходы или блага от его использования равно распределяются на всех граждан;

• никто персонально по своему желанию не может получить своей доли общенародного достояния: отказавшись от российского гражданства или умирая, гражданин безоговорочно оставляет свою долю народу Российской Федерации; решения об перераспределении общенародного достояния могут быть приняты только на основе референдума;

• никто не может стать собственником чего-либо, что создано Природой и не может быть отделено от окружающей среды без не --приемлемых последствий; право отделить что — либо от природной среду в личную, частную или коллективную собственность может возникнуть только на основе соглашения с Обществом, достигаемого демократическим путем;

• справедливы лишь два способа получения права собственности: создание объекта собственности и добровольное соглашение с законным собственником; если собственником является народ какого-нибудь региона, такое соглашение может быть узаконено только референдумом этого региона;

• каждый, кто хочет стать собственником изъятых из Природы ресурсов, должен купить это право у народа и, после этого государство не вмешивается в процесс законного использования приобретенных таким образом ресурсов, если это не представляет угрозы здоровью граждан, сохранению природной среды или безопасности государства;

• каждый человек, выполняющий свои социальные обязанности, священно и неприкосновенно владеет продуктами своего труда, если при их создании не была использована чужая собственность; использование чужой собственности возможно только на основе свободного договора в рамках действующих законов;

• наиболее справедливый договор, определяющий использование чужой собственности для производства, — оплата с учетом за конных интересов собственника стоимости средств производства, переносимой в продукт труда, возможна также продажа рабочего времени собственнику средств производства в рамках, устанавливаемы законодательством;

• самая справедливая мера труда и мера потребления — свободный договор равноправных партнеров, если ущерб, наносимый гражданам, не участвующим в договоре, не выходит за рамки честной свободной конкуренции; правила честной свободной конкуренции определяются законами на основе демократического согласия;

• свободный, полноправный гражданин, привлеченный к платному внеэкономическому служению обществу, имеет право на достойную его таланта и образования долю общественного продукта; если общественное служение потребовало овладеть навыками и знаниями, бесполезными в другой сфере, и овладевший не может в разумные сроки приобрести другие умения, это право не подлежит пересмотру, даже если отпадает необходимость служения; право на возмездное служение дается только по закону;

• свободный, полноправный гражданин, посвятивший себя безвозмездному служению обществу, не имеет привилегий при своей жизни; он достоин увековечивания в памяти потомков;

• поддержка государством отдельных граждан производится только на основе общеупотребительных законов; единственная справедливая Причина возникновения персонального покровительства государством свободных граждан со стороны государства — особый талант.

Это по существу принципы социального партнерства, соблюдение которых привело государства, ставшие на путь социальной рыночной экономики, к процветанию[71].

 




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 674; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.023 сек.