Студопедия

КАТЕГОРИИ:


Архитектура-(3434)Астрономия-(809)Биология-(7483)Биотехнологии-(1457)Военное дело-(14632)Высокие технологии-(1363)География-(913)Геология-(1438)Государство-(451)Демография-(1065)Дом-(47672)Журналистика и СМИ-(912)Изобретательство-(14524)Иностранные языки-(4268)Информатика-(17799)Искусство-(1338)История-(13644)Компьютеры-(11121)Косметика-(55)Кулинария-(373)Культура-(8427)Лингвистика-(374)Литература-(1642)Маркетинг-(23702)Математика-(16968)Машиностроение-(1700)Медицина-(12668)Менеджмент-(24684)Механика-(15423)Науковедение-(506)Образование-(11852)Охрана труда-(3308)Педагогика-(5571)Полиграфия-(1312)Политика-(7869)Право-(5454)Приборостроение-(1369)Программирование-(2801)Производство-(97182)Промышленность-(8706)Психология-(18388)Религия-(3217)Связь-(10668)Сельское хозяйство-(299)Социология-(6455)Спорт-(42831)Строительство-(4793)Торговля-(5050)Транспорт-(2929)Туризм-(1568)Физика-(3942)Философия-(17015)Финансы-(26596)Химия-(22929)Экология-(12095)Экономика-(9961)Электроника-(8441)Электротехника-(4623)Энергетика-(12629)Юриспруденция-(1492)Ядерная техника-(1748)

Характеристика психического отражения при дефектах зрения




Отражательная деятельность каждого из нас характеризуется активностью, является процессом, в ходе которого человек идет ко все более полному, глубокому и всестороннему знанию, преломляя в призме своей индивидуальности внешние воздействии. Характе­ризуя психику в целом, следует сказать, что это адекватное, хотя и несущее в себе элементы субъективности, отражение объективного мира.

В то же время известно, что соответствие отображения ори­гиналу (отображаемому) не является абсолютным. В. И. Ленин ука­зывал, что сознание, отражающее мир, есть в лучшем случае приблизительно верное (адекватное, идеально точное) его отражение». Эта «приблизительная верность» отражения обусловлена объектив­ными причинами, определяющими некоторое расхождение между отображением и отображаемым (например, угол зрения, уровень освещенности и пр.), а также субъективностью отражательной дея­тельности.

Кроме того, психическое отражение есть результат приспособ­ления человека к условиям жизни на Земле, что было подмечено еще Л. Фейербахом, который утверждал, что человек имеет именно столько чувств, сколько необходимо дли того, чтобы воспринимать мир в его целостности.

Выпадение или серьезное ограничение функций зрительного анализатора дает основание поставить вопрос: изменятся ли позна­вательные возможности и адекватность отражения, если человек будет иметь меньше органов чувств, чем в норме? Изучение пси­хической деятельности лиц с дефектами зрения или слуха и ком­бинированными дефектами (слепоглухих) показало, что даже при таких сложных нарушениях способность адекватно отражать мир сохраняется. Утрачивается она лишь при выпадении всех трех гно­стических (познавательных) чувств: зрения, слуха и осязания. Воз­можность адекватного отражения внешнего мира при сужении сен­сорной сферы обусловлена, во-первых, наличием викариата (за­мещения) ощущений, то есть замены выпавших или нарушенных функций функциями сохранных анализаторов, и, во-вторых, тем, что отражение осуществляется не только непосредственно, на уро­вне чувственного познания, но и опосредствованно, при помощи мышления. На это указывал еще Ф. Энгельс. В работе «Диалектика природы» он писал: «К нашему глазу присоединяются не только еще другие чувства, но и деятельность нашего мышления».

Установив, что инвалиды по зрению в принципе адекватно от­ражают мир, необходимо рассмотреть еще один вопрос: в какой мере соответствуют формирующиеся у них образы реальной дей­ствительности во всех ее проявлениях? В какой степени их впе­чатления соотносятся с впечатлениями нормально видящих? Воз­можно ли в ходе компенсаторного приспособления достичь такой же полноты отражения, что и при нормальном зрении?

Разумеется, полная замена выпавших или редуцированных зрительных впечатлений невозможна. Однако специфика отраже­ния при слепоте и слабовидении не может быть сведена лишь к количественным различиям, к тому, что лица с дефектами зрения отражают меньше непосредственно воспринимаемых свойств и признаков предметов и явлений, и преобладанию образов других модальностей по сравнению с нормально видящими. Наряду с ко­личественными различиями в объеме и характере информации, по­лучаемой слепыми, слабовидящими и зрячими, существуют оп­ределенные качественные отличия, заключающиеся в снижении целостности, полноты, дифферешдарованности образов, скорости их возникновения. Эти особенности будут подробно рассмотрены в разделе III.

Отмечая существование количественных и качественных раз­личий в образах слепых, слабовидящих и нормально видящих, сле­дует помнить, что отражение важнейших параметров (свойств, признаков, дающих характеристику объекта) внешнего мира пред­полагает сохранность хотя бы одного из видов гностических ощу­щений — зрительных или кожно-мышечных.

В психологической литературе со времен И.М. Сеченова много раз отмечалось сходство зрительных и осязательных впечатлений, обусловленное способностью руки и глаза отражать одни и те же категории признаков предметов, а также характером их поведения В Процессе восприятия. Это подтверждается и современными ис­следованиями, показавшими, что в различных сенсорных системах при перекодировании раздражителей в нервные импульсы существует адекватная информационная эквивалентность. Иными слова­ми, информация об одних и тех же свойствах, признаках объектов, поступающая в мозг по различным каналам (зрительному, осяза­тельному и т.д.), оценивается однозначно. Блестящим и доказа­тельным примером того, что образ может отразиться в мозгу и в сознании набором самых разнообразных параметров окружающего мира, — писал советский физиолог П.К. Анохин, — является поведение слепоглухонемых людей. Замечательный внутренний мир и отражательная деятельность этих людей представляет собой весьма яркое доказательство двух положений: а) внешний мир может быть отражен в мозгу человека после целого ряда перекодирований вполне реальными параметрами, причем каждый из параметров может приобрести ведущее значение, если почему-либо отсутствуют дру­гие; б) наличие точного отражения параметров внешнего мира да­же при исключении важнейших из них доказывается тем, что поведение животных и человека находится в полном соответствии с теми физическими параметрами внешнего мира, которые в данной ситуации являются жизненно важными.

Из сказанного следует, что, несмотря на некоторые различия в объеме получаемой информации и преобладание у слепых и сла­бовидящих ощущений других модальностей, образы отображаемых ими объектов относительно соответствуют оригиналам. Следова­тельно, никаких принципиальных различий в представлениях лиц с дефектами зрения и нормально видящих об окружающем мире не существует.

Вопросы и задания

1. Какую роль играет зрение в отражательной деятельности человека и каковы последствия его нарушений?

2. Что является объектом и предметом тифлопсихологии?

3. Какие задачи стоят перед тифлопсихологией и какую роль играют в их решении данные смежных наук?

4. Что является методологической основой тифлопсихологии? Дайте характеристику используемых в тифлопсихологических ис­следованиях методов.

5. В чем заключаются особенности психического развития при дефектах зрения? Как эти особенности проявляются в процессе от­ражения окружающей действительности?

6. Какие патохарактерологические черты личности могут формироваться при дефектах зрения?

7. Докажите возможность адекватного отражения окружающей действительности инвалидами по зрению.

Литература

Дети с глубокими нарушениями зрения / Под ред. М.И. Земцовой и др. — М., 1967. Гл. I—III.

Зотов А.К. Итоги и задачи комплексного изучения познавательной деятельности аномальных школьников // Ученые записки ЛГПИ им. А.И. Герцена. - Л., 1970. Т. 420.

Лангмейер П., Матейчек 3.Психическая депривация в детском возрасте. - Прага, 1984. С. 9-24, 206—208.

Литвак. А Г.Типология как система наук // Наша жизнь. 1979. № 7.

Литвак А.Г. Теоретические вопросы тифлопсихологии. — Л., 1973. Гл. 1.

Лубовский В.И. Общие и специфические закономерности раз­вития психики аномальных детей //Дефектология. 1971. № 6.

Матвеев В.Ф.Психические нарушения при нарушениях зрения и слуха. — М.: Медицина, 1987. Раздел I.

ГЛАВА 2. СТАНОВЛЕНИЕ ТИФЛОПСИХОЛОГИИ КАК НАУКИ




Поделиться с друзьями:


Дата добавления: 2014-12-27; Просмотров: 427; Нарушение авторских прав?; Мы поможем в написании вашей работы!


Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет



studopedia.su - Студопедия (2013 - 2024) год. Все материалы представленные на сайте исключительно с целью ознакомления читателями и не преследуют коммерческих целей или нарушение авторских прав! Последнее добавление




Генерация страницы за: 0.014 сек.