Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Основные направления тифлопсихологии конца XIX — начала XX вв




Анализ зарубежной тифлопсихологической литературы пока­зывает, что при оценке влияния нарушений зрительных функций на психическое развитие мнения тифлопсихологов существенно расходятся.

Ведущей концепцией в европейских странах был идеализм во всех его разновидностях, утверждающий первичность духа, созна­ния, независимость психики от ее материального субстрата.

Идеалистическое утверждение о примате сознания, наиболее отчётливо проявившееся в общей психологии в форме рационалис­тическою идеализма (например, психология «чистого мышления» в вюрцбургской школе), перешло оттуда в тифлопсихологию. Мно­гие из стоящих на идеалистических позициях тифлопсихологов развивают теорию, согласно которой слепота не влияет или влияет незначительно на психическое развитие. Они также считают, что сле­пота иногда может стимулировать более ускоренное и эффективное, чем в норме, развитие.

Представители этого направления утверждают: отсутствие зре­ния не может нарушить течения духовной жизни, сравнительно ограниченное количество внешних воздействий способствует сосредоточению слепых на их внутреннем мире, выпадение функций зрения стимулирует совершенствование высших психических фун­кций: внимания, мышления, речи, памяти, творческого воображе­нья и т.п. В качестве подтверждения своих «теорий» они приводили свидетельства античных авторов об ослеплявших себя философах и многократно цитировали Лафатера, говорившего следующее: «Закрывая глаза с целью отстранить впечатления внешнего мира, мы тем самым повышаем интенсивность нашей внутренней жиз­ни».

Отрицая влияние чувственного познания на психическое раз­витие, рассматривая ощущения и восприятия как отвлекающие моменты, разрывая единство чувственного и логического, тифлопсихологи этого направления не только не сумели раскрыть осо­бенности психики лиц с дефектами зрения, но и нанесли сущест­венный вред практике обучения слепых, что проявилось в распро­странении в школах вербальных методов.

В целом это направление можно охарактеризовать как интро­спективную тифлопсихологию. В качестве основного, а порой и единственного метода исследования здесь использовалось самонаб­людение. Субъективность этого метода наряду с ложной методоло­гической концепцией привела представителей данного направле­ния к утверждению, согласно которому глубокие нарушения зре­ния не только не препятствуют психическому развитию, но даже стимулируют его отдельные стороны. В результате, по их мнению, высшие психические функции у слепых, а также чувствительность сохранных систем оказываются развитыми выше уровня нормы.

Эта концепция нашла свое конкретное воплощение в ряде теорий: в теории викариата (замещения) ощущений, согласно которой выпадение зрения ведет к автоматическому повышению чувствительности сохранных анализаторов; в теории сверхкомпенсации, утверждающей, что слепые, осознавая свой дефект и переживая «комплекс неполноценности» (по другой терминологии - «чув­ство малоценности»), достигают более высокого уровня развития, нежели зрячие; в фрейдистских и неофрейдистских теориях, пытающихся свести компенсацию дефекта зрения и последующую сверхкомпенсацию к сублимации либидо (сексуальной энергии).

Однако все эти построения носят сугубо умозрительный характер и лишены каких бы то ни было экспериментальных подтверждений.

Представители другого направления строили свои теории на основе философии сенсуализма и ассоциативной психологии, рассматривая чувственный опыт как единственную основу любых зна­ний. Эти тифлопсихологи утверждали, что слепота, ограничивая сферу, чувственного познания, отрицательно влияет на развитие психики. Но это правильное в принципе положение в связи с ограниченностью материалистического сенсуализма развивалось по ложному пути. В результате тифлопсихологи этого направления пришли к крайне реакционным выводам, согласно которым слепые представляют собой особый психический тип, страдающий хрони­ческим и ничем не компенсируемым сужением всех сфер психиче­ской жизни. «Слепой — это человек иного рода, нежели зрячий», утверждал немецкий психолог К. Бюрклен. Следовавшие за ним многочисленные исследователи пытались показать отрицательное, ничем не компенсируемое воздействие слепоты ни развитие психики.

Представители ассоциативной тифлопсихологии также не вне­сли заметного вклада в теорию и практику обучения и воспитания детей с дефектами зрения, так как единственную возможность компенсации нарушенных функций ее представители видели в ме­ханическом развитии чувствительности сохранных анализаторов.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 668; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.01 сек.