КАТЕГОРИИ: Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748) |
Характеристика психического отражения при дефектах зренияОтражательная деятельность каждого из нас характеризуется активностью, является процессом, в ходе которого человек идет ко все более полному, глубокому и всестороннему знанию, преломляя в призме своей индивидуальности внешние воздействии. Характеризуя психику в целом, следует сказать, что это адекватное, хотя и несущее в себе элементы субъективности, отражение объективного мира. В то же время известно, что соответствие отображения оригиналу (отображаемому) не является абсолютным. В. И. Ленин указывал, что сознание, отражающее мир, есть в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение». Эта «приблизительная верность» отражения обусловлена объективными причинами, определяющими некоторое расхождение между отображением и отображаемым (например, угол зрения, уровень освещенности и пр.), а также субъективностью отражательной деятельности. Кроме того, психическое отражение есть результат приспособления человека к условиям жизни на Земле, что было подмечено еще Л. Фейербахом, который утверждал, что человек имеет именно столько чувств, сколько необходимо дли того, чтобы воспринимать мир в его целостности. Выпадение или серьезное ограничение функций зрительного анализатора дает основание поставить вопрос: изменятся ли познавательные возможности и адекватность отражения, если человек будет иметь меньше органов чувств, чем в норме? Изучение психической деятельности лиц с дефектами зрения или слуха и комбинированными дефектами (слепоглухих) показало, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. Утрачивается она лишь при выпадении всех трех гностических (познавательных) чувств: зрения, слуха и осязания. Возможность адекватного отражения внешнего мира при сужении сенсорной сферы обусловлена, во-первых, наличием викариата (замещения) ощущений, то есть замены выпавших или нарушенных функций функциями сохранных анализаторов, и, во-вторых, тем, что отражение осуществляется не только непосредственно, на уровне чувственного познания, но и опосредствованно, при помощи мышления. На это указывал еще Ф. Энгельс. В работе «Диалектика природы» он писал: «К нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления». Установив, что инвалиды по зрению в принципе адекватно отражают мир, необходимо рассмотреть еще один вопрос: в какой мере соответствуют формирующиеся у них образы реальной действительности во всех ее проявлениях? В какой степени их впечатления соотносятся с впечатлениями нормально видящих? Возможно ли в ходе компенсаторного приспособления достичь такой же полноты отражения, что и при нормальном зрении? Разумеется, полная замена выпавших или редуцированных зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отражения при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с дефектами зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с количественными различиями в объеме и характере информации, получаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют определенные качественные отличия, заключающиеся в снижении целостности, полноты, дифферешдарованности образов, скорости их возникновения. Эти особенности будут подробно рассмотрены в разделе III. Отмечая существование количественных и качественных различий в образах слепых, слабовидящих и нормально видящих, следует помнить, что отражение важнейших параметров (свойств, признаков, дающих характеристику объекта) внешнего мира предполагает сохранность хотя бы одного из видов гностических ощущений — зрительных или кожно-мышечных. В психологической литературе со времен И.М. Сеченова много раз отмечалось сходство зрительных и осязательных впечатлений, обусловленное способностью руки и глаза отражать одни и те же категории признаков предметов, а также характером их поведения В Процессе восприятия. Это подтверждается и современными исследованиями, показавшими, что в различных сенсорных системах при перекодировании раздражителей в нервные импульсы существует адекватная информационная эквивалентность. Иными словами, информация об одних и тех же свойствах, признаках объектов, поступающая в мозг по различным каналам (зрительному, осязательному и т.д.), оценивается однозначно. Блестящим и доказательным примером того, что образ может отразиться в мозгу и в сознании набором самых разнообразных параметров окружающего мира, — писал советский физиолог П.К. Анохин, — является поведение слепоглухонемых людей. Замечательный внутренний мир и отражательная деятельность этих людей представляет собой весьма яркое доказательство двух положений: а) внешний мир может быть отражен в мозгу человека после целого ряда перекодирований вполне реальными параметрами, причем каждый из параметров может приобрести ведущее значение, если почему-либо отсутствуют другие; б) наличие точного отражения параметров внешнего мира даже при исключении важнейших из них доказывается тем, что поведение животных и человека находится в полном соответствии с теми физическими параметрами внешнего мира, которые в данной ситуации являются жизненно важными. Из сказанного следует, что, несмотря на некоторые различия в объеме получаемой информации и преобладание у слепых и слабовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следовательно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует. Вопросы и задания 1. Какую роль играет зрение в отражательной деятельности человека и каковы последствия его нарушений? 2. Что является объектом и предметом тифлопсихологии? 3. Какие задачи стоят перед тифлопсихологией и какую роль играют в их решении данные смежных наук? 4. Что является методологической основой тифлопсихологии? Дайте характеристику используемых в тифлопсихологических исследованиях методов. 5. В чем заключаются особенности психического развития при дефектах зрения? Как эти особенности проявляются в процессе отражения окружающей действительности? 6. Какие патохарактерологические черты личности могут формироваться при дефектах зрения? 7. Докажите возможность адекватного отражения окружающей действительности инвалидами по зрению. Литература Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой и др. — М., 1967. Гл. I—III. Зотов А.К. Итоги и задачи комплексного изучения познавательной деятельности аномальных школьников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1970. Т. 420. Лангмейер П., Матейчек 3.Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. С. 9-24, 206—208. Литвак. А Г.Типология как система наук // Наша жизнь. 1979. № 7. Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. — Л., 1973. Гл. 1. Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности развития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. № 6. Матвеев В.Ф.Психические нарушения при нарушениях зрения и слуха. — М.: Медицина, 1987. Раздел I. ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ
Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы! Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет |