Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Биосоциальная природа компенсаторного приспособления




В предыдущих параграфах были рассмотрены общие биологи­ческие принципы и физиологические механизмы компенсаторной деятельности организма. В них было показано, что компенсация является функцией центральной нервной системы. Отсюда следует, что уровень компенсаторной приспособляемости должен зависеть от ее сложности.

Зависимость развития компенсаторных функции от уровня развития нервной системы отчетливо проявляется в опытах с энук­леацией (ослеплением) животных, находящихся на разных ступенях эволюционной лестницы.

Различия в уровне развития нервной системы отражаются в случае слепоты и на состоянии зрительных зон головного мозга. У животных потеря Зрения ведет к разрушению нервных клеток в зрительных областях. Например, у ослепленных собак и кошек разрушаются нервные клетки коленчатого тела, через которое прохо­дят нейрозрительные пути, происходит уменьшение коленчатого тела в размерах. У ослепших людей никаких патологических изме­нений в морфологической структуре мозга, как правило, не обна­руживается.

Отсутствие патологических изменений (распада нервных кле­ток) в зрительных зонах мозга у людей, потерявших зрение, объяс­няется высоким уровнем развития центральной нервной системы и сложившейся у человека сложной динамической системой связей между мозговыми центрами. Благодаря этому отсутствие зритель­ных раздражений у человека не вызывает обусловленной бездея­тельностью атрофии нервных образований, которая наблюдается у животных. «Когда речь идет о слепых, глухих и т.д., — писал И.П. Павлов, — нужно постоянно помнить, что деятельность центра коры поддерживается ассоциированными раздражителями и вместе с тем зависит от количества всех раздражений и иррадиации их».

Исключение здесь составляют только рано ослепшие и лица со значительным стажем слепоты. Посмертное исследование мозга профессора Щ. (ослеп в 5 лет, стаж слепоты 54 года) и музыканта К, (слепорожденный, стаж слепоты 77 лет) показало, что длитель­ное поражение периферического зрительною нейрона вызывает морфологические изменения мозговой ткани. Они выражаются в уменьшении толщины коры зрительного центра. Если в норме толщина коры составляет в среднем 2 -2,15 мм, то при длительной тотальной слепоте она равняется 1,24—1,35 мм. Морфологи отмечают также редуцированность развития затылочных долей мозга. Очеви­дно, для нормального функционирования зрительных зон и их раз­вития в случаях рано наступившей и длительной тотальной слепо­те оказывается недостаточно ассоциированных раздражителей.

Таким образом, человек не только имеет наиболее высокораз­витую нервную систему, но и обладает самыми совершенными компенсаторными возможностями. Однако даже такое высокое развитие биологических компенсаторных функций не может обеспе­чить сколько-нибудь значимых результатов при наличии тяжелых нарушений высшей нервной деятельности. В качестве примера можно принести такой дефект, как травма переднего отдела заты­лочной области больших полушарии, в результате которой, сохра­няя нормальное зрение, больные разучиваются читать. И только специальные упражнения (а не биологическое компенсаторное приспособление) возвращают им эту способность. Абсолютная же слепота независимо от ее происхождения при полном отсутствии какой бы то ни было помощи извне делает человека практически нежизнеспособным. Физиологические меры организма оказывают­ся недостаточными для компенсации столь сложного дефекта и его последствий.

Однако люди с полной потерей зрения, слуха и даже при таких тяжелых комбинированных дефектах, как слепоглухонемота, в значительной мере преодолевают их последствия, приспосабливаются к жизни в новых условиях, а порой достигают в ней значительных успехов.

Наиболее показательным для данного случая является жизнь и деятельность слепоглухнх Л. Бриджмен, Э. Келлер, О.И. Скороходовой и многих других. Все они, несмотря на столь тяжелые нару­шения анализаторной деятельности, достигли высокого уровня ин­теллектуального развития. Широко известны книги Э. Келлер «История одной жизни» и О.И. Скороходовой «Как я восприни­маю, представляю и понимаю окружающий мир».

Э. Келлер, которую М. Твен назвал феноменом XX в., на про­тяжении долгих дет много сил отдавала организации обучения и воспитании аномальных детей.

О.И. Скороходова, получила образование и защитив кандидатс­кую диссертацию, работала в области дефектологии, занималась литературным трудом. Стихи, статьи, очерки О.И. Скороходовой, в которых раскрываются способы и средства, помогающие ей ориен­тироваться в окружающем мире и познавать его, вызывают боль­шой интерес у широких читательских масс. Своеобразные, но вполне реальные картины жизни сменяются перед нами одна за другой, когда мы читаем произведения О.И. Скороходовой. Вот, например, ее описание своих представлений в очерке «Еду»: «Я пытаюсь представить себе жизнь людей, движение в городе... шум и звуки представляются мне в виде непрерывных вибраций, кото­рые я ощущаю, когда нахожусь на улице или когда еду в трамвае, троллейбусе и т.д.

Представляю я знакомых и незнакомых мне людей... но их го­лосов не представляю, мне кажется, что они молчат или говорят очень мало и притом говорят беззвучно. Если же я захочу все-таки представить человеческие голоса, то звуки чудятся мне на кончи­ках пальцев, потому что некоторых своих знакомых, а также собст­венный голос я «слушаю» руками.»

Не менее интересны и ее наблюдения и переживания, изло­женные в стихотворной форме:

«Думают иные — те, кто звуки слышат,

Те, кто видят солнце, звезды и луну:

Как она без зренья красоту опишет,

Как поймет без слуха звуки и весну?!

Я услышу запах и росы прохладу,

Легкий шелест листьев пальцами ловлю.

Утопая в сумрак, я пройду по саду,

И мечтать готова, и сказать: люблю...

Пусть я не увижу глаз его сиянье,

Не услышу голос, ласковый, живой,

Но слова без звука — чувства трепетанье —

Я ловлю и слышу быстрою рукой».

На страницах научных и популярных изданий опубликовано много работ, посвященных уникальному эксперименту по воспита­нию и обучению слепоглухонемых детей, осуществленному А.И. Мещеряковым и И.А. Соколянским в Загорском специальном дет­ском доме. Ими была разработана методика, позволяющая слепо­глухонемым овладевать предметными действиями, звуковой речью, Навыками чтения, письма и сложнейшими интеллектуальными действиями.

С помощью этой методики оказывается возможным сформировать, у них качества личности, необходимые для активно­го участия в трудовой и общественной жизни. Эффективность методики И.А. Соколянского и А.И. Мещерякова подтверждается успешной работой ряда воспитанников Загорского детского дома по­сле окончания Московского университета в научных и учебных уч­реждениях.

Из приведенных примеров видно, что даже при наличии нес­кольких дефектов их последствия могут быть в значительной мере преодолены и человек может достичь высокого уровня психическо­го развития.

В связи с этим возникает вопрос: какие условия, кроме ранее рассмотренных биологических факторов, имеют значение для ком­пенсации дефекта и как они соотносятся с первыми?

Такими условиями являются уровень развития общественных отношений и технического прогресса, положение инвалида в об­ществе, условия семенного и школьного воспитания, состояние здравоохранения и социального обеспечения и многие другие со­циальные факторы.

Наличие двух различных групп факторов (биологических и со­циальных) не означает их взаимоисключающей противоположнос­ти. Напротив, подлинно научный, материалистический взгляд на компенсацию утверждает единство и взаимодействие этих факто­ров.

Биологические факторы выступают как самостоятельные при компенсации дефектов у животных, давая приспособительный эф­фект, восстанавливая утраченное равновесие со средой. Причем многие сложные нарушения функций, такие, как, например, сле­пота, только на биологической основе не компенсируются, и жи­вотные погибают. У человека биологические факторы имеют само­стоятельное значение только при дефектах, не вызывающих сущес­твенных отклонений» развитии и проявлениях психики. Во всех остальных случаях компенсаторное приспособление осуществляется на основе синтеза биологических и социальных факторов при ве­дущей роли последних

Утверждение в этом единстве ведущей роли социального фак­тора основано на марксистской теории происхождения и развития человека кик существа общественного. Именно груд и общение в процессе труда способствоваливыделению человека из мира жи­вотныхиего дальнейшему совершенствованию.

Любая из сторон человеческой психики, хотя и является продуктом деятельности определенного органа, формируется как под­линно человеческий функция в условиях общественно-трудовой деятельности. В работе «Экономическо-философские рукописи 1844 года» К. Маркс писал: «Каждое из его (человека. — АЛ.) человеческих отношений к миру — зрение, слух, обоняние, вкус, осяза­ние, мышление, созерцание, ощущение, хотение, деятельность, любовь, — словом, все органы его индивидуальности... существуют как общественные органы, -- являются в своём предметном отношении, или в своём отношении к предмету, присвоением последне­го, присвоением человеческой действительности».

Указание К. Маркса на то, что человеческая психика форми­руется в результате усвоения человеческого опыта в условиях сов­местной деятельности относится не только к процессу истори­ческого развития, но и к онтогенезу человека. Сама но себе кон­ституция человека, то есть его биологическая организация, еще не определяет его человеческой сущности, и, как справедливо заметил французский психолог А. Пьерон, «ребенок в момент рождения лишь кандидат в человека, но он не может им стать в изоляции -ему нужно научиться быть человеком в общении с людьми». Это положение хорошо иллюстрируется многочисленными фактами, аналогичными истории небезызвестного К. Хаузера, а также де­тей, выращенных животными.

Итак, для нормального развития психики необходимо усвоение человеческого опыта, которое осуществляется в результате речевого общения, совместной деятельности, активных и адекватных дейст­вий. Слепота и слабовидение создают препятствия для нормально­го развития психики прежде всего в результате, ограничения возможностей общения и способов труда. Именно это имел в виду Л.С. Выготский, когда писал, что проблему детской дефективности следует рассматривать прежде всего «как социальную проблему по­тому, что не замечаемый прежде социальный ее момент, считав­шийся прежде второстепенным, на самом деле оказывается перво­степенным, главным. Его и надо поставить во главе угла. Надо смело взглянуть в глаза этой проблеме, как проблеме социаль­ной». Тем самым Л.С. Выготский подчеркивает ведущую роль со­циальных факторов в компенсации слепоты, слабовидения и их по­следствий.

Несмотря на то что Л.С. Выготский в своей культурно-исторической теории развития психики резко и недостаточно обо­снованно противопоставил общественные, «культурно-историчес­кие» формы сознательной деятельности «естественно сформиро­ванным» психическим процессам, его величайшая заслуга заключа­ется в выдвижении на первый план в теорий компенсации соци­альных факторов.

Никогда никакая биологическая функция, не сможет компен­сировать, восстановить нарушенные дефектом связи человека и общества. И поскольку высшей формой проявления компенсации является становление всесторонне развитой личности, которое предполагает формирование научного мировоззрения и убеждений, способности овладевать знаниями и применять их на практике, высокого уровня моральных, волевых и интеллектуальных качеств, постольку ведущими в преодолении имеющихся отклонений и дальнейшем нормальном развитии человеческой психики являются социальные факторы компенсации.

Эффективность социальных факторов в компенсации в су­щественной мере зависит от степени выраженности дефекта, коли­чества нарушенных функций и их значения для жизнедеятельнос­ти. То, что степень эффективности социальных воздействий зави­сит от глубины эффекта, хорошо иллюстрируется клиническим ма­териалом. Глубокие поражения центральной нервной системы, вы­зывающие тяжелые формы умственной отсталости, комбинирован­ные нарушения анализаторной деятельности, сочетания сенсорной недостаточности с умственной отсталостью и другие сложные де­фекты, даже при самых благоприятных условиях жизни серьезно ограничивают возможности ком пенса горною приспособления. В качестве примера можно сослаться па клинические наблюдения С.П. Боткина и немецкою невропатолога Штрюмпеля за больными, страдавшими нарушениями функций зрения, слуха и осязания На протяжении нескольких лет они находились практически все время в состоянии глубокого торможения (сна), из которого выхо­дили только для отправления физиологических потребностей.

Среди социальных факторов, оказывающих влияние на ком­пенсацию нарушенных или утраченных функций, наиболее сущее таенными являются уровень развития общества и социальное положение слепого или слабовидящего, условия деятельности инди­вида и его активность.

Зависимость высших форм компенсации от уровня развития общества и общественных отношений отчетливо проявляется при анализе положения слепых при различных экономических форма­циях. На ранних этапах развития общества психическое развитие слепых, большая часть которых являлась представителями бедней­ших слоев населения, было серьезно ограничено. Именно неиму­щие классы в первую очередь страдали от заболеваний, непосред­ственно влекущих за собой нарушения зрения. Нищенство было уделом большинства слепых. Слепые представляли собой париев общества, и это их положение широко отображено в устном народ­ном творчестве, литературе, изобразительном искусстве. Слепота и бедность, слепота и убожество, слепота и несчастье являлись сино­нимами. «Слепой несчастен, а бедный слеп, потому что тот никого не видит, а на этого никто не смотрит», — писал немецкий поэт Логау. Невозможность принимать участие в общественно полезном труде, изоляция от общества, отсутствие элементарных социальных благ затрудняли компенсаторное приспособление и психическое развитие слепых, резко ограничивали возможности их реабилита­ции и интеграции в обществе. Лишь немногим слепым из привиле­гированных классов удавалось в той ли иной мере преодолеть по­следствия нарушения функций зрительного анализатора и адапти­роваться в социальной среде.

Идеологизация науки, насаждавшаяся в нашей стране до не давнего времени, имела своим следствием формирование прими­тивного, вульгарно-материалистического представления, согласно которому улучшение социального статуса инвалидов жестко связа­но с переходом от капитализма к социализму. Однако объективный анализ ситуации показывает, что решающим здесь оказывается не характер общественных отношений, а уровень цивилизованности, гуманности, богатства общества. В качестве свидетельства приве­дем отрывок из нью-йоркской корреспонденции В. Симонова (Огонек. 1988. № 5): «...инвалиды! Их непривычно, на московский глаз, много. Кто-то катит их в колясках. Они сами катят себя на причудливых, приводимых в движение электромотором конструк­циях, управляемых порой движениями одиого-единственного паль­ца. Парализованные, люди с тяжелыми физическими недостатками (в том числе и слепые — А.Л.) — завсегдатаи парков, их удивитель­но часто видишь в музеях и на выставках. Порой чудится, что в Нью-Йорке устроили вечный съезд инвалидов.

Нет, их наверняка не больше, чем в Москве или Рязани. Про­сто Нью-Йорк да и другие американские города милосердны к че­ловеку в инвалидной коляске. Они не прячут его в четырех стенах, а, напротив, стараются проломить стену, отделяющую больного от общества». Подобная ситуация становится возможной в результате изменения экономического и социального положения инвалидов за счет развития систем обучения и воспитания, здравоохранения, ре­абилитации и трудоустройства, создания комфортных условий бы­тия, гуманизации общества, иными словами, компенсация дефек­та, реабилитация и интеграция инвалида в общество зависят не только и не столько от него самого, сколько от готовности общест­ва создать инвалидам необходимые условия, принять их, пойти им навстречу.

Улучшение социального положения позволяет слепым и слабо­видящим включиться в сознательную, активную деятельность в различных ее формах, что является основным условием развития компенсаторных функций.

Для включения слепых и слабовидящих в общеполезный труд весьма существенное значение имеет использование технических средств компенсации. Технический прогресс оказывает огромное влияние на развитие человеческой психики.

Необходимость создания обходных путей для успешного овладения слепыми и слабовидящими знаниями и опытом, накопленными человечеством, требует использования способствующих этому процессу специальных средств.

Создание рельефного шрифта, специальных приборов для письма, всевозможных корригирующих средств, разработка нагляд­ных пособий, предназначенных для осязательною или зрительного восприятии, изобретение приборов для ориентировки в пространс­тве и приспособлений для производственного труда и многое дру­гое расширяли познавательные и трудовые возможности слепых и слабовидящих, способствовали адаптации (при врожденной или ранней утрате зрения) или реадаптации (при более поздних нару­шениях зрительных функций) к жизни в новых условиях.

Тифлотехнические средства компенсации развиваются в основ­ном в двух направлениях. Это, во-первых, приборы, сохраняющие и развивающие нарушенные зрительные функции. К ним относят­ся различные корригирующие оптические приспособления: обыч­ные и телескопические очки, контактные линзы и т.п. Другая груп­па приборов основана на использовании сохранных анализаторов, при помощи которых слепой или слабовидящий получает преобра­зованную информацию, поступающую в обычных условиях через зрительную систему. Это приборы, заменяющие световые и цвето­вые раздражители раздражителями других модальностей, транс­формирующие световую энергию в звуковую или механическую. Среди них приборы, используемые в ориентировочной деятельнос­ти, читающие машины, приспособления для проведения лаборато­рных работ и т.п. Ведутся работы и еще в одном направлении. Речь идет о моделировании периферической части зрительного анализа­тора (электронного глаза). Такого рода приспособления должны трансформировать световую энергию в электрическую и посылать электрические импульсы непосредственно в зрительные зоны го­ловного мозга, вызывая тем самым субъективные световые ощуще­ния.

Огромную роль в компенсации играет сознание. Его значение отчетливо проявляется при сравнении компенсаторных процессов у человека и животных. Если последние благодаря компенсации мо­гут Только биологически приспособиться к новым условиям, то че­ловек восстанавливает нарушенное равновесие не только с естест­венной, но и с социальной средой. А это возможно только при ус­ловии осознания дефекта, его последствий и тех задач, которые возникают перед человеком в ходе преодоления обусловленных дефектом отклонений в психическом и физическом развитии.

Наиболее отчетливо роль сознания в преодолении дефекта и его последствий проявляется у лиц, полностью или частично утра­тивших зрение в зрелом возрасте.




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 580; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.028 сек.