Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Задачи тифлопсихологии, ее значение и связь с другими науками




Предмет тифлопсихологии достаточно четко определяет ее ос­новную задачу — изучение психики слепых и слабовидящих е ходе накопления фактического материала, установление закономер­ностей ее развития и проявлений, механизмов психической дея­тельности при дефектах зрения. Указанные задачи должны ре­шаться в следующих аспектах: а) раскрытие основных закономер­ностей развития и проявлений психики, присущих как нормально видящим, так и лицам с дефектами зрения; б) раскрытие специ­фических закономерностей психических явлений, свойственных только слепым и слабовидящим; в) установление зависимости раз­вития и проявлений психики от степени и характера патологии зрения и времени возникновения дефекта; г) выявление особен­ностей, характерных для аномального развития в целом.

Решение этих основных проблем осуществляется в ходе изу­чения ряда стоящих перед тифлопсихологией частных теоретиче­ских и практических вопросов. К ним относятся такие задачи, как, например, выяснение зависимости отдельных психических процес­сов и особенностей их протекания от функционального состояния зрительного анализатора, определение роли сохранных анализато­ров в психической деятельности слепых и слабовидящих, нахож­дение оптимальных условий для познавательной и трудовой дея­тельности при сужении сенсорной сферы, изучение влияния слепоты на формирование отдельных свойств личности и межличност­ные отношения, исследование групп и коллективов в специальных учреждениях для лиц с дефектами зрения и т.д. Разумеется, перечисленные вопросы отражают только незначительную часть ак­туальных проблем, которые призвана решать тифлопсихология. Но даже это перечисление показывает, какое важное значение имеет накопление и теоретическое осмысление тифлопсихологических знаний не только для создания научной системы, но и для практи­ки обучения и воспитания слепых и слабовидящих, проведения с ними абилитационной и реабилитационной работы на самых раз­личных уровнях (дошкольные учреждения, школы, учебно-производственные предприятия). Одновременно следует отметить, что, несмотря на явный прогресс и области тифлопсихологических исследований, круг нерешенных вопросов еще настолько широк, что и по сей день еще имеет место некоторое отставание тифлопсихологии от требований, предъявляемых ей жизнью. Только сок­ращение разрыва между теорией и практикой воспитания и обуче­ния позволит программировать процессы психического развития аномальных детей.

Одной из важнейших задач, которые решает тифлопсихология, является теоретическое обоснование педагогических воздействий, то есть методов и средств обучения и воспитания детей с ано­малиями зрительного анализатора. В связи с наличием огромных различий слепых и слабовидящих по остроте зрения, состоянию поля зрения, уровню цвето- и светоразличения, а также по харак­теру дефекта и времени его появления, в настоящее время на пер­вый план выдвинута задача изучения соотношения аномальных, индивидуально-типологических и возрастных особенностей, раз­лично проявляющихся и различно влияющих на развитие и протекание отдельных психических функций.

Стоящие перед тифлопсихологией задачи определяют ее значе­ние для воспитания и обучения слепых и слабовидящих, реабили­тационной работы с ними. Они же определяют и связь тифлопсихологии с другими науками, в первую очередь с тифлопедагогикой и специальными методиками преподавания. Связь этих наук не­разрывна и взаимообусловлена: с одной стороны, Тифлопсихология призвана дать психологическое обоснование методов обучения и воспитания слепых и слабовидящих, реабилитационной работы с ними, а с другой стороны, подлинно научная тифлопедагогика мо­жет совершенствовать свои дидактические принципы и ме­тодические приемы только исходя из групповых (обусловленных аномальными факторами), возрастных и индивидуальных особен­ностей слепых и слабовидящих, изучаемых тифлопсихологией. Ну­жно подчеркнуть, что, для того чтобы эта связь была действенна, тифлопсихологические исследования должны опережать иссле­дования в тифлопедагогике и тем самым оказывать эффективное влияние на практику обучения и воспитания слепых и слабови­дящих.

Изучая возрастные и индивидуальные особенности слепых и слабовидящих и специфику развития и проявлений их психики в зависимости от состояния зри тельного анализатора, характера заболевания, времени возникновения дефекта и т.д., тифлопсихоло­гия становится тем самым одной из наук, знание которых жиз­ненно необходимо учителю и воспитателю, тифлопедагогу дош­кольного учреждения, реабилитологу. Только овладев обще- и тифлопсихологическими знаниями, дефектолог может активно и твор­чески включиться в процесс обучения и воспитания детей с дефек­тами зрения и добиться плодотворных результатов в деле форми­рования полноценной личности слепого или слабовидящего.

Существенное значение имеет тифлопсихология и для тифлотехники, так как, только опираясь на знание психических особен­ностей лиц с дефектами зрения (порогов чувствительности, свойств восприятия, скорости реакций и т.п.), можно создавать приборы, при помощи которых для инвалидов по зрению открываются но­вые каналы поступления информации из окружающего мира.

Очевидно, что основная задача тифлопсихологии — изучение психики слепых и слабовидящих, раскрытие ее закономерностей может быть успешно решена только при опоре на достижения общей, возрастной и педагогической психологии, которые должны служить отправным пунктом для тифлопсихологических исследова­ний. Ряд закономерностей, раскрытых в общей психологии, на­ходит свое подтверждение в развитии и проявлениях психики сле­пых и слабовидящих. Так, свойства восприятия, условия продук­тивного запоминания, закономерности формирования представле­ний, основных устойчивых свойств личности и т.д. являются об­щими как для нормально видящих, так и для лиц с нарушенными функциями зрения. Разумеется, применение общепсихологических положений в тифлопсихологии в каждом отдельном случае требует их экспериментальной проверки с целью выявления общих тенден­ций и специфики проявления. Использование знаний, накоплен­ных в общей психологии и ряде ее отраслей, способствует, таким образом, ускоренному развитию тифлопсихологии.

Не следует думать, что тифлопсихология только использует те­орию и факты общей психологии, ничего не давая ей взамен. Не­обходимо также отметить и значение тифлопсихологии для общей психологии. Тифлопсихология предоставляет возможность естест­венного и лабораторного экспериментального изучения психики человека в условиях полного или частичного нарушения деятельности зрительного анализатора, так как этот, по выражению И.П. Павлова, «жестокий эксперимент природы» позволяет более глубоко проникнуть в сущность не только патологических, но и нормальных проявлений психики. На это же указывал и выдаю­щийся психолог Л.С. Выготский: «Отклонение от нормального ти­па, патологическое изменение процессов развития представляет... как бы специально оборудованный природный эксперимент, обна­руживающий и раскрывающий перед нами часто с потрясающей силой истинную природу и строение интересующего нас процес­са».

Психология слепых и слабовидящих, так же как и общая пси­хология, тесно связана с рядом социальных и естественных наук, и прежде всего с философией и социологией.

Особо важное значение для тифлопсихологии имеет связь с некоторыми отраслями медицины, в первую очередь с анатомией, физиологией, патологией органов зрения, а также физиологией и патологией высшей нервной деятельности.

Таким образом, тифлопсихология, оставаясь самостоятельной отраслью психологической науки, имеет широко разветвленные связи с рядом общественных и естественных наук, что является существенным фактором ее развития.

Фундаментальной основой перечисленных междисциплинар­ных связей является общность объекта изучения, которым является человек и его Деятельность во всем многообразии ее проявлений, детерминированная социальными, физиологическими, психологи­ческими и многими другими факторами.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 403; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.