Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Понятие о дефекте и компенсации




Дефект — это физический или психический недостаток, влеку­щий за собой отклонения от нормального развития.

Но своему происхождению дефекты делятся на врожденные и приобретенные. Причины возникновения дефектов, вызывающих аномальное развитие, очень разнообразны.

Врожденные дефекты могут быть обусловлены неблагоприят­ными генетическими факторами, хромосомной патологией (наслед­ственные дефекты), различными отрицательными воздействиями на плод в период внутриутробного развития и в момент рождения (интоксикация плода, предродовые и родовые травмы, нарушение питания плода и др.).

Приобретенные дефекты могут быть следствием перенесенных в постнатальный период интоксикаций, травм и главным образом инфекционных заболеваний (менингит, энцефалит, грипп, ту­беркулез и др.). Аномалии зрения (слепота и слабовидение) могут быть вызваны заболеваниями глаз, то есть возникать самостоя­тельно.

Врожденные и приобретенные дефекты зрения (заболевания прозрачных и преломляющих сред, сетчатки, зрительного нерва, поражения зрительных зон мозга и т.д.) относятся к первичным соматическим дефектам. Эти аномалии в свою очередь вызывают вторичные функциональные отклонения (снижение остроты зрения, сужение или выпадение частей поля зрения, нарушение свето- и цветоощущения), которые оказывают отрицательное влияние на развитие ряда психических процессов (ощущения, восприятия, представления и т.д.). Таким образом, вторичные дефекты предста­вляют собой цепь отклонений, в которой один функциональный дефект (например, снижение остроты зрения) влечет за собой дру­гой (отклонения в процессе восприятия). Отсюда следует, что меж­ду соматическим дефектом и аномалиями в развитии психики имеются сложные структурные и функциональные связи: отклоне­ния не только образуют длинные цепи последовательно возникаю­щих Психических дефектов, но и взаимодействуют между собой.

Впервые сущность дефекта и обусловленное им аномальное развитие были проанализированы Л.С. Выготским. Он раскрыл структуру дефекта, соотношение Первичных и вторичных дефектов, неоднозначность влияния разных соматических дефектов на разви­тие различных структурных компонентов психики аномальных де­тей.

Одновременно Л.С. Выготским было выдвинуто положение, согласно которому задачей специальной педагогики является ком­пенсация вторичных дефектов, причем главным образом доразвитие высших психических функций, поскольку с его точки зрения компенсация в области элементарных функций возможна только при устранении соматического дефекта. Такой взгляд на структуру дефекта и область, в которой возможно педагогическое вмешатель­ство, закрепился в дефектологии и повлек за собой неоправданное противопоставление первичного и вторичного дефектов и ог­раничение функций педагога и психолога компенсацией последних. Несомненно, что компенсация первичного дефекта достигается прежде всего благодаря медицинскому вмешательству (медикамен­тозное, хирургическое и другие воздействия). Однако противопос­тавление первичного и вторичного дефектов и ориентация педагога и психолога на преодоление последних себя не оправдывают. Сов­ременные исследования психологов, физиологии и офтальмологов свидетельствуют о том, что в условиях специального обучения в той или иной мере компенсируются почти все нарушенные функ­ции, причем компенсация недостаточности психических функций (например, развитие восприятия) в ряде случаев влечет за собой физиологическую компенсацию (например, улучшение зрительных функций). Такого рода случаи есть проявление закона единства структуры и функции, согласно которому структура определяет функции (например, анатомическое строение человеческой руки дает возможность совершать определенные действия, недоступные обезьяне из-за иного анатомического строения верхних конечностей). Но, кроме этого, согласно данному закону функции в свою очередь оказывают влияние на структуру (например, гиподинамия, малоподвижность вызывает дегенеративные структурные измене­ния мышц, их атрофию, и, наоборот, активизация функций ведет к совершенствованию соответствующей структуры). Отсюда следует, что задачей коррекционно-компенсаторных мероприятий является воздействие на весь комплекс вторичных отклонений и на вызвав­ший их соматический дефект.

Любой дефект, то есть физический или психический недоста­ток, следствием которого является нарушение нормального разви­тия, с неизбежностью приводит к автоматическому включению би­ологических компенсаторных функций организма. В этом смысле компенсацию можно определить как универсальную способность организма в той или иной мере возмещать нарушения или утрату определенных функций. В Павловском понимании компенсация является «физиологической мерой организма» в ответ на какое-либо нарушение его функций.

Но компенсаторное приспособление при наличия таких тяже­лых дефектов, как слепота или слабовидение, не может быть достаточно полным, восстанавливающим нормальную жизнедеятельность человека без вмешательства извне. Компенсация слепоты и слабовидения — явление биосоциальное, синтез действия биологи­ческих и социальных факторов.

Материалистический взгляд на компенсацию был впервые сформулирован в 1934 г. в книге Н.А. Вигдорчика «Компенсатор­ное профессиональное приспособление». В этой книге говорится о том, что компенсация зависит от: 1) конституционных особеннос­тей человека (фенотипа); 2) возраста индивида (чем раньше начи­нается компенсаторное приспособление, тем успешнее оно проте­кает); 3) волевой установки (сознательной целенаправленности на компенсацию); 4) характера дефекта, подлежащего компенсации; 5) побочных дефектов; 6) факторов внешней среды, социальных условий.

Проблема компенсации дефектов зрения и обусловленных ими отклонений в психическом развитии является ключевой для психо­логии слепых и слабовидящих. Данное положение вытекает из ос­новных задач тифлопсихологии: установление основных законо­мерностей развития психики при сужении сенсорной сферы и тео­ретическое обоснование целесообразности использования тех или иных путей для формирования полноценной личности.

В результате многолетних исследований компенсаторного при­способления слепых и слабовидящих в тифлопсихологии сложился взгляд на компенсацию как на процесс восстановления или заме­щения нарушенных или утраченных функций. Такое и многие ему подобные определения являются достаточно емкими и охватывают различные формы и уровни компенсаторного приспособления — от безусловнорефлекторного, сугубо биологического процесса, заклю­чающегося в приспособительном возмещении организмом различ­ных функциональных и структурных дефектов, возникающих как следствие зрительных заболеваний, до сложнейших форм социаль­ной адаптации лиц с отклонениями в психическом развитии.

Компенсацию дефектов зрения и их последствий в самом ши­роком значении, исходя из задачи всестороннего развития личнос­ти слепых и слабовидящих, стоящей перед специальной шкалой, следует рассматривать как возмещение, преодоление тех отклоне­ний в психическом развитии, которые обусловливаются патологией зрения, как процесс перестройки психики и адаптации (у поздно ослепших — реадаптации) к новым условиям жизни.

Выше отмечалось, что дефект неоднозначно влияет на отдель­ные структурные компоненты личности. Существуют такие лич­ностные свойства (например, мировоззрение, моральные черты ха­рактера и др.), на формирование которых слепота, слабовидение и связанные с ними вторичные отклонения не могут оказать никако­го влияния. Дефект зрения лишь провоцирует появление неблагоп­риятных условий, при которых "могут формироваться негативные и даже патологические черты характера (эгоизм, эгоцентризм, нега­тивизм и т.д.).

На современном этапе развития тифлопсихологии перед дефектологами стоит задача коррекции, компенсации и профилакти­ки вторичных нарушений.

Последней, то есть профилактике, в современной дефектоло­гии должен быть дан приоритет не только потому, что появилась реальная возможность реабилитационной работа по предупрежде­нию вторичных отклонений, но прежде всего потому, что есть все основания предполагать — широкое распространение среди инва­лидов по зрению неврозоподобных состояний, неврозов, различ­ных нервно-психических нарушений в известной мере связано с перестройкой высшей нервной деятельности, происходящей в ходе коррекционной работы. Дело в том, что в процессе спонтанного приспособления слепых и слабовидящих к дефекту формируются псевдокомпенсаторные приспособления, прочные поведенческие стереотипы, которые подлежат переделке в ходе коррекционной работы. В то же время хорошо известно, что в основе неврозов ле­жит ломка динамических стереотипов. Избежать этого можно только путем раннего вмешательства в процессы адаптации слепых и слабовидящих (врожденный или рано приобретенный дефект) и восстановления гомеостаза (равновесия индивида с окружающей средой), то есть реадаптации лиц, полностью или частично потеря­вших зрение в зрелом возрасте.

Практика воспитания и обучения аномальных детей свидетель­ствует о том, что раннее педагогическое вмешательство позволяет в значительной мере нейтрализовать отрицательное влияние первич­ного дефекта и, следовательно, облегчить и ускорить процесс ком­пенсаторного приспособления.

То же самое следует сказать о результатах реабилитационной работы с взрослыми инвалидами по зрению, начинающейся непос­редственно вслед за появлением дефекта.

Рассматривая компенсацию как приспособление к новым условиям существования, при которых отсутствуют или ограничены возможности визуально воспринимать окружающий мир, как про­цесс замещения нарушенных или утраченных функций после необ­ратимых анатомических изменений, следует иметь в виду случаи так называемой псевдокомненсации, заключающейся в приспособ­лении к дефекту. Практически это проявляется в том, что, напри­мер, частичнозрячие продолжают пользоваться в процессе познавательной, трудовой и ориентировочной деятельности дефектным зрением, не пытаясь компенсировать его недостатки путем исполь­зования сохранных органов чувств. Здесь мы сталкиваемся не только с отсутствием осознаваемой перестройки, но и с противо­действием обычно имеющему место «стихийному» приспособле­нию. Есть основания предполагать, что такое противодействие обу­словлено как физиологически — прочностью ранее, до слепоты, сложившегося динамического стереотипа, врожденным стремлени­ем вести себя как существо оптическое, так и психологически — желанием внешне, поведенчески не отличаться от нормально ви­дящих.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 728; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.009 сек.